ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ География 10 класс (общественно- гуманитарное направление)

СОР И СОЧ География 10 класс (общественно- гуманитарное направление)

14876
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «География»
10 класс
(общественно- гуманитарное направление)
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей АОО «Назарабаев Интеллектуальные школы»
позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в
помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с
критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей
обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить
формативное оценивание.
Сборник подготовлен на основе проектных версий учебной программы и учебного
плана по предмету «География» для обучающихся 10 классов.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видео инструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
Раздел 1. Методы географических исследований …………………………………………………………….. 4
Раздел 2. Картография и геоинформатика ……………………………………………………………………….. 6
Раздел 3. Природопользование и геоэкология ……………………………………………………………….. 11
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 16
Раздел 3. Природопользование и геоэкология ……………………………………………………………….. 16
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 27
Раздел 4. Геоэкономика ………………………………………………………………………………………………… 27
Раздел 5. Геополитика …………………………………………………………………………………………………… 32
4 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 36
Раздел 6 «Страноведение» …………………………………………………………………………………………….. 36
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества ………………………………………………………………. 40
4
1 четверть
Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Общегеографические методы
Тема Виды методов исследования
Цель обучения 10.1.1.1 Применять сравнительные методы согласно теме
исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует сравнительный метод исследования
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Сравните карты.
Человеком всегда движет любопытство. Тысячи лет назад первооткрыватели, заходя все
дальше и дальше в неизведанные земли, создавали первые подобия географических карт,
пытаясь нанести увиденный рельеф на листки папируса или глиняные таблички.
Перед вами первые карты, которые были сделаны древними учеными:
Объясните, что общего и чем отличаются карты. Сделайте вывод.
2. Укажите страну богаче, чем Казахстан, по полезным ископаемым. Сравните рост их
производства.
Дескриптор Обучающийся
— определяет разницу между двумя картами;
— определяет сходства двух карт;
— определяет страну богатую полезными ископаемыми;
— сравнивает рост производства.
5
Подраздел 1.1 Общегеографические методы
Тема Виды методов исследования
Цель обучения 10.1.1.3 Применять методы районирования согласно теме
исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует методы районирования согласно теме
исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Прочитайте текст «Экономическая география Казахстана». Нанесите специализацию
хозяйств экономических районов Казахстана, с условными обозначениями, на контурную
карту.
Экономическая география Казахстана
Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов. На севере развиты
зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение,
производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.
В Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика,
машиностроение и лесное хозяйство.
Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион не только
Казахстана, но и СНГ.
Основные отрасли хозяйства Центрального Казахстана — черная и цветная металлургия,
машиностроение, животноводство.
В Южном Казахстане производятся хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи,
виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, легкая и пищевая
промышленность, рыбное и лесное хозяйство.
Размещение промышленности привязано к месторождению полезных ископаемых,
крупным городам и водным ресурсам. Высокая концентрация горнодобывающей
промышленности обусловила ухудшение экологической обстановки, что особенно
характерно для городов Восточного, Центрального и Южного Казахстана.
Дескриптор Обучающийся
— отмечает на карте экономические районы Казахстана;
— отмечает специализацию районов, используя условные обозначения.
Условные обозначения
6
Раздел 2. Картография и геоинформатика
Подраздел 2.1 Картография
Тема Современные картографические методы
Цель обучения 10.2.1.1 Применять картографические методы согласно теме
исследования
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует картографические методы согласно теме
исследования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте текст. Нарисуйте картосхему, используя климатические данные приведенные
в тексте.
Климат Казахстана
Обширность территории Казахстана, раскинувшегося на более чем 3000 км с запада на
восток и почти на 2000 км от севера к югу, определяет климатические особенности страны.
Если на севере страны зимой бывают морозы до -50
0
С, то на юге летом зреют дыни и растёт
хлопчатник. Климат Казахстана резко-континентальный со средней температурой между -4
°C и — 19°C в январе и между +19…+26 °C в июле. Зимой температура может снизиться до -45 °C, а летом подняться до +30 °C.
На территории Казахстана ярко выражены все четыре времени года – с морозной
зимой, цветущей весной, жарким летом и багряной осенью.
Самый холодный месяц в Казахстане — январь. Его средняя температура на севере
(Петропавловск) — 18,7° С, на юге — 1,5° С. Иногда на севере республики морозы достигают -54° С, а на юге температура редко падает ниже — 30° С.
Самое холодное место Казахстана — район Атбасара, где температура достигала — 57° С,
а самая высокая температура была зарегистрирована в г. Туркестане (Южный Казахстан) +49
С°.
Самый теплый месяц в Казахстане – июль. Средняя температура июля на севере
республики в Петропавловске + 18,8°С, на юге в Дарбазе + 28,8. Летом на распространение
тепла влияют угол падения солнечных лучей и степень нагревания земной поверхности.
В основном Казахстан страна засушливая. Количество атмосферных осадков,
выпадающих на территории Казахстана, незначительно и распределены они неравномерно.
Это связано с отдаленностью республики от Атлантического океана и расположением в
центральной части материка Евразия. Среднегодовое количество осадков на территории
Казахстана колеблется от 130 мм до 1600 мм. Так, в районах, расположенных на северо-востоке Аральского моря и в западной части озера Балхаш, выпадает всего лишь 130 мм
осадков, в отдельные годы ещё меньше. Наибольшее количество осадков выпадает на
Западном Алтае. В равнинно-низкогорной части республики количество атмосферных
осадков уменьшается с севера на юг.
На севере осадков выпадает немногим более 400 мм (в Петропавловске — 425 мм), в
центральной полосе — до 275 мм, на юге — до 130 мм. Толщина снега на севере составляет 20 -30 см и он лежит 125 — 165 дней, на юге толщина снега 10 — 15 см и он сохраняется 40 — 60
дней.
7
Дескриптор Обучающийся
— создает картосхему Казахстана, используя условные обозначения.
8
Подраздел 2.2 Основы геоинформатики
Тема Географические базы данных
Цель обучения 10.2.2.1 Составлять по теме географические базы данных с
применением программы Microsoft Excel
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет понятия: геоинформатика,
географическая база данных
 Создает географические базы данных с помощью
программы Microsoft Excel
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Охарактеризуйте понятия.
Геоинформатика _____________________________________________________________
Географическая база данных ___________________________________________________
2. Составьте географическую базу данных в Microsoft Excel, используя физическую карту
Казахстана.
Высокие горы Низменности Реки Озера
Дескриптор Обучающийся
-определяет понятие геоинформатика;
-определяет понятие географическая база данных;
-группирует высокие горы;
-группирует низменности;
-группирует реки;
-группирует озера.
9
Подраздел 2.2 Основы геоинформатики
Тема Визуализация географических данных
Цель обучения 10.2.2.2 По результатам анализа статистических данных
составлять картограммы и картодиаграммы
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает картограмму и картографическую диаграмму
с использованием статистических данных
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте текст. Проведите анализ статистических данных.
2. Составьте картограмму или картодиаграмму по результатам анализа статистических
данных.
Экономика Казахстана
Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых,
обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами,
значительным промышленным потенциалом. Сегодня Казахстан имеет реально работающую
рыночную экономику.
Если 20 лет назад ВВП на душу населения составлял более 700 долларов, то в конце
2004 года он достиг 2700 долларов, в 2005 году ВВП на душу населения составил около
3000 долларов, к 2010 году достиг 5800 долларов, а в 2015 году составил порядка 9000
долларов США.
Сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого
потенциала страны. По сравнению с 1985 годом объем добычи углеводородного сырья вырос
на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза.
В экономику республики привлечено порядка 30-ти миллиардов долларов США
прямых иностранных инвестиции. Инвесторы знают, что сегодня Казахстан- надежный
партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество.
Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, и это
подтверждают ведущие международные эксперты.
Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения
стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от
неблагоприятных внешних факторов.
В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу
стран со средним уровнем дохода. Если сравнить показатели качества жизни за последние 10
лет, в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась
среднемесячная зарплата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты
физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз
соответственно.
Поступательный экономический рост в Казахстане позволил значительно расширить
социальную направленность государственных доходов, что свидетельствкет о достигнутом
запасе прочности экономики страны.
Дескриптор Обучающийся
-определяет статистические данные в тексте;
-составляет картограмму/картодиаграмму по результатам анализа
статистических данных.
10
Подраздел 2.2 Основы геоинформатики
Тема Визуализация географических данных
Цель обучения 10.2.2.3 Составлять тематические картосхемы в графических
редакторах ИКТ
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает тематические картосхемы в графических
редакторах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Составьте тематическую картосхему в графическом редакторе, используя данные таблицы
«Состав экономических районов Казахстана».
Экономическое районирование Казахстана-это территориальное деление Казахстана
на экономико-географический регионы. В настоящее время в Казахстане условно выделяют
пять экономико-географических регионов.
Состав экономических районов
Район
Области и города республиканского
значения
Население
чел (1 июля 2017)
Площадь
км²
1. Восточный Восточно-Казахстанская область 1 394 208 283 226
2. Западный
Актюбинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Мангистауская область
2,759,602 736,241
3. Северный
Акмолинская область
г. Астана
Костанайская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
3 937 246 565,678
4. Центральный Карагандинская область 1 381 501 427 982
5. Южный
Алматинская область
г. Алматы
Жамбылская область
Кызылординская область
Туркестанская область
г. Шымкент
8,569,809
712,125
Дескриптор Обучающийся
— составляет тематическую картосхему в графическом редакторе.
11
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Виды природопользования
Цель обучения 10.3.1.1 Объяснять необходимость природопользования,
определять ее виды (по типам хозяйствования) и
представлять в графической форме
Критерий оценивания Обучающийся:
 Определяет виды природопользования
 Обосновывает необходимость природопользования,
представляя в графической форме
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Прочитайте текст, определите виды природопользования.
2. Представьте информацию в инфографике.
Виды природопользования
Природопользование может осуществляться в различных формах, различными
способами, что предопределяет и дифференциацию правового регулирования отношений
природопользования. Так, основное значение имеет классификация природопользования по
объектам пользования. Поэтому основанию выделяются землепользование (пользование
землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование
водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным
миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами,
пользование воздушным пространством.
Природные ресурсы могут использоваться в различных целях, что предопределяет
дифференциацию регламентации пользования ими. Так, землепользование подразделяется
на сельскохозяйственное пользование, пользование землями в качестве пространственной
основы для размещения промышленных предприятий, транспорта, линий связи,
электропередач, для нужд космонавтики и обороны страны и в других
несельскохозяйственных целях.
Водные объекты, могут предоставляться для следующих целей: питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и (или) дренажных вод,
производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины
и иных целей.
Леса могут предоставляться для заготовки древесины, живицы, не древесных лесных
ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, ведения
охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение лесного хозяйства, осуществление
научно-исследовательской и образовательной рекреационной деятельности и в иных целях.
Пользование животным миром осуществляется в следующих видах: охота,
рыболовство; добыча животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства,
использование или извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного
мира, получение продуктов их жизнедеятельности; изучение, исследование и иное
использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных,
рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания.
Закреплены следующие виды рыболовства: промышленное, включая прибрежное; в
научно-исследовательских и контрольных целях; в учебных и культурно-просветительных
целях.
Природопользование может осуществляться с изъятием природных ресурсов из
12
природной среды, либо без такового. Природные ресурсы могут предоставляться в
пользование одному или нескольким лицам. Объектом природопользования может быть
один вид природного ресурса, или несколько природных ресурсов. Природные ресурсы
могут предоставляться в пользование для осуществления одного или нескольких видов
природопользования (комплексное природопользование).
Более полную информацию можно получить пройдя по ссылке:
https://lawbook.online/ekologicheskoe-pravo-rossii-kniga/vidyi-prirodopolzovaniya-68129.html
2. Объясните необходимость природопользования с помощью инфографики.
Дескриптор Обучающийся
— определяет виды природопользования;
— представляет информацию в виде инфографики.
13
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Оценка воздействия видов природопользования на
окружающую среду
Цель обучения 10.3.1.2 Определять и оценивать воздействие типов
природопользования на окружающую среду (на основе
местного / регионального компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает воздействие типов природопользования на
окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Назовите основные проблемы использования природных ресурсов.
2. Оцените воздействие типов природопользования на окружающую среду, используя
местный/региональный компонент:
Виды природопользования Оценка воздействия на окружающую среду
Землепользование
Недропользование
Водопользование
Лесопользование
Использование биологических
ресурсов
Пользование воздушным
пространством
Пользование природно-рекреационными ресурсами
Пользование природно-заповедными ресурсами
Дескриптор Обучающийся
— указывает основные проблемы использования природных ресурсов;
— оценивает воздействие типов природопользования на окружающую
среду.
14
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Оценка воздействия видов природопользования на
окружающую среду
Цель обучения 10.3.1.3 Предлагать пути минимизации негативного
воздействия типов природопользования на
окружающую среду (на основе
местного/регионального компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Представляет пути минимизации негативного
воздействия типов природопользования на
окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Предложите пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на
окружающую среду на основе материала «Виды природопользования»
(https://lawbook.online/ekologicheskoe-pravo-rossii-kniga/vidyi-prirodopolzovaniya-68129.html).
Виды
природопользования
Пути минимизации
Землепользование
Недропользование
Водопользование
Лесопользование
Использование
биологических ресурсов
Пользование воздушным
пространством
Пользование природно-рекреационными ресурсами
Пользование природно-заповедными ресурсами
Дескриптор Обучающийся
— предлагает пути минимизации негативного воздействия типов
природопользования на окружающую среду.
15
Подраздел 3.1 Природопользование
Тема Принципы рационального природопользования
Цель обучения 10.3.1.4 Определять принципы рационального
природопользования
Критерий оценивания Обучающийся:
 Указывает принципы рационального
природопользования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Раскройте понятие «рациональное природопользование».
2. Прочитайте текст. Определите наиболее важные принципы рационального использования
природных ресурсов.
Принципами рационального использования природных ресурсов являются:
1) изучение ресурсов. Грамотное и бережное использование ресурсов невозможно без
наличия сведений об их объеме, качестве, без прогноза последствий их изъятия из
природных объектов и возможности замены их на другие;
2) организация мониторинга состояния природных ресурсов;
3) совершенствование технологий добычи, транспортировки и переработки ресурсов,
предусматривающее их максимальное использование. Проектирование, строительство
новых, а также модернизация уже имеющихся производств с целью сокращения
использования природных ресурсов. Использование альтернативных источников энергии;
4) повышение урожайности в сельском хозяйстве на освоенных территориях, строгое
соблюдение норм и назначения при использовании минеральных удобрений и пестицидов;
5) постоянный поиск новейших природоохранных технологий с обязательным
проведением экологической экспертизы;
6) сокращение образования отходов производства — сточных вод, выбросов в атмосферу
и твердых отходов. Использование отходов в качестве сырья для получения энергии и
продукции;
7) восстановление природных объектов после техногенного воздействия -рекультивация земель, защита от эрозии почв, воспроизводство лесов и организация борьбы
с лесными пожарами т.п.;
8) сохранение биологического разнообразия планеты. Организация заповедных зон,
заказников, национальных парков. Сокращение отлова промысловых и морских
беспозвоночных. Охрана и разведение редких видов растений и животных;
9) открытая демонстрация результатов природоохранной деятельности. Экологическое
просвещение населения;
10) совершенствование природоохранного законодательства стран и создание
эффективных механизмов его реализации.
Дескриптор Обучающийся
— характеризует понятие «рациональное природопользование»;
— определяет более важные принципы рационального природопользования.
16
2 четверть
Раздел 3. Природопользование и геоэкология
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкологии
Цель обучения 10.3.2.1 Представлять в графической форме сущность,
содержание, и направления, и основные категории
геоэкологических исследований
Критерий оценивания Обучающийся
 Изображает информацию в графической форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Охарактеризуйте понятие.
Геоэкологические исследования___________________________________________________
2. Представьте в графической форме основные категории геоэкологических исследований
(таблица, кластер и т.д): сущность, содержание, направления.
Методы геоэкологических исследований
В настоящее время геологическая наука и практика располагают огромным арсеналом
методов которые наряду с фундаментальными проблемами позволяют решать задачи,
связанные с поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых. Геоэкологические
исследования оперируют практически тем же комплексом методов, что и при
геологоразведочных работах: геологическими, геохимическими, геофизическими,
гидрогеологическими, геоморфологическими и иными сторонами взаимодействия
литосферы и биосферы.
К геологическим методам относятся те из них, которые направлены на изучение
свойств геологической среды, петрологического характера горных пород. Петрологические
свойства горных пород обусловлены их минеральным и химическим составом, условиями
залегания и теми изменениями, которым они подвергаются в недрах земной коры. К
геодинамическим процессам относятся процессы, протекающие как внутри земной коры, так
и на ее поверхности. Они выражаются в форме тектонических движений, сейсмических и
вулканических процессов.
Петрологические свойства горных пород в сочетании с геодинамическими процессами
определяют место и время возникновения, а также характер геоэкологических факторов.
Практика показывает, что слабое знание состояния геологической среды нередко приводит к
катастрофическим последствиям. Ярким примером подобного являются масштабные
разрушения при землетрясениях.
Геохимическими методами изучают распространение химических элементов или
химических соединений в горных породах, атмосфере, природных водах, растительном
покрове, организме животных. В последние годы их широко применяют в практике
геоэкологических работ.
Согласно С. А. Григоряну (1992), основные вопросы, которые должны рассматриваться
в рамках концепции по геохимии окружающей среды, следующие:
-дифференциация геохимических аномалий на геогенные и техногенные при оценке
состояния окружающей среды, что дает возможность более достоверно устанавливать
источники геохимического загрязнения и их размеры;
-комплексные геохимические исследования по современному опробованию вод, почв и
донных отложений, позволяющие наиболее достоверно выяснять основные геохимические
17
особенности исследуемой территории по результатам геохимического опробования;
-использование результатов анализа проб, отобранных в процессе региональных
геохимических съемок, для оценки состояния окружающей среды;
-целесообразность комплексного характера работ по изучению окружающей среды с
привлечением специалистов соответствующего профиля.
С помощью геофизических методов изучают распределение естественных или
искусственно созданных физических полей — гравитационного, магнитного,
электромагнитного, радиоактивного, теплового и др. Местонахождение перечисленных
полей устанавливают с помощью геофизической аппаратуры, которая обладает высокой
точностью измерения, что дает возможность выявить даже самые слабые изменения полей.
Наряду с прогнозом землетрясений, оползней и селей эти методы помогают решать и
локальные задачи, в частности предупреждать в подземных горных выработках
возникновение горных ударов, обрушений, затоплений.
Гидрогеологические методы направлены на изучение условий залегания, режима,
физических и химических свойств подземных вод, их связи с горными породами,
атмосферой и поверхностными водами. Известно, что от особенностей залегания и режима
подземных вод в значительной степени зависят многие процессы, протекающие на земной
поверхности и оказывающие существенное влияние на природную среду.
Первостепенная задача геоэкологии — решить проблему безопасного захоронения
промышленных и коммунально-бытовых вод в глубоких водоносных горизонтах. Решение
этой проблемы вызовет изменения в сложившемся природном гидродинамическом и
гидрогеохимическом равновесии. Надо достаточно точно рассчитать, как и каким образом
это может отразиться на гидрогеологическом режиме и качестве подземных вод в обозримом
будущем.
С помощью геоморфологических методов изучают все многообразие форм рельефа,
которые возникают в результате совместного воздействия эндогенных и экзогенных
процессов на геологическую среду.
Аэрокосмические методы изучения земной поверхности, проведенные за последние
десятилетия, внесли существенный вклад в геологическую науку. Главными достоинствами
этого метода являются достоверность и объективность информации.
Дескриптор Обучающийся
— описывает понятие «геоэкологические исследования»;
— представляет информацию в графической форме.
18
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Геоэкологическое районирование
Цель обучения 10.3.2.3 Районировать территорию мира по уровню
загрязнения и нарушенности
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует территорию мира по уровню загрязнения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Разделите территорию на несколько групп по мере загрязненности, исследуя карту мира:
Карта загрязнения воздуха в мире
Уровни экологической напряженности
Катастрофический Критический Напряженный Удовлетворительный Благоприятный
Дескриптор Обучающийся
-определяет катастрофические загрязненные территории мира;
-определяет критические загрязненные территории мира;
-определяет напряженные территории мира;
-определяет удовлетворительные территории мира;
— определяет благоприятные территории мира.
19
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Антропогенные факторы в геоэкологии
Цель обучения 10.3.2.4 Классифицировать и представлять в графической
форме антропогенные факторы, оказывающие
воздействие на
природу
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует и описывает виды антропогенных
факторов
 Изображает антропогенные факторы, оказывающие
воздействие на природу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте текст. Определите виды антропогенных факторов и опишите последствия.
Антропогенные факторы (греч. anthropos — человек, genesisum — происхождение,
лат. factor — дело) — экологические факторы, обусловленные различными формами влияния
деятельности человека на природу. Антропогенные факторы могут быть первичными, или
прямыми (истребление, акклиматизация, интродукция), и вторичными, или косвенными
(вырубка лесов, осушение болот, распашка земель и тому подобное).
Промышленное производство, сельское хозяйство, деятельность по обустройству быта
и обеспечению жизнедеятельности, загрязняет природу. Все это называют «антропогенное
загрязнение окружающей среды». В начале своей производственной деятельности, это было
действительно загрязнение. И какое-то время природа с ним справлялась. С бурным
развитием науки и внедрением его достижений в производство загрязнению стала
подвергаться вся биосфера. В атмосферу, литосферу и гидросферу, а также живые
организмы, попадают вещества и энергия, полученные в результате промышленного и
сельскохозяйственного производства, работы транспорта и в процессе деятельности людей.
Загрязняющими веществами являются тяжелые металлы, диоксиды, кислоты, аэрозоли,
радиация, шум и так далее. Человечество стало производить такие продукты и такие отходы,
что природа к ним оказалась не готова.
В своих отношениях с природой человек дошел до такого уровня, что любое его
телодвижение является источником загрязнения. Все, что делает нашу жизнь лучше и
комфортнее, уничтожает природу. Причем влияние человека на окружающую среду носит
исключительно негативный характер.
Загрязнение окружающей среды – это только часть воздействия на нее человека. На
окружающую среду антропогенное воздействие осуществляется путем сокращения ее
видового разнообразия и количественного состава популяции. В результате состав биосистем
уменьшается и она упрощается.
Преследуя свои цели, человечество хочет максимально контролировать экосистемы и
для этого делает их примитивнее и проще. Это ведет к гибели экосистемы. Возможно,
первым крупнейшим антропогенным воздействием на биосферу было истребление бизонов в
Америке. Фактически был уничтожен отдельный вид, насчитывавший миллион особей.
Антропогенное воздействие несложно перечислить и нетрудно привести его примеры. Оно
везде и всегда присутствует. От выброшенного мусора и выкуренной сигареты, до работы
атомной электростанции и ядерного испытания. Энергия, производимая человеком, в его
производственной деятельности полностью не потребляется. В пищевой цепи человек стоит
на высшей ступени и является потребителем.
20
Виды антропогенных
факторов
Последствия
2. Прочитайте текст. Представьте в графической форме антропогенные факторы,
оказывающие воздействие на природу Казахстана.
В Казахстане очень уязвимая природная среда. Территорию республики в основном
составляют степи, полупустыни и пустыни. В результате антропогенных нагрузок
практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной
среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны.
Экстенсивное развитие сельскохозяйственного производства оставило след в виде
деградации земель и оскудения ландшафтов, более 60% территории страны подвержено
жесточайшему опустыниванию, что приводит к уменьшению плодородия почв и, как
следствие, к сокращению продуктивности животноводства и растениеводства. За 40 лет
эксплуатации целинных и залежных земель в результате ветровой и водной эрозии утрачено
1,2 млрд. тонн гумуса.
В результате деятельности предприятий горно-металлургического комплекса на
территории Казахстана скопилось более 20 млрд. тонн промышленных отходов при
ежегодном поступлении около 1 млрд. т. 95% от общего объема добываемой руды попадает в
отходы, зачастую чрезвычайно токсичные и размещенные в неприспособленных для
хранения местах. Годовой объем образования токсичных отходов в республике составляет
84,4 млн. т, из них 63% — отходы цветной металлургии. Они сосредоточены
преимущественно в Карагандинской — 29,4%, Восточно-Казахстанской — 25,7%,
Костанайской — 17% и Павлодарской — 14,6% областях.
Нефтяная и газовая промышленность занимает первое место среди отраслей
промышленности по объемам инвестиций. Несмотря на это, в основных районах
нефтегазодобычи и нефтепереработки — Атырауской и Мангистауской областях — работы
проводятся с применением отсталых технологий, устаревшего оборудования, что приводит к
авариям и утечкам нефти. В результате чего общая площадь нефтяного загрязнения в
Западном Казахстане составляет 194 тыс. га, а объем разлитой нефти — более млн. тонн.
Дескриптор Обучающийся
-определяет виды антропогенных факторов;
-описывает последствия антропогенных факторов;
-представляет в графической форме антропогенные факторы,
оказывающие воздействие на природу.
21
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Глобальные экологические проблемы
Цель обучения 10.3.2.6 Определять роль географических закономерностей в
возникновении глобальных экологических проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает роль географических закономерностей в
возникновении глобальных экологических проблем
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст. Опишите возникновение глобальных экологических проблем.
Экологические проблемы затрагивают всю природную систему. Исходя из этого,
выделяется несколько видов этой проблемы:
 Атмосферные. В атмосферном воздухе, чаще всего городских территорий,
наблюдается повышенная концентрация загрязняющих веществ, в том числе твёрдых
частиц, диоксида серы, диоксида и оксида азота, оксида углерода. Источники –
автомобильный транспорт и стационарные объекты (промышленные предприятия).
 Водные. Наблюдается истощение и загрязнение не только поверхностных, но и
подземных вод. Возьмём, к примеру, «великую русскую» реку Волгу. Воды в ней
характеризуются как «грязные». Превышена норма содержания меди, железа, фенола,
сульфатов, органических веществ. Это связано с работой промышленных объектов,
которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки,
урбанизацией населения – велика доля бытовых стоков через биологические очистные
сооружения.
 Биологические. Деградируют такие ресурсы, как леса, пастбища.
 Земельные. Речь идёт об истощении недр, о выработке полезных ископаемых. Чтобы
сберечь хотя бы часть этих ресурсов, достаточно максимально перерабатывать отходы
и направлять их на повторное использование. Тем самым мы будем содействовать
уменьшению площади свалок, а предприятия могут экономить на разработке
карьеров, применяя в производстве вторсырьё.
 Почвенно–геоморфологические. Активное ведение сельского хозяйства и вырубка
лесов ведут к оврагообразованию, эрозии почв, их засолению. Если эрозия возникает
в результате землепользования, то помочь почве можно: за счёт террасирования,
создания лесополос для защиты от ветра, изменения типа, густоты и возраста
растительности.
 Ландшафтные. Ухудшение состояния отдельно взятых природно-территориальных
комплексов.
Последствия загрязнения окружающей среды:
 Разрушение озонового слоя. В результате уменьшается защита от ультрафиолетового
излучения, что приводит к различным заболеваниям населения, в том числе раку
кожи.
 Глобальное потепление климата. За последние 100 лет произошло повышение
температуры поверхностного слоя атмосферы на 0,3-0,8°С. Площадь снегов на севере
стала меньше на 8%. Произошёл подъём уровня мирового океана до 20 см. За 10 лет
скорость роста среднегодовой температуры на территории России составила 0,42°С.
Это в два раза больше, чем скорость роста глобальной температуры Земли.
 Кислотные дожди. Эта проблема приводит к загрязнению водоёмов и почв азотной и
серной кислотой, соединениями кобальта и алюминия. В результате падает
урожайность, гибнут леса. Токсичные металлы попадаю в питьевую воду и отравляют
22
нас.
 Загрязнение почвы. 85 млрд. тонн отходов в год человечеству нужно где-то
складировать. В результате почва под санкционированными и
несанкционированными свалками загрязняется твёрдыми и жидкими
промышленными отходами, ядохимикатами, бытовым мусором.
 Загрязнение воды. Основные загрязнители – нефть и нефтепродукты, тяжёлые
металлы и сложные органические соединения. В России экосистемы рек, озёр,
водохранилищ сохраняются на стабильном уровне. Таксономический состав и
структура сообществ не претерпевают существенных изменений.
Ответьте на вопросы:
Что такое экологические проблемы?
Почему они носят глобальный характер?
2. Оцените роль географических закономерностей в возникновении глобальных
экологических проблем:
Глобальные проблемы Причины глобальных
экологических проблем
Роль географических
закономерностей
Дескриптор Обучающийся
— описывает возникновение глобальных экологических проблем;
— определяет причины глобальных экологических проблем;
— определяет роль географических закономерности в возникновении
глобальных экологических проблем.
23
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Научно-технический прогресс в решении экологических
проблем
Цель обучения 10.3.2.8 Определять роль научно-технического прогресса в
решении экологических проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет роль научно-технического прогресса в
решении экологических проблем
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1.Прочитайте текст. Охарактеризуйте понятие: научно- технический прогресс (НТР)
2.Опишите роль научно-технического прогресса в решении экологических проблем.
3.Как экологически чистые энергосберегающие технологии могут решить экологические
проблемы?
Научно- техническая революция (НТР) — это период времени, в течение которого
происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом
преобразующий производительные силы общества. Основными частями НТР являются
наука, техника, производство, технология, управление.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с
тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в
природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее
и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Пути улучшения окружающей среды.
Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение
зависит от каждого из нас. Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь природе?
Использование альтернативного вида топлива или альтернативного транспортного
средства. Чтобы сократить вредные выбросы в атмосферный воздух, достаточно перевести
автомобиль на газ или пересесть на электрокар. Весьма экологичен способ перемещения на
велосипеде.
Раздельный сбор. Достаточно установить дома две ёмкости для мусора, чтобы
эффективно внедрить раздельный сбор. Первая – для отходов, не поддающихся переработке,
а вторая – для последующей передачи на вторсырьё. Стоимость пластиковых бутылок,
макулатуры, стекла становится всё дороже, поэтому раздельный сбор – это не только
экологично, но и экономично. Кстати, пока в России объём образования отходов в два раза
выше объёма использования отходов. В результате за пять лет объём отходов на свалках
утраивается.
Умеренность. Во всём и везде. Эффективное решение экологических проблем
предполагает отказ от модели общества потребления. Человеку для жизни не нужно 10
сапог, 5 пальто, 3 автомобиля и т.д. С пластиковых пакетов легко перейти на экопакеты: они
прочнее, срок эксплуатации намного дольше, а стоимость порядка 20 рублей.
Экологическое просвещение населения. Участвуйте в экологических акциях: посадите
дерево во дворе, съездите на восстановление лесов, пострадавших от пожаров. Примите
участие в субботнике. И природа поблагодарит вас шелестом листьев, легким дуновением
ветерка. Воспитайте в детях любовь ко всему живому и научите грамотному поведению на
прогулке в лесу, на улице.
24
Дескриптор Обучающийся
— раскрывает понятие термина НТР;
— определяет роль научно-технического прогресса в решении экологических
проблем;
-объясняет, как экологически чистые технологии решают экологические
проблемы.
25
Подраздел 3.2 Основы геоэкологических исследований
Тема Экологические проблемы Казахстана
Цель обучения 10.3.2.9 Предлагать пути решения экологических проблем на
основе экологического районирования территории
Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Представляет пути решения экологических проблем на
основе экологического районирования территории
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст. Заполните таблицу.
Экологическое районирование один из видов картографической оценки состояния
природной среды в целях выявления путей и методов стабилизации и улучшения обстановки
экологической на той или иной территории.
В зависимости от степени экологической напряженности геоэкологические регионы на
территории Казахстана условно разделены на пять классов геоэкологической
напряженности.
a) Регионы с почти необратимыми изменениями в структуре геосистем:
— современная и бывшая акватории Аральского моря;
— промышленные ареалы Рудного Алтая — города Усть-Каменогорск, Лениногорск,
Зыряновск;
— территория Семипалатинского испытательного, ядерного полигона;
— северо-восточное побережье Каспийского моря.
b) Регионы с резкими, но обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— промышленные ареалы городов Балхаш, Тараз, Жезказган, Кызылорда,
Темиртау, Шымкент, Алматы, Караганда;
— Жетыбай-Узенский и Тенгизский нефтеперерабатывающие и нефтехимические
комплексы;
— Территории космических и военно-испытательных полигонов — Байконур,
островов Возрождения на Аральском море;
— Реки Иртыш, Сырдарья, Нура, Арысь и др.
c) Регионы со значительными, но обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— газокондетсатного месторождений;
— территории Эмбинских, Актюбинских нефтяных, Карачаганакского
Акчатауского, Атасу-Каражальского, Жанатас-Каратауского, Качарского,
Саякского, Текелийского, Джетыгаринского территориально-промышленных
комплексов;
— урбапромышленные города Актау, Актобе, Атырау;
— Капчагайское , Шардарьинское водохранилаща, озера Балхаш, реки Или, Шу и
др.
d) Регионы с заметными обратимыми изменениями в структуре геосистем:
— промышленные города Астана, Кокшетау, Талдыкорган, Петропавловск,
Уральск и др.;
— реки Ишим, Талас, Тобол, Сарысу, Урал.
e) Регионы с обратимыми изменениями в структуре геосистем.
Охватывают значительную, малонаселенную часть территории Казахстана:
полупустыни, пустыни, горные области и др.
26
Регионы Экологическая
проблема
Пути решения
Регионы с почти
необратимыми изменениями в
структуре геосистем
Регионы с резкими, но
обратимыми изменениями в
структуре геосистем
Регионы со значительными,
но обратимыми изменениями
в структуре геосистем
Регионы с заметными
обратимыми изменениями в
структуре геосистем
Регионы с обратимыми
изменениями в структуре
геосистем
2. Обозначьте на контурной карте экологические проблемные регионы Казахстана с
помощью условных обозначений.
Дескриптор Обучающийся
— определяет экологические проблемы в регионах с почти
необратимыми изменениями в структуре геосистем;
— определяет экологические проблемы в регионах с резкими, но
обратимыми изменениями в структуре геосистем;
— определяет экологические проблемы в регионах со
значительными, но обратимыми изменениями в структуре
геосистем;
— определяет экологические проблемы в регионах с заметными
обратимыми изменениями в структуре геосистем;
— определяет экологические проблемы в регионах с обратимыми
изменениями в структуре геосистем;
— предлагает пути решения на каждую экологическую проблему;
— обозначает на контурной карте экологические проблемные
регионы Казахстана.
27
3 четверть
Раздел 4. Геоэкономика
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Предмет исследования и актуальность геоэкономики
Цель обучения 10.4.1.1 Объяснять цели, задачи, основные категории
геоэкономики
Критерий оценивания Обучающийся:
 Описывает цели, задачи, основные категории
геоэкономики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните таблицу.
Геоэкономика
Цели
Задачи
Основные категории
Дескриптор Обучающийся
-описывает цели;
-описывает задач;
-описывает основные категории геоэкономики.
28
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Структура мирового хозяйства
Цель обучения 10.4.1.4 Оценивать структуру хозяйства стран мира
Критерий оценивания Обучающийся:
 Оценивает структуру хозяйства стран мира
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Сгруппируйте отрасли мирового хозяйства в 4 группы:
Торговля, воздушный, пищевая, металлургия, экономические отношения,
трубопроводный, машиностроение, легкая, водный, туризм, химическая,
топливно- энергетический комплекс, растениеводство, железнодорожный,
автомобильный, животноводство.
Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Сфера услуг
2. Сравните и сделайте вывод о структурах хозяйств следующих стран:
Германия Казахстан
3. Укажите от каких ресурсов зависит развитие экономика Казахстана.
4. Оцените данные ресурсы.
Дескриптор Обучающийся
-группирует отрасли мирового хозяйства;
-сравнивает структуры хозяйств стран Германии и Казахстана;
-оценивает развитие экономики Казахстана.
29
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Показатели экономического развития стран мира
Цель обучения 10.4.1.7 Сравнивать показатели экономического развития
стран мира (с дополнительным охватом
казахстанского компонента)
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает показатели уровня экономического
развития нескольких стран
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Рассмотрите и изучите показатели уровня экономического развития.
 ВВП и ВНП на душу населения;
 Качество и уровень жизни населения;
 Конкурентоспособность экономики;
 Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
 Качество человеческого капитала на душу населения, его качество и
производительность.
ссылка: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskoe-razvitie.html
2. Сравните показатели уровня экономического развития стран и сделайте вывод.
США Сингапур Казахстан Гаити
Дескриптор Обучающийся
— сравнивает показатели уровня экономического развития указанных
стран;
— делает выводы на основании информации.
30
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Показатели экономического развития стран мира
Цель обучения 10.4.1.8 Классифицировать страны мира по уровню
экономического развития
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует страны мира по уровню экономического
развития
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Прочитайте текст.
Мировая экономика имеет сложную региональную структуру.
В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три
группы:
 Развитые страны с рыночной экономикой (advanced economies);
 Страны с переходной экономикой (transitive economy) или с формирующимся
рынком (emerging market);
 Развивающиеся страны (developing countries).
2. Классифицируйте страны по уровню экономического развития:
Швейцария, Польша, Чехия, Аргентина, Мексика, Сомали, Боливия, Судан,
Чад, Перу, Афганистан, Лаос, Бельгия, Украина, Индия, Мьянма, Италия, Мали,
Болгария, Узбекистан.
Развитые страны Страны с переходной
экономикой
Развивающиеся страны
3. Объясните по каким показателям все страны разделены на три группы?
Дескриптор Обучающийся
— группирует страны по уровню экономического развития;
— определяет показатели экономического развития стран.
31
Подраздел 4.1 Основы геоэкономики
Тема Мировой опыт экономического развития
Цель обучения 10.4.1.9 Давать оценку стратегиям экономического развития
стран мира (с дополнительным охватом
казахстанского компонента)
Критерий оценивания Обучающийся:
 Оценивает стратегии экономического развития стран
мира
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Заполните таблицу, сравнивая стратегии экономического развития стран.
Стратегии стран
Япония Казахстан Бангладеш
Сходства
Различия
2. Сделайте вывод, используя данные из таблицы
Вывод
Дескриптор Обучающийся
— сравнивает стратегии экономического развития стран;
— делает выводы.
32
Раздел 5. Геополитика
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Актуальность геополитики
Цель обучения 10.5.1.1 Объяснять цель, задачи, предмет исследования,
основные категории геополитики
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает цель, задачи, предмет исследования,
основные категории геополитики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Заполните таблицу.
Геополитика
Цели
Задачи
Предмет исследования
Основные категории
Дескриптор Обучающийся
— определяет цель;
— определяет задачу;
— определяет предмет исследования;
— определяет основные категории геополитики;
33
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Актуальность геополитики
Цель обучения 10.5.1.2 Определять основные объекты и субъекты
геополитики
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает объекты и субъекты геополитики
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
Определите объекты и субъекты геополитики. Приведите примеры.
Объекты геополитики Субъекты геополитики
Примеры
Объект геополитики: это планетарное пространство — твердая суша, вода (моря и
океаны), воздушная оболочка, окутывающая земной шар, на котором миллионы лет идет
великое противостояние моря и суши, воздуха и земной коры, т. е. планетарное
пространство с государствами, их границами, ресурсами и т. д.
Субъект геополитики – государство или блок государств, осуществляющие
деятельность, направленную на изменение геополитического пространства для обретения
формальной или неформальной власти в различных географических, геофизических и
социальных пространствах.
Дескриптор Обучающийся
— определяет объект геополитики;
— определяет субъект геополитики;
— приводит примеры.
34
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Геополитические регионы мира
Цель обучения 10.5.1.4 Определять геополитические регионы мира,
выделенные по различным признакам или их
совокупности
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет геополитические регионы мира по
различным признакам
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Рассмотрите карту и определите геополитические регионы мира.
Геополитические регионы мира
2. Заполните таблицу.
Регионы Страны, входящие в этот регион
3. Опишите признаки формирования геополитических регионов мира.
Дескриптор Обучающийся
— определяет по карте геополитические регионы мира;
— определяет по карте страны входящие в этот регионы;
— описывает признаки по которым сформировались
геополитические регионы мира.
35
Подраздел 5.1 Основы геополитики
Тема Морфология государственной территории
Цель обучения 10.5.1.7 Классифицировать государства по морфологическим
особенностям территории
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует государства по морфологическим
особенностям территории
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Сгруппируйте страны по морфологическим особенностям государства (растянутый,
единый, рассеянный, страны анклавы), используя карту мира.
Дескриптор Обучающийся
— группирует страны по растянутый форме;
-группирует страны по единой форме;
-группирует страны по рассеянной форме;
-группирует страны анклавы.
36
4 четверть
Раздел 6 «Страноведение»
Подраздел 6.1 Регионы мира
Тема Комплексное географическое районирование
Цель обучения 10.6.1.1 Объяснять деление мира по различным признакам на
физико-географические, историко-культурные,
политико-географические и геополитические районы
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет деление мира по различным признакам
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Укажите, какие историко-культурные районы выделяют в мире.
https://geographyofrussia.com/istoriko-kulturnye-rajony-mira/
2. Выберите один район культурно-исторического деления и объясните причину деления.
Дескриптор Обучающийся
— выделяет историко-культурные районы мира;
— объясняет причину деления мира по культурно-историческим
признакам.
37
Подраздел 6.1 Регионы мира
Тема Комплексное географическое районирование
Цель обучения 10.6.1.2 Представлять в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и
особенности, географическую характеристику
Критерий оценивания Обучающийся:
 Изображает в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и
особенности, географическую характеристику
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Изучите карту и заполните таблицу.
Историко-географические
регионы мира
Состав Особенности Географическая
характеристика
2. Представьте свою работу в одной из творческих форм (презентация, буклет, инфографика,
видеоролик)
Дескриптор Обучающийся
— определяет историко- географические регионы мира;
— определите состав историко- географических регионов;
— определяет особенности;
— определяет географические характеристики историко-географических регионов;
— представляет работу в творческой форме.
38
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.3 Графически представлять рейтинг стран мира по
одному из показателей (по выбору)
Критерий оценивания Обучающийся:
 Представляет рейтинг стран по одному из показателей
в графической форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Изобразите страны по показателю ВВП на душу населения в виде инфографики/
диаграммы, используя данные из таблиц.
Таблица 1. Страны с самым высоким годовым ВВП на душу населения в 2015 г.
Страна ВВП, тыс. долл. Страна ВВП. тыс.
долл.
1. Люксембург 74,0 6. Канада 37,1
2. США 49,4 7. Исландия 36,3
3. Катар 46,1 8. Австрия 36.0
4. Норвегия 45,3 9. Гонконг 35,7
5. Ирландия 40,7 10. Австралия 35,7
Таблица 2. Страны с самым низким годовым ВВП на душу населения в 2015 г.
Страна ВВП, тыс.
долл.
Страна ВВП. тыс.
долл.
1.(141) Эфиопия 1,0 6.(146) Малави 0.8
2.(142) Мадагаскар 0,9 7.(147) Танзания 0.8
3.(143) Нигер 0,9 8.(148) Афганистан 0.7
4.(144) Сьерра-Леоне 0,8 9.(149) Бурунди 0.6
5.(145) Либерия 0,8 10.(150) Сомали 0.5
11.(151) Заир 0.1
Дескриптор Обучающийся
— показывает рейтинг стран с самым высоким показателям ВВП в
виде инфографики/диаграммы;
— показывает рейтинг стран с самым низким показателям ВВП в виде
инфографики/диаграммы.
39
Подраздел 6.2 Методы сравнения стран
Тема Сравнительное страноведение
Цель обучения 10.6.2.6 Определять географические, социальные,
экономические и политические факторы,
оказывающие влияние на место страны в рейтинге
Критерий оценивания Обучающийся:
 Указывает географические, социальные,
экономические и политические факторы,
оказывающие влияние на место страны в рейтинге
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1 а. Определите факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге, на примере
двух стран.
Список стран по рейтингу ИЧР
1 b. Заполните таблицу и объясните факторы (на примере двух стран).
Факторы, влияющие на место страны в рейтинге ИЧР
Страны Географические Социальные Экономические Политические
Дескриптор Обучающийся
— определяет страну с высоким и низким показателям ИЧР;
— объясняет влияние географического фактора;
— объясняет влияние социального фактора;
— объясняет влияние экономического фактора;
— объясняет влияние политического фактора.
40
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.3 Определяет и группирует причины и последствия
глобальных проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает причины и последствия глобальных
проблем
 Группирует причины и последствия глобальных
проблем
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Изучите информацию «Причины и последствия глобальных проблем».
2. Заполните таблицу, указав проблемы, причины и последствия.
Глобальные проблемы Причины возникновения
глобальных проблем
Последствия глобальных
проблем
Дескриптор Обучающийся
-определяет глобальные проблемы;
-группирует причины глобальных проблем;
-описывает последствия глобальных проблем.
41
Подраздел 7.1 Решение глобальных проблем
Тема Географические аспекты глобальных проблем
Цель обучения 10.7.1.4 Определяет территориальные проявления
глобальных проблем
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает территориальные проявления глобальных
проблем
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Определите и опишите глобальные проблемы следующих территории.
Территории Проблема Описание проблемы
Северная Америка
Латинская Америка
Европа
Африка
Центральная Азия
Южная Азия
Юго- Восточная Азия
Восточная Азия
Юго- Западная Азия
Дескриптор Обучающийся
— определяет территориальные проблемы;
— описывает территориальные проблемы.