ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русская литература 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО Русская литература 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

15
0

Сборник заданий формативного оценивания
Русская литература
6 класс
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
Содержание
Четверть 1…………………………………………………………………………………………………………………………4
Раздел «Мифы народов мира»…………………………………………………………………………………………….4
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….12
Раздел «Тема Рождества в литературе»……………………………………………………………………………..12
3 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….19
Раздел «Нравственный выбор человека»……………………………………………………………………………19
4 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………….24
Раздел «Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях» …………….24
3
ПРОЕКТ
Четверть 1
Раздел «Мифы народов
мира»Тема
Мифы Древней Греции
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать термины: художественный мир, миф,
мифический герой, мифологический образ, рассказ,
повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж,
метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза,
перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы 6.1.5.1 Пересказывать (кратко, подробно) содержание
произведения небольшой эпической или драматической
формы, выражая свое мнение о героях и событиях
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет значение термина «миф»
• Определяет жанровые особенности мифа
• Формулирует ключевые пункты произведения
• Пересказывает (кратко, подробно) содержание,
соблюдая последовательность, выражая свое
мнение о героях и событиях
• Пересказывает близко к тексту, сохраняя стиль
изложения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Ответьте на вопрос, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
Миф – это A) произведение словесного искусства, предназначенное для постановки на сцене B) фольклорный жанр, в котором представлено повествование об имевших место в
реальной действительности исторических событиях и выдающихся исторических
личностях C) произведения словесного искусства, объясняющие сложные явления природы,
происхождения мира и человека D) один из литературных родов, который трактует явления действительности со
значительной долей чудесного
2. Объясните, в чем особенность мифов.
3. Распределите литературоведческие термины по их значению по группам,
соответствующим трем литературным родам: эпос, лирика, драма (миф, стих,
мифический герой, ремарка, рассказ, повесть, легенда).
Эпос Лирика Драма
4. Назовите ключевые моменты одного понравившегося вам мифа о Прометее, Геракле,
Икаре или Актеоне. Близко к тексту, подробно перескажите миф, соблюдая
последовательность названных вами моментов. Включите в пересказ слова и обороты,
помогающие выразить ваше мнение о героях и событиях: «мне понравилось», «я думаю,
что» и т.д.
4
ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− демонстрирует понимание значения термина «миф» через
выбор правильного ответа;
− называет основные признаки жанра мифа;
− распределяет термины в соответствии с их значением по
литературным родам;
− формулирует ключевые моменты мифа;
− пересказывает близко к тексту, сохраняя стиль изложения
− подробно пересказывает содержание, соблюдая
последовательность ключевых моментов;
− включает в пересказ слова и обороты, помогающие
выразить свое мнение о героях и событиях: «мне
понравилось», «я думаю, что» и т.д.
5
ПРОЕКТ
Тема Славянская мифология. Народный миф о Солнце
Цель обучения 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять их роль в сюжете произведения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет элементы композиции на
предложенных эпизодах произведения
• Объясняет значение композиционных элементов в
сюжете произведения

Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Прочитайте «Народный миф о Солнце» (из романа П. Мельникова-Печерского «В
лесах»). Найдите соответствия и впишите номера данных эпизодов в таблицу
композиционных элементов: 1. «И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света» 2. «Лежала Мать – Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла,
ни звуков, никакого движения» 3. «Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать – Сыра Земля стала тосковать, боясь, что
все замерзнет» 4. «Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой
огня человеку. Праздники совершались в долгие летние дни, когда Солнце, не
укорачивая ход, начинает расставаться с Землею» 5. «Потом Земля породила человека… И услыша то слово и узрев царя своего и
владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились» 6. «Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы,
из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в
воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки»
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Эпилог
2. Ответьте на вопросы: как вы думаете, что изменится в мифе, если исключить один из
композиционных элементов, например, завязку? Изменится ли сюжет произведения?
Дескриптор Обучающийся
− находит соответствия между элементами композиции и
эпизодами произведения;
− выявляет роль композиционных элементов в сюжете
произведения.
6
ПРОЕКТ
Тема Тюркская мифология. Миф о создании мира
Цель обучения 6.1.2.1 Иметь общее представление о художественном
произведении, понимать главную и второстепенную
информацию 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть,
пьеса-сказка)
Критерий оценивания Обучающийся
• Выделяет главную информацию мифа
• Определяет второстепенную информацию
• Правильно определяет жанр произведения
• Называет две-три особенности жанра, ссылаясь на
произведение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Из предложенных вариантов распределите главную и второстепенную информацию и
впишите их номера в таблицу: 1. Порождения Тенгри – земные тенгри, божества стихий (ветра, снега, дождя, грозы). 2. Два посланника Тенгри, два божества пути, счастья и несчастья, беды и радости
являются иногда людям, один на белом, другой – на черном коне. 3. Владыка неба, верховный бог Тенгри установил миропорядок для всего сущего. 4. Первыми из великого хаоса возникли голубое небо и бурая земля, а между ними
появилось человечество. 5. Все растет и плодоносит на земле по воле Умай. 6. Тенгри – великий воитель и покровитель военных походов.
Главная информация Второстепенная информация 2. Ответьте на вопрос: можно ли произведение «Тенгри и Умай» назвать мифом? Почему?
Запишите два-три доказательства вашего мнения – примеров из произведения.
Дескриптор Обучающийся
− распределяет главную и второстепенную информацию;
− определяет жанр произведения;
− называет две – три особенности жанра;
− доказывает свое мнение примерами из текста.
7
ПРОЕКТ
Тема Библейская мифология. «Суд Соломона»
Цель обучения 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть,
пьеса-сказка) 6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и цитаты из
текста 6.2.9.1 Писать творческие работы (мифы, рассказы, минисочинения на литературные темы, сравнительные
характеристики и др.), выражая свое понимание
прочитанного, используя изобразительные средства языка
Критерий оценивания • Определяет жанр произведения
• Выделяет основные признаки жанра
• Характеризует героев, используя план и цитаты из
текста
• Пишет творческую работу, выражая свое понимание
произведения и используя изобразительные
средства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Прочитайте произведение.
Суд Соломона
Жили в Иерусалиме две молодые женщины, у каждой было по грудному ребенку. Они
ютились в одной комнате и спали вместе со своими детьми. Однажды во сне одна из них
случайно задавила своего ребенка, и он умер. От отчаяния она взяла у спящей соседки
живого младенца и положила его на свою кровать, а ей подложила своего, мертвого.
Наутро вторая женщина увидела возле себя мертвого ребенка и не захотела признать его
за своего. Она обвинила соседку в обмане и подлоге.
Но первая женщина, которая случайно задавила своего ребенка, не хотела признаваться в
содеянном, не хотела отдавать живого младенца. Долго они спорили, обвиняя друг друга в
разных прегрешениях, но так ни к какому выводу и не пришли. И по совету добрых людей
отправились они к молодому царю Соломону, чтобы он разрешил их спор.
Соломон выслушал каждую, ничего не сказал им и велел слугам принести ему меч. «Мое
решение такое, — сказал он. — Вас двое, живой ребенок один. Рассеките его пополам, и
пусть каждая утешится его половиной».
Одна женщина сказала: «Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его». А
вторая сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите».
Соломон тотчас догадался, кто мать живого ребенка и кто та обманщица, которая забрала
его себе. Он сказал своим стражникам: «Отдайте ребенка той женщине, которая не хотела
его смерти. Она настоящая мать ребенка».
Все израильтяне узнали об этом решении Соломона. Добрые возрадовались и полюбили
своего молодого царя за справедливость, за праведный суд еще больше, а злые, нечестные
испугались, поняли, что при таком мудром судействе любой порок будет наказан.
Выберите правильный вариант ответа.
Определите жанр произведения «Суд Соломона». A) миф B) легенда C) рассказ D) сказка
8
ПРОЕКТ
2. Докажите свое мнение о жанре произведения «Суд Соломона», используя ПОПСформулу.
П – позиция – «Я думаю, что жанр этого произведения — …»
О – объяснение – «Потому что (напишите два признака данного жанра)»
П – пример — «Я могу доказать это на примере…»
С – следствие – «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …»
3. Составьте план характеристики одного из персонажей. Что бы вы выделили в этой
персоне? Дайте ему полную характеристику: внешность, речь, поступки, мотивы, образ
мыслей. В подтверждение своего мнения выпишите цитаты из произведения.
4. Как вы оцениваете поступок женщины, укравшей ребенка? Как вы думаете, почему она
так действовала? Представьте, что вы являетесь прокурором в современном суде, в
котором судят эту женщину. Напишите для суда присяжных обвинительную речь
прокурора, используя художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), в
которой вы характеризуете поступок обманщицы.
Дескриптор Обучающийся
− определяет жанр произведения;
− называет основные признаки жанра, доказывая примерами из
текста;
− характеризует по составленному плану героев, используя
цитаты из текста;
− пишет творческую работу, выражая свое мнение;
− использует изобразительные средства.
9
ПРОЕКТ
Тема А. Ахматова. «Лотова жена»
Цель обучения 6.3.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, оценивая
поступки главных героев 6.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических)
Критерий оценивания Обучающийся
• Выражает собственное мнение о поступке героя
• Отражает правильно позицию автора и
комментирует ее
• Приводит примеры из произведения
• Читает выразительно стихотворение
• Соблюдает орфоэпические нормы при чтении
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Прочитайте отрывок из мифа «Содом и Гоморра» и стихотворение Ахматовой «Лотова
жена». Какое произведение, по-вашему, более интересно? Почему? 1. «Тогда ангелы, наказав их слепотой так, что содомляне с трудом нашли ворота,
приказали Лоту забрать всю семью и покинуть город, который обречен на гибель, ведь
ангелы своими глазами убедились в их греховности. Лот бежал в соседний город Сигор.
Когда семья его достигла Сигора, бог пролил над Содомом и Гоморрой дождь из серы и
огня. Жена Лота оглянулась, чтобы увидеть катастрофу, и превратилась в соляной столп». 2. И праведник шел за посланником бога,
Огромный и светлый, по черной горе,
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно. Ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула, и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Кто женщину эту оплакивать будет,
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
2. Ответьте на вопросы.
1. Какие чувства вызывает у вас судьба героини? Почему? 2. Осуждаете ли вы ее за любопытство? Только ли любопытство двигало ею? Докажите
свое мнение примерами из текста.
3. Как вы думаете, сострадает ли автор Лотовой жене?
4. Права ли Ахматова в своей оценке героини?
5. Что имеется в виду в строках:
10
ПРОЕКТ
Кто женщину эту оплакивать будет,
Не меньшей ли мнится она из утрат? 6. Имеет ли история Лотовой жены поучительный характер? В чем ее смысл?
3. Прочитайте наизусть стихотворение, соблюдая нормы произношения.
Дескриптор Обучающийся
− выражает собственное мнение о поступке героя;
− отражает правильно позицию автора и комментирует ее;
− приводит примеры из произведения;
− читает выразительно стихотворение;
− демонстрирует хорошее знание текста;
− соблюдает орфоэпические нормы при чтении.
11
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел «Тема Рождества в литературе»
Тема Б. Пастернак. «Рождественская звезда»
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать термины: художественный мир, миф,
мифический герой, мифологический образ, рассказ,
повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж,
метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза,
перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы 6.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических)
Критерий оценивания Обучающийся
• Соотносит термины с определениями
• Объясняет отношение терминов к стихотворению
• Читает выразительно стихотворение наизусть
• Соблюдает орфоэпические нормы при чтении
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Впишите в определения термины, используя слова для справок. _____________ — описание природы как части реальной обстановки, в которой
разворачивается действие, картина природы. _____________ — сказания о богах, героях, о создании мира. _____________ — система фантастических представлений о мире, совокупность сказаний о
богах и героях. ______________ — один из трех основных родов художественной литературы, в котором
действительность отражается путем передачи душевных переживаний автора, обычно в
стихотворной форме. ______________ — род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в
прошлом. ______________ — один из трех родов литературы, принадлежащий одновременно к двум
видам искусства: литературе и театру, и предназначенный для игры на сцене.
Слова для справок: драма, пейзаж, лирика, мифология, эпос, миф, повесть.
Какой из терминов в словах для справок оказался «лишним»?
2. Каким образом указанные выше термины относятся к стихотворению Б. Пастернака
«Рождественская звезда? Объясните.
3. Выразительно прочитайте наизусть понравившийся отрывок стихотворения, соблюдая
нормы произношения.
Дескриптор Обучающийся
− соотносит термины с определениями;
− объясняет отношение терминов к стихотворению;
− читает выразительно стихотворение;
− демонстрирует хорошее знание текста;
− соблюдает орфоэпические нормы при чтении.
12
ПРОЕКТ
Тема Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Цель обучения 6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и
прозаических произведений, важные для характеристики
главных героев 6.1.5.1 Пересказывать (кратко, подробно) содержание
произведения небольшой эпической или драматической
формы, выражая свое мнение о героях и событиях
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует поведение героя в данном эпизоде
• Находит детали, характеризующие персонаж
• Демонстрирует характерную речь героя
• Определяет роль эпизода в произведении
• Определяет художественные средства, используемые
автором
• Пересказывает содержание, соблюдая
хронологическую последовательность
• Выражает при пересказе свое мнение о герое и
событии
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте эпизод посещения Вакулы Петербурга. Ответьте на вопросы: — Как вы оцениваете поведение Вакулы? — Что движет Вакулой? Почему он решается на полет в Петербург? — Какие черты характера героя проявляются в данном эпизоде? Какие детали об этом
свидетельствуют? Докажите цитатами из текста. — Проследите за речью Вакулы. Что вы узнали из его слов? Как характеризует Вакулу его
речь? — Как вы думаете, что могло измениться в произведении, если бы автор не включил в него
данный эпизод?
2. Прочитайте отрывки из эпизода. Какие художественные средства использует автор? Что
они помогают понять читателю? 1. «С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома
устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели» 2. «Из чего, не во гнев сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах
ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать» 3. «Боже ты мой, что за украшение! – вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. – Ваше
царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах и в них, чаятельно, ваше
благородие, ходите и на лед ковзаться, какие ж должны быть самые ножки? думаю, по
малой мере из чистого сахара».
3. Перескажите содержание, соблюдая хронологическую последовательность, добавляя
оценку поведения Вакулы.
13
ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− оценивает поведение героя в данном эпизоде;
− находит детали, характеризующие персонаж;
− характеризует речь героя;
− определяет роль эпизода в произведении;
− называет художественные средства, используемые автором;
− пересказывает содержание, соблюдая хронологическую
последовательность;
− выражает свое мнение о герое и произошедшем событии.
14
ПРОЕКТ
Тема Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»
Цель обучения 6.2.2.1 Определять основную мысль произведения,
опираясь на его структурные элементы 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять их роль в сюжете произведения
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль произведения;
• Определяет, как структура рассказа поддерживает
эту мысль
• Располагает события произведения в
композиционном порядке
• Находит элементы композиции в произведении
• Объясняет роль композиционных элементов в
рассказе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Ответьте на вопросы. 1. Как вы думаете, почему у героя рассказа нет имени? 2. С какой целью автор показывает скитания мальчика по предпраздничному городу? 3. Можно ли считать конец рассказа лучшим для самого мальчика? 4. Не является ли «лишней» первая часть рассказа? 5. Как вы думаете, изменится ли смысл рассказа, если переставить его части?
2. Соедините части. Объясните свой выбор.
Завязка «– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал
над ним вдруг тихий голос»
Кульминация «Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом
три куклы, маленькие, разодетые в красные и
зеленые платьица и совсем-совсем как живые!»
Развязка «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял
немного, бессознательно забыв свою руку на плече
покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб
отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой
картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из
подвала»
Развитие
действия
«А внизу наутро дворники нашли маленький трупик
забежавшего и замерзшего за дровами мальчика»
3. Учитывая то, что контраст – это резкая противоположность черт, качеств, явлений,
найдите в рассказе примеры контраста. Как вы думаете, с какой целью автор использует этот
композиционный элемент в своем рассказе?
15
ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− называет основную мысль произведения;
− определяет, как структура рассказа помогает понять
основную мысль;
− располагает события произведения в композиционном
порядке: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка;
− находит примеры контраста в произведении;
− объясняет роль контраста в рассказе.
16
ПРОЕКТ
Тема В. Токарева. «Рождественский рассказ»
Цель обучения 6.1.6.1 Давать развернутый ответ на вопрос 6.2.7.1 Определять отношение автора
к главным и второстепенным героям
Критерий оценивания Обучающийся
• Выдвигает собственную позицию при ответе на
вопрос
• Подтверждает свое мнение аргументами
• Выявляет отношение автора к персонажу
• Называет приемы, применяемые автором для
характеристики персонажа
• Иллюстрирует примерами из текста
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Ответьте на вопрос, аргументируя свой ответ примерами из текста.
Как вы думаете, правильно ли поступила героиня рассказа, подарив красную розу своему
обидчику? Поддерживает ли автор ее поступок?
2. Прочитайте отрывки. Определите, как относится автор к герою? Как он выражает свое
отношение? Аргументируйте свой ответ. 1. «Он был единственный сын у престарелых родителей, они ничего ему не запрещали и
носились с ним как с писаной торбой. Я не знаю, что такое писаная торба, но думаю, чтото очень противное. Как Борька. У него были большие руки и ноги, и ни на что хорошее
эти руки не были способны, только давать щелбаны и подзатыльники. Остальные
мальчишки были помельче, и все переплелись в какой-то общий ком».
Для справок: «Носиться, как дурень с писаною торбой» – неоправданная суета, суматоха. 2. «Борька смотрел на меня из освещенного окошка. И вдруг узнал. Его глаза вспыхнули
узнаванием и стали красивыми, потому что в них появились смысл и радость. Новый
плосковатый нос делал его лицо более мужественным, похожим на лицо молодого
Бельмондо. И большие конечности его не портили, скорее наоборот…»
Для справок: Бельмондо – Жан-Поль Бельмондо́ – французский актер театра и кино. В
своих картинах он создал образ молодого бунтаря с неотразимой улыбкой и стал одним из
любимых актеров европейской молодежи. Чаще всего играл острохарактерные роли в
комедиях и боевиках.
Дескриптор Обучающийся
− отвечает на вопрос, высказывая свое мнение;
− подтверждает свое мнение примерами из текста;
− выявляет авторское отношение к персонажу;
− называет приемы, применяемые автором для характеристики
персонажа.
17
ПРОЕКТ
Тема Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Цель обучения 6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и цитаты
из текста 6.3.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой литературы, близкие по
тематике и проблематике
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует героя по плану
• Определяет мотивы поступков героя
• Приводит не менее 2-х примеров из текста
• Сопоставляет произведения по теме, проблематике,
отмечая сходства и различия
• Приводит примеры
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Напишите характеристику Вакулы, отвечая на вопросы и аргументируя примерами из
текста: 1. Какое место занимает Вакула среди других персонажей? 2. Как выглядит герой? Что можно отметить в его образе? 3. Обратите внимание на речь Вакулы. Какие выводы можно сделать о герое по его речи? 4. В каких условиях живет персонаж?
5. Чем он увлекается в свободное время и как это характеризует его?
6. Запишите основные черты характера Вакулы. Изменяется ли его характер на
протяжении произведения?
7. Как вы оцениваете поступки Вакулы? Что является причиной его действий?
8. Как относится автор к своему герою? 9. Сравните Вакулу с другими персонажами. Что отличает его?
10. Понравился ли вам герой? Объясните свое отношение.
2. Сравните тему, проблематику произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и
рассказа М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», составив диаграмму Венна.
Для подтверждения приведите примеры из текстов
Дескриптор Обучающийся
− характеризует героя по плану;
− определяет причины поступков героя;
− приводит не менее 2-х примеров из текста;
− сопоставляет произведения по теме, проблематике, отмечая
сходства и различия;
− приводит примеры из текстов.
18
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел «Нравственный выбор человека»
Тема И.С. Тургенев. «Муму»
Цель обучения 6.1.4.1 Составлять простой цитатный план 6.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, объясняя сходства и
различия при поддержке учителя (план сравнительной
характеристики)
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет план указанного отрывка произведения
• Подбирает соответствующие цитаты к пунктам плана
• Определяет сходства и различия произведения с
другим видом искусства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Составьте план жизни Герасима и Муму, подбирая к каждому пункту соответствующую
цитату из произведения.
2. Просмотрите иллюстрации к рассказу. Соответствуют ли данные иллюстрации к
подобранным эпизодам? Найдите сходства и различия между иллюстрациями и эпизодами. 1. 2. 1. «А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по
берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла,
приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было
залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем
как лодку волной помаленьку относило назад к городу». 2. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей
питомицей… Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но
понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным
попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с
длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним,
повиливая хвостиком. …Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного
Герасима. Герасим сам ее любил без памяти … и ему было неприятно, когда другие ее
гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть!»
Дескриптор Обучающийся
− составляет план указанного отрывка произведения;
− подбирает соответствующие цитаты
− к пунктам плана;
− определяет сходства эпизодов произведения с иллюстрациями к ним;
− находит различия иллюстраций и эпизодов.
19
ПРОЕКТ
Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Цель обучения 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть,
пьеса-сказка) 6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и
прозаических произведений, важные для характеристики
главных героев
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основные признаки жанра
• Определяет роль эпизода в произведении
• Анализирует поведение героя
• Сопоставляет персонажей (внешность, поведение,
речь)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Отметьте знаком «+» три верных варианта из предложенных для определения признаков
жанра рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник».
Небольшой объем
Объемное произведение
Предназначен для игры на сцене
Ограниченное число действующих лиц
Охватывает большие временные рамки, территории, персонажи
Повествование в стихотворной форме
Повествуется об одном, важном эпизоде из жизни героя.
2. Докажите примерами из текста, что жанр произведения Л. Толстого «Кавказский
пленник» – рассказ-быль.
3. Проанализируйте эпизод первого побега Жилина из плена. О каких человеческих
качествах Жилина свидетельствует данный эпизод? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста. Подберите к этому эпизоду пословицу.
4. Как вы думаете, с какой целью автор включил в произведение неудачный побег
Жилина?
Сравните внешность, речь и поведение Жилина и Костылина в данном эпизоде. К какому
выводу вы пришли? Аргументируйте свой ответ цитатами.
Дескриптор Обучающийся
− определяет основные признаки жанра;
− приводит примеры;
− определяет роль эпизода в произведении;
− анализирует поведение героя;
− сопоставляет персонажей (внешность, поведение, речь);
− аргументирует свой ответ цитатами из текста.
20
ПРОЕКТ
Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Цель обучения 6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и цитаты
из текста 6.2.7.1 Определять отношение автора к главным и
второстепенным героям
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует героя по плану, используя цитаты
• Отмечает основные моменты, характеризующие
героев
• Определяет авторское отношение
• Комментирует свой ответ

Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Составьте характеристику Жилина, придерживаясь пунктов плана и используя цитаты
из текста.
План характеристики. 1. Место Жилина среди других персонажей. 2. Роль персонажа в эпизоде пленения татарами.
3. Анализ имени. 4. Внешний облик, портрет.
5. Речевая характеристика.
6. Описание условий проживания Жилина в плену.
7. История жизни. Семья Жилина.
8. Поступки героя. Причины поведения Жилина в плену.
9. Эпизоды, в которых наиболее ярко проявляется характер Жилина. 10. Авторское отношение к Жилину. 11. Сопоставление Жилина с Костылиным. Сходства и различия. 12. Напишите о своем мнении о Жилине.
2. Напишите, как, по вашему мнению, относится автор к Жилину и Костылину? Докажите
свое мнение примерами из текста.
Дескриптор Обучающийся
− характеризует героя по плану;
− использует цитаты для доказательства;
− указывает основные моменты, характеризующие героев;
− определяет авторское отношение;
− комментирует свой ответ.
21
ПРОЕКТ
Тема В. Высоцкий. «Песня о друге»
Цель обучения 6.2.2.1 Определять основную мысль произведения,
опираясь на его структурные элементы 6.2.9.1 Писать творческие работы (мифы, рассказы, минисочинения на литературные темы, сравнительные
характеристики и др.), выражая свое понимание
прочитанного, используя изобразительные средства языка
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль произведения
• Пишет творческую работу в соответствии с жанром
• Раскрывает тему полностью
• Использует в работе изобразительные средства

Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Какие строчки стихотворения вам запомнились? Почему?
Определите основную мысль произведения. Что хотел сказать автор? Приведите примеры.
2. Напишите эссе на тему: «Каким должен быть настоящий друг?» Для подтверждения
своего мнения используйте изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры и
т.д.)
Дескриптор Обучающийся
− выражает впечатление о произведении, опираясь на текст;
− определяет основную мысль произведения;
− приводит примеры, цитаты из текста;
− пишет творческую работу в соответствии; с жанром
− раскрывает тему полностью;
− использует в работе изобразительные средства.
22
ПРОЕКТ
Тема В. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
Цель обучения 6.2.8.1 Анализировать изобразительные средства
(метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического
синтаксиса (риторические вопросы, обращения,
восклицания, антитезы, перифразы и др.) 6.2.6.1 Анализировать художественное пространство и
время и оформлять свое представление в рисунках, схемах,
кластерах и др.
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основные изобразительные средства
• Комментирует, с какой целью писатель использует
данные языковые средства
• Анализирует художественное время и пространство
• Оформляет свой ответ в схеме

Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте отрывок из рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Определите,
какие изобразительные средства использует автор для передачи своего восхищения.
Выпишите. Объясните, с какой целью автор использует данные художественные средства.
Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно —
у всякой семьи, у фамилии была «своя», коронная песня, которая глубже и полнее
выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне, как вспомню песню
«Монах красотку полюбил», — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и
мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от
песни «шахматовского колена»: «Я у окошечка сидела, Боже мой, а дождик капал на
меня». И как забыть фокинскую, душу рвущую: «Понапрасну ломал я решеточку,
понапрасну бежал из тюрьмы, моя милая, родная женушка у другого лежит на груди», или
дяди моего любимую: «Однажды в комнате уютной», или в память о маме-покойнице,
поющуюся до сих пор: «Ты скажи-ка мне, сестра…> Да где же все и всех-то упомнишь?
Деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая.
2. От какого лица идет повествование в рассказе? Сколько в нем этапов времени? Свой
ответ изобразите в схеме.
Дескриптор Обучающийся
− определяет основные изобразительные средства,
используемые автором в предложенном отрывке;
− комментирует, с какой целью писатель использует
данные языковые средства;
− анализирует художественное время и пространство;
− оформляет свой ответ в схеме.
23
ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел «Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»
Тема А.Н. Островский. «Снегурочка»
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать термины: художественный мир, миф,
мифический герой, мифологический образ, рассказ,
повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж,
метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза,
перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы 6.1.2.1 Иметь общее представление о художественном
произведении, понимать главную и второстепенную
информацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Может написать определение
• Определяет жанровые признаки
• Выделяет главные события произведения
• Находит цитаты, отражающие главную мысль
произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Ответьте на вопросы.
1. Напишите, что такое сказка.
2. Какие жанровые признаки сказки вы знаете?
3. Как вы думаете, почему А.Н. Островский определил жанр своего произведения
«Снегурочка» весенняя сказка? Что делает это произведение сказкой?
2. Ответьте на вопросы. 1. Какие события в произведении А.Н. Островского «Снегурочка» вы считаете главными?
Аргументируйте свой ответ примерами из текста. 2. Какова главная мысль сказки? Чему она учит? Обоснуйте свое мнение цитатами из
произведения. 3. Кто из персонажей сказки вызвал у вас симпатию, а кто – антипатию? Почему?
Дескриптор Обучающийся
− может написать определение термина «сказка»;
− определяет жанровые признаки сказки;
− выделяет главные события произведения;
− находит цитаты, отражающие главную мысль произведения;
− выражает свое отношение к персонажам.
24
ПРОЕКТ
Тема И.С. Тургенев. «Бежин луг»
Цель обучения 6.1.4.1 Составлять простой цитатный план 6.2.8.1 Анализировать изобразительные средства
(метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического
синтаксиса (риторические вопросы, обращения,
восклицания, антитезы, перифразы и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет цитатный план произведения
• Определяет художественные средства
• Приводит соответствующие цитаты из эпизода
• Комментирует роль изобразительно-выразительных
средств языка для раскрытия идеи произведения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Составьте план рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Для названия пунктов плана
используйте цитаты из произведения.
2. Прочитайте отрывок из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Выпишите
художественные средства, определите их значение в данном отрывке. Что они помогают
понять читателю?
«Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были
крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую
летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не
дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой
праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых
бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами,
высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и
несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши;
впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий
космач, с репейником в спутанной гриве».
Дескриптор Обучающийся
− составляет цитатный план произведения;
− определяет художественные средства;
− приводит не менее 2-х примеров из текста;
− комментирует роль изобразительно-выразительных средств
языка для раскрытия идеи произведения.
25
ПРОЕКТ
Тема И.С. Тургенев. «Бежин луг»
Цель обучения 6.1.6.1 Давать развернутый ответ на вопрос 6.4.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания
(свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты
раскрытия темы, уместности цитирования
Критерий оценивания Обучающийся
• Выдвигает необходимые тезисы
• Подтверждает собственную позицию аргументами
• Приводит примеры из произведений для поддержки
своего ответа
• Оценивает ответы одноклассников с точки зрения
полноты раскрытия темы, уместности цитирования

Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Дайте развернутые ответы на вопросы
Как вы понимаете заглавие рассказа? Почему автор назвал рассказ «Бежин луг», а не
иначе? Как еще можно было озаглавить произведение? Для подтверждения своего мнения
используйте цитаты из произведения.
2. Прослушайте ответы одноклассников на данные вопросы, оцените ответы по
критериям: – полнота раскрытия темы – уместное использование цитат
Дескриптор Обучающийся
− выдвигает необходимые тезисы;
− подтверждает собственную позицию аргументами;
− приводит примеры из произведений для поддержки своего
ответа;
− оценивает ответы одноклассников с точки зрения полноты
раскрытия темы, уместности цитирования.
26
ПРОЕКТ
Тема М.Ю. Лермонтов «Русалка»
Цель обучения 6.2.6.1 Анализировать художественное пространство и
время и оформлять свое представление в рисунках, схемах,
кластерах и др. 6.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических)
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует художественное время и пространство
• Отмечает художественные средства,
использованные автором
• Оформляет ответ в соответствии с заданием
• Читает выразительно стихотворение
• Демонстрирует хорошее знание текста
• Соблюдает орфоэпические нормы при чтении
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочтите выражения из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка»: «плыла по реке
голубой», «озаряема полной луной», «на дне у меня», «там хрустальные есть города», «на
подушке из ярких песков», «под сенью густых тростников», «мерцание дня».
Какие из данных словосочетаний помогают определить место действия, а какие – время
действия? Впишите их в соответствующий круг.
2. Определите по выписанным выражениям (в 1-м задании), какие художественные
средства использует автор для изображения места и пространства. Что помогают они
понять?
3. Как вы думаете, в каком месте и в какое время происходят описываемые поэтом
события? Сколько временных отрезков и пространств изображены? Составьте схему
своего ответа, используя предложенные в первом задании выражения из стихотворения.
4. Выразительно прочитайте наизусть понравившийся отрывок стихотворения, соблюдая
нормы произношения.
Дескриптор Обучающийся
− анализирует художественное время и пространство;
− отмечает художественные средства, использованные автором;
− преобразует ответ в схему;
− читает выразительно стихотворение;
− демонстрирует хорошее знание текста;
− соблюдает орфоэпические нормы при чтении.
Художественное
пространство
Художественное
время
27

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь