ГЛАВНАЯ Публикация педагогов География География 6 класс краткосрочный план КСП

География 6 класс краткосрочный план КСП

12
0

 

Урок 1          6 классДата проведения:
Тема урокаЧто изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле
Общая цельИзучить развитие географических знаний о Земле, рассмотреть вопрос: что изучает физическая география.
Ожидаемые результатыЗнает место географии в системе естественнонаучных дисциплин

Основные   методы полевых исследований в географии

Умеет называть предмет и задачи географии

Тип урокаКомбинированный
Методы и методические приемыСловесные (беседа, объяснение, лекция).
ЗаданияРасшифровка слова
Оборудование  Физическая карта мира, учебник «География» 6 класс.

 

 

Этапы урокаДействие учителяДействие ученика
1.Организационный моментПриветствие. Психологический настрой Прием «Волшебная поляна». Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником.

 

Приветствуют учителя и друг друга
2. Изучение нового материалаМы приступаем к изучению первого курса географии – физическая география.

Запишите тему нашего урока.

В этом году мы познакомимся с планетами нашей Солнечной системы, как составлять план и карту, познакомимся со всеми оболочками Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.

 

Записывают в тетрадь:

«Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле».

 

 

 

 

– Для начала вспомним, давайте запишем что же такое география? В переводе с греческого гео – земля, графо – пишу

 

 

 

 

Записывают в тетрадь:

Гео – земля, графо – пишу. География – землеописание.

География – это наука, изучающая оболочку нашей Земли и все, что с ней связано.

– С момента своего возникновения география занималась изучением поверхности нашей планеты. С этой целью в дальние странствия снаряжались экспедиции и совершались кругосветные плавания. Путешественники и мореплаватели, побывавшие в них, рассказывали об увиденном – о природе других стран, о народах, живущих там.

В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая.

Записывают на доске и в тетрадь:

 

География

Физическая Экономическая

Изучает географическую оболочку Земли

Изучает население и его хозяйство

Общая

Процессы, явления, закономерности природы Региональная

Природные условия отдельных территорий (материков, стран)

– В этом учебном году мы будем изучать общую физическую географию, которая является начальным курсом физической географии.Слушают учителя
РазминкаМетод «Индейское имя»
Работа учителя с картой 

 

– География как наука зародилась в древней Греции. Греческий ученый Эратосфен, впервые ввел термин «География»

– Длительное время считалось, что география – это наука, которая изучает открытие и описание новых земель. К началу XIX века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменилась и сама география. Теперь она превратилась в науку, которая не только описывает закономерности размещения природных тел и явлений, но и объясняет причины их возникновения и развития.

Продолжи предложения.
1.География как наука зародилась …….

2.Эратосфен, живший…..

3.Длительное время считалось ……

4.Теперь география ……

Слушают учителя
Подведение итогов.Вопросы для закрепление  тему :

Что изучает наука география?

— На какие ветви делится географическая наука?

— Назовите объекты исследования географической науки?

— Почему возникла необходимость целостного взгляда на природу, хоз-во, человеческую деят-ть и окруж.среду?

— Как вы думаете, почему в настоящее время изменились цели географической науки? В чем отличие целей географии настоящей от географии прошлой?

— Как пытались изобразить Землю древние люди?

— Кто первый сумел определить размеры Земли?

-Что нового вы узнали на этом уроке. Выставление оценок.

Рефлексия. Прием «Акрослово»Дайте характеристику слова «география»Выполняют рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 6          2 урок
Тема: Путешественники, исследователи
Цель урока: знать определение основных понятий темы;

-уметь находить причинно-следственные связи между положением материка, его климатом, рельефом, внутренними водами;

-осуществление поиска и выделения необходимой информации;

-определение самых крупных и наиболее значимых природных объектов материка;

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяНаглядности
3 мин.I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников.пазлы
10 мин.II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин.III. Актуализация знаний

Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес обучающихся к новому материалу.

 

 

 

Игра «Веселые бусы» (Составьте из букв, написанных в длинных бусах, слова. Запишите получившиеся слова)

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

Сначала наскальные рисунки первобытных людей, затем первые изображения местности с помощью условных знаков, напоминающие карту. Способ построения карты впервые предложил Эратосфен, М. Бехайм создал глобус – модель Земли. Европейцы знали о существовании Африки, осваивали Евразию. Из дальних стран наиболее будоражили воображение Индия, Китай и Япония. В Европе высоко ценили восточные ткани, благовония и пряности. Но путь до этих стран был не только долгим, но и трудным. Искали морской путь в Индию. На первом этапе Великих открытий Испания и Португалия раньше всех занялись поиском морского пути в Индию, позже на смену им пришли Англия и Голандия.

Рассказ учителя; работа с картой и атласом

1492 г. – Х. Колумб из Испании отправился на запад. 4 раза Х. Колумб побывал у берегов Южной Америки.

1497 г. – Васко да Гама обогнув Африку, нашел путь в Индию ( из Португалии).

1519-1522 – кругосветное путешествие Ф. Магеллана внесло неоценимый вклад в географическую науку. В результате чего было доказано, что Земля имеет шарообразную форму, открыли Тихий океан, преобладающую часть земного шара занимает вода.

В результате Великих географических открытий на карте мира появились Южная и Северная Америка, южная часть Африки, Тихий океан и Австралия.

 

1 группа – Путешественники, исследователи «В середине 15-16   века…»)

2 группа Путешественники, исследователи  «В середине 17- 18 века … до конца)

3 группа Путешественники, исследователи В середине 19 века … до конца)

 

 

Проявляют интерес к изучаемому материалу. Составляют из букв, написанных в длинных бусах, слова.Раздаточный материал
10 мин.IV. Закрепление урока. Игра «Кто быстре»

используя учебник и карту атласа, определить последовательность географических открытий и заполнить таблицу.

