Сборник заданий формативного
оценивания
по предмету«Физика»
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет -сайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
Раздел «Основы кинематики» …………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел « Основы астрономии» ………………………………………………………………………………………………. 11
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 13
Раздел «Основы динамики» ………………………………………………………………………………………………….. 13
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 18
Раздел «Законы сохранения» ………………………………………………………………………………………………… 18
Раздел «Колебания и волны» ………………………………………………………………………………………………… 21
4 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………… 31
Раздел «Строение атома, атомные явления» ………………………………………………………………………….. 31
Раздел «Атомное ядро» ………………………………………………………………………………………………………… 34
4
1 четверть
Раздел «Основы кинематики»
Тема «Действия над векторами»
Цель обучения 9.2.1.2 — производить сложение, вычитание векторов,
умножение вектора на скаляр
Критерий оценивания Обучающийся
Производит сложение, вычитание векторов,
умножение вектора на скаляр
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Изобразите равнодействующую сил 𝐹
1
⃗ ⃗ ⃗
и F
2
⃗ ⃗ ⃗ ⃗
на рисунке, приведенном ниже
Дескриптор Обучающийся
— применяет правило сложения векторов;
— изображает результирующий вектор суммы двух векторов.
Задание 2
Пловец совершает заплыв на реке, как показано на рисунке. Скорость пловца относительно
воды 1,2 м/с, скорость течения 0,8 м/с. Определите скорость пловца относительно берега.
Дескрипторы Обучающийся
— применяет правило сложения векторов;
— вычисляет значение скорости.
5
Тема «Графики равноускоренного движения»
Цель обучения 9.2.1.8 — строить и объяснять графики зависимости
перемещения и скорости от времени при
равноускоренном движении
Критерии оценивания Обучающийся
Строит и объясняет графики зависимости
перемещения и скорости от времени при
равноускоренном движении
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Выполняя лабораторную работу, ученик изучал движение шарика по наклонному
желобу из состояния покоя. Зависимость перемещения от времени движения шарика
представлена в таблице.
t/с 0 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50
s/см 0 3 14 27 49 79
a) Постройте график зависимости s (на оси y) от t (на оси x).
b) Объяснить вид графика
c) Представьте график зависимости перемещения от квадрата времени
d) Объясните, как, используя график зависимости перемещения от квадрата
времени, определить ускорение, с которым движется тело
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает масштаб по осям координат
— указывает физические величины и их единицы измерения;
— наносит точки, используя таблицу;
— чертит график;
— объясняет вид графика
— показывает на рисунке предполагаемый график зависимости
перемещения от квадрата времени
— объясняет, как определить ускорение
Задание 2
На рисунке представлен график зависимости скорости прямолинейного движения по
оси х материальной точки от времени.
6
a) Постройте график зависимости ускорения этого движения от времени;
b) Напишите уравнение перемещения материальной точки в интервале времени от 0
до 10 с;
c) Напишите уравнение скорости материальной точки в интервале от 10 с 30 с.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет вид движения на различныхучастках пути;
— определяет ускорения движения на различныхучастках пути;
— строит график ускорения;
— записывает уравнение перемещения в интервале времени 0-10 с;
— определяет скорость в интервале времени 10-30 с;
— записывает уравнение скорости в интервале времени 10-30 с.
7
Тема «Свободное падение»
Цель обучения 9.2.1.9 — использовать кинематические уравнения
равнопеременного движения для описания свободного
падения
Критерий оценивания Обучающийся
Использует кинематические уравнения
равнопеременного движения для описания
свободного падения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Камень бросили с моста вертикально вниз, сообщив ему начальную скорость 15 м/с.
Через 1 с камень достиг поверхности воды. Определите высоту моста и скорость камня
у самой воды.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение перемещения;
— вычисляет значение высоты;
— записывает уравнение скорости для равноускоренного движения;
— вычисляет значение скорости.
8
Тема «Движение тела, брошенного горизонтально»
Цель обучения 9.2.1.10 — описывать движение тела, брошенного
горизонтально, используя кинематические
уравнения равнопеременного и равномерного
движения
9.2.1.12 — строить траекторию движения тела,
брошенного горизонтально
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает движение тела, брошенного
горизонтально, используя кинематические
уравнения равнопеременного и равномерного
движения
Строит траекторию движения тела,
брошенного горизонтально
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Движение тела, брошенного горизонтально, является сложным, но его можно разложить
на два простых вида движения:
— по горизонтали (равномерное)
— по вертикали (равнопеременное).
а) Постройте траекторию движения тела
b) Опишите движение тела, используя кинематические уравнения
— по горизонтали
— по вертикали
Дескрипторы Обучающийся
— строит траекторию движения тела, брошенного
горизонтально
— записывает кинематические уравнения равномерного
движения
— записывает кинематические уравнения равнопеременного
движения
Задание 2
При проведении лабораторной работы ученик отпускал шарик с вершины наклонного
желоба, нижний край которого установлен на высоте 20 см относительно стола.
9
Скорость шарика в точке А равна 0,2 м/с и направлена горизонтально.
a) запишите уравнения для Sx и Sy;
b) рассчитайте перемещения Sx и Sy шарика в определенные моменты времени;
c) заполните таблицу результатов:
t/c 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
Sx/м
Sy/м
d) постройте траекторию движения тела.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение горизонтальной составляющей перемещения
Sx;
— записывает уравнение вертикальной составляющей перемещения
Sу;
— рассчитывает перемещения Sx и Sy шарика в определенные
моменты времени;
— заполняет таблицу;
— строит траекторию движения тела.
10
Тема «Движение тела, брошенного горизонтально»
Цель обучения 9.2.1.11 — определять скорость движения тела,
брошенного горизонтально
Критерий оценивания Обучающийся
Определяет скорость движения тела,
брошенного горизонтально
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Тело брошено горизонтально со скоростью 6 м/с. Определите скорость тела через 2 с
после начала движения.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает уравнение вертикальной составляющей скорости;
— вычисляет вертикальную составляющую скорости;
— записывает уравнение горизонтальной составляющей
скорости;
— вычисляет горизонтальную составляющую скорости;
— вычисляет скорость тела.
11
Раздел « Основы астрономии»
Тема «Кульминация светила»
Цель обучения 9.7.2.5 — объяснять различия в кульминациях светил на
различных широтах
Критерий оценивания Обучающийся
объясняет различия в кульминациях светил на
различных широтах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Для определения положения звезды в любой момент времени в данной местности
используется подвижная карта звездного неба.
а) Пользуясь картой, определите, какие созвездия на вашей географической
широте являются заходящими, незаходящими, невосходящими.
Заполните таблицу:
Населенный
пункт
Географическая
широта
Заходящие
созвездие
Незаходящие
созвездия
Невосходящие
созвездия
b) Запишите пояснения по таблице.
Дескрипторы Обучающийся
— указывает географическую широту своей местности;
— указывает заходящее созвездие;
— указывает незаходящее созвездие;
— указывает невосходящее созвездие;
— делает пояснения по заполнению таблицы
12
Тема «Местное, поясное и всемирное время»
Цель обучения 9.7.2.6 — сопоставлять местное, поясное и
всемирное время
Критерий оценивания Обучающийся
Сопоставляет местное, поясное и
всемирное время
Уровень мыслительных навыков Применение
Задание 1
Найдите соответствие:
Местное время
Среднее солнечное время
Гринвичского меридиана
Поясное время
Время прохождения Солнца
через местный меридиан
Всемирное время
Местное время срединного
меридиана данного пояса
Дескрипторы Обучающийся
— указывает соответствие между временем и его понятием.
13
2 четверть
Раздел «Основы динамики»
Тема «Первый закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.2 — формулировать первый закон Ньютона
и применять при решении задач
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение
Критерий оценивания Обучающийся
Формулирует первый закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Задание 1
По прямолинейному горизонтальному участку пути движется поезд. Постоянная сила
тяги тепловоза равна силе трения.
a) Сформулируйте первый закон Ньютона.
b) Опишите характер движения поезда.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует первый закон Ньютона;
— описывает характер движения поезда.
14
Тема «Второй закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.4 — формулировать второй закон Ньютона и
применять при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
Формулирует второй закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
Тело массой 10 кг движется под действием силы, которая сообщает ему ускорение 2
м/с
2
.
a) Сформулируйте второй закон Ньютона;
b) Запишите формулу второго закона Ньютона;
c) Определите ускорение, с которым будет двигаться тело массой 5 кг под
действием такой же силы.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует второй закон Ньютона;
— записывает формулу второго закона Ньютона;
— применяет формулу второго закона Ньютона для нахождения
ускорения.
Задание 2
Парашютист массой 85 кг падает на Землю. При раскрытии парашюта общая подъемная
сила, действующая на парашютиста, равна 1200 Н. Ускорение свободного падения
считать 9,8 м/с
2
.
Какова величина и направление ускорения парашютиста?
Величина ускорения Направление ускорения
A) 4,3 м/с
2
вверх
B) 9,8 м/с
2
вверх
C) 9,8 м/с
2
вниз
D) 23,9 м/с
2
вниз
Дескрипторы Обучающийся
— вычисляет значение силы тяжести;
— определяет величину и направление равнодействующей сил;
— применяет формулу второго закона Ньютона для нахождения
ускорения;
— определяет направление ускорения.
15
Тема «Третий закон Ньютона»
Цель обучения 9.2.2.5 — формулировать третий закон Ньютона и
применять при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
Формулирует третий закон Ньютона и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
При стрельбе из охотничьего ружья необходимо соблюдать определенные правила.
Одно из них основывается на третьем законе Ньютона и гласит, что нужно обязательно
упирать приклад в грудную мышцу, чтобы уменьшить отдачу ружья.
a) Сформулируйте третий закон Ньютона.
b) Зачем необходимо соблюдать правило, описанное выше?
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует третий закон Ньютона;
— описывает действие третьего закона при выстреле из ружья
16
Тема «Закон Всемирного тяготения»
Цель обучения 9.2.2.6 — формулировать закон Всемирного тяготения и
применять его при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
Формулирует закон Всемирного тяготения и
применяет его при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
Два одинаковых шара притягиваются с силой 0,01 Н. Расстояние между центрами шаров
равно 1 м.
a) Сформулируйте закон, по которому определяется сила притяжения шаров.
b) Вычислите массы шаров.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует закон;
— делает математическую запись закона;
— вычисляет массы шаров.
Задание 2
а) При опытной проверке закона всемирного тяготения сила взаимодействия
между двумя свинцовыми шарами массами m1 = 5 кг и m2 = 500 г, расстояние
между центрами которых r = 7 см, оказалась равной F = 34 нН.
Вычислите по этим данным гравитационную постоянную.
b) Объясните, в чем отличие гравитационной постоянной от ускорения свободного
падения.
Дескрипторы Обучающийся
— записывает закон всемирного тяготения;
— выражает гравитационную постоянную;
— вычисляет гравитационную постоянную;
— объясняет отличие гравитационной постоянной от ускорения
свободного падения.
17
Тема «Движение тела в поле тяготения»
Цель обучения 9.2.2.8 — рассчитывать параметры движения тела в поле
тяготения
Критерий оценивания Обучающийся
Рассчитывает параметры движения тела в поле
тяготения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Искусственный спутник Земли движется по круговой траектории на высоте 300 км над
поверхностью Земли. Радиус Земли 6400 км. Масса Земли 6 · 10
24
кг. Гравитационная
постоянная 6,67·10
−11
Н·м²/кг.
a) Определите скорость его движения.
b) Вычислите период обращения спутника
Дескрипторы Обучающийся
— применяет формулу центростремительного ускорения;
— применяет формулу зависимости ускорения свободного падения от
высоты над Землей;
— выражает искомую величину, совмещая формулы;
— вычисляет скорость движения ИСЗ;
— применяет формулу периода;
— вычисляет период обращения.
18
3 четверть
Раздел «Законы сохранения»
Тема «Реактивное движение»
Цель обучения 9.2.3.3 — приводить примеры реактивного движения в
природе и технике
Критерий оценивания Обучающийся
Приводит примеры реактивного движения в
природе и технике
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Выберите из предложенных выражений примеры реактивного движения в природе и
технике.
A) Для передвижения медуза с помощью сокращения своего прозрачного купола
выдавливают воду;
B) Искусственный спутник обращается вокруг Земли;
C) Человек передвигается по тротуару;
D) Мяч падает со стола;
E) Движение ракеты во время старта.
Дескрипторы Обучающийся
— описывает принцип реактивного движения;
— выбирает примеры реактивного движения.
Задание 2
Механизм движения каракатицы состоит в следующем: она набирает воду в свою
жаберную полость, а затем энергично выбрасывает ее через воронку, направленную
взад либо в бок (в зависимости от направления движения нужного каракатице).
Объясните, на чем основан принцип движения каракатицы.
Дескрипторы Обучающийся
— объясняет реактивный характер движения каракатицы.
19
Тема «Космодром Байконур»
Цель обучения 9.2.3.4 — оценивать региональное и
международное значение космодрома
Байконур
Критерий оценивания Обучающийся
Оценивает региональное и
международное значение космодрома
Байконур
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Первый полет человека в космос стал этапом для развития науки и техники. Приведите
примеры, подтверждающие этот факт.
Дескрипторы Обучающийся
Приводит примеры, подтверждающие факт, развития науки и
техники, последовавшие за первым полетом человека в космос.
Задание 2
Из предложенных факторов выберите те, которые повлияли на выбор расположения
космодрома Байконур:
a) Наличие большого количества солнечных дней в году.
b) Наличие железнодорожного сообщения.
c) Близкое расположение к полюсу.
d) Сейсмическая активность
e) Гористая местность.
f) Сейсмическая устойчивость.
g) Наличие большого количества пасмурных дней в году.
h) Близкое расположение к экватору.
i) Малонаселенность.
j) Густонаселенность.
k) Отсутствие железнодорожных путей.
l) Наличие реки.
m) Наличие океана.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает факторы, повлиявшие на выбор расположения
космодрома Байконур.
20
Тема «Работа. Энергия»
Цель обучения 9.2.3.6 — объяснять взаимосвязь работы и энергии
Критерий оценивания Обучающийся
Объясняет взаимосвязь работы и энергии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Дальность полета артиллерийского снаряда зависит от длины ствола орудия. Чем
длиннее ствол, тем больше сила давления пороховых газов и скорость вылета снаряда из
ствола. Объясните, почему.
Дескрипторы Обучающийся
— объясняет зависимость механической работы от пути,
пройденного снарядом;
— описывает взаимосвязь между механической работой и
энергией;
— записывает формулу кинетической энергии;
— описывает зависимость дальности полета от начальной
скорости.
21
Раздел «Колебания и волны»
Тема «Сохранение энергии в колебательных процессах»
Цель обучения 9.2.5.4 — описывать сохранение энергии в
колебательных процессах
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает сохранение энергии в
колебательных процессах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Математический маятник совершает свободные гармонические колебания.
Опишите процесс превращения энергии при колебательном движении:
a) Какой энергией обладает шарик в точке 1?
b) Как изменяются потенциальная и кинетическая энергия при движении тела к
положению равновесия?
c) Какое значение имеют потенциальная и кинетическая энергия в точке 2?
d) Как изменяется скорость тела после прохождения положения равновесия?
e) Что происходит с полной механической энергией изолированной колебательной
системы с течением времени?
Дескрипторы Обучающийся
— указывает вид энергии в точке 1;
— описывает, как изменяются потенциальная и кинетическая
энергия при движении тела к положению равновесия;
— указывает значения потенциальной и кинетической энергии в
точке 2;
— описывает характер изменения скорости тела после прохождения
положения равновесия;
— делает вывод об изменении/сохранении полной механической
энергией изолированной колебательной системы.
22
Тема «Колебательные системы»
Цель обучения 9.2.5.6 — объяснять причины возникновения колебаний в
различных колебательных системах
Критерий оценивания Обучающийся
Объясняет причины возникновения колебаний в
различных колебательных системах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
На рисунке представлены математический и пружинный маятники.
Объясните причину возникновения колебаний.
a) Математический маятник
b) Физический маятник
Дескрипторы Обучающийся
— описывает условие возникновения колебания математического
маятника;
— описывает условие возникновения колебания физического маятника
23
Тема «Период колебаний маятника»
Цель обучения 9.2.5.7 — исследовать зависимость периода колебаний
маятника от различных параметров
Критерий оценивания Обучающийся
Исследует зависимость периода колебаний
маятника от различных параметров
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Лабораторная работа «Зависимость периода колебаний математического маятника
от длины нити, массы, амплитуды колебаний»
Примечание: в заданиях а) и b) угол отклонения маятника от положения равновесия
постоянный, не более 5
0
— 10
0
а) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити.
1. Подвесьте груз на нить длиной 0,5 м;
2. Измерьте время 10 полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3 несколько раз, изменяя длину нити;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Длина нити, l /
м
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины
нити.
b) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от массы
груза.
1. Подвесьте груз определенной массы;
2. Измерьте время N полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3 несколько раз, изменяя массу груза;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Масса груза,
m/кг
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
24
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от массы
груза.
с) Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от амплитуды
колебаний.
1. Отклоните груз на небольшое расстояние от положения равновесия;
2. Измерьте время N полных колебаний;
3. Вычислите период колебаний;
4. Повторите пункты 1 — 3несколько раз, изменяя амплитуду;
5. Заполните таблицу:
Количество
колебаний, N
10
Амплитуда,
Хmax / см
Время N
колебаний, t / с
Период
колебаний, Т/с
Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от
амплитуды колебаний.
Дескрипторы Обучающийся
— измеряет время 10 полных колебаний маятника, меняя длину
нити/массу груза/амплитуду колебаний;
— вычисляет период колебаний;
— делает вывод о зависимости периода колебаний математического
маятника от длины нити/массы/амплитуды колебаний.
25
Тема «Математический маятник»
Цель обучения 9.2.5.8 — находить ускорение свободного падения из
формулы периода математического маятника
9.2.5.9 — строить и анализировать графики зависимости
квадрата периода от длины маятника
9.1.3.1 — объяснять полученные результаты и делать
выводы
Критерий оценивания Обучающийся
Находит ускорение свободного падения из
формулы периода математического маятника
Строит и анализирует графики зависимости
квадрата периода от длины маятника
Объясняет полученные результаты и делает
выводы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1
Ускорение свободного падения можно определить экспериментально.
1. Подвесьте груз на нити;
2. Отклоните груз на угол 5
0
— 10
0
от положения равновесия;
3. Измерьте время 30 — 40 полных колебаний;
4. Вычислите период колебаний;
5. Повторите пункты 2 — 4 пять раз;
6. Заполните таблицу результатов:
№
опыта
Длина маятника,
l/м
Количество
колебаний, N
Время
колебаний, t/c
Период
колебаний, Т/с
1
2
3
4
5
7. Постройте график зависимости l (по оси у) от T
2
(по оси х).
8. Определите градиент графика: gradient =
𝑙
𝑇
2
.
9. Из формулы периода колебаний 𝑇 = 2𝜋√
𝑙
𝑔
следует, что
𝑙
𝑇
2
=
𝑔
4𝜋
2
.
Выразите из этой формулы ускорение свободного падения и вычислите его.
10. Сделайте вывод.
Дескрипторы Обучающийся
— измеряет время нескольких полных колебаний маятника;
— вычисляет период колебаний;
— строит график зависимости l (по оси у) от T
2
(по оси х);
— определяет градиент графика;
— выражает из формулы g;
— вычисляет g;
— делает вывод.
26
Тема «Электромагнитные колебания»
Цель обучения 9.4.4.1- описывать качественно свободные
электромагнитные колебания в колебательном
контуре
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает качественно свободные
электромагнитные колебания в
колебательном контуре
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
В колебательном контуре, показанном на рисунке, после сообщения заряда
конденсатору совершаются свободные электромагнитные колебания. В начальный
момент времени ток в катушке равен нулю.
Опишите, как изменяются заряд на конденсаторе и ток в катушке
a) через время, равное Т/4;
b) через половину периода;
c) через t=Т.
Дескрипторы Обучающийся
— описывает изменение заряда на конденсаторе в течение
одного колебания;
— описывает изменение тока в катушке в течение одного
колебания.
27
Тема «Скорость распространения волны»
Цель обучения 9.2.5.14 — экспериментально определять скорость
распространения поверхностных волн
Критерий оценивания Обучающийся
Экспериментально определяет скорость
распространения ых волн
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Скорость поверхностной волны можно измерить, исследуя распространение волн в
сосуде с водой.
1. Поставьте широкий лабораторный сосуд длиной 0,5-1 м на стол и налейте воду.
2. Опустите с одной стороны сосуда поплавок, а с другой – бросьте маленький
шарик.
3. Измерьте время распространения волнового возмущения до поплавка.
4. Проделайте такой опыт пять раз и определите среднее значение времени
распространения волны на расстояние S.
5. Вычислите среднюю скорость распространения волны.
6. Результаты измерений занесите в таблицу:
№
опыта
Дальность
распространения
волны, S/м
Время, t/с Среднее время,
t /с
Средняя скорость
распространения
волны, υ / м/с
1
2
3
4
5
Дескрипторы Обучающийся
— выполняет опыт, описанный в инструкции, пять раз;
— определяет среднее значение времени распространения волны;
— вычисляет среднюю скорость распространения волн
28
Тема «Эхо»
Цель обучения 9.2.5.18 — описывать природу появления эха и способы
его использования
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает природу появления эха и способы
его использования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
1. Дайте понятие «эхо».
2. Условие наблюдения эха.
3. Эхо в горах многократное. Объясните, почему.
Дескрипторы Обучающийся
— формулирует определение понятие «эхо»;
— называет условие возникновения эха;
— объясняет многократность эха в горах.
29
Тема «Сравнение свойств электромагнитных и механических волн»
Цели обучения 9.4.4.2 — сравнивать свойства электромагнитных и
механических волн
Критерий оценивания Обучающийся
Сравнивает свойства электромагнитных и
механических волн
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Сравните свойства электромагнитных и механических волн и составьте диаграмму
Венна.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет сходства между электромагнитными и механическими
волнами;
— описывает отличия механических волн от электромагнитных
30
Тема «Шкала электромагнитных волн»
Цель обучения 9.4.4.3 — описывать и приводить примеры применения
диапазонов электромагнитных волн
Критерий оценивания Обучающийся
описывает и приводит примеры применения
диапазонов электромагнитных волн
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Спектром электромагнитных волн называется полоса частот (длин волн)
электромагнитных волн, существующих в природе.
a) Запишите участки шкалы в порядке увеличения длины волны;
b) Объясните, почему участки шкалы электромагнитных волн в порядке увеличения
частот будут располагаться в обратном а) порядке.
Дескрипторы Обучающийся
— определяет порядок участков шкалы ЭМВ в порядке
увеличения длины волны;
— объясняет расположение электромагнитных волн в
зависимости от частоты, используя соответствующую формулу
Задание 2
Установите соответствие между названием участка спектра ЭМВ и областью его
применения.
1.Радиоволны a) Прицелы для стрельбы в темноте, прогревание
тканей живого организма, пульты дистанционного
управления
2.Микроволны b) Оптоволокно
3. Гамма лучи c) Люминесцентные лампы, флуоресценция,
стерилизация воздуха
4. Рентгеновские лучи d) Диагностика и лечение заболеваний (в медицине),
дефектоскопия
5.Ультрафиолет e) Контроль технологических процессов;
терапия (лечение рака) и диагностика в медицине
6. Инфракрасное излучение f) Радио и телевизионная связь
7. Свет g) Спутниковое телевидение и телефоны
Дескрипторы Обучающийся
— указывает область применения радиоволн;
— указывает область применения микроволн;
— указывает область применения гамма лучей;
— указывает область применения рентгеновских лучей;
— указывает область применения ультрафиолетовых лучей;
— указывает область применения инфракрасных лучей;
— указывает область применения видимого света.
31
4 четверть
Раздел «Строение атома, атомные явления»
Тема «Тепловое излучение»
Цель обучения 9.6.1.1 -описывать зависимость энергии
теплового излучения от температуры
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает зависимость энергии
теплового излучения от
температуры
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
1. Выберите правильный ответ.
Тепловым излучением называют…
A) электромагнитные волны, испускаемые всеми телами;
B) электромагнитные волны, испускаемые черными телами;
C) электромагнитные волны, испускаемые любыми нагретыми телами;
D) механические волны, испускаемые всеми телами;
E) механические волны, испускаемые любыми нагретыми телами.
2. Установите соответствие.
1. При повышении
температуры
a) максимум спектральной плотности
энергетической светимости смещается в
сторону длинных волн
b) максимум спектральной плотности
энергетической светимости смещается в
сторону коротких волн
2. При уменьшении
температуры
c) энергетическая светимость тела
возрастает
d) энергетическая светимость тела
уменьшается
Дескрипторы Обучающийся
— указывает понятие теплового излучения;
— характеризует смещение максимума спектральной
плотности энергетической светимости при
повышении температуры;
— характеризует энергетическая светимость тела при
повышении температуры;
— характеризует смещение максимума спектральной
плотности энергетической светимости при
понижении температуры;
— характеризует энергетическая светимость тела при
понижении температуры.
32
Тема «Рентгеновские лучи»
Цель обучения 9.6.1.5 — сравнивать рентгеновское
излучение с другими видами
электромагнитного излучения
Критерий оценивания Обучающийся
Сравнивает рентгеновское
излучение с другими видами
электромагнитного излучения
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Ниже перечислены свойства электромагнитных волн:
1. Распространяются в вакууме со скоростью приблизительно 300 000 км/с;
2. Источником излучения является трубка, в которой ускоренные электрическим полем
электроны бомбардируют металлический анод;
3. На границе раздела двух сред частично отражаются, частично преломляются;
4. При взаимодействии с веществом раскладываются в спектр – дисперсия;
5. Обладают высокой проникающей способностью.
Выберите свойства, присущие всем электромагнитным волнам, и свойства
рентгеновского излучения. Впишите соответствующие номера в столбцы таблицы.
Любая электромагнитная волна Рентгеновское излучение
Дескрипторы Обучающийся
— определяет свойства, присущие всем
электромагнитным волнам;
— определяет свойства, присущие рентгеновскому
излучению;
33
Тема «Рентгеновские лучи»
Цель обучения 9.6.1.6 — приводить примеры применения
рентгеновского излучения
Критерий оценивания Обучающийся
Приводит примеры применения
рентгеновского излучения
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
а) Рентгеновское излучение используется
1. …………………………………………………………….
2. …………………………………………………………….
3. …………………………………………………………….
4. …………………………………………………………….
5. …………………………………………………………….
b) Опишите принцип использования рентгеновского излучения в одной области.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Дескрипторы Обучающийся
— приводит примеры использования рентгеновских
лучей;
— описывает принцип использования рентгеновского
излучения в одной области.
34
Раздел «Атомное ядро»
Тема «Ядерные силы»
Цель обучения 9.6.1.8 — описывать свойства ядерных сил
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает свойства ядерных сил
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задание 1
Укажите свойства ядерных сил.
A) Центральные силы;
B) Обладают зарядовой независимостью;
C) Обладают свойством насыщения;
D) Имеют гравитационную природу;
E) Короткодействующие силы;
F) Существуют парами.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает свойства ядерных сил.
Задание 2
Сравните величину ядерных сил, действующих внутри ядра между двумя протонами
(Fрр), двумя нейтронами (Fnn), между протоном и нейтроном (Fрn).
A) Fpp < Fnn < Fpn;
B) Fpp = Fnn > Fpn;
C) Fpp = Fnn = Fpn;
D) Fpp > Fnn > Fpn;
E) Fnn > Fpn > Fpp.
Дескрипторы Обучающийся
— сравнивает сравнивает ядерные силы,
действующие между парами частиц: протон-протон, протон-нейтрон, нейтрон-нейтрон;
— выбирает правильный ответ.
35
Тема «Радиоактивный распад»
Цель обучения 9.6.2.2 — объяснять вероятностный характер радиоактивного
распада;
Критерий
оценивания
Обучающийся
Объясняет вероятностный характер радиоактивного
распада
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Объясните вероятностный характер радиоактивного распада.
Дескриптор Обучающийся
— описывает изменение радионуклидов с течением времени;
— указывает возможность/невозможностьпредсказания
момента распада конкретного ядра.
36
Тема «Защита от радиоактивных излучений»
Цель обучения 9.6.2.8 — характеризовать способы защиты от радиации
Критерий оценивания Обучающийся
Характеризует способы защиты от радиации
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Опишите способы защиты от радиационных облучений
Дескриптор Обучающийся
— описывает способы защиты от радиации в зависимости от
различных параметров
37
Тема «Элементарные частицы»
Цель обучения 9.6.3. 1 — классифицировать элементарные частицы
Критерий оценивания Обучающийся
Классифицирует элементарные частицы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Элементарные частицы классифицируют по следующим признакам: массе частицы,
электрическому заряду, времени жизни, составу, типу физического взаимодействия и
др.
1. Ниже перечислены элементарные частицы:
протон, электрон, фотон, нейтрон, нейтрино.
Распределите их в соответствующие столбцы таблицы.
Составные частицы Несоставные частицы
2. Приведите примеры:
a) стабильных частиц;
b) нестабильных частиц.
3. Элементарные частицы имеют свои античастицы.
a) укажите античастицу электрона;
b) опишите их сходства и различия.
Дескрипторы Обучающийся
— различает составные и несоставные элементарные частицы;
— приводит пример стабильных частиц;
— приводит пример стабильных частиц;
— указывает античастицу.
38
Раздел «Современная физическая картина мира»
Тема «Влияние развития физики и астрономии на формирование мировоззрения
человека»
Цель обучения 9.8.1.1- объяснять влияние развития физики и
астрономии на формирование мировоззрения человека
Критерий оценивания Обучающийся
Объясняет влияние развития физики и
астрономии на формирование мировоззрения
человека
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание 1
Назовите глобальные физические открытия и опишите их влияние на научно-технический прогресс.
Дескрипторы Обучающийся
— называет глобальные физические открытия;
— описывает влияние открытий в физике на научно-технический
прогресс.
Задание 2
Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений складывалось веками.
В древней Греции во II в. н. э. была разработана геоцентрическая система мира.
А в ХVI веке польский астроном изложил теорию гелиоцентрической системы.
Заполните сравнительную таблицу:
Геоцентрическая система Гелиоцентрическая
система
Ученый
Тело «в центре мира»
Схема системы (рисунок)
Трудности
Дескрипторы Обучающийся
— заполняет каждую ячейку таблицы
39
Тема «Влияние новых технологий на окружающую среду»
Цель обучения 9.8.1.3 — оценивать преимущества и учитывать риски
влияния новых технологий на окружающую среду
Критерий оценивания Обучающийся
Оценивает преимущества и учитывает риски
влияния новых технологий на окружающую
среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Благодаря комплексному развитию физических наук осуществилась научно-техническая революция в электро-, радио-, электронной и вычислительной технике,
энергетике, химии, космической технике.
На базе физики и на стыке других наук с физикой возникли новые, все более узкие
специальные направления и научные дисциплины: гидро- и аэродинамика, атомная и
молекулярная физика, физическая химия, геофизика, биофизика, физическая биология,
физическая медицина.
Опишите положительные стороны влияния технологий в любом направлении физики
на окружающую среду.
Дескрипторы Обучающийся
— выбирает область физики;
— приводит доказательства положительного влияния технологий на
окружающую среду.
Задание 2
Успехи, достижения и прогресс постоянного и динамичного воздействия физики на
все сферы и области военных, гражданских технологий и здравоохранения
сопровождались сопутствующими чрезвычайно отрицательными последствиями.
Оцените риски использования новых технологий в жизни человечества, приведите
примеры их негативного влияния на окружающую среду.
Дескрипторы Обучающийся
— указывает области, в которых научно-технический прогресс может
привести к негативным последствиям;
— приводит доказательства.
ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ Сборник заданий формативного оценивания по предмету«Физика» 9 класс