ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 6 класс Сборник...

ФО Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

13
0

ПРОЕКТ
Сборник заданий формативного оценивания
«Русский язык и литература»
(с нерусским языком обучения)
6 класс
1
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве
обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения,
подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное
оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы
и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан в не
коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
Содержание
1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
Тема: Характер и внешность человека.…………………………………………………………………………………………… 4
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 18
Тема: Климат: погода и времена года……………………………………………………………………………………………. 18
3 Четверть……………………………………………………………………………………………………………………………………. 32
Тема: Древние и современные цивилизации …………………………………………………………………………………. 32
4 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 41
Тема: Астрономия: планеты и спутники……………………………………………………………………………………….. 41
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Тема: «В человеке все должно быть прекрасно»
Раздел/ Тема Притча о характере человека
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-4 минут, определяя ключевые слова
Критерий оценивания Обучающийся
• Выписывает ключевые слова и словосочетания;
• Определяет основную мысль притчи.
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение
Задание Прослушайте притчу о характере человека. 1. Выпишите 5-6 ключевых слов и словосочетаний. 2. Ответьте на следующие вопросы: Почему старик по-разному отвечает горожанам? Прав ли старик? А Вы как думаете? Выскажите свое мнение.
http://www.liveinternet.ru/users/schamada/post331503833/ Притча о характере человека
Дескриптор Обучающийся — выписывает 5-6 ключевых слов и словосочетаний; — отвечает на вопросы; — высказывает свое мнение.
Транскрипт Однажды старик сидел у городских ворот. К нему подошел юноша и спросил: — Я ни разу не был здесь. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе? Старик ответил ему вопросом: — А какие люди были в том городе, из которого ты ушел? — Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. — Здесь ты встретишь точно таких же, — ответил ему старик. Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: — Я только что приехал. Скажи, отец, какие люди живут в этом городе? Старик ответил тем же: — А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел? — О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться. — Ты найдешь таких же и здесь, — ответил старик. За всей этой сценой наблюдал горожанин, возившийся рядом со своей телегой. Он подошел к старику и спросил: — Почему одному ты сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди? — Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему старик. — Просто каждый находит только то, что умеет искать.
4
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно
Валентина Осеева. «Кто наказал его?»
Цель обучения 6.1.4.1 Определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль текста на основе
• Ключевых слов и словосочетаний.
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение
Задание Внимательно прослушайте текст. 1. Выпишите ключевые слова. 2. Сформулируйте основную мысль, опираясь на ключевые слова.
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова и словосочетания; — определяет основную мысль текста.
Транскрипт В. ОСЕЕВА. «КТО НАКАЗАЛ ЕГО?» Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. — Кто наказал его? — спросила соседка. — Он сам наказал себя, — ответила мама.
5
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Цель обучения 6.3.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает основную информацию;
• Определяет тему, цель или назначение текста
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Задание Прочитайте выразительно текст, соблюдая речевые нормы языка. 1. Определите тему басни. A. Обман вороны B. Лесть вороны C. Хитрость лисицы D. Дружба лисицы и вороны. 2. Ответьте на вопросы: Как вы понимаете, в чем заключается аллегория басни? Сталкивались ли в жизни с подобной ситуацией?
Дескриптор Обучающийся — определяет тему басни; — отвечает на поставленные вопросы; — понимает основную информацию текста;
6
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Цель обучения 6.2.1.1 Владеть словарным запасом, включающим фразеологические единицы, паронимы, заимствованные слова 6.2.3.1 Соблюдать лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов, избегая повторов
Критерий оценивания Обучающийся
• Пересказывает текст, включая фразеологизмы;
• Соблюдает лексические нормы, избегая повторов.
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Перескажите содержание басни своими словами, используя фразеологизмы по выбору: за
словом в карман не лезет, себе на уме, лиса Патрикеевна, святая простота. 2. В пересказе избегайте повторов, используйте синонимы.
Дескриптор Обучающийся — пересказывает текст, раскрывая тему; — использует фразеологизмы; — соблюдает лексические нормы; — использует синонимы.
7
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Цель обучения 6.4.3.1 Представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Передайте содержание басни: 1 группа — в виде комиксов; 2 группа – в виде сюжетных рисунков; 3 группа – в виде иллюстраций. 3. Презентуйте свою работу перед классом.
Дескриптор Обучающийся — рисунки соответствуют содержанию басни; — рисунки выполнены красочно и креативно; — презентует работу, используя свои рисунки.
8
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Характер и внешность человека
А.П. Чехов. Рассказ « Хамелеон»
Цель обучения 6.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля (объяснительная записка, расписка; объявление); определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков; 6.5.2.2 Использовать простые и сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет объяснительную записку
• Использует простые и сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Напишите текст объяснительной записки, используя стратегию РАФТ. 2. Используйте в речи простые и сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения
Роль Аудитория Форма Тема щенок Очумелов Объяснительна я записка Признание в том, что укусил гражданина Хрюкина Очумелов Жигалов Объяснительна я записка Просьба простить за то, что не сразу узнал щенка брата генерала. Хрюкин Очумелов Объяснительна я записка Просьба простить за то, что пожаловался на генеральского щенка.
Как писать объяснительную записку?
(образец) http://sovetnik.consultant.ru/obyasnitelnaya_zapiska/kak_pravilno_napisat_obyasnitel
nuyu_zapisku_obrazec/ стратегия РАФТ : http://www.kmspb.narod.ru/posobie/raft.htm
Дескриптор Обучающийся — пишет объяснительную записку; — пишет в соответствии с ролью, целевой аудиторией и темой; — использует простые и сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения.
9
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Характер и внешность человека
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Цель обучения 6.2.3.1 Соблюдать лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов, избегая повторов 6.5.2.1 Использовать возвратные глаголы
Критерий оценивания Обучающийся
• Соблюдает лексические нормы, избегая повторов
• Использует возвратные глаголы в речи
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение
Задание 1. Выпишите из текста басни возвратные глаголы 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Согласны ли вы с тем, что таких людей, как Лиса, надо опасаться? 3. В ответе используйте возвратные глаголы. Возвратные глаголы: http://schoolassistant.ru/?predmet=russian&theme=vozvratnie_glagoli
Дескриптор Обучающийся — выписывает возвратные глаголы; — дает аргументированный ответ; — соблюдает лексические нормы; — использует в речи возвратные глаголы.