 

Обсуждают над данным заданием, таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки. (карточки
5 мин.V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин.VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3Дата проведения:
Тема урокаОрганизация наблюдений за природными явлениями
Общая цельКонкретизация знаний о методах изучения природы. Развитие навыков практической деятельности.
Ожидаемые результатыЗнать методы изучения природы.

Понимать причину происходящих природных явлений.

Уметь применять методы для организации наблюдений в природе.

Тип урокаКомбинированный
Методы и методические приемыСловесные (беседа, рассказ, объяснение), обобщение, работа с учебником.
Задания
Оборудование Тетради, раздаточный и дидактический материал.
Этапы урокаДействие учителяДействие ученика
1. Организационный моментПриветствие. Психологический настрой. Прием «Пожелание»Приветствуют учителя и друг друга
2. Проверка знанийПоработайте с тестом. Приложение 1Индивидуальная работа с тестами по вариантам
3. Актуализация знаний.Метод иллюстраций «Природные явления осени». Посмотрите на картинки, определить общее между ними. Определите тему и цели урокаВыводят темы, цели урока.
4. Новый материал

 

 Предлагает задание. Прием «Незаконченное предложение». Приложение 2Работают в тетради (парная работа). Проверка задания «Незаконченное предложение»
5. РазминкаПроводит разминку. Прием «Ипподром»Выполняют упражнения
6. ЗакреплениеПредлагает составить вопросы по теме. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Составить по 2 вопроса

С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет усвоение нового материала.  Научить свободно излагать свои мысли.

Распределительный диктант.

Название животногоЯвление природыНазвание предметаСостояние человека
ЕнотПургаБокалРобость
ЕжГрадСтолСмех
ПониРадугаЗеркалоПлачь
МышьГрозаТабуреткаБоль
КротМолнияПалкаПечаль

 

.

Учащиеся составляют и задают друг другу вопросы.
7. РефлексияПроводит рефлексию. Прием «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок.Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

 

 

Ипподром

Цель: разгрузка, выход энергии, «покричать».

Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной». Участники повторяют движения за ведущим. «Лошади вышли к старту (хлоп — хлоп -хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте.

Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась  (хлопаем быстро по коленям).

Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди).

По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь). Финишная прямая (очень быстро).  Ура!»

 

Приложение 1

 

Ответы: 1в: 1а,2б,3г,4в,5а.               2-в: 1б,2в,3а,4в,5г.

1-в

Морской путь в Индию, из Атлантического океана в Тихий открыл:

а) Васко да Гама;          б) Х. Колумб;          в) Ф. Магеллан;            г) А. Веспуччи.

Первое плавание вокруг Земли в 16 веке совершил:

а) Х. Колумб;           б) Ф. Магеллан;           в) В. Беринг;                 г) Васко да Гама.

  1. Немецкий ученый-исследователь М. Бехайм:

а) создал первую карту;                б) один из первых побывал у берегов Ю. Америки;

в) открыл путь в Индию вокруг Африки;              г) создал первый глобус.

  1. Кто первым рассказал подробно о существовании Тихого океана  и назвал его так:

а) А. Веспуччи;           б) Х. Колумб;             в) Ф. Магеллан;               г) Васко да Гама.

  1. Казахский учёный-географ изучал Центральную Азию: а) Ш. Уалиханов         б) К. Сатпаев

в) Семёнов       г) К.Птолемей

2-в

1.Эпоха Великих географических открытий:       а) 15-20 в     б) 15-17 в     в) 13-17 в    г) 12-14в

  1. Греческий учёный, который первым ввёл термин «география»: а) К.Птолемей    б) Аристотель

в) Эратосфен                г) Пифагор

  1. Год создания Русского географического общества:  а) 1845г    б) 1945г    в) 2012г     г) 1917г
  2. Путешественник, который в 1497  обогнул Африку и нашел морской путь в Индию.

а) Ф. Магеллан         б) Х. Колумб           в) Васко да Гама          г) Ш. Уалиханов

  1. Его путешествие доказало на практике единство Мирового океана:

а) Ш.Уалиханов          б) Васко да Гама           в)  Х.Колумб                г) Ф. Магеллан

Приложение 2

1.Осенью, при резком понижении температуры воздуха…?

2.Дни осенью становятся…?

3.Осенние месяцы…?

4.Осенью листья у деревьев…?

5.Первыми улетают птицы…?

6.Птицы, которые остаются зимовать…?

7.Животные, которые делают запасы на зиму…?

8.Основные формы птичьих стай…?

9.Изменяется окраска шерсти у животных, таких как…?

10.Изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название…?

11.Осенним утром на поверхности луж…?

12.Животные, которые впадают в спячку или оцепенение…?

  1. Д.з.    Рисунок, коллаж, аппликация, фото на тему: Природные явления осени.
  2. Самооценка на уроке.

« Я себе за работу на уроке поставлю…, потому что я…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                      Класс: 6    урок 4
Тема:  Положение Земли в Солнечной системе, форма и размеры Земли
Цель урока:  .

Выявить особенности Земли как планеты Солнечной системы; определить формы и размеры Земли

Смогут определять планеты Солнечной системы, выявят особенности нашей планеты, определят формы и размеры Земли

 

Деятельность учителяДеятельность обучающихсянаглядности
3 мин.I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы.Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.пазлы
5 мин.II. Проверка домашней работы.

По методу «Мозговая атака» проводит проверку домашней работы

 

 

 

 

Вопросы по темам

1 Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

( солнце)

— Что даёт нам солнце

2        Работа в домашних группах        Ассоциация

 

 

Откройте бортовые дневники и запишите слово  СОЛНЦЕ

Запишите свои ассоциации к слову

— индивидуально

— обсудите в паре

— обсудите в группе

Составьте общий постер

Выступление спикеров  

Ученики отвечают на вопро  сы учителя.карточки
20 мин.Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала

Какие изменения происходят с Солнцем?

— На что это влияет?

( дни длиннее  ночи короче)

 

Давайте вспомним , что мы знаем по этой теме

игра « Продолжи» ( мозговой штурм)

1. Звезда – это … ( солнце)

2. Невооружённым глазом на небе видно ( 3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … ( 9 планет)

4. Спутник Земли – это … ( луна)

5. Солнце и планеты образуют … ( Солнечную Систему)

6. Окружающий Землю мир — … ( Вселенная)

— самооценка

— игра « Определи название и место»

Вспомним названия , разгадав шифровку:

МЕР ВЕ ЗЕМ

МА Ю СА

У НЕ ПЛУ

— Что это за планета и где её место?

( макет Солнечной Системы)

Планета обращается вокруг Солнца за 88 дней ( Меркурий -1)

Планета красного цвета ( Марс – 4)

Самая большая планета ( Юпитер – 5)

Окружена множеством ярких колец ( Сатурн – 6)

Самая дальняя планета ( Плутон- 9)

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики проявляют свои знания по творчеству писателя.

учебник

 

Бумага А4

 

карточки

10 мин.IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Работа по группам

Объясните, каким образом работает Солнце, если оно …

свет

 дождь

тепло

 энергия

 воздух

 день

 год

свет – светит, видим окружающий мир

дождь – испаряет воду, пар поднимается вверх, собирается в тучи

тепло- греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

день- смена дня и ночи ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то другим)

— компетентностное задание

— Почему человек называет Солнце « солнышком»? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

 Учёные изучают поведение Солнца, иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны ( протуберанцы)

 Все эти явления влияют на самочувствие человека.

игра « Оптимисты – пессимисты»

 загар – сгореть

 сушённые фрукты – свежие

 светит – щурится

 греет – жарко

— работа с пословицами

Там куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу.

Солнце садится – лентяй веселится, солнышко всходит- лентяй с ума сходит.

— Как понимаете?

— К чему призывают эти пословицы?

— Какие вы знаете пословицы о солнце?

            ЖИГСО 2

Сейчас мы разойдёмся по трём отсекам космического корабля для проведения исследования

— индивидуальная работа, читаем текст Чтение с пометами

— каждой группе раздаются вопросы

1)      Что такое солнце? Его размеры? На каком расстоянии находится от Земли?

2)      Как человек использует солнце?

3)      Почему одуванчик называют солнечным цветком?

— индивидуально (изучаем, конспектируем)

— поделиться в паре

— поделиться в группе

Демонстрируют свои знания.
5 мин.V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин.VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 6   урок5
Тема:  Виды изображения поверхности Земли
Цель урока:  сформировать представление о видах изображения земной поверхности, подробнее о плане местности. Формировать умения работать с планом местности

расширается представление о Земле – как космическом теле, рассказать о происхождении Земли, рассмотреть версии древних учёных о её внешнем облике, обратить внимание на факты, свидетельствующие о шарообразности нашей планеты;

 

Деятельность учителяДеятельность обучающихсянаглядности
3 мин.I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы.Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.пазлы
5 мин.II. Мотивация к изучению нового материала.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

то тако солнечная система?

В чем сходства Солнца с другими звездами?

Какова температура поверхности солнца и внутри его?

Какое значение имеет солнце для жизнедеятельности Земли?

Как используется солнечная энергия?

Назови самую большую планету.

У какой планеты нет спутника?

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.карточки
20 мин.Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты.

 

 

 

 

Земля – шарообразное тело». Но не просто читаем, думаем над заданием:

Для ответа  темы испоьзуют постер и

1 группа – Какой представляли люди Землю в древности?

 

2 группа – Приведите доказательство шарообразности Земли.

 

3группа – Почему Земля кажется плоской?

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики проявляют свои знания по творчеству писателя.

учебник

 

плакат

 

10 мин.IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока и тест

  Тест

В древности Египтяне считали, что Земля это –

А) щит                    Б) цветок                     В) корыто

Первое кругосветное путешествие совершил-

А) Колумб             Б) Магеллан               В) Лазарев

Кто считал что Земля – цветок

А) японцы             Б) греки                       В) египтяне

Шарообразность Земли доказал

А) Коперник         Б) Аристотель            В) Галилео Галилей

Кто заметил, что при удалении от начальной точки к пути, края земли найти невозможно

А) ученые              Б) простые люди      В) путешественники

Сколько звезд в созвездии большой медведицы?

А) 7                          Б) 5                              В) 9

Великий португальский мореплаватель?

А) Васко де Гама  Б) Фернан Магеллан В) Христофор Колумб

Какую форму имеет Земля?

А) круга                   Б) овала                      В) шара

Польский астроном Николай Коперник открыл:

А) шарообразность Земли

Б) что Земля вращается вокруг своей оси

В) что Земля вращается вокруг Солнца

Наука, которая изучает формы и размеры Земли называется

А) геодезия             Б) экология                В) гидрология

 Ключ

1.В 6. А  Б 7. Б  А 8. В Б 9.В В 10.А

 

 

Демонстрируют свои знания.
5 мин.V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин.VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс:6  урок     6
Тема: Масштаб, измерение расстояний
Цель урока:

Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

Научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно; выявлять при работе с текстом основные понятия и определения через диалог

Научитьcя  детей пользоваться масштабом, переводить его из численного в именованный.

 

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяНаглядности
3 мин.I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников.пазлы
10 мин.II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся.

Устно: Виды изображения поверхности Земли.

Устно: Как накапливались сведения о Земле.

 

Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин.III. Актуализация знаний

Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель число, показывающее, во сколько раз расстояние на плане, меньше расстояния на местности.

Для того чтобы нанести любое расстояние на бумагу, его необходимо     уменьшить в несколько раз.

 

 

 

Задание по группам
Заполнить схему «Виды масштаба»   с.25

Численный — 1:1 000, 1: 100 000  ( одна тысячная , одна стотысячная)

Записать на доске: одна пятитысячная, одна двадцатитысячная, одна тридцатая, одна пятая)

Именованный — в 1 см 10 м, в 1 см 1км  (в одном сантиметре 1 км)

Записать на доске: ( в 1см  250км, 700км, 150км.)

Работа с картой атласа.

Найти на физической карте полушарий, как записаны различные виды масштаба.

 

 Перевести численный масштаб в именованный и наоборот.

1:10 000          (в 1см 100м )                             в 1см- 30 км    ( 1: 3 000 000)

1: 2 500 000    (в 1 см 25 км)                            в 1 см 300 км  (1:30 000 000)

1:5 000 000     (в 1см  50 км)                            в 1 см 1 км                     (1: 10 000)

Начертить и обозначить расстояния : В 500м,  в 2000м, если масштаб в 1см 250м.

___500м___   ____________2000м_____________

Проявляют интерес к изучаемому материалу. (учиться отличать устную и письменную речь.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В природе все просыпается, оживает

Раздаточный материал
10 мин.IV. Закрепление урока.

 

Провести метод Ассосация

 

 

Используя метод  Джигсо выполняют задание

 

1 группа 1. Запишите масштаб: А) одна двадцатая, одна пятитысячная, одна третья.

Б) в одном сантиметре  5м, в одном сантиметре  50 м,

                                                  в одном сантиметре  20 км.

2 группа  .Переведите масштаб : А) 1: 500, 1: 5 000

Б) в 1 см 200м, в 1 см 45км.

3.Масштаб: в 1 см 20м.  Начертить и обозначить расстояние  длиной  100м.

2 группа . Запишите масштаб: А) одна двадцатая, одна пятитысячная, одна третья.

Б) в одном сантиметре  5м, в одном сантиметре  50 м,

                                                  в одном сантиметре  20 км.

2.Переведите масштаб : А) 1: 500, 1: 5 000

Б) в 1 см 200м, в 1 см 45км.

3.Масштаб: в 1 см 20м.  Начертить и обозначить расстояние  длиной  100м.

 

3 группа 1. Запишите масштаб: А) одна двадцатая, одна пятитысячная, одна третья.

Б) в одном сантиметре  5м, в одном сантиметре  50 м,

                                                  в одном сантиметре  20 км.

2.Переведите масштаб : А) 1: 500, 1: 5 000

Б) в 1 см 200м, в 1 см 45км.

3.Масштаб: в 1 см 20м.  Начертить и обозначить расстояние  длиной  100м.

 

4 группа . Запишите масштаб: А) одна двадцатая, одна пятитысячная, одна третья.

Б) в одном сантиметре  5м, в одном сантиметре  50 м,

                                                  в одном сантиметре  20 км.

2.Переведите масштаб : А) 1: 500, 1: 5 000

Б) в 1 см 200м, в 1 см 45км.

 

Обсуждают над данным заданием, таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки.

Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Составляют ассоциативную карту.

 

Распределяют имена существительные по категориям.

карточки
5 мин.V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин.VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

  • а) 1 : 200 000
    б) 1 : 10 000 000
    в) 1 : 25 000
  • Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
  • Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

— Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому следующее задание вы выполните самостоятельно:

Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 250 000

1 : 20 000 000

1 : 500 000

1 : 1 000 000

1 : 125 000 000

1 : 600 000

1 : 8 000 000

1: 12 500 00

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

  • а) в 1 см — 500 м
  • б) в 1 см — 10 км
  • в) в 1 см — 250 км

Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.

— Группа № 1,  Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Алматы- Караганда- Астана – Костанай

— Группа № 2.  Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Алматы – Бишкек – Кызылорда — Актюбинск

— Группа № 3  Определить какое расстояние необходимо преодолеть путешественнику по маршруту:

Атырау – Актобе – Астана – Павлодар

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 6  урок 7
Тема: Понятие об азимуте, ориентирование на местности и по плану
Цель урока: Научить определять с помощью компаса местоположение и направление движения . Научить определять азимут и движение по азимуту

Узнают способы ориентирования на местности, определят понятие «азимут», смогут находить азимут по плану

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся
I. Организа-ционный моментПриветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.— Ребята, сегодня мы наш урок начнём с разминки.

— А теперь я прошу вас вспомнить рассказ И. Алтынсарина «Сын богача и бедняка» (Асан и Усен). О чём этот рассказ? Кто помнит?

(о том, как мальчики отстали во время кочевья и искали дорогу)

Т.е мальчики, с помощью различных признаков пытались определить направление своего движения или сориентироваться.

Тема нашего урока «Ориентирование. Азимут».

— Какова цель нашего урока?

— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?

устный опрос.

Беседа на актуализацию знаний с постановкой проблемы.

Запись в тетради.

.

III. Усвоение новых знаний.— Как вы думаете, что значит ориентироваться?

(определять своё местоположение)

Откройте учебник на стр. 21. – Что такое ориентирование?

Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

— Какие стороны горизонта вам известны?

(основные: север, юг, запад, восток; промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад)

— Как ориентировались мальчики? Что они использовали?

(местные признаки)

— Какие местные признаки для ориентирования вам известны?

(веток на дереве больше с южной стороны, чем с северной; положение тени; муравейники и т.д., но эти ориентиры могут быть не совсем точными)

— Что вам известно о Полярной звезде? Как можно ориентироваться с помощью этой звезды?

(эта звезда находится над севером)

— Ориентироваться можно не только на местности, но и на карте. Для того, что бы ни запутаться, и точно определять нахождение объектов, верхний край карты это север, нижний – юг.

Откройте физическую карту полушарий, найдите территорию Казахстана (м/у Каспийским морем и оз. Балхаш). По отношению к Казахстану как расположена Западно-Сибирская равнина? (севернее) Пустыня Гоби? (восточнее) Аравийское море? (южнее) Средиземное море? (западнее)

— Какой прибор используют для более точного ориентирования?

Компас – прибор для ориентирования.

— Что вам известно о компасе? Считается, что компас ещё в III в до н.э. изобрели в Китае.

— Посмотрите, как устроен компас. – Какие обозначения есть на компасе?

— Сориентируйте компас. Что вы для этого должны сделать?

(поворачивать компас до тех пор, пока синяя стрелка не совпадёт с буквой «С», т.е. с направлением на север)

— Что ещё вы видите на компасе? (цифры по кругу) Как вы думаете, зачем они нужны? (для определения более точного направления) Эти цифры необходимы для определения азимутов.

Азимут – это угол между направлением на север и на какой-нибудь определённый предмет местности.

С
Дерево – 450;

Холм – 1300;

Дом – 2750.

Азимуты отсчитываются от направления на север по часовой стрелке.

Давайте, определим азимуты на основные и промежуточные стороны горизонта.

Север – 00, восток – 900

Юг – 1800, запад – 2700

СВ – 450, ЮВ – 1350

ЮЗ – 2250, СЗ – 3150.

Задание

1  группа Покажите на схеме, где азимут

2  группа Наити стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.

Эвристическая беседа.

Работа с учебником.

Запись в тетради.

 

Беседа на актуализацию знаний.

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа.

 

Работа с картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради.

Сообщение

 

Работа с прибором (компасом), обсуждение.

 

 

 

 

 

Запись в тетради.

 

Эвристический рассказ, работа с иллюстрациями.

 

 

 

 

Проблемная задача, обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ЗакреплениеДавайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.

— Что такое ориентирование? Азимут? Компас?

— Как ориентируются по картам? На местности?

— Чему равны азимуты на основные и промежуточные стороны горизонта?

— Определите азимуты на окно, дверь.

— Как вы это делали?

Начертите в тетради азимут 900. Как вы это сделали?

Общии тест для группы

1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?

А). север;

Б). юг;

В). запад;

Г). восток.

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?

А). северо-восток;

Б). юго-восток;

В). северо- запад;

Г).юго-запад.

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А). 0 ;

Б). 90 ;

В). 180 ;

Г). 270 .

4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?

А). 45 ;

Б). 135 ;

В). 225 ;

Г). 315 .

 

Фронтальный опрос с элементами практических действий.
V. Домашнее задание.§ 7 (пересказ)

 

Запись в дневнике.
VI. Итог урока.Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.

— Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?

— Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?

— Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?

— Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

 

 

Фронтальная беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  урок 8Изображение элементов земной поверхности на план
ЦельПродолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу.
Тип урокаИзучение нового
Планируемый результат:учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли;

уметь понимать знаки, символы, приведенные в учебнике;

Основные понятия:Глобус, теллурий, модель, «Земля»
Ресурсы:

основные

дополнительные

компьютер, теллурий, настольная лампа, зеркало, диск «Большая детская энциклопедия», листы бумаги на каждого ребёнка, карандаши, предметные картинки с изображением объектов природы и объектов, сделанных человеком, глобус.
Этапы урокаДеятельность ученикаДеятельность учителяОбучающие и развивающие задания каждого этапа
I этап

Организационный момент

Цель: создание благоприятного психологического климата.

Формулировать

правила поведения на уроке  и   аргументировать

их.

Проверка готовности к

совместной деятельности

I этап.

Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг.

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая расскажет о своём.

Ребята, расскажите о том, какие правила поведения на уроке  необходимо соблюдать.

II этап

Актуализация знаний

Цель: создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия новых знаний по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап.

Изучение нового материала.

Цель: систематизиро —  вать знания о Земле как планеты, формирование представления о  причинах смены дня и ночи, смены времен года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание аудиозаписи. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце.

 

 

Небо, звёзды, месяц.

 

Луна.

 

 

Сатурн.

Это космические тела.

 

 

 

 

 

 

Они похожи на нашу Землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля.

 

 

 

Тема урока:

«Земля как планета».

 

Ответы детей.

Земля — планета, где живем все мы.

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения,

доказывают, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять, почему происходят  смена дня и ночи, смена времен года, выполнять опыт, демонстрирую — щий смену дня и ночи на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Сообщение темы и создание условий для закрепления пройденного материала и подведения к новой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает большую тарелку и большой мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать работу по изучению причин смены дня и ночи на Земле, смены времён года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает динамическую модель движения корабля.

Какое время года сейчас?

Слайд 1.

По каким признакам узнаём? Что такое окружающий мир?

Разделить объекты окружающего мира на группы.

Слайд 2. Приложение 1

(туча, солнце, машина, заяц, мяч, рыба, дом, лиса, утюг, цветок, гора, самолёт, дерево, ключ, бабочка)

а) объекты, сделанные руками человека. Слайд 3.

Найдите в классе  объекты, сделанные руками человека. Назовите их. Дополните группу « Сделано руками человека» предметами на картинках

б) объекты, созданные природой. Слайд 4.

Назовите оставшиеся объекты. В какую группу вы их отнесете?

Экспресс вопрос:

назовите объекты, которые я загадала:

— Днём мы видим эту звезду. Слайд 5.

— Поле не меряно,

— Овцы несчитаны,

А пастух рогат.

Слайд 6.

— Она искусственный спутник Земли. Слайд 7.

— Эта планета знаменита кольцами. Слайд 8.

К какой группе отнесёте названные объекты?

Какие космические тела вы знаете?

( Звучит спокойная мелодия)

На доске 2 круга голубого цвета.

Что вы представляете, глядя на них?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что вы хотите узнать? Какую задачу ставите перед собой?

Страничка «Исследование»  (Постановка проблемы) Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там  живут такие же, как вы, мальчики и девочки.

А все мы живем на одной большой планете.

Кто знает, как она называется?

Что означают слова »Земля», «земля»? Почему одно и тоже слово пишется по – разному?

( Чтение словаря Ожегова)

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Вспомните, что вы знаете о нашей планете.

-Иду, иду… Конца и края нет.

Где же конец нашей Земли?

Можно ли дойти до её края?

—  Какую же форму имеет наша планета.

Рассмотрите изображение Земли.  Докажите правильность своего ответа.

Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара.

— Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли?

— А если Земля – шар, можно ли дойти до края?

Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не удавалось. А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…

Как представляли люди в древности нашу планету? Показ слайдов 9 – 11.

— Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных китов или слонов.

— Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.

— В Древнем Китае считали, что Земля – это лепёшка с обрезанными краями.

— В России верили в то, что мир – это что – то вроде громадного сундука, у которого крышка – небо.

Страничка «Открытие»

Какое же изображение правильное?

— Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, кото­рые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны.

Это наблюдение люди сделали ещё в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля.

Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля — это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями.

 

В наши дни, когда люди запустили космические  корабли в космос, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

Кто доказал, что Земля имеет форму шара?

 

Физминутка

Цель: снятие утомляемости детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют движения за учителем.Учитель показывает движения.Руки ставим все вразлет: появился самолет.

Мах крылом туда-сюда, делай «один» и делай «два».

Один и два, один и два! Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите. Один и два, один и два!

Опустили руки вниз, и на место все садись!

 

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель: восстановление физических и духовных сил.

На Земле есть огромные моря и океаны.

 

 

 

Земля.

 

 

Сушу обозначают зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.)

 

Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Смена времён года, смена дня и ночи.

 

 

 

 

День и ночь.

 

 

 

 

 

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:  смена дня и ночи зависит от вращения земли вокруг своей оси.

 

 

 

Высказывания детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

Осень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

Весной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются ответы, дети высказывают своё мнение делают соот —  ветствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в командах. Отдых учащихся. Повторение движений, предложенных учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать детям высказаться, многие из них имеют перво — начальные представле —  ния о смене дня и ночи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать фронтальную работу по учебнику.

 

Учитель демонстрирует вращение земли вокруг своей оси с  использованием теллурия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируется процесс смены времён года, без объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить  учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

 

Контролиро — вать выполнение задания учениками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ движений учителем.

 

Как вы думаете, почему наша Земля из космоса видна в голубом цвете?

Моделирование.

Давайте вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель?

Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях?

Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета. Но как же расположена суша на Земле?

Люди это давно уже изучили и создали глобус. Кто из вас знает, что такое глобус?

Суша показана коричневым, жёлтым, зелёным цветами.

Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М.Бехайм. Он  назвал его«Земное яблоко».

(Показ слайда)

Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.

·         Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У неё нет края. Зато люди могут совершать кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место

·         «Страничка для любознательных».

Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?

Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля

 

Какие изменения повторяются на земле постоянно?

 

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот, —

Спать немедленно зовет.

Слайд  11. Движение Земли вокруг своей оси.

Кто знает, почему это происходит?

Как и все планеты, Земля вращается вокруг своей оси, крутится наподобие детского волчка. Она подставляет Солнцу то одну, то другую сторону.

 

1. Работа по учебнику. Стр. 10.

Рассмотрите рисунки.

Кто может объяснить это явление при помощи лампы и глобуса?

2. Опыт

А сейчас давайте посмотрим на модели, как это происходит.

Теллурий – прибор, изображающий движение Земли и планет вокруг солнца и суточное вращение Земли вокруг своей оси.

— Посмотрите на землю и солнце. Земля вращается вокруг своей оси, солнце освещает то одну сторону планеты, то другую. Там где освещенная сторона —  день, а где темная сторона — ночь.

 

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки — 24 часа.

3. Игра «День и ночь». (Показ, день:  танцуем, веселимся, играем, когда скажу ночь, нужно замереть и не шевелиться)

— Ребята, какой вывод мы можем сделать? От чего зависит смена дня и ночи?

— Ребята, а почему ночью холоднее, чем днём?

4.  Демонстрация опыта «Смена времен года».

— Я покажу вам на теллурии ещё один постоянный процесс, а вы отгадайте, что я вам показала?

— Что можете рассказать об увиденном?

Сделайте вывод, от чего зависит смена времен года?

— Какое сейчас время года?

5. Повторная демонстрация опыта с отработкой названий сезонов и месяцев, их порядок.

Устанавливаем глобус на теллурии на осень.

А) Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравиться очень.

Она позолотой блистает, —

Одно только жаль —

Облетает. Слайд 17 (Приложение 1)

Какие осенние месяцы вы знаете?

— После осени придет: (показ на теллурии) зима.

Б) Крыша в шапке меховой

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла :

Слайд18 (Приложение 1)

В) Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой, улей, пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Слайд19 (Приложение 1)

Г) Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах под калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный.

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна —

Значит это уже

Слайд 20 (Приложение 1)

— Изменения смены сезонов происходят в связи с  движением земли вокруг солнца. Земле нужен год,  чтобы облететь вокруг солнца, а ведь скорость движения земли огромная — 30км/с.

6. Работа по учебнику, стр. 10

— Рассмотрите рисунок на странице  10 в учебнике.

Порассуждайте с товарищем по парте о том, как движется наша Земля.

Что можете рассказать о таких «соревнованиях»?

7. Самостоятельная работа

Верно, не только машина и самолёт, но и ракета выбивается из сил, пытаясь догнать землю. Вы сказали «раз» и наша планете пролетела 30 км. Мы не замечем этого, потому что летим вместе с землёй.

8.  Просмотр видеоролика о движении Земли.

(Диск «Большая Детская Энциклопедия» для детей 6-12 лет)

Какую новую информацию вы получили из видео ролика?

В классе выключен свет и включается настольная лампа, зеркало подносится к лампе и на стене появляется Солнечный зайчик. Учитель водит зеркало по классу, а дети делают хлопки, приседания, повороты влево, вправо как будто пытаются поймать зайчика.

9. Игра «Солнечные зайчики».

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Ну, левей, левей, левей,

А теперь правей, правей!

Убежал на потолок.

— Зайчик слева, справа, внизу, вверху — повторяется в разброс несколько раз.

IV. Продолжение работы по теме урока.

 

Предположение и высказывание версий.

Планеты и их спутники действуют как зеркало. Они светятся и отражают свет солнца, именно поэтому светится луна.

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

Луна — спутник Земли, наша луна прекрасна, но мертва. У неё каменистая поверхность и нет воздуха. Лунный свет — это просто отражение солнечного света.

Вот мы сейчас поиграли в игру не случайно. Мы с вами сейчас сделали небольшое открытие!

— Подумайте и скажите, почему ночью Луна светится?

10. Рассмотрите рисунок в учебнике стр.  11. У мальчика в руках зеркало, на него попадают солнечные лучи, и оно светится, если принять зеркало за Луну, то она тоже будет светиться.

—   В чём заключается  уникатель – ность планеты Земля?

Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.

Слайд 21 (Приложение 1)

 

— А смогли бы мы жить на Луне?

Просмотр видеоролика о Луне.

(диск «Большая Детская Энциклопедия» для детей 6-12 лет)

Что нового вы узнали о Луне?

 

11.  Рисование.

Нарисуйте Луну и Землю так, чтобы было хорошо видно, что на Луне нет жизни, а на Земле есть.

Рисунки вывешиваются на доску в две группы, обсуждаются различия.

 

V. Итог урока.

 

Узнали: почему происходит смена дня и ночи, почему происходит смена времён года, почему планеты светятся, они же не звёзды.

Почему солнце согревает Землю, а Луна нет.

Какую форму имеет наша планета.

Как она движется.

Благодаря чему есть жизнь на Земле.

О нашей планете Земля.

Только на Земле можно жить.

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костры нужно тушить: может возникнуть пожар.

Нельзя оставлять банки, их лучше обжечь в костре и закопать под деревом. Банки будут ржаветь и питать дерево. Пластиковую посуду можно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из неё можно делать различные полезные поделки для дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установить: усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаружен — ные пробелы,

закрепить у учащихся зна ния, умения, которые необ

ходимы для самостоятельной работы по этому мате

риалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит детей к выводу, что Землю надо любить и беречь.

 Какие открытия вы сегодня сделали на нашем уроке?

Благодаря чему есть жизнь на Земле.

«Страничка юного эколога»

Наша планета.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши  в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нет.

— О чём оно?

Наша планета неповторима и дорога нам. Почему?

 

Какие условия необходимы для жизни на Земле?

Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая. Немного отдохнём и помечтаем.

—  Почему её надо беречь?

 

Какие опасности грозят живым организмам на нашей планете? Группа экологов расскажет нам о тех проблемах, которые появились у планеты по вине человека.

 

Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля?

Наш путь лежит на «Пустынный берег».

— Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие костры, кучи мусора.

Когда-то здесь росли цветы,

Тёк чистый ручеёк,

Ходили звери, человек, возможно даже ты.

Но вдруг неожиданно варвар пришёл,

И всё изменилось вмиг.

Притихли зверушки,

Затих ручеёк,

Головки склонили цветы.

Как нужно относиться к природе?

Как мы можем помочь природе?

Вспомним несколько правил поведения в природе.

Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.

Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья Мы, Земля, с тобой одна семья.

День Земли отмечают 30 мар-та, день защиты Земли призывает нас навести порядок. Самый крохотный поступок каждого из нас, например: уборка мусора на поляне, где отдыхали, позволит сделать нашу планету чище и лучше, на несколько тысячелетий прод-лив жизнь всему живому.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

VI. Рефлексия.Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

 

Удалось ли вам достичь поставленной цели?

Что понравилось больше всего?

Что у вас не получилось?

Оцените свою работу на уроке.

Я понял и могу рассказать другим.

Я понял, но не могу объяснить.

Я не понял

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 6             урок 9
Тема: Чтение плана местности, топографической карты, схемы
Цель урока: Сформировать представление о способах изображения рельефа на   топографических  картах; ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, бергштрихи, горизонтали
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяНаглядности
3 мин.I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру  «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин.II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «З-Х-У» осуществляет проверку знаний учащихся.

1. Кто первым сформулировал понятие «География»?

2.Что изучает физическая география?

3.Какой период называют эпохой Великих географических открытий?   Почему?

4. Чья экспедиция открыла морской путь в Индию?

5. Кто создал первый глобус?

Что такое земная ось?

Какие точки Земли называют географическим полюсами?

Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?

Демонстрируют свои знания. Заполняют таблицу.Таблица

«З-Х-У»

5 мин.III. Подготовка к восприятию новой темы.

«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

— Учащиеся зачитывают свои истории и показывают план местности в тетрадях

Игра «Мяч ловкач»

1)План местности это

2)Условные знаки это

3)Абсолютная высота это

4)Относительная высота это

5)Горизонтали это

6)Бергштрих это

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

)

 

 

 

 

 

Мяч

15 мин.IV. Актуализация знаний.

Какую карту нужно взять в поход? (топографическую) Почему именно топографическую карту? (она подробная, удобнее использовать для изучения района, где будет проходить маршрут похода)

Значение топографических планов – они необходимы при любой хозяйственной деятельности, в быту  (план квартиры, садового участка и т.п.). Специалисты, которые составляют топографические планы (т.е. ведут съемку местности), называются топографы. Наука топография (отдел картографии) родилась еще в Древнем Египте, когда надо было определить размеры и границы плодородных участков во время разлива Нила. При раскопках в Вавилоне была найдена статуя военачальника с планом крепости в руках. Уже тогда топография применялась в военном деле.

Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Нельзя читать, не зная азбуки. Азбукой карты являются условные знаки. На старых картах знаки были рисованными, а сейчас используют графические условные знаки. Они одинаковы для всех стран мира. Пользуясь атласом, рассмотрите их (какие используются цвета?). Требования к изображению условных знаков — простота, непохожесть друг на друга, отдаленное сходство с изображаемым предметом, аккуратность вычерчивания. Топографическая карта (план) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Составление буклета. «Курортная зона»

каждая группа готовит буклет курортной местности. В котором необходимо указать:

1)Название курортной местности

2)Сделать рекламу и слоган

3)Нарисовать план местности

4)Отдых необходимо поделить на 3 дня. (например: 1день- подъем на гору и плыть по реке)

5)Красочно изобразить буклет

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

 

Кубик Блума

 

Учебник

 

 

10 мин.V. Закрепление урока. С помощью метода «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.Отвечают на разноуровневые вопросы.Ромашка Блума

 

5 мин.VI. Итог урока

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.Фишки

 

Стикеры

 

 2 мин.VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.Дневник

 

Итог урока:__________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                            Класс: 6   урок 10
Тема: Съемка плана местности, основные способы и действия
Цель урока: познакомить учащихся с полярной, маршрутной и азимутальной съемкой; закрепление понятий: план местности, условные знаки, масштаб, стороны горизонта, азимут;

Узнают о способах съемки плана местности, научаться работать с различными способами

Деятельность учителяДеятельность обучающихсяНаглядности
3 мин.I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру  «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
5 мин.II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.Разноуровневые карточки
5 мин.III. Подготовка к восприятию новой темы.

Игра-эстафета «Не подводи свой ряд»

1.      Вспоминаем сущность понятия «ориентирование», основные и промежуточн6ые стороны горизонта, азимут

— Как называется умения определять стороны горизонта на местности?

— Назовите основные и промежуточн6ые стороны горизонта и расставите   их на схеме

— Что такое азимут?

2. Повторяем приемы определения направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба.

— Используя компас, определите азимут на соседа по парте

— Изобразить в виде линии расстояние 45 м в масштабе в 1см-10 м

3. Перечисляем все виды съемки местности. Называем их отличия

— Какие существуют способы глазомерной съемки?

— При составлении, каких планов местности применяется маршрутная и полярная съемка?

— Каков порядок составления и оформления плана местности?

 

Демонстрируют свои знания.

 

 

 

 

 

 

Мяч

15 мин.IV. Актуализация знаний.

. Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (самостоятельная работа по топографическим знакам

Работа по группам:

1-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «маршрутная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете;

2-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «полярная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете.

3-я группа работает (самостоятельно) с компьютерной схемой «азимутальная съемка местности», проводит интерактивное исследование, представляя его результаты в отчете

Выберите рисунок «План и карта».

Активизируйте вставку «Составление и чтение топографического плана».

Выберите схему «Маршрутная съёмка

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

1. Полярная съемка местности — способ изображения участка поверхности с одной точки, в пределах видимости объектов.

 

2. Полюс съемки выбирают в середине участка так, чтобы с него были видны все объекты снимаемой территории.

 

3. Планшет при полярной съемке ориентируют по сторонам горизонта с целью определения части света наблюдаемых объектов.

 

1. Азимутальная съемка проводится из любой точки местности, но обязательно с использованием главной ее составляющей – компаса.

 

2. Азимутальная съемка производится только при ориентировании стрелки компаса на север.

 

3. Все объекты при съемке местности наносятся на план поочередно по часовой стрелке, начиная с севера

 

Учебник

 

Таблица

«ИНСЕРТ»

 

10 мин.V. Закрепление урока.

Проводит игру «Один-много».

С помощью приема «Корзина идей» проводит закрепление урока.

Каждая группа ориентируется (определяет свое место нахождения по отношению к основным сторонам горизонта и окружающим объектам) из одного места — места наблюдения.

Учащиеся с помощью компаса определяют основные стороны горизонта и направлений на окружающие объекты, а также расстояние (в парах шагов) до этих объектов. Полученные результаты каждая группа заносит в таблицу, и с помощью условных знаков объекты обозначаются на плане.

 

Наблюдаемый объектРасположение по отношению к месту наблюденияазимутРасстояние до объекта
Т 1…

Т 2

Т 3

Т 4

Северо-запад

Юг

Северо-восток

….

Отвечают на разноуровневые вопросы.

Играют в игру «Один-много».

На стикерах записывают все, что узнали на уроке.  Наполняют корзину стикерами.

.

Карточки

 

 

 

Корзина

5 мин.VI. Итог урока

Оценивание фишками  Проводит рефлексию.

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Какие трудности встретились на уроке?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин.VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.Дневник

 

Итог урока:__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Положительные стороны урока:_________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь