ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ География 10 класс (естественно-математического направления)

СОР И СОЧ География 10 класс (естественно-математического направления)

18786
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «География»
10 класс
(естественно-математического направления)
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей АОО «Назарабаев Интеллектуальные школы»
позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в
помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с
критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей
обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить
формативное оценивание.
Сборник подготовлен на основе проектных версий учебной программы и учебного
плана по предмету «География» для обучающихся 10 классов.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
Раздел 1. Методы географических исследований ……………………………………………………………………. 4
Раздел 2. Картография и геоинформатика ………………………………………………………………………………. 7
2 четверть …………………………………………………………………………………………………………………………………… 16
3 четверть …………………………………………………………………………………………………………………………………… 26
Раздел 4. Геоэкономика ………………………………………………………………………………………………………….. 26
Раздел 5. Геополитика ……………………………………………………………………………………………………………. 31
4 четверть …………………………………………………………………………………………………………………………………… 39
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества ……………………………………………………………………… 46
4
1 четверть
Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Общегеографические методы
Тема Виды методов исследования
Цель обучения 10.1.1.2 Применять сравнительные методы согласно теме
исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует сравнительные методы согласно теме
исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Рассматрите инфографику и сравните торговые отношения Казахстана с Кыргызстаном
и Арменией в 2012-2015 гг.
Армения Казахстан Кыргызстан
2. Сравните по годам объемы торговли Казахстана с Кыргызстаном и Арменией.
Армения Казахстан Кыргызстан
3. Предположите торговые отношения Кыргызстана и Армении
4. Сделайте выводы о торговых отношениях Казахстана с Кыргызстаном и Арменией в
2012-2015 гг.
5
Дескриптор Обучающийся
— сравнивает торговые отношения стран;
— сравнивает объемы торговли Казахстана с Кыргызстаном и
Арменией по годам;
— предполагает торговые отношения Кыргызстана и Армении;
— делает вывод о торговых отношениях стран.
6
Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Общегеографические методы
Тема Виды методов исследования
Цель обучения 10.1.1.4 Применять элементы географической экспертизы
согласно теме исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует элементы географической экспертизы
согласно теме исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте информацию.
ССГПО (Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное
объединение) — предприятие по добыче и обогащению железных руд в Казахстане. В его
состав входят: Соколовский, Сарбайский, Качарский и Куржункульский карьеры, шахта
«Соколовская», Алексеевский доломитовый рудник, фабрики рудоподготовки и
обогащения, производства окатышей, управления горно-железнодорожного и
автомобильного транспорта, теплоэлектроцентраль и ремонтно-механический завод.
2. Выберите один из объектов исследования:
A) атмосферный воздух;
B) поверхностные и подземные воды;
C) земельные ресурсы и почвенный покров;
D) растительный мир;
E) животный мир;
F) состояние экологических систем;
G) состояние здоровья населения
3. Определите негативные воздействия хозяйственной деятельности ССГПО на окружающую
среду, используя дополнительные источники информации. Подготовьте презентацию.
Дескриптор Обучающийся
— выбирает объектов исследования;
— определяет возможные негативные воздействия на выбранный
объект исследования;
— создает презентацию.
7
Раздел 2. Картография и геоинформатика
Подраздел 2.1 Картография
Тема Современные картографические методы
Цель обучения 10.2.1.1 Применять картографические методы согласно
теме исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует картографические методы согласно
теме исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Изучите динамику границ Казахстана, используя карты.
2. Назовите по 3 количественных и качественных изменения политической карты
Казахстана за последние 28 лет.
Дескриптор Обучающийся
— определяет динамику границ Казахстана;
— указывает не менее трех количественных изменений
политической карты;
— указывает не менее трех качественных изменений
политической карты.
8
Раздел 2. Картография и геоинформатика
Подраздел 2.2 Основы геоинформатики
Тема Визуализация географических данных
Цель обучения 10.2.2.2 По результатам анализа статистических данных
составлять картограммы и картодиаграммы
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет картограммы и картодиаграммы, используя
статистические данные
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Рассматрите статистические данные Международного валютного фонда.
Список стран по ВВП (номинал) по данным Международного валютного фонда
№ Страна 2017 год, в
млрд.$.
№ Страна 2017 год, в
млрд.$.
1 США 19391 11 Россия 1578
2 КНР 12013 12 Республика Корея 1538
3 Япония 4872 13 Австралия 1380
4 Германия 3685 14 Испания 1314
5 Великобритания 2863 15 Мексика 1149
6 Франция 2584 16 Индонезия 864
7 Индия 2611 17 Турция 859
8 Италия 1938 18 Нидерланды 751
9 Бразилия 2055 19 Швейцария 671
10 Канада 1652 20 Аргентина 632
57 Казахстан 184
2. Сгруппируйте страны по показателям ВВП (номинал) по следующим категориям: лидеры,
высокий показатель, средний и низкий показатель ВВП.
3. Составьте картограммы/картодиаграммы.
Дескриптор Обучающийся
— группирует страны по показателям ВВП (номинал);
— составляет картограммы/картодиаграммы.
9
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Виды природопользования
Цель обучения 10.3.1.1 Объяснять необходимость природопользования,
определять ее виды (по типам хозяйствования) и
представлять в графической форме
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет виды природопользования и представляет в
графической форме
 Объясняет необходимость природопользования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применени
Задания
1. Заполните кластер виды природопользования по типам хозяйствования.
2. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости природопользования.
Потребности общества Пример № 1 Пример № 2
Экологические
Экономические
Культурно-оздоровительные
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
— представляет виды природопользования;
— приводит примеры экологических потребностей общества;
— приводит примеры экономических потребностей общества;
— приводит примеры культурно-оздоровительных потребностей
общества;
— делает вывод о необходимости природопользования.
10
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Оценка воздействия видов природопользования на
окружающую среду
Цель обучения 10.3.1.2 Определять и оценивать воздействие типов
природопользования на окружающую среду (на основе
местного / регионального компонента)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Определяет типы воздействия природопользования на
окружающую среду
 Оценивает воздействие типов природопользования на
окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст.
Согласно информации ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной
земель акимата Костанайской области», по области за период 2015 года выявлено 100, 722
тыс. га земельных участков, подвергнутых деградации из-за нерационального
использования земельных участков сельскохозяйственного назначения в части обеспечения
охраны земель от деградации. На состояние земельных ресурсов Костанайской области
преобладающее воздействие оказывают предприятия горнодобывающей промышленности,
сельского хозяйства, теплоэнергетики. Техногенно нарушенные и загрязненные земли
распространены в промышленных зонах городов, местах добычи и переработки полезных
ископаемых. При добыче открытым способом на больших территориях происходит
отчуждение земель для несельскохозяйственных целей: под карьеры, отвалы,
хвостохранилища, накопители рудничных и хозяйственно-бытовых вод.
2. Определите и оцените воздействие предприятий на окружающую среду Костанайской
области.
Виды
природопользования
Воздействие типов природопользования на
окружающую среду
3. Приведите пример отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека, если
она ведется без достаточной опоры на географические знания и географический прогноз.
Что бы вы лично предприняли для предотвращения экологического бедствия?
Дескриптор Обучающийся
— определяет виды природопользования;
— оценивает воздействие типов природопользования на
окружающую среду;
11
— приводит пример отрицательных последствий хозяйственной
деятельности человека;
— предлагает пути решения экологического бедствия.
12
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Принципы рационального природопользования
Цель обучения 10.3.1.4 Определять принципы рационального
природопользования
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает принципы рационального
природопользования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Ответьте на вопрос.
В чем заключается рациональное использование природных ресурсов?
2. Какие виды деятельности человека относятся к рациональному природопользованию?
Приведите 4 примера для местного/регионального компонента.
Дескриптор Обучающийся
— обосновывает рациональность использования природных ресурсов;
— перечисляет не менее четырех принципов рационального
природопользования.
13
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Оценка воздействия видов природопользования на
окружающую среду
Цель обучения 10.3.1.3 Предлагать пути минимизации негативного
воздействия типов природопользования на
окружающую среду (на основе местного /
регионального компонента)
Критерий оценивания: Обучающийся
 Представляет пути минимизации негативного
воздействия типов природопользования на
окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте информацию.
В Атырауской области в период проведения разведочных работ и бурения глубоких
эксплуатационных скважин образовались значительные объемы отходов (буровой раствор,
буровой шлам, буровые сточные воды). Они содержат в своем составе широкий спектр
веществ минеральной и органической природы. Разработка многочисленных
нефтегазоносных структур, загрязнение промышленными стоками в течение многих лет
привели к деградации больших земельных массивов, загрязнению нефтяными пятнами
почвенного слоя, водных артерий, подземных вод.
2. Предложите пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на
окружающую среду, в Атырауской области.
Негативное воздействие Пути минимизации
1
2
3
Дескриптор Обучающийся
— определяет негативные воздействия типов
природопользования на окружающую среду;
— предлагает пути минимизации негативных воздействии.
14
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Принципы рационального природопользования
Цель обучения 10.3.1.5 Разрабатывать решения по повышению
эффективности типов природопользования (на
основе местного/регионального компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Предлагает решения по повышению эффективности
типов природопользования
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст.
Рациональное природопользование предусматривает переход промышленности и
сельского хозяйства к ресурсосберегающим технологиям:
1) возможно более полное использование извлекаемых природных ресурсов;
2) повторное использование отходов производства и потребления;
3) овладение чистыми источниками энергии;
4) строгое ограничение выбросов в пределах норм, установка очистительных фильтров и
сооружений.
Необходимо помнить, что природные ресурсы входят в состав экосистем, где все
экологические компоненты взаимосвязаны. Поэтому использование уже одного из природных
ресурсов оказывает воздействие на другой ресурс. Например, при орошении полей
уменьшаются водные ресурсы того или иного водного бассейна, что неизбежно окажет влияние
на рыбное хозяйство, судоходство, гидроэнергетику и т.д. Полив также вызывает изменение
уровня подземных вод, изменение видового состава почвенных микроорганизмов. Поэтому при
эксплуатации любого из природных ресурсов следует учитывать воздействие такой
эксплуатации на экосистемы в целом и отдельные природные ресурсы, в частности.
2. Предложите три решения по повышению эффективности типов природопользования в
Костанайской области.
Дескриптор Обучающийся
— предлагает три решения по повышению эффективности типов
природопользования.
15
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Проектирование экологически чистых производств
Цель обучения 10.3.1.6 Предлагать проекты экологически чистых производств
(на основе местного/регионального компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает проект экологически чистого производства
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Разработайте для одной из местных действующих фирм, проект экологически чистого
производства товара или услуги.
Критерии к проекту:
— актуальность проекта;
— значимость для снижения возможного экологического риска в регионе.
Дескриптор Обучающийся
— разрабатывает проект, соблюдая критерий.
16
2 четверть
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкологии
Цель обучения 10.3.2.2 Объяснять основные категории геоэкологии
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает категории геоэкологии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Опишите основные категории геоэкологии, приведите по одному примеру.
Геоэкология
общая глобальная региональная динамическая прикладная
2. Объясните, какая из категорий геоэкологии самая важная. Почему? Обоснуйте
предполагаемый ответ 2 аргументами.
Дескриптор Обучающийся
— описывает категории геоэкологии;
— приводит примеры по каждой категории
геоэкологии;
— определяет самую важную категорию геоэкологии;
— приводит аргументы.
17
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Загрязнение геосфер
Цель обучения 10.3.2.3 Исследовать уровень, причины и следствия
загрязнения геосфер
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет причины и последствия загрязнения
геосфер
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Сделайте мониторинг качества воздуха разных стран, используя интерактивную карту
загрязнения воздуха (сайт https://waqi.info/):
a) определите степени загрязнения;
b) приведите не менее трёх примеров стран к каждой степени загрязнения.
2. Исследуйте проблему, используя метод «Фиш-боун».
Один из основных источников загрязнения атмосферы — автомобильный
транспорт. Мировой парк автомобилей насчитывал ещё в 1986 г более 300 млн.
машин, ежегодно он значительно расширяется. Годовой выброс вредных веществ
автомобильным транспортом в атмосферу составляет около 50 млн. т. углеводородов
и 200 млн. т оксида углерода, при использовании бензиновых двигателей. Кроме того
автотранспортом выбрасываются и другие вредные примеси: оксиды азота,
канцерогенный бензопирен, альдегиды, диоксид серы, свинец, хлор, бром. Дизельные
двигатели выделяют значительные количества сажи и частичек копоти. При сгорании
1 кг горючего карбюраторный двигатель выбрасывает в воздух 800 г окиси углерода
(СО), или угарного газа, 90 г углеводородов, 20 г оксидов азота, 0,7 г альдегид ов, 0,6 г
диоксида серы, 0,5 г соединений свинца, 0,001 г бензапирена и др.
18
Дескриптор Обучающийся
— исследует интерактивную карту загрязнения воздуха;
— определяет степени загрязнения;
— приводит не менее трёх примеров;
— определяет проблему;
— определяет причину;
— приводит два аргумента;
— формирует вывод.
19
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Геоэкологическое районирование
Цель обучения 10.3.2.4 Районировать территорию мира по уровню
загрязнения и нарушенности
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует территорию мира по уровню загрязнения и
нарушенности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Разделите страны мира на районы по уровню загрязнения, используя рейтинг стран мира
по индексу экологической эффективности за 2018 год
(https://epi.envirocenter.yale.edu/downloads/epi2018policymakerssummaryv01.pdf ):
a. низкий уровень;
b. средний уровень;
c. высокий уровень.
2. Нанесите на контурную карту страны с низким, среднем и высоким уровнем загрязнения.
Дескриптор Обучающийся
— группирует страны мира по уровню загрязнения;
— отмечает на контурной карте по уровню загрязнения.
20
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Антропогенные факторы в геоэкологии
Цель обучения 10.3.2.6 Предлагать пути минимизации антропогенных
факторов, оказывающие воздействие на природу
Критерий оценивания
Обучающийся
 Представляет пути минимизации антропогенных
факторов, оказывающие воздействие на природу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите 4 антропогенных фактора, оказывающих воздействие на природу.
a) Предложите пути минимизации антропогенных факторов, оказывающих воздействие на
природу.
b) Укажите, каким регионам Казахстана присущи эти негативные последствия.
Дескриптор Обучающийся
— определяет антропогенные факторы;
— предлагает пути минимизации воздействия на природу;
— определяет регионы Казахстана.
21
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Глобальные экологические проблемы
Цель обучения 10.3.2.7 Объяснять механизм возникновения глобальных
экологических проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает механизмы возникновения глобальных
экологических проблем
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Прочитайте текст.
Механизм парникового эффекта можно описать следующим образом: поверхность
Земли, нагреваясь из-за поступающего от Солнца излучения, сама становится источником
длинноволнового инфракрасного (теплового) излучения. Часть этого излучения уходит в
космос, а часть – отражается некоторыми газами атмосферы и нагревает приземные
воздушные слои. Это явление, подобное удержанию тепла под прозрачной пленкой теплиц,
получило название парниковый эффект.
Одно из главных положительных последствий парникового эффекта заключается в
дополнительном «подогреве» поверхности нашей планеты, благодаря которому стало
возможно появление жизни на Земле. Причиной возникновения парникового эффекта стало
огромное количество водяного пара и углекислого газа, поступавших в земную атмосферу
сотни миллионов лет назад из-за чрезвычайно активной вулканической деятельности. Со
временем с появлением зеленой растительности углекислый газ стал активно поглощаться из
земной атмосферы, парниковый эффект стал уменьшаться.
С активизацией индустриальной деятельности человека в атмосферу стали вновь
выбрасываться огромные объемы диоксида углерода и других парниковых газов. В результате
с 1906 по 2005 год среднегодовая температура поднялась на 0,74 градуса, и в ближайшем
будущем рост будет составлять до 0,2 градуса за десятилетие.
Усиление парникового эффекта способствует изменениям климата, которые
заключаются в повышении температуры и изменении частоты и интенсивности осадков. Из -за
глобального потепления тают ледники, повышается уровень моря, возникает угроза
биологическому разнообразию, гибнут посевы, пересыхают источники пресной воды, все это в
целом негативно влияет не только на качество жизни, но и на здоровье человека.
Объясните механизм возникновения глобальных экологических проблем, на примере
парникового эффекта.
2. Объясните, почему для решения глобальных экологических проблем необходимо
международное сотрудничество.
Дескриптор Обучающийся
— объясняет механизм возникновения глобальных экологических
проблем;
— объясняет механизм возникновения парникового эффекта;
— описывает необходимость международного сотрудничества в
решении глобальных экологических проблем.
22
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Глобальные экологические проблемы
Цель обучения 10.3.2.9 Исследовать мировой опыт в решении глобальных
экологических проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Изучает мировой опыт в решении глобальных
экологических проблем
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст.
Природоохранная политика Канады.
Высоким уровнем жизни населения и поддержанием конкурентоспособной экономики
Канада во многом обязана рациональному и эффективному использованию природных
ресурсов (леса, земли, недра, воды). Широкое распространение получили строгие
экологические стандарты. В крупных компаниях внедряется Кодекс экологического
поведения. Для внедрения новых природоохранных технологий частными компаниями
Канады совместно с правительствами различной юрисдикции созданы специальные
экологические центры передовой технологии. Расходы на борьбу с загрязнением окружающей
среды в Канаде стабилизировались на уровне 2 % ВВП. Среди наиболее известных
экологических неправительственных организаций Канады — Канадская сеть защитников
окружающей среды, Канадский фонд охраны окружающей среды, Канадское общество в
защиту парков и дикой природы и многие другие.
Специальное законодательство по охране окружающей среды, органы государственного
управления природопользованием стали складываться с 70-х годов ХХ века. Среди наиболее
важных федеральных актов можно выделить законы «Об охране окружающей среды Канады»,
«Об экологической экспертизе», «О рыболовстве», «О транспортировке опасных продуктов и
материалов», «О предотвращении загрязнения арктических вод», «О чистом воздухе», «О
безопасности автомобильного транспорта», «Об охране дикой природы», «О национальных
парках», «О водных ресурсах» и др. На муниципальном уровне осуществляется практическая
природоохранная деятельность — планирование использования земель, распределение водных
ресурсов, сбор и обработка отходов. Весьма эффективным оказалось межправительственное
сотрудничество, для чего был создан Канадский Совет министров окружающей
среды.Управление природными ресурсами и охраной окружающей среды в Канаде
осуществляется на федеральном и провинциальном уровнях.
Природоохранная политика Японии.
Начиная с конца 60-х годов была принята целая серия нормативных актов, среди
которых Закон об охране окружающей среды, Основной закон о контроле за загрязнением,
закон об охране воздушного бассейна, закон об охране водных ресурсов и др. Префектуры
Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические
программы. Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем
стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением.
Формирование природоохранного механизма Японии тесно связано с принципом
«загрязнитель платит», в результате чего промышленные предприятия были вынуждены
разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой. В случае
несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной
ответственности. Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для
23
здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению
лечение специфических заболеваний. В настоящее время в проведении экологической
политики Япония сочетает административные и экономические методы регулирования. К
административным мерам относятся: введение стандартов качества продукции и окружающей
среды; экологическая экспертиза; соглашения между местными органами власти и
предприятиями о контроле за загрязнением; система арбитража экологических конфликтов. В
Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы, превосходящие
в 2-3 раза аналогичные параметры в других странах. Экономические меры включают: платежи
за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на
источники выбросов серы, налоги на потребителей бензина, повышен налог на покупку земель
в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие
экологически чистые технологии.
Заполните таблицу.
Япония Канада
Сходства
Различия
Дескриптор Обучающийся
— определяет особенности природоохранной политики Японии;
— определяет особенности природоохранной политики Канады;
— определяет сходства природоохранных политик Японии и
Канады.
24
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Экологические проблемы Казахстана
Цель обучения 10.3.2.11 Проводить экологическое районирование
территории Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Проводит экологическое районирование
территории Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте информацию о экологическом районировании.
В зависимости от степени экологической напряженности геоэкологические регионы
на территории Казахстана разделены на пять классов геоэкологической напряженности.
А) Регионы с почти необратимыми изменениями в структуре геосистем:
— современная и бывшая акватории Аральского моря;
— промышленные ареалы Рудного Алтая — города Усть-Каменогорск, Лениногорск,
Зыряновск;
— территория Семипалатинского испытательного, ядерного полигона;
— северо-восточное побережье Каспийского моря.
В) Регионы с резкими, но обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— промышленные ареалы городов Балхаш, Тараз, Жезказган, Кызылорда, Темиртау,
Шымкент, Алматы, Караганда;
— Жетыбай-Узенский и Тенгизский нефтеперерабатывающие и нефтехимические
комплексы;
— территории космических и военно-испытательных полигонов — Байконур, о-в
Возрождения на Аральском море;
— Реки Иртыш, Сырдарья, Нура, Арысь и др.
С) Регионы со значительными, но обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— газокондетсатного месторождений;
— территории эмбинских, актюбинских нефтяных, Карачаганакского, Акчатауского,
Атасу-Каражальского, Жанатас-Каратауского, Качарского, Саякского, Текелийского,
Джетыгаринского территориально-промышленных комплексов;
— урбапромышленные города Актау, Актобе, Атырау;
— Капчагайское, Шардарьинское водохранилаща, озера Балхаш, реки Или, Шу и др.
D) Регионы с заметными обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— промышленные города Астана, Кокшетау, Талдыкорган, Петропавловск, Уральск и
др.;
— реки Ишим, Талас, Тобол, Сарысу, Урал.
E) Регионы с обратимыми изменениями в структуре геосистем охватывают
значительную, малонаселенную часть территории Казахстана: полупустыни, пустыни,
горные области и др.
25
2. Обозначьте экологическое районирование территории Казахстана на контурной карте.
Дескриптор Обучающийся
— обозначает экологическое районирование территории
Казахстана.
26
3 четверть
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкономики
Цель обучения 10.4.1.1 Объяснять цели и задачи направления «геоэкономика»
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет цели и задачи геоэкономики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте кластер на тему «Геоэкономика».
2. Укажите, в чем актуальность геоэкономики.
Дескриптор Обучающийся
— объясняет цели и задачи геоэкономики в виде кластера;
— объясняет актуальность геоэкономики на основе двух аргументов;
27
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкономики
Цель обучения 10.4.1.2 Объяснять основные категории геоэкономики
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет основные категории геоэкономики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Укажите основные категорий геоэкономики. Объясните ответ.
Категорий геоэкономики Ответ
геофинансы
геополитика
геоэкономический атлас и пространство
этноэкономика
неоэкономика
мировой доход
геоэкономический трибунал
геоэконо мический человек
а) Приведите 2 аргумента.
b) Объясните, как основные категории геоэкономики связаны друг с другом.
Дескриптор Обучающийся
— указывает основные категории геоэкономики;
— обосновывает свой выбор;
— приводит аргументы;
— объясняет взаимосвязь категорий.
28
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкономики
Цель обучения 10.4.1.3 Определять различия между экономической
географией и геоэкономикой
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет различия между экономической географией
и геоэкономикой
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Определите различия и сходства между экономической географией и геоэкономикой.
Дескриптор Обучающийся
— определяет сходства;
— определяет различия.
Экономическая
география
Геоэкономика
29
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Структура мирового хозяйства
Цель обучения 10.4.1.8 Классифицировать страны мира по хозяйственной
структуре
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует страны мира по хозяйственной структуре
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Распределите страны с разными типами хозяйственной структуры.
Типы хозяйственной структуры стран мира
Аграрная Индустривальная Постиндустриальная
Дескриптор Обучающийся
— распределяет страны мира по хозяйственной структуре;
30
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Показатели экономического развития стран мира
Цель обучения 10.4.1.10 Сравнивать показатели экономического развития стран
мира (с дополнительным охватом казахстанского
компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает показатели экономического развития стран
мира
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите показатели экономического развития стран мира на 2018 год, используя интернет
— ресурсы.
Страна ВВП на душу населения ИЧР
США
Китай
Казахстан
2. Сравните США и Китай по уровню экономического развития.
Дескриптор Обучающийся
— определяет ВВП на душу населения;
— определяет ИЧР;
— сравнивают страны по уровню экономического развития.
31
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Актуальность геополитики
Цель обучения 10.5.1.1 Объяснять цель и задачи, предмет исследования
геополитики
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает цель и задачи, предмет исследования
геополитики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
Заполните таблицу.
Геополитика
Цели
Задачи
Предмет исследования
Дескриптор Обучающийся
— определяет цель;
— определяет задачу;
— определяет предмет исследования геополитики.
32
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Актуальность геополитики
Цель обучения 10.5.1.2 Объяснять основные категории геополитики
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает основные категории геополитики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Установите соответствие.
1) Цивилизация a) часть народа и подчиненная этой
части управленческая структура,
обладающая властью и
организующая деятельность
подсистем общества в своих
интересах, либо в интересах всего
общества
2) Нация b) совокупность географических
территорий, имеющих искусственно
установленные или природные
национальные границы, формы
внутритерриториальной
организации и государственного
устройства
3) Государство c) высшая стадия исторического
развития народа (группы близких
народов) который овладел
концептуальными знаниями и
значительным пространством,
обеспечивающие ему устойчивое
развитие в глобальном
историческом процессе
4) Государственная
организация
d) функционирующая совокупность
социальных индивидов, социальных
групп, социальных институтов и
социальных организаций,
расположенных на определенном
географическом пространстве в
процессе совместной деятельности
по извлечению, преобразованию и
обмену ресурсов этого пространства
5) Национальная
организация
e) разширение сферы господства,
контроля над пространством
6) Экономическая система f) социальная система, включающая
одну или группу этнически близких
народностей с исторически
сложившейся культурой на основе
языкового сходства и единой
исторической среды обитания, с
полной управленческой
33
деятельностью и самодостаточным
развитием
7) Экспансия g) совокупность различных сообществ
граждан, сгруппированных вокруг
одного этноса (центрального),
говорящих на одном языке,
создавшем свою собственную
культуру как сплав культур
сплотившихся этносов,
располагающихся в пределах единой
территории и сознающих общность
своего прошлого, настоящего и
будущего
Дескриптор Обучающийся
— устанавливает соответствие терминов их определений.
34
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Актуальность геополитики
Цель обучения 10.5.1.3 Определять основные объекты и субъекты
геополитики
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает объекты и субъекты геополитики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Приведите примеры объектов и субъектов геополитики.
Объекты Субъекты
2. Укажите сходства и различия объектов и субъектов геополитики.
Дескриптор Обучающийся
— приводит примеры субъектов и объектов геополитики;
— указывает сходства и различия объектов и субъектов
геополитики.
35
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Морфология государственной территории
Цель обучения 10.5.1.8 Классифицировать государства по
морфологическим особенностям территории
Критерий оценивания Обучающийся
 Группировать государства по морфологическим
особенностям территории
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Нанесите на контурную карту мира:
A) трансконтинентальные государства;
B) субконтинентальные государства;
C) макрорегиональные (макротопы) государства;
D) мезорегиональные (мезотопы) государства;
E) макрогосударства (микротопы);
F) минигосударства (минитопы).
2. Распределите данные страны на основе конфигурации и форм распределения
государственной территории:
Чили, Судан, Норвегия, Хорватии, Швеция, Вьетнам, Египет, Италия, Панама, Малайзия,
Того, Гамбия, Франция, Испания, США, Польша, Россия, Азербайджан, Армения, Иран,
Турция, Ангола, ДР Конго, Оман, Саудовская Аравия, Испания, Марокко, Венгрия,
Индонезия, Филиппины, Перу, Боливией.
Государства
вытянутой или
«неправильной»
формы
Государства с
компактной
территорией
Фрагментированные
государства
Государства,
имеющие в своем
составе
анклавы/эксклавы
36
Дескриптор Обучающийся
— наносит на контурную карту трансконтинентальные государства;
— наносит на контурную карту субконтинентальные государства;
— наносит на контурную карту макрорегиональные государства;
— наносит на контурную карту мезорегиональные государства;
— наносит на контурную карту макрогосударства;
— наносит на контурную карту минигосударства;
— распределяет государства вытянутой или «неправильной» формы;
— распределяет государства с компактной территорией;
— распределяет фрагментированные государства;
— распределяет государства, имеющие в своем составе
энклавы/эксклавы.
37
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Морфология государственной территории
Цель обучения 10.5.1.9 Давать комплексную оценку
морфологическим особенностям
государственной территории Республики
Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает морфологические особенности
государственной территории Республики
Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Составьте SWOT- анализ морфологическим особенностям государственной территории
Республики Казахстан.
SWOT –анализ
S
Сильные стороны
W
Слабые стороны
O
Возможности
T
Риски
Дескриптор Обучающийся
— определяет сильные стороны;
— определяет слабые стороны;
— определяет риски;
— определяет возможности морфологических особенностей
государственной территории Республики Казахстан.
38
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Государственные границы
Цель обучения 10.5.1.11 Исследовать процесс формирования, основные
показатели и динамику государственных
границ Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет процесс формирования, динамику
государственных границ Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст.
Общая протяженность границ Казахстана составляет свыше 14 000 километров
Сухопутные сРеспубликой Узбекистан – 2150 километров, Республикой Кыргызстан –
1050 километров,Республикой Туркменистан – 380 километров,Китайской Республикой –
1660 километров, Российско-казахстанская граница имеет общую протяженность – 7 598,6
км. Из них почти 6 467 км. приходится на сухопутный участок, еще 1 500 – на речной, 85
км приходится на морскую границу на Каспий.Государственная граница Республики
Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики
Казахстан, устанавливается:- на суше — по характерным точкам и линиям рельефа или
ясно видимым ориентирам;- на море — по внешнему пределу территориального моря
Республики Казахстан;- на реках (ручьях) — по их середине или по середине главного
рукава реки иных водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы Государственной
границы Республики Казахстан к берегам водоема.
a) Создайте «Визитную карточку» государственной границы Республики Казахстан.
b) Проведите исследовательскую работу по вопросу «Как менялись границы
Республики Казахстан на протяжении последних 30 лет», используя интернет –
ресурсы.
Дескриптор Обучающийся
— создает «визитную карточку» государственной границы
Республики Казахстан;
— объясняет процесс формирования государственной границы
Республики Казахстан.
39
4 четверть
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.1 Регионы мира
Тема Комплексное географическое районирование
Цель обучения 10.6.1.2 Предлагать собственную модель комплексно-географического и историко-культурного
районирования
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает модель комплексно-географического и
историко-культурного районирования
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1.Составьте собственную модель комплексно-географического и историко-культурного
районирования, используя карту.
Дескриптор Обучающийся
— составляет собственную модель комплексно-географического и
историко-культурного районирования.
40
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.2 Объяснять методику расчета одного из
показателей, применяемых в сопоставлении (по
выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу
населения, ППС (паритет покупательской
способности), гендерное равенство и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает методику расчета одного из показателей,
применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП,
ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет
покупательской способности), гендерное
равениство и т.п.)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Рассчитайте ВВП (Ливан, 2017 г.).
Статьи Сумма, млн у.е.
Косвенные налоги 700
Прибыль фирм 1800
Заработная плата 8100
Проценты 200
Импорт 1200
Экспорт 1400
Рента 500
Инвестиции 200
Амортизация 300
Косвенные налоги 700
2. Рассчитайте ВНП (Чехия, 2017 г.).
Статьи Сумма, млн у.е.
Расходы на личное потребление 825
Валовые частные внутренние инвестиции 224
Государственные расходы 302
Экспорт 131
Импорт 422
Чистые поступления доходов факторов от остального мира 15
Чистые частные внутренние инвестиции 198
Косвенные налоги на бизнес-фирмы 107
Дескриптор Обучающийся
— использует методику расчета ВВП;
— использует методику расчета ВНП.
41
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.3 Графически представлять рейтинг стран мира
по одному из показателей (по выбору)
Критерий оценивания Обучающийся
 Представляет рейтинг стран в графической
форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Создайте рейтинг стран мира по ВВП на душу населения в форме столбчатой
диаграммы, используя карту «Страны мира по ВВП на душу населения».
2. Создайте гистограмму, используя таблицу «Список стран по ВВП (ППС)». Сравните
данные за три года.
Список стран по ВВП (ППС) в миллиардах долларов по данным Международного
валютного фонда (МВФ)
Страна 2014 2015 2016
1 КНР 18229 19698 21286
2 США 17428 18121 18624
3 Германия 3776 3874 3997
4 Бразилия 3307 3217 3141
5 Казахстан 431 441 451
42
Дескриптор Обучающийся
— определяет страны с различными ВВП;
— представляет рейтинг стран мира в виде столбачтой
диаграммы;
— представляет рейтинг пяти стран в виде гистограммы;
— сравнивает показания пяти стран за три года.
43
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.4 Характеризовать индексы и рейтинги стран мира,
определяемые по совокупности показателей
(показатели расчета / оценки, субъект оценки,
области применения результатов)
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует индексы и рейтинги стран мира,
определяемые по совокупности показателей
(показатели расчета / оценки, субъект оценки, области
применения результатов)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Дайте характеристику ИЧР.
а) Определите по 10 стран с высоким и низким показателями ИЧР, используя «Карту
мира по ИЧР».
b) Предложите ряд действий для улучшения показателя ИЧР с низким коэффицентом.
2. Объясните влияние показателей ВВП на показатели ИЧР.
Дескриптор Обучающийся
— определяет 10 стран с высоким показателем ИЧР;
— определяет 10 стран с низким показателем ИЧР;
— предлагает меры по улучшению показателя ИЧР.
— объясняет влияние показателей ВВП на показатели ИЧР.
44
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.5 Графически представлять рейтинг стран мира,
определяемые по совокупности показателей
Критерий оценивания Обучающийся
 Изображает рейтинг стран мира в графической
форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Дайте характеристику Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Создайте рейтинг стран мира по совокупности показателей в форме гистограммы,
используя таблицу «Рейтинг глобальной конкурентоспособности» (World Economic Forum:
The Global Competitiveness Report 2017–2018).
Рейтинг Страна Индекс Рейтинг Страна Индекс
1 Швейцария 5,9 57 Казахстан 4,3
3 Сингапур 5,7 115 Пакистан 3,7
7 Швеция 5,5 117 Гамбия 3,6
11 Норвегия 5,4 118 Замбия 3,5
14 Канада 5,3 127 Венесуэла 3,2
27 Китай 5,0 136 Мозамбик 2,9
43 Италия 4,5
Дескриптор Обучающийся
— характеризует ИГК;
— создает гистограмму по рейтингу стран мира по ИГК.
45
Раздел 6. Страноведение
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.6 Определять географические, социальные,
экономические и политические факторы,
оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по
выбору: на примере трех стран, расположенных в
начале, середине и конце рейтинга)
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает географические, социальные, экономические
и политические факторы, оказывающие влияние на
место страны в рейтинге
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Опишите, как факторы, влияют на место страны в рейтинге.
«Уровень жизни стран мира-2016»
Рейтинг Страна Индекс
1 Новая Зеландия 79,28
2 Норвегия 78,66
3 Финляндия 78,56
4 Швейцария 78,10
5 Канада 77,67
50 Румыния 61,67
51 Суринам 60,86
52 Бразилия 60,72
53 Македония 60,52
54 Ботсвана 60,51
82 Казахстан 57,26
145 Демократическая Республика Конго 38,76
146 Судан 38,53
147 Центрально-Африканская Республика 37,94
148 Афганистан 37,43
149 Йемен 36,84
Страны Географические
факторы
Социальные
факторы
Экономические
факторы
Политические
факторы
Дескриптор Обучающийся
— определяет, как факторы, влияют на место страны в рейтинге.
46
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.1 Классифицирует проблемы в развитии
человечества
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует проблемы в развитии человечества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Заполните таблицу.
Классификация глобальных проблем
Экологические Экономические Социальные Политические Духовные
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
— определяет экологические глобальные проблемы;
— определяет экономические глобальные проблемы;
— определяет социальные глобальные проблемы;
— определяет политические глобальные проблемы;
— определяет духовные глобальные проблемы;
— делает вывод.
47
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.2 Определять критерии глобальных проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает критерии глобальных проблем
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
Прочитайте текст.
Во 2-й половине XX века обострились региональные и этнические конфликты.
Горячими точками планеты являются Ближний Восток, Афганистан, Северная Африка,
неспокойно сегодня и в Азии. Войны и конфликты стали причиной возникновения еще
одной проблемы – беженцев, которых сейчас насчитывается от 10 до 15 миллионов человек.
Небывалый рост промышленности в XX веке имел оборотную сторону. Он привел к
катастрофическому загрязнению окружающей среды, грозящему биологическому
выживанию человечества. Цифры, приводимые экспертами в многочисленных
статистических отчетах, поражают масштабами ущерба, нанесенного окружающей среде.
Проблема преодоления разрыва в уровне экономического развития между развитыми и
развивающимися странами, устранения в последних голода, нищеты, неграмотности,
регулирования в них стремительного роста населения. Проблема продовольственного
обеспечения населения планеты к настоящему времени перестала быть актуальной лишь
примерно для 30 наиболее развитых стран и сохраняет свое значение для подавляющего
большинства государств.
Запасы природного топлива (угля, нефти, газа) и сырья, сформированные на Земле за
миллиарды лет ее существования, не возобновляемы и по мере их промышленного
использования сокращаются.
Одна из наиболее опасных угроз современного мира – международный терроризм. Он
направлен против граждан, объектов, отдельных стран и подрывает стабильность
международных отношений.
1. Подчеркните глобальные проблемы в тексте.
2. Выберите одну проблему. Назовите критерий данной проблемы.
3. Сделать прогнозы на будущее о глобальных проблемах.
Дескриптор Обучающийся
— указывает глобальные проблемы;
— называет критерии глобальных проблем;
— делает прогнозы на глобальные проблемы.
48
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.3 Определяет и группирует причины и последствия
глобальных проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет причины и последствия глобальных
проблем
 Группирует причины и последствия глобальных
проблем
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Определите причины и последствия глобальных проблем.
Причина Глобальная проблема Последствия
Проблема мира и
разоружения
Экологическая
Демографическая
Энергетическая
Сырьевая
Продовольственная
Использование ресурсов
Мирового океана
Мирное освоение космоса
Преодоление отсталости
развивающихся стран
2. Сгруппируйте причины и последствия глобальных проблем в виде схемы.
Дескриптор Обучающийся
— указывает причины и последствия глобальных проблем;
— группирует причины и последствия глобальных проблем.
49
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.4 Определяет территориальные проявления
глобальных проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет территории проявления глобальных
проблем
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
На контурной карте мира обозначьте цветами участки проявления глобальных проблем.
Глобальная проблема Цвет
Проблема мира и разоружения
Экологическая
Демографическая
Энергетическая
Сырьевая
Продовольственная
Использование ресурсов Мирового океана
Мирное освоение космоса
Преодоление отсталости развивающихся стран
Дескриптор Обучающийся
— обозначает глобальные проблемы на контурной карте,
используя цветовую схему.