10
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Характер и внешность человека
А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Цель обучения 6.3.3.1 Формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует вопросы по тексту
• Отвечает, выражая свое мнение
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
1. Составьте в паре два вопроса, используя Кубик
Блума http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke 2. Обменяйтесь вопросами с другой парой. 3. Дайте развернутые ответы, выражая свою точку зрения.
Дескриптор Обучающийся — формулирует 2 вопроса; — дает развернутый ответ на вопросы; — выражает свою точку зрения.
11
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Характер и внешность человека
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»
Цель обучения 6.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ, басня), официальноделового стиля (объяснительная записка, расписка; поздравление, объявление, реклама); определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет стилистические особенности текстов художественного стиля (басни)
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Докажите, что басня «Ворона и Лисица» относится к художественному стилю, указав признаки басни. 2. Найдите средства художественной выразительности в следующем фрагменте: Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:
Дескриптор Обучающийся — указывает признаки басни; — находит признаки художественного стиля; — находит средства художественной выразительности (не менее двух)
12
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно
Валентина Осеева. «Кто наказал его?»
Цель обучения 6.4.1.1 Создавать тексты художественного стиля (стихотворение) и официально-делового стиля (поздравление) 6.5.1.1 Использовать существительные в качестве несогласованных определений, отглагольные существительные, краткие прилагательные.
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает текст художественного стиля (стихотворение).
• Использует существительные в качестве несогласованных определений, отглагольные существительные, краткие прилагательные.
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Найдите в словаре значение слов: стихотворение, рифма 2. Придумайте четверостишье или синквейн на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо?» 3. Используйте существительные в качестве несогласованных определений.
Дескриптор Обучающийся — создает текст художественного стиля; — раскрывает тему; — использует существительные в качестве несогласованных определений.
13
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема В человеке все должно быть прекрасно Ч. Айтматов. «Солдатенок»
Цель обучения 6.3.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Определите тему рассказа, «собрав» предложение: героизм, Темой, детей, советских, рассказа, солдат, данного, жизнь, их жен, является, людей. 2. Ответьте на вопросы: Когда, в какое время происходило это событие? Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?
Дескриптор Обучающийся — определяет тему рассказа; — отвечает на вопросы;
14
ПРОЕКТ
Тема «Живой мир вокруг нас»
Раздел/ Тема Живой мир вокруг нас
Притча о человеке и природе
Цель обучения 6.3.3.1 Формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме; 6.2.2.1 Пересказывать подробно, выборочно содержание текста.
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует вопросы
• Пересказывает текст
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание
Притча о человеке и природе https://historytime.ru/pritchi/pritcha-o-cheloveke-i-prirode/ 1. Прочитайте притчу. Перескажите подробно текст от 3-его лица.
2. Составьте по тексту вопросы, используя прием «Ромашка Блума» (не менее 4-
х) http://www.slideshare.net/kotbibliofil/6-46477401
Притча о человеке и природе К одному богатому жителю Лондона приехал погостить друг из отдалённой шотландской деревушки. Там у него была небольшая частная гостиница и своё хозяйство. И вот англичанин решил показать своему другу город со всеми его достопримечательностями. Долго они бродили по суетливому городу, где прохожие, не останавливаясь ни на секунду, бежали по своим делам. В самый час пик, когда народу было особенно много, друг внезапно остановился и прислушался. Люди продолжали бежать мимо нескончаемым потоком. — Я слышу стрекотание кузнечика, — вдруг сказал друг. Лондонец усмехнулся: — Ну конечно. Откуда в центре города кузнечики, подумай сам! Друг оглянулся вокруг: они стояли посередине улицы, где все тротуары были забетонированы, а вокруг высились небоскрёбы Сити. Но около входа в один из них ютилась небольшая клумба с бледно-розовыми цветами. Именно к ней и направился друг. Постояв рядом с ней немного, он наклонился, и, приподняв один из листочков, показал лондонцу притаившегося кузнечика. Тот был очень удивлен: уже много лет он не видел и не слышал в городе ничего подобного. — У тебя просто феноменальный слух! – восхитился он. — Да нет, – ответил ему друг. – Это зависит от того, кто что хочет слышать. Смотри. Шотландец вынул из кармана несколько монеток и бросил их на тротуар. Все люди вокруг замедлили свой шаг, начали вертеть головами и похлопывать себя по карманам, проверяя, не у них ли выпали деньги. — Вот об этом я и говорю, – сказал друг. – Все зависит от того, кто на что настроен.
Дескриптор Обучающийся — пересказывает подробно текст от 3-го лица; — составляет 4 вопроса, используя приём «Ромашка Блума».
15
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Живой мир вокруг нас М. Зверев. «Ласточки на паровозе»
Цель обучения 6.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует содержание произведения, определяя особенности главных и второстепенных персонажей.
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Ответьте на вопросы: Кем работал Синицин? Где ласточки свили гнездо? Как Синицын относится к ласточкам? Почему ласточки вьют гнезда близко к людям? 2. Найдите в тексте слова, характеризующие ласточек. 3. Оцените поступок Синицина. Как бы ты поступил на его месте? М. Зверев «Ласточки на паровозе» http://www.e-reading.club/book.php?book=88767
Дескриптор Обучающийся — отвечает на вопросы; — находит в тексте слова, характеризующие ласточек; — объясняет значение непонятных слов. — оценивает поступок героя.
16
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Живой мир вокруг нас
Цель обучения 6.3.5.1 Составлять простой план 6.4.6.1 Правильно писать безударные глагольные окончания
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет простой план текста
• Грамотно пишет безударные глагольные окончания
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение
Задание 1. Прочитайте текст. 2. Составьте простой план. 3. Вставьте пропущенные буквы. Определите число, лицо и спряжение глаголов.
Котик Самик Дома у меня животных нет, но мой друг кот Самсон живет у моей бабушки в деревне. Красивый, пушистый, черный с белыми пятнами на грудке. Обычно дома охраня…тся собаками, а у бабушки охранником явля…тся Самик. Сначала он прогнал всех мышей из всех сараев, из подвала. И вот уже несколько лет ни одной мыши! Но это еще не все. Он не пуска…т чужих котов, собак ни в огород, ни в сад, ни во двор, и этим помога…т моей бабушке! Даже если кто-нибудь подойдет к дому, Самик начина…т громко мяукать, и бабушка зна…т уже — пришел кто-то чужой! Своего охранника бабуля балу…т молоком, рыбкой, колбаской. Ведь он такой умница! Он этого заслужива…т!
Байдиков Владислав Безударные глагольные окончания: http://yarus.asu.edu.ru/?id=103
Дескриптор Обучающийся — составляет простой план — вставляет пропущенные буквы; — определяет число, лицо и спряжение.
17
ПРОЕКТ
2 четверть
Тема «Климат: погода и времена года»
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года К.Д. Ушинский. «История одной яблоньки»
Цель обучения 6.2.5.1 Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Критерий оценивания Обучающийся
• Участвует в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Составьте диалог между ученым и садовником. 2. Используйте два простых вопроса. 3. Используйте два сложных вопроса. 4. Дайте развернутые ответы на вопросы собеседника.
Дескриптор Обучающийся — участвует в диалоге с учетом роли; — задает два простых вопроса; — задает два сложных вопроса; — дает развернутые ответы.
18
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
К.Д. Ушинский «Пчелки на разведках»
Цель обучения 6.4.3.1 Представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков.
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
К.Д. Ушинский «Пчелки на разведках» http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dljadetei/raskazy-konstantina-ushinskogo/ushinskii-pchyolki-na-razvedkah.html Нарисуйте маршрутный лист пчелки в виде сюжетных рисунков.
Дескриптор Обучающийся — рисунки соответствуют сюжету; — выполнено ярко и красочно.
19
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
С.Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»
Цель обучения 6.3.4.1 Использовать виды чтения, включая изучающее и выборочное чтение.
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует выборочное чтение
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение
Задание Чтение по ролям 1 действия сказки. 1. Выберите себе роль для чтения. 2. Дайте характеристику выбранного персонажа. 3. Выразительно прочитайте реплики героя в соответствии с характеристикой.
С.Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»
https://deti-online.com/skazki/skazki-marshaka/12-mesjacev
Дескриптор Обучающийся — выбирает роль для чтения; — подбирает слова, характеризующие героев; — выразительно читает выбранную роль.
20
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года.
Л. Завальнюк. «Карусель»
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста; 6.4.5.1 Писать эссе (объем 80 — 100 слов) по картине/ теме, учитывая особенности текста-рассуждения;
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает содержание текста
• Создает текст — рассуждение
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Внимательно прослушайте текст. 2. Выпишите ключевые слова. 3. Определите тему, цель или назначение текста. 4. Используя ключевые слова, напишите эссе – рассуждение на тему «Мое любимое время года».
Л. Завальнюк «Карусель»
http://allforchildren.ru/poetry/seasons08.php
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова; — называет тему, цель или назначение текста; — пишет эссе-рассуждение; — соблюдает грамматические нормы.
Транскрипт Л. Завальнюк
Карусель Вереницею недель, Как велит природа, Кружит время-карусель Временами года. По листкам календаря Ходят друг за другом С января до декабря Месяцы по кругу. Вслед за осенью – зима, За весною – лето. Там уж осень, чтоб опять Зимушка настала… Карусель свою вращать Время не устало. В календарном том ряду Сменит братец братца. Сколько месяцев в году? Правильно, двенадцать.
21
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
К.Д. Ушинский «Пчелки на разведках»
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-4 минут, определяя ключевые слова
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает основную информацию прослушанного текста.
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание Прослушайте аудиозапись рассказа «Пчелки на разведках». 1. Выпишите ключевые слова и словосочетания. 2. Ответьте на вопросы: К кому обратились за помощью пчелки? Кто им помог? Чему учит эта сказка?
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова и словосочетания; — отвечает на вопросы — понимает идею произведения.
22
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
Климат Казахстана
Цель обучения 6.1.4.1 Определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний; 6.2.4.1 Создавать высказывание (рассуждение) с опорой на ключевые слова или план 6.5.1.3 Использовать дробные и собирательные числительные в разных формах, неопределенные местоимения и наречия для обозначения количества
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает высказывание (рассуждение)
• Определяет основную мысль текста
• Использует дробные числительные в разных формах
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Прослушайте текст. Выпишите ключевые слова.( 4-5 слов) 2. Определите основную мысль. 3. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему изменение климата опасно? 4. Используйте в ответе дробные числительные в разных формах
Климат Казахстана
http://visitkazakhstan.kz/ru/about/142/
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова (4-5 слов); — назовите основную мысль; — дает аргументированный ответ на вопрос; — использует дробные числительные в разных формах.
Транскрипт
Климат Казахстана Климат Казахстана резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Погода может значительно отличаться в разных регионах страны в связи с территориальными особенностями. Когда на крайнем юге страны идет весенний сев, на севере все еще может лежать снег или бушевать снежные метели. Для всей республики характерно большое колебание температур, как суточной, так и годовой. Зимой средняя температура на севере достигает -18,7°С в январе, а на юге -1,5°С. Снежные зимы идеальны для занятия зимними видами спорта, например, на лыжных курортах. Летом средняя температура самого жаркого месяца – июля – на севере республики +18,8°С, на юге +28,8°С. Во время жаркого лета излюбленным видом отдыха казахстанцев является пляжный отдых на живописных берегах морей и озер и в различных базах отдыха. Казахстан – солнечная страна, в некоторых регионах солнце светит до 330 дней в году, и небо почти всегда сочно голубого цвета.
23
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою»
Цель обучения 6.3.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Выпишите ключевые слова и словосочетания. 2. Определите тему, цель и основную мысль стихотворения, используя ключевые слова. 3. Ответьте на вопросы: Похоже ли это стихотворение на сказку? Почему? Почему поэт называет зиму Чародейкою?
Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою»

«Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчев


Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова и словосочетания — определяет тему — определяет цель — определяет основную мысль — отвечает на вопросы
24
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Климат: погода и времена года
М. Шолохов. «Здравствуй, зима!»
С. Есенин. «Зима»
Цель обучения 6.3.8.1 Сравнивать содержание, идеи и структурные особенности текстов
Критерий оценивания Обучающийся
• Сравнивает содержание, идеи и структурные особенности текстов
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание Прочитайте оба текста.
М. Шолохов. «Здравствуй, зима!»
http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.html
С. Есенин. «Зима» http://pishi-stihi.ru/zima-esenin.html
Зима Сергей Есенин Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды. Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
М. Шолохов «Здравствуй, зима!» Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!» 1. Заполните диаграмму Венна. Найдите общие и отличительные черты текстов (тема, идея и структурные особенности).
Дескриптор Обучающийся — находит общие черты; — находит отличительные черты.
Тема «Чудеса света»
25
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Чудеса света
Как сохранить чудеса света?
Цель обучения 6.2.5.1 Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Критерий оценивания Обучающийся
• Участвует в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание
Как сохранить чудеса света? 1. Составьте диалог ученого-археолога и журналиста в соответствии со своей ролью. 2. Используйте следующие ключевые слова: памятники, археолог, защита, фонд, беречь, всемирный, античный, семь, охранять.
Дескриптор Обучающийся — демонстрирует разнообразие словаря; — отвечает на вопросы естественно, поддерживая собеседника; — принимает участие в обсуждении темы; — демонстрирует понимание темы диалога.
26
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Чудеса света
Марат Джумагазиев. Стихотворение «Семь чудес
света»
Цель обучения 6.1.3.1 Понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя 6.5.2.2 Использовать простые и сложные предложения, выражающие определительные отношения
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает содержание стихотворения
• Определяет тему и основную мысль
• Использует простые и сложные предложения
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Задание Марат Джумагазиев. Стихотворение «Семь чудес света»
https://www.stihi.ru/2006/07/07-452 1. Прочитайте стихотворение и выпишите ключевые слова. 2. Определите тему и основную мысль стихотворения. 3. Выпишите из текста названия чудес света.
4. Опишите одно из чудес света, используя простые и сложные предложения, выражающие определительные отношения
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова; — называет тему и основную мысль стихотворения; — выписывает названия чудес света; — описывает одно из чудес света — использует простые и сложные предложения, выражающие определительные отношения;
Транскрипт
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
Давным-давно до нашей эры,
Создали люди семь чудес.
И эти чудные примеры
Я опишу сейчас Вам здесь.
Конечно, первое в Египте,
Оно осталось до сих пор.
Навеки в виде пирамиды
Оставил память фараон.
Потом сады Семирамиды
Построил древний Вавилон.
Висящие на небе кущи
Обрушил наземь ход времен.
В Эфесе Храм был Артемиды,
Богини с луком и стрелой.
Лета его не пощадили,
Одна осталась из колонн.
Да что богиня Артемида,
Ее отец, всесильный Зевс,
Стоявший на верху Олимпа,
Был свергнут молнией с небес.
В Галикарнасе есть гробница,
27
ПРОЕКТ
Где упокоен царь Мавсол.
Теперь там дискотек столица
Турецкий Бодрум всех завел.
А рядом в гавани Родосской
Стоял известный всем Колосс.
Но рухнул на земле он тряской,
Хоть Солнца бог был Гелиос.
И наконец опять в Египет,
Где с незапамятных времен
Светил маяк Александрийский,
То средь песков, то среди волн.
С тех пор прошли тысячелетья,
Мир перестроил Человек.
Но дерзновенные творенья
В душе оставили свой след.
28
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Чудеса света
Александрийский Маяк
Цель обучения 6.1.5.1 Прогнозировать содержание текста, по ключевым словам 6.2.4.1 Создавать высказывание (повествование) с опорой на ключевые слова или план 6.2.6.1 Оценивать высказывание (монолог/диалог), составленное с опорой на ключевые слова/ план, с точки зрения полноты, логичности содержания
Критерий оценивания Обучающийся
• Прогнозирует содержание текста по ключевым словам
• Создает высказывание (повествование)
• Оценивает высказывание одноклассника с точки зрения полноты, логичности содержания
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте ключевые слова и определите содержание текста:
Александрия, маяк, корабли, непогода, на острове, гигантское сооружение,
освещение, землетрясение, на развалинах. 2. Составьте рассказ экскурсовода о седьмом чуде света — Александрийский Маяк 3. Оцените в парах высказывание одноклассника с точки зрения полноты, логичности содержания
Чудеса света. Александрийский Маяк
http://globuss24.ru/doc/otkritiy-urok-po-istorii-semy-chudes-sveta-v-5-klasse
Дескриптор Обучающийся — прогнозирует содержание, используя ключевые слова; — составляет рассказ экскурсовода; — соблюдает грамматические нормы; — оценивает высказывание одноклассника с точки зрения полноты, логичности содержания.
Транскрипт
Александрийский Маяк На острове Фарос, в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трехъярусной башни достигала 135 м. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет. На ее вершине в открытой каменной беседке пылал костер, указывая путь кораблям. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка. Александрийский маяк простоял около 1500 лет. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из-за выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Название острова превратилось в символ: “фарос” стало означать “маяк”, отсюда и современное “фара”.
29
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Чудеса света
Знаменитые памятники древнего мира
Цель обучения 6.4.5.1 Писать эссе (объем 80 — 100 слов) по картине/ теме, учитывая особенности текста-рассуждения; 6.5.2.2 Использовать простые и сложные предложения, выражающие целевые, причинно-следственные отношения;
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет эссе-рассуждение по теме
• Использует простые и сложные предложения
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Напишите эссе – рассуждение на одну из тем: Какое из 7 чудес света поразило вас больше остальных и почему? Почему чудеса света нас привлекают? 2. Используйте в эссе простые и сложные предложения, выражающие целевые, причинноследственные отношения.
Дескриптор Обучающийся — пишет эссе – рассуждение; — использует простые и сложные предложения; — соблюдает объем эссе.
30
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Чудеса света
Роберт Стайн. «Проклятие гробницы фараона»
(отрывок)
Цель обучения 6.1.2.1 Понимать значение слов социально-культурной тематики.
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимание значения слов
Уровень мыслительных
навыков Знание и понимание Применение.
Задание Прослушайте текст.
Роберт Стайн. «Проклятие гробницы фараона»
(отрывок) http://loveread.ec/read_book.php?id=5110&p=4
1. Объясните значение слов и словосочетаний: пирамида, усыпальница, фараон,
погребальная камера, лабиринт. Проверьте по словарю.
Дескриптор Обучающийся — объясняет значение слов и словосочетаний; — проверяет по словарю.
Транскрипт — Пирамида была построена как усыпальница, — продолжил дядя Бен уже серьезней. — Фараон приказал сделать ее огромной, чтобы получше спрятать погребальную камеру. Египтяне очень боялись грабителей, разорявших могилы. Они знали, что воры попытаются проникнуть внутрь и забрать все драгоценные камни и сокровища, которые были захоронены рядом с их владельцем. Поэтому они соорудили внутри множество коридоров и комнат — своеобразный лабиринт, который должен был помешать грабителям найти настоящую погребальную камеру.
31
ПРОЕКТ
3 четверть
Тема: «Древние и современные цивилизации»
Раздел/ Тема Древние и современные цивилизации.
Мифы об Атлантиде. Притча от Николая Рериха
Цель обучения 6.1.4.1 Определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний 6.2.2.1 Пересказывать подробно, выборочно содержание текста 6.5.2.3 Использовать прямую и косвенную речь
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний
• Пересказывает подробно, выборочно содержание текста
• Использует прямую и косвенную речь
Уровень мыслительных
навыков Применение
Задание 1. Прочитайте притчу и выпишите ключевые слова и словосочетания. 2. Определите основную мысль. 3. Перескажите притчу: 1 группа – подробно, используя речевые обороты, ключевые слова текста. 2 группа – выборочно, используя только главную информацию. 4. Замените прямую речь косвенной.
Притча от Николая Рериха
https://pritchi.ru/id_2089
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова и словосочетания; — называет основную мысль; — пересказывает текст по выбору; — использует в речи прямую и косвенную речь
Транскрипт
Миф Атлантиды
Притча от Николая Рериха
Атлантида — зеркало солнца. Не знали прекрасней страны. Вавилон и Египет дивились
богатству атлантов. В городах Атлантиды, крепких зеленым нефритом и черным базальтом,
светились, как жар, палаты и храмы. Владыки, жрецы и мужи, в золото-тканых одеждах,
сверкали в драгоценных камнях. Светлые ткани, браслеты и кольца, и серьги, и ожерелья
жен украшали, но лучше камней были лица открытые.
Чужестранцы плыли к атлантам. Мудрость их охотно все славили. Преклонялись перед
владыкой страны.
Но случилось предсказание оракула. Священный корабль атлантам привез великое
вещее слово:
— Встанут волны горою. Море покроет страну Атлантиду. За отвергнутую любовь
море отомстит.
С того дня не отвергали любовь в Атлантиде. С любовью и лаской встречали
плывущих. Радостно улыбались друг другу атланты. И улыбка владыки отражалась в
драгоценных, блестящих стенах дворцовых палат. И рука тянулась навстречу с приветом, и
32
ПРОЕКТ
слёзы в народе сменялись тихой улыбкой. И забывал народ власть ненавидеть. И власть
забывала кованый меч и доспех.
Но мальчик, сын владыки, особенно всех удивлял. Само солнце, сами боги моря,
казалось, послали его на спасенье великой страны.
Вот он был добр! И приветлив! И заботлив обо всех! Были братья ему великий и
малый. Для каждого жило в нем доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок.
Ни одной ошибки он точно не помнил. Гнев и грубость увидеть он точно не мог. И перед
ним укрывалось все злое, и недавним злодеям хотелось навсегда стать добрыми, так же, как
он.
За ним шел толпою народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости,
ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово. Вот уж был мальчик! И когда почил в этой
жизни владыка-отец, и отрок, туманный тихой грустью, вышел к народу; все, как безумцы,
забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному. И ярче цвела Атлантида. А
египтяне назвали ее страною любви.
Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу.
Вместо храма народ стремился к владыке. Пел:
— Он нас любит. Без него мы — ничто. Он — наш луч, наше солнце, наше тепло, наши
глаза, наша улыбка. Слава тебе, наш любимый!
В трепете восторга народа дошел владыка до последнего дня. И начался день
последний, и бессильный лежал владыка, и закрылись глаза его.
Как один человек, встали атланты, и морем сплошным залили толпы ступени палат.
Оттеснили врачей и постельничих. К смертному ложу приникли и, плача, вопили:
— Владыко, взгляни! Подари нам хоть взгляд твой. Мы пришли тебя отстоять. Пусть
наше, атлантов, желанье тебя укрепит. Посмотри, — вся Атлантида собралась к дворцу
твоему. Тесной стеной мы встали от дворца и до моря, от дворца до утесов. Мы, желанный,
пришли тебя удержать. Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть. Мы все, вся страна, все
мужи, и жены, и дети. Владыко, взгляни!
Рукой поманил владыка жреца и хотел сказать последнюю волю, и всех просил выйти,
хоть на короткое время.
Но атланты остались. Сплотились, в ступени постели вросли. Застыли, и немы и глухи.
Не ушли.
Тогда приподнялся на ложе владыка и, обратя к народу свой взгляд, просил оставить
его одного и позволить ему сказать жрецу последнюю волю. Владыка просил. И еще раз
напрасно владыка просил. И еще раз они были глухи. Они не ушли. И вот случилось тогда.
Поднялся владыка на ложе и рукою хотел всех отодвинуть. Но молчала толпа и ловила
взгляд любимого владыки.
Тогда владыка сказал:
— Вы не ушли? Вы не хотите уйти? Вы еще здесь? Сейчас я узнал. Ну, я скажу. Скажу
одно слово мое. Я вас ненавижу. Отвергаю вашу любовь. Вы отняли все от меня. Вы взяли
смех детства. Вы ликовали, когда ради вас остался я одиноким. Тишину зрелых лет вы
наполнили шумом и криком. Вы презрели смертное ложе… Ваше счастье и вашу боль только
я знал. Лишь ваши речи ветер мне доносил. Вы отняли солнце мое! Солнца я не видал;
только тени ваши я видел. Дали, синие дали! К ним вы меня не пустили… Мне не вернуться
к священной зелени леса… По травам душистым уже не ходить… На горный хребет мне уже
не подняться… Излучины рек и зеленых лугов уже мне не видать… По волнам уже не
носиться… Глазом уже не лететь за кречетом быстрым… В звезды уже не глядеться… Вы
победили… Голоса ночные слышать я больше не мог… Веления Бога стали мне уже
недоступны… А я ведь мог их узнать… Я мог почуять свет, солнце и волю… Вы победили…
Вы все от меня заслонили… Вы отняли все от меня… Я вас ненавижу… Вашу любовь я
отверг…
Упал владыка на ложе. И встало море высокой стеной, и скрыло страну Атлантиду.
33
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Древние и современные цивилизации
Древний Египет
Цель обучения 6.3.3.1 Формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме 6.2.4.1 Создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план 6.3.7.1 Извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные сведения
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует вопросы, направленные на оценку содержания текста
• Создает высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план
• Извлекает необходимую информацию по предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные сведения
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте 2 вопроса высокого порядка по содержанию текста. 2. Найдите дополнительную информацию о тайнах Древнего Египта. 3. Расскажите подробно об одной из них.
Древний Египет Египет полон загадок. Эта страна приютила одну из древнейших цивилизаций в мире. Сегодня мы связываем эту страну с гигантскими пирамидами, храмами и гробницами фараонов. Историки обнаружили, что древний народ, живший у Нила, существовал более 5000 лет назад и прожил там более 2000 лет. Древние египтяне были мудрыми людьми. Они научились общаться через надписи на стенах. Они использовали сложные иероглифы. Они также умудрились построить гигантские каменные сооружения, которые современным людям не дано воспроизвести. Туристы посещают Египет, чтобы полюбоваться его архитектурой. Многие люди хотели бы увидеть три больших пирамиды в Гизе. Эти сооружения относятся к одним из старейших построек в мире.
Дескриптор Обучающийся — составляет 2 вопроса высокого порядка; — находит дополнительную информацию; — рассказывает об одной из тайн.
34
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Древние и современные цивилизации
А. Беляев. «Последний человек из Атлантиды»
Цель обучения 6.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ); определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ)
• Определяет принадлежность текста к типу речи описание на основе характерных признаков
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте отрывок. Определите стиль текста. 2. Назовите тип текста. 3. Определите характерные признаки стиля и типа речи.
А. Беляев. «Последний человек из Атлантиды»
http://allbooks.in.ua/read.php?id=929 Пассажиры вышли на верхнюю палубу пятиэтажного корабля и любовались величественной картиной. Перед ними дремали в лучах горячего солнца берега великой Атлантиды. У самого берега возвышался знаменитый Посейдонский маяк — одно из мировых чудес. Он имел форму конуса, усеченная вершина которого, казалось, упиралась в небесный свод. Маяк был сложен из громадных каменных кубов красного, черного и белого цвета, расположенных красивым узором. Вокруг маяка спиралью вилась широкая дорога, по которой свободно проезжало рядом шесть колесниц. День и ночь по винтовой дороге тянулись повозки. Одни из них доставляли смолистые деревья на вершину маяка, другие увозили обратно пепел и угли. На верху маяка была круглая площадка, на которой свободно мог разместиться целый городок. Здесь были огромные запасы дров, ямы для пепла и углей, решетки для костров и целая система шлифованных вогнутых бронзовых зеркал. Смолистое дерево, смешанное с серой и нефтью, давало яркое пламя, которое не могла погасить даже буря. На случай ливня был установлен бронзовый навес. Бронзовые зеркала, как сильные конденсаторы, собирали свет и бросали лучи в океан на много десятков миль. Маяк стоял у гавани, окруженный садами, среди которых были разбросаны дома кубической формы из камней черного, красного и белого цвета. Дальше почва постепенно возвышалась, переходя в горную цепь.
Дескриптор Обучающийся — определяет стиль текста; — определяет тип текста; — находит характерные признаки стиля и типа речи.
35
ПРОЕКТ
Тема «Язык и общение»
Раздел/ Тема Язык и общение
Г. Тукай. «Родной язык»
Цель обучения 6.4.5.1 Писать эссе (объем 80 — 100 слов) по картине/ теме, учитывая особенности текста-рассуждения
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает эссе (объем 80 — 100 слов) по теме
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте стихотворение и выпишите ключевые слова.
Родной язык
Габдулла Тукай О, как хорош родной язык, отца и матери язык, Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, А после — бабушка меня старалась сказкою унять. Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет, И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет. Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог: «Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»
перевод А. Чепурова 2. Определите тему и основную мысль стихотворения. 3. Напишите эссе-рассуждение на тему «Что для тебя родной язык?» (объем 80 — 100 слов)
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова; — называет тему и основную мысль; — пишет эссе-рассуждение, соблюдая структуру.
36
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Язык и общение
К. Бальмонт. «Язык, великолепный наш язык»
Цель обучения 6.1.3.1 Понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя 6.1.2.1 Понимать значение слов социально-культурной тематики понимать значение слов социально-культурной тематики
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает содержание поэтического произведения, определяя тему и основную мысль,
• Объясняет значение слов социально-культурной тематики
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте стихотворение и определите тему и основную мысль текста.
2. Объясните значение трудных слов: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит,
савраска, рысак, ладан.
«Язык, великолепный наш язык»
http://www.liveinternet.ru/users/3144445/post245757880/
Дескриптор Обучающийся — называет тему и основную мысль; — объясняет значение трудных слов.
37
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Язык и общение
И. Бунин. «Слово»
Цель обучения 6.2.4.1 Создавать высказывание (рассуждение) с опорой на ключевые слова или план
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает высказывание-рассуждение
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте стихотворение и выпишите ключевые слова.
Слово Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. Москва, 1915 2. Ответьте на вопросы: О чем заставило задуматься вас это стихотворение? Что нового оно открыло вам? В чем особенность образного слова Бунина? 3. Согласны ли вы с высказыванием И. Бунина: «Наш дар бессмертный речь».
Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова; — отвечает на вопросы; — дает аргументированный ответ на вопрос.
38
ПРОЕКТ
Тема «Герои и злодеи: реальность и выдуманные истории»
Раздел/ Тема Герои и антигерои: реальность и выдуманные
истории Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева»
Цель обучения 6.4.3.1 Представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ 6.1.3.1 Понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков
• Дает характеристику персонажам и оценивает их поступки
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Изобразите карту путешествий Герды в поисках Кая. 2. Вспомните, кто из персонажей помогал девочке, а кто, напротив, враждовал с ней? Дайте характеристику персонажам и оцените их поступки
Дескриптор Обучающийся — рисует карту в виде иллюстраций; — называет тему и основную мысль; — дает характеристику персонажам и оценивает их поступки.
39
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Герои и антигерои: реальность и выдуманные
истории
О. Генри. «Вождь краснокожих»
Цель обучения 6.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя 6.4.4.1 Писать творческие работы (в том числе на литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Анализирует художественное произведение
• Пишет творческую работу
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Ответьте на вопросы: — О чем этот рассказ? — Какие неожиданности сюжета встречаются в рассказе? — Перечислите комические ситуации в рассказе. — Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в рассказе?
О. Генри «Вождь краснокожих» http://haharms.ru/rasskazy-o-genri-chitat-11.html 2. Напишите короткий юмористический рассказ с использованием художественных приемов.
Дескриптор Обучающийся — отвечает на вопросы; — находит изобразительно-выразительные средства — пишет юмористический рассказ; — использует художественные средства языка.
40
ПРОЕКТ
4 четверть
Тема «Планеты и спутники»
Раздел/ Тема Планеты и спутники
Солнце источник жизни на Земле
Цель обучения 6.3.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста 6.2.5.1 Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает содержание текста
• Участвует в диалоге-расспросе с учетом выбранной роли
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Определите ключевые слова текста. 2. Определите тему, цель и назначение текста. 3. Составьте диалог, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли
Солнце источник жизни на Земле http://www.hintfox.com/article/solntse-istochnik-zhizni-na-zemle.htm
Солнце источник жизни на Земле Наше Солнце – это термоядерный взрыв, который длится вот уже несколько миллиардов лет. Благодаря крохам его энергии, долетающей до Земли, на нашей планете существует жизнь. Потоки энергии, образовавшиеся в центре Солнца благодаря термоядерному синтезу, достигают его поверхности через миллионы лет. Поверхность нашего светила напоминает суп, кипящий в глубокой кастрюле. Из его недр постоянно поднимаются гигантские потоки газа, нагретого почти до 6 тысяч градусов. Диаметр таких «газовых столбов» достигает 20-50 тысяч километров. На более ярком фоне наблюдателю с Земли они кажутся тёмными пятнами. Поверхность Солнца можно увидеть, если смотреть на него через закопченное стекло (смотреть на Солнце без защиты нельзя – можно повредить зрение и обжечь глаза). С каждым годом расширяется горизонт науки, расширяются пределы в пространстве и времени, до которых проникает человеческий разум. И, как говорил римский философ Сенека, несомненно, что «на долю наших потомков останется большая часть истин, еще не открытых».
Дескриптор Обучающийся — называет ключевые слова текста; — называет тему, цель и назначение текста; — участвует в диалоге-расспросе с учетом выбранной роли.
41
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Планеты и спутники
Звездный небосвод в фольклоре казахского народа
Цель обучения 6.3.1.1 Понимать основную информацию, определяя тему, цель или назначение текста 6.5.1.2 Использовать возвратные глаголы
Критерий оценивания Обучающийся
• Понимает основную информацию
• Использует возвратные глаголы
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание Прочитайте текст. 1. Определите тему, цель текста. 2. Выпишите из текста глаголы, оканчивающиеся на -ся/ -сь. Как называются такие глаголы?
Звездный небосвод в фольклоре казахского народа https://www.kondor-tour.kz/kaz_zv_nebosvod Древняя легенда гласит, что Солнце и Луна родились сестрами-близнецами, и обе были неописуемой красоты. Но Луна считала себя более красивой и беспрестанно хвасталась, чем постоянно донимала свою сестрицу. В конце концов, сестрица Солнце обозлилась на нее и расцарапала ей лицо. С тех пор на лике Луны и появились пятна, а сама она стала появляться только ночами. В том, что казахи считали Солнце и Луну сестрами-близнецами, нет ничего удивительного. Во-первых, оба небесных тела похожи, то есть круглые по форме. Во-вторых, выполняют схожие функции, одаривая светом землю. И, наконец, в-третьих, они обе просто неописуемо красивы. Все это подтверждается и казахским фольклором, где ни одна из сестер не уступает другой в популярности. Каких только эпитетов не были удостоены Солнце и Луна. Вот несколько простейших образцов описания красоты: Луна луной, солнце солнцем… Уста словно месяц, очи словно солнце… Ты и луна моя, ты и солнце мое…
Дескриптор Обучающийся — называет тему, цель; — находит возвратные глаголы.
42
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Планеты и спутники.
Наша Солнечная система Ж. Парамонова)
Цель обучения 6.1.4.1 Определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний; 6.4.4.1 Писать творческие работы (в том числе на литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль текста
• Создает творческую работу
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание Прослушайте стихотворение. 1. Выпишите ключевые слова и словосочетания. 2. Напишите основную мысль текста, опираясь на ключевые слова и словосочетания. 3. Напишите творческую работу на тему «Берегите, люди, свою планету!»
Наша Солнечная система (Ж. Парамонова)

Стихи про солнечную систему, планеты и спутники планет


Дескриптор Обучающийся — выписывает ключевые слова и словосочетания; — называет основную мысль; — пишет творческую работу (объем 80 — 100 слов); — соблюдает структуру.
Транскрипт
Наша Солнечная система! (Ж. Парамонова) В пространстве космическом воздуха нет И кружат там девять различных планет. А Солнце — звезда в самом центре системы, И притяжением связаны все мы. Солнце-светило клокочет вулканом, Бурлит, как кипящий котел, непрестанно, Протуберанцы взлетают фонтаном, Жизнь и тепло дарит всем неустанно. Солнце-звезда, преогромнейший шар, Свет излучает, как будто пожар. Ну а планеты тот свет отражают, Солнце-светило они обожают! Много планет вокруг Солнца летают. Может быть, люди на них обитают? Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой, Помчимся от Солнца во тьме голубой! Может, Меркурий порадует нас? И приведет нам друзей целый класс!
43
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Планеты и спутники
Творческая работа
Цель обучения 6.4.1.1 Создавать тексты художественного стиля (сказка, рассказ) 6.3.7.1 Извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные сведения 6.5.1.3. Использовать дробные и собирательные числительные в разных формах, неопределенные местоимения и наречия для обозначения количества
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает текст художественного стиля
• Извлекает необходимую информацию из различных источников
• Использует дробные и собирательные числительные в разных формах
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Напишите текст в художественном стиле о Земле, Луне или Солнце в жанре рассказа или сказки, используя необходимую информацию по предложенной теме из различных источников. 2. Используйте дробные и собирательные числительные в разных формах в своей работе.
Дескриптор Обучающийся
− пишет текст в художественном стиле;
− письмо соответствует жанровым особенностям;
− использует материалы из различных источников;
− использует дробные и собирательные числительные в разных формах.
44
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Человек и мир техники
Влияют ли СМС сообщения на грамотность
учащихся?
Цель обучения 6.4.5.1 Писать эссе (объем 80-100 слов) по картине/ теме, учитывая особенности текста-рассуждения 6.5.1.1 Использовать существительные в качестве несогласованных определений, краткие прилагательные
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет эссе-рассуждения по теме
• Использует краткие прилагательные
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание. Прочитайте текст. В настоящее время мы очень зависим от современных технологий не только на научном, но и на бытовом уровне. Сотовый телефон, скайп, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет. До изобретения телефона и вхождения Интернета в нашу повседневную жизнь переписка занимала большое место в жизни человека. Это были письма родным, друзьям. Одним словом, единственное средство общения на расстоянии. Вспомните времена, когда люди обменивались письмами на бумаге, с почтовыми марками и штампами. Их писали часами, днями, неделями, ведь в них человек вкладывал свою душу, думал над каждым написанным словом и фразой. Сейчас люди переписываются в социальных сетях и совсем забыли про эти конверты с душой, грамотность. Короткие твиты и посты заменили листы бумаги с подписью и пожеланиями. Психологи бьют тревогу, что у нас остается мало времени на непосредственное общение в реальности, и чаще мы связываемся друг с другом либо по Интернету, либо по телефону. XXI век считается веком виртуального общения. Электронные виды общения обеспечивают быструю и надежную передачу информации, успешно вытесняя присутствие обычных писем в нашей жизни, общение с людьми, а главное – понижается наша грамотность. Напишите эссе-рассуждение на тему «Влияют ли СМС – сообщения на грамотность учащихся?», выразите свою позицию. Используйте в эссе краткие прилагательные (не менее 3-х).
Дескриптор Обучающийся — пишет эссе-рассуждение; — соблюдает структуру; — выражает свою точку зрения; — использует краткие прилагательные.
45
ПРОЕКТ
Тема «Человек и мир техники»
Раздел/ Тема Человек и мир техники
.
Цель обучения 6.4.3.1 Представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ
Критерий оценивания Обучающийся
• Представляет содержание рассказа в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ
Уровень мыслительных
навыков Понимание Навыки высокого порядка
Задание 1. Прочитайте рассказ Н. Носова «Телефон» и представьте содержание в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ. 2. Соблюдайте логическую последовательность сюжета.
Н. Носов. «Телефон» http://lukoshko.net/nosov/noskm3.shtml
Дескриптор Обучающийся — передает содержание в различной форме (по выбору); — соблюдает логическую последовательность.
46
ПРОЕКТ
Раздел/ Тема Человек и мир техники
Как писать рекламные тексты? http://getclientsnow.ru/kak-pisat-reklamnye-teksty/
Цель обучения 6.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля (реклама); определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков; 6.4.1.1 Создавать тексты официально-делового стиля (реклама)
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет особенности текстов официальноделового стиля
• Создает текст рекламы
Уровень мыслительных
навыков Применение Навыки высокого порядка
Задание 1. Изучите памятку: 12 вещей, которые вам нужно знать о структуре рекламного текста: 1) В тексте обязательно должен быть заголовок 2) Текст настоятельно рекомендуется писать простыми словами, короткими предложениями 3) Чтобы текст лучше читался, его лучше разбить на абзацы 4) Я не пишу абзацы больше 50 слов – и вам не советую. 45 слов – то, что надо (40 – тоже можно, меньше 35 – не желательно) 5) Не пишите абзацев из одного предложения. Если у вас вдруг получилось такое чудо – разбейте ваше ужасное длинное сложносочиненное предложение с отвратительными деепричастными оборотами на несколько коротких предложений с простыми словами 6) Если текст большой, разбивайте его подзаголовками 7) Я отбиваю подзаголовками каждые три абзаца текста – и вам советую поступать так же. В противном случае вы рискуете утомить читателя 8) По возможности используйте нумерованные списки (как этот) и маркированные списки (с «буклетами») 9) Используйте правило перевернутой пирамиды: выдавайте читателю факты (доводы в пользу покупки) в порядке важности – начиная от самого важного 10) Помните о модели AIDA: в рекламном тексте задачу привлечения внимания должен решить заголовок. Уделите ему должное внимание. 11) С помощью одного текста у вас вряд ли получится что-нибудь продать, поэтому добавьте к вашему рекламному тексту приличную иллюстрацию. 12) Чтобы ваш читатель (потенциальный клиент) знал, куда обратиться за дополнительной информацией, и где можно ваш товар купить – укажите в тексте контактную информацию, время работы, адрес веб-сайта и схему проезда 2. Напишите текст рекламы новой модели сотового телефона.
Дескриптор Обучающийся — пишет текст рекламы, опираясь на памятку; — использует приемы привлечения внимания (риторический вопрос); — соблюдает грамматические нормы.
47

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь