ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ Сборник заданий формативного оценивания по предмету«Физика» 9 класс

СОР И СОЧ Сборник заданий формативного оценивания по предмету«Физика» 9 класс

7002
0

Сборник заданий формативного
оценивания
по предмету«Физика»
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет -сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
Раздел «Основы кинематики» …………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел « Основы астрономии» ………………………………………………………………………………………………. 11
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 13
Раздел «Основы динамики» ………………………………………………………………………………………………….. 13
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 18
Раздел «Законы сохранения» ………………………………………………………………………………………………… 18
Раздел «Колебания и волны» ………………………………………………………………………………………………… 21
4 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 31
Раздел «Строение атома, атомные явления» ………………………………………………………………………….. 31
Раздел «Атомное ядро» ………………………………………………………………………………………………………… 34
4
1 четверть
Раздел «Основы кинематики»
Тема «Действия над векторами»
Цель обучения 9.2.1.2 — производить сложение, вычитание векторов,
умножение вектора на скаляр
Критерий оценивания Обучающийся
 Производит сложение, вычитание векторов,
умножение вектора на скаляр
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Изобразите равнодействующую сил 𝐹
1
⃗ ⃗ ⃗
и F
2
⃗ ⃗ ⃗ ⃗
на рисунке, приведенном ниже
Дескриптор Обучающийся
— применяет правило сложения векторов;
— изображает результирующий вектор суммы двух векторов.
Задание 2
Пловец совершает заплыв на реке, как показано на рисунке. Скорость пловца относительно
воды 1,2 м/с, скорость течения 0,8 м/с. Определите скорость пловца относительно берега.
Дескрипторы Обучающийся
— применяет правило сложения векторов;
— вычисляет значение скорости.
5
Тема «Графики равноускоренного движения»
Цель обучения 9.2.1.8 — строить и объяснять графики зависимости
перемещения и скорости от времени при
равноускоренном движении
Критерии оценивания Обучающийся
 Строит и объясняет графики зависимости
перемещения и скорости от времени при
равноускоренном движении
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Выполняя лабораторную работу, ученик изучал движение шарика по наклонному
желобу из состояния покоя. Зависимость перемещения от времени движения шарика
представлена в таблице.
t/с 0 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50
s/см 0 3 14 27 49 79
a) Постройте график зависимости s (на оси y) от t (на оси x).
b) Объяснить вид графика
c) Представьте график зависимости перемещения от квадрата времени
d) Объясните, как, используя график зависимости перемещения от квадрата
времени, определить ускорение, с которым движется тело
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает масштаб по осям координат
— указывает физические величины и их единицы измерения;
— наносит точки, используя таблицу;
— чертит график;
— объясняет вид графика
— показывает на рисунке предполагаемый график зависимости
перемещения от квадрата времени
— объясняет, как определить ускорение
Задание 2
На рисунке представлен график зависимости скорости прямолинейного движения по
оси х материальной точки от времени.
6
a) Постройте график зависимости ускорения этого движения от времени;
b) Напишите уравнение перемещения материальной точки в интервале времени от 0
до 10 с;
c) Напишите уравнение скорости материальной точки в интервале от 10 с 30 с.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет вид движения на различныхучастках пути;
— определяет ускорения движения на различныхучастках пути;
— строит график ускорения;
— записывает уравнение перемещения в интервале времени 0-10 с;
— определяет скорость в интервале времени 10-30 с;
— записывает уравнение скорости в интервале времени 10-30 с.
7
Тема «Свободное падение»
Цель обучения 9.2.1.9 — использовать кинематические уравнения
равнопеременного движения для описания свободного
падения
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует кинематические уравнения
равнопеременного движения для описания
свободного падения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Камень бросили с моста вертикально вниз, сообщив ему начальную скорость 15 м/с.
Через 1 с камень достиг поверхности воды. Определите высоту моста и скорость камня
у самой воды.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение перемещения;
— вычисляет значение высоты;
— записывает уравнение скорости для равноускоренного движения;
— вычисляет значение скорости.
8
Тема «Движение тела, брошенного горизонтально»
Цель обучения 9.2.1.10 — описывать движение тела, брошенного
горизонтально, используя кинематические
уравнения равнопеременного и равномерного
движения
9.2.1.12 — строить траекторию движения тела,
брошенного горизонтально
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает движение тела, брошенного
горизонтально, используя кинематические
уравнения равнопеременного и равномерного
движения
 Строит траекторию движения тела,
брошенного горизонтально
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Движение тела, брошенного горизонтально, является сложным, но его можно разложить
на два простых вида движения:
— по горизонтали (равномерное)
— по вертикали (равнопеременное).
а) Постройте траекторию движения тела
b) Опишите движение тела, используя кинематические уравнения
— по горизонтали
— по вертикали
Дескрипторы Обучающийся
— строит траекторию движения тела, брошенного
горизонтально
— записывает кинематические уравнения равномерного
движения
— записывает кинематические уравнения равнопеременного
движения
Задание 2
При проведении лабораторной работы ученик отпускал шарик с вершины наклонного
желоба, нижний край которого установлен на высоте 20 см относительно стола.
9
Скорость шарика в точке А равна 0,2 м/с и направлена горизонтально.
a) запишите уравнения для Sx и Sy;
b) рассчитайте перемещения Sx и Sy шарика в определенные моменты времени;
c) заполните таблицу результатов:
t/c 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
Sx/м
Sy/м
d) постройте траекторию движения тела.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение горизонтальной составляющей перемещения
Sx;
— записывает уравнение вертикальной составляющей перемещения
Sу;
— рассчитывает перемещения Sx и Sy шарика в определенные
моменты времени;
— заполняет таблицу;
— строит траекторию движения тела.
10
Тема «Движение тела, брошенного горизонтально»
Цель обучения 9.2.1.11 — определять скорость движения тела,
брошенного горизонтально
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет скорость движения тела,
брошенного горизонтально
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Тело брошено горизонтально со скоростью 6 м/с. Определите скорость тела через 2 с
после начала движения.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение вертикальной составляющей скорости;
— вычисляет вертикальную составляющую скорости;
— записывает уравнение горизонтальной составляющей
скорости;
— вычисляет горизонтальную составляющую скорости;
— вычисляет скорость тела.
11
Раздел « Основы астрономии»
Тема «Кульминация светила»
Цель обучения 9.7.2.5 — объяснять различия в кульминациях светил на
различных широтах
Критерий оценивания Обучающийся
 объясняет различия в кульминациях светил на
различных широтах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Для определения положения звезды в любой момент времени в данной местности
используется подвижная карта звездного неба.
а) Пользуясь картой, определите, какие созвездия на вашей географической
широте являются заходящими, незаходящими, невосходящими.
Заполните таблицу:
Населенный
пункт
Географическая
широта
Заходящие
созвездие
Незаходящие
созвездия
Невосходящие
созвездия
b) Запишите пояснения по таблице.
Дескрипторы Обучающийся
— указывает географическую широту своей местности;
— указывает заходящее созвездие;
— указывает незаходящее созвездие;
— указывает невосходящее созвездие;
— делает пояснения по заполнению таблицы
12
Тема «Местное, поясное и всемирное время»
Цель обучения 9.7.2.6 — сопоставлять местное, поясное и
всемирное время
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет местное, поясное и
всемирное время
Уровень мыслительных навыков Применение
Задание 1
Найдите соответствие:
Местное время
Среднее солнечное время
Гринвичского меридиана
Поясное время
Время прохождения Солнца
через местный меридиан
Всемирное время
Местное время срединного
меридиана данного пояса
Дескрипторы Обучающийся
— указывает соответствие между временем и его понятием.
13
2 четверть
Раздел «Основы динамики»
Тема «Первый закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.2 — формулировать первый закон Ньютона
и применять при решении задач
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует первый закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Задание 1
По прямолинейному горизонтальному участку пути движется поезд. Постоянная сила
тяги тепловоза равна силе трения.
a) Сформулируйте первый закон Ньютона.
b) Опишите характер движения поезда.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует первый закон Ньютона;
— описывает характер движения поезда.
14
Тема «Второй закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.4 — формулировать второй закон Ньютона и
применять при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует второй закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
Тело массой 10 кг движется под действием силы, которая сообщает ему ускорение 2
м/с
2
.
a) Сформулируйте второй закон Ньютона;
b) Запишите формулу второго закона Ньютона;
c) Определите ускорение, с которым будет двигаться тело массой 5 кг под
действием такой же силы.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует второй закон Ньютона;
— записывает формулу второго закона Ньютона;
— применяет формулу второго закона Ньютона для нахождения
ускорения.
Задание 2
Парашютист массой 85 кг падает на Землю. При раскрытии парашюта общая подъемная
сила, действующая на парашютиста, равна 1200 Н. Ускорение свободного падения
считать 9,8 м/с
2
.
Какова величина и направление ускорения парашютиста?
Величина ускорения Направление ускорения
A) 4,3 м/с
2
вверх
B) 9,8 м/с
2
вверх
C) 9,8 м/с
2
вниз
D) 23,9 м/с
2
вниз
Дескрипторы Обучающийся
— вычисляет значение силы тяжести;
— определяет величину и направление равнодействующей сил;
— применяет формулу второго закона Ньютона для нахождения
ускорения;
— определяет направление ускорения.
15
Тема «Третий закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.5 — формулировать третий закон Ньютона и
применять при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует третий закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
При стрельбе из охотничьего ружья необходимо соблюдать определенные правила.
Одно из них основывается на третьем законе Ньютона и гласит, что нужно обязательно
упирать приклад в грудную мышцу, чтобы уменьшить отдачу ружья.
a) Сформулируйте третий закон Ньютона.
b) Зачем необходимо соблюдать правило, описанное выше?
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует третий закон Ньютона;
— описывает действие третьего закона при выстреле из ружья
16
Тема «Закон Всемирного тяготения»
Цель обучения 9.2.2.6 — формулировать закон Всемирного тяготения и
применять его при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует закон Всемирного тяготения и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
Два одинаковых шара притягиваются с силой 0,01 Н. Расстояние между центрами шаров
равно 1 м.
a) Сформулируйте закон, по которому определяется сила притяжения шаров.
b) Вычислите массы шаров.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует закон;
— делает математическую запись закона;
— вычисляет массы шаров.
Задание 2
а) При опытной проверке закона всемирного тяготения сила взаимодействия
между двумя свинцовыми шарами массами m1 = 5 кг и m2 = 500 г, расстояние
между центрами которых r = 7 см, оказалась равной F = 34 нН.
Вычислите по этим данным гравитационную постоянную.
b) Объясните, в чем отличие гравитационной постоянной от ускорения свободного
падения.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает закон всемирного тяготения;
— выражает гравитационную постоянную;
— вычисляет гравитационную постоянную;
— объясняет отличие гравитационной постоянной от ускорения
свободного падения.
17
Тема «Движение тела в поле тяготения»
Цель обучения 9.2.2.8 — рассчитывать параметры движения тела в поле
тяготения
Критерий оценивания Обучающийся
 Рассчитывает параметры движения тела в поле
тяготения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Искусственный спутник Земли движется по круговой траектории на высоте 300 км над
поверхностью Земли. Радиус Земли 6400 км. Масса Земли 6 · 10
24
кг. Гравитационная
постоянная 6,67·10
−11
Н·м²/кг.
a) Определите скорость его движения.
b) Вычислите период обращения спутника
Дескрипторы Обучающийся
— применяет формулу центростремительного ускорения;
— применяет формулу зависимости ускорения свободного падения от
высоты над Землей;
— выражает искомую величину, совмещая формулы;
— вычисляет скорость движения ИСЗ;
— применяет формулу периода;
— вычисляет период обращения.
18
3 четверть
Раздел «Законы сохранения»
Тема «Реактивное движение»
Цель обучения 9.2.3.3 — приводить примеры реактивного движения в
природе и технике
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры реактивного движения в
природе и технике
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Выберите из предложенных выражений примеры реактивного движения в природе и
технике.
A) Для передвижения медуза с помощью сокращения своего прозрачного купола
выдавливают воду;
B) Искусственный спутник обращается вокруг Земли;
C) Человек передвигается по тротуару;
D) Мяч падает со стола;
E) Движение ракеты во время старта.
Дескрипторы Обучающийся
— описывает принцип реактивного движения;
— выбирает примеры реактивного движения.
Задание 2
Механизм движения каракатицы состоит в следующем: она набирает воду в свою
жаберную полость, а затем энергично выбрасывает ее через воронку, направленную
взад либо в бок (в зависимости от направления движения нужного каракатице).
Объясните, на чем основан принцип движения каракатицы.
Дескрипторы Обучающийся
— объясняет реактивный характер движения каракатицы.
19
Тема «Космодром Байконур»
Цель обучения 9.2.3.4 — оценивать региональное и
международное значение космодрома
Байконур
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает региональное и
международное значение космодрома
Байконур
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Первый полет человека в космос стал этапом для развития науки и техники. Приведите
примеры, подтверждающие этот факт.
Дескрипторы Обучающийся
Приводит примеры, подтверждающие факт, развития науки и
техники, последовавшие за первым полетом человека в космос.
Задание 2
Из предложенных факторов выберите те, которые повлияли на выбор расположения
космодрома Байконур:
a) Наличие большого количества солнечных дней в году.
b) Наличие железнодорожного сообщения.
c) Близкое расположение к полюсу.
d) Сейсмическая активность
e) Гористая местность.
f) Сейсмическая устойчивость.
g) Наличие большого количества пасмурных дней в году.
h) Близкое расположение к экватору.
i) Малонаселенность.
j) Густонаселенность.
k) Отсутствие железнодорожных путей.
l) Наличие реки.
m) Наличие океана.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает факторы, повлиявшие на выбор расположения
космодрома Байконур.
20
Тема «Работа. Энергия»
Цель обучения 9.2.3.6 — объяснять взаимосвязь работы и энергии
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет взаимосвязь работы и энергии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Дальность полета артиллерийского снаряда зависит от длины ствола орудия. Чем
длиннее ствол, тем больше сила давления пороховых газов и скорость вылета снаряда из
ствола. Объясните, почему.
Дескрипторы Обучающийся
— объясняет зависимость механической работы от пути,
пройденного снарядом;
— описывает взаимосвязь между механической работой и
энергией;
— записывает формулу кинетической энергии;
— описывает зависимость дальности полета от начальной
скорости.
21
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Сохранение энергии в колебательных процессах»
Цель обучения 9.2.5.4 — описывать сохранение энергии в
колебательных процессах
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает сохранение энергии в
колебательных процессах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Математический маятник совершает свободные гармонические колебания.
Опишите процесс превращения энергии при колебательном движении:
a) Какой энергией обладает шарик в точке 1?
b) Как изменяются потенциальная и кинетическая энергия при движении тела к
положению равновесия?
c) Какое значение имеют потенциальная и кинетическая энергия в точке 2?
d) Как изменяется скорость тела после прохождения положения равновесия?
e) Что происходит с полной механической энергией изолированной колебательной
системы с течением времени?
Дескрипторы Обучающийся
— указывает вид энергии в точке 1;
— описывает, как изменяются потенциальная и кинетическая
энергия при движении тела к положению равновесия;
— указывает значения потенциальной и кинетической энергии в
точке 2;
— описывает характер изменения скорости тела после прохождения
положения равновесия;
— делает вывод об изменении/сохранении полной механической
энергией изолированной колебательной системы.
22
Тема «Колебательные системы»
Цель обучения 9.2.5.6 — объяснять причины возникновения колебаний в
различных колебательных системах
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет причины возникновения колебаний в
различных колебательных системах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
На рисунке представлены математический и пружинный маятники.
Объясните причину возникновения колебаний.
a) Математический маятник
b) Физический маятник
Дескрипторы Обучающийся
— описывает условие возникновения колебания математического
маятника;
— описывает условие возникновения колебания физического маятника
23
Тема «Период колебаний маятника»
Цель обучения 9.2.5.7 — исследовать зависимость периода колебаний
маятника от различных параметров
Критерий оценивания Обучающийся
 Исследует зависимость периода колебаний
маятника от различных параметров
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний математического маятника
от длины нити, массы, амплитуды колебаний»
Примечание: в заданиях а) и b) угол отклонения маятника от положения равновесия
постоянный, не более 5
0
— 10
0
а) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити.
1. Подвесьте груз на нить длиной 0,5 м;
2. Измерьте время 10 полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3 несколько раз, изменяя длину нити;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Длина нити, l /
м
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины
нити.
b) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от массы
груза.
1. Подвесьте груз определенной массы;
2. Измерьте время N полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3 несколько раз, изменяя массу груза;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Масса груза,
m/кг
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
24
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от массы
груза.
с) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от амплитуды
колебаний.
1. Отклоните груз на небольшое расстояние от положения равновесия;
2. Измерьте время N полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3несколько раз, изменяя амплитуду;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Амплитуда,
Хmax / см
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от
амплитуды колебаний.
Дескрипторы Обучающийся
— измеряет время 10 полных колебаний маятника, меняя длину
нити/массу груза/амплитуду колебаний;
— вычисляет период колебаний;
— делает вывод о зависимости периода колебаний математического
маятника от длины нити/массы/амплитуды колебаний.
25
Тема «Математический маятник»
Цель обучения 9.2.5.8 — находить ускорение свободного падения из
формулы периода математического маятника
9.2.5.9 — строить и анализировать графики зависимости
квадрата периода от длины маятника
9.1.3.1 — объяснять полученные результаты и делать
выводы
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит ускорение свободного падения из
формулы периода математического маятника
 Строит и анализирует графики зависимости
квадрата периода от длины маятника
 Объясняет полученные результаты и делает
выводы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Ускорение свободного падения можно определить экспериментально.
1. Подвесьте груз на нити;
2. Отклоните груз на угол 5
0
— 10
0
от положения равновесия;
3. Измерьте время 30 — 40 полных колебаний;
4. Вычислите период колебаний;
5. Повторите пункты 2 — 4 пять раз;
6. Заполните таблицу результатов:

опыта
Длина маятника,
l/м
Количество
колебаний, N
Время
колебаний, t/c
Период
колебаний, Т/с
1
2
3
4
5
7. Постройте график зависимости l (по оси у) от T
2
(по оси х).
8. Определите градиент графика: gradient =
𝑙
𝑇
2
.
9. Из формулы периода колебаний 𝑇 = 2𝜋√
𝑙
𝑔
следует, что
𝑙
𝑇
2
=
𝑔
4𝜋
2
.
Выразите из этой формулы ускорение свободного падения и вычислите его.
10. Сделайте вывод.
Дескрипторы Обучающийся
— измеряет время нескольких полных колебаний маятника;
— вычисляет период колебаний;
— строит график зависимости l (по оси у) от T
2
(по оси х);
— определяет градиент графика;
— выражает из формулы g;
— вычисляет g;
— делает вывод.
26
Тема «Электромагнитные колебания»
Цель обучения 9.4.4.1- описывать качественно свободные
электромагнитные колебания в колебательном
контуре
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает качественно свободные
электромагнитные колебания в
колебательном контуре
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
В колебательном контуре, показанном на рисунке, после сообщения заряда
конденсатору совершаются свободные электромагнитные колебания. В начальный
момент времени ток в катушке равен нулю.
Опишите, как изменяются заряд на конденсаторе и ток в катушке
a) через время, равное Т/4;
b) через половину периода;
c) через t=Т.
Дескрипторы Обучающийся
— описывает изменение заряда на конденсаторе в течение
одного колебания;
— описывает изменение тока в катушке в течение одного
колебания.
27
Тема «Скорость распространения волны»
Цель обучения 9.2.5.14 — экспериментально определять скорость
распространения поверхностных волн
Критерий оценивания Обучающийся
 Экспериментально определяет скорость
распространения ых волн
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Скорость поверхностной волны можно измерить, исследуя распространение волн в
сосуде с водой.
1. Поставьте широкий лабораторный сосуд длиной 0,5-1 м на стол и налейте воду.
2. Опустите с одной стороны сосуда поплавок, а с другой – бросьте маленький
шарик.
3. Измерьте время распространения волнового возмущения до поплавка.
4. Проделайте такой опыт пять раз и определите среднее значение времени
распространения волны на расстояние S.
5. Вычислите среднюю скорость распространения волны.
6. Результаты измерений занесите в таблицу:

опыта
Дальность
распространения
волны, S/м
Время, t/с Среднее время,
t /с
Средняя скорость
распространения
волны, υ / м/с
1
2
3
4
5
Дескрипторы Обучающийся
— выполняет опыт, описанный в инструкции, пять раз;
— определяет среднее значение времени распространения волны;
— вычисляет среднюю скорость распространения волн
28
Тема «Эхо»
Цель обучения 9.2.5.18 — описывать природу появления эха и способы
его использования
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает природу появления эха и способы
его использования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
1. Дайте понятие «эхо».
2. Условие наблюдения эха.
3. Эхо в горах многократное. Объясните, почему.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует определение понятие «эхо»;
— называет условие возникновения эха;
— объясняет многократность эха в горах.
29
Тема «Сравнение свойств электромагнитных и механических волн»
Цели обучения 9.4.4.2 — сравнивать свойства электромагнитных и
механических волн
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает свойства электромагнитных и
механических волн
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Сравните свойства электромагнитных и механических волн и составьте диаграмму
Венна.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет сходства между электромагнитными и механическими
волнами;
— описывает отличия механических волн от электромагнитных
30
Тема «Шкала электромагнитных волн»
Цель обучения 9.4.4.3 — описывать и приводить примеры применения
диапазонов электромагнитных волн
Критерий оценивания Обучающийся
 описывает и приводит примеры применения
диапазонов электромагнитных волн
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Спектром электромагнитных волн называется полоса частот (длин волн)
электромагнитных волн, существующих в природе.
a) Запишите участки шкалы в порядке увеличения длины волны;
b) Объясните, почему участки шкалы электромагнитных волн в порядке увеличения
частот будут располагаться в обратном а) порядке.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет порядок участков шкалы ЭМВ в порядке
увеличения длины волны;
— объясняет расположение электромагнитных волн в
зависимости от частоты, используя соответствующую формулу
Задание 2
Установите соответствие между названием участка спектра ЭМВ и областью его
применения.
1.Радиоволны a) Прицелы для стрельбы в темноте, прогревание
тканей живого организма, пульты дистанционного
управления
2.Микроволны b) Оптоволокно
3. Гамма лучи c) Люминесцентные лампы, флуоресценция,
стерилизация воздуха
4. Рентгеновские лучи d) Диагностика и лечение заболеваний (в медицине),
дефектоскопия
5.Ультрафиолет e) Контроль технологических процессов;
терапия (лечение рака) и диагностика в медицине
6. Инфракрасное излучение f) Радио и телевизионная связь
7. Свет g) Спутниковое телевидение и телефоны
Дескрипторы Обучающийся
— указывает область применения радиоволн;
— указывает область применения микроволн;
— указывает область применения гамма лучей;
— указывает область применения рентгеновских лучей;
— указывает область применения ультрафиолетовых лучей;
— указывает область применения инфракрасных лучей;
— указывает область применения видимого света.
31
4 четверть
Раздел «Строение атома, атомные явления»
Тема «Тепловое излучение»
Цель обучения 9.6.1.1 -описывать зависимость энергии
теплового излучения от температуры
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает зависимость энергии
теплового излучения от
температуры
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
1. Выберите правильный ответ.
Тепловым излучением называют…
A) электромагнитные волны, испускаемые всеми телами;
B) электромагнитные волны, испускаемые черными телами;
C) электромагнитные волны, испускаемые любыми нагретыми телами;
D) механические волны, испускаемые всеми телами;
E) механические волны, испускаемые любыми нагретыми телами.
2. Установите соответствие.
1. При повышении
температуры
a) максимум спектральной плотности
энергетической светимости смещается в
сторону длинных волн
b) максимум спектральной плотности
энергетической светимости смещается в
сторону коротких волн
2. При уменьшении
температуры
c) энергетическая светимость тела
возрастает
d) энергетическая светимость тела
уменьшается
Дескрипторы Обучающийся
— указывает понятие теплового излучения;
— характеризует смещение максимума спектральной
плотности энергетической светимости при
повышении температуры;
— характеризует энергетическая светимость тела при
повышении температуры;
— характеризует смещение максимума спектральной
плотности энергетической светимости при
понижении температуры;
— характеризует энергетическая светимость тела при
понижении температуры.
32
Тема «Рентгеновские лучи»
Цель обучения 9.6.1.5 — сравнивать рентгеновское
излучение с другими видами
электромагнитного излучения
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает рентгеновское
излучение с другими видами
электромагнитного излучения
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Ниже перечислены свойства электромагнитных волн:
1. Распространяются в вакууме со скоростью приблизительно 300 000 км/с;
2. Источником излучения является трубка, в которой ускоренные электрическим полем
электроны бомбардируют металлический анод;
3. На границе раздела двух сред частично отражаются, частично преломляются;
4. При взаимодействии с веществом раскладываются в спектр – дисперсия;
5. Обладают высокой проникающей способностью.
Выберите свойства, присущие всем электромагнитным волнам, и свойства
рентгеновского излучения. Впишите соответствующие номера в столбцы таблицы.
Любая электромагнитная волна Рентгеновское излучение
Дескрипторы Обучающийся
— определяет свойства, присущие всем
электромагнитным волнам;
— определяет свойства, присущие рентгеновскому
излучению;
33
Тема «Рентгеновские лучи»
Цель обучения 9.6.1.6 — приводить примеры применения
рентгеновского излучения
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры применения
рентгеновского излучения
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
а) Рентгеновское излучение используется
1. …………………………………………………………….
2. …………………………………………………………….
3. …………………………………………………………….
4. …………………………………………………………….
5. …………………………………………………………….
b) Опишите принцип использования рентгеновского излучения в одной области.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Дескрипторы Обучающийся
— приводит примеры использования рентгеновских
лучей;
— описывает принцип использования рентгеновского
излучения в одной области.
34
Раздел «Атомное ядро»
Тема «Ядерные силы»
Цель обучения 9.6.1.8 — описывать свойства ядерных сил
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает свойства ядерных сил
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Укажите свойства ядерных сил.
A) Центральные силы;
B) Обладают зарядовой независимостью;
C) Обладают свойством насыщения;
D) Имеют гравитационную природу;
E) Короткодействующие силы;
F) Существуют парами.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает свойства ядерных сил.
Задание 2
Сравните величину ядерных сил, действующих внутри ядра между двумя протонами
(Fрр), двумя нейтронами (Fnn), между протоном и нейтроном (Fрn).
A) Fpp < Fnn < Fpn;
B) Fpp = Fnn > Fpn;
C) Fpp = Fnn = Fpn;
D) Fpp > Fnn > Fpn;
E) Fnn > Fpn > Fpp.
Дескрипторы Обучающийся
— сравнивает сравнивает ядерные силы,
действующие между парами частиц: протон-протон, протон-нейтрон, нейтрон-нейтрон;
— выбирает правильный ответ.
35
Тема «Радиоактивный распад»
Цель обучения 9.6.2.2 — объяснять вероятностный характер радиоактивного
распада;
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Объясняет вероятностный характер радиоактивного
распада
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Объясните вероятностный характер радиоактивного распада.
Дескриптор Обучающийся
— описывает изменение радионуклидов с течением времени;
— указывает возможность/невозможностьпредсказания
момента распада конкретного ядра.
36
Тема «Защита от радиоактивных излучений»
Цель обучения 9.6.2.8 — характеризовать способы защиты от радиации
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует способы защиты от радиации
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Опишите способы защиты от радиационных облучений
Дескриптор Обучающийся
— описывает способы защиты от радиации в зависимости от
различных параметров
37
Тема «Элементарные частицы»
Цель обучения 9.6.3. 1 — классифицировать элементарные частицы
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует элементарные частицы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Элементарные частицы классифицируют по следующим признакам: массе частицы,
электрическому заряду, времени жизни, составу, типу физического взаимодействия и
др.
1. Ниже перечислены элементарные частицы:
протон, электрон, фотон, нейтрон, нейтрино.
Распределите их в соответствующие столбцы таблицы.
Составные частицы Несоставные частицы
2. Приведите примеры:
a) стабильных частиц;
b) нестабильных частиц.
3. Элементарные частицы имеют свои античастицы.
a) укажите античастицу электрона;
b) опишите их сходства и различия.
Дескрипторы Обучающийся
— различает составные и несоставные элементарные частицы;
— приводит пример стабильных частиц;
— приводит пример стабильных частиц;
— указывает античастицу.
38
Раздел «Современная физическая картина мира»
Тема «Влияние развития физики и астрономии на формирование мировоззрения
человека»
Цель обучения 9.8.1.1- объяснять влияние развития физики и
астрономии на формирование мировоззрения человека
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет влияние развития физики и
астрономии на формирование мировоззрения
человека
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Назовите глобальные физические открытия и опишите их влияние на научно-технический прогресс.
Дескрипторы Обучающийся
— называет глобальные физические открытия;
— описывает влияние открытий в физике на научно-технический
прогресс.
Задание 2
Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений складывалось веками.
В древней Греции во II в. н. э. была разработана геоцентрическая система мира.
А в ХVI веке польский астроном изложил теорию гелиоцентрической системы.
Заполните сравнительную таблицу:
Геоцентрическая система Гелиоцентрическая
система
Ученый
Тело «в центре мира»
Схема системы (рисунок)
Трудности
Дескрипторы Обучающийся
— заполняет каждую ячейку таблицы
39
Тема «Влияние новых технологий на окружающую среду»
Цель обучения 9.8.1.3 — оценивать преимущества и учитывать риски
влияния новых технологий на окружающую среду
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает преимущества и учитывает риски
влияния новых технологий на окружающую
среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Благодаря комплексному развитию физических наук осуществилась научно-техническая революция в электро-, радио-, электронной и вычислительной технике,
энергетике, химии, космической технике.
На базе физики и на стыке других наук с физикой возникли новые, все более узкие
специальные направления и научные дисциплины: гидро- и аэродинамика, атомная и
молекулярная физика, физическая химия, геофизика, биофизика, физическая биология,
физическая медицина.
Опишите положительные стороны влияния технологий в любом направлении физики
на окружающую среду.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает область физики;
— приводит доказательства положительного влияния технологий на
окружающую среду.
Задание 2
Успехи, достижения и прогресс постоянного и динамичного воздействия физики на
все сферы и области военных, гражданских технологий и здравоохранения
сопровождались сопутствующими чрезвычайно отрицательными последствиями.
Оцените риски использования новых технологий в жизни человечества, приведите
примеры их негативного влияния на окружающую среду.
Дескрипторы Обучающийся
— указывает области, в которых научно-технический прогресс может
привести к негативным последствиям;
— приводит доказательства.