ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Биология 8 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО Биология 8 класс Сборник заданий формативного оценивания

411
0

Сборник заданий формативного оценивания
Биология
8 класс
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет Вам возможность адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
Четверть: 1 ……………………………………………………………………………………………………………………….4
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………….4
Клеточная биология ………………………………………………………………………………………………………..4
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………….7
Молекулярная биология ………………………………………………………………………………………………….7
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..11
Разнообразие живых организмов……………………………………………………………………………………11
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..17
Питание ………………………………………………………………………………………………………………………..17
Четверть: 2 …………………………………………………………………………………………………………………….22
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..22
Транспорт веществ ………………………………………………………………………………………………………..22
Четверть: 3 …………………………………………………………………………………………………………………….34
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..34
Движение (Биофизика) ………………………………………………………………………………………………….34
Раздел/Тема………………………………………………………………………………………………………………………38
Координация и регуляция …………………………………………………………………………………………………38
Четверть: 4 …………………………………………………………………………………………………………………….40
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..40
Наследственность и изменчивость …………………………………………………………………………………40
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..41
Биосфера, экосистема, популяция ………………………………………………………………………………….41
Раздел/Тема…………………………………………………………………………………………………………………..48
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду ………………………………………….48
3
ПРОЕКТ
Формативное оценивание
Предмет: Биология
Класс: 8
Язык обучения: русский
Четверть: 1
Раздел/Тема Клеточная биология
Цель обучения 8.4.2.2 — сравнить строение клеток эукариот и прокариот
Критерий оценивания  определяет структурные части эукариотов и
прокариотов
 сравнивает клеток эукариот и прокариот
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задание
Задание 1
Используя рисунок, ответьте на вопросы. (А) перечислите органоиды и их функции, характерные только для прокариотической
клетки:
________________________________________________________________________ (b) перечислите органоиды и их функции, характерные только для эукариот чёской
клетки: _____________________________________________________________________________ (c) перечислите представителей прокариот: _____________________________________________________________________________ (d) перечислите представителей прокариот: _____________________________________________________________________________
Дескриптор  используя рисунок, определяет особенности строения клеток
прокариот и эукариот
 знает представителей прокариот и эукариот
4
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Клеточная биология
Цель обучения 8.4.2.1 — классифицировать ткани растений и животных
Критерий оценивания  знает определение ткани
 определяет особенности строения, функций,
расарложения растительных и животных тканей
Уровень мыслительных
навыков
навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Напишите определение понятия «ткань». _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Задание 2
Найдите соответствия между типом тканей и их функциями:
Тип ткани Функции
А. эпителиальная 1. защита других тканей от повреждения B. соединительная 2. воспринимает раздражение C. нервная 3. регуляция согласованной деятельности организма
4. обеспечение опоры организма
5. передвижение веществ по организму 6. синтез важных для организма веществ(гормонов)
1 2 3 4 5 6
Задание 3
(a) (I) Определите, какой из этих рисунков отображает костную ткань.
___________________________________________________________________________
(ii) Объясните свой ответ. Какие признаки позволили Вам определить ткань? ___________________________________________________________________________
5
ПРОЕКТ
(b) Чем отличается рисунок E от рисунков A, B, C. D? Какую функцию выполняет
ткань на рисунке Е? ___________________________________________________________________________
Задание 4
Заполните таблицу
Ткань Функции Расположение
Образовательная Верхушка стебля,
междоузлия
Проводящая Транспорт веществ
Основная Лист, стебель
Опора, защита
Кожица листа, кора
Дескриптор  знает определение ткани
 определяет особенности строения, функции,
расположение растительных и животных тканей
6
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Молекулярная биология
Цель обучения 8.4.1.1 описывать различия между мономерами и
полимерами, используя биологические примеры
Критерий оценивания  определяет различия между мономерами и
полимерами, используя биологические примеры
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
(і) Выберите вариант ответа, где показаны верные утверждения о мономерах и
полимерах.
1) Полимерами называют высокомолекулярные соединения, состоящие из одной, двух
или более малых молекул (звеньев), которые связаны между собой химической связью.
2) Мономерами называют повторяющиеся звенья (структурные единицы) в составе
полимерных молекул.
3) Примером мономеров является крахмал. A. Только 1 B. Только 2 C. 1,2 D. 1,3
Задание 2
Распределите нижеприведенные слова по соответствующим столбцам в предложенной
таблице.
Отличие полимеров Пример полимера Пример мономера Отличие мономеров
Целлюлоза, глюкоза, гликоген, аминокислоты, жирные кислоты, гликоген, крахмал,
белки, нуклеотид, ДНК, растворимы в воде, сложные структуры, макромолекулы,
микромолекулы, моносахариды
Дескриптор  пнает определения терминов «мономер» , «полимер».
 понимает отличия мономеров от полимеров
 правильно распределяет примеры мономеров и полимеров
7
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Молекулярная биология
Цель обучения 8.4.1.2 — описывать свойства и биологические функции
углеводов и липидов
Критерий оценивания  характеризует свойства и биологические
функции углеводов и липидов
Уровень мыслительных навыков навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
(a) На рисунке изображены полисахариды.
(а) Напишите, для каких животных характерны данные полисахариды:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(b) Напишите, какие функции выполняют предложенные полисахариды. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
(с) Объясните связь строения полисахаридов крахмала и целлюлозы с выполняемой ими
функцией, используя данный рисунок.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8
ПРОЕКТ
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 2
Рассмотрите изображения А и В.
А. В.
(а) Назовите функции липидов у представленных животных.
А.__________________________________________________________________________
В.__________________________________________________________________________
Объясните взаимосвязь строения липидов с выполняемой функцией.
А. __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дескриптор  определяет свойства и функции
предложенных углеводов
 объясняет связь строения и функции
углевовдов
 объясняет связь строения и функции
липидов
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Молекулярная биология
Цель обучения 8.4.1.3 — описывать свойства и биологические
функции белков
Критерий оценивания  характеризует свойства и биологические
функции белков
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Рассмотрите предложенные изображения, на которых представлены фибриллярный
(нитевидный) и глобулярный (шаровидный) белки.
А В
(а) Определите функции каждого из белков.
А__________________________________________________________________________В___ _______________________________________________________________________
(b) Объясните связь структуры белка с выполняемой ими функцией.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дескриптор  определяет функцци белков
 объясняет связь структуры белка с
выполняемой ими функцией
10
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Разнообразие живых организмов
Цель обучения 8.1.1.1 — описывать отличительные признаки растений на
примере водорослей, моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных растений.
Критерий
оценивания
 описывает отличительные признаки растений на примере
водорослей, моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных растений
 классифицирует водоросли, моховидные,
папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные
растения, учитывая их особенности
Уровень
мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Перечисленные организмы распределите по группам и дайте название каждой из них.
Хлорелла, ландыш майский, хвощ полевой, листавеница обыкновенная, плаун
булавовидный, ламинария, горох посевной, кедр ливанский, яблоня домашняя, сфагнум
Название групп Представители
Заданиe 2
Установите соответствия между особенностями строения и растениями, для которого они
характерны.
А. Папоротник щитовник B. Лиственница C. Тополь D. Пшеница 1. Параллельное жилкование листьев 2. Споры созревают на листья 3. В семени две семядоли 4. Пылинка имеет два воздушных мешка 5. В тканях ствола есть смоляные ходы 6. Корневая система мочковатая 7. Имеется корневище с придаточными корнями 8. В семени есть эндосперм 9. Взрослое растение двудомное 10. Для оплодотворения необходима вода 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11
ПРОЕКТ
Заданиe 3
Заполните таблицу.
Название
группы
Представитель Особенности строения
Дескриптор  описывает отличительные признаки растений на примере
водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных
и покрытосеменных растений
 классифицирует водоросли, моховидные, папоротниковидные,
голосеменные и покрытосеменные растения, учитывая их
особенности
12
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Разнообразие живых организмов
Цель обучения 8.1.1.2 — описывать отличительные признаки грибов
Критерий оценивания  определяет основные признаки грибов
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Установите соответствия между характеристиками и царствами организмов.
Характеристика Царство организмов
А) в состав клеточной стенки входит
хитин
В) в состав клеточной стенки входит
целлюлоза
С) тип питания авторофный D) запасным питательным веществом
является крахмал E) в природных системах являются
редуцентами F) тело состоит из мицелия 1) Грибы 2) Растения
A B C D E F
Задание 2
Заполните таблицу.
Признаки сходства с
растениями
Отличительные признаки
грибов
Признаки сходства с
животными
Дескриптор  определяет отличительные признаки грибов
 определяет признаки сходства грибов с растениями и животными
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Разнообразие живых организмов
Цель обучения 8.1.1.3 — распознавать по отличительным признакам классы
однодольных и двудольных растений
Критерий оценивания  распознает по отличительным признакам классы
однодольных и двудольных растений
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
На рисунке показаны признаки, характерные для однодольных и двудольных растений.
Определите классы покрытосеменных растений и перечислите характерные им
признаки. 1 2 1.__________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Задание 2
Определите принадлежность растений к однодольным и двудольным растениям.
Однодольные ______________________________________________________
Двудольные__________________________________________________________
Дескриптор  распознает по отличительным признакам классы однодольных
и двудольных растений
 определяет принадлежность растений к однодольным и
двудольным растениям
14
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Биоразнообразие живых организмов
Цель обучения 8.1.1.4 — распознавать по отличительным признакам классы
членистоногих и хордовых животных
Критерий оценивания  определяет по отличительным признакам классы
членистоногих и хордовых животных
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Рассмотрите животных, показанных на рисунке.
А. В. С. D.
(і) Определите лишнее животное среди представленных видов. Обоснуйте свой ответ. _______________________________________________________________________
(іі) Опишите признаки характерные для хордовых и членистоногих животных: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание 2
Соотнесите признаки членистоногих и хордовых животных:
1. Имеется хорда А. членистоногие
2. Замкнутая кровеносная система В. хордовые
3. Имеются жаберные щели
4. Незамкнутая кровеносная система 1 2 3 4
Дескриптор  определяет по отличительным признакам классы
членистоногих и хордовых животных
15
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Разнообразие живых организмов
Цель обучения 8.1.2.1 — сравнивать строение пищеварительной
системы беспозвоночных, жвачных животных и
человека
Критерий оценивания  сравнивает строение пищеварительной системы
беспозвоночных, жвачных животных и
человека
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Подпишите названия структурных компонентов пищеварительных систем организмов.
Задание 2
Укажите общие и отличительные признаки пищеварительной системы человека и жвачных
животных.
Задание 3
Объясните, как строение пищеварительных систем человека, беспозвоночных и жвачных
животных связано с их функциями. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Дескриптор  сравнивает строение пищеварительной системы
беспозвоночных, жвачных животных и человека
 умеет объяснить связь между строением и функциями
пищеварительной системы
16
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Питание
Цель обучения 8.1.2.3 — объяснять взаимосвязь структуры
пищеварительной системы человека с ее функциями
Критерий оценивания  может определять органы пищеварительной
системы и описать функции.
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Рисунок 8.1 показывает схему пищеварительной системы человека.
(a) Назовите структуры, показанные под номером 3 и 5 и опишите их функции. 3__________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дескриптор  может определять органы
пищеварительной системы и
описывать их функции
17
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Питание
Цель обучения 8.1.2.4 — выявлять причины болезней пищеварительного
тракта и пищевых отравлений
Критерий оценивания  знает инфекционные болезни пищеварительной
системы и может описать меры профилактики
 определяет причины отравления пищей
 описывает меры профилактики паразитических
заболеваний
Уровень мыслительных
навыков
применение, анализ
Задания
Задание 1
Заполните таблицу.
Заболевание Причины Симптомы Меры
предосторожности
Дизентерия
Гепатит
Глистные инвазии
(і) Объясните, почему нельзя есть сырое мясо и к каким последствиям это может привести.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Задание 2
Напишите меры профилактики паразитических заболеваний.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
(і) Опишите признаки инфекционных заболеваний (не менее двух).
1___________________________________________________________________________
2__________________________________________________________________________
Дескриптор  знает инфекционные болезни пищеварительной
системы
 определяет причины отравления пищей
 описывает меры профилактики паразитических
заболеваний
18
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Питание
Цель обучения 8.1.2.5 описывать значение витаминов в организме
человека;
Критерий оценивания  определяет значение витаминов в организме
человека
Уровень мыслительных навыков навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Приведите примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов.
Жирорастворимые Водорастворимые
Задание 2
Заполните таблицу, указывая пример витамина и его значение в организме.
название витамина значение витамина в организме
Витамин А
Витамин С
Витамин Д
Витамин В12
Витамин РР
Дескриптор  определяет значение витаминов в организме
человека
19
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Питание
Цель обучения 8.1.2.6 — составлять список продуктов питания со
значительным содержанием витаминов;
Критерий оценивания  составлять список продуктов питания со значительным
содержанием витаминов
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Определите продукты, в которых содержится значительное содержание предложенных
витаминов.
Витамины Продукты
СВАD
Дескриптор  составляет список продуктов питания со значительным
содержанием витаминов
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Питание
Цель обучения 8.1.2.7 — определять наличие витамина С в продуктах
питания
Критерий оценивания  определяет наличие витамина С в продуктах
питания
Уровень мыслительных
навыков
навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Опишите метод определения витамина С в продуктах питания. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________
Дескриптор  определяет наличие витамина С в продуктах
питания
21
ПРОЕКТ
Формативное оценивание
Предмет: Биология
Класс: 8
Язык обучения: русский
Четверть: 2
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.5 — описывать лимфатическую систему и взаимосвязь
между кровью, тканевой жидкостью и лимфой
Критерий оценивания  описывает лимфатическую систему и взаимосвязь
между кровью, тканевой жидкостью и лимфой
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Особенности строения и функционирования лимфатической системы человека
заключаются в том, что A. система незамкнутая B. впадает в пищеварительную систему C. защищает организм от болезнетворных микробов D. всасывает липиды из кишечника E. отсутствуют узлы F. представлена одинаковыми сосудами
Задание 2
Вставьте пропущенные слова в предложения: ………………………….…- прозрачная желтоватая жидкость. Она образуется в …………….. … ,
движется по ……………………………… сосудам и через венозные сосуды вливается в правое
предсердие. В организме взрослого человека массой 60 кг содержится примерно 1200- 1600
мл ……………………..… . В отличие от крови, ядовитые вещества в организме быстро
проникают в … . ………………………… …, как и кровеносная, транспортирует питательные
вещества и минеральные соли в клетки и ткани, а также выводит ненужные и ядовитые
вещества из клеток.
Дескриптор Обучающийся:
 описывает лимфатическую систему и взаимосвязь
между кровью, тканевой жидкостью и лимфой
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.1 — описывать состав и функции крови
Критерий оценивания  описывает состав и функции крови
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Выберите правильный ответ.
1. Эти кровяные пластинки – плоские клетки неправильной округлой формы диаметром 2-5 мкм., не имеют ядер:
А лейкоциты
В эритроциты
С тромбоциты
D гемоглобин
2. В составе плазмы крови вода составляет:
А 50%
В 80%
С 90% D 100%
3. Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?
А красными кровяными клетками крови
В клетками нефронов почек
С клетками альвеол лёгких
D белыми кровяными клетками крови
10 . Установите соответствия между характеристиками клеток крови человека и их видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД КЛЕТОК
А) Участие в свёртывании крови 1) эритроциты
Б) определяют группу крови 2) лейкоциты
В) способны к фагоцитоз 3) тромбоциты
Дескриптор  знает и описывает компоненты крови
 характеризует значение компонентов крови.
23
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.2 — исследовать особенности строения форменных
элементов крови различных организмов по готовым
микропрепаратам
Критерий оценивания  исследует особенности строения форменных
элементов крови различных организмов по готовым
микропрепаратам
Уровень мыслительных
навыков
навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Определите форменные элементы крови по микропрепарату.
1.__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
Задание -2. Заполните таблицу
Признаки Эритроцит лягушки Эритроцит человека
Размеры
Форма
Наличие ядра
Количество в поле зрения
Дескриптор  определяет форменные элементы при помощи
готового микропрепарата
 сравнивает эритроциты двух разных организмов
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.3 охарактеризовать функции различных
типов лейкоцитов
Критерий оценивания  описывает функции различных типов
лейкоцитов
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
На рисунке показаны лейкоциты.
(а) Какие типы лейкоцитов обозначены буквами А и Е?
А__________________________________________________________________________Е __________________________________________________________________________
Опишите в чем сходство этих лейкоцитов? ___________________________________________________________________________
Опишите в чем различия этих лейкоцитов? ____________________________________________________________________________
Задание -2. Используя данные ключевые слова, заполните пропущенные в тексте
предложения. ……………………………………- это невосприимчивость ко многим болезням, данная
человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
………………………………… вырабатывается в результате введения в организм убитых
или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. …………………………….. — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме
лечебной сыворотки. Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить
своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а
вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время
организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням.
Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Ключевые слова: естественный врожденный иммунитет, искусственный активный
иммунитет, пассивный искусственный иммунитет
Дескриптор  Определяет виды лейкоцитов по рисунку;
 Описывает виды и функции;
 Знает определение понятия иммунитет;
 Описывает виды иммунитета;
25
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.4 — сравнивать гуморальный и клеточный
иммунитет
Критерий оценивания  сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет
 знает факторы, влияющие на клеточный и
гуморальный иммуните.
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Опишите два типа иммунитета.
особенности примеры действия
гуморальный иммунитет
клеточный иммунитет
Задание -2. Какой иммунитет показан на рисунке? ________________________________________________________________________
Опишите, как вы это определили. ________________________________________________________________________
Дескриптор  Сравнивает механизмы клеточного и гуморального
иммунитета
 Знает факторы, влияющие на клеточный и гуморальный
иммунитет
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.6 — оценивать роль вакцинации в профилактике
заболеваний
Критерий оценивания  Понимает роль вакцинации в профилактике
заданий.
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Напишите определение вакцинации и опишите его значение. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________
Дескриптор  Дает определение понятия «вакцинация»
 Понимает значение вакцинации
27
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.7 — объяснять механизм агглютинации и
резус-конфликта
Критерий оценивания  объясняет механизм агглютинации и
резус-конфликта
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание 1.
Заполните таблицу.
Группы крови Агглютиноген Агглютинин
I (0)
II(А)
III (В)
IV (АВ)
Задание 2
Верны ли данные утверждения (да, нет)?
1. Если отец и мать резус-отрицательные, дети могут быть как резус-отрицательные, так
и резус-положительные. __________________________________________________________
2. Если отец резус-отрицательный, а мать резус-положительная, то дети могут быть как
резус-отрицательные,
так и резус-положительные. ____________________________________
3. Если отец резус-положительный, а мать резус-отрицательная, то при второй
беременности резус-конфликт неизбежен. ___________________________________________________
4. Если отец резус- положительный, а мать резус-отрицательная, ребенок обязательно
будет резус-положительный. ___________________________________________________________
5. Если резус-положительному реципиенту вторично перельют кровь его же группы, но
резус-отрицательную, неизбежен резус-конфликт. ___________________________________
6. Если резус-отрицательному реципиенту вторично перельют кровь одноименной
группы, но резус-положительную, обязателен резус-конфликт. _______________________________
Дескриптор  Может дать определение понятиям агллютинация, донор,
реципиент, агглютиногены, резус конфликт
 Описывает механизм резус-конфликта
28
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.8 — описывать строение сердца и
кровеносных сосудов у животных
Критерий оценивания  описывает строение сердца и кровеносных
сосудов у животных
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задание -1
Рассмотрите рисунок.
А В
С D
(а) Опишите строение сердца и кровеносных сосудов у животных на рисунке А. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
(b) Опишите строение сердца и кровеносных сосудов у животных на рисунке B. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
(c) Опишите строение сердца и кровеносных сосудов у животных на рисунке C. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ______________
(d) Опишите строение сердца и кровеносных сосудов у животных на рисунке D. ________________________________________________________________________________
29
ПРОЕКТ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
Дескриптор  Описывает функции органов кровеносной системы
дождевого червя
 Описывает функции органов кровеносной системы молюска
 Описывает функции органов кровеносной системы
членистоногих
 Описывает функции органов кровеносной системы
позвоночных
30
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 88.1.3.9 — устанавливать взаимосвязь между
структурами стенок сосудов и их функциями
Критерий оценивания  устанавливает взаимосвязь между структурами
стенок сосудов и их функциями
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1
Определите структуры кровеносных сосудов под указанными цифрами. 1________________________________________________________________________ 2________________________________________________________________________
3________________________________________________________________________ 5________________________________________________________________________ 8________________________________________________________________________
Опишите как связаны структуры стенок сосудов и их функции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дескриптор  устанавливает взаимосвязь между структурами стенок
сосудов и их функциями
31
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.11 — исследовать влияние физических
упражнений на работу сердца
Критерий оценивания  исследует влияние физических упражнений
на работу сердца
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Опишите, как влияют физические упражнения на работу сердца. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дескриптор  исследует влияние физических
упражнений на работу сердца
32
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Транспорт веществ
Цель обучения 8.1.3.12 — описывать причины и симптомы заболеваний
органов кровеносной системы
Критерий оценивания  определяет причины и симптомы заболеваний
органов кровеносной системы.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Заполните таблицу.
Болезни кровеносной
системы
Причины возникновения Симптомы болезни
Гипертония
Инфаркт
Тахикардия
Ишемия
Инсульт
Задание 2
Опишите последствия влияния курения на состояние кровеносной системы: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________
Дескриптор  определяет причины и симптомы болезней
кровеносной системы
 описывает последствия влияния токсичных
веществ на кровеносную систему
33
ПРОЕКТ
Формативное оценивание
Предмет: Биология
Класс: 8
Язык обучения: русский
Четверть: 3
Раздел/Тема Движение (Биофизика)
Цель обучения  изучать химический состав, макро- и
микроскопическое строение кости
Критерий оценивания  знает химический состав кости
 определяет макро- и микроскопические строение
кости
Уровень мыслительных
навыков
знание, понимание и применение
Задания
Задание 1 Изучив рисунок, напишите макро- и микроскопическое строение кости. ____________________________________ ________________________________________ ____________________________________ _______________________________________ ____________________________________ _______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________ ____________________________________ ______________________________________
Задание 2. Заполните пропущенные слова в предложениях.
В состав живой кости взрослого входит ………….. 50%, жира 15,75%, ……………. (коллагеновых
волокон) 12,4%, …………………….. ………. 21,85%. ……………………. …………………….. представлены
различными солями. Больше всего содержится фосфата извести — 60%, карбоната извести — 5,9%, сульфата магния—1,4%. Кроме того, в костях имеются представители всех земных
элементов, Минеральные соли легко растворяются в слабом растворе соляной или азотной
кислоты. Этот процесс называется декальцинацией. После такой обработки в костях
остается только ……………………………… …………………………….., сохраняющее форму кости.
Оно пористо и эластично, как губка. При удалении ………………………….. …………………………….
путем сжигания кость также сохраняет первоначальную форму, но становится хрупкой и
легко крошится. Только сочетание ……………………………………………….. и …………………………………. ……………………………………… делает кость твердой и упругой. Ее
прочность значительно возрастает благодаря сложной архитектуре компактного и губчатого
вещества.
Дескрипторы  определяет макро- и микроскопические строение
 знает химический состав кости
34
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Движение. (Биофизика)
Цель обучения  8.1.6.3 — сравнивать типы соединений костей
Критерий оценивания сравнивает типы соединений костей
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задание 1. Определите типы соединений костей и приведите примеры.
Типы соединений костей Примеры
Задание 2.
Назовите типы соединий костей и опишите их.
1_______________________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся:
 Определяет типы соединений костей
35
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Движение. (Биофизика)
Цель обучения 8.1.6.4 — устанавливать связь строения различных типов
суставов с их функциями
Критерий оценивания  определяет структуру различных типов связей и
взаимосвязь их с функциями
Уровень мыслительных навыков знание, понимание и применение
Задания
Задания -1. Назовите структуру связи.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2. С помощью рисунка определите типы связей и приведите примеры.
Дескрипторы Обучающийся:
 определяет структуру различных типов
связей и взаимосвязь их с функциями
 приводит примеры
36
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Координация и регуляция
Цель обучения 8.1.7.1 — исследовать особенности зрительного восприятия и
описывать правила гигиены зрения
Критерий оценивания  исследовать особенности зрительного восприятия
 описывать правила гигиены зрения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задания -1. Определите структурные части глаза и опишите не менее двух их функций. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________
Задания -2. Используя рисунок, опишите с чем связано два различных состояния зрачка
глаза. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________
Задания -3. Опишите правила гигиены зрения (не менее 3).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дескрипторы  Знает строение глаза и их функции
 Знает и описывает различные зрачки;
 Описывает правила гигиены зрения
37
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Координация и регуляция
Цель обучения 8.1.7.2 — исследовать особенности слухового восприятия и
описывать правила гигиены слуха
Критерий оценивания  исследует особенности слухового восприятия
 определяет правила гигиены слуха
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задание -1. Используя рисунок, заполните таблицу.
Разделы Строение Функции
Наружное
Среднее
Внутреннее
Задания 2
На какую часть слухового аппарата оказывают вредное влияние постоянные громкие звуки? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Задания 2.
Опишите правила гигиены слуха (не менее 3). _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дескрипторы  Исследует особенности слухового восприятия
 Опеределяет правила гигиены слуха
38
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Координация и регуляция
Цель обучения 8.1.7.7 — исследовать кожную чувствительность 8.1.7.8 — описывать роль кожи в поддержании постоянной
температуры теплокровных животных
Критерий оценивания  исследует кожную чувствительность
 определяет роль кожи в поддержании постоянной
температуры теплокровных животных
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задания -1. Назовите структур кожных анализаторов.
Задания -2. Напишите ответ
Все животные получают тепло из двух источников: 1______________________________________________________________________________ 2______________________________________________________________________________
Задания -3. Используя график, обьясните температуру кожи на разных растояниях от
точки Х, расположенной у верхнего края тазовой области. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _________________________
Дескрипторы  исследует кожную чувствительность
 определяет роль кожи в поддержании постоянной
температуры теплокровных животных
?
?
39
ПРОЕКТ
Формативное оценивание
Предмет: Биология
Класс: 8
Язык обучения: русский
Четверть: 4
Раздел/Тема Наследственность и изменчивость
Цель обучения 8.2.4.3 — изучать центры происхождения культурных
растений и домашних животных
Критерий оценивания  знает центры происхождения культурных растений и
домашних животных
Уровень мыслительных
навыков
Знание, понимание, применение
Задания
Задание 1
Сопоставьте центры прохождения и культурные растения.
1, Южноазиатский тропический
2. Центральноамериканский
3. Южноамериканский 4. Восточноазиатский
5. Средиземноморский
6. Абиссинский 7. Юго-Западноазиатский a. Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька,
шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские
яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива. b. Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь,
чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы,
дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик,
грецкий орех c. Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер,
одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица,
брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин d. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево,
зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина. e. Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао,
тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник,
батат f. Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты,
арахис, кокаиновый куст, садовая земляника
1 2 3 4 5 6 7
Задание 2
Напишите центры происхождения домашних животных.
Домашние животные центр происхождения
Собака
Овцы
Свиньи
Кошка
Дескрипторы  Знает центры происхождения культурных растений и
домашних животных
 Знает центры происхождения домашных животных;
40
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Биосфера, экосистема, популяция
Цель обучения 8.3.1.1 — составлять схему общей структуры экосистем; 8.3.1.2 — сравнивать водные и наземные экосистемы
Критерий оценивания  составляет схему общей структуры экосистем
 сравнивает водные и наземные экосистемы
Уровень мыслительных
навыков
Знание, понимание, применение
Задания
Задание 1
Подпишите составные части экосистемы
Задание 2
Используя рисунки, сравните данные экосистемы.
А В
А._____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
В._____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Дескрипторы  составляет схему общей структуры экосистем
 используя рисунок сравнивает водные и наземные
экосистемы
41
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Биосфера, экосистема, популяции
Цель обучения 8.3.1.6 — описывать типы взаимоотношений
между организмами;
Критерий оценивания  описывает типы взаимоотношений
между организмами
Уровень мыслительных навыков Знание, понимание, применение
Задания
Задание 1
Заполните таблицу.
Симбиоз Гриб и осина, рыбо-клоун и актиния
Лиса и мыши, лев и зебра
Гриб -трутовик и дерево
Волки и лисы в борьбе за пищу
Задание 2. Определите типы взаимоотношений между организмами и кратко опишите их.
1 2 3 1._____________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________
Дескрипторы  определяет примеры симбиоза,
мутуализма, комменсализма,
хищничества
 определяет с помощью рисунка
типы взаимоотношений между
организмами
42
ПРОЕКТ
Раздел/Предмет Биосфера, экосистема, популяция
Цели обучение: 8.3.1.3 — описывать основные характеристики и
особенности структуры популяции;
Критерии оценивание:  описывает основные характеристики и особенности
структуры популяции
Навыки: Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Используя рисунок, опишите термин «Популяция» и основные характеристики,
особенности структуры популяции.
Основные характеристики популяций: Описание
численность
плотность
рождаемость
смертность
прирост популяции
Дескрипторы  описывает основные характеристики и
особенности структуры популяции
43
ПРОЕКТ
Раздел/Предмет Биосфера, экосистема, популяция
Цели обучение: 8.3.1.4 — исследовать различные стратегии выживания
организмов;
Критерии оценивание:  исследует различные стратегии выживания
организмов
Навыки: Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
На графике показана численность популяции жуков.
Опишите динамику численности, используя данный график. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _________________________________________
Дескрипторы  исследует различные стратегии выживания
организмов
44
ПРОЕКТ
Раздел/Предмет Биосфера, экосистема, популяция
Цели обучение: 8.3.1.5 — устанавливать причины изменений численности
популяций на примере взаимоотношений хищникжертва
Критерии оценивание:  устанавливает причины изменений численности
популяций на примере взаимоотношений хищникжертва
Навыки: Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
На рисунке показан график взаимоотношений хищникжертва. Установите причину
изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищникжертва. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Дескрипторы  устанавливает причины изменений
численности популяций на примере
взаимоотношений хищникжертва
45
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Биосфера, экосистема, популяции
Цель обучения 8.3.1.7 — объяснять механизм адаптации живых организмов к
изменяющимся условиям окружающей среды
Критерий оценивания  объясняет механизм адаптации живых организмов к
изменяющимся условиям окружающей среды
Уровень мыслительных
навыков
Знание, понимание, применение
Задания
Задание 1
1. Ледяные пустыни полярных регионов – самые холодные места на Земле, зимняя
температура которых достигает до минус 90 градусов. Тем не менее, в этом пустынном
ландшафте живут и размножаются разные виды животных. Как это возможно? Белый
медведь является одним из символов этой среды.
2. В самых суровых уголках планеты биологические виды ведут постоянную борьбу за
выживание. Занимая около трети площади суши, пустыня является одной из самых
экстремальных сред на Земле. Эти участки суши получают менее 25 см осадков в год. А
температура здесь может доходить до 50 градусов по Цельсию. Символом пустыни является – верблюд.
Прочитав тексты, объясните механизм адаптации живых организмов к изменяющимся
условиям окружающей среды. 1._______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________ 2_______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________
Дескрипторы  объясняет механизм адаптации живых организмов к
изменяющимся условиям окружающей среды
46
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Влияние человеческой деятельности на окружающую
среду
Цель обучения 8.3.2.1 — обосновывать необходимость сохранения и
поддержания биологического разнообразия;
Критерий оценивания  обосновывает необходимость сохранения и
поддержания биологического разнообразия
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1. Кратко опишите, как вы понимаете сохранение биологического разнообразия.
Что вы предложете для поддержания биоразнообразия? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________
Дескрипторы  обьясняет необходимость сохранения и
поддержания биологического разнообразия
47
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Влияние человеческой деятельности на окружающую
среду
Цель обучения 8.3.2.1 — обосновывать необходимость сохранения и
поддержания биологического разнообразия 8.3.2.2 — оценивать значение Всемирного банка семян
Критерий оценивания  обосновывает необходимость сохранения и
поддержания биологического разнообразия
 оценивает значение Всемирного банка семян
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
Определите, что такое «Всемирный банк семян». Обьясните значение Всемирного банка
семян и опишите рисунки. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Дескрипторы  оценивает значение Всемирного банка семян с
помощью их структуры
48
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Влияние человеческой деятельности на окружающую среду
Цель обучения 8.3.2.3 — объяснять причины возникновения и пути решения
экологических проблем на территории Казахстана
Критерий оценивания  объясняет причины возникновения и пути решения
экологических проблем на территории Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Задание 1
С помощью рисунков объясните причины возникновения экологических проблем. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ___________________________________
Задание 2
Предложите пути решения (2-3) экологических проблем на территории Казахстана. 1.__________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________
Дескрипторы  с помощью рисунков объясняет причины
возникновения экологических проблем
 предлагает пути решения экологических проблем на
территории Казахстана
49

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь