ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русская литература 5 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО Русская литература 5 класс Сборник заданий формативного оценивания

79
0

Сборник заданий формативного оценивания
Русская литература
5 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел « Героический эпос» …………………………………………………………………………………………………….. 4
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………….. 14
Раздел «Литературная поэтическая сказка» …………………………………………………………………….. 14
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………….. 24
Раздел «Литературная прозаическая сказка» …………………………………………………………………… 24
4 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………….. 35
Раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях» …………………………………… 35
4
1 четверть
Раздел « Героический эпос»
Цель обучения 5. ПО 1. Понимать термины: художественная литература,
фольклор, героический эпос, былина, сказка,
литературная сказка, сюжет, композиция,
художественное время и пространство, конфликт, герой,
повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение,
аллегория, параллелизм.
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значение литературоведческих
терминов: художественная литература, фольклор,
героический эпос, былина, гипербола, сравнение,
эпитет, композиция
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Соотнесите термины с их значениями.
1. Художественная
литература
A. устное народное творчество
2. Фольклор B. образное определение предмета
3. Героический эпос C. жанр народного фольклора, который повествует о
подвигах героев
4. Былина D. соотношение и расположение частей
художественного произведения
5. Гипербола E. жанр народного фольклора, который повествует о
героическом событии, либо примечательном
эпизоде русской истории
6. Сравнение F. искусство слова
7. Эпитет G. художественный прием, основанный на
чрезмерном преувеличении определенных свойств
изображаемого предмета или явления
8. Композиция H. вид тропа, в котором одно явление или понятие
уподобляется другому по какому-либо общему для
них признаку
Задание 2
Вставьте в текст соответствующие термины.
«В _______________«Илья Муромец и Соловей Разбойник» употребляется
постоянный _______________«старый» в значении «крепкий, сильный». Образ Ильи
Муромца — это образ защитника родной земли, который создается с помощью
______________, так, например, он одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого,
разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья-разбойника».
Дескрипторы Обучающийся
-соотносит термины с их значением;
-вставляет в текст термины в соответствии с их значением.
5
Цель обучения 5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему.
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет главную информацию
художественного произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите иллюстрацию художника В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина «Песнь о
Вещем Олеге» и ответьте на вопросы:
http://karbinerkurz.livejournal.com/25363.html
1. Какой эпизод изображен на иллюстрации?
2. Какова роль данного эпизода в произведении?
3. Почему произведение называется «Песнь о вещем Олеге»?
4. Какие события в произведении можно считать пророческими?
5. Какова тема данного произведения?
Дескрипторы Обучающийся
— определяет роль эпизода в произведении;
— определяет смысл названия произведения;
— называет основные сюжетные линии произведения;
— формулирует тему произведения.
6
Цель обучения 5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты
текстов небольшого объема (поэтические, прозаические).
Критерий оценивания Обучающийся
 Читает фрагмент художественного произведения
наизусть.
 Читает фрагмент художественного произведения
выразительно
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Выучите наизусть отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Прочитайте отрывок наизусть и выразительно. Постарайтесь с помощью интонации
выразить чувства и эмоции героев. Передайте стремительность, накал событий и
отношение героев к происходящему с помощью темпа речи, тембра голоса.
М.Ю. Лермонтова «Бородино» (отрывок)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Дескрипторы О б у чающийся
— называет автора отрывка и название произведения;
— читает отрывок из произведения наизусть;
— правильно ставит ударение в словах;
— с помощью интонации выражает чувства, эмоции, отношение
героев к происходящему;
— с помощью темпа речи, тембра голоса передает динамику
происходящих событий;
— соблюдает логические паузы.
7
Цель обучения 5. ПО 4. Составлять простой план
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает простой план
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Рассмотрите иллюстрации художника В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина
«Песнь о Вещем Олеге. Расположите события, изображенные на иллюстрациях, в
хронологическом порядке, расставив цифры от 1 до 5. Озаглавьте каждую иллюстрацию
и запишите в виде плана. http://www.liveinternet.ru/users/vetachka/post353754009/
№________________ № ______________ №________________
№________________ №______________
Дескрипторы Обучающийся
— располагает события произведения в хронологическом
порядке;
— определяет основную мысль каждого смыслового фрагмента;
— озаглавливает каждую иллюстрацию;
— записывает заглавия в виде простого плана.
8
Цель обучения 5 ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос.
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает краткий/ развёрнутый ответ на вопросы по
содержанию художественного произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
2. От чьего лица ведется повествование?
3. Кого объединяет слово «наш» в строчках:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!.»?
4. Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле…”
Где находится это поле?
5. Как вы понимаете выражение «…у наших ушки на макушке»?
6. Какое чувство объединяло всех участников сражения и воодушевляло их на
подвиги?
Дескрипторы Обучающийся
— отвечает на вопросы по содержанию произведения;
— доказывает ответ, приводя в качестве примеров эпизоды,
цитаты из произведения.
9
Цель обучения 5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина,
сказка, литературная сказка) при поддержке
учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет признаки жанра в художественном
произведении.
 Определяет жанр художественного
произведения
Уровень мыслительных навыков Навык высокого уровня
Задание 1
Прочитайте фрагменты произведений.
Выберитеи и запишите, к какому жанру относятся данные произведения. Используйте слова-
подсказки.
Задание 2
Укажите признаки каждого жанра.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-
град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к
Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так нехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет признаки жанра в художественном
произведении;
— приводит примеры/ цитаты из художественного
произведения.
стихотворение былина сказка песнь
10
Цель обучения 5. АИ 2. Определять основную мысль произведения при
поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет основную мысль произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте эпиграф к произведению М. Шаханова «Отрарская поэма о побежденном
победителе, или Просчет Чингисхана»:
«О, мы не забываем никогда свои тысячелетние обиды,
великие сжигали города, не ведая, что летописец видит».
Как вы считаете, заключена ли в данных строках основная мысль произведения? Напишите
развернутый ответ на данный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты и
примеры эпизодов из произведения.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует основную мысль художественного произведения;
— обосновывает собственное мнение примерами и цитатами из
художественного произведения.
11
Цель обучения 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке
учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет основные характеристики
литературного героя
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Помогите другу написать сочинение о Соловье-разбойнике. Вставьте в текст слова и
словосочетания, которые помогут ему охарактеризовать героя былины. Можете
использовать цитаты из текста произведения.
В образе Соловья-разбойника соединены человеческие черты характера, такие как
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________, и признаки сверхъестественного
персонажа: _________________________________________________________________.
Соловей сидит в___________________________________ и поджидает прохожих,
преграждая ____________________________. От его свиста ______________________.
Таким образом, Соловей-разбойник – русский былинный персонаж, выступающий
как ____________________(союзник/противник) богатыря Ильи Муромца. Он считается
_________________________ (положительным/ отрицательным) героем былины, потому
что
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет черты характера героя;
— описывает внешность героя;
— характеризует поступки персонажа;
— использует цитаты из художественного произведения.
— определяет принадлежность героя к положительным или
отрицательным персонажам;
— обосновывает собственную позицию.
12
Цель обучения АИ 8. Анализировать изобразительные средства в
художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит изобразительные средства в
художественном тексте.
 Анализирует роль изобразительных средств в
художественном тексте
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Перечитайте описание сражения в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Найдите в тексте и выпишите по одному примеру языковых средств: эпитетов, сравнений,
олицетворений, метафор, гипербол. Объясните, с какой целью автор использовал данные
изобразительно-выразительные средства.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
№ Языковые средства Примеры Комментарий
1. Эпитет
2. Сравнение
3. Олицетворение
4. Метафора
5. Гипербола
Дескрипторы Обучающийся
— находит изобразительно-выразительные средства в
предложенном отрывке;
— определяет роль изобразительных средств в
предложенном отрывке.
13
Цели обучения 5. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения,
выражая свои мысли и чувства.
Критерии оценивания Обучающийся
 Объясняет свое отношение к проблематике
художественного произведения/ к персонажам
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
В произведении «Отрарская поэма о побежденном победителе» М. Шаханов
создает образы двух великих ханов: Каир-хана и Чингизхана. Автор открыто
характеризует первого:
Один, осененный легенды крылом,
Чей верен был глаз и смертелен удар,
Шесть месяцев долгих умом и мечом
Сражался с врагом, защищая Отрар.
Он сотни сражений победой венчал,
Душой незлобив и коварство презрев.
В нем мудрость и сила — начало начал —
Сплетались, сроднившись, как корни дерев.
Он знал наизусть Фараби, Яссави,
В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.
Любимец народа, с отвагой в крови,
Был ханом Отрара — великий Каир.
Образ Чингизхана складывается у читателя постепенно: через его действия,
поступки, слова, отношения к нему других персонажам. Найдите в тексте доказательства.
Ответьте на вопрос, какому хану вы больше симпатизируете?
Свой ответ обоснуйте.
Дескрипторы Обучающийся
— сравнивает действия и поступки двух персонажей
художественного произведения;
— сравнивает черты характера двух персонажей, их духовные
ценности;
— сравнивает отношение других персонажей к героям
художественного произведения.
— выражает свое отношение к герою художественного
произведения;
— использует цитаты, ссылки на эпизоды художественного
произведения.
14
2 четверть
Раздел «Литературная поэтическая сказка»
Цельобучения 5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет главную информацию художественного
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитайте сказку В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-
царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой
дочери».
Перечислите пять главных событий сказки в хронологическом порядке.
Ответьте на вопрос: за что наказан Берендей?
Дескрипторы Обучающийся
— перечисляет пять главных событий сказки;
— соблюдает последовательность в перечислении событий;
— объясняет поступки героев.
15
Цель обучения 5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
небольшого объема (поэтические, прозаические)
Критерий оценивания Обучающийся
 Читает художественное произведение наизусть.
 Читает художественное произведение
выразительно
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте стихотворения К. Бальмонта из цикла «Фейные сказки».
Выучите наизусть и прочитайте выразительно одно понравившееся стихотворение.
Фея
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата, –
Всё ж, чтоб в замке
приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетёт
прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.
Наряды Феи
У Феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света
лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя
струнного
Из ярких солнечных лучей.
Ещё ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье
бесконечное,
Звонил в цветок свой
голубой.
Росинка, с грёзой
серебристою,
Зажглась алмазным
огоньком.
А ландыш свечкою
душистою
Горел на свадьбе с
Светляком.
Решение Феи
Солнце жаворонку силу
петь даёт,
Он до Солнца долетает
и поёт.
Птичка жаворонок –
певчим птичкам царь,
На совете птиц давно
решили, встарь.
Но решенье птиц не
принял соловей,
Он с обидой дожидается
ночей.
И как только означается
Луна,
Соловьиная баллада
всем слышна.
Фея молвила: «Чего же
спорить им?
Ну и глупые с решением
своим.
После утра есть
вечерняя заря,
В дне и ночи пусть нам
будут два царя».
Дескрипторы Обучающийся
— объявляет автора и название стихотворения;
— читает текст стихотворения наизусть;
— соблюдает логические паузы и ударения;
— передаёт настроение стихотворения, используя
интонационные средства;
— соблюдает орфоэпические нормы.
16
Цель обучения 5. ПО 5. Кратко пересказывать содержание
произведения или отрывка
Критерий оценивания Обучающийся
 Пересказывает основные события
художественного произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите иллюстрации художника Вячеслава Назарука к сказке А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». Подумайте, к каким эпизодам сказки соответсвуют
иллюстрации. Выберите один эпизод и перескажите его, используя слова и обороты
авторского текста.
http://fantastic-art.ru/illustrations/books/the-tale-of-the-dead-princess-and-the-sevenknights-
by-vyacheslav-nazaruk/
Дескрипторы Обучающийся
— распознает эпизод из сказки, соответствующий иллюстрации;
— пересказывает события эпизода сказки последовательно и
связанно;
— использует слова и обороты из сказки А.С. Пушкина;
— передает основную идею при пересказе;
— соблюдает плавность пересказа (отсутствие длительных, лишних
пауз).
17
Цель обучения 5. АИ 1. Определять жанр и его признаки (былина,
сказка, литературная сказка) при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет признаки жанра в художественном
произведении.
 Определяет жанр художественного
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте фрагменты из произведений, определите, к какому жанру относятся
данные произведения: стихотворение, поэма, песнь, литературная сказка. Обоснуйте
свой ответ.
Царь Кощей к себе Ивана-царевича
кликнул.
«Ну, Иван-царевич, — сказал он, — теперь мы
посмотрим,
Что-то искусен ты делать? Изволь,
например, нам построить
Нынешней ночью дворец: чтоб кровля
была золотая,
Стены из мрамора, окна хрустальные,
вкруг регулярный
Сад, и в саду пруды с карасями; если
построишь
Этот дворец, то нашу царскую милость
заслужишь;
Если же нет, то прошу не пенять… головы
не удержишь!»
В сказке фейной, тиховейной,
Легкий Майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный
Нашептал мне пенье строк.
И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.
А еще через минутку
Возвратился с гроздью роз:
«Я ушел, но это в шутку,
Я тебе цветов принес».
Дескрипторы Обучающийся
— находит жанровые признаки в предложенных фрагментах;
— определяет жанр фрагментов из художественных
произведений на основе признаков.
18
Цель обучения 5. АИ 2. Определять основную мысль произведения при
поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет основную мысль произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание 1
Рассмотрите обложку книги Василия Андреевича Жуковского. Определите тему сказки по её
названию.
Задание 2
Прочитайте сказку, составьте 5-6 вопросов, помогающих определить основную мысль
Дескрипторы Обучающийся
— определяет тему текста по названию произведения;
— определяет, какую задачу ставит автор текста;
-составляет вопросы к сказке, направленные на определение
основной мысли;
-формулирует основную мысль произведения на основе анализа.
