ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 5 КЛАСС Сборник заданий формативного оценивания

ФО ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 5 КЛАСС Сборник заданий формативного оценивания

76
0

Сборник заданий формативного оценивания
Естествознание
5 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
Содержание
1-четверть……………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел Мир науки ………………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел Человек. Земля. Вселенная …………………………………………………………………………….. 12
2-четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 28
Раздел Вещества и материалы…………………………………………………………………………………… 28
3-четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 40
Раздел Процессы в живой о неживой природе …………………………………………………………… 40
Раздел Энергия и движение ………………………………………………………………………………………. 50
4-четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 59
Раздел Экология и устойчивое развитие …………………………………………………………………… 59
Раздел Открытия, меняющие мир ……………………………………………………………………………… 69
4
1-четверть
Раздел Мир науки
Тема Роль науки
Цель обучения 5.1.3.1 Определять функции науки как вида человеческой
деятельности
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает функции науки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. (a) На рисунке, изображены орудия труда. Определите, в какой области человеческой
деятельности они применяются?
A) медицина
B) металлургия
C) строительство
D) сельское хозяйство
(b) Назовите науку, в которой используют данные орудия труда.
Дескриптор Обучающийся
 выбирает область деятельности;
 называет науку, в которой используются данные орудия труда.
5
Тема Вопрос исследования
Цель обучения 5.1.2.1 Формулировать вопрос исследования и
предположения
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет цель и гипотезу исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Инструкция
Идеи для гипотез часто являются результатом проблем, которые были выявлены или
вопросов, которые были подняты. Для того чтобы помочь развить идеи для гипотезы,
запишите несколько вопросов по данной теме. Попробуйте сузить вопросы к тому, что
может быть исследовано с научной точки зрения. Затем напишите гипотезу.
◆ Убедитесь, что гипотеза является предсказанием.
◆ Убедитесь, что гипотеза может быть проверена путем исследования.
◆ Проверьте, как вы сформулировали гипотезу.
Правильно сформулированная гипотеза должна принять форму: Если … , тогда …
утверждение.
Выполните задание.
1. Определите объем воды, которую губка с разными размерами может впитать.
2. Сформулируйте цель.
3. Напишите свою гипотезу.
4. Проведите эксперимент.
5. Запишите данные в таблицу.
6. Сформулируйте вывод.
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Размер губки Количество воды в
цилиндре, мм
Количество воды
впитавшееся в губку, мм
2 см × 2 см
3 см × 3 см
4 см × 4 см
5 см × 5 см
Вывод: _______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
 определяет цель;
 определяет гипотезу;
 формулирует вывод.
6
Тема Планирование исследования
Цель обучения 5.1.3.1 Составлять план исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет этапы исследования
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Составьте план исследования «Влияет ли вес ранца на осанку обучающегося»,
расположив ключевые слова в определенном порядке:
a. Определить вес ранца с учебниками.
b. Найти информацию о значении правильной осанки.
c. Сформулировать вывод к работе.
d. Определить вес ранца без учебника.
e. Получить информацию у школьной медсестры о соответствии веса учащегося с
весом учебного ранца.
2. Определите цель и гипотезу данного исследования.
Дескриптор Обучающийся
 определяет этапы исследования;
 определяет цель и гипотезу исследования.
7
Тема Планирование исследования
Цель обучения 5.1.3.2 Сформулировать правила техники безопасности при
проведении исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет правила техники безопасности при
проведении исследования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Сформулируйте правила техники безопасности по рисункам.
Рисунок Правила техники безопасности
a
b
c
d
e
Дескриптор Обучающийся
 определяет правило техники безопасности (a);
 определяет правило техники безопасности (b);
 определяет правило техники безопасности (c);
 определяет правило техники безопасности (d);
 определяет правило техники безопасности (e).
8
Тема Сбор и запись данных
Цель обучения 5.1.4.1 Определять параметры объектов в единицах
измерений
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет единицы измерения параметров объектов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Определите единицы измерения приборов и их применение.
Измерительные
приборы
Единицы измерения Применение
Дескриптор Обучающийся
 записывает единицы измерения и применение термометра;
 записывает единицы измерения и применение весов;
 записывает единицы измерения и применение мерного цилиндра;
 записывает единицы измерения и применение настенных часов;
 записывает единицы измерения и применение школьной линейки.
9
Тема Анализ данных
Цель обучения 5.1.4.2. Фиксировать данные наблюдений и измерений
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет и записывает данные наблюдений и
измерений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Проведите эксперимент по следующей инструкции.
a. Наберите в химический стакан холодной водопроводной воды и измерьте ее
температуру.
b. Нагрейте воду на лабораторной плитке и через 1 минуту измерьте температуру
воды.
c. Доведите воду до кипения, измеряя температуру каждую минуту.
d. Определите, через какое время вода в стакане закипит.
2. Оформите данные в таблице и сформулируйте вывод.
Дескриптор Обучающийся
 определяет температуру холодной воды;
 определяет температуру через 1 минуту;
 определяет время, в течение которого закипает вода;
 оформляет данные;
 формулирует вывод.
10
Тема: Анализ данных
Цель обучения 5.1.5.1. Вычислять среднее арифметическое значение при
повторных измерениях и выявлять тенденции
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет тенденции при подсчете среднего
арифметического значения данных измерений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в группах.
Определение среднего арифметического значения веса учащихся класса.
a. На электронных весах измерьте вес каждого члена группы и оформите данные в
таблицу результатов.
b. Вычислите среднее арифметическое значение веса группы.
c. Получите данные других групп и вычислите среднее арифметическое значение веса
учащихся класса.
d. Сформулируйте вывод о тенденциях значений.
Дескриптор Обучающийся
 определяет вес каждого члена группы;
 вычисляет среднее арифметическое значение веса группы;
 определяет среднее арифметическое значение веса учащихся класса;
 определяет тенденции и формулирует выводы.
11
Тема Вывод и обсуждение
Цель обучения 5.1.6.1. Формулировать вывод по вопросу исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Проводит исследование
 Обобщает данные исследования
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Работа в парах.
1. Разделите смесь серы, железных опилок и поваренной соли, опишите способ
разделения. Результаты запишите в таблицу.
2. Сформулируйте вывод, основываясь на свойствах веществ.
Способ разделения веществ
Железные опилки Сера Поваренная соль
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
 определяет метод отделения железных опилок из смеси;
 определяет метод отделения серы из смеси;
 определяет метод отделения поваренной соли из смеси;
 формулирует вывод, основываясь на свойствах веществ.
12
Раздел Человек. Земля. Вселенная
Тема Макро- и микромир
Цель обучения 5.2.1.1 Различать и приводить примеры объектов макро- и
микромира
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет и описывает объекты микро- и
макромира
 Приводит примеры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Распределите данные термины в таблицу:
Вселенная, ядро, популяция, протон, Галактика, нейтрон, микропятна крови, атом,
Меркурий, клетка, Луна, медведь.
.
Макромир Микромир
Дескриптор Обучающийся
 соотносит понятия с микромиром;
 соотносит понятия с макромиром.
2. Опишите свойства объектов макро- и микромира по критериям:
— размеры;
— видимость объектов.
3. Приведите по одному примеру макро- и микромира.
Дескриптор Обучающийся
 сравнивает размеры объектов макро- и микромира;
 сравнивает видимость объектов макро- и микромира;
 приводит пример макро- и микромира.
13
Тема Общие сведения о Земле
Цель обучения 5.2.2.1 Объяснять происхождение планеты Земля
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит гипотезы происхождения планеты Земля
с авторами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Соотнесите гипотезу с ученым, сформулировавшим ее.
Автор Гипотеза
Ж. Бюфон Холодной пыли и замерзшего газа
И. Кант Гигантского раскаленного облака
Д. Джинс Гипотеза «брызг»
О. Шмидт Вырвало часть вещества
П. Лаплас Гигантского холодного облака
2. Опишите теорию И. Канта о происхождении планеты Земля.
Дескриптор Обучающийся
 соотносит Ж. Бюфона с его гипотезой;
 соотносит И. Канта с его гипотезой;
 соотносит Д. Джинс с его гипотезой;
 соотносит О. Шмидт с его гипотезой;
 соотносит П. Лаплас с его гипотезой;
 описывает теорию И. Канта о происхождении планеты Земли.
14
Тема Общие сведения о Земле
Цель обучения 5.2.2.2 Называть строение и состав Земли
Критерий оценивания Обучающийся
 Перечисляет строение Земли
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Выберите порядок расположения слоев земли от внешнего к внутреннему.
A. мантия, кора, ядро
B. ядро, мантия, кора
C. кора, мантия, ядро
D. мантия, ядро, кора
E. кора, ядро, мантия
2. Ознакомьтесь с информацией и подпишите слой земли.
Третья по отдаленности от Солнца планета — Земля имеет радиус 6370 км,
среднюю плотность — 5,5 г/см2.
Во внутреннем строении Земли принято различать следующие слои: Земная кора —
верхний слой Земли, в котором могут существовать живые организмы. Толщина земной
коры может быть от 5 до 75 км.
Мантия — твердый слой, который находится ниже земной коры. Его температура
достаточно высока, однако вещество находится в твердом состоянии. Толщина мантии
порядка 3 000 км.
Ядро — центральная часть земного шара. Его радиус приблизительно 3 500 км.
Температура внутри ядра очень высока. Считается, что ядро состоит в основном из
расплавленного металла, предположительно — железа.
Дескриптор Обучающийся
 определяет внутреннее строение Земли;
15
Тема Сферы земли и их составляющие
Цель обучения 5.2.3.1 Характеризовать сферы Земли и их составляющие
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует определения сфер Земли
 Определяет составляющие сфер Земли и описывает
их
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Сформулируйте определение понятий:
Гидросфера_________________________________________________________
Литосфера _________________________________________________________
Атмосфера _________________________________________________________
2. Опишите биосферу по следующим критериям:
— строение;
— состав;
— роль.
Дескриптор Обучающийся
 формулирует определение гидросферы;
 формулирует определение литосферы;
 формулирует определение атмосферы;
 описывает строение биосферы;
 описывает состав биосферы;
 описывает роль биосферы.
16
Тема Жизнь на Земле
Цель обучения 5.2.4.1 Описывать возникновение жизни на Земле
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует определение понятия «Жизнь»
 Описывает теорию возникновения жизни на Земле
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Сформулируйте определение понятия «Жизнь», основываясь на
свойствах живых организмов.
Свойства живых
организмов
Определение понятия «Жизнь»
Температура
Свет
Влажность
2. Опишите теорию возникновения жизни на Земле.
Дескриптор Обучающийся
 формулирует определение;
 описывает теорию возникновения жизни на Земле.
17
Тема Жизнь на Земле
Цель обучения 5.2.4.2 Определять условия существования жизни
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет условия существования жизни
 Объясняет необходимость каждого условия для
жизни
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в парах.
Рассмотрите рисунки и ответьте на следующие вопросы:
a. Определите условия, необходимые для нормального роста и развития
растений.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
b. Обоснуйте необходимость каждого условия для жизни растений.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
 указывает условия для жизни растений;
 обосновывает значимость каждого условия для жизни растений.
18
Тема Способы изображения земной поверхности
Цель обучения 5.2.5.1 Объяснять понятия «план» и «условные знаки»
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет понятие «план»
 Определяет способы изображения реальных
объектов на плане
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в парах.
План местности
Дополните предложение.
a. План отличается от других изображений тем, что _______________________
_________________________________________________________________ .
b. Рассмотрите план местности и условные обозначения.
Подпишите лес, населенный пункт, реку и автомобильную трассу по условным
обозначениям.
Дескрипторы Обучающийся
 объясняет отличие плана от других изображений;
 определяет условное обозначение леса;
 определяет условное обозначение населенного пункта;
 определяет условное обозначение реки;
 определяет условное обозначение автомобильной дороги.
19
Тема Способы изображения земной поверхности
Цель обучения 5.2.5.2 Читать планы местности, используя условные знаки
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует условные обозначения
 Сопоставляет фотографии реальных объектов с их
условным обозначением
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Работа в группах.
Условные обозначения
Фотографии реальных объектов
A B C
20
D E F
G H I
а) Сопоставьте фотографию реального объекта с его условным обозначением.
в) Можно ли реальный объект нарисовать на плане местности, не изменяя его размер?
с) Какие особенности Вы можете отметить при составлении условных знаков?
Дескриптор Обучающийся
 — соотносит условное обозначение с реальным объектом;
 — описывает значение условных знаков;
 — определяет особенности условных знаков.
21
Тема Способы изображения земной поверхности
Цель обучения 5.2.5.3 Осуществлять съемку местности по одному из
способов (глазомерная, полярная, маршрутная)
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет способы съемки местности
 Определяет перечень ресурсов, необходимых для
каждого вида съемки
 Предлагает подходящий способ съемки для
конкретного случая
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассмотрите рисунки. Обсудите в группе и ответьте на следующие вопросы.
a. Какая съемка местности изображена на рисунках.
b. Дайте определение этому виду съемки.
c. Какие ресурсы необходимы для этого вида съемки местности?
d. В каких случаях лучше всего использовать этот вид съемки? Обоснуйте свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
 определяет способ съемки местности по рисунку;
 формулирует определение способа съемки местности;
 перечисляет необходимые ресурсы для определенного вида
съемки;
 обосновывает выбор данного вида съемки.
22
Тема Способы изображения земной поверхности.
Цель обучения 5.2.5.4 Составлять простые планы местности в
соответствии с правилами оформления планов
Критерий оценивания Обучающийся
 Иллюстрирует простой план местности, соблюдая
правила оформления
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в группе
Постройте план местности, способом маршрутной съемки, используя ниже приведенный
текст.
Нарисуйте путь, который прошли школьники. Обозначьте азимуты стрелками, а
объекты, которые проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого
следующего поворота на плане всегда должно быть равно 4 см.
Выйдя из школы (1). Мы двинулись по А = 00, и прошли через пришкольный
фруктовый сад до проселочной дороги, и по А = 450 достигли берега реки. Справа от нас
лежал луг, а слева – редколесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли
А = 900 и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а
слева был ельник. Затем по А = 1800 мы свернули к поселку. Где пополнили запасы воды
из колодца. Пройдя по А = 1350, мы вышли на берег озера, где остановились на привал.
Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу рос смешанный лес.
1
Дескрипторы Обучающийся
 изображает путь, по которому прошли школьники;
 обозначает азимуты;
 обозначает реальные объекты условными знаками плана
местности.
23
Тема Материки и океаны
Цель обучения 5.2.6.1 Характеризовать историю освоения и изучения
материков и частей света
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает историю освоения и изучения материков
и частей света
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На Земном шаре 6 материков. На рисунках представлен животный и растительный
мир одного из 6 материков. Он расположен во всех географических поясах северного
полушария. Рассмотрите рисунки и выполните следующие задания.
a. По изображенным на рисунках животным и растениям определите, какой материк
они населяют.
b. С именами, каких естествоиспытателей связано освоение и изучение этого
материка.
Дескриптор Обучающийся
 определяет материк по рисункам;
 называет имена естествоиспытателей, принимавших участие в
открытии и освоении данного материка.
24
Тема Материки и океаны
Цель обучения 5.2.6.2 Характеризовать историю изучения океанов
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает историю изучения океанов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
«Море за «Геракловыми столбами», «Западный океан», «Море мрака» – так до начала
XIV века называли этот океан. Х. Колумб – первый мореплаватель эпохи Великих
географических открытий, который отважился пересечь этот океан.
a. Назовите данный океан.
b. Почему этот океан называли «Море мрака»?
c. Укажите особенность географического положения этого океана.
Дескриптор Обучающийся
 определяет океан;
 называет особенности географического положения океана.
25
Тема География населения
Цель обучения 5.2.7.1 Определить расовый состав населения мира и
регионы распространения основных рас и
межрасовых групп
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит расовый состав населения мира и
регионы распространения основных рас и
межрасовых групп
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунке закрашены регионы распространения одной из основных рас мира.
Используя рисунок, ответьте на вопросы.
a. О какой расе идет речь?
b. Назовите регионы распространения этой расы.
Дескриптор Обучающийся
 определяет расу по местам распространения на карте;
 перечисляет регионы распространения данной расы.
26
Тема География населения
Цель обучения 5.2.7.2 Объяснить факторы формирования расовых
признаков
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет факторы формирования расовых
признаков
 Описывает факторы формирования расовых
признаков
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Характерными признаками экваториальной расы являются: темная кожа, кудрявые волосы,
широкий нос с большими ноздрями, широкие губы.
a. Укажите, какие факторы повлияли на формирование признаков негроидной расы.
b. Объясните значимость каждого из этих факторов для населения.
Дескриптор Обучающийся
 перечисляет факторы, влияющие на формирование расовых
признаков;
 объясняет значимость факторов для жизни в определенных
условиях.
27
Тема География населения
Цель обучения 5.2.7.3 Доказать равенство рас
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет сходства рас
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
1. 2. 3.
Ответьте на вопросы:
a. Назовите расы, изображенные на рисунках.
b. Перечислите факторы, влияющие на формирование рас.
c. Определите сходства рас.
d. Опишите основные положения теории равенства рас.
Дескриптор Обучающийся
 определяет признаки расовых принадлежностей;
 определяет сходство людей, принадлежащих к разным расам;
 формулирует основные положения теории равенства рас.
28
2-четверть
Раздел Вещества и материалы
Тема Строение и свойства веществ
Цель обучения 5.3.1.1 Объяснять распространение частиц в жидкостях и
газах
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет сходство и различие в распространении
частиц в жидкостях и газах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Работа в группах.
1. Проведите эксперименты.
Эксперимент 1.
На расстоянии 2-3м от своих одноклассников распылите в течение 2 секунд освежитель
воздуха или дезодорант.
 Определите, через сколько времени вы почувствуете запах ароматизатора?
 Объясните, почему вы почувствовали запах на расстоянии?
Эксперимент 2.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, кисточка, тушь черная.
 Нанесите на предметное стекло каплю чистой воды;
 Подкрасьте каплю воды очень небольшим количеством черной туши;
 Накройте каплю покровным стеклом и рассмотрите изображение в микроскоп.
 Что Вы видите?
 Зарисуйте движение частиц?
 Сравните движение частиц в газах и жидкостях.
2. Определите по рисунку и подпишите твердое, жидкое и газообразное вещество?
Дескриптор Обучающийся
— объясняет причину распространения запаха;
— объясняет причину распространения частиц черной краски;
— определяет сходство и различие в движении частиц газов и
жидкостей;
— определяет твердое, жидкое и газообразное вещество.
29
газ
жидкость
твердое
Тема Строение и свойства веществ
Цель обучения 5.3.1.2 Объяснять структуру твёрдых, жидких,
газообразных веществ согласно теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает структуру твердых, жидких,
газообразных веществ опираясь на теорию частиц
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в группах.
a. Проведите эксперимент с воздушными шарами в соответствии с приведенной
инструкцией.
b. Объясните с точки зрения теории частиц, почему воздушный шар приобретает
различную форму.
Инструкция.
Заполните 1-й шар газом.
Для этого надуйте шар самостоятельно или используйте
насос.
Какую форму приобретает воздушный шар?
Что происходит, когда Вы продолжаете надувать его?
Наполните 2-й шар жидкостью.
Вы можете наполнить шар водой или другой
жидкостью.
Какую форму приобретает воздушный шар?
Что происходит с шаром, когда Вы продолжаете его
заполнять?
Наполните 3-й шар жидкостью.
Вы можете наполнить его водой, затем охладить шар в
морозильнике. Замершая вода – это лед, твердое
вещество.
Какую форму приобрел воздушный шар в этом случае?
Дескриптор Обучающийся
 выполняет эксперименты по инструкции;
 сравнивает свойства твердых, жидких, газообразных веществ с
точки зрения теории частиц.
30
Тема Строение и свойства веществ
Цель обучения 5.3.1.3 Описывать свойства вещества: текучесть, плотность,
тепло-, электропроводность, ковкость, пластичность
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет свойства вещества: текучесть, плотность,
тепло- электропроводность, ковкость, пластичность
 Характеризует свойства вещества: текучесть, плотность,
тепло- электропроводность, ковкость, пластичность
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Проведите эксперимент.
Оборудование и реактивы: высокий стеклянный стакан, 3 пластиковых стакана,
медицинский спирт, пипетка, средство для мытья посуды, мед, светлый кукурузный сироп,
синий, зеленый и оранжевый пищевые красители.
Ход работы:
 Налейте небольшое количество медицинского спирта в первый пластмассовый
стакан и добавьте синий пищевой краситель до тех пор, пока раствор не станет
темно — синим.
 Налейте во второй стакан воду и добавьте к нему зеленый пищевой краситель.
 Налейте в третий стакан кукурузный сироп и добавьте к нему оранжевый пищевой
краситель.
 Налейте толстый слой меда в высокий стакан.
 Медленно налейте в высокий стакан кукурузный сироп из третьего стакана.
 Налейте раствор для мытья посуды на середину высокого стакана.
 Теперь добавьте с помощью пипетки воду в высокий стакан.
 Налейте растительное масло в высокий стакан.
 Перелейте медицинский спирт из первого стакана в высокий стакан.
Ответьте на вопросы.
a. Что происходит? Каким образом расположились жидкости?
b. Как это можно объяснить?
Дескриптор. Обучающийся.
 определяет свойства жидкостей, почему жидкости не
смешиваются.
2. Дайте определения следующим свойствам металлов.
— текучесть
— плотность
— тепло- и электропроводность
— ковкость
— пластичность
31
Дескрипторы Обучающийся
 формулирует определение понятия текучесть;
 формулирует определение понятия плотность;
 формулирует определение понятия ковкость;
 формулирует определение понятий тепло- и
электропроводность;
 формулирует определение понятия пластичность
металлов.
32
Тема Строение и свойства веществ
Цель обучения 5.3.1.4 Различать физические и химические явления
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет физические и химические явления
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Перед вами карточки с изображением различных явлений.
Разделите карточки на две группы: химическое или физическое явление.
Дескриптор Обучающийся
 определяет физические явления;
 определяет химические явления.
33
Тема Классификация веществ
Цель обучения 5.3.2.1 Различать чистые вещества и смеси
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет чистое вещество и смесь
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Игра «Правда или ложь»
Определите, какое утверждение является правдой, а какое – ложью.
Алюминиевая фольга – это смесь
Воздух – это чистое вещество
Почва – это чистое вещество
Вода – это смесь
Сталь – это чистое вещество
Сахар – это смесь
Пакет с M&M’ S – это чистое вещество
Сахарная вода – это чистое вещество
Пицца – это смесь
Кофе – это чистое вещество
Апельсиновый сок – это смесь
Кровь – это смесь
Столовая соль – это чистое вещество
Железные опилки – это смесь
Бронза – это чистое вещество
Медь – это смесь
Бензин – это смесь
Молоко и каша (крупа) – это смесь
Карандашный грифель – это чистое вещество
Дескриптор Обучающийся
 выбирает из предложенного списка чистые вещества;
 выбирает из предложенного списка смеси.
34
Тема Классификация веществ
Цель обучения 5.3.2.2 Описывать виды смесей и предлагать способы их
разделения
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет виды смесей
 Описывает способ разделения смеси
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. В смеси нерастворимую часть из воды можно отделить способом
______________. Назовите вид данной смеси?
Растворимую в воде соль можно выделить из смеси способом _______________.
Назовите вид данной смеси?
2. Каменная соль — это смесь соли и песка. Предложите, как можно отделить
соль и песок из данной смеси? Используйте в помощь рисунок.
Дескриптор Обучающийся
 называет виды смесей;
 выбирает способ разделения смеси;
 описывает последовательные шаги по разделению смеси песка и
соли.
Разделение смеси
35
Тема Классификация веществ
Цель обучения 5.3.2.3 Готовить растворы с определенным составом
Критерий оценивания Обучающийся
 Проводит эксперимент по приготовлению раствора
определенного состава
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Приготовление раствора соли в воде.
1. Для лечения гипертонической болезни (повышенное давление) применяют 25%-ный
раствор сульфата магния (MgSO4). Это означает, что в 100 г
такого раствора содержится 25 г MgSO4.
Как же приготовить 25%-ный раствор?
Взвесьте на весах 25 г безводного сульфата магния.
Отмерьте мензуркой 75 мл воды (либо взвесить на весах 75 г воды).
Сульфат магния высыпьте в воду и перемешайте до полного растворения.
Получится 100 г раствора (25 г + 75 г = 100 г), в котором массовая доля сульфата магния
составляет точно 25%.
2. Для засола огурцов используют 7%-ный водный раствор поваренной соли
(хлорида натрия, NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет
жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневого грибка и в то же
время, не препятствует процессам молочнокислого брожения.
Приготовьте 7% раствор поваренной соли.
Дескриптор Обучающийся
— взвешивает массу соли;
— измеряет необходимое количество воды для приготовления раствора
соли;
— готовит раствор заданной концентрации.
36
Тема Классификация веществ
Цель обучения 5.3.2.4 Вычислять массовую долю растворенного вещества
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет массовую долю растворенного вещества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Массовая доля растворенного вещества в растворе – это отношение массы этого вещества к
массе раствора.
1. Сахар массой 12,5 г растворили в 112,5 г воды.
Определите:
а) растворитель_________________
b) растворенное вещество___________
с) массовую долю сахара в полученном растворе ____________________________.
2. 45 г сахара растворили и получили 150 грамм раствора.
Рассчитайте массовую долю растворенного вещества.
Дескриптор Обучающийся
 определяет растворитель;
 определяет растворенное вещество;
 определяет массу вещества;
 вычисляет массовую долю растворенного вещества в
первом растворе;
 вычисляет массовую долю растворенного вещества во
втором растворе.
37
Тема Классификация веществ
Цель обучения 5.3.2.5 Классифицировать вещества по растворимости, на
металлы и неметаллы
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет вещества по растворимости
 Различает металлы и неметаллы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Прочитайте утверждения о растворимости веществ и определите, что является
«правдой», а что «ложью».
Соль растворяется в воде. ____________________________
Подсолнечное масло не растворяется в воде. ____________
Жир растворяется в спирте. ___________________________
Крахмал растворяется в холодной воде. _________________
2. Разделите вещества на металлы и неметаллы:
сера, углерод, серебро, золото, железо, водород.
Дескриптор Обучающийся
 классифицирует вещества по растворимости;
 определяет металлы;
 определяет неметаллы.
38
Тема Образование и получение веществ
Цель обучения 5.3.3.1 Приводить примеры образования некоторых веществ
в природе и веществ, полученных искусственным
путем
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет вещества, образованные в природе
естественным путем и вещества, полученные
искусственным путем
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Распределите приведенные ниже вещества в две группы:
Природные Искусственные
антибиотики, метан, углекислый газ, пластмасса, поваренная соль, вода, белки, кислород,
полимеры, мыло, нефть, стекло, чугун.
Дескриптор Обучающийся
— определяет вещества, образованные в природе;
— определяет вещества, полученные синтетическим способом.
39
Тема Образование и получение веществ
Цель обучения 5.3.3.2 Объяснять выделение веществ в лабораторных
условиях
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет способ выделения веществ в лабораторных
условиях
 Описывает данный способ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Работа в группах.
Даны водные растворы двух веществ: поваренной соли или сахара.
Выделите поваренную соль/ сахар из водного раствора.
a. Определите способ выделения данного вещества из его раствора.
b. Выберите необходимое оборудование.
c. Выполните эксперимент, соблюдая правила техники безопасности
d. Заполните таблицу наблюдений.
e. Оформите вывод к работе.
Таблица наблюдений.
Название опыта Ход работы Наблюдения
Вывод к работе:
Дескриптор Обучающийся
— определяет способ выделения поваренной соли /сахара из его водного
раствора;
— описывает ход работы;
— оформляет вывод к работе.
40
3-четверть
Раздел Процессы в живой о неживой природе
Тема Процессы в неживой природе
Цель обучения 5.4.1.1 Называть процессы, происходящие в неживой природе
(круговорот веществ в природе, выветривание,
горообразование, климатические процессы)
Критерий оценивания Обучающийся
 Перечисляет процессы, происходящие в неживой
природе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Иногда горообразование происходит путем извержения вулканов.
Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых
обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
Постепенно лава застывает и образует холм, который увеличивается во время
последующих извержений вулкана.
Используя рисунок, подпишите части вулкана и охарактеризуйте процессы, происходящие
в каждой части.
Дескриптор Обучающийся
 называет части вулкана;
 описывает процессы, происходящие в каждой части вулкана.
41
Тема Процессы в неживой природе
Цель обучения 5.4.1.2 Объяснять причины и последствия процессов,
происходящих в неживой природе
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет причины и описывает последствия
процессов, происходящих в неживой природе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунке показан один из важнейших процессов в неживой природе.
Используя данный рисунок, ответьте на вопросы.
1. Назовите причину, почему запасы воды на земле не иссякают?
2. Объясните значение воды для живых организмов.
3. Какими будут последствия, если вся вода испарится с поверхности Мирового океана?
Дескриптор Обучающийся
 называет причину, почему запасы воды не иссякают;
 объясняет значение воды для живых организмов;
 описывает последствия исчезновения воды с поверхности
Мирового океана.
42
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.1 Описывать свойства живых организмов
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет свойства живых организмов
 Характеризует свойства живых организмов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На рисунках изображены характерные свойства живых организмов.
1. Определите, какое свойство живых организмов изображено на каждой картинке?
2. Охарактеризуйте каждое из этих свойств.
Дескриптор Обучающийся
 называет свойство, характеризующее насекомого, как живой
организм;
 называет свойство, характеризующее растение, как живой организм;
 описывает свойство насекомого;
 описывает свойство растения.
43
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.2 Описывать уровни организации живых организмов
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет уровни организации живых организмов
 Характеризует уровни организации живых организмов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. На рисунках изображены уровни организации живых организмов.
А В С D
1. Подпишите рисунки, указав уровень организации живых организмов.
2. Расположите уровни организации живых организмов в логическом порядке.
3. Укажите, какие уровни организации живых организмов отсутствуют в данном ряду.
Дескриптор Обучающийся
— определяет уровень организации на первом рисунке;
— определяет уровень организации на втором рисунке;
— определяет уровень организации на третьем рисунке;
— определяет уровень организации на четвёртом рисунке;
— располагает уровни в правильном порядке;
— определяет, какие уровни отсутствуют на рисунках.
44
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.3 Применять правила работы с микроскопом
Критерий оценивания Обучающийся
 Перечисляет части микроскопа и определяет их
функцию
 Применяет правила работы с микроскопом
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ознакомьтесь с инструкцией «Правила обращения с микроскопом» и со строением
микроскопа.
а Подпишите части микроскопа и отметьте функцию каждой из них.
b Используя «Правила обращения с микроскопом», рассмотрите готовый микропрепарат
кожицы лука.
Зарисуйте рисунок – строение кожицы лука.
Дескриптор Обучающийся
 называет части микроскопа;
 определяет функции частей микроскопа;
 рисует строение кожицы лука.
45
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.4 Готовить временные микропрепараты
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет стадии подготовки микропрепарата
 Готовит временный микропрепарат
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Практическая работа в группах.
a. Составьте план приготовления временного микропрепарата растительных объектов:
герани или традесканции.
b. По составленному плану приготовьте временный препарат данных растительных
объектов.
c. Рассмотрите строение клетки и зарисуйте в тетрадях части клетки.
Дескриптор Обучающийся
 называет этапы плана подготовки временного микропрепарата;
 готовит временный микропрепарат растительного объекта;
 по приготовленному микропрепарату определяет и зарисовывает
части клетки.
46
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.5 Объяснять процесс фотосинтеза
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает процесс фотосинтеза
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Дополните предложение, используя ниже приведённые слова в помощь.
Фотосинтез – это процесс, в результате которого растения используют
………………. от солнца, поглощают ………………………. из воздуха и
……………….. из почвы и превращают в ……………… и, дополнительно
выделяют ………………. в окружающую среду.
2. Составьте схему процесса фотосинтеза по рисунку.
Дескриптор Обучающийся
— составляет определение процесса фотосинтеза;
— составляет схему процесса фотосинтеза.
вода, сахар, углекислый газ, лучи, кислород
47
Тема: Процессы в живой природе.
Цель обучения 5.4.2.6 Исследовать наличие различных пигментов у
растений
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет наличие различных пигментов у
растений
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Оборудование: листья различных растений, ступка и пестик, кварцевый песок, этиловый
спирт, ножницы, весы, полоска фильтровальной бумаги, щипцы для прикрепления бумаги к
краю стакана.
Инструкция.
1. Взвесьте 3 г листьев.
2. Измельчите листья в ступке, используя 3 г кварцевого песка.
3. Смешайте полученный экстракт листа с 3 мл этилового спирта.
4. Разрежьте фильтровальную бумагу полосками и в одной части 10 мм от края отметьте
точку в середине.
5. В отмеченную точку нанесите каплю полученного раствора пигментов.
6. Налейте в стакан 3 мм этилового спирта.
7. Установите фильтровальную бумагу с нанесённым раствором пигментов в стакан
вертикально. Часть бумаги, где нанесён раствор, должен доходить до спирта в стакане.
8. Наблюдайте распределение пигментов.
10. Сформулируйте вывод.
Дескриптор Обучающийся
 проводит эксперимент, соблюдая правила техники
безопасности;
 формулирует вывод о наличии различных пигментов в
растении.
48
Тема Процессы в живой природе
Цель обучения 5.4.2.7 Исследовать необходимые условия для протекания
фотосинтеза
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует определение фотосинтеза
 Обосновывает необходимые условия для
протекания фотосинтеза
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. а) Сформулируйте определение процесса «фотосинтез», используя данную схему:
Углекислый газ +
вода
Солнечный
свет Органическое вещество (сахар — крахмал) +
—> кислород
Хлорофилл
b) Прочитайте информацию об эксперименте учёного, проанализируйте опыт,
показанный на рисунке, и ответьте на вопросы в конце текста.
Однажды Джозеф Пристли обнаружил, что растение способно «улучшать»
воздух, который был «испорчен» горением свечи или дыханием животных.
Желая впоследствии повторить опыт, он потерпел неудачу. Он не мог получить
прежних результатов. Растения упорно не хотели разлагать углекислый газ и не
выделяли из нее кислород. Хотя эти неудачи не пошатнули его собственного доверия к
прежним опытам, но, тем не менее, стало очевидно, что от его внимания ускользнуло
какое-то существенное условие, из-за которого опыт не удавалось воспроизвести.
Спустя год Пристли обнаружил свою ошибку. Свидетелем этих новых изысканий
Пристли был голландский врач Ян Ингенхауз, работавший некоторое время в Англии. Он
воспользовался приемами исследования Пристли и, дополнив их новыми методами,
произвел ряд хороших опытов, которые подтвердили догадку Пристли.
Вопросы:
1. Какие условия вы видите на двух рисунках?
2. Какую ошибку допустил Пристли при проведении своих повторных опытов?
Дескриптор Обучающийся
 формулирует определение процесса «фотосинтез»;
 определяет условия для протекания фотосинтеза.
49
2. Работа в группах.
а) Проведите эксперимент, используя следующую инструкцию.
1. Возьмите щипцами лист растения и опустите его в стакан с кипящей водой.
2. Затем опустите лист в пробирку со спиртом и поставьте пробирку в стакан с горячей
водой.
3. Наблюдайте что происходит.
4. Поместите лист обратно в горячую воду на несколько секунд и наблюдайте, что
происходит с листом.
5. Промойте лист под струей холодной воды.
6. Положите лист в чашку Петри на белой плитке и капните раствором йода.
7) Сформулируйте вывод.
Дескриптор Обучающийся
 проводит эксперимент, соблюдая технику
безопасности;
 определяет условия для протекания фотосинтеза.
50
Раздел Энергия и движение
Тема Виды и источники энергии
Цель обучения 5.5.1.1 Различать виды энергии
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит различные виды энергии с их
названиями
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунках, приведённых ниже, представлены разные виды энергии:
1 2 3 4
5 6 7 8
Соотнесите вид энергии с соответствующей картинкой:
A. Механическая
B. Световая
C. Тепловая
D. Электрическая
E. Химическая
Ответ:
А________В_______С________D_______E_________ .
Дескриптор Обучающийся
 определяет механический вид энергии;
 определяет световой вид энергии;
 определяет тепловой вид энергии;
 определяет электрический вид энергии;
 определяет химический вид энергии.
51
Тема Виды и источники энергии
Цель обучения 5.5.1.2 Различать температуру и тепловую энергию
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет различия между температурой и тепловой
энергией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Объясните, какие тела отдают энергию, а какие получают.
Что происходит с температурой этих тел?
Дескриптор Обучающийся
 объясняет получение энергии человеком от костра;
 объясняет, что происходит с температурой человека.
52
Тема Энергия и движение
Цель обучения 5.5.1.3 Измерять температуру с помощью термометра
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет предназначение термометра
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На рисунках показаны различные виды термометров.
a. Определите термометр, используемый для измерения температуры тела человека.
А В С D
b. Опишите принцип работы данного термометра.
c. Используя необходимый термометр, измерьте:
 температуру собственного тела;
 температуру водопроводной воды.
Дескриптор Обучающийся
— определяет термометр, используемый для измерения
температуры тела человека;
— описывает принцип работы данного термометра;
— измеряет температуру тела;
— измеряет температуру водопроводной воды.
53
Тема Виды и источники энергии
Цель обучения 5.5.1.4 Объяснять использование практических методов
тепловой изоляции в зданиях
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры теплоизоляционных
материалов и их применение
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы.
a. Что такое теплоизоляция?
b. Какую роль играют теплоизоляционные материалы?
c. Назовите вид теплоизоляционного материала, изображённого на рисунке и его
применение.
Дескриптор Обучающийся
 определяет, что такое теплоизоляция;
 определяет роль теплоизоляционных материалов;
 по рисунку определяет вид и применение теплоизоляционного
материала.
54
Тема Виды и источники энергии
Цель обучения 5.5.1.5 Характеризовать тепловое расширение
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает тепловое расширение
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Что такое тепловое расширение?
2. Опишите опыт по данному рисунку.
Дескриптор Обучающийся
— формулирует определение теплового расширения;
— по рисунку описывает опыт, отображающий тепловое расширение.
55
Тема Виды и источники энергии
Цель обучения 5.5.1.6 Приводит примеры взаимопревращений энергии
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет виды энергии и их взаимопревращение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
a) Назовите, какие виды энергии демонстрируют данные картинки.
b) Опишите превращения энергии в данных примерах.
Дескриптор Обучающийся
 перечисляет виды энергии;
 описывает превращения энергии по приведённым рисункам.
56
Тема Движение
Цель обучения 5.5.2.1 Приводить примеры и объяснять значение
движения в живой и неживой природе
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значение движения в живой и неживой
природе
 Называет виды движений в живой и неживой
природе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. По рисунку запишите примеры движений в живой и неживой природе.
2. Определите значение движений по рисункам A и D.
А В С
D E F
Дескриптор Обучающийся
 перечисляет виды движений в живой и неживой природе;
 обосновывает их значение.
57
Тема Движение
Цель обучения 5.5.2.2 Исследовать особенности различных видов
скелетов животных
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и определяет особенности строения
скелетов различных животных
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
а) Назовите, скелеты, каких животных изображены на рисунках и вид скелета?
b) Определите, в чем особенности строения скелетов приведённых живых организмов?
Ответ обоснуйте.
А В С
Животное Вид скелета Особенность скелета
Дескриптор Обучающийся
— определяет виды скелетов различных животных;
— определяет особенности скелетов.
58
Тема Движение
Цель обучения 5.5.2.3 Определять причины движения тел
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет факторы, обуславливающие движение
тел
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Рассмотрите рисунки.
a) Определите, какая сила приводит в движение стрелу.
b) Определите причину падения яблока.
А.
Дескриптор
В.
Обучающийся
 указывает силу, приводящую в движение стрелу;
 указывает причину падения яблока.
59
4-четверть
Раздел Экология и устойчивое развитие
Тема Экосистемы
Цель обучения 5.6.1.1 Определять компоненты экосистемы
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет понятие «экосистема»
 Называет компоненты экосистемы
 Отличает компоненты экосистемы
 Приводит примеры компонентов экосистемы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Групповая работа.
Рассмотрите рисунки животных и растений разных экосистем.
Определите взаимоотношения организмов с окружающей средой в экосистемах.
Дайте определение понятиям «производитель», «потребитель» и «деструктор».
Заполните таблицу:
Производители Потребители Деструкторы
Места обитания
компонентов живой
природы
Дескриптор Обучающийся
 формулирует понятие «экосистема»;
 перечисляет компоненты экосистем;
 определяет производителей, потребителей, деструкторов
экосистем.
60
Тема Экосистемы
Цель обучения 5.6.1.2 Классифицировать виды экосистем
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет виды экосистем
 Соотносит примеры растений и животных с
видом экосистемы
Уровень мыслительных навыков Применение
Задания
1. Распределите утверждения на верные и неверные:
a) Лес – наземная экосистема;
b) Тундра – наземная экосистема;
c) Родник — наземная экосистема;
d) Пруд — экосистема со стоячей водой;
e) Море – водная экосистема;
f) Пустыня – водная экосистема
Дескриптор Обучающийся.
— различает наземные и водные экосистемы.
2. На рисунках изображены растения и животные определённой экосистемы.
Используя, примеры растений и животных a) данные на рисунках определите:
К какому типу экосистемы она относится?
b) Какой это вид экосистемы?
Дескриптор Обучающийся
 различает наземные и водные экосистемы;
 определяет вид экосистемы по приведённым примерам растений
и животных.
61
Тема Экосистемы
Цель обучения 5.6.1.3 Объяснять влияние экологических факторов на
функционирование экосистем
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает экологические факторы
 Оценивает значение экологического фактора на
функционирования экосистемы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Групповая работа
А В
На рисунках показаны компоненты природных экосистем.
1. Определите:
a) Экологический фактор на рисунке А.
b) Экологический фактор на рисунке В.
2. Объясните, какой вред окружающей природе наносит загрязнение водоёмов
различными отходами.
3. Предложите свои пути решения данной проблемы?
Дескриптор Обучающийся
 определяет экологические факторы;
 устанавливает связь экологического фактора с
конкретным примером;
 определяет влияние человека на окружающую
среду;
 предлагает способ решения проблемы загрязнения
экосистемы.
62
Тема Многообразие живых организмов
Цель обучения 5.6.2.1 Классифицировать организмы по царствам живой
природы
Критерий оценивания Обучающийся
 Распределяет организмы по царствам живой
природы
 Определяет отличительные признаки живых
организмов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Определите, к какому царству относится данный живой организм и его признаки.
Название живого
организма
Его изображение Его клетка Царство
Признак
этого
организма
Хомяк
Амеба
Роза
Грибы
Человек
Бактерии
63
Сосна
Многоклеточная
водоросль
Дрожжи
Комар
Инфузория
туфелька
Сова
Одуванчик
Золотая рыбка
Ящерица
Дескриптор Обучающийся
 соотносит рисунок живого организма с его царством;
 определяет отличительные признаки живых организмов.
64
Тема Многообразие живых организмов
Цель обучения 5.6.2.2 Характеризовать одноклеточные и многоклеточные
организмы
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает признаки одноклеточных и
многоклеточных организмов
 Сравнивает одноклеточные и многоклеточные
организмы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
Групповая работа
«Одноклеточные организмы состоят только из одной клетки. Одноклеточные организмы
обычно можно увидеть только с помощью микроскопа. К этим организмам относятся
бактерии и некоторые водоросли. Многоклеточные организмы состоят из двух или более
клеток. К этим организмам относятся люди, животные и растения.»
1. Изучите картинки с изображением различных групп бактерий, животных и растений с
одной и несколькими клетками.
Обсудите разницу между одноклеточными и многоклеточными организмами.
Ответьте на вопросы.
a. Какие типы клеток вы видели на рисунках?
b. Какие сходства вы видите между различными клетками?
c. Какие различия вы определили?
Дескриптор Обучающийся
— определяет отличия между одноклеточными и
многоклеточными организмами.
65
Тема Охрана природы
Цель обучения 5.6.3.1 Называть экологические проблемы Республики
Критерий оценивания
Казахстан
Обучающийся
 Определяет основные экологические проблемы
Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Назовите экологическую проблему Республики Казахстан, изображённую на ниже
приведённом рисунке. Как вы думаете, чем она обусловлена?
Дескриптор Обучающийся
 определяет основную проблему в Республике Казахстан по
рисункам;
 поясняет причину возникновения проблемы.
66
Тема Охрана природы
Цель обучения 5.6.3.2 Исследовать экологические проблемы своего
региона
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует экологические проблемы своего
региона
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте эссе на тему: «Будущее моего региона. Экологические проблемы»
Дескриптор Обучающийся
 называет экологические проблемы своего региона;
 предлагает пути решения экологической проблемы региона.
67
Тема Охрана природы
Цель обучения 5.6.3.3 Определять значение Красной Книги РК
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значение Красной Книги РК
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На рисунке изображены животные, занесённые в Красную Книгу Республики
Казахстан. Назовите их.
2. Определите причины занесения данных животных в Красную книгу РК.
Дескриптор Обучающийся
 по рисункам определяет животных, занесённых в Красную
Книгу Республики Казахстан;
 называет причины занесения данных животных в Красную
Книгу.
68
Раздел Открытия, меняющие мир
Тема Открытия, меняющие мир
Цель обучения 5.7.1.1 Приводить примеры научных открытий,
изменивших мир
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет научные открытия, изменившие мир
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. 25 апреля 1953 года было сделано великое открытие и опубликована статья о том, как
устроена самая загадочная молекула – молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).
Эта молекула встречается во всех живых клетках всех живых организмов.
Ответьте на вопросы
a. Найдите информацию и назовите двух учёных, которые определили состав и
свойства ДНК.
b. Какую основную роль играет ДНК для живых организмов?
c. Назовите ученого – обладателя Нобелевской Премии за создание трехмерной
молекулы ДНК.
Дескриптор Обучающийся
 называет ученых, определивших состав и свойства ДНК;
 определяет роль ДНК для живых организмов;
 называет ученого – обладателя Нобелевской Премии.
69
Тема Открытия будущего
Цель обучения 5.7.2.1 Предлагать идеи для будущих исследований в
науке
Критерий оценивания Обучающийся
 Предлагает идеи для научных исследований
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Идея об искусственном выращивании человеческих органов не покидает учёных уже
больше полувека, с того момента, как людям начали пересаживать органы доноров.
Искусственное выращивание органов может спасти миллионы человеческих жизней.
Некоторые успехи в этом направлении уже достигнуты с помощью
методов регенеративной медицины, то есть восстановление поражённой болезнью ткани
с помощью трансплантации.
a. Определите, что такое трансплантация?
b. Укажите, в каких случаях применяют трансплантацию органов?
c. Приведите пример использования трансплантатов в стоматологии.
Дескриптор Обучающийся
 определяет, что такое трансплантация;
 указывает случаи применения трансплантатов;
 приводит пример использования трансплантатов в
стоматологии.
???????????

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь