ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русский язык (с русским языком обучения) 6 класс Сборник заданий формативного...

ФО Русский язык (с русским языком обучения) 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

743
0

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  

_____________________________________________

Сборник заданий формативного оценивания
Русский язык
(с русским языком обучения)
6 класс 1 ПРОЕКТ
Уважаемый учитель! Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание. Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся. Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов! Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц. При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях. 2 ПРОЕКТ
Содержание
1 четверть …………………………………………………………………………………………………………………………4 Раздел «Семья: права и обязанности»………………………………………………………………………………….4 Раздел «Развлечение и спорт» …………………………………………………………………………………………..15
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….21 Раздел «Мир профессий» ………………………………………………………………………………………………….21 Раздел «Космос»……………………………………………………………………………………………………………….24
3 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….29 Раздел «Разнообразие форм жизни» ………………………………………………………………………………….29 Раздел «Вода в жизни человека»……………………………………………………………………………………….32
Раздел «Еда: необходимость или роскошь?»………………………………………………………………….36
4 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….41 Раздел «Музыка в современном обществе» ……………………………………………………………………….41 Раздел «Научные открытия и технологии» ………………………………………………………………………..45 3 ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел «Семья: права и обязанности»
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.1.3.1 Пересказывать содержание текстов различных типов речи с изменением лица, сохраняя структуру исходного текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Пересказывает текст подробно от 3-го лица
Уровень мыслительных
навыков Понимание
Задание Прослушайте текст. Перескажите его подробно от 3-го лица. Первых постояльцев для домов престарелых в Таджикистан в советские времена привозили из России. Теплый климат и хороший уход, по мнению советских врачей, продлевал жизнь и благотворно влиял на настроение одиноких пенсионеров. Сегодня ситуация изменилась. Климат, возможно, по-прежнему благотворный. Но если в первые таджикские дома престарелых селили, в основном, бездетных и одиноких стариков, то сейчас у большинства жильцов приюта есть дети. Судьба у каждого из них непростая. У кого-то даже трагичная. Оказываются здесь в силу разных обстоятельств. «Я тяжело заболела и несколько месяцев пролежала в больнице, а после выписки узнала, что государственную квартиру, в которой прожила всю жизнь, уже отдали другим людям, – рассказывает Надежда Смирнова. – Со своим сыном на Украине связь потерялась. Так я здесь и оказалась». 75-летний Садулло Муродов получает пенсию 16 сомони (около 4 долларов). Этих денег едва хватает на покупку хлеба. Пенсионер – отец пятерых детей. Они и привезли отца в интернат, когда решали жилищный вопрос. «Я все оставил детям. Я же старый, а они молоды, им жить было негде. Сказали: уходи. Я ушел, – вспоминает Садулло. – Но дома все-таки лучше. Там даже воздух другой. Родные стены, какие бы бедные ни были, лучше казенной комнаты». Большинство домов престарелых открылись в Таджикистане после гражданской войны. Многие пожилые люди оставались совсем одни, когда их дети покидали страну в поисках лучшей жизни. Если в прежние годы в Таджикистане отправка пожилых родственников в приют считалась грубым нарушением традиций и религиозных канонов, сегодня такое отношение никого не удивляет. По словам директора дома престарелых города Вахдат Хикматулло Аминова, дети нередко не могут ухаживать за больными родителями или отправляют родных в приюты из-за бедности. «У многих экономические проблемы, тяжелый быт, нет возможности ухаживать за пожилыми родителями, – говорит Хикматулло Аминов. – Некоторые дети навещают своих родных, но бывает и так, что, оставив здесь человека, к нему больше не приезжают». «Многие из жильцов интерната, когда только поступают сюда, говорят, что одиноки, – рассказывает сотрудница вахдатского дома престарелых Давлатбахт Шехова. – Я специально карандашом вписываю их данные в учетную книгу, потому что через некоторое время они сами начинают рассказывать нам о своей жизни. И выясняется, что у них есть дети». 4 ПРОЕКТ Для многих стариков последним домом оказываются интернаты. И их постояльцы уже не рассчитывают вернуться к своей семье.
Дескриптор Обучающийся
− подробно пересказывает текст от 3-го лица;
− демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы. 5 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать содержание текста, определяя открытую и скрытую (подтекст) информацию, цель высказывания
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет открытую и скрытую информацию в прослушанном тексте
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
Прослушайте текст 2 раза. Запишите ключевые слова (не менее 810 слов).
Заполните таблицу, используя информацию из прослушанного текста.
Открытая информация Скрытая информация Семья в США — не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности. Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. Вещи, авто, жилье — все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя. О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке — редкость. Права ребенка — почти как у взрослого. Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу. (источник http://www.colady.ru/osobennosti-semejnyx-otnoshenij-v-raznyx-stranax-mira.html)
Дескриптор Обучающийся
− записывает ключевые слова (не менее 8 — 10);
− определяет не менее 2-х примеров открытой информации;
− определяет не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает языковые нормы.
Информация для учителя. Некоторые примеры открытой информации в этом тексте: 1. Семейные проблемы в Америке обсуждаются с психологами. 2. Вещи и т.д. покупаются в кредит. 3. Кредит молодожены выплачивают сами. 4. Многодетные семьи в Америке – редкость. 5. Права у ребенка почти как у взрослого и т.д. Скрытая информация: 1. Американцы очень серьезно относятся к семейным проблемам. 2. Молодожены в большинстве случаев должны рассчитывать только на себя. 3. Рождение детей в американских семьях связано с материальным благополучием, хорошей работой, приносящей стабильный заработок, соответственно, родители не могут быть очень молодыми.
4. Возможно, что родители в американской семье находятся на более далекой «дистанции» от ребенка, чем в казахской или русской семье и т.д. 6 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов (в том числе особенности письменной формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст) информацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Извлекает открытую и скрытую информацию из несплошного текста
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Изучите диаграмму «Основные признаки неблагополучной семьи (%, мнение населения Алматы)». Укажите открытую и скрытую информацию. (источник http://sange.kz/files/9813/6021/9161/_____ru.pdf)
Дескриптор Обучающийся
− приводит не менее 2-х примеров открытой информации;
− приводит не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы.
Информация для учителя. Некоторые примеры открытой информации: 1. Респонденты в возрастной группе 18-24 лет считают, что неблагополучная семья – это в первую очередь семья, где присутствует алкоголизм и наркомания (38,5%). 2. Поколение старше 50 лет, как и молодое поколение, считает, что в первую очередь неблагополучная семья — это семья, страдающая от алкоголизма, таково мнение около 42% респондентов и т.д. Некоторые примеры скрытой информации: 1. Возрастная категория 30-40 лет – это люди, которые имеют определенный опыт семейной жизни, но в тоже время они еще достаточно молоды и не «устали» от 7 ПРОЕКТ семейной жизни. Возможно, поэтому мнение респондентов этой возрастной группы не имеет сильного расхождения взглядов. 2. Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей и т.д. 8 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов (в том числе особенности письменной формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст) информацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Извлекает открытую и скрытую информацию из несплошного текста
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Изучите диаграмму «Признаки благополучной семьи, доли %, мнение различных сторон (г.Алматы)». Сформулируйте и запишите открытую и скрытую информацию (не менее 2-х примеров на каждый вид информации). (источник http://sange.kz/files/9813/6021/9161/_____ru.pdf)
Дескриптор Обучающийся
− определяет не менее 2-х примеров открытой информации;
− определяет не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует грамотность речи.
Информация для учителя. Некоторые примеры открытой информации: 9 ПРОЕКТ 1. Большинство считает благополучной семью, в которой есть взаимопонимание между родителями и любовь к детям (58% респондентов) 2. Благополучная семья – это семья, где есть взаимопонимание и материальный достаток (34% респондентов) и т.д. Некоторые примеры скрытой информации: 1. Специалисты, работающие с детьми, в большей степени, чем другие, в том числе и родители, ассоциируют благополучие семьи с взаимопониманием в семье и любовью к детям (83%), 2. По сравнению со специалистами для других групп материальные ценности довольно значимы для благополучия семьи и т.д. 10 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.2.4.1 Определять смешанные типы текстов, различать характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического, разговорного, научного, официальноделового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме)
Критерий оценивания различает характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического стиля
Уровень мыслительных
навыков Понимание и применение
Задание
Прочитайте текст и письменно выполните задания.
Задание 1. Определите стиль текста. 2.Аргументируйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из текста (не менее 3-х доказательств). 3.Определите жанр текста. 4.Обоснуйте свой выбор, приведите 2 доказательства. В этом году День семьи выпал на 13 сентября. Напомним, согласно указу президента Казахстана, этот праздник отмечается каждое второе воскресенье сентября. Мы находимся на церемонии награждения победителей национального конкурса «Мерейлi отбасы». Открывая мероприятие, Г.Абдыкаликова, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Казахстана, зачитала поздравительное приветствие Президента Казахстана Н.Назарбаева участникам церемонии награждения победителей конкурса. «В этот праздничный день хочу выразить слова благодарности за родительский труд, за ваши семьи, в которых трепетно хранятся любовь, добрые традиции и искренность отношений. Только с крепкими семейными ценностями страна может быть устойчивой и вечной», – говорится в приветствии. На сцене 16 семей-претендентов, вышедших в финал регионального этапа и принявших участие в sms- и интернет-голосовании. Главная ценность этих семей – истинный патриотизм, высокие духовно-нравственные качества, любовь к знаниям, прилежание и трудолюбие. Кто же стал обладателем главного приза? Победителем Национального конкурса «Мерейлi отбасы» стала семья Кулсариевых из поселка Жетыбай Мангистауской области. Глава семьи – почетный гражданин области, основатель известного ансамбля «Маңғыстау маржандары». Семья состоит из 96 человек – 12 детей, 43 внуков, 41 правнука. Все дети успешно работают на благо государства в различных отраслях экономики – в нефтегазовой отрасли, сферах образования, здравоохранения. Завершилась церемония награждения праздничным концертом с участием звезд казахстанской эстрады. Национальный конкурс «Мерейлі отбасы» стал поистине всенародным и любимым событием, а его участники и победители – ярким примером для подражания всему обществу. BNews.kz «www.bnews.kz». 11 ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− верно определяет стиль текста;
− приводит 3 доказательства стиля
− верно определяет жанр текста;
− приводит 2 доказательства жанра;
− демонстрирует грамотность речи. 12 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.3.1.1 Составлять цитатный план (простой и сложный), учитывая жанровое своеобразие текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет простой цитатный план, учитывая жанровое своеобразие текста
Уровень мыслительных
навыков Понимание
Задание Прочитайте текст. Составьте простой цитатный план текста, разделив его на части. В каждой семье существуют свои традиции и правила, ровно, как и права и обязанности. Одни родители уверены в том, что дети должны хорошо учиться и наслаждаться детством, другие уверяют, что приучать наследников к домашним обязанностям и помощи нужно с пеленок, третьи трубят о необходимости новых методов воспитания и равноправии между детьми и родителями. Не стоит полагать, что настойчивое требование к выполнению детских обязанностей может навредить ребенку. Четкий график и ответственность разовьют в юном человеке такие качества как пунктуальность, уверенность в себе, целеустремленность. Ребенок научится планированию, дисциплине и будет знать о том, что его вклад в семейные дела также важен и необходим, как обязанности мамы и папы. Необходимо воспитать в ребенке организованность и ответственность ко всему, что происходит в его жизни. Что же касается детских прав, то в современном обществе на это достаточно демократичные взгляды. Психологи считают, что дети и родители во многом равны. Существенное отличие состоит лишь в том, что взрослые несут материальную ответственность за свои действия и поступки. Это говорит о том, что в человеческих достоинствах и ценностях оба поколения равны. Данные суждения поистине верны, мировая практика доказывает это. Родители должны понимать, что ребенку необходимы любовь и поддержка. Более того, данный список можно дополнять по желанию родителей, чтобы в процессе воспитания в семье не возникало конфликтов, недопонимания и обед. Следует помнить, что гармония в семье основана на равенстве и уважение между ее членами. Соблюдение правил и обязанностей гарантирует в семье крепкие и дружные отношения.
Дескриптор Обучающийся
− делит текст на части;
− озаглавливает параграфы, выбирая из текста цитаты, отражающие основное содержание;
− демонстрирует логическую последовательность;
− записывает пункты плана в соответствии с требованиями к оформлению;
− соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка. 13 ПРОЕКТ
Раздел/тема Семья: права и обязанности
Цель обучения 8.3.4.1 Создавать тексты- описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и создавать тексты публицистического, официальноделового, научного, разговорного стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.) с учетом целевой аудитории 8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены предложения
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает интервью с учетом целевой аудитории;
• Использует обособленные члены предложения
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Напишите для школьной газеты интервью с главой семьи Кулсариевых из поселка Жетыбай Мангистауской области, победившей в Национальном конкурсе «Мерейлi отбасы». Объем работы 100-150 слов. Включите в работу не менее 3-х обособленных членов предложения.
Дескриптор Обучающийся
− создает интервью в соответствии с темой;
− соблюдает структуру интервью (представление интервьюируемого, цель интервью, вопросы, вывод);
− раскрывает тему;
− учитывает целевую аудиторию;
− уместно использует не менее 3-х обособленных членов предложения;
− правильно расставляет знаки препинания при обособленных членах предложения;
− демонстрирует хороший уровень грамотности. 14 ПРОЕКТ
Раздел «Развлечение и спорт»
Раздел/тема Развлечение и спорт
Цель обучения 8.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе изучающее 8.1.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя собственные утверждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать выводы
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует изучающее чтение при работе с текстом
• Участвует в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя собственные убеждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст. Выполните задания. Часто на выбор спорта для ребенка влияют собственные предпочтения родителей: «Мы думаем отдать сына в секцию картинга: нашему папе нравятся эти машинки и, видимо, это уже не лечится», – говорит Ирина, мама четырехлетнего Вадима. – Что касается меня, я бы очень не хотела, чтобы он пошел в фигурное катание: сама в детстве занималась этим видом спорта, это достаточно большая физическая нагрузка для ребенка». «Родителям, которые за счет ребенка хотят исправить ошибки прошлого, нужно намекнуть, что их желание – это не забота о ребенке, а взваливание на него ответственности за то, что собственная мечта не сбылась. Ребенок растет в другое время, и интересы у него тоже совсем другие, отличные от интересов родителей», – говорит Лариса Воронкова. Узнать, что интересно ребенку, не так сложно – достаточно просто понаблюдать за ним и спросить его мнение. Прочитайте вместе с ним информацию о каждом виде спорта, посмотрите фотографии спортсменов на соревнованиях. Возможно, нужно поговорить с учителем физкультуры в детском саду или школе, чтобы точнее сориентироваться, к какому именно виду спорта склонен ваш ребенок. Ведь на выбор влияют не только личные предпочтения детей и родителей, но и физические возможности будущего спортсмена: если ребенок не обладает нужными «параметрами», его усилия гораздо полезнее направить в другое русло, где он добьется более заметных успехов. Выбирая спорт для ребенка, нужно выяснить, нет ли у него противопоказаний к занятиям: так, банальная близорукость может помешать ребенку стать фигуристом, но не станет помехой для желающих заняться стендовой стрельбой. Необходимо обратить внимание и на психологические характеристики ребенка. «Гиперактивным детям не рекомендуется заниматься боксом, футболом, хоккеем, где присутствует физическое противостояние игроков, зато такому ребенку показаны велоспорт и легкая атлетика, где все спортсмены просто движутся в одну сторону. Застенчивым детям футбол и хоккей противопоказаны по другой причине: как только в команде обозначится лидер – застенчивый ребенок добровольно уйдет в его тень. Поэтому лучше для начала предложить такому малышу заняться плаванием или конным спортом», – советует психолог Лариса Воронкова.
1. На основе прочитанного текста сформулируйте и запишите вывод, указав в нем основные факторы, которые могут повлиять на выбор вида спорта (не менее 2-х примеров из текста). 15 ПРОЕКТ
2. Подготовьтесь к дискуссии «Самый важный фактор при выборе вида спорта» (подберите из текста доказательства, которые будут аргументировать ваше утверждение, убеждать оппонента в правильности вашей позиции).
Дескриптор Обучающийся
− формулирует вывод, используя информацию из прочитанного текста;
− принимает участие в дискуссии, демонстрируя собственную позицию по данной теме;
− использует убедительные аргументы;
− соблюдает логичность и последовательность в изложении;
− проявляет корректность по отношению к оппоненту;
− демонстрирует богатый словарный запас, точное и верное словоупотребление. 16 ПРОЕКТ
Раздел/тема Развлечение и спорт
Цель обучения 8.2.4.1 Определять смешанные типы текстов, различать характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического, разговорного, научного, официальноделового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает характерные черты, языковые и жанровые особенности публицистического стиля
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Определите стиль текста. Приведите 3 доказательства стиля.
2. Определите жанр текста. Приведите 2 доказательства жанра Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы между народами, т.е. о его миротворческой функции. Неоднократно спорт выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные и политические связи, дружественные отношения между различными странами и народами в условиях общей конфронтации. Направление спортивных делегаций за рубеж использовалось для завязывания или укрепления дипломатических отношений между странами. Классическим примером этого является вояж в Китай команды спортсменов США по настольному теннису в 1971 г., явившийся началом завязывания дипломатических контактов между этими странами. Спортивные контакты используются и для своеобразного «наведения мостов» между странами, когда планируемый проигрыш команды одной страны создает для этой страны благоприятную политическую атмосферу. Международные спортивные соревнования содействуют установлению дружеских отношений и между самими спортсменами. Опрос спортсменов разных стран, проведенный в ходе международного социологического исследования «Спорт и международное взаимопонимание» (1986 г.), показал, что свыше 10% респондентов имеют более 10 друзей-иностранцев и некоторые имеют более 30 таких друзей. источник https://books.google.kz/books?isbn=5040409265
Дескриптор Обучающийся
− верно определяет стиль текста;
− приводит 3 доказательства стиля;
− верно определяет жанр текста;
− приводит 2 доказательства жанра;
− демонстрирует грамотность письменной речи. 17 ПРОЕКТ
Раздел/тема Развлечение и спорт
Цель обучения 8.3.1.1 Составлять цитатный план (простой и сложный), учитывая жанровое своеобразие текста
Критерий оценивания Составляет простой цитатный план
Уровень мыслительных
навыков Применение
Задание
1. Разделите текст на части и составьте сложный цитатный план текста.
Торговые центры заменили детям семью и школу Красивые витрины, праздничные огоньки, мишура, куча красивых и дорогих вещей вокруг… Все торговые центры одинаковы как под копирку. Для человека, у которого в кармане три медных пятака, весь этот антураж — иллюзия прекрасной и счастливой жизни. Попал сюда, и уже все хорошо, ничего не надо делать. Многие подростки сегодня проводят в торговых центрах все свое свободное время. Приходят сюда, как раньше выходили во двор. Здесь их жизнь со своими специфическими развлечениями и забавами. Чем занимаются дети в безликих торговых центрах и так ли безвредно подобное времяпрепровождение? — А почему вы именно туда ходите? — А куда еще-то? На улице долго не погуляешь — холодно. В подъездах торчать сейчас не модно. Домой многие стесняются приглашать. Кто богатый — родители не разрешают водить друзей, чтобы не завидовали. А кто бедные — тем стыдно. А в торговом центре все равны — и непонятно, у кого какой доход, — рассказывает 15-летняя Вика Д. — И что делаете? — Болтаем в основном. Музыку слушаем, в Интернете можно посидеть — везде же есть бесплатный Wi-Fi. Мальчишки там тоже сидят. В тэцэшке можно перезнакомиться с ребятами со всего района, не только из своего двора и своей школы. Так что весело. Излюбленное место всех подростков в ТЦ — это фудкорты. Зайдите в любой в послеобеденное время — сами увидите. Дети кучкуются за столами или на диванах. Все вместе на одном, с ногами. Подруги Катя и Милана ходят в этот большой молл буквально каждый день. — Да просто пиццы поесть и пошататься по магазинам. Не, покупаем что-нибудь редко, чаще просто меряем, делаем селфи в нарядах, потом размещаем эти луки (лук — значит модный образ) в Интернете. Катя вот мечтает шопинг-консультантом стать. Помады, наряды, зеркала… с девочками все понятно. А мальчишки что же? Они тоже одежду примеряют? — Нет, нет! Такие магазины мне неинтересны, — смеется 14-летний Андрей. — Мы ходим только в компьютерные. Там можно поюзать новые модели телефонов, планшетов. И вообще все гаджеты там дают трогать и смотреть. Я в Интернете подписан на нескольких видеоблогеров, у них там все самые-самые последние изобретения раньше всех появляются. Я смотрю видео, а потом мы с друзьями идем в магаз и все лично изучаем. Инспектор по делам несовершеннолетних призывает всех родителей внимательнее относиться к своим детям-подросткам и к их занятиям. — Торговый центр — не лучшее место для времяпрепровождения детей. Они друг друга подстрекают на всякие шалости, например, просто от нечего делать ходить по магазинам и срывать бирки с одежды. Или промышлять мелким воровством. «Что, не можешь взять? Значит, не крутой!» А крутыми им хочется в этом возрасте быть больше всего на свете. К тому же у подростков очень развито стадное чувство: один взял бутылку воды, не 18 ПРОЕКТ заплатив, значит, и мне надо! Потом второй раз, потом не воду, а что посерьезнее, и пошло-поехало. По статистике, на 10 мальчиков, попавшихся на воровстве, приходится 1 девочка. Мотивы у всех разные. Дети из неблагополучных семей идут на кражу осознанно. А из благополучных часто ради забавы. Одним словом, не каждая тусовка в торговом центре оказывается такой уж безобидной. Детский и подростковый психолог Дарья Савченко говорит: — Дети и подростки подвергаются массовой пропаганде материальных ценностей. Последние модели телефонов, модные вещи и прочее могут служить средством достижения определенного статуса в группе сверстников. А торговые центры — это своего рода «храм общества потребления». Решиться на воровство в торговом центре, особенно если «все крутые так делают», для ребенка большой соблазн. И, несмотря на то, что в подростковом возрасте родители смещаются с пьедестала и уступают место сверстникам, отношения с ними продолжают играть важную роль. Если дома все хорошо, то подростку проще не попасть под пагубное влияние. Нужно постараться еще в детском возрасте привить своему ребенку стремление к «здоровому» досугу, заразить его правильными интересами и предложить общество сверстников.
http://www.mk.ru/social/2017/01/25/razvlecheniya-rossiyskikh-podrostkov-v-torgovykhcentrakh-prevratilis-v-opasnuyu-maniyu.html
Дескриптор Обучающийся
− делит текст на смысловые части;
− озаглавливает части текста цитатами, отражающими основную мысль части;
− оформляет план в соответствии с нормами;
− демонстрирует грамотность письменной речи.
Примерный план I «…иллюзия прекрасной и счастливой жизни». II «Чем занимаются дети в безликих торговых центрах…?» 1. «…в торговом центре все равны». 2. «…делаем селфи в нарядах». 3. «Там можно поюзать новые модели телефонов…». 4. «…промышлять мелким воровством». III «…привить своему ребенку стремление к «здоровому» досугу». 19 ПРОЕКТ
Раздел/тема Развлечение и спорт
Цель обучения 8.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и создавать тексты публицистического, официальноделового, научного, разговорного стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.) с учетом целевой аудитории 8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены предложения
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает текст публицистического стиля (интервью); правильно использует обособленные члены предложения
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите в школьную газету интервью со звездой казахстанского спорта о выборе вида спорта.
2. Включите в работу обособленные члены предложения.
Дескриптор Обучающийся
− соблюдает структуру интервью (представление интервьюируемого, цель интервью, вопросы, вывод);
− составляет интервью в соответствии с темой;
− учитывает целевую аудиторию;
− использует в работе обособленные члены предложения;
− правильно расставляет знаки препинания в предложениях с обособленными членами. 20 ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел «Мир профессий»
Раздел/тема Мир профессий
Цель обучения 8.1.2.1 Определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль текста на основе целевой аудитории
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Посмотрите видеоролик, сформулируйте и запишите его основную мысль и целевую аудиторию. (источник https://www.youtube.com/watch?v=a2qsRDEnqQY «Видеоурок «Ты и твоя будущая профессия»» 5-10 мин)
Дескриптор Обучающийся
− определяет основную мысль ролика;
− определяет целевую аудиторию;
− демонстрирует грамотность письменной речи.
Раздел/тема Мир профессий
Цель обучения 8.2.5.1 Формулировать вопросы и собственные идеи на основе прочитанного текста, различать факт и мнение
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует вопросы и находит факты
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Прочитайте текст и выполните задания.
1. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка, опираясь на содержание текста.
2. Сделайте вывод на основе прочитанного текста. Притча «О любви к профессии» Когда-то на высоком берегу Красивый пышный город весь в цвету стоял. Строительство шло полным ходом там – Носили камни вверх, чтоб строить храм. Правитель города издал указ: «Чтоб на строительстве хотя бы час Трудился каждый житель городка!» А мимо люди шли издалека… Спросил один прохожий человек: — Что делаешь? — Горбачусь! – был ответ. 21 ПРОЕКТ Ответивший был хмур, угрюм и зол. Ответив так, все бросил и ушел. Спросил второго: – Милый человек, что делаешь? – Дом строю, – был ответ. Тон равнодушный, равнодушный взгляд: – Я отработал час. Прощай, мой брат! Спросил он третьего: – Ты скажешь мне иль нет, что делаете вы? – О, – был ответ, – я строю Храм! Вот стены возвожу… Уютно будет в нем, я вам скажу! Как хорошо в нем будет! Как светло! Прохладно летом, а зимой тепло! Как замечательно молиться будет там – Приют душе, и людям, и Богам! Лицо его светилось изнутри. – Я все хочу спросить тебя, прости, – сказал прохожий, — Только разве час не отработал ты? Уж день погас, а ты все трудишься, не покладая рук… – Ну что ты говоришь такое, друг! Сюда я с удовольствием иду. Здесь забываю все: сон и еду, … Мне нравится профессия моя! Ее люблю и ей доволен я. Как думаешь, читатель, кто из них Красивый чудный Божий храм воздвиг? Тот, кто горбатился? Кто равнодушен был? Иль тот, кто душу в этот Храм вложил? Смысл притчи ясен: Коли любишь ты свою работу – Будут и плоды! (источник https://www.stihi.ru/2015/08/20/5809)
Дескриптор Обучающийся
− формулирует 2 вопроса высокого порядка;
− делает вывод на основе прочитанного текста;
− демонстрирует грамотность. 22 ПРОЕКТ
Раздел/тема Мир профессий
Цель обучения 8.3.2.1 Излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов смешанного типа с изменением лица 8.4.2.1 Использовать профессиональные слова, термины, неологизмы, инверсию, градацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Излагает кратко содержание текста с изменением лица;
• Использует профессиональные слова и термины.
Уровень мыслительных
навыков навыки высокого порядка
Задание
1. Просмотрите ролик и кратко изложите его содержание от 2-го лица. Используйте не менее 3-х профессионализмов и терминов. ( источник https://www.youtube.com/watch?v=a2qsRDEnqQY «Видеоурок «Ты и твоя будущая профессия» 5,1 мин)
Дескриптор Обучающийся
− подробно пересказывает текст от 2-го лица;
− демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы;
− использует не менее 3-х профессионализмов или терминов;
− употребляет профессионализмы и термины в соответствии с их значением. 23 ПРОЕКТ
Раздел «Космос»
Раздел/тема Космос
Цель обучения 8.1.4.1 Прогнозировать содержание по названию текста или началу 8.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и создавать тексты публицистического, официальноделового, научного, разговорного стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.) с учетом целевой аудитории
Критерий оценивания Обучающийся
• Прогнозирует дальнейшее содержание текста по данному началу видеоролика
• Продолжает рассказ по данному началу видеоролика, учитывая жанр и целевую аудиторию
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Посмотрите видеоролик. Предположите, как дальше развивались события? Опираясь на начало просмотренного видео, составьте небольшой текст повествование с элементами описания, учитывая жанр и целевую аудиторию.
Дескриптор Обучающийся
− прогнозирует продолжение по просмотренному началу видео;
− составляет текст повествование с элементами описания;
− развивает сюжет в соответствии с жанром;
− учитывает целевую аудиторию;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы. Видео для просмотра
видео посланник.mp4 24 ПРОЕКТ
Раздел/тема Космос
Цель обучения 8.2.3.1 Понимать применение и объяснять подразумеваемый смысл отдельных слов, словосочетаний и предложений в тексте, эмоционально-окрашенных и профессиональных слов, неологизмов, окказионализмов с учетом лексической сочетаемости
Критерий оценивания Обучающийся
• Находит в тексте профессионализмы/термины и объясняет их значение
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание
Задание
1. Прочитайте текст. Выпишите из него 8 профессиональных слов/терминов и дайте их толкование. Объясните, с какой целью они использованы в тексте? 2 января 1985 было принято постановление правительства СССР о создании космической орбитальной станции «Мир». Пилотируемая орбитальная станция «Мир» — многоцелевой международный центр, который более 15 лет являлся единственной в мире космической лабораторией для проверки и отработки основных направлений целевого использования будущих пилотируемых станций и комплексов, обеспечивающих доступ человечеству к изучению космоса. Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979-м, но в 1984-м были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». В сжатые сроки работы были завершены, запуск станции «Мир» на орбиту осуществился 20 февраля 1986 года. Однако ее строительство растянулось на десять лет. Последний модуль был присоединен лишь к станции в 1996. Всего над проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств. Именно «Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять другие элементы, необходимые для выполнения тех или иных функций. Этот принцип использован и на Международной Космической Станции (МКС). На станции «Мир» поставлен целый ряд рекордов. Но она и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году). За это время на «Мире» было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел на орбите непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).
Дескриптор Обучающийся
− находит в тексте 8 профессионализмов/терминов по теме;
− объясняет их значение;
− объясняет цель их использования в тексте. 25 ПРОЕКТ
Раздел/тема Космос
Цель обучения 8.3.3.1 Представлять информацию сплошных текстов в виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др. и наоборот
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет информацию в виде несплошного текста
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст. Выберите данные, которые возможно представить в виде несплошного текста. Представьте часть информации в виде диаграммы/таблицы.
Космос для всех У сегодняшних любителей космоса намного больше возможностей претворить свою мечту в жизнь. Предложения есть разные. Самые фантастические — туры на Луну, точнее, на лунную орбиту. Планировать каникулы в окрестностях спутника стоит не раньше 2020-х, и они обойдутся самое меньшее в 100 миллионов долларов. Провести неделю на земной орбите можно будет через несколько лет. Наладить перевозки обещают сразу несколько компаний, в том числе и единственный «проверенный» космический туроператор Space Adventures. Называлась даже предварительная цена билета — 50 миллионов долларов. Плюс еще до прекращения полетов Space Adventures анонсировала дополнительную услугу — выход в открытый космос. Удовольствие обойдется в лишние 15 миллионов и месяцы тренировок. Несмотря на дороговизну билетов, МКС — не самое комфортное место для проведения отпуска. Во-первых, на станции очень мало места: диаметр самого крупного ее модуля — европейского «Коламбуса» — всего 4,47 метра, да и то он используется для экспериментов. Внутри российского модуля «Звезда» двое космонавтов ютятся в «пенале» размером 13,1 на 4,35 метра (длина и диаметр соответственно), причем значительную часть места занимает оборудование. Во-вторых, на МКС практически всегда много народу, так что провести романтические каникулы вдвоем или хотя бы жить в отдельной комнате не получится. Созданная в 1999 году Bigelow Aerospace предлагает провести время на орбите в более приятной обстановке. Основатель компании Роберт Бигелоу владеет в США сетью гостиниц Budget Suites of America и знает толк в комфорте. Bigelow Aerospace намерена запустить на орбиту надувную станцию. Космическая гостиница Alpha Station отправится в полет в сложенном виде и раскроется на орбите. Но специалисты Bigelow Aerospace уверяют, что туристы могут не бояться: по надежности надувная станция будет сравнима с МКС за счет использования нового материала вектрана, более прочного, чем знаменитый кевлар. Долгое время было непонятно, как туристы доберутся до орбитальной гостиницы. Недавно Bigelow Aerospace заключила соглашения с двумя компаниями, занимающимися созданием частных космических кораблей, — SpaceX и Boeing, так что теперь чартер для путешественников вроде бы обеспечен. Если в качестве шаттла турист выберет корабль Dragon от SpaceX, то пребывание на станции обойдется ему в 26,25 миллиона долларов. При использовании CST-100 от Boeing цена возрастет до 36,75 миллиона. Длительность отпуска — от 10 до 60 дней. Предположительно, надувная гостиница отправится на орбиту в 2014 году и уже через год начнет прием туристов. Но, учитывая обычные для частной космонавтики сдвиги сроков, стоит прибавить к этим датам еще несколько лет. ( источник http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8139/ ) 26 ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− выбирает из текста данные, необходимые для создания диаграммы/таблицы;
− представляет информацию в виде несплошного текста;
− грамотно оформляет записи. 27 ПРОЕКТ
Раздел/тема Космос
Цель обучения 8.3.3.1 Представлять информацию сплошных текстов в виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др. и наоборот
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет информацию в виде сплошного текста
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Изучите представленный несплошной текст и письменно составьте сообщение о полетах в космос для непрофессионалов. Сделайте вывод по тексту. (источник http://turizmok.com/otpusk-na-lune.html )
Дескриптор Обучающийся
− составляет письменное сообщение в соответствии с темой;
− уместно использует информацию из несплошного текста. 28 ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел «Разнообразие форм жизни»
Раздел/тема Разнообразие форм жизни
Цель обучения 8.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки зрения темпа речи и соответствия целевой аудитории
Критерий оценивания Обучающийся
• Оценивает прослушанный материал с точки зрения темпа речи и соответствия целевой аудитории
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Прослушайте текст. Определите цель текста, целевую аудиторию, соответствие содержания и темпа речи целевой аудитории. Как автор (представитель экологической экспертизы) привлекает внимание слушателей? (источник https://www.youtube.com/watch?v=fHEQP7WiOWI Куда пропали городские птицы? От 0.39 до 1.55
Дескриптор Обучающийся
− определяет цель ролика;
− определяет целевую аудиторию ролика;
− оценивает соответствие текста целевой аудитории;
− оценивает темп речи;
− называет приемы привлечения внимания слушателей.
Раздел/тема Разнообразие форм жизни
Цель обучения 8.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе изучающее чтение
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует изучающее чтение при работе с текстом
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст. Первые признаки воздействия потепления климата на животный мир обнаружены учеными во многих странах, в том числе и в Казахстане. Так, раннее начало гнездования илейской саксаульной сойки – единственного эндемика птичьего населения Казахстана – в Южном Прибалхашье связано именно с изменением климата. Столь раннее гнездование птицы, отмеченное в первой декаде феврале, обнаружено в ходе проведения современных зоологических исследований, а в качестве неоспоримого доказательства зафиксировано автоматической камерой слежения (фотоловушкой). А ведь раньше считалось: начало гнездования птицы приходится на начало марта, только по самым смелым теоретическим предположениям – в конце февраля. При успешном гнездовании птенцы илейской саксаульной сойки начинают раньше вылетать из гнезда и быстрее адаптироваться к окружающей среде еще до наступления летнего зноя. Линька оперения как молодых, так и взрослых птиц также может начинаться в более ранние сроки, что, видимо, дает им лучше и раньше подготовиться к предстоящей суровой зиме. 29 ПРОЕКТ Однако, по прогнозу исследователей, дальнейшее увеличение летней температуры может негативно сказаться на выживании илейской саксаульной сойки. Так как эта уникальная птица не покидает своих участков обитания даже в летний зной, а здесь нет водных источников для ее водопоя, она восполняет влагу за счет поедаемых кормов, основу которых летом составляют насекомые. Поэтому вполне вероятно, что обезвоживание организма птиц в связи с повышением температуры будет возрастать, что не может не сказаться на их гомеостазе, а значит, в перспективе снизится степень выживаемости птиц в чрезвычайно жаркое время года в пустыне. Из-за планетарного потепления климата в Южном Прибалхашье стали часто возникать оттепели в середине зимы, а вот чередующиеся морозы зимой превращают снежный покров здешних пустынных территорий в ледяной панцирь. А Эти птицы в течение своей жизни преимущественно находятся на поверхности земли, передвигаясь в поисках корма и скрываясь от хищников, в том числе и в холодное время года. Довольно редко они используют крылья, хотя и могут неплохо летать.
Письменно выполните задания.
1. Каким образом изменение климата может повлиять на численность илейской саксаульной сойки? Аргументируйте свой ответ.
2. Что помогло ученым доказать, что изменение климата сказалось на этих птицах?
3. Местные казахи ‒ знатоки природы метко назвали сойку «птица-иноходец». Как вы думаете, почему?
4. Определите основную мысль текста. (источник https://liter.kz/ru/articles/show/15357-
limaticheskie_izmeneniya_okazyvayut_vliyanie_na_zhivotnyi_mir_kazahstana )
Дескриптор Обучающийся
− отвечает на вопросы низкого порядка (1-2-й вопросы);
− отвечает на вопрос высокого порядка (3-й вопрос);
− аргументирует свой ответ примерами из текста;
− определяет основную мысль текста;
− демонстрирует грамотность речи. 30 ПРОЕКТ
Раздел/тема Разнообразие форм жизни
Цель обучения 8.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе академическое, рассматривая одну из сторон проблемы 8.4.4.1 Использовать знаки препинания при уточняющих членах предложения, цитировании, а также в неполных предложениях
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет эссе в соответствии с заданной темой;
• Использует цитаты.
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Выбрав одну из предложенных тем, напишите эссе, высказывая собственную точку зрения на проблему. Включите в работу высказывание известного человека, оформив его как цитату. 1) Эффективна ли деятельность звезд шоу-бизнеса по охране природы? 2) Как можно оценить деятельность обществ по защите природы? 3) 3. «В природе нет ничего бесполезного». М. Монтень. Согласны ли вы с этим мнением?
Дескриптор Обучающийся
− пишет эссе-рассуждение в соответствии с темой;
− соблюдает структуру эссе;
− ясно выражает собственную позицию по предложенной теме;
− приводит убедительные аргументы;
− демонстрирует смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает речевые нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы.
− использует высказывание известного человека в качестве аргумента;
− соблюдает правила оформления цитаты. 31 ПРОЕКТ
Раздел «Вода в жизни человека»
Раздел/тема Вода в жизни человека
Цель обучения 8.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников, определяя ее актуальность, противоречивость, достоверность, целевую аудиторию
Критерий оценивания Обучающийся
• Извлекает информацию, определяя ее противоречивость и целевую аудиторию
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.
Текст 2 А. Восемь стаканов воды в день — норма весьма сомнительная. Собрали научные исследования, которые не подтверждают волшебной силы этой цифры. Основные принципы здорового образа жизни кочуют из одной статьи в другую практически без изменений и кажутся уже устоявшимися истинами. Да, вы все их прекрасно знаете: больше овощей, постоянные физические упражнения и восемь, да, именно восемь (!) стаканов воды в день. Постойте, насчет воды, это действительно правда? А если мне не хочется так много пить? И всем ли людям нужно одинаковое количество жидкости? Теория о необходимости восьми стаканов воды каждый день имеет глубокие корни, настолько глубокие, что даже трудно проследить их начало. Скорее всего, эта догма стартовала в далеком 1945 году с публикации National Food and Nutrition Board, где было среди всего прочего сказано, что «норма потребления жидкости для взрослого человека составляет около 2,5 литра в день… но большая часть этого количества содержится в потребляемой пище». Люди благополучно откинули вторую часть этой фразы, и миф о восьми стаканах воды (около 2,5 литра) пошел шагать по планете. Так что давайте сразу откажемся от мысли о том, что число восемь имеет какое-то огромное значение для нашего здоровья, и перестанем считать выпитые стаканы. Гораздо важнее ответить на другой принципиальный вопрос: действительно ли дополнительное потребление воды столь благосклонно влияет на наше здоровье? В. Самое страшное разрушительное действие имеют такие редкие и страшные атаки 32 ПРОЕКТ воды, как огромные волны цунами, смывающие все с поверхности земли. Такие волны возникают в результате подводных землетрясений. Последнее время водная стихия земли все чаще доставляет неприятности жителям прибрежных зон. Возможно мы, люди, без должного уважения относимся к своей планете. Не учитываем скорость потоков и траектории движения, строим там, где нельзя, разрушаем то, что не положено. Осушаем, наводняем, загоняем в бетон и меняем направление. Достаточно вспомнить многочисленные рукотворные водохранилища, плотины, гидроэлектростанции и еще много всего, что творит человек, порой не просчитывая последствия своих действий.
2. Составьте схему «Фишбоун», используя информацию сплошного и несплошного текстов. Определите связь и противоречивость информации, представленной в них. Для какой целевой аудитории они предназначены? Сделайте вывод, опираясь на прочитанные тексты.
Дескриптор Обучающийся
− составляет схему «Фишбоун»;
− определяет связь между текстами;
− находит противоречивую информацию;
− определяет целевую аудиторию;
− делает вывод, синтезируя прочитанную информацию;
− грамотно оформляет записи. 33 ПРОЕКТ
Раздел/тема Вода в жизни человека
Цель обучения 8.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе академическое, рассматривая одну из сторон проблемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет эссе, используя приемы воздействия на читателя
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите эссе-рассуждение «Как убедить людей беречь воду?», высказывая собственную точку зрения на проблему. Используйте приемы воздействия на читателей.
Дескриптор Обучающийся
− пишет эссе-рассуждение в соответствии с темой;
− соблюдает структуру эссе;
− ясно выражает собственную позицию по предложенной теме;
− приводит убедительные аргументы;
− демонстрирует смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает речевые нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− использует приемы воздействия на читателя (стилистические приемы (гипербола, сравнения, ирония и др.), фразеологизмы, афоризмы, пословицы, поговорки и др. 34 ПРОЕКТ
Раздел/тема Вода в жизни человека
Цель обучения 8.3.7.1 Корректировать текст, исправляя смысловые, фактические, логические, стилистические недочеты; редактировать текст, перестраивая структуру текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Корректирует собственный текст, исправляя недочеты
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Откорректируйте собственное эссе, исправляя смысловые, фактические, логические, стилистические недочеты. При необходимости измените структуру текста.
Дескриптор Обучающийся
− исправляет смысловые, фактические или логические недочеты;
− исправляет стилистические недочеты;
− изменяет структуру эссе при необходимости 35 ПРОЕКТ
Раздел «Еда: необходимость или роскошь?»
Раздел/тема Еда: необходимость или роскошь?
Цель обучения 8.1.4.1 Прогнозировать содержание по названию текста или началу
Критерий оценивания Обучающийся
• Прогнозирует содержание по началу текста
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание
Задание Просмотрите видео (до 0,40 мин) и предположите, о чем пойдет речь дальше. Почему вы так решили?

Дескриптор Обучающийся
− предполагает дальнейшее содержание видео;
− объясняет предположение, называя конкретные слова и фразы.
Информация для учителя. Для подтверждения правильности/ошибочности предположений досмотреть до 1,55 мин 36 ПРОЕКТ
Раздел/тема Еда: необходимость или роскошь?
Цель обучения 8.1.3.1 Пересказывать содержание текстов различных типов речи с изменением лица, сохраняя структуру исходного текста
Критерий оценивания Пересказывает содержание текста от 3-го лица
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание
Задание Посмотрите ролик и перескажите кратко его содержание от 3-го лица, обращая внимание на основную мысль. (источник https://www.youtube.com/watch?v=pnYyx15HYfM 2,54 мин)
Дескриптор Обучающийся
− подробно пересказывает текст от 3-го лица;
− демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы. 37 ПРОЕКТ
Раздел/тема Еда: необходимость или роскошь?
Цель обучения 8.2.2.1 Выявлять особенности структуры текста, раскрывающие основную мысль 8.2.3. Понимать применение и объяснять подразумеваемый смысл отдельных слов, словосочетаний и предложений в тексте, эмоционально-окрашенных и профессиональных слов, неологизмов, окказионализмов с учетом лексической сочетаемости
Критерий оценивания Обучающийся
• Находит абзац, раскрывающий основную мысль текста
• Понимает значение и применение словосочетаний и профессиональных слов
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задания
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Укажите абзац, в котором содержится основная мысль текста. Аргументируйте свой ответ.
2. Объясните значение следующих слов и словосочетаний: органичный подход, «химические» помидоры, естественные враги.
3. Выпишите из текста 5 примеров терминов и профессиональных слов. Для чего автор их использует?
Органичный подход Все больше людей выбирают для себя и своей семьи биоорганические продукты. Что это такое? Еда абсолютно натуральная, от природы. Продукты, именуемые органическими или содержащие в своем названии приставки «био» или «эко», выращиваются, обрабатываются, консервируются и упаковываются в соответствии со специальными строгими стандартами. Производители биоорганической продукции отказались от использования синтетических химикатов, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, ГМО и прочих вредоносных веществ. Это касается различных сфер органического сельского хозяйства: растениеводства, садоводства, животноводства и птицеводства. Почва и вода на органических фермах поддерживаются в экологически чистом состоянии, а живность растет и питается в здоровых условиях. Поля находятся вдали от автомобильных магистралей, сорняки удаляются ранней весной с помощью бороны, а земля удобряется навозом. Для борьбы с вредителями, к примеру, используются их естественные враги – птицы и божьи коровки, а также ультразвук, различные ловушки и тому подобные, не влияющие на натуральность продукции, методы. Корм для животных не содержит консервантов, возбудителей аппетита и стимуляторов роста. Кроме того, ветеринары на таких фермах не используют антибиотики. В производстве продукции запрещены минерализация и рафинирование, и уж тем более какие-либо искусственные добавки. Биоорганическая еда содержит на 20-30% больше полезных веществ, чем неорганическая. Это отражается не только на пользе натуральной пищи, но и на ее вкусе. Сравните хотя бы «химические» помидоры с теми, что выросли в здоровых условиях. Все это особенно важно для детей. Как известно, растущий организм хуже справляется с различной химией, которой буквально кишит большинство современных продуктов. А ведь за счет правильного питания мы обеспечиваем ребенку иммунитет и здоровье на всю жизнь. Впрочем, и многие взрослые уже давно едят каши и десерты, производимые для 38 ПРОЕКТ малышей, – так безопаснее. (источник – http://www.aif.ru/food/products/33904 )
Дескриптор Обучающийся
− указывает абзац, содержащий основную мысль текста;
− объясняет выбор абзаца, содержащего основную мысль;
− объясняет значение словосочетаний;
− выписывает 5 примеров терминов и профессиональных слов;
− объясняет смысл их использования в тексте. 39 ПРОЕКТ
Раздел/тема Еда: необходимость или роскошь?
Цель обучения 8.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе академическое, рассматривая одну из сторон проблемы 8.4.4.1 Использовать знаки препинания при уточняющих членах предложения, цитировании, а также в неполных предложениях
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет эссе-рассуждение
• Использует знаки препинания при уточняющих членах предложения
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите эссе-рассуждение «Еда – необходимость или роскошь?» Выразите собственную позицию. Включите в работу уточняющие члены предложения (не менее 2-х)
Дескриптор Обучающийся
− пишет эссе-рассуждение в соответствии с темой;
− соблюдает структуру эссе;
− ясно выражает собственную позицию по предложенной теме;
− приводит убедительные аргументы;
− демонстрирует смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает речевые нормы;
− уместно использует уточняющие члены предложения;
− правильно расставляет знаки препинания при них. 40 ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел «Музыка в современном обществе»
Раздел/тема Музыка в современном обществе
Цель обучения 8.1.7.1 Строить развернутый аргументированный монолог (рассуждение с элементами описания и повествования, убеждение), включающий не менее 2 микротем в пределах учебной, социально-культурной и общественно-политической сфер, на основе блогов и сообщений СМИ с учетом целевой аудитории; соблюдать орфоэпические нормы
Критерий оценивания Обучающийся
• строит аргументированный монолог на основе сообщений СМИ, включающий не менее 2-х микротем, с учетом целевой аудитории, соблюдает орфоэпические нормы
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание На основе текста «Топ 5 казахстанских этногрупп» подготовьте аргументированное выступление перед ровесниками в виде рассуждения с элементами описания и повествования на тему «Музыка в Казахстане: прошлое и будущее» продолжительностью 3 минуты. Включите в ваш монолог не менее 2-х микротем. Соблюдайте орфоэпические нормы. ( источник http://mix.tn.kz/mixnews/top-5-kazahstanskih-etnogrupp-293435/ )
Дескриптор Обучающийся
− представляет монолог продолжительностью 3 минуты;
− составляет высказывание в соответствии с предлагаемой темой;
− соблюдает тип речи;
− демонстрирует логичность и последовательность;
− приводит аргументы для доказательства собственного мнения;
− использует в монологе не менее 2-х микротем;
− учитывает целевую аудиторию;
− демонстрирует разнообразный словарный запас;
− соблюдает орфоэпические нормы. 41 ПРОЕКТ
Раздел/тема Музыка в современном обществе
Цель обучения 8.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные, языковые) особенности различных текстов с учетом цели и целевой аудитории (репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор, послание, характеристика, биография, автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге, чате, форуме и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
• Сравнивает стилистические особенности текстов с учетом цели и целевой аудитории
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Прочитайте 2 текста. Составьте диаграмму Венна на основе прочитанных текстов. Найдите общее и различное с учетом цели и целевой аудитории.
Текст 1. Репортаж с концерта британской группы «Битлз» Уважаемые зрители! Мы находимся на стадионе Shea, который сейчас буквально гудит от криков восторженных поклонников. Сейчас начнется концерт британской группы «Битлз». Как нам стало известно из достоверных источников, ливерпульская четверка исполнит все свои самые известные хиты последних лет. Стадион полон… По данным организаторов выступления, на стадионе собралось 55 тысяч фанатов группы. Сцена украшена английскими флагами, атрибутикой группы. До начала концерта мы побеседовали с одним из пришедших на это музыкальное мероприятие: К: – Нилс, вы купили билеты заранее. Чего вы ожидаете от этого концерта? Н: – Я считаю, что эта группа – легенда британской музыки. Они открыли в рокнаправлении такие возможности, которые пока недоступны для других. Я фанат, я буду подпевать им, жду от них настоящего драйва! Концерт будут снимать 15 телекамер, а из отснятого материала организаторы хотят сделать музыкальный фильм. Рок-музыка набирает популярность по эту сторону Атлантики!
Текст 2. Статья из газеты «Аргументы и факты» Первая в истории музыкальная композиция, полностью сочиненная компьютером, 42 ПРОЕКТ была представлена учеными из «SONY CSL Research Lab», сообщает Flow-machines.⃰ Сообщается, что песня «Daddy’s Car» написана в стиле «The Beatles». Ученые рассказали, что для создания компьютерной музыки было создано несколько компьютерных алгоритмов. Вначале из базы, состоящей из примерно 13000 композиций, человеком выбираются соответствующие требуемому музыкальному стилю с учетом мелодии и тональности. Принимающий участие в проекте композитор выбрал музыку группы «The Beatles» для написания данной песни, после чего алгоритм FlowComposer создал собственную мелодию на основе выбранных треков, а алгоритм Rechord подобрал к готовой мелодии отдельные фрагменты, сыгранные живыми музыкантами. На финальном этапе композитор смикшировал трек. Отмечается, что с помощью данного метода можно записать музыкальную композицию практически в любом стиле. Добавим, что премьерная песня станет частью альбома из композиций, придуманных искусственным интеллектом, который «SONY CSL Research Lab» обещает выпустить в 2017 году.
Flow Machines – это нейронная сеть, разработанная Sony Computer Science
Laboratories. Нейронные сети это одно из направлений исследований в области
искусственного интеллекта, основанное на попытках воспроизвести нервную систему
человека. (источники http://inosmi.ru/world/20150816/229666262.html
https://news.sputnik.ru/muzyka/01fe04c4891512880e54d6c0993d2cbb2861ec8c )
Дескриптор Обучающийся
− составляет диаграмму Венна на основе прочитанных текстов;
− верно определяет сходства с учетом цели и целевой аудитории;
− верно определяет отличия с учетом цели и целевой аудитории;
− демонстрирует грамотность речи. 43 ПРОЕКТ
Раздел/тема Музыка в современном обществе
Цель обучения 8.3.6.1 Писать творческие работы (250-300 слов), фрагмент/фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет творческую работу по заданной теме
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите текст-повествование с элементами описания «Как я стал участником популярного музыкального телешоу?» Объем работы 250 слов.
Дескриптор Обучающийся
− пишет работу в соответствии с заданной темой;
− соблюдает тип текста;
− пишет работу заданного объема;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы. 44 ПРОЕКТ
Раздел «Научные открытия и технологии»
Раздел/тема Научные открытия и технологии
Цель обучения 8.1.7.1 Строить развернутый аргументированный монолог (рассуждение с элементами описания и повествования, убеждение), включающий не менее 2-х микротем в пределах учебной, социально-культурной и общественно-политической сфер, на основе блогов и сообщений СМИ с учетом целевой аудитории; соблюдать орфоэпические нормы
Критерий оценивания Обучающийся
• Строит аргументированный монолог на основе сообщений СМИ, включающий не менее 2-х микротем, с учетом целевой аудитории, соблюдает орфоэпические нормы
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание На основе ролика подготовьте аргументированное выступление перед участниками научно-практической конференции «Будущее мира» в виде рассуждения с элементами описания и повествования на тему «Смогут ли технологии будущего сделать мир лучше?» продолжительностью 3 минуты. Включите в ваш монолог не менее 2-х микротем. Соблюдайте орфоэпические нормы. (источник https://www.youtube.com/watch?v=M1SWD0qRI8k 5 мин)
Дескриптор Обучающийся
− представляет монолог в соответствии с темой продолжительностью 3 минуты;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− соблюдает тип речи;
− использует аргументы для доказательства собственного мнения;
− использует в монологе не менее 2-х микротем;
− учитывает целевую аудиторию;
− соблюдает орфоэпические нормы. 45 ПРОЕКТ
Раздел/тема Научные открытия и технологии
Цель обучения 8.3.6.1 Писать творческие работы (250-300 слов), фрагмент/ фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию 8.4.2.1 Использовать профессиональные слова, термины, неологизмы, инверсию, градацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет творческую работу
• Использует термины, градацию
Уровень мыслительных
навыков навыки высокого порядка
Задание Напишите творческую работу объемом 250-300 слов, выбрав одну из предложенных тем: 1) напишите дневник ученого будущего, занимающегося научными открытиями; 2) изучив интернет-ресурсы, напишите дневник ученого, совершившего важное открытие в истории человечества. Используйте в работе не менее 3-х терминов и прием градации.
Дескриптор Обучающийся
− пишет текст в соответствии с темой объемом 250-300 слов;
− соблюдает особенности жанра;
− соблюдает логичность и последовательность изложения;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы;
− уместно использует не менее 3-х терминов
− использует прием градации. 46 ПРОЕКТ
Раздел/тема Научные открытия и технологии
Цель обучения 8.3.6.1 Писать творческие работы (250-300 слов), фрагмент/ фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Напишите 2 фрагмента текста, являющихся контрастными, в которых опишите жизнь казахстанского населенного пункта до старта проекта «Цифровой Казахстан» и после получения доступа к интернету.
Дескриптор Обучающийся
− пишет фрагмент, описывающий жизнь населенного пункта до получения доступа к интернету;
− пишет фрагмент, описывающий жизнь населенного пункта после получения доступа к интернету;
− соблюдает особенности типа описания;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы. 47

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь