ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФОР Естествознание 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФОР Естествознание 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

10
0

Сборник заданий формативного оценивания
Естествознание
6 класс
ПРОЕКТ
Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации
и проведении формативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся в 6 классах. Сборник подготовлен на основе учебной программы.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые
помогут учителю предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по
достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания.
Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить
изменения в задания с учётом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей средней школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со
сквозными темами, исходя из расчёта 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
2
ПРОЕКТ
Содержание
1-четверть ……………………………………………………………………. 4Ошибка!
Закладка
не
определена.
Раздел 6.1A Мир науки……………………………………………………….. 4
Раздел 6.1B Человек. Земля. Вселенная…………………………………….. 6
2-четверть ……………………………………………………………………. 14
Раздел 6.2А Вещества и материалы………………………………………….. 14
3-четверть ……………………………………………………………………. 24
Раздел 6.3А Процессы в живой и неживой природе……………………….. 24
Раздел 6.3В Энергия и движение…………………………………………….. 29
4-четверть ……………………………………………………………………. 36
Раздел 6.4А Экология и устойчивое развитие………………………………. 36
Раздел 6.4В Открытия, меняющие мир……………………………………… 41
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел / Тема 6.1A Мир науки
Цель обучения 6.1.1.1 Перечислять объекты исследований естественных наук
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет объекты исследований естественных наук
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1. (a) Перечислите, какие естественные науки вы изучаете в школе. _____________________________________________________________________________ (b) Определите, какая наука изучает представленные объекты исследования. _____________________________________________________________________________
Наука: _________________________
Наука: _______________________
Наука: _______________________ (c) Объясните важность этих исследований на одном примере. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет объекты изучения естественных наук;
− приводит пример.
4
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1A Мир науки
Цель обучения 6.1.3.1 Проводить исследование по плану 6.1.3.2 Определять условия безопасного проведения
исследования
Критерий оценивания Обучающийся
• Проводит исследование по плану с соблюдением
техники безопасности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Составьте план проведения эксперимента по теме
«Определение объёма одной кнопки».
Оборудование: мензурка, стакан воды, 30 кнопок. 2. Напишите, какие правила техники безопасности
необходимо соблюдать в данном эксперименте.
Дескриптор Обучающийся
− составляет план эксперимента;
− определяет условия безопасного проведения исследования.
5
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.2.2 Объяснять свойства Земли
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет и объясняет свойства Земли
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Назовите свойство Земли, изображённое на рисунке. ______________________________________________________________________________
2. Объясните свойство Земли, указанное на рисунке:
Дескриптор Обучающийся
− называет свойство Земли;
− объясняет свойство Земли.
6
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.4.2 Оценивать современные условия существования
человека на Земле
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет и оценивает современные условия
существования человека на Земле
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Одним из условий существования человека на Земле является материальная среда, которая
состоит из естественных и искусственных компонентов.
Назовите естественные и искусственные компоненты материальной среды человека.
Естественные компоненты (природные)
Искусственные компоненты
Дескриптор Обучающийся
− называет естественные компоненты материальной среды;
− называет искусственные компоненты материальной среды.
2. Условия существования человека менялись на протяжении всей истории человечества.
Определите и опишите основные условия жизни человека, сравнивая каждый отрезок
времени.
Каменный век:
Средние века:
7
ПРОЕКТ
Современный период:
Дескриптор Обучающийся
− описывает условия жизни человека в каменный век;
− описывает условия жизни человека в средние века;
− описывает в сравнении современные условия существования
человека.
8
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.5.2 Читать географические карты, используя условные
знаки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основные характеристики карты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (a) Дайте определение следующим терминам.
Параллели — это…_________________________________________________________
Меридианы — это…________________________________________________________
Градусная сеть — это…_____________________________________________________
Гринвичский меридиан — это…______________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение термина параллель;
− формулирует определение термина меридианы;
− формулирует определение термина градусная сетка;
− формулирует определение термина Гринвичский меридиан.
2. Рассмотрите карту Казахстана.
Назовите: (a) Вид карты ___________________________________________________________________ (b) Масштаб, использованный при составлении карты _________________________________ (c) Опишите, какую информацию можно получить из данной карты. _______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет вид карты;
− определяет вид масштаба карты;
− описывает карту.
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.5.4 Определять географические координаты
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет географические координаты городов
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Дайте определение следующим терминам: (a) Географическая широта______________________________________________________ (b) Географическая долгота______________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение географической широты;
− формулирует определение географической долготы.
2.Определите и запишите координаты городов Казахстана, перечисленных в таблице.
Астана Актау Петропавловск
Алматы Атырау Павлодар
Тараз Уральск Караганда
Шымкент Актобе Кокшетау
Дескриптор Обучающийся
− определяет географические координаты городов Казахстана.
10
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.6.1 Определять особенности природы материков и их
физико-географических регионов по плану
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет особенности природы Африканского
материка и физико-географических регионов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание (a) Нанесите на контурную карту физико-географические регионы Африканского
материка. (b) Опишите особенности природы одного из регионов.
Дескриптор Обучающийся
− отмечает на карте регионы Африканского материка;
− описывает особенности природы региона Африки.
11
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.1B Человек. Земля. Вселенная
Цель обучения 6.2.7.1 Определять закономерности размещения населения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет закономерности размещения населения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание (a) Сформулируйте определение понятия плотность населения. ________________________________________________________________________ (b) Определите плотность населения города Алматы по данным:
− площадь города составляет 68 200 гектаров;
− численность населения 2 894 816 человек. ________________________________________________________________________ (c) Проведите аналогичный расчёт среднего показателя плотности вашей классной
комнаты, используя для этого площадь классной комнаты и численность учащихся
вашего класса. ________________________________________________________________________ (d) Рассмотрите карту населения Евразии.
Объясните, почему население планеты размещено неравномерно.
Как влияет рельеф местности, климат, природные ресурсы на размещение населения?
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение плотности населения;
− определяет плотность населения города Алматы;
− рассчитывает средний показатель плотности школьного
кабинета;
− определяет закономерности размещения населения Евразии.
12
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.1.1 Различать атомы и молекулы, простые и сложные
вещества
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает простые и сложные вещества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Нарисуйте:
− модель вещества озона О3, состоящего из трёх атомов кислорода (О);
− модель вещества аммиака NH3, состоящего из одного атома азота (N) и трёх атомов
водорода (Н). ____________________ ____________________ (b) Подпишите, какое из этих веществ является простым и сложным веществом, и
объясните почему. ______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− изображает модель озона;
− изображает модель аммиака;
− определяет простое и сложное вещество;
− объясняет отличие между простым и сложным веществом.
О
N Н
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.1.2 Описывать фундаментальные частицы атома и их
расположение в атоме
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет фундаментальные частицы атома
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните пропуски в таблице.
Частицы атома Обозначение
частицы
Заряд частицы Масса частицы
Протон … … ≈ 1
Электрон … «—» …
Нейтрон no … …
Дескриптор Обучающийся
− записывает обозначение протона и электрона;
− записывает заряды протона и нейтрона;
− записывает массы электрона и нейтрона.
14
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.1.3 Описывать свойства вещества: температуры
плавления и кипения
Критерий оценивания Обучающийся
• Соотносит вещества молекулярного/немолекулярного
строения с температурой плавления
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Установите соответствие между веществом и его температурой плавления.
Вещества Температура
плавления
1. Глюкоза (вещество молекулярного строения) А) + 140ºС
2. Аммиак (вещество молекулярного строения) В) + 800ºС
3. Поваренная соль (вещество немолекулярного
строения)
С) — 78ºС
(Запишите ответ в виде сочетания цифр и букв)
Ответ: ____________
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает соответствие веществ молекулярного строения с
низкими температурами плавления;
− устанавливает соответствие веществ немолекулярного строения с
высокими температурами плавления.
15
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.1.3 Описывать свойства вещества: температуры плавления
и кипения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет вещества молекулярного/немолекулярного
строения по физическим свойствам
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В таблице дано описание свойств некоторых веществ.
Определите вещества молекулярного () / немолекулярного () строения.
Вещества Свойства Вещества
молекулярного/
немолекулярного
строения
Цинк Твёрдый, нелетучий, тугоплавкий
Известняк Твёрдый, не имеет запаха, температура
плавления 1242 ºС
Хлор Газообразный, имеет резкий запах,
температура плавления — 100,95ºС
Дескриптор Обучающийся
− определяет вещества молекулярного строения (хлор) по низким
температурам плавления;
− определяет вещества немолекулярного строения (цинк и известняк)
по высоким температурам плавления.
16
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.2.2 Различать кислые, щелочные и нейтральные среды в
живой и неживой природе и определять среду с
помощью универсального индикатора
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет среду раствора по изменению цвета
индикатора
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В двух стаканах налит раствор вещества Х.
В один стакан добавили три капли индикатора фиолетовый лакмус, во второй стакан
добавили три капли индикатора метиловый оранжевый.
Оба индикатора изменили цвет на красный.
Определите среду раствора вещества Х. ___________________________.
Предположите, что может быть веществом Х. ____________________________.
Дескриптор Обучающийся
− определяет среду раствора по изменению цвета индикаторов;
− предлагает пример вещества с кислой средой (лимонный
сок/уксус/др. примеры).
17
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.2.2 Различать кислые, щелочные и нейтральные среды в
живой и неживой природе и определять среду с
помощью универсального индикатора
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет среду растворов по данным рН
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В таблице приведены данные рН некоторых различных продуктов питания.
Используя шкалу рН, определите среду растворов и запишите в таблицу
(кислая/слабокислая/нейтральная/щелочная/слабощелочная).
рН продуктов питания Среда
рН лимонного сока – 2.1
рН апельсинового сока – 2.8
рН чёрного кофе – 5.0
рН молока – 6.9
рН дождевой воды – 6.1
рН раствора пищевой соды – 8.5
рН нашатырного спирта – 11.9
Дескриптор Обучающийся
− определяет продукты питания с кислой средой;
− определяет продукты питания со слабокислой средой;
− определяет продукты питания с нейтральной средой;
− определяет продукты питания со слабощелочной средой;
− определяет продукты питания со щелочной средой.
18
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.3.1 Определять преимущества и недостатки природных и
искусственных материалов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет преимущества и недостатки искусственных
материалов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Вставьте пропущенные слова в предложения по смыслу:
запах, вредные вещества, электрический ток, вода, плавятся, ультрафиолетовые лучи,
перерабатывать.
Много тысячелетий люди строили дома, изготовляли посуду, оружие и инструменты из
камня, дерева и металла. Чуть более века назад появился искусственный материал –
пластмасса. Этот материал не пропускает ___________________ и используется как
изолятор, а также не пропускает ___________________ и не имеет ___________________ ,
поэтому его используют для упаковочной тары жидких веществ. Из пластмассы можно
изготавливать предметы самой разной формы (игрушки, посуду) и её легко
___________________ . Большинство изделий из пластмассы при температуре более 80ºС
___________________ и выделяют __________________. Пластмассы под действием
____________________ теряют свои свойства.
Дескриптор Обучающийся
− определяет преимущества пластмассы;
− определяет недостатки пластмассы.
19
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.3.3 Определять месторождения полезных ископаемых в
Казахстане и области их применения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет по карте месторождения полезных
ископаемых Казахстана и называет области их
применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Обведите на карте Казахстана крупные угольные месторождения и назовите их. (b) Составьте кластер «Сферы использования продуктов переработки нефти».
Дескриптор Обучающийся
− определяет по карте крупные месторождения каменного/бурого угля
и называет их;
− называет сферы применения продуктов переработки нефти.
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.2А Вещества и материалы
Цель обучения 6.3.3.5 Объяснять влияние добычи и переработки полезных
ископаемых на окружающую среду
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет влияние добычи и переработки полезных
ископаемых на атмосферу, водную среду, растительный и
животный мир
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Напишите заметку в школьную газету о влиянии добычи и переработки полезных
ископаемых на атмосферу, водную среду, животный и растительный мир.
Вы можете использовать следующие ключевые слова:
радиация, температура, осадки, пыль, токсичные отходы, реки, сточные воды, растения,
животные, миграция, почва.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на
загрязнённость и заражённость воздуха и воды;
− объясняет влияние добычи и переработки полезных ископаемых на
исчезновение некоторых видов растений и животных, их миграцию;
− объясняет негативное влияние добычи и переработки полезных
ископаемых на опустошение плодородных почв.
21
ПРОЕКТ
3-четверть
Раздел/Тема 6.3А Процессы в живой и неживой природе
Цели обучения 6.4.2.1 Определять основные компоненты клетки
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет основные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма,
ядро, митохондрии, рибосомы, пластиды, вакуоль, хромосомы)
• Различает клетки растений и животных
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Назовите основные компоненты
клетки.
2. (а) Определите тип клетки на рисунке.
А В (b) Обозначьте на рисунке А и В цифрами 1, 2, 3, 4 следующие органоиды: 1. ядро 2. мембрана
3. митохондрии
4. хлоропласты
Дескриптор Обучающийся
− называет компоненты клетки;
− определяет тип клетки;
− обозначает органоиды клетки на рисунке.
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3А Процессы в живой и неживой природе
Цели обучения 6.4.2.2 Объяснять процессы, присущие живым организмам
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет процессы, присущие живым организмам
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Это растения и грибы, различные
бактерии и животные. Мы говорим, рак, улитка, сосна, мох, коралл, дрожжи, кишечная палочка – это живые существа.
(а) Объясните, почему, такие разные по размерам, формам, окраске, поведению и многим
другим признакам объекты объединяют в большую группу живых организмов. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (b) Докажите своё объяснение примерами. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет общие процессы живых организмов;
− перечисляет общие признаки живого (все живое состоит из клеток, имеет
сходный химический состав);
− называет процессы, присущие живым организмам (обмен веществ, питание,
дыхание, выделение, размножение, рост и развитие,
раздражимость,саморегуляция, наследственность и изменчивость);
− доказывает свое объяснение примерами.
23
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3А Процессы в живой и неживой природе
Цели обучения 6.4.2.2 Объяснять процессы, присущие живым организмам
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет процессы, присущие живым организмам и их
определения
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Дополните таблицу, впишите в пустые ячейки названия процессов или их определения.
Название Определение – это процесс воспроизведения себе подобных
Выделение – это … – это свойство всего живого изменять своё
положение в пространстве, проявлять активность
Обмен веществ и энергии – это процесс, когда …
Раздражимость – это…
Дескриптор Обучающийся
− называет первый процесс (размножение);
− формулирует определение процесса выделения;
− называет второй процесс (движение);
− формулирует определение процесса обмена веществ и энергии;
− объясняет свойство живого – раздражимость.
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3 А Процессы в живой и неживой природе
Цели обучения 6.4.2.3 Различать типы питания организмов
Критерии оценивания Обучающийся
• Различает типы питания организмов
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Выберите правильный ответ:
1. Назовите организмы, которые потребляют готовые органические вещества.
A) гетеротрофы
B) автотрофы
C) хемотрофы
D) фототрофы
2. Назовите организмы – автотрофы.
A) лягушка, гусь, человек, дождевой червь
B) камыш, лягушка, комар, водоросль
C) водоросль, азотофиксирующие (клубеньковые) бактерии, ель, яблоня
D) сосна, хлорелла, молочнокислые бактерии, зелёные кораллы
3. Назовите главный признак, по которому организм относят к АВТОтрофам.
A) получение углерода из органических молекул
B) получение энергии от Солнца
C) получение энергии из любых источников
D) основным источником углерода для него служат неорганические соединения углерода
4. ФОТОавтотрофы, в отличие от ХЕМОавтотрофов, получают энергию …
A) от световых волн
B) от теплового (броуновского) движения атомов
C) из органических веществ
D) из неорганических молекул
5. Человек, с точки зрения биоэнергетики – это …
A) типичный автотроф
B) типичный гетеротроф
C) и то и другое, поскольку он ест и животную и растительную пищу
D) стал хемосинтетиком, поскольку научился синтезировать органические
вещества в лаборатории
Дескриптор Обучающийся
− определяет организм, питающийся готовыми веществами;
− определяет организмы – автотрофы;
− определяет главный признак автотрофов;
− определяет способ получения энергии фототрофами;
− определяет тип питания человека.
25
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3А Процесс в живой и неживой природе
Цели обучения 6.4.2.5 Тестировать пищевые продукты на наличие органических
веществ
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет органические вещества в продуктах питания
Уровни мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ученик провел эксперимент и определил, какие органические вещества входят в состав грецких
орехов, белого хлеба, яиц и фасоли.
Запишите в таблицу условия опыта и результаты наблюдений в каждом опыте.
Продукты питания Условия опыта/ рективы Наблюдаемые явления 1. Белый хлеб 2. Яйцо 3. Орехи
4. Фасоль (b) Сделайте вывод о наличии органических веществ в продуктах питания.
Дескриптор Обучающийся
− называет условие для определения углеводов (крахмала);
− называет условие для определения белков;
− называет условие для определения жиров;
− записывает наблюдаемые явления при определении углеводов (крахмала);
− описывает наблюдаемые явления при определении белков;
− описывает наблюдаемые явления при определении жиров;
− формулирует вывод по полученным результатам.
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3В Энергия и движение
Цель обучения 6.5.1.1 Называть источники энергии
6.5.1.2 Называть и приводить примеры процессов, протекающих с
выделением и поглощением энергии.
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет различные источники энергии, показывает
превращение энергии в процессах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Основными источниками энергии на Земле
являются нефть, уголь и газ (см. диаграмму).
Выставка ЕХРО-2017 в г.Астана была посвящена
возобновляемым источникам энергии.
Возобновляемые источники энергии включают в
себя энергию ветра, солнца, воды (в реках, морях и
океанах), тепловую энергию Земли.
В таблице возобновляемых источников энергии
заполните пустые клетки.
Источник энергии Использованная энергия Полученная энергия
ветрогенератор электрическая
солнечная батарея световая
геотермальный источник тепловая энергия для
обогрева домов
гидроэлектростанция кинетическая энергия воды
2. Укажите правильный ответ, в котором первый процесс протекает с поглощением энергии,
а второй — с выделением. A) в костре горят дрова; на солнце темная рубашка нагревается; B) капает сосулька; солнце согревает воздух; C) тает снег; остывает кофе в кружке. D) горит свеча; лужа замерзает;
Дескриптор Обучающийся
− определяет вид затраченной энергии;
− определяет вид полученной энергии;
− определяет процессы, протекающие с выделением и
поглощением энергии.
27
ПРОЕКТ
Раздел /Тема 6.3В Энергия и движение
Цель обучения 6.5.1.4 Рассчитывать стоимость электроэнергии
Критерий оценивания Обучающийся
• Высчитывает стоимость электрической энергии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. Потребители электроэнергии оплачивают ее стоимость по
тарифу: 1 кВт* час энергии = 16,65 тенге. (a) Хозяин квартиры заплатил в конце месяца 3330 тенге.
Рассчитайте, сколько кВт* час электроэнергии он потребил в
течение месяца. (b) Лампочка мощностью 100 Вт в течение 30 дней горела по 6
часов.
Рассчитайте, сколько электроэнергии потребила лампочка.
Дескриптор Обучающийся
− вычисляет значение потребленной электроэнергии;
− записывает значение электроэнергии с единицей измерения;
− вычисляет значение потребленной электроэнергии лампочкой. 2. Предложи 2 способа экономии электроэнергии в доме: 12
Дескриптор Обучающийся
− описывает способы экономии электроэнергии.
28
ПРОЕКТ
Раздел /Тема 6.3В Энергия и движение
Цель обучения 6.5.2.1 Приводить примеры и пояснять относительность
движения
Критерий оценивания Обучающийся
• Применяет принцип относительности движения
• Определяет движение тел согласно принципа
относительности движения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. 1. Запишите, какие тела можно принять за тело отсчета. _____________________________________________________________________ 2. Выберите одно тело отсчета и определите какие тела покоятся, а какие движутся
относительно него. _____________________________________________________________________ 3. Опишите движение желтого и зеленого автомобилей относительно друг друга. _____________________________________________________________________ 4. Объясните, в каких случаях желтый и красный автомобили покоятся относительно друг
друга. _____________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся — определяет тело отсчета; — определяет движение тел согласно принципа относительности
движения.
29
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема 6.3В Энергия и движение
Цель обучения 6.5.2.2 Различать давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет от чего зависит давление в жидкостях и твердых
телах
• Поясняет как образуется давление в газах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Используя рисунки, ответьте на вопросы и поясните свои ответы. 1) Объясните, почему при движении лыжник не проваливается, а пеший человек
проваливается в глубокий снег. 2) Запишите, от каких величин зависит давление, производимое на твердое тело. 3) Запишите, в каком направлении распространяется давление в твердых телах. 4) Объясните, как меняется давление, если площадь опоры уменьшается.
2. Используя рисунки, ответьте на вопросы и поясните свои ответы. 1) Как передается давление, производимое на жидкость и газ? 2) Как образуется давление в газах? 3) От чего зависит давление в газах?
Дескриптор Обучающийся — поясняет механизм давления в твердых телах; — показывает от чего зависит давление в твердых телах; — поясняет почему меняется давление; — поясняет механизм пояления давления в газах.
30
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема 6.3В Энергия и движение
Цели обучения 6.5.2.3 Описать строение скелета человека
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет и называет отделы скелета человека
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания 1. Опишите структуру скелета человека, заполнив пустые ячейки в схеме.
2 (а) Назовите отдел скелета, изображенный на рисунке: ________________________________ (b) Назовите и обозначьте кости, которые образуют этот отдел.
Дескриптор Обучающийся
− называет изображенные отделы скелета человека;
− называет кости одного из отделов скелета.
31
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.3В Энергия и движение
Цели обучения 6.5.2.4 Описать строение мышц
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает строение мышц
Уровни мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитайте текст. Вставьте нужные по смыслу слова из скобок в правильном падеже. (автоматические, непроизвольные, сухожилия, полосатые, веретеновидные,
поперечнополосатые мышечные, одиночные, ходьба, ядро, кровеносные сосуды, медленно)
Скелетная мышца состоит из множества пучков …………………………. ……………………….
волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Клетки скелетных мышц могут иметь
один или несколько ………………… на мышечное волокно. Эти мышцы прикрепляются к костям
через ……………………….. и обеспечивают движения тела, такие как ………………………, подъем руки и
многое другое.
Гладкие мышцы, также называются …………………………… ………………………………………..мышцы. Они
не ……………………………………., так как гладкие мышцы не показывают поперечные полосы под
микроскопическим увеличением. Гладкие мышцы состоят из узких …………………………… …………….
клеток с одним …………………. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой мышцы,
сокращается………………………….. . Она составляет большую часть мускулатуры внутренних
органов: пищеварительной системы и ………………………… …………………….., обеспечивая плавное
передвижение, такие структур, как кровь и еда в теле.
Дескриптор Обучающийся
− определяет строение скелетной мышцы;
− называет способ прикрепления мышц к костям;
− называет функции скелетных мышц;
− определяет название гладких мышц, связанное с особенностями
сокращения;
− определяет отличительные особенности гладких мышц;
− определяет строение гладкой мышцы;
− называет органы, в состав которых входят гладкие мышцы.
32
ПРОЕКТ
Раздел /Тема 6.3В Энергия и движение
Цель обучения: 6.5.2.6 Измерять атмосферное и артериальное давление,
используя соответствующие приборы, и делать выводы
Критерий оценивания: Обучающийся
• Применяет прибор для измерения атмосферного давления
• Поясняет принцип действия прибора для измерения
артериального давления.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Используя рисунок, заполните таблицу для каждого прибора.
Название прибора
Назначение
Схема устройства
Принцип действия
Область применения
Показания прибора
Дескриптор Обучающийся
− описывает прибор для измерения атмосферного давления;
− описывает прибор для измерения артериального давления;
− снимает показания приборов.
33
ПРОЕКТ
4-четверть
Раздел/ Тема 6.4А Экология и устойчивое развитие
Цели обучения 6.6.1.1 Графически представлять и объяснять взаимосвязь
компонентов экосистемы
Критерии оценивания Обучающийся
• Графически представляет и объясняет взаимосвязь
компонентов экосистемы
Уровни мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст.
Растения на свету образуют органические вещества. Травоядные животные поедают
растения и используют вещества, накопленные растениями, для построения своего тела и
получения энергии. Таким образом, значительная часть органических веществ растений
переходит в тела растительноядных организмов и расходуется ими на построение новых
клеток и на получение энергии. Растительноядных животных поедают хищники. В конечных
звеньях пищевой цепи органические вещества отмерших организмов, их частей (листья, ветки,
корни растений или выделения живых организмов) служат пищей для грибов, многих
протистов и бактерий. Грибы, протесты и бактерии превращают органические вещества в
неорганические. Так пополняется запас неорганических веществ в почве и воде. Неорганические
вещества затем снова используются растениями. Таким образом, в природе осуществляется
круговорот веществ.
(а) Изобразите в виде схемы взаимосвязь компонентов этой экосистемы. (b)(i) Что является природной единицей круговорота веществ? (ii) Как возникает круговорот веществ? (iii) Какое главное условие его существования? (iv) Какова роль растений и животных в круговороте веществ?
Дескриптор Обучающийся
составляет схему взаимосвязи компонентов в конкретной экосистеме;
определяет природную единицу круговорота веществ;
объясняет, как возникает круговорот веществ;
называет главное условие существования круговорота веществ;
определяет роль растений и животных в круговороте веществ.
34
ПРОЕКТ
Информация для учителя (варианты ответов):
Схема взаимосвязи компонентов этой экосистемы. (b)(i) Что является природной единицей круговорота веществ? (Экосистема) (ii) Как возникает круговорот веществ? (За счёт существования пищевых цепей) (iii) Какое главное условие его существования? (Наличие производителей, потребителей и
разрушителей)
(iv) Какова роль растений и животных в круговороте веществ? (Растения производители,
животные потребители и разрушители)
35
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 6.4А Экология и устойчивое развитие
Цели обучения 6.6.2.2 Исследовать многообразие живых организмов в различных
экосистемах
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет живые организмы, обитающие в экосистеме
• Объясняет, как живые организмы поддерживают равновесие
в данной экосистеме
Уровни мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Приведите не менее 2-х примеров экосистем.
2. Моделью экосистемы может служить аквариум. В нем обычно содержат водные растения и
животных, в условиях, близких к природным. В аквариуме существует сообщество – экосистема.
Составьте рассказ об экосистеме аквариума.
Предположите, какие животные, и какие растения могут жить в аквариуме.
Опишите, какие условия нужно создать для этих живых организмов, какие функции выполняют
живые организмы, чтобы поддерживать равновесие в данной экосистеме.
В аквариуме обычно содержат ______________________________________________________
и растения _______________________________________________________________________
Аквариум наполняют водой, _________________________________________________________
Такие взаимоотношения обеспечивают устойчивость данной экосистемы.
Дескриптор Обучающийся
− называет два примера различных экосистем;
− определяет не менее двух животных, обитающих в аквариуме;
− определяет не менее двух растений, обитающих в аквариуме;
− называет, какие условия нужно создать в аквариуме для живых организмов;
− описывает функции, которые выполняют растения для поддержания
равновесия в данной экосистеме;
− описывает, какие функции выполняют животные для поддержания равновесия
в данной экосистеме;
− описывает, какие функции выполняют бактерии для поддержания равновесия
в данной экосистеме.
Информация для учителя – Вариант ответа (можно принять близкий по смыслу ответ):
Моделью экосистемы может служить аквариум. В нем обычно содержат животных — рыбок,
моллюсков, лягушек, тритонов и водные растения – например, элодею, валлиснерию,
сальвинию, которые на свету осуществляют фотосинтез и выделяют кислород, необходимый
рыбкам для дыхания. Аквариум наполняют водой. Для закрепления растений и создания условий,
близких к природным, на дно аквариума насыпают песок, кладут небольшие камешки. Вместе с
ними в аквариум попадают бактерии. Их выделения и мёртвые тела постепенно покрывают
стенки аквариума и растения слоем слизи. Сохранить в аквариуме чистоту помогают моллюски — катушки, которые кормятся, соскабливая слизь. Так в аквариуме существует сообщество
живых организмов: растений, рыбок, моллюсков и бактерий. Такие взаимоотношения
обеспечивают устойчивость данной экосистемы.
36
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема 6.4А Экология и устойчивое развитие
Цели обучения 6.6.3.1 Анализировать причины некоторых экологических проблем
своего региона
Критерии оценивания Обучающийся
• Называет формы влияния, причины и последствия деятельности
человека
Уровни мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите формы влияния человека на живую природу (назовите не менее 3).
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________
2. Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе. Назовите не
менее 2-х форм отрицательного влияния человека на природу.
Заполните таблицу (первая строка заполнена для вас для примера).
Форма влияния человека
(отрицательное)
Примеры Последствия влияния
Вырубка леса Строительство
коттеджей, гостиниц в
горах Заилийского
Алатау
Исчезновение видов
растений/животных; миграция
животных, птиц и млекопитающих;
недостаток кислорода
Дескриптор Обучающийся – определяет не менее трех различных форм влияния человека на живую
природу (положительные / отрицательные); – определяет формы (не менее 2-х) отрицательного влияния человека на
природу в своём регионе; – называет примеры отрицательного влияния человека на природу в своём
регионе; – определяет последствия отрицательного влияния человека на природу в своём
регионе.
Информация для учителя: Варианты ответов:
Формы влияния человека на живую природу: рубка лесов; вытаптывание, уплотнение почвы и её
загрязнение; загрязнение среды обитания живых организмов; разрушение естественной среды
обитания растений и животных; загрязнение воды; строительство дорог, городов, новых
предприятий; добыча полезных ископаемых; освоение сельскохозяйственных земель; чрезмерный
отстрел животных на охоте; создание заповедников; уход за растительностью человеком; охрана
окружающей среды, распашка земель; осушение болот.
37
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема 6.4В Открытия, меняющие мир
Цель обучения: 6.7.1.2 Обсуждать вклад казахстанских учёных в развитие
естественных наук
Критерий оценивания: Обучающийся
• Описывает вклад казахстанских учёных в развитие
естественных наук
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Заполните в таблице область применения некоторых открытий казахстанских ученых.
Область
открытия
Вклад казахстанских ученых Область применения
Геология 1930 г. Открытие Каныш Сатпаевым
Джезказганского меднорудного
месторождения, в 40-е годы — открытие и
разработка Джездинского
месторождения марганцевых руд
в годы Великой
Отечественной войны
выпуск броневой стали для
танков.
Науки о Земле
и космосе 2011г. Разработка новых методов и
технологий космической науки для
формирования космической отрасли
Металлургия 2012г. Разработка технологий в области
металлургии свинца и золота, внёсших
значительный вклад в инновационное
развитие страны и поднявших престиж
Казахстана на мировом рынке технологий.
Биоинженерия 2013г. Разработка научно-технических
основ осетроводства в Казахстане
Медицина 2014г. Разработка и внедрение
инновационных технологий в хирургии
тазобедренного сустава
Физика 2016г. Участие казахстанских ученых в
открытии гравитационных волн
датчиками, установленными на территории
США
Дескриптор Обучающийся
− описывает области применения разработок и открытий.
38
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема 6.4В Открытия, меняющие мир
Цель обучения 6.7.1.3 Прогнозировать направления развития исследований
науки в будущем
Критерий оценивания Обучающийся
• Прогнозировать направления развития исследований науки
в будущем
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Исходя из актуальности и потребностей человеческого развития, спрогнозируйте направления
развития исследований науки в будущем.
В области космических исследований
В области климатических изменений на
Земле
Разработка возобновляемых источников
энергии
В области питания человека
Дескриптор Обучающийся
− прогнозирует направления развития исследований науки в
будущем
39

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь