ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Всемирная история 8 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО Всемирная история 8 класс Сборник заданий формативного оценивания

84
0

Сборник заданий формативного оценивания
Всемирная история
8 класс
1
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
Содержание
1 четверть…………………………………………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел: Начало нового времени …………………………………………………………………………………………………. 4
Раздел: Индия и Великобритания в XVIII веке …………………………………………………………………………… 7
Раздел: Распространение идей Просвещения ……………………………………………………………………………… 8
2 четверть……………………………………………………………………………………………………………………………….. 10
Раздел: Картина Французской революции………………………………………………………………………………… 10
Раздел: Империи и их соперничество в XIX веке ……………………………………………………………………… 13
3 четверть……………………………………………………………………………………………………………………………….. 15
Раздел: Китай и европейские державы в XIX веке…………………………………………………………………….. 15
Раздел: Влияние революционных идей на Европу XIX века ……………………………………………………… 18
Раздел: Развитие общественно-политической мысли России в XIX веке……………………………………. 22
Раздел: Европейское господство в Индии и Индокитае в XIX веке……………………………………………. 24
4 четверть……………………………………………………………………………………………………………………………….. 27
Раздел: Усиление Соединенных Штатов Америки …………………………………………………………………… 27
Раздел: Глазами художников и писателей: обзор перемен XIX века ………………………………………….. 32
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел: Начало нового времени
Тема Какое значение имела Английская буржуазная
революция середины XVII века?
Цель обучения 7.3.2.1. Характеризовать причины буржуазных
революций в Западной Европе
Критерий оценивания Обучающийся
Называет причины революции в Западной Европе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Определите политические, экономические, социальные причины Английской революции
середины XVII века. Ответы впишите цифрами в таблицу. 1. В целом в XVI — первой половине XVII в. техника развивалась медленно.
Противодействие феодального строя развитию техники выражалось прежде всего в
многочисленных монополиях, которые предоставляли торгово-промышленным
компаниям английские короли. Монополии не стимулировали развитие
производства и техники, свойственные капиталистическому производству. 2. В стране действовала политическая и духовная цензура. Для борьбы с
недовольными правительство ввело специальные суды. 3. Высокие налоги, произвольные поборы ухудшали положение народных масс. 4. Конфликт парламента с королем, Карл I распустил Парламент и правил
единолично. 5. Буржуазию и новых дворян не удовлетворяла англиканская церковь. Они
становились пуританами, которые выступали против власти епископов и
церковных судов. 6. В 30-х годах XVII столетия в Англии была монополизирована большая часть
производства предметов широкого потребления, изготовлявшихся небольшими
мануфактурами и ремесленными цехами. 7. Преследование пуритан принимает обширные размеры, вследствие чего из Англии
хлынул поток эмигрантов, спасавшихся от тюрем, кнута и громадных штрафов
бегством в Голландию, а позднее за океан — в Северную Америку. 8. Карл I приказал арестовать парламентских лидеров, народ выступил на стороне
Парламента. Начало гражданской войны между Парламентом и Королем. 9. Для войны с Шотландией Король вынужден созвать Парламент для введения новых
налогов, но Парламент не дал своего согласия, поэтому король снова его распустил.
(Короткий парламент)
Политические
Причины
Экономические
Причины
Социальные
причины
Дескрипторы Обучающийся
− определяет политические причины Английской революции
середины XVII века;
− определяет экономические причины Английской революции
середины XVII века;
− определяет социальные причины Английской революции середины XVII века.
4
ПРОЕКТ
Раздел Начало нового времени
Тема Как промышленная революция изменила мир?
Цель обучения 7.4.1.2. Характеризовать роль промышленного
переворота в становлении Англии как ведущей мировой
державы
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет роль промышленного переворота в
Англии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Выполните тестовые задания. 1. Промышленный переворот – это переход A) к мануфактурному производству B) к работе на заказ C) к разделению труда D) от ручного труда к машинному
Е) к коллективной работе
2. Промышленный переворот в Англии начался прежде всего в
А) машиностроительной промышленности
B) металлургической промышленности C) угольной промышленности D) текстильной промышленности
Е) горнорудной промышленности
3. В ходе промышленного переворота в Англии сформировались новые общественные
классы A) крестьян и феодалов B) буржуазии и рабочих C) феодалов и буржуазии D) рабочих и крестьян
Е) крестьян и буржуазии 4.Укажите автора изобретения, изображенного на иллюстрации A) Ричард Аркрайт B) Дж. Кей C) Дж. Уатт D) Дж. Харгривс
Е) Г.Модсли 5. Главное значение промышленного переворота для Англии заключалось в следующем A) произошел подъем производительности труда B) увеличилось число крестьян-землевладельцев C) увеличилось число наемных работников и предпринимателей D) Англия стала самой развитой промышленной европейской страной
Е) на смену мануфактуре пришла фабрика, ручной труд сменился машинным
5
ПРОЕКТ
Дескрипторы Обучающийся
− дает определение термину промышленный переворот;
− определяет отрасль промышленности, в которой начался
промышленный переворот в Англии;
− определяет новые общественные классы, сформировавшиеся в
ходе промышленного переворота;
− определяет главное значение промышленного переворота для
Англии.
6
ПРОЕКТ
Раздел: Индия и Великобритания в XVIII веке
Тема Как англичане из торговцев превратились
в правителей Индии?
Цель обучения 7.4.1.4. Объяснять развитие товарно-денежных
отношений, используя понятия «экспорт», «импорт»,
«экспансия», «колонизация», «фактория»
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует развитие товарно-денежных
отношений, используя термины
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Дайте определение понятиям.
1. Экспорт
2. Импорт
3. Экспансия
4. Колонизация
5. Фактория
2. Опишите процесс развития товарно-денежных отношений между Индией и Британией в
XVIII веке, используя понятия«экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация»,
«фактория»
Дескрипторы Обучающийся — дает определение понятию «экспорт»; — дает определение понятию «импорт» ; — дает определение понятию «экспансия»; — дает определение понятию «колонизация»; — дает определение понятию «фактория»;
— описывает процесс развития товарно-денежных отношений.
7
ПРОЕКТ
Раздел: Распространение идей Просвещения
Тема Как идеи Просвещения были отражены в деятельности
европейских монархов?
Цель обучения 7.2.3.2. Определять влияние идей Эпохи Просвещения на
общественное развитие
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует влияние идей Эпохи Просвещения
на общественное развитие в различных
государствах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу «Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Пруссии XVIII
века».
Сфера Политика Фридриха II Политика Екатерины II
Административная сфера
Судебная сфера
Сословная политика
Религиозная сфера
Социально-культурная сфера
Вывод
Дескрипторы
Обучающийся — определяет политику Фридриха II административной
сфере; — определяет политику Фридриха II в судебной сфере; — определяет сословную политику Фридриха II; — определяет политику Фридриха II в религиозной сфере; — определяет политику Фридриха II в социально-культурной
сфере; — определяет политику Екатерины II административной
сфере; — определяет политику Екатерины II в судебной сфере; — определяет сословную политику Екатерины II; — определяет политику Екатерины II в религиозной сфере; — определяет политику Екатерины II в социально-культурной
сфере;
— делает общий вывод о политике «просвещенного
абсолютизма» в России и Пруссии в XVIII веке.
8
ПРОЕКТ
Раздел Распространение идей просвещения
Тема Насколько идеи Просвещения повлияли
на американцев?
Цель обучения 7.2.3.2. Определять влияние идей Эпохи Просвещения на
общественное развитие
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует влияние идей Эпохи Просвещения
на общественное развитие в различных
государствах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте извлечения из «Декларации независимости» 4 июля 1776 г. Ответьте на
вопросы. «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они
наделены Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат
жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди
людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых. Если
же данная форма правления становится гибельной для их целей, то народ имеет право
изменить или упразднить ее и учредить новое правительство.
…Эти колонии… долго и терпеливо переносили разные притеснения, и только
необходимость заставляет их теперь изменить свою нынешнюю форму правления. …Объявляем от имени и по уполномоченное народа данных колоний, что эти
соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые штаты…. »
Какие идеи Эпохи Просвещения нашли отражение в этом документе?
Каково значение «Декларации независимости» в истории американского государства?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет идеи Эпохи Просвещения, нашедшие отражение в
«Декларации Независимости»;
− определяет значение «Декларации Независимости» в истории
американского государства.
9
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел: Картина Французской революции
Тема Какие перемены произошли во Франции
в 1789-1799 годы?
Цель обучения 7.3.2.1. Характеризовать причины буржуазных
революций в Западной Европе
Критерий оцени
вания
Обучающийся
• Определяет причины буржуазных революций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите социально-экономические и идейно-политические причины Французской
революции. Ответы впишите в таблицу.
1. Кризис абсолютной монархии
2. Обнищание народных масс
3. Монополии на производство и продажу продукции
4. Сословный строй и сословные привилегии
5. Высокие налоги и внутренние пошлины
6. Передовые идеи просветителей
7. Сохранение феодальных повинностей
8. Влияние американской революции
Социальноэкономические причины Идейнополитические причины
Дескрипторы Обучающийся
− указывает социально-экономические причины революции;
− указывает идейно-политические причины революции.
10
ПРОЕКТ
Раздел Картина Французской революции
Тема Почему Давид и Бодри были разного мнения о Марате?
Цель обучения 7.2.2.1. Использовать произведения искусства для
интерпретации исторических событий
Критерий оценивания Обучающийся
• Освещает исторические события на основе
произведений искусства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы, используя картины и исторические источники.
Жак Луи Давид «Смерть Марата». Поль Жак Бодри «Шарлотта Корде».
Ж.Л.Давид, в своей речи Конвенту: «Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал
голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все
вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга.
Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе!
Ваш неутомимый друг мертв!».
Ш. Корде на суде: «– Я убила одного, чтобы спасти сотни тысяч; я убила мерзавца, чтобы спасти невинных; я
убила свирепого дикого зверя, чтобы дать Франции умиротворение».
1. Кем являлись люди, изображенные на картинах?
2. Чем обусловлено разное отношение художников к героям своих картин?
Дескрипторы Обучающийся
− характеризует исторические персоналии, изображенные на
картинах;
− определяет причины разного отношения художников к героям
своих картин.
11
ПРОЕКТ
Раздел Картина Французской революции
Тема Как образовалась и в чем причины падения империи
Наполеона?
Цель обучения 7.3.2.4. Оценивать влияние захватнических войн на
изменение мировой политики (на примере походов
Наполеона I)
Критерий оценивания Обучающийся
• Оценивает влияние наполеоновских захватнических
войн на изменение мировой политики
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте учебный текст.
На тех территориях, куда вступали французские войска, отменялись сословные
привилегии. Земля отбиралась у монастырей и аристократов, бежавших при приближении
революционных армий. Довольно скоро пришло разочарование в режиме, установленном
французскими властями. Став императором, Наполеон I превратил дружественные Франции
республики в вассальные монархии.
В присоединенных и зависимых странах вводились таможенные пошлины, выгодные
французским промышленникам и торговцам. Это разоряло местных предпринимателей.
Континентальная блокада, введенная Наполеоном, стала болезненной для населения стран
Европы, в том числе и для самих французов. Контрабанда процветала.
Наполеоновские войны содержали прогрессивные элементы, так как объективно
содействовали подрыву основ феодального строя и расчищали путь развитию
капиталистических отношений в ряде европейских государств (упразднение десятков мелких
феодальных государств в Германии, введение в некоторых завоёванных странах
наполеоновского гражданского кодекса, конфискация и распродажа части монастырских
земель, ликвидация ряда привилегий дворянства и др.). Однако после того как Наполеон I
поработил целый ряд стран, войны стали чисто завоевательными и утратили всякие
прогрессивные элементы.
Используя учебный текст и исторические знания, дайте оценку влияния
наполеоновских войн на изменение мировой политики по следующему плану:
 Интересы, которые преследовала французская буржуазия во время наполеоновских
войн
 Главные противники Франции в ходе наполеоновских войн
 Главные изменения в системе международных отношений после окончания
наполеоновских войн (укажите не менее 3-х)
 Выскажите свое мнение о влиянии наполеоновских войн на изменение мировой
политики
Дескрипторы Обучающийся
− определяет интересы французской буржуазии во время
наполеоновских войн;
− определяет главных противников Франции в ходе наполеоновских
войн;
− определяет главные изменения в системе международных отношений
после окончания наполеоновских войн;
− высказывает свое мнение о влиянии наполеоновских войн на
изменение мировой политики.
12
ПРОЕКТ
Раздел: Империи и их соперничество в XIX веке
Тема Почему Россия и Великобритания соперничали за влияние
в Иране?
Цель обучения 7.3.2.2. Описывать изменения характера международных
отношений в XVIII — середине XIX веков
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает характер междунардных отношений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В первой половине XIX века геополитические интересы Британии и России начинают
все более пересекаться. Для Британии Персия была, в первую очередь, важным рынком
сбыта ее индийских товаров, которые она везла из своей богатейшей колонии. Кроме того,
поскольку границы Российской империи все более начинали придвигаться к границам
Британской империи, или, по крайней мере, к границам ее сферы влияния, то британцам
важно было создать буферную зону, «пояс безопасности» в виде Персии, препятствующий
прямому проникновению России в британские колонии. С годами для Британии все большее
значение начинают приобретать концессии (строительство банков, дорог, торговля табаком и
пр.). Концессии для Британии были важны как в политическом отношении, как форма
контроля над правящей элитой и финансами страны, так и в экономическом, поскольку
приносили большую прибыль метрополии. Россия имела не многим более идеалистические
интересы в Персии. Ее тоже интересовал персидский рынок сбыта и прибыли от концессий.
Но еще более ее интересовало расширение своего влияния в Азии и продвижение границы
своей империи на юг.
1. Какие экономические интересы преследовали Британия и Россия в Иране в первой
половине XIX века?
2. Какие методы использовали Россия и Британия для утверждения своего влияния в Иране?
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет политические причины интереса России и Британии к
Ирану в первой половине XIX века;
− определяет методы утверждения влияния России и Британии в
Иране в первой половине XIX века.
13
ПРОЕКТ
Раздел Империи и их соперничество в XIX в.
Тема Каковы были причины и последствия
Крымской войны?
Цель обучения 7.3.2.2. Описывать изменения характера международных
отношений в XVIII – середине XIX вв.
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает характер междунардных отношений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Определите причину участия стран в Крымской войне.
Страныучастницы Причины
Россия
Османская империя
Англия, Франция
2. Прочитайте условия Парижского мирного договора.
Условия Парижского мирного договора:
1. Потеря Россией южной части Бессарабии
2. Сохранение Севастополя в обмен на Карс
3. Запрещение России иметь военный флот, крепости и арсенал на Черном море
4. Закрытие на время мира проливов Черного моря для всех стран
5. Установление свободного режима плавания судов всех стран по Дунаю
Сделайте выводы об итогах войны, ответив на следующие вопросы.
Кто выиграл в Крымской войне?
Кому из участников Крымской войны были выгодны условия Парижского мирного договора?
Как изменилось положение стран после войны на международной арене?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет причины участия России в Крымской войне;
− определяет причины участия Османской империи в
Крымской войне;
− определяет причины участия Англии и Франции в
Крымской войне;
− определяет победителя (-ей ) в Крымской войне;
− определяет страну(-ы), для которой (-ых) были выгодны
условия Парижского мирного договора;
− определяет положение стран после войны на
международной арене.
14
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел: Китай и европейские державы в XIX веке
Тема Что мы можем узнать об империализме из переписки
правительств Англии и Китая?
Цель обучения 7.3.2.2.Описывать изменения характера международных
отношений в XVIII — середине XIX века
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает характер междунардных отношений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания 1. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из письма короля Георга III императору Китая (Послано с Маккартни 1792-1793 гг.):
…Следуя примеру прошлых лет, мы снарядили корабли и послали на них самых
мудрых и знающих людей открывать далекие и неизведанные земли. Мы посылали корабли с
наиболее полезными людьми, животными и растениями на острова и в те места, они казались
нужными. Мы особенно желали познакомиться с искусствами и обычаями стран, где
цивилизация в течение многих веков совершенствовалась с помощью мудрых постановлений
государей этих стран и их добродетелей. Кроме этого, мы горячо желали ознакомиться с
выдающимися учреждениями многолюдной и обширной империи Вашего величества,
процветание которой вызывает восхищение всех народов, окружающих ее…. Мы счастливы
жить в мире со всеми странами. Настоящее время кажется нам чрезвычайно благоприятным
для расширения дружеских и благожелательных связей между такими великими и
цивилизованными странами, как Китай и Великобритания…
Какие цели преследовали англичане в отношениях с Китаем согласно письму короля?
(укажите не менее 3х)
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из письма китайского императора Цяньлуна английскому королю Георгу ІІІ: «…Что касается вашей просьбы об установлении торговли вашей страны с Китаем, эта
просьба противоречит всем правилам моей династии, и она не может быть принята. Это
правда, что европейцам, находящимся на службе династии, было разрешено жить в Пекине,
но они вынуждены принять китайскую культуру, они строго ограничены в собственных
правах и им не разрешается возвращаться домой. Вы, по-видимому, знакомы с нашими
династическими правилами. Ваш посланник не может быть поставлен в положение,
аналогичное тому, что европейские чиновники в Пекине, которым запрещено покидать
Китай, он не может, с другой стороны, свободно передвигаться и иметь привилегии
собственной страны; так что вы не получите ничего в свою резиденцию. …У меня есть одна цель — поддерживать идеальное управление и выполнять обязанности
государства: странные и дорогостоящие объекты меня не интересуют, у нас есть все. Для
меня объекты странные или гениальные не имеют особой цены, и я не вижу никакой пользы
от использования мануфактур вашей страны. Это и есть мой ответ на запрос о назначении
15
ПРОЕКТ
представителя в моем государстве, запрос вопреки нашим династическим правилам приведет
только к неудобствам. У нас есть все необходимое, мы ни в чем не нуждаемся…»
Был ли китайский император заинтересован в отношениях с англичанами?
Установились ли дипломатические отношения между странами согласно ответу китайского
императора английскому королю?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет цели (не менее 3-х) англичан в отношениях с Китаем;
− определяет позицию китайского императора в отношениях с
англичанами;
− делает вывод о характере взаимоотношений Англии и Китая.
16
ПРОЕКТ
Раздел Китай и европейские державы в XIX веке
Тема Почему в Китае до сих пор помнят опиумные войны?
Цель обучения 7.3.2.6. Характеризовать влияние европейской
колониальной экспансии на традиционные общества
Востока
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает влияния захватнических войн на
традиционные общества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. Заполните таблицу.
Войны Годы Причины Результаты
І опиумная
война
ІІ опиумная
война
Дескрипторы Обучающийся
− определяет хронологические рамки І опиумной войны;
− определяет хронологические рамки II опиумной войны;
− определяет причины І опиумной войны;
− определяет причины II опиумной войны;
− определяет результаты І опиумной войны;
− определяет результаты II опиумной войны.
17
ПРОЕКТ
Раздел: Влияние революционных идей на Европу XIX века
Тема Какие политические идеи сформировали
революции 1848 года в Европе?
Цель обучения 7.3.2.5. Использовать понятия «либерализм», «консерватизм», «социализм», «марксизм», «национализм»
для объяснения исторических событий
Критерии оценивания Обучающийся
• Характеризует исторические события, используя
термины
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите, какие политические идеи способствовали описанным в таблице событиям.
Ответы впишите в таблицу цифрами.
Политические события в Европе в 1848 г. 1 В феврале 1848 года во Франции на улицах начали происходить стычки народа с
войсками и полицией. Республиканцы и их лидер Ледрю Роллен настаивали на
введении всеобщего избирательного права для мужчин и восстановлении
республики. 2 • Встань, венгр. Зовет отчизна, • Выбирай, пока не поздно: • Примириться с рабской долей • Или быть на вольной воле.
Эти стихи, положенные на музыку, стали революционным гимном восставшего
венгерского народа, которому удалось изгнать из Венгрии австрийские войска. 3 В Пруссии после подавления попытки восстания берлинских рабочих король уже
в июне 1848 года отправил в отставку либеральное правительство Кампгаузена, а
вскоре пало и следующее – либерала Гамземана. Осенью у власти уже вновь
находились реакционеры, подталкивавшие короля к разгону Учредительного
собрания. 4 По поручению тайного общества «Союз коммунистов» был составлен
знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21
февраля 1848 года 5 Редактированный Луи Бланом декрет начинался так: «Временное правительство
Французской республики ставит себе в обязанность обеспечить существование
рабочего трудом. Оно ставит себе в обязанность гарантировать труд всем
гражданам». 25 февраля 1848 года для освящения нового принципа декрет
возвещал о немедленном устройстве национальных мастерских. Чтобы быть
допущенным в них, достаточно было записаться в одной из мэрий Парижа.
18
ПРОЕКТ
Марксизм Консерватизм Социализм Либерализм Национализм
Дескрипторы Обучающийся
− определяет политическое событие, произошедшее под
влиянием либерализма;
− определяет политическое событие, произошедшее под
влиянием марксизма;
− определяет политическое событие, произошедшее под
влиянием социализма;
− определяет политическое событие, произошедшее под
влиянием национализма;
− определяет политическое событие, произошедшее под
влиянием консерватизма.
19
ПРОЕКТ
Раздел Влияние революционных идей на Европу XIX века
Тема Насколько были схожи пути объединения Италии и
Германии?
Цель обучения 7.3.1.4. Определять значение становления национальных
государств (Италия, Германия), сравнивая исторические
события разных стран в один и тот же период времени
Критерии оценивания Обучающийся
• Характеризует политическое положение в
Германии и Италии
• Сравнивает различные исторические процессы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. Ответьте на вопросы, используя карту. 1. Какая главная политическая проблема стояла перед Италией в середине XIX века? 2. Какие задачи нужно было решить, чтобы успешно развиваться дальше? 2.Ответьте на вопросы, используя текст.
Немецкий экономист Ф. Лист о Германии: «Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать
через 10 государств, изучать 10 таможенных и местных порядков, уплачивать 10 раз
принудительные пошлины… Немцы с завистью смотрят на великий народ, живущий по
другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от
Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и дорогам, не
встречая ни одного таможенного чиновника»
20
ПРОЕКТ 1. Какое влияние оказывала политическая раздробленность Германии на ее экономическое
развитие? 2. Какие плюсы принесло бы стране ее объединение? 2. Заполните таблицу, определите пути объединения государств, приведите не менее 2
аргументов.
Политические процессы в XIX веке Объединение
«сверху» /
«снизу»
Аргументы
Италия
Обострилось национальное самосознание
итальянского народа, стремившегося к
освобождению от иностранного ига, к
преодолению раздробленности и
единению нации
12
Германия
Основными целями, поставленными
Бисмарком, были: объединение
Германии (на первом этапе — северных
земель) под прусским контролем,
ослабление главного конкурента
Австрии политически и экономически,
укрепление авторитета прусского короля
12
Дескрипторы Обучающийся
− определяет главную политическую проблему в Италии в XIX
веке;
− определяет задачи Италии для дальнейшего развития;
− определяет влияние раздробленности Германии на ее
экономическое положение;
− определяет плюсы для Германии, в случае ее объединения;
− определяет путь объединения Германии;
− приводит не менее 2-х аргументов;
− определяет путь объединения Италии
− приводит не менее 2-х аргументов .
21
ПРОЕКТ
Раздел: Развитие общественнополитической мысли России в XIX веке
Тема Почему царь Александр II стал жертвой «Народной воли»?
Цель обучения 7.2.3.1. Выявлять причины зарождения новых общественнополитических течений в России (народничество,
либерализм)
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет причины появление общественно —
политических течений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Прочитайте текст.
Партия «Народная воля»
Партия «Народная воля» была организована на Липецком съезде в июне 1879 г.
Партия рассматривала политическую борьбу, как средство завоевания социалистического
строя. Партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ находится в
состоянии полного рабства, экономического и политического… Его облагают слои
эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством… Государство составляет
крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного
политического притеснителя народа…
Статьи из программы «Народной воли»: 1. Постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех
общегосударственных вопросах; 2. Широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей,
самостоятельностью мира и экономической независимостью народа; 3. Самостоятельность мира, как экономической и административной единицы; 4. Принадлежность земли народу; 5. Система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики; 6. Полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной
агитации; 7. Всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных
ограничений; 8. Замена постоянной армии территориальной.
Ответьте на вопросы.
 Каковы основные требования народовольцев? (не менее 3-х)
 Какие методы борьбы с царской властью выбрала организация? (не менее 2-х) 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Александр ІІ
Правление Александра II ознаменовалось беспрецедентными по масштабу реформами,
получившими название «великих реформ». Основные из них следующие:
• Ликвидация военных поселений (1857)
• Отмена крепостного права (1861)
• Финансовая реформа (1863)
• Реформа высшего образования (1863)
22
ПРОЕКТ
• Земская и Судебная реформы (1864)
• Реформа городского самоуправления (1870)
• Реформа среднего образования (1871)
• Военная реформа (1874)
Данные преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических
проблем, расчистили дорогу для развития капитализма в России, расширили границы
гражданского общества и правового государства, однако доведены до конца не были.
Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называла
его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения (часть
интеллигенции), а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти
реформы. Многие современники и ряд историков утверждали, что действительного
освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения,
причем несправедливый); не были отменены телесные наказания в отношении крестьян
(которые сохранялись вплоть до 1904—1905 гг.); учреждение земств привело к
дискриминации низших сословий; судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту
судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному
вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых
проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих
революций 1905 и 1917 года. 1. Насколько были успешны проведенные реформы? (не менее 3-х аргументов) 2. Укажите причины кризиса самодержавия в России (не менее 2-х причин)
Дескрипторы Обучающийся
− определяет основные политические требования
народовольцев (не менее 3-х);
− определяет методы борьбы народовольцев с царской властью
(не менее 2-х);
− приводит не менее 3-х аргументов об успешности/не
успешности царских реформ;
− приводит не менее 2-х причин кризиса самодержавия в
России.
23
ПРОЕКТ
Раздел: Европейское господство в Индии и Индокитае в XIX веке
Тема Как британцы XIX века и современные индусы
рассказывают о событиях 1857-1859 гг. в Индии?
Цель обучения 7.3.2.6. Характеризовать влияние европейской
колониальной экспансии на традиционные общества
Востока
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает влияния захватнических войн на
традиционные общества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. Заполните таблицу «Восстание сипаев».
Причины восстания Результат восстания Историческое значение
12 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Современник-англичанин так описал восстание 1857— 1859 гг.: «Это больше, чем
военный бунт; с самого начала движение все более принимало характер восстания, в которое
были втянуты громадные массы. Не успели мы разгромить врага, отнять у него пушки, как
он снова готов к борьбе; едва успели освободить один город, подать помощь второму, как
опасность неожиданно вспыхивает в третьем месте; только закончили подчинение одного
района, как восстание вспыхивает в соседнем». 1. Какова позиция автора к восстанию сипаев? 2. Почему мнение автора не совпадало с реальной картиной событий восстания?
Дескрипторы Обучающийся — определяет последствия колониальной экспансии в Индии — называет не менее 2-х причин восстания сипаев — определяет результат восстания — определяет историческое значение восстания — определяет позицию автора к восстанию сипаев — определяет основные различия в мнениях индийцев и британцев в
отношении к одному и тому же событию
24
ПРОЕКТ
Раздел Европейское господство в Индии и Индокитае в XIX
веке
Тема Как сформировалось мировая колониальноя система?
Цель обучения 7.3.2.3. Определять основные изменения на
политической карте мира в XIX веке, анализируя
последствия колониальной экспансии
Критерии оценивания Обучающийся
• Указывает территориальные изменения на
политической карте
• Анализирует последствия захватнических войн
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания 1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
 Назовите самую крупную колониальную империю в ХІХ века?
 Почему европейские державы стремились подчинить себе другие страны?
25
ПРОЕКТ 2. Заполните таблицу, используя карту: Какими территориями владели колониальные
империи?
Метрополии Колонии
Британия
Германия
Испания
Франция
Вывод: Как повлиял колониализм XIX века на политическую ситуацию в мире?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет крупнейшую колониальную империю XIX века;
− приводит не менее 2-х аргументов, объясняя стремление
европейских стран к захвату других стран;
− определяет колонии Британской империи;
− определяет колонии Германии;
− определяет колонии Испании;
− определяет колонии Франции;
− делает вывод о последствиях колонизации.
26
ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел: Усиление Соединенных Штатов Америки
Тема Какими способами расширялась территория США в
западном направлении?
Цель обучения 7.3.1.2. Характеризовать процесс расширения территории
США в ХІХ веке
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает особенности территориальной
политики США
Уровень мыслительных
навыков Применение
Задания
1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
Закон о гомстедах.
Акт о земельных наделах, подписанный президентом 20 мая и оглашенный в послании к
конгрессу 27 мая 1862 г.
1. Сенат и палата представителей Соединенных Штатов, собравшиеся в конгрессе,
постановляют:
Раздел 1. Всякое лицо, являющееся главой семьи или достигшее двадцати одного года,
являющееся гражданином Соединенных Штатов, никогда не участвовавшее в войне против
Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в
законное владение никем не занятой земли или приобрести участок размером 160 акров (65
га).
Раздел 2. После уплаты 10 долларов ему разрешается вступить во владение землей.
Раздел 3. Если по истечении 5 лет докажут, что он жил на этой земле и обрабатывал ее,
тогда он получит эту землю в собственность.
 Какие основные аспекты были охвачены в данном законе?
 Как отразился этот закон на жизни населения страны? Какие преимущества получали
граждане США?
 Почему людям нужно было жить на земле 5 лет, чтобы получить ее в собственность?
2.Заполните таблицу: «Территориальные захваты США к середине XIX века».
Территория Когда присоединена к США Каким методом
Луизиана 1803г.
Флорида 1810-1821гг. (договор 1819г.)
Территория в
верховьях реки
Миссури
1818г.
Техас 1845г.
Орегон 1846г.
Новая Мексика 1848г.
Вывод:
27
ПРОЕКТ
Дескрипторы Обучающийся
− определяет основные аспекты закона о гомстедах;
− определяет последствия закона о гомстедах для граждан США;
− объясняет земельную политику США;
− определяет, каким способом была присоединена к США
Луизиана;
− определяет, каким способом была присоединена к США
Флорида;
− определяет, каким способом была присоединена к США
территория в верховьях Миссури;
− определяет, каким способом был присоединен к США Техас;
− определяет, каким способом был присоединен к США Орегон;
− определяет,каким способом была присоединена к США Новая
Мексика;
− делает вывод о политике экспансии США в западном
направлении.
28
ПРОЕКТ
Раздел Усиление Соединенных Штатов Америки
Тема Как было отменено рабство в США?
Цель обучения 7.1.2.2. Выявлять особенности трансатлантического
рабства
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет особенности трансатлантической
работорговли
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
 1.Определите по карте, какие страны участвовали в работорговле? (не менее 5-ти)
 Почему маршрут назывался «Черный треугольник»?
2. Прочитайте тексты исторических источников и ответьте на вопросы.
В 1807 году президент США Томас Джефферсон подписал закон об отмене работорговли.
Вслед за этим работорговлю запретила Британская империя.
Каковы были последствия принятого закона на ход трансатлантической работорговли?
Отрывок из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов от 22 сентября 1862 г.:
Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего
армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января (1863 г.) в согласии с моим
(прежним) намерением так поступить, публично объявленным за сто дней до упомянутого
первого дня, устанавливаю и указываю те штаты и часть штатов, народ которых в
настоящее время находится в состоянии восстания против Соединенных Штатов, а
именно… (далее следует перечисление штатов и графств, находящихся в состоянии
восстания).
…Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и
частях штатов, отныне и в дальнейшем, свободны, и что исполнительная власть
29
ПРОЕКТ
Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять
свободу упомянутых лиц.
При этом я предлагаю населению, объявленному свободным, воздерживаться от всякого
насилия, за исключением случаев необходимой самозащиты, и я рекомендую им в тех
случаях, когда это разрешено, добросовестно работать за разумную плату.
Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие
условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты,
станции и другие места и на корабли всех видов в качестве команды.
Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт справедливости, оправданный перед
конституцией военной необходимостью. Я апеллирую к достойному уважения мнению
человечества и к благосклонной милости всемогущего бога.
Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство? (не менее 3-х)
Какие права и возможности приобретали освобожденные