19
Цель обучения 5. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы
композиции при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет в тексте произведения элементы
композиции сказки
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте сказку, соотнесите композиционные элементы с фрагментами из сказки.
1.Экспозиция А) Возвращение героев в мир живых людей. Погоня.
Марья три раза спасает Ивана от смерти.
2. Завязка Б) Жил царь Берендей с женой. Отлучка из дома.
Колодец. Обещание царя. Рождение сына.
3. Развитие действия В)Свадьба Ивана и Марьи.
4. Развитие действия
5.Кульминация Г) Встреча царевича в лесу со стариком.
6.Развязка Д) Иван в прекрасном городе. Потеря памяти. Марья
превратилась в цветок. Марья идёт на свадьбу Ивана.
Пирог. Возвращение памяти. Отъезд героев.
Возвращение в царство Берендея.
Е) Иван – царевич уехал из дома. У озера уточки.
Встреча с Марьей – царевной. Подземное царство
(мир мёртвых). Иван отслужил две службы Кощея с
помощью Марьи. Бегство Ивана и Марьи.
Дескрипторы Обучающийся
-выделяет в тексте сказки экспозицию;
-выделяет в тексте сказки завязку;
-выделяет фрагменты, относящиеся к развитию действия;
-выделяет кульминационный момент в сказке;
-выделяет в тексте сказки развязку.
20
Цель обучения 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для
характеристики главных героев, при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует эпизоды художественного
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте эпизод «Царевна у семи богатырей» из сказки А. С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях».
Ответьте на вопросы и приведите примеры из сказки.
1. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
2. В чём доброта этих людей?
3. Почему Соколко пропустил царевну в терем?
4. Отчего «братья милую сестрицу полюбили»?
5. Как они восприняли отказ царевны стать одному из них женой?
Дескрипторы Обучающийся
— отвечает на поставленные вопросы, опираясь на прочитанный
текст;
— характеризует персонажей сказки;
— приводит примеры из текста.
21
Цель обучения 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет основные характеристики
литературного героя
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание 1
Составьте паспорт любого героя из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях».
Имя:
Род занятий:
Прописка:
Внешний вид (особые приметы):
Личные качества:
Задание 2
Представьте в парах паспорт героя и выразите свое отношение к данному персонажу.
Дескрипторы Обучающийся
— называет персонажа прочитанной сказки;
— определяет род его занятий;
— определяет условия жизни персонажа сказки;
— выбирает особые приметы героя сказки;
— определяет личные качества героя сказки;
— объясняет свое отношение к персонажу.
22
Цель обучения 5. АИ 9. Писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным
словам, иллюстрациям).
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет творческую работу
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Напишите сказку о Фее, используя технологическую карту.
Образец Ваш пример
Название Сказка о …
Тема (о чём или о ком
будет сказка?)
Борьба добра и зла
(конкретизировать)
Основная мысль (что я
хочу сказать своей
сказкой)
Добро всегда побеждает зло
Волшебные герои,
которые олицетворяют
хорошие или плохие
черты характера.
Люди, растения, животные,
мифические существа, явления
природы, предметы, планеты и
т.д.
Вымышленный мир Чудесные события, волшебные
превращения, неожиданные
перевоплощения.
Структура:
— зачин;
— развитие событий;
— кульминация
— развязка
В одном царстве… Жили-были…
Первый раз… Второй раз… Третий
раз…
Жили они долго и счастливо….
Языковые средства:
наличие слов с
переносным значением,
эпитеты,
антонимы,
повторы,
фразеологизмы
Солнце спрашивает девушку,
Волк говорит…
Добрые люди, умный брат.
Бедный-богатый.
Говорили-говорили и…
Как кот наплакал…
Дескрипторы Обучающийся
— придумывает заглавие сказки;
— придумывает положительных и отрицательных героев;
— выдерживает структуру сказки;
— создаёт сказочный мир;
— использует языковые средства при написании сказки.
23
Цель обучения 5. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой литературы, близкие по
тематике, при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет сходства и различия на основе сравнения
двух произведений
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Сравните сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» со «Сказкой о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина. Укажите сходства и различия в сказках.
Сходства Сказка братьев
Гримм
Сказка А. С. Пушкина
Герои
События
Различия Сказка братьев
Гримм
Сказка А. С. Пушкина
Герои
События
Финал
Форма
изложения
Дескрипторы Обучающийся
— называет сходства героев;
— перечисляет сходства в событиях двух сказок;
— выделяет различия героев;
— выделяет различия в событиях;
— объясняет различия по форме изложения двух сказок.
24
3 четверть
Раздел «Литературная прозаическая сказка»
Цель обучения 5. ПО 1. Понимать термины: художественная литература,
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная
сказка, сюжет, композиция, художественное время и
пространство, конфликт, герой, повествователь,
рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория,
параллелизм.
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет значение литературоведческих
терминов: литературная сказка, композиция,
художественное время, художественное
пространство, повествователь, рассказчик,
аллегория.
Задание 1
Выполните тестовое задание, выбрав 1 правильный вопрос.
1. Композиция – это
А) заключительный компонент литературного произведения.
Б) система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры
действующих лиц
В) построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов
2. Аллегория – это
А) поучение
Б) сравнение, уподобление
В) иносказание
3. Выбери жанры эпоса:
А) трагедия, водевиль, повесть, басня, сказка
Б) комедия, послание, элегия, рассказ, роман
В) роман, повесть, рассказ, сказка, басня
4. Определите жанр произведения Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
А) фольклорная сказка
Б) народная сказка
В) литературная сказка
5.Условный носитель авторской речи в прозаическом произведении — это
А) главный герой
Б) рассказчик
В) автор
Знание и понимание
25
Задание 2
Прочитай отрывки из произведения Г.Х. Андерсена и продолжи фразы.
В большом городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удаётся отгородить
себе хоть маленькое местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится
довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был
садик побольше цветочного горшка.
В данном отрывке описывается художественное…..
Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою надо было
сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а затем подняться на столько же вверх.
В данном отрывке описывается художественное…..
Дескрипторы Обучающийся
-оотносит термины с их значением;
-вставляет в текст термины в соответствии с их значением.
26
Цель обучения 5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
небольшого объема (поэтические, прозаические)
Критерий оценивания Обучающийся
 Читает фрагмент художественного произведения
наизусть.
 Читает фрагмент художественного произведения
выразительно
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте фрагмент из сказки Оскара Уальда «Соловей и роза».
Выучите наизусть и прочитайте выразительно.
Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку
и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и холодная
хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип вонзался в его грудь
все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь.
Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на
Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. Песня за
песней — лепесток за лепестком. Сперва роза была бледная, как легкий туман над рекою, —
бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета. Отражение розы в серебряном
зеркале, отражение розы в недвижной воде — вот какова была роза, расцветавшая на
верхнем побеге Куста.
Дескрипторы О б учающийся
— называет автора, указывает название произведения;
— читает текст наизусть;
— соблюдает логические паузы и ударения;
— передаёт настроение прозаического фрагмента,
используя интонационные средства;
— соблюдает орфоэпические нормы.
27
Цель обучения 5. ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос.
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает краткие и полные ответы на вопросы по
содержанию художественного произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы по содержанию произведения Ганса Христиана Андерсена
«Снежная королева»:
Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?
Что попало в сердце мальчика?
Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?
Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?
Почему Герда не осталась у колдуньи?
Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с принцессой?
Как помогли Герде принц и принцесса?
Как маленькая разбойница помогла Герде?
Почему Кай не узнал Герду?
Как смогла героиня возродить его к жизни?
Дескрипторы О б у чающийся
− отвечает на вопросы по содержанию произведения;
− приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из
произведения.
28
Цель обучения 5. АИ 2. определять основную мысль произведения при
поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет основную мысль произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте синквейны. Определите, о каких понятиях в них идет речь.
Сформулируйте основную мысль сказки о Снежной королеве, используя данные понятия.
Приведите примеры эпизодов из произведения, в которых раскрывается его основная мысль.
1.————
2. Сплоченный,
единодушный.
3. Общаться, переживать,
выручать.
4. Доверие укрепляет ее и
делает прочнее.
5. Взаимоотношения.
1.————
2. Надежный, стойкий.
3. Не предавать, хранить,
любить.
4. Стойкость и
неизменность в чувствах,
отношениях, в
исполнении своих
обязанностей, долга.
5. Постоянство.
1. ————
2. Беззаветная,
бескорыстная.
3. Обожать, боготворить,
страдать.
4. Испытывать
внутреннюю склонность к
чему-либо.
5. Увлечение.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет главные ценности, которым учит произведение;
— формулирует основную мысль художественного произведения,
используя данные понятия;
— приводит примеры/ цитаты из художественного произведения.
29
Цель обучения 5. АИ 4. анализировать эпизоды, важные для
характеристики главных героев, при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет эпизоды, важные для характеристики
главных героев произведения
 Анализирует эпизоды из художественного
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Рассмотрите иллюстрации к произведению О. Уайльда «Соловей и роза». Определите,
какому эпизоду произведения соответствует каждая иллюстрация.
_________________ ________________ __________________ __________________
Выберите, на ваш взгляд, самый важный эпизод, проанализируйте его, ответьте на
вопросы.
1) О каком герое произведения говорится в эпизоде?
2) Какие поступки совершает герой в данном эпизоде?
3) Какие черты характера героя, иллюстрирует эпизод?
4) С помощью каких художественно-выразительных средств, автор изображает героя и
его действия? Почему?
5) Чему, на примере героя, хотел научить автор читателей в данном эпизоде?
Дескрипторы Обучающийся
— анализирует поступки героя эпизода;
— определяет черты характера героя, раскрывающиеся в эпизоде;
— выделяет художественно-выразительные средства, с помощью
которых автор изображает героя эпизода
— определяет значение героя в данном эпизоде и произведении в
целом.
30
Цель обучения 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет основные характеристики литературного
героя
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Рассмотрите резюме героя произведения О. Уайльда. Допишите его, используя цитаты из
произведения и собственные выводы.
Ф.И.О. Студент
Возраст: Молодой юноша
Место рождения:
Род занятий:
Основная деятельность в
произведении:
Черты характера:
Внешность:
Стремления: «Если я достану алую розу, то та, которую я люблю,
будет танцевать со мною…»
Отношение читателей:
Дескрипторы Обучающийся
— определяет черты характера героя;
— описывает внешность героя;
— характеризует поступки персонажа;
— использует цитаты из художественного произведения;
— объясняет собственную позицию.
31
Цель обучения 5. АИ 6. Анализировать художественное пространство и
оформлять своё представление в рисунках, схемах,
кластерах и др.
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует художественное пространство.
 Создает модель художественного пространства.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Рассмотрите модель художественного пространства произведения К. Паустовского
«Теплый хлеб». Дорисуйте ее так, чтобы объясняло описание автором художественного
пространства чувства и поступки героя.
Дескрипторы Обучающийся
— выделяет в произведении эпизоды и цитаты, описывающие
художественное пространство;
— подписывает в кружках действия, совершенные героем
Филька грубый, неласковый
«Крикнул Филька и наотмашь
ударил коня по губам».
«Зима в этот год стояла
тёплая. В воздухе висел дым.
Снег выпадал и тотчас таял».
32
Цель обучения 5. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в
художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит изобразительные средства в
художественном тексте.
 Анализирует роль изобразительных средств в
художественном тексте.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Перечитайте эпизод из произведения К. Паустовского «Теплый хлеб». Найдите в тексте и
выпишите по одному примеру языковых средств: эпитет, сравнение, олицетворение,
метафору, гиперболу. Объясните, с какой целью автор использовал данные изобразительно-
выразительные средства.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в
избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды
примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но
каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя,
стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь
их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь
не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и
хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас!
Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на
печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила
бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после
того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла
наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.
№ Изобразительные
средства
Примеры Комментарий
1. Эпитет
2. Сравнение
3. Олицетворение
4. Метафора
5. Гипербола
Дескрипторы Обучающийся
— находит изобразительно-выразительные средства в
предложенном отрывке;
— определяет роль изобразительных средств в эпизоде;
— объясняет свою точку зрения.
33
Цели обучения 5. АИ 7. Определять отношение автора к главным героям
при поддержке учителя.
Критерии оценивания Обучающийся
 Выделяет изобразительные средства, с помощью
которых автор выражает отношение к главным
героям.
 Определяет отношение автора к главным героям.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Перечитайте «Сказку об одном зернышке» Г.В. Черноголовиной. Выпишите из
текста, как автор или герои называют друг друга, с помощью каких изобразительно-
выразительных средств автор изображает их действия и чувства, определите отношение
автора к главным героям произведения.
Заполните таблицу, обращая внимание на образец:
Герой
произведения
Имена и
прозвища героя
Изобразительно-
выразительные
средства языка
Отношение автора
Илюшка Илюшка,
внучата,
вы мои,
подсолнушки,
вот выдумщик
Лицо вдруг сделалось
хитрое-прехитрое
(олицетворение),
звонко сказал
(метафора),
округлил глаза
(метафора).
Автор
положительно
относится к герою,
с любовью рисуя
образ озорного, но
доброго мальчишки,
который по-детски
наивно верит в
волшебство, в
сказки.
Тоня
Бабушка Ксения
Сергеевна
Дескрипторы Обучающийся
— находит в тексте произведения имена и прозвища героев;
— выделяет в произведении изобразительно-выразительные
средства, с помощью которых автор выражает отношение к
главным героям.
— определяет отношения автора к героям.
34
Цельобучения 5. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, объясняя
сходства и различия при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает художественное произведение с
произведениями других видов искусства.
 Объясняет сходства и различия
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Посмотрите мультфильм «Солнечный каравай». Сравните произведение
Черноголовиной «Сказка об одном зернышке» с мультфильмом, найдите сходства и
различия. Заполните диаграмму:
Сходства
По итогам сравнения напишите вывод, объясняя, в чём сходства и различия
произведения с мультфильмом.
Дескрипторы Обучающийся
— сравнивает темы произведения и мультфильма;
— сравнивает идеи произведения и мультфильма;
— сравнивает смысл названия произведения и мультфильма
— сравнивает действия и поступки персонажей художественного
произведения и мультфильма;
— использует цитаты, ссылки на эпизоды художественного
произведения и мультфильма.
— объясняет причины сходств произведения и мультфильма;
— объясняет причины различий произведения и мультфильма.
35
4 четверть
Раздел «Фольклорные элементы в литературных произведениях»
Цель обучения 5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему.
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет главную информацию художественного
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитайте сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Ответьте на вопросы и приведите примеры из текста.
1.Почему книга имеет такое название?
2.Какие поступки Митраша или Насти тебе не понравились? Почему?
3.Как развиваются чувства главных героев на протяжении книги? Подтверди свой ответ
примерами из текста.
Дескрипторы Обучающийся
— комментирует название сказки-были;
— объясняет чувства героев;
— объясняет поступки героев.
36
Цель обучения 5. ПО 3. Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
небольшого объема (поэтические, прозаические).
Критерий оценивания Обучающийся
 Читает художественное произведение наизусть.
 Читает художественное произведение выразительно.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Выучите наизусть и прочитайте выразительно.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух… там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Дескрипторы Обучающийся
— объявляет автора и название стихотворения;
— читает текст стихотворения наизусть;
— соблюдает логические паузы и ударение;
— передаёт настроение стихотворения, используя
интонационные средства;
— соблюдает орфоэпические нормы.
37
Цель обучения 5. ПО 4. Составлять простой план.
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает простой план художественного произведения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Озаглавьте каждую главу сказки-были «Кладовая солнца».
Дескрипторы Обучающийся
— правильно определяет основную мысль каждой главы сказки-
были;
— даёт название каждой главе в соответствии с содержанием.
Цель обучения 5. АИ 3. Выделять в тексте произведения элементы
композиции при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет в тексте произведения элементы композиции
сказки
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Докажите, что
построение пролога напоминает композицию волшебной сказки.
Присказка:
Зачин:
Концовка:
Дескрипторы Обучающийся
-выделяет в тексте пролога присказку;
-выделяет в тексте пролога зачин;
-выделяет в тексте пролога концовку.
38
Цель обучения 5. АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для
характеристики главных героев, при поддержке учителя.
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует эпизоды художественного произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте 1 главу сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина.
Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет
Насти. Заполните таблицу примерами из текста.
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского,
осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.
Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И конечно, мы тоже
вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень
милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни
светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки,
и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький
и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с
хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это
был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его,
чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба
пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры,
золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота
о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы
Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их
дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные
ребята сами всему научились и стали жить хорошо.
И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они
присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных
полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых
рвах: носики такие задорные.
В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И
теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как
жили наши любимцы.
Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в
предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое
стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она
растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до
ночи.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки,
лохани. У него есть фуганок, ладило* длиной больше чем в два его роста. И этим
ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или
деревянными обручами.
______________
* Ладило — бондарный инструмент.
39
При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке
деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен
под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы или даже простую
посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит
и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается
понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он
непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства.
Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая
отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается…
Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав
нос:
— Вот еще!
— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.
— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.
— Нет, это ты!
— Вот еще!
Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только
маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает
хозяина.
— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.
И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку
полоть.
Портрет Насти
Внешний Внутренний
Возраст:
Внешность:
Авторское отношение подчёркивается
такими художественными приёмами,
как…
Трудолюбивая:
Деловитая:
Хозяйственная:
Уступчивая и благоразумная:
Любит родителей:
Дескрипторы Обучающийся
— выделяет в тексте внешние портретные признаки главной
героини произведения;
— выделяет в тексте черты характера главной героини
произведения;
— определяет художественные приемы, используемые для
характеристики персонажа;
— приводит примеры из текста.
40
Цель обучения 5. АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет основные характеристики
литературного героя
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Выпишите примеры и средсва создания образа Митраши из сказки-были
М. Пришвина «Кладовая солнца».
Приемы и средства
создания образа-
персонажа
Примеры из текста Комментарий
1. Внешний вид
2. Речь
3. Поведение, поступки
героя
4. Отзывы о герое
других
действующих лиц
Дескрипторы Обучающийся
— находит примеры описания внешности героя;
— находит примеры речи героя;
— находит примеры поступков героя;
— находит примеры отзывов о герое других персонажей.
41
Цель обучения 5. АИ 6. анализировать художественное пространство и
оформлять своё представление в рисунках, схемах,
кластерах и др.
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует художественное пространство.
 Создаёт модель художественного пространства.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Приведите примеры реального и вымышленного в сказке-были М.Пришвина «Кладовая
солнца».
Реальное
Вымышленное
ВРЕМЯ
Существительные, указывающие на единицы времени (год, день, ночь, время
года и т.д.)
Числительные, указывающие на длительность течения времени события или
действия.
ПРОСТРАНСТВО
Место, где развиваются события.
ГЕРОИ
СОБЫТИЯ
42
Задание 2
Создайте кластер по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца».
Дескрипторы Обучающийся
— выделяет признаки реального мира в произведении;
— выделяет признаки сказочного мира в произведении;
— на основе выделенных признаков создаёт кластер.
43
Цель обучения 5. АИ 7. определять отношение автора к главным
героям при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет изобразительные средства, с
помощью которых автор выражает отношение к
главным героям
 Определяет отношение автора к героям.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте описание Насти и Митраша из сказки-были М. Пришвина «Кладовая
солнца».
«… Настя была как Золотая Курочка на высоких
ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые,
отливали золотом, веснушки по всему лицу были
крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно
им было, и лезли они во все стороны. Только
носик один был чистенький и глядел вверх…
Митраша был моложе сестры на два года. Ему
было всего только десять лет с хвостиком. Он
был коротенький, но очень плотный, лобастый,
затылок широкий. Это был мальчик упрямый и
сильный.
«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли
его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в
золотых веснушках, а носик его, чистенький
тоже, как у сестры, глядел вверх…
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У
него есть фуганок, ладило* длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он
подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или
деревянными обручами».
Ответьте на вопросы и выполните задания.
1.Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования?
2. Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
3. Выделите художественно-выразительные средства, которые помогают понять
авторское отношение к Насте и Митраше.
4. Какие свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
Дескрипторы Обучающийся
— выделяет в тексте сравнения;
— выделяет в тексте метафоры;
— выделяет в тексте эпитеты.
— выбирает особые приметы героев сказки-были;
— определяет личные качества героев сказки-были;
— объясняет отношение автора к героям.
44
Цель обучения 5. АИ 8. анализировать изобразительные средства в
художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит изобразительное средство в
художественном тексте.
 Анализирует роль изобразительного средства в
художественном тексте
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте отрывок из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их
корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь
обогнать друг друга… Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание,
сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались
сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой
ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И
тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что
лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую
мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что
одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк
выл от неизбывной злобы к нему.
Ответьте на вопросы:
1. Какими словами писатель рисует борьбу ели и сосны? Выпишите их из отрывка.
2. Как они ведут себя?
3. Как называется это образное средство языка?
4. Зачем писатель наделяет явления природы признаками живых существ?
Дескрипторы Обучающийся
— выделяет ключевые слова в предложенном отрывке;
— объясняет действия героев отрывка;
— определяет образное средство;
— объясняет роль образного средства в отрывке.
45
Цель обучения 5. АИ 9. Писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным
словам, иллюстрациям и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет творческую работу
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Рассмотри иллюстрации к прологу поэмы А.С. Пушкина. По понравившейся
иллюстрации напишите сказку, в которой героями будут персонажи из пролога к поэме
«Руслан и Людмила».
46
Дескрипторы Обучающийся
— придумывает название сказки;
— придумывает положительных и отрицательных героев;
— выдерживает структуру сказки;
— создаёт сказочный мир;
— использует языковые средства при написании сказки.
Цель обучения 5. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания
(свои, одноклассников и другие) с точки зрения
соответствия теме.
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает устные и письменные высказывания
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прослушайте выразительное чтение одноклассника пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила».
Оцените выразительное чтение по критериям.
Критерии 
Объявляет автора и название стихотворения
Знает текст стихотворения наизусть
Соблюдает логические паузы и ударения
Передаёт настроение стихотворения
Дескрипторы Обучающийся
— оценивает выразительное чтение по критериям;
— комментирует ответ одноклассника.
􀈾􀉥􀉹􀀃􀉡􀉚􀉦􀉟􀉬􀉨􀉤
Сдано в набор 25.07.2017. Подписано в печать 27.07.2017.
Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.5,04. Тираж 18 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь