ГЛАВНАЯ Образцы планов Биология Естествознание 5 класс краткосрочный план КСП на год

Естествознание 5 класс краткосрочный план КСП на год

82
0

 

Дата:                                                                                                    Класс: 5   1  урок
Тема:   Естествознание как система наук о природе»
Цель урока:

Создать условия для формирования у учащихся знаний о курсе «Естествознание», его основных задачах. Показать систему наук естественного цикла: физики, химии, биологии, географии и т.д, их взаимосвязь, объекты изучения. Помочь понять значение естественнонаучных знаний для жизни и развития человечества, область применения этих знаний.

Развивать навыки работы с различными источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.

Ожидаемый результат: получат представление о природе и о науке
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. пазлы

 

5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

Как вы думаете, что такое естествознание? Из каких частей состоит это слово? Естественно и знание.

— Так что мы будем изучать в течение этого учебного года?

(мы будем изучать то, что естественное — природное)

Тема нашего урока «Естествознание – система наук о природе».

— Какова цель нашего урока?

— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?

— Какими источниками информации вы можете сегодня воспользоваться?

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. перфокарты
20 мин.

III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

Естествознание – система наук о природе.

— Изучали ли вы в начальной школе какие-либо природные объекты?

— Как бы вы ответили на вопрос — что такое природа?

(окружающий нас мир: деревья, воздух и т.д.)

— Из чего состоит природа? (из тел, явлений и т.д.)

— Что вам уже известно о природных объектах, явлениях?

Тело – это всякий предмет, имеющий размеры и форму

— А из чего состоят тела?

(из вещества)

— Давайте потренируемся различать тела и вещества. Я называю тело, а вы говорите, из какого вещества оно состоит.

Стакан – стекло; Доска – древесина; Роса – вода

Линейка – или пластмасса, или железо, или древесина

Вещество – это то, из чего состоят тела.

— При этом вещества могут быть органическими и неорганическими. Например, жиры, белки, углеводы являются органическими, а различные минералы, вода, минеральные соли являются неорганическими.

— А какие могут быть тела? Искусственные и естественные. Чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры.

Естественные тела – это объекты природы.

— Все ли естественные тела живут по одним и тем же законам?

— Чем отличается камень от травы, человек от Луны?

Т.е. объекты природы можно разделить на живые и не живые.

Организмы – это объекты живой природы.

— Какими свойствами обладают организмы?

(питание, дыхание, рождение, рост, размножение, смерть)

— Однако в природе происходят изменения не только среди организмов, но и среди неживой природы.

Явления природы – это все изменения происходящие в природе.

— Какие явления природы вам известны?

— Как вы думаете, почему мы сейчас так подробно пытаемся разобраться с телами, веществами, явлениями?

— Какие науки о природе вам известны?

Наук, изучающих природу очень много, но можно выделить четыре основные: физика, химия, биология, география.

— Как вы думаете, почему природа одна, а наук, её изучающих

 

 

Слово уч    Ребята, вам нравится природа? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?      .

 

 

Ассоциация к слову

         Природа

 

 

 

 

1 группа – Составить рассаказ о природе

2 группа- Рисунки  о природе

3 группа- Диаграмма  Венн

Человек
Природа

 

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума»   и Инсерт проводит закрепление урока.

Прием  работа с текстом «Insert»

Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert

(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)

Заполнение таблицы

V (уже знал) + (новое) — (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы)

Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения.

 

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об природе и, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.

Что такое естествознание?

— Что такое вещество? Организм? Явления природы?

— Какие бывают тела?

Назовите в этой комнате естественные тела и искусственные.

Назовите явления природы, которые сейчас происходят.

— Какие науки изучают природу?

— Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ромашка Блума
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Методы научного познания природы           2 урок
Цель:  Ознакомить с методами изучения природы. Расширить знания об инструментах, приборах, применяемых для познания природы, развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
Основные ключевые идеи: Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.
Ресурсы: Учебник, рабочие тетради, ноутбук, доска, карточки
Структура урока Описание заданий Деятельность учащихся
1. Орг. момент

(3 мин).

Раскрытие темы и целей урока с помощью ребят Отвечают на вопросы
2. Изучение нового материала

(15 мин).

 

 

 

 

— представление презентации о методах изучения природы

-Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весёлого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый всплеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушают сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

—  что такое природа?

— перечислите вам известные науки о природе.

Задание: чтение с пометками (- знал, + узнал, ! есть вопрос)

— чему научился человек у природы?

— какие способы изучения природы вам знакомы?

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

— наблюдение это один из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, и терпение, и умение.

— метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

— наблюдения позволяют изучать различные свойства тел, веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

(Английский учёный Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникло иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают её плодородие.

— а как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Задание: приведите примеры собственных наблюдений за природой

 

 

 

 

 

 

 

Составляют кластер (вспоминают материал прошлого урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правила наблюдения за природой

 

Приводят примеры

3. Закрепление

(5 мин).

Заполнение карточки понятий. Я показываю прибор, ребята записывают, для чего он нужен

 

 

 

 

 

Заполняют карточку
4. Практическая работа

(15 минут)

Учащиеся выполняют задания практической работы индивидуально, меняясь по часовой стрелке.

На каждом столе лежит карточка с заданием, таблица для записи своих наблюдений и измерительные приборы

1 стол – измерить сколько грамм воды в кружке, определить её температуру и определить сколько весит 200 гр. Воды

2 стол – определить массу камней разного вида и дать им краткое описание

3 стол – изучить внешнее строение насекомого по плану

4 стол – измерить высоту,ширину и длину парты, описать её параметры

5 стол – пронаблюдать за поведением животного (видео), и описать его

Выполняют по очереди все 5 заданий
5. Подведение итогов. Задание на дом

(2 мин).

Домашнее задание: параграф 2

 

Оценки за урок

6. Рефлексия.

(3 мин).

Рефлексия:

— достигли ли цели урока?

— какие затруднения возникли?

— а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?»)

Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 5  урок 3
Тема:  Экскурсия
Цель:

обобщение и систематизация знания об осенних изменениях в  природе, формирование у воспитанников целостного представления о природе.

воспитание экологической культуры личности, любви и бережного отношения к природе.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. Бумага А4
5 мин.II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.   Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

— Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

— А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

— Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие

времена года вы знаете, назовите.

— Отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?   (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы —

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?     (Октябрь. )

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?         (Ноябрь.)

— Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— К какому времени года они относятся? (К осени)

20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.   Проводит игру «Хочу спросить»

Работа в группах.

Затем учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают са­мостоятельно. Задание учитель состав­ляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркива­ется необходимость соблюдения эле­ментарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задания для 1-й группы: «Охрана природы»

1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.

Стеклотара.

Алюминиевые банки.

Металлические отходы.

Другие отходы (какие?)

2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?

3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?

4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?

5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.

Задача. В сутки авто­мобиль способен выбросить в воздух при­мерно 20 кг выхлопн   ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задание для 2-й группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с при­ходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

У насекомых температура тела не­постоянная. Она изменяется в соответ­ствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в ста­дии личинки и куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Задание для 3-й группы.

1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью темпе­ратура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмур­но. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.

3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?

Задание для 4-й группы.

1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; сла­бый, сильный). Определите с помощью компаса его направление

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна

 

Учебник

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

Все ли деревья изменили окраску листьев?

— Какими были летом деревья, кусты?

— Как они изменились с приходом осени?

— Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.)

— На рябине? (Красные.)

— У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

— У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

— Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

— Все листочки падают одинаково?

— Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. Тестовые вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                  Класс: 5     урок 4
Тема:  Астрономия – как наука, звездное небо
Цель урока:

Образовательные – в ходе урока закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Солнце – ближайшая к нам звезда», обеспечить усвоение дополнительных знания по теме, дать учащимся представления о звездах, как о пылающих шарах, их многообразии и их характеристики.

Развивающие – развить самостоятельность, умение преодолеть трудности в учении, используя для этого творческие задания, формировать умения логически мыслить и применять знания, полученные ранее, развивать эмоциональную сферу учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, оформлении класса. Развивать графические навыки, творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вку.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней  работы. Ученики демонстрируют свои знания.
20 мин. III. Осмысление новой информации.

Не только древнегреческие поэты посвящали свои произведения Солнцу и далеким звездам, но писатели 20 века обращали внимание на мир звезд. В первой половине 20 века французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери написал повесть “ Маленький принц”. О чем это произведение? (ответ ученика: эта повесть о мальчике – маленьком принце. Он жил на планете, у которой не было названия, а только номер. Так уж это планета была мала).

: И этот мальчик всегда задавал взрослым единственный вопрос: “Если звезды зажигают – значит, это кому– нибудь нужно?” А что, разве звезды зажигают? (дети дают свои ответы).

: В далеком космическом пространстве в течение многих миллиардов лет частицы пыли и газа, притягиваясь, друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Наше Солнце сформировалось примерно 5 млр. лет назад из межзвездного облака. Пройдя несколько стадий развития, Солнце существует как желтая звезда. В течение еще 5 млр. лет будет сжигать свой газ, пока резервы последнего не истощаться. Но перед тем как умереть, Солнце увеличиться в размерах, а потом начнет уменьшаться и совсем исчезнет. И так, наблюдая за рождением и жизнью звезды, мы можем сказать, что такое звезды?

Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: “ звезды все одинаковые или разные?” (Ответы детей).

По каким параметрам они различаются?

 

Загадки о звездах  для всех групп

1. Без него плачемся,

А как появится – от него прячемся. (Солнце)

2. Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (Солнце)

3. Кто – то утром не спеша надувает красный шар,

А как выпустит из рук – станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

4. По небе ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. (Солнце)

5. Белые цветочки вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

(На экране слайд “Звездное небо”)

Ученики демонстрируют свои знания. Отгадывают загадки, указывают лицо,  число у глаголов. Выполняют упражнения.

 

 

 

 

Учебник

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. І

ТЕСТ  для групп

ВАРИАНТ № 1

Выберите правильный ответ.

1. Сколько звезд на небе можно увидеть невооруженным глазом?

А) Около 6000

Б) Около 200

В) Около 300 000

2. Как называется ближайшая к Земле звезда?

А) Луна

Б) Солнце

В) Полярная

3. Солнце – это:

А) Голубой сверхгигант

Б) Белый гигант

В) Желтый карлик

ВАРИАНТ № 2.

Выберите правильный ответ.

1. Что такое звезды?

А) Планеты

Б) Гигантские шары

В) Раскаленные газовые шары большой массы

2. Сколько живет такая звезда, как Солнце?

А) Сотни лет

Б) Миллионы лет

В) Миллиарды лет

3. Как называются самые большие звезды?

А) Сверхгиганты

Б) Гиганты

В) Карлики

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы.
5 мин. V. Итог урока.

— О чём вы сегодня узнали на уроке?
— Изменилось ли ваше отношение к волкам?
— Было ли вам комфортно на уроке?

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:_____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока  5 урок Солнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной.
Цель урока Определить значение Солнца для нашей планеты, строение Солнечной Системы и Вселенной.
Тип урока Комбинированный.
Формы и методы Частично — поисковый, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Ожидаемые результаты Ученики определяют значение Солнца для нашей планеты, знают строение Солнечной Системы и Вселенной, перечисляют планеты и их особенности.
Опорные знания У учеников имеется общее представление о Солнце, Солнечной Системе и планетах.
Терминология Солнце, Солнечная Система, орбита, планета, небесное тело, спутник.
Оборудование и ресурсы Учебник, атлас, презентация, флипчарты, фломастеры, карточки с вопросами, таблица самооценивания, стикеры
План
Запланированные сроки Запланированные мероприятия Время
Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап повторения изученного на прошлом уроке

Орг. момент. Психогимнастика.

Уч-ль: “Здравствуйте, ребята.

Уч-ль: Какое сегодня число?

Уч-ль: Верно. Какое время года за окном?

Дети:  Осень.

г/з “Времена года”

Все реже на небе появляется теплое и ласковое солнышко, дуют холодные ветры. Мы идем в школу, нам холодно, неприятно. Что мы делаем, покажите.

Покажите, как мы морщимся, кутаемся в теплые кофточки, уши замерзают. И вспоминаем мы теплые летние деньки, ласковое солнце, расправляем плечи, поднимаем наши лица к солнышку, закройте глазки, почувствуйте, какое оно теплое, нежное, улыбнитесь ему.

Тихо садитесь.

 

«Найди свой ответ». Одной группе учеников раздается первая половина предложения, другая группа получает вторую половину предложения. Ученики должны соединиться в пары, найдя свою половину предложения. Затем обсудить в паре и сказать, что больше всего понравилось.Звезда  —  это раскаленный газовый шар, находящийся очень далеко от Земли.

Созвездие -группа звезд, объединенных общим названием.

Полярная звезда указывает направление на север и всегда остается на месте.

Расстояние от Солнца до Земли около 150 млн км.

Галактика — это отдельное скопление звезд.

Самая большая скорость на Земле это скорость распространения света, равна 300 тысяч км в секунду

Мы живем в Галактике, которая называется Млечный путь.

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

Середина урока.

Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

Организация восприятия и осмысления новой информации.

 

Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: “А что я знаю о Солнце?” И вот сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие. А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Правильно, вы узнаем много интересного о Солнце и планетах, которые путешествуют в космосе вместе с ним. Сегодня мы узнаем, как называются эти планеты, и проверим “может на них есть жизнь”?

Запись темы в тетрадь.

Деление на 3 группы с помощью трех картинок.

 

В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?

— В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.

(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)

— Поработайте в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.

(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)

— Давайте составим общий кластер:

(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).

— Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.

( Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)

— Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.

— Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы.

(Чтение вопросов и их фиксация на доске)

— Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.

 

Работа в группах. На постере изобразить изученную информацию.

1 группа работает над описанием Солнца (стр.20)

2 группа определяет значение Солнца (стр.21-22)

3 группа – работает над изучением Солнечной Системы (стр.22-24)

 

Защита постеров спикерами.

 

Оценивание постеров: «Две звезды, одно пожелание»

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

9мин

 

2 мин

Конец урока

 

Составление синквейна в группе по теме «Солнце»

1 – название темы

2 – 2 прилагательных, описывающие объект темы

3 – 3 глагола, относящиеся к теме

4 – предложение из 4-х слов об объекте

5 – синоним темы

Ученики по желанию зачитывают свои синквейны.

Оценивание. Учащиеся проводят самооценку своей работы, аргументируя ее. Листочки сдают учителю

Задание Оцениваю себя Учитель
1.»Найди свой ответ»
2.Работа в группе.
3.Составление «синквейна»

 

Домашнее задание: §6-7 эссе «Я – солнце…»

Учащимся предлагается подвести итог урока, рассказать о том, что было изучено на  уроке, какую работу проделали, что понравилось, что нет. (свои пожелания ученики могут написать на листочках и сдать их учителю)

2  мин

 

 

 

 

 

1 мин

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                              Класс: 5             6 урок
Тема:  Исследование космоса и экология космоса
            Цель урока: познакомить с фактами, показывающими развитие знаний о форме Земли, о материках, об океанах, об отражении их на карте;

Способствовать развитию знаний о космонавтах Республики Казахстан;

Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, родному краю

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.      Орг. мом

 

2.      Проверка дом. задания

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Подготовка к изучению новой темы

 

 

 

 

 

4.      ИНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Проверка знаний.

6.      Закрепле

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Рефлексия

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы, целей, этапов урока

 

Вопросы: какие солнечные тела образуют солнечную систему?

Назовите планеты.

Что такое орбита?

Чем отличаются планеты от звезд?

Какие планеты ближе всех к Земле?

Выполните задание: встаньте в порядке расположения планет от Солнца. Встаньте планеты, между которыми находится наша планета Земля.

Индивидуальная работа со слабыми:

 

Когда отмечается День Космонавтики?

Почему именно в этот день?

 Кого из космонавтов вы знаете?

Как звали первого космонавта?

кто побывал  в космосе раньше человека?

 Что еще вы знаете о покорении космоса?

Сообщение учителя о современных исследованиях космоса.

Задание найти в тексте учебника о телескопах, прочитать.(виды телескопов: космические, оптические, радиотелескопы)

Работа с сильными учащимися.

Самостоятельно: работа в парах. Прочитать текст о полетах человека в космос.

Рассказать, что запомнили.

Работа со слабыми:

Переписать в тетрадь имена космонавтов, даты полета в космос.

 

Дополнительный материал: рассказ подготовленного уч-ся об астронавтах.

 

Кто и когда впервые побывал на Луне?

Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

Для чего служат телескопы?

Продолжи фразу:

Я знаю космонавтов….

Звание Халык Кахарманы присвоено…. За…

Для перемещения в космосе используется…

 

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

мне запомнилось…

я поработал на оценку…

Внимание, сосредоточение

 

 

Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя.

 

 

Получают карточки с названиями планет, выполняют задания учителя.

 

 

 

Подписывает названия планет.

Вспоминают изученное в 4 классе на уроках познание мира, воспроизводят.

 

 

Записыват тему урока, слушают сообщение учителя.

 

Читают, записывают в тетрадь, какие бывают телескопы.

 

Читают, рассказывают о космонавтах.

Заполняют таблицу:

Имя космонавта

Ю. А. Гагарин

Тохтар Аубакиров

Талгат Мусабаев

Дата полета

 

12 апреля 1961г

 

1991

 

1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                              Класс: 5             7 урок
Тема:  Зарождение Земли, форма, размеры, движения планеты Земля
            Цель урока: Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

Задачи:

углубить знания  о планете Земля;

—  совершенствовать умения учащихся логически мыслить, работать с учебником и презентацией, дополнительной литературой;

—  формировать культуру общения при работе в парах.

Ожидаймый результат: обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику,  его мнению;

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный этап Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы  учителя (П) Уметь использовать ранее изученный материал. (П)

Взаимодействуют с учителем во время беседы осуществляемой во фронтальном режиме. (Л) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. Определять, каких знаний им не хватает (Р)

2 мин
2.  Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» 1.Задает вопросы

Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Что нам неизвестно о Земле?

 

 

Вступают в диалог,

Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.(П) Выдвигать гипотезу и обосновывать ее Выделять существенную информацию.  (П) Взаимодействуют с учителем Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (К) Уметь оценивать свои возможности самостоятельной деятельности(Р)

5 мин
3. Постановка цели и задач урока

 

1.Организует беседу, выявляющую представление детей о о формах и размерах Земли

 

2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации

-а что вам известно о форме и размерах Земли?

1. «Третий лишний»

— Меркурий, Сатурн, Земля

— Марс, Земля, Венера

— Земля, Солнце, Сириус

2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

А) Солнце по размерам равно Земле.

Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.

В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 4. Создаёт готовность к предстоящей деятельности

 

Работают с учебником: находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание, формулируют вывод.  Объясняют причины смены дня и ночи, времен года и обсуждают(П) Уметь находить нужную информацию. Анализировать и делать выводы о формах и размерах Земли(П) Слушают  ответы представителей групп

Участвуют в опросе во фронтальном режиме. (К) Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе(Р)

 

 

 

 

2 мин
4. Объяснение нового материала 1.Организует работу в группах по самостоятельному чтению текста параграфа.

2. Организует обсуждение изученного материала между группами в сопровождении мультимедийной презентации.

2.Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— найти  в тексте учебника и узнать информацию о том, кто впервые рассчитал размеры Земли,

-Найти в учебнике информацию о форме и размерах планет Солнечной системы

3.Стимулирует активное участие всех детей к практической части.

4 Корректировка  результатов работы

Практикум: работа в группах делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок. Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (П) Уметь анализировать и сравнивать результаты расчетов. Уметь строить логическое рассуждение(П) Дают развернутый ответ, обобщают информацию(К) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение(К) Осуществляют взаимоконтроль выполнения учебного задания. (Р)

 

 

15 мин
5. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

 

1. Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

Дает задания группам

Задание. Поспорили кальмар-нефтяник, пингвин и крот  – кто ближе к центру Земли?
Кальмар говорит: «Я спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Пингвин  говорит: «Я живу на  северном полюсе и  у ближе всех  нахожусь к центру Земли»
Крот, говорит: «Я пророю нору глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

2. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

3.Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют вывод.  Вывод записывают в тетрадь

Вывод в тетрадь:

1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). Площадь -510 млн. км2 .

2.Экватор — самая длинная окружность(40 076 км).

3.Земля удерживает воду и воздух.

4. Солнечные лучи  падают  под  разным углом из-за шарообразной формы.

5.Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. Совершенствовать навыки индивидуальной работы. (Р)

5 мин
6. Этап контроля и самоконтроля. Предлагает учащимся ответить на вопросы и сформулировать вывод

1.Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
2. Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей?

Высказывают своё мнение об уроке. (П) Разделяются на группы по признаку отношения к уроку. (К)

 

 

5 мин
7. Рефлексия

 

  Предлагает  учащимся устно  определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

-Я уверен в своих знаниях——

-Мне комфортно_____

— Я  испытываю проблемы———.

Воспринимают информацию, выбирают уровень(П) фиксировать осознанно информацию(П) 5мин
8. Домашнее задание 1.Объясняет сущность домашнего задания:

-ответить на вопросы в конце параграфа 11;

-ознакомиться с дополнительными источниками информации 2.Предлагает творческое задание:  Изготовить модель Земли, отражающую её истинную форму.

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                              Класс: 5             8 урок
Тема:  Луна – спутник Земли
  •             Цель урока: Дать учащимся представление о спутниках планет, познакомить более подробно со спутником Земли – Луной.
  • Развивать память, пространственное воображение, умения слушать, публично выступать, кратко и четко излагать свои мысли.
  • Воспитывать чувство любви к нашему общему дому – Земле, ответственное отношение к изучению темы.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней  работы. Ученики демонстрируют свои знания.
20 мин. III. Осмысление новой информации.
Мозговой штурм.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «земля и  луна»?

 

Солнечное затмение происходит, когда Луна оказывается между Солнцем и Землей и как бы закрывает собой Солнце. Это явление длится всего несколько минут, но астрономы всего мира ждут этого события, чтобы вести наблюдения за нашим светилом. Солнечное затмение бывает видно только в местах, куда падает лунная тень.

 

При лунном затмении всё наоборот: Земля, оказываясь между Луной и Солнцем, отбрасывает свою тень на Луну, загораживая её от Солнца.

Спутники – небесные тела, обращающиеся вокруг планет.

Ученики демонстрируют свои знания.

— Речь будет идти о зверьях.

— Ученики записывают ассоциации на своих листах: звезды, медведь, ежик

 

 

 

Луна

 

Учебник

 

Бумага А4

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Задание для группы

Что такое спутники?
– Какая планета имеет самое большое число спутников? (Сатурн)
– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Диаметр Луны? (3476 км)
– Тёмные участки на Луне – это …? (Моря)
– Светлые участки – это …? (Материки)
– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля — за 24 ч, Луна — почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)
– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)

 

Проводят обсуждение по данной теме.
5 мин. V. Итог урока. Рефлексия:
— О чём вы сегодня узнали на уроке?
— Изменилось ли ваше отношение к зверьям?
— Было ли вам комфортно на уроке?
Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.  

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка текста, нарисовать иллюстрации к рассказу «Волки». Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

 

 

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

Дата:                                                                                                                Класс:5   9 урок
Тема:  Изображение Земли на глобусе и картах
Цель урока:

Познакомить учащихся  с отличительными особенностями глобуса и карты, путем систематизации имеющихся знаний;

Формировать умение работать с картой;

Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;

Расширить кругозор учащихся;

Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель.
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«Кластер» провод проверку домашней работы.

Какую форму имеет Земля? (форму шара)

Назовите предметы похожие по форме на Землю. (апельсин, мяч и другие)

Как называется уменьшенная модель Земли? (глобус)

Что такое план?  (Изображение на плоскости небольшого участка Земли)

Что такое карта?  (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости)

Что такое масштаб? (Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшается при изображении их на карте)

Где на плане и карте находится север? (вверху)

Что значит читать карту?  (Значит понимать ее условные знаки)

Чем карта отличается от плана?  (План – небольшой участок земли, карта – вся земная поверхность).

Ученики демонстрируют свои знания. Бумага А4
20 мин. III. Осмысление новой информации.

 

Глобус – уменьшенная модель Земли

Географическая карта – это уменьшенная изображение земной поверхности, на плоскости

На карте:

вверху – север

внизу – юг

слева – запад

справа – восток

-карты областей

— государств

— материков

— мира

— полезные ископаемые

— учебные

— туристские

— автомобильных дорог

по охвату территории

тематические

по назначению

Географическая карта

Автором первой карты с использованием масштаба считается древнегреческий ученый Анаксимандр

Масштаб —  это дробное число, показывающее, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте

Ученики демонстрируют свои знания.

Составляют ассоциативную карту

 

Учебник

 

Разноуровневыекарточки

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Закончите предложения

Задание для групп

Модель Земли называют ______________. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют _________________________________. На физической карте синим цветом обозначена _________________________ коричневым ________________, зеленым цветом __________________________. Каждая карта имеет свой _____________.        .

А сейчас продолжим работу.

 

1 .Что такое полюс? (воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось)

Покажите полюс на глобусе, потом на карте.

2. Какие линии называют меридианами? ( условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого)

По меридианам показывают направления север, юг. Это полудуги одинаковой длины.

Покажите меридианы на глобусе, на карте.

3. Какие линии называют параллелями? (окружность, условно проведенная параллельно экватору)

— Как называется самая длинная параллель? (экватор)

-Какова ее длина? ( 40000 км)

-А самая короткая? (полюс)

По параллелям показывают направления- запад, восток.

Покажите параллели, экватор, полюс на глобусе, на карте.

Учащиеся составляют ассоциативную карту. Бумага А4
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                   Класс: 5                    10 урок
Тема: Общая характеристика строения Земли, литосфера
Цель урока:

Формировать знания о внутреннем строении Земли, строении Земной коры;

Изучить понятия: земная кора, мантия, ядро;

Развивать коммуникативные умения;

Ожидаемый результат: получат представление о понятии   о строение зели .
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы

 

5 мин. II. Проверка домашней работы.

С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.

Экватор это…?

2. Экватор делит Землю на два полушария,   назовите их…

3.  Карта это…?

4. Назови виды карт

5. Уменьшенная модель земли это …

6. Время полного оборота Земли вокруг своей оси равно  ? ….дней … часов.

Этот отрезок называют….. ?

7. Назовите спутник Земли ?

Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневыевопросы
20 мин.

III. Актуализация знаний.

По методу «Подумать- сговориться- обсудить» проводит изучение новой темы.

Разгодайте  ребус

 

¾    как называются огромные части суши, окруженные со всех сторон водой?

¾    сколько их? назовите их.

¾    как называют большие водные пространства?

¾    какой океан самый большой?

Наша планета состоит  из нескольких слоев — оболочек.

Литосфера — верхний слой земной коры.

Гидросфера — совокупность вод Земли.                                       географическая

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.                                   оболочка  Земли.

Биосфера — оболочка, населенная живыми организмами.

 

Ни у какой другой планеты нет географической оболочки, она возникла с появлением круговорота воды и развитием жизни.

Возраст Земли — 4,6 млрд.лет

В результате развития географической оболочки  возникли крупные природные комплексы — материки и океаны.

 

   Работа : материки и океаны Земли.

1 группа . Рассмотрите как формировались материки и океаны в истории развития Земли.

 

Материк  Пангея, океан Панталасса

 

Лавразия    Гондвана

 

океан Тетис

2 группа «Внутреннее строение Земли»

О внутреннем строении Земли мы знаем очень мало, самые глубокие скважины ~20км, а до центра Земли больше 6.000 км. Под твердой оболочкой Земли, по которой мы ходим располагается раскаленная лава.

 

земная кора

мантия

внутреннее ядро

внешнее ядро

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «ИНСЕРТ» проводит закрепление урока

 

 

.

Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме. Заполняют таблицу. Таблица «ИНСЕРТ»
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: по стратегии «Телеграмма» проводит рефлексию.

— О чем говорили на уроке?

— Что удалось без особых усилий?

— Что было трудно?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                    Класс: 5                    11  урок
Тема: Вещественный состав Земли, горные породы и полезные ископаемые
Цель урока:

углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.

ознакомление с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых,

Ожидаемый результат: развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с географической картой, учебником
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Рисунок на спине».  

Бумага А4

5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет  проверку домашней работы.

         Земля

 

 

 

Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

— Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)

— Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)

— Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)

— Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.)

— Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы).

— Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные  полезные ископаемые.)

— Что называют полезными ископаемыми? (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.)

— Какими полезными ископаемыми  богата наша Республика? Наш край? (Работа учащихся с географической картой – нефть, глина, известняк.)

 

 

Ученики демонстрируют свои знания. Бумага А4
20 мин.

III. Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу.

 

Сравните:

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

 

 

 Магматическими               Осадочные породы                Метаморфические  

                       

                           . Заполнение таблицы «Горные породы.»

№ п/п Типы горных пород Чем образованы Примеры
1 Осадочные Формируются путём осаждения  минеральных частиц из морской воды, из обломков других горных пород или остатков организмов Гранит, базальт Песок, мел, известняк, глина
2 Магматические Образовались в результате остывания магмы. Гранит, базальт
3 Метаморфические Образуются из магматических горных пород под действием температуры и давления Мрамор, кварцит, гнейс

 

Работа учащихся в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств, заполнение таблицы.

                        Практическая работа:  «Изучение горных пород».

Название горных пород    Тип

 горной      породы

Свойства Способ

добычи

Практи-ческое значение
Цвет Агрегат

ное состояние

Прозрач-

ная или непрозрачная

Плотная или рыхлая
Гранит магматичес-кая серый,

розовый

твёрдый непрозрач-

ный

плотный карьеры строительство
Поварен-

ная соль

осадочная бесцветная твёрдая прозрачная плотная карьеры;

соляные озёра (высуши

вание)

в пищу
Мел осадочная белый твёрдый непрозрач-

ный

рыхлый карьеры для отделки помеще-ний;

в медицине

Каменный уголь осадочная чёрный твёрдый непрозрач-

ный

плотный шахта топливо
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».

1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

Самопроверка.

7-8 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

3-4 балла_»3»

Проводят обсуждение по творчеству поэта. Отвечают на вопросы учителя. Карточки
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

— Что тебе понравилось?

— Что было трудным для тебя?

— Что ты смог сделать без труда?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 

оценочный лист

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.  Выучить стихотворение А. А. Фета «Ночь». Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

                

 

Дата:                                                                                                   Класс: 5    12 урок
Тема: Материки и острова
Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о материках и островах; привести примеры материков и островов, дать понятия об архипелаге и Океании
Результат обучения. Узнают об особенностях материков Земли; сумеют работать по карте и показывать материки и острова
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик».

— Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.  Скажите, что вы сейчас почувствовали?

— Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

Ученики осмысливают поставленную цель.

— (Тепло, радость, хорошее настроение)

Делятся на группы.

пазлы

 

5 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы.

Мозговой штурм»
На каком материке расположена РК? Омывают ли ее берега океаны?
Воды каких рек Казахстана впадают в океан? ( работа с картой)
Метод «Инсерт» : Работа в паре
(учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на вопрос)
— Какая информация о почве была вам знакома?
— Что нового вы узнали о почве?
— Что вызвало ваше удивление?

Ученики отгадывают словечко.

 

 

20 мин. III. Актуализация знаний.

Задание  1  группа
1. 49 млн.км2 приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки.
Материки – большие участки суши, окруженные водой.
Покажите на карте и назовите 6 материков.

Показать 6 частей света ,чем они отличаются от материков и как подразделяются?
Задание:  2   группа  Подпишите в контурной карте названия материков.
-Какой самый большой материк?
-Какой самый маленький? . В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров– это Гренландия (2,176 тыс.км2).
«Корзина идей»
(учащиеся высказывают свое мнение о понятии «Остров»)
Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой.
Острова по происхождению делятся:
материковые (Мадагаскар),
вулканические(Гавайские, Курильские о-ва),
коралловые (Большой Барьерный риф).
Задание:1По физической карте полушарий найдите острова и назовите их.
3  группа . В океане встречаются архипелаги. Что же такое?
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга.
Задани2: По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги.
-Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.км2) на Земле.

Демонстрируют свои знания.

 

 

Учебник

 

Плакат

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «З-Х-

У» проводит закрепление урока.

Тест
1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?
А. Килиманджаро, Африка
Б. Мак-Кинли, Северная Америка
В. Аконкагуа, Южная Америка
С. Джомолунгма, Евразия
4. На каком материке находится наша страна?
А. Евразия
Б. Северная Америка
В. Антарктида
С. Австралия
5. Составьте пару: материк – характеристика.
1. Самый большой материк.
2. Самый жаркий материк.
3. Самый маленький материк.
4. Самый холодный материк. а) Антарктида
б) Африка
в) Австралия
г) Евразия
6. Подберите пару:
1. Самые высокие горы земного шара.
2. Самая длинная река планеты.
3. Самое глубокое озеро мира.
4. Самый крупный остров планеты а) Гренландия
б) Мадагаскар
в) Гаити
г) Исландия
7. Составьте пару: материк – горные системы.
1. Евразия
2. Северная Америка
3. Южная Америка а) Анды
б) Кордильеры
в) Гималаи
Взаимопроверка 1-А,2-В,3-С,4-А,5)1-Г,2-Б,3-В,4-А,6)1-В,2-А,3-Г,4-А, 7)1-В,2-Б,3-

Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме. Таблица

«З-Х-У»

5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии:

— О чем говорили на уроке?

— Что удалось без особых усилий?

— Что было трудно?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                  Класс: 5           13  урок
Тема:Гидросфера –водная оболочка Земли
Цель урока:

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере,оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте     Воды в природе.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и

объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

географическими текстами, учебником, географической картой, с

материалами мультимедийной презентации,  схемами,

Ожидаемый результат: углубят знания о форме Земли, ознакомятся с новыми понятиями; научаться определят географические координаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.

С помощью приема  «До и после» осуществляет

Учитель просит отгадать загадки: «Что в решете не унесешь?», «Летом бежит, а зимой стоит». (вода)

Абсолютно верно, и речь сегодня на уроке пойдет о воде. Мы с вами должны будем сегодня ответить наследующие вопросы:

1.  Что означает понятием Гидросфера.

2. Узнать из чего состоит гидросфера.

3. Почему Мировой океан называют “Мировым”?

4. Познакомимся с понятием Море.

5. Узнаем, на какие группы делятся все моря.

6. Какое значение вода имеет вода в природе и жизни человека

Демонстрируют свои знания.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

15 мин. IV. Актуализация знаний.

 С помощью стратегии  «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.

На доске под  названием темы вывешиваются поочерёдно таблички, формулирующие основные моменты урока.

 

              ГИДРОСФЕРА

 

             — значение              По ходу усвоения темы по данному плану будет

             — свойства              передвигаться курсор, обозначающий этап, на

             — состав                   котором будем находиться  в определённый

             — Мировой              момент урока.

               круговорот

               воды

Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации  (словари, энциклопедии, Интернет), сформулируйте дополнения к определению гидросферы на слайде.

На доске  вокруг понятия «гидросфера» вывешиваются карточки с прозвучавшими из разных источников информации составными частями данного термина:

 

Океаны          моря        подземные воды         лёд и снег         реки            озёра

           Болота       водохранилища        круговорот       более 70% земной пов – ти

4 млрд. лет           жидкое состояние         твёрдое состояние       газообразно

1 группа – занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды; а также превращает лёд в жидкость, а затем в водяной пар.

 

2 группа – выясняет информацию о процессах, связанных с переходом воды из одного состояния в другое.

 

Задание: установите соответствие ( выполняется, используя карточки с понятиями и формулировками из файловой папки).

 

1. Испарение.                           А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание (кристаллиз.)   Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация.                       В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние (плавление)             Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.

 

3 группа – исследует плотность пресной и солёной воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой ).

 

4 группа – исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минералки).

 

е состояние

 

Работают по учебнику.

Работают индивидуально.

Слушают.

Дают оценку своей деятельности.

Сравнивают новую информацию со старой.

Делают выводы, возвращаются к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Таблица «Фила»
10 мин. V. Закрепление урока.  С помощью метода «До и после» проводит закрепление урока.

            Карточка – задание. Для группы

1. В состав гидросферы Земли входят Мировой океан, ____________ и вода в атмосфере.

2. Мировой _________ занимает 96 % поверхности Земли.

3. В состав  Мирового океана входят  несколько океанов: Тихий, _________, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

4. Самым большим из них является _____________ океан.

5. Более важную роль в жизни человека играет пресная  вода, сосредоточенная в  реках, озёрах, _________ и под землёй.

6. Все части гидросферы участвуют в Мировом ___________воды в природе.

 

Демонстрируют свои знания.

Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.

 

Учебник

 

 

Разноуровневые задания

 

5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.

 

Итог урока:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные стороны урока:_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                  Класс: 5   14 урок
Тема: Основные компоненты гидросферы
Цель урока:

сформировать знания учащихся об особенностях Мирового океана, вод суши: морей, озер, рек.Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами;

развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения частей гидросферы, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов вод, принимать творческие решения

Ожидаемый результат: развивать умение работать в учебных группах
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настройформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Корзина идей» осуществляет проверку знаний учащихся.

Вода занимает большую часть поверхности Земли. +

2. Вода разрушает горные породы. +

3. При нагревании объём воды уменьшается. –

4. Вода быстро нагревается и быстро остывает. –

5. Вода тяжелее, чем лёд. +

6. В природе больше пресной воды, чем солёной. —

7. Объём воды при замерзании увеличивается. +

8. Жизнь на земле невозможна без воды. +

9. Вода – самое распространённое в природе вещество. +

10. Вода при нагревании превращается в пар. +

11. Вода не может переходить из одного состояния в другое. –

Демонстрируют свои знания. На стикерах записывают все, что знают о повести.
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.

С помощью приема  «До и после» осуществляет тему

При огромной площади Мирового океана, занимающей 70,8% всей поверхности Земли (361 млн. км ), объем его вод (1370 млн. км ) составляет лишь 1/800 объема Земли. Масса вод Мирового океана составляет около 96, 5% всей массы гидросферы. Масса же всей гидросферы – это всего лишь 1/4000 доля массы всей Земли.

.

Демонстрируют свои знания.

У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

15 мин. IV. Актуализация знаний.

 С помощью стратегии  «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.

Состав гидросферы.

Какой очень мало? Где находится пресная вода? Какой воды на планете больше всего?

 

Заполните таблицу работа с текстом учебника, атлас

Три состояния воды

 

Задание для группы

1 группа

1) Объясните, почему необходима охрана вод?

2) Есть ли в Казахстане воды, которые обладают целебными свойствами?

3) Можно ли наблюдать Мировой круговорот воды в нашей местности?

4) Почему воду называют уникальным веществом?

 

2 группа

Дополни схему:

Состояние воды

Вода————Лёд

Лед——————Пар

Задание: Что нужно сделать, чтобы вода перешла из одного состояния в другое?

3 группа Название Где расположен Характерная особенность

Тихий океан

Индийский океан

Северный Ледовитый

Атлантический океан

Работают по учебнику.

  1. Выполнение задания в тетрадях

Выберите наиболее подходящие определения к слову СНЕГ и запишите их.

2. Составьте пятистишие

1.СНЕГ

2.холодный, белый, пушистый

3. тает, хрустит

4. Мне нравится пушистый снег.

5. ОСАДКИ

Таблица «Фила»
10 мин. V. Закрепление урока.  С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Групповая работа:

 

 Сегодня вы работаете в группах, поэтому для начала, вы должны угадать, в какой части гидросферы вы осуществите свое путешествие. (

 1 группа . Океан

 Он могучий и огромный,

 Много в нём морей глубоких.

 Глубже и огромней лужи

 На земле не обнаружить.

 Состоит он из морей.

 Ну, давай, ответь скорей.

 Это – не воды стакан,

 А, огромный … .

 2 группа . Море

 Шириною широко,

 Глубиною глубоко,

 День и ночь о берег бьется,

 Из него вода не пьется,

 Потому что не вкусна –

 И горька и солона.

 3 команда группа 

 Посреди поля

 Лежит зеркало,

 Стекло голубое,

 Рама зеленая.

 4 группа . Реки

 Чуть дрожит на ветерке

 Лента на просторе.

 Узкий кончик – в роднике,

 А широкий – в море

Демонстрируют свои знания.

Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.

 

Учебник

 

 

Разноуровневые задания

 

5 мин. VI. Итог урока

Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.  

Стикеры

Фишки

 

 2 мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.

 

Итог урока:__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:_________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                              Класс: 5            15 урок
Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод
Цель урока:

Познавательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов.

Образовательные: раскрыть значение воды для растительного, животного мира и для человека .

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

— Какую тему мы с Вами изучали на прошлом уроке?
а. Что такое река, море, озеро? (напечатать на карточках)

б.  А сейчас, ребята поработаем по карте. (Карта Казахстана)

— Покажите на карте самую длинную и водоносную реку Казахстана.     (Иртыш)

— Назовите и покажите на карте самую мутную реку в Казахстане. (Сырдарья)

— Назовите и покажите на карте наполовину пресное, наполовину соленое озеро Казахстана. (Балхаш)

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин.

III. Актуализация знаний  

Демонстрируют знания, умения.

Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать в опорных конспектах. Давайте заполним 1 и 2 столбик, т.к. о воде мы говорим не первый урок в первый столбик вы запишете то, что вы знаете  о воде, а во второй что хотели бы узнать на нашем уроке, учитывая тему нашего урока. Стараемся писать самое главное…
Заполнение учащимися 1, 2 столбца таблицы:

 

Знаю Хочу знать Узнал
Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет… Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?

 

 

Итак ребята, где и для чего используется вода? Ребята заполняют схему в маршрутных листах. Мы с вами должны заполнить схему, где и для чего используется вода? (Вы ребята работаете у себя в маршрутных листах.

  1.  для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
  2.  в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды).
  3.  средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.
  4.  среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.
  5.  дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
  6. Для получения электрического тока
  7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
  8. кормит  (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.

 

 

Постеры

 

Маркеры

 

Цветные бумаги

 

учебник

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

 

А сейчас мы с вами составим стихотворение используя метод синквейна.

 

  Приём « Синквейн» —  своеобразное стихотворение из 5 строк.

1 строка- название темы ( имя существительное )

2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными )

3 строка – описание характерных действий предмета (три глагола )

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме.

5 строка – синоним, который повторяет суть темы.

(Вода.

  • Обычная, удивительная.
  • Течёт, льётся, журчит.
  • Берегите воду!
  • Влага.

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь