ГЛАВНАЯ Образцы планов Биология Биология 9 класс краткосрочные планы КСП

Биология 9 класс краткосрочные планы КСП

84
0

 

 

Тема

Урок 1

Общая биология в системе естественно — научных дисциплин, её цель и задачи. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности, многообразие живого мира, уровни организации живой материи. Значение предмета для понимания всего живого.

 

Цель сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, роли курса общей биологии в системе естественно- научных дисциплин;

  Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов  изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения,  повторить и углубить знания об основных  биологических науках; подготовка К ВОУД

 Развивающая: создать  условия  для  развития  у  учащихся  высокой концентрации  внимания, скорости  восприятия  и  переработки  информации,  культуры  речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

 

Ожидаемый результат знать основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии, значении биологии.

способствовать формированию трудовых и учебных навыков, увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.

 

 

Этап урока

Деятельность учителья Деятельность

ученика

I. Орг.

момент

I     нт.

II. Зна     II.Знакомство с

организацией учебных занятий  по курсу «Общая биология»

   Во   

Ш.

 Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Д/З:

 

 

 

 

VI. Рефлексия.

Организационно- психологический настрой.

 

 

1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.

2. Введение в общую биологию и «экологию»,  знакомство со структурой учебника и правилами  работы  с ними.

А). Что такое биология?

Составьте синквейн понятия «биология».

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна:

1. Биология.

2. Интересная, значимая.

3.  Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

5. Наука.

Б). Биология – наука о жизни.

Методы изучения биологии:

  • наблюдение – выявляет объекты и явления;
  • сравнение- дает возможность установить закономерности;
  • эксперимент или опыт – выявляет свойства биологических объектов;
  • исторический – познать процессы развития живой природы.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, анализаторы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Этапы работы Осуществление
Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы
Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные
Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
Проведение опыта Подбор необходимых биологических объек­тов, приборов и реактивов. Проведение опы­та. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипо­тезой, научное объяснение результатов

 

  1. Значение биологии:

А) производство продовольствия;

Б) разработка методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно тяжелых, сердечно- сосудистых, рак, СПИД.

В) охрана природы и приумножение ее богатств.

4.Уровни организации живой природы.

Уровень организации пояснение Науки занимающие этими вопросами
Молекулярно-клеточный Строение и функции клеток Биохимия, цитология
организменный Строение и жизнедеятельность организма Анатомия, генетика, физиология
Популяционно-видовой Взаимоотношение между особями их связи со средой Экология, эволюционное учение
биогеоценотичный Взаимосвязь организма в сообществе Экология
биосферный Живые организмы Экология, учение о биосфере

Современная биология – быстроразвивающаяся наука.

Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»?

(путем сочетания двух греческих слов: «bios» — жизнь и «logos» — слово, учение).

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.  Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.

В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Работа в  парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука Что изучает
1 Анатомия
2 Антропология
3 Биология
4 Биометрия
5 Биотехнология
6 Биофизика
7 Биохимия
8 Ботаника
9 Вирусология
10 Генетика
11 Зоология
12 Микология
13 Микробиология
14 Морфология
15 Палеонтология
16 Селекция
17 Систематика
18 Физиология
19 Цитология
20 Эволюционное учение
21 Экология
22 Эмбриология

 

??? Скажите, при заполнении  таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?

Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;

ботаника – строение и жизнедеятельность растений;

зоология собирает и систематизирует сведения о животных;

микология изучает грибы;

антропология – человека;

общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.

Так, морфология  — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);

физиология – учение о функциях живых организмов;

анатомия – наука о внутреннем строении существ.

К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),

экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),

палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).

В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.

Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.

Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.

Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).

Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.

Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

Проблемный вопрос:

Что же изучает общая биология?

Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

? Что может объединять все биологические науки?

Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

  Задание1.

Работа в группах (если  урок проводится в классе с расширенным изучением предмета, то можно более подробно остановится на связи этого предмета с биологией) . Учащиеся выясняют связь биологии с :

1.      Группа – химией;

2.      Группа – физикой;

3.      Группа – математикой;

4.      Группа – гуманитарными предметами.

Задание 2.

Подобрать по одному примеру использования методов биологических наук в ботанике, зоологии , анатомии и физиологии человека.

Методы биологических наук

1.      Наблюдение и описание_________________________________

2.      Сравнительный________________________________________

3.      Экспериментальный____________________________________

4.      Исторический_________________________________________

Приведите примеры использования этих методов в других науках.

2.Знакомство с тематикой и структурой учебника.

Задание 3.

Внимательно ознакомится с названием глав, подразделов учебника. Назвать наиболее значимые и интересные темы.

Перечислите, какие темы, на ваш взгляд, носят мировоззренческий характер. Есть ли такие, которые могут быть значимы для будущей деятельности.

 

Работа в группах по заданию:

Самостоятельная работа с учебником по заданию: 

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением  и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов,  заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением:

Ф.И.О ученого Вклад в науку

 

Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире.

Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире?

В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории — и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.

 

 

1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили?

стр. 3- 7

Творческое задание по группам на выбор:

1. Каково значение биологии  для понимания всего живого.

2. Напишите  эссе «Является  ли биологическая наука  частью      культуры человечества?»

 

Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?

 

Приложение 1.

  1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
  2. Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.
  3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.
  4. 4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.
  5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
  6. 6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

 

 

Тема

Урок 2

Предмет и задачи цитологии. Методы исследования и их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства.

 

Цель Сформировать представления о науке  цитологии,   целях и задачах, общебиологических методах, перспективах применения  цитологических знаний;  ознакомить с основными этапами в истории открытия клетки; развить умение самостоятельно работать с учебником, легко оперировать его компонентами, самостоятельно актуализировать базовые знания  на основе вопросов перед изучаемым параграфом;
Ожидаемый результат умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать логическое мышление, речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений;

 

 

Этапы урока

 Содержание Методы, формы, приемы работы
Устно: 1). Что изучает цитология?
I  Оргмомент, вводный Приветствие, определение целей урока.

 

беседа
II Актуализация знаний Проверка дом заданий

1.      Дайте определение «биологии». Кто предложил данный термин?

2.      Почему современную биологию считают комплексной наукой? Из каких подразделов состоит современная биология?

3.      Какие специальные науки можно выделить в биологии? Дайте их краткую характеристику.

4.      Какие методы исследования используют в биологии?

5.      Приведите определение понятия «жизнь».

6.      Почему живые организмы называют открытыми системами?

7.      Перечислите основные свойства живого.

8.      Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

9.      Какие уровни организации характерны для живой материи?

 

Разделы биологической науки. Общая биология, ее предмет и объект изучения.

2. Методы биологической науки: наблюдение, описание,  сравнение,  инструментальный, опытный, экспериментальный

моделирование

  1. Биологический диктант (повторение терминов): ботаника, зоология, микробиология, вирусология, антропология, микология, анатомия, морфология, физиология, генетика, цитология, биохимия, экология.
  2. Проверка отчетного задания по экскурсии №1.

А). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы учащегося под редакцией Ж.Курмангалиевой для 10 класса по заданиям – 3 человека:

1).стр. 3 задание 1

2)  стр. 3 задание 2

3) стр. 3 задание 3

Б). Устно:

1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили ?

 

В). Проверка выполнения творческого задания  по группам на выбор:

1. Каково значение биологии  для понимания всего живого.

2. Напишите  эссе «Является  ли биологическая наука  частью      культуры человечества?»

 

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который  характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки смогли разгадать лишь  при изобретении в конце 16 века первого микроскопа.

Используя слайд 3, скажите: что объединяет растительную и животную  клетки?

(ядро, мембрана, цитоплазма).

 

Индивидуальный опрос

 

 

 

Фронтальный опрос, беседа

Самопроверка, работа над ошибками

III  Усвоение но вых знаний
  1. Уровни организации жизни.

 

1.      Цитология – «цитос» — клетка.

2.      Предмет цитологии:

— клетки одноклеточных организмов (бактерии, водоросли, простейшие)

Прокариоты
Вирусы- неклеточные формы
Эукариоты

 

 

— Клетки многоклеточных организмов (грибов, растений, животных)

3. Задачи цитологии – это изучение

— строение и функции клеток

— размножение и развитие клеток

— приспособление клетки к условиям окружающей среды

— химические процессы, протекающие в клетке

— Роль клетки в развитии заболеваний

4. История появления клетки: Р. Гук, 1665 г., ввел термин «клетка».

5. История возникновения клеточной теории. 1838-1839 г. Т. Шванн, М. Шлейден основали клеточную теорию.

 

Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.

 

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

 

В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.

 

Основным методом изучения клеток является световая микроскопия. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

 

Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

 

Для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы. Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав. Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.

 

Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами. Многие процессы жизнедеятельности клеток, в частности деление клетки, фиксируют с помощью кино-и фотосъемки.

 

Работа с учебником: характеристика уровней живой природы. Заполнение таблицы.

Уровень Характеристика
  1. Подведение итогов
  2. Цитология – наука о клетке.
  3. История  открытия клетки:

Работа с учебником:  этапы изучения клетки  (с. 10)

 

 

 

Устно:

1). Что изучает цитология?

2). Перечислите известные вам методы исследования клетки.

Какое значение имеет цитология для других наук?

 

Самостоятельная работа по составлению схемы

Эвристическая беседа, характеристика уровней

 

Запись в тетрадях этапов открытия клетки

IV Закрепление знаний
  1. Работа с терминами, изученными на уроке.

 

Взаимоопрос
V Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з:  п. 2, с. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 9    урок 3
Тема: История открытия клетки.
Цель урока: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.

Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.

Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.

 

Ожидаемый результат Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить
Устно: 1). Что изучает цитология? наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы.

Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

Вопросы.

1.      Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)

2.      Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)

3.      Какое еще существует пятое царство? (вирусы)

4.      Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)

5.      Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

Задание 2. Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

·         жидрастьмораз – раздражимость;

·         таниепи – питание;

·         гуциясаремоля – саморегуляция;

·         сорт – рост;

·         витиераз – развитие;

·         леднасвенстность – наследственность;

·         ханеиды – дыхание;

·         мноразниеже – размножение.

Задание 3. Вспомни, сопоставь, покажи. Учитель. На доске висит таблица «Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.
20 мин. III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.
Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.

Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.

Слайды 2-4. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук ,рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА.

Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.

Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.

Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.

Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только для них танце.

Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.

 

Клеточная теория в основном была сформулирована. Однако методы исследования клетки были несовершенны, и наука о клетке еще не оформилась в самостоятельную научную дисциплину.

Цитология — наука о клетке. На рубеже XIX-XX вв. возник и сформировался новый раздел биологии — цитология (от греч. китос — сосуд, здесь — клетка и логос — учение) — наука, изучающая строение и функции клеток. Дальнейшее развитие этой науки было непосредственно связано с открытиями в физике, химии и совершенствованием микроскопической техники.

Рис. 39. Микроскопы: 1 — световой; 2 — электронный. Изображения клеток, полученные с различных микроскопов: 3 — светового; 4 — электронного

В настоящее время для изучения клеток ученые пользуются различными методами. Метод микроскопии дает возможность детально изучать внешний облик клеток, их микроструктуру (рис. 39). В световой микроскоп можно увидеть довольно крупные органоиды, например ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Электронный микроскоп дает увеличение в 1000 раз больше, чем световой, что позволяет детально рассмотреть структуру отдельных органоидов.

С помощью физико-химических и биохимических методов изучены органические и неорганические вещества живого, их функции и пути превращений в клетке. Применение методов культуры клеток и тканей позволило наблюдать за ростом и размножением клеток вне организма, выделять факторы роста, определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды путем слияния клеток.

Основные положения современной клеточной теории:

  1. клетка является структурно-функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему, для которой характерны все основные признаки живого;
  2. клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения;
  3. новая клетка возникает в результате деления исходной клетки;
  4. многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки;
  5. сходство клеточного строения организмов свидетельствует о единстве их происхождения.

Световой микроскоп был существенно усовершенствован в период с 1887—1900 гг. Развитие химии и биохимии привело к разработке новых методов фиксации и окрашивания микропрепаратов. С этого мо мента цитология как наука приобрела экспериментальный характер. В 1930 г. был сконструирован электронный микроскоп, который позволил исследовать ультраструктуру клетки.

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

  1. Кем и когда впервые было открыто клеточное строение организмов?
  2. Назовите авторов первой клеточной теории и сформулируйте ее основные положения.
  3. Почему от момента открытия клеток до становления клеточной теории прошло около 200 лет?
  4. Что изучает ци тология?
  5. Какими методами пользуются современные ученые-цитологи?
  6. В чем преимущества электронного микроскопа по сравнению со световым?

Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

1.      Р. Вирхов;

2.      Р. Гук;

3.      К. Бэр;

4.      A. Левенгук.

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:

1.      М. Шлейден;

2.      А. Левенгук;

3.      Р. Вирхов;

4.      Р. Гук.

3. Создателями клеточной теории являются:

1.      Ч. Дарвин и А. Уоллес;

2.      Т. Шванн и М. Шлейден;

3.      Г. Мендель и Т. Морган;

4.      Р. Гук и Н. Г.

4. Клеточная теория неприемлима для:

1.      грибов и бактерий;

2.      вирусов и бактерий;

3.      животных и растений;

4.      бактерий и растений.

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:

1.      единстве химического состава;

2.      многообразии живых организмов;

3.      единстве происхождения всего живого;

4.      единстве живой и неживой природы.

А теперь смотрим правильные ответы.

ОТВЕТЫ:

1.      2;

2.      2;

3.      2;

4.      2;

5.      3.

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

Итог  урока:___________________________________________________________________

 

 

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 9            урок 4
Тема:

Урок 4

Клеточная теория – величайшее открытие ХIХ века. Основные положения клеточной теории. Клетка – основная единица строения и развития, функциональная единица живого
Цель урока: формировать у уч-ся понятия об истории создания клеточной теории, основных положениях клеточной теории, ее значении; развивать умения работать с дополнительной литературой; добиваться активного отношения к учебному труду.

 

Ожидаемые результаты:

 

должны знать:

Основные положения клеточной теории

— понимать:

Значение клетки – как основной структурной единицы всего живого.

уметь:использовать полученные знания в жизни и в быту

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы.

Составить и заполнить таблицу

ученые дата Вклад в науку
Роберт Гук 1665 Открытие клетки
Шванн — Шлейден 1838 Клеточная теория
Мишер 1870 Нуклеиновые кислоты
Р.Вирхов 1858 Деление клетки
Т.Морган Хромосомная теория
Р.Броун 1831 Ядро клетки

Что изучает биология?

Какие разделы биологии знаете?

Имена каких ученых вам знакомы из предыдущих классов?

Какие методы исследования биологии знаете?

Каково значение биологии?

 

Ученики отвечают на вопросы учителя. Чертят схемы предложений.
20 мин. III. Актуализация знаний

Клеточная теория – одно из наиболее важных биологических обобщений, согласно которому все организмы имеют клеточное строение. Клеточная теория наряду с законом превращения энергии и эволюционной теории Чарльза Дарвина является одним из трех великих открытий естествознания XIX века.

Клеточное строение впервые наблюдал Р. Гук (1665) у растений и впервые применил термины «клетка». Значительный вклад в изучении клетки внес Антон Левенгук, открывший в 1874 г одноклеточные организмы – инфузории, амебы, бактерии. Он также наблюдал эритроциты крови и сперматозоиды. В начале XIX века целенаправленно изучается внутреннее содержимое клетки.

В 1825 г. Ян Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. В 1831 г Р.Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г он пришел к выводу, что ядро является обязательной частью растительной клетки. М. Шлейден в 1838 г установил, что тело растений состоит из клеток, обязательными компонентами которых является ядро. Томас Шванн на основе собственных исследований и данных литературы в 1839 г сделал ряд выводов, которые легли в основу клеточной теории.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ Т. ШВАННА:

· Все ткани растений и животных состоят из клеток;

· Все клетки образуются и растут по одним и тем же законам;

· Общий принцип развития для элементарных частей организма – клеткообразование.

Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах Р.Вирхова (1858), который предположил:

— клетки образуются из предшествующих материнских клеток;

— вне клетки нет жизни.

И.Д. Чистяков (1874) и Э. Страсбург (1875) открыли деление клетки – митоз, и таким образом, подтвердили предположение Р. Вирхова.

Еще до появления клеточной теории Т.Шванна, К.Бер (1827) открыл яйцеклетку млекопитающих и показал, что многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Следовательно, клетка – не только единица строения, но и единица развития живых организмов.

 

 

ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ:

· Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого;

· Все клетки сходны по строению, химическому составу и обмену веществ

· «каждая клетка из клетки», т.е. новая клетка образуется исключительно

из исходной материнской путем деления;

· Клетка – единица развития живых организмов, так как многие организмы

развиваются из одной клетки – зиготы, споры;

· В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой

функции и образуют ткани: из тканей образуются органы, которые тесно

связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам

Заполнить таблицу:

Предмет цитология                          содержание науки

Клетки живых организмов      строение и хим.состав

Функции органелл

Функции клеток в живых оргнизмах

Розмножение и развитие клеток

Приспособление клеток к условиям

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО». Что вы поняли по данной теме?

Составить и заполнить таблицу

Методы исследования клетки особенности
сравнение
наблюдение
культивирование
оптический
исторический

Что изучает цитология?

Какой вклад внесли ученые в развитие науки?

Какие используют методы исследования клетки

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог  урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Урок 5

Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.
Цель сформировать представление о химических элементах в составе живого, органических и неорганических веществах, их соотношении.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                            Образовательные: систематизировать знания школьников о химических веществах и основных элементах в составе живого, познакомить  с основными группами химических элементов, содержащихся в клетке;

Развивающие:  развивать  умения анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы; развивать речь учащихся

Ожидаемые результаты  должны знать:

неорганический состав клетки: вода и минеральные соли.

 понимать:

роль химического состава клетки

-уметь:Пользоваться увеличительными приборами.

Этап урока    
I. Орг.

момент

I     нт.

II. Зна     II.Проверка д/з:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление

 

 

 

 

V. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

VII. Д/З:

 

VIII Рефлексия

 

 (Слайд 1). Организационно-психологический момент

 

 

А). Устно:

1.Органический мир прекрасен и многообразен.  Перечислите его царства.

2.Что объединяет все живые организмы?  

(Свойства живого: дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость, ритмичность, старение, смерть).

3. По каким признакам растения отличаются от представителей других царства?

(Наличие в клетках пластид, хлорофилла в хлоропластах, вакуолей, клеточной стенки; фотосинтез, способность расти всю жизнь, расчлененность тела).

Б). Тест:

1.    Впервые  увидел клетку под микроскопом

А) Ч.Дарвин       В) Р.Гук         С) А.Левенгук      Д) Л.Пастер      Е) И.П.Павлов

2. Заслуга А. Левенгука

А) ввел термин «биология»                            С) открыл вирус табачной мозаики

В) открыл одноклеточные организмы           Д) описал ядро в растительной клетке

Е) создал клеточную теорию

3.                  Впервые ядро  растительной клетке описал

А) А.Левенгук В) Р.Гук         С) Р.Броун            Д) Л.Пастер      Е) Р.Вирхов

4.                 4. М. Шлейден и Т. Шванн заложили  основы

5.                 А) учения о естественном отборе                           В) учения о биосфере

6.                 С) теории иммунитета                                             Д) клеточной теории

Е) учение о безусловных и условных рефлексах

5. Размножение клетки путем деления было установлено в

А) 1959г      В) 1831г     С) 1839г     Д) 1665г     Е) 1859г

6.  Открытие клетки связано с появлением

А) микроскопа          В) бинокля        С) зрительной трубы        Д) лупы           Е) телескопа

7. Предметом изучения  цитологии является

А) особь          В) ткань        С) организм        Д) клетка          Е) популяция

 

Коды ответов:

1-   В;           2 – А;         3 – С;           4- Д;        5- Е;          6 – А;      7- Д.

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

«5» — нет ошибок;

«4» —  одна ошибка;

«3» — две ошибки.

«2» — три и более ошибок.

 

А). Клетка – основная единица строения и развития, функциональная единица живого.

Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (простейшие) или многих (многоклеточные). Клетка – это один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Существует эволюционно неклеточные организмы (вирусы), но и они могут размножаться только в клетках.

Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии. В последнее время принято также говорить о биологии клетки, или клеточной биологии.

Б). Единство химического состава живой материи.

В клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке, — одно из основных условий её жизни, развития, функционирования.

Все клетки животных и растительных организмов, и микроорганизмов сходны по химическому составу, что свидетельствует о единстве органического мира.

В). Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий.

  В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. О чем это свидетельствует?

Это свидетельствует об общности живой и неживой материи.

Но соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. Так,  элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т.д.

Используя  материал учебника на странице 11 под редакцией М.Гильманова, объясните, почему кремния много в литосфере, но очень мало в живой природе? Ответ запишите в тетрадь.

Доказано, что из 110 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева около 80 входят в состав клеток живых организмов.

Г). Группы химических элементов, содержащихся в клетке

Работа в группах по заданиям:

1). Заполните схему «Химические элементы»:

Химические элементы
Макроэлементы
Микроэлементы
Ультрамикроэлементы

 

 

 

 

 

(около 0,001%)                      (от 0,001 до 0,000001 %)              (менее 0,000001 %)

 

О, С, Н, N – 98%;           Zn, Mn, Cu, Co, Mo,                   U, Ra, Au, Hg, Be, Cs, Se

K, Na, Са, Mg,                 F, Br, I, Se и др.

S, P, Cl, Fe

 

2). Используя таблицу из приложения №1, выпишите, каких элементов находится больше в живых организмах?

 (О, С, Н, N – 98%).

Вывод: В живых организмах 98% химического состава прихоится на четыре элемента: О, С, Н, N, в то время как на остальные 8 элементов (K, Na, Са, Mg, S, P, Cl, Fe) из группы макроэлементов приходится 1,9%. Все остальные элементы содержатся в клетке в исключительно малых количествах (меньше 0,01%).

 

3). Используя из приложения № 2 таблицу «Роль элементов в клетке» и дополнительный материал из приложения 3, изучите и обсудите роль элементов в клетке.

 

Д). Химический состав клетки.

Мы знаем, что все тела состоят из веществ? Каких веществ? (Тела живой и неживой природы состоят из органических и неорганических веществ).

Работа в группах:

Используя схему из приложения 4, изучите и обсудите «Химический состав в клетке» и ответьте на вопросы:

1.                  Почему они так называются?

(Органические вещества — вещества живой природы, а неорганические — вещества неживой природы).

2.     Назовите известные вам органические и неорганические вещества?

(Органические — белки, жиры, углеводы, неорганические – вода, минеральные соли.)

3.     Как можно отличить  органические вещества от неорганических?

(Органические вещества горят, а неорганические —  нет).

 

1.    Каких элементов в клетке больше всего?

2.    Может ли живой организм обойтись без микроэлементов?

3.    Какой металл содержит гемоглобин?

4.    Какой металл содержит хлорофилл?

Таким образом, в клетке нет каких- нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы. На атомном уровне различий между химическим составом органического и неорганического мира нет. Различие обнаруживается на молекулярном уровне. В живых телах наряду с веществами, распространенными в неживой природе, содержится множество веществ, характерных для живых организмов.

Параграф 2 стр. 10- 11, вопросы

 

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Мне в тебе нравится»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют свои знания. Работают у доски, производят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1:

 

Приложение 2:

Элемент Роль в клетке
1. O.C.H.N Входят в состав всех органических веществ клетки, воды
2. Фосфор Входят в состав нуклеиновых кислот, АТФ (образует макроэргические связи), ферментов, костной ткани и эмали зубов
3. Кальций У растений входит в состав оболочки клетки, у животных — в состав костей и зубов, активизирует свертываемость крови
4. Сера Входит в состав белков, витаминов и ферментов
5 Калий Обуславливает проведение нервных импульсов; активатор ферментов белкового синтеза, процессов фотосинтеза, роста растений
6 Хлор Является компонентом желудочного сока в виде соляной кислоты, активизирует ферменты
7 Натрий Обеспечивает проведение нервных импульсов, поддерживает осмотическое давление в клетке, стимулирует синтез гормонов
8 Магний Входит в состав молекулы хлорофилла, содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК, энергетический обмен
9 Йод Входит в состав гормона щитовидной железы — тироксина, влияет на обмен веществ
10 Железо Входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активатор ферментов, участвует в синтезе хлорофилла. Обеспечивает транспорт кислорода к тканям и органам
11 Медь Участвует в процессах кроветворения, фотосинтеза, катализирует внутриклеточные окислительные процессы
12 Марганец Повышает урожайность растений, активизирует процесс фотосинтеза, влияет на процессы кроветворения
13 Бор Влияет на ростовые процессы растений
14 Фтор Входит в состав эмали зубов, при недостатке развивается кариес, при избытке — флюороз

 

Приложение 3:

Углерод, кислород, азот и водород, как главные компоненты клетки, называются макроэлементами.  Вместе с серой и фосфором, являющимися необходимыми составными частями молекул биополимеров, их часто называют биоэлементами.

В меньших количествах в состав клетки, кроме фосфора и серы, входят еще 6 элементов: калий и натрий, кальций и магний, железо и хлор.  Каждый из них выполняет важную функцию в клетке.

Например,

  • калий, натрий и хлор обеспечивают проницаемость клеточных мембран;
  • кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани,
  • железо входит в состав гемоглобина крови,
  • магний в растительных клетках — в хлорофилл, обусловливающий фотосинтез, а также входит в состав катализаторов.

Все остальные элементы (цинк, медь, йод, фтор и др.) содержатся в клетках в малых количествах — 0,02%. Поэтому их называют микроэлементами. Однако это не означает, что они меньше нужны организму, чем другие элементы. Цинк входит в состав гормона поджелудочной железы инсулина, йод — гормона щитовидной железы, с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция деятельности организма.

 

Приложение 4:

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                        Класс: 9
Тема:

Урок 6

Органические вещества: углеводы, белки нуклеиновые кислоты, АТФ, липиды, их элементарное строение, роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

 

Цель урока: сформировать знания о полимерах на примере молекул

углеводов и липидов; сформировать знания о строении,

свойствах и функциях углеводов и липидов, показать их

роль в процессах жизнедеятельности клетки.

 

Ожидаемые результаты:

 

 должны знать:

органический состав клетки: белки, углеводы, липидов, АТФ и нуклеиновые кислоты.

понимать:

роль химического состава клетки

 уметь:

использовать полученные знания в жизни и в быту

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Мне в тебе нравится» Мяч
5 мин. II. Проверка домашней работы.  С помощью метода «Аквариум» осуществляет проверку домашней работы.

1.Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.

2. Многообразие животных, их распространение на Земле. Дикие и домашние животные. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Ученики составляют ассоциативную карту. Бумага А4
20 мин. III. Актуализация знаний

.Ученики отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют свои знания.

Углеводы — это органические соединения, в состав которых входят углерод, водород и кислород. Углеводы делятся на моно-, ди- и полисахариды.

Моносахариды — простые сахара, состоящие из 3 и более атомов С. Моносахариды: глюкоза, рибоза и дезоксирибоза. Не гидролизуются, могут кристаллизоваться, растворимы в воде, имеют сладкий вкус

Полисахариды образуются в результате полимеризации моносахаридов. При этом утрачивают способность к кристаллизации, сладкий вкус. Пример — крахмал, гликоген, целлюлоза.

Функции:

1. Энергетическая — это основной источник энергии в клетке (1 грамм=17,6 кДж)

2. структурная-входят в состав оболочек растительных клеток (целлюлоза) и животных клеток

3. источник для синтеза других соединений

4. запасающая (гликоген —  у животных клеток, крахмал  — у растительных)

5. соединительная

Липиды   — сложные соединения глицерина и жирных кислот. Нерастворимы в воде, только в органических растворителях. Различают простые и сложные липиды.

Функции липидов:

1. структурная — основа, для всех мембран клетки

2. энергетическая (1 г=37,6 кДж)

3. запасающая

4. теплоизоляционная

5. источник внутриклеточной воды

АТФ —  единое универсальное энергоемкое вещество в клетках растений, животных и микроорганизмов. С помощью АТФ осуществляется накопление и транспорт энергии в клетке. В состав АТФ входят: азотистое основание–адеин, углевод рибоза и  три остатка фосфорной кислоты. Фосфатные группы соединены между собой с помощью макроэргических связей. Функции АТФ — перенос энергии.

Белки являются преобладающим веществом во всех живых организмов. Белок  —  полимер, мономером которого являютсяаминокислоты (20). Аминокислоты соединяются в белковой молекуле с помощью пептидных связей, образующихся между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой. Каждая клетка имеет уникальный набор белков.

Различают несколько уровней организации белковой молекулы. Первичная структура-последовательность аминокислот, соединенных пептидной связью. Эта структура определяет специфичность белка. Во вторичной структуре молекула имеет вид спирали, ее устойчивость обеспечивается водородными связями. Третичная структура формируется в результате преобразования спирали в трехмерную шаровидную форму  —  глобулу. Четвертичная возникает при объединении несколько молекул белков в единый комплекс. Функциональная активность белков проявляется во 2,3,или 3-ой структуре.

Структура белков изменяется под  влиянием различных химических веществ (кислоты, щелочи, спирта и других) и физических факторов (высокой и низкой t,излучения), ферментов. Если при этих изменениях сохраняется первичная структура, процесс обратим и называется денатурация.Разрушение первичной структуры называется коагуляцией (необратимый процесс разрушения белка)

Функции белков

1. структурная

2. каталитическая

3. сократительная (белки актин и миозин в мышечных волокнах)

4. транспортная (гемоглобин)

5. регуляторная (инсулин)

6. сигнальная

7. защитная

8. энергетическая (1 г=17,2 кДж)

Виды нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты   —  фосфорсодержащие биополимеры живых организмов, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации. Они были открыты в 1869 г. швейцарским биохимиком Ф. Мишером в ядрах лейкоцитов, сперматозоидов лосося. Впоследствии нуклеиновые кислоты обнаружили во всех растительных и животных клетках, вирусах, бактериях и грибах.

В природе существует два вида нуклеиновых кислот  — дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Различие в названиях объясняется тем, что молекула ДНК содержит пятиуглеродный сахар дезоксирибозу, а молекула РНК —  рибозу.

ДНК находится преимущественно в хромосомах клеточного ядра (99% всей ДНК клетки), а также в митохондриях и хлоропластах. РНК входит в состав рибосом; молекулы РНК содержатся также в цитоплазме, матриксе пластид и митохондрий.

Нуклеотиды   —  структурные компоненты нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты представляют собой биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.

Нуклеотиды   — сложные вещества. В состав каждого нуклеотида входит азотистое основание, пятиуглеродный сахар (рибоза или дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты.

Существует пять основных азотистых оснований: аденин, гуанин, урацил, тимин и цитозин.

1) Что образует буферную систему клетки и какова её роль?

2) Перечислить неорганические ионы клетки и привести примеры их роли в организме.

3) Какие углеводы называют моно-, олиго — и полисахаридами?

4) Какие функции выполняют углеводы в живых орга­низмах?

5) Какие функции выполняют липиды в живых организмах?

6) На какие группы классифицируют липиды и чем они от­личаются друг от друга?

7) Что такое биополимеры? Какие вещества относятся к био­полимерам?

8) Какую роль играют белки-гормоны и ферменты?

9) Как образуются первичная и вторичная структуры белка?

10) Перечислить функции, выполняемые белками.

 

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «Синквейн — это упражнение, замаскированное под свобод­ное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. «Синк» в переводе с французского значит «пять». Синквейн — это пятистрочная строфа, составленная по следующим правилам

1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов — термин, фамилия, понятие.

2. Вторая строка содержит два слова — определение предме­та, темы стихотворения, ж

3. Третья содержит три глагола, определяющие деятель­ность, функции «героя» синквейна.

4. Четвертая строка содержит предложение из четырех или более слов, раскрывающее смысл главного о «герое» синквейна.

5. Последняя строка — одно слово (как правило, существи­тельное), определяющее эмоцию автора по отношению к глав­ному слову синквейна или его основной смысл.

Примеры.

 

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

— Что тебе понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Насколько трудным был урок?

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог  урока:___________________________________________________________________

 

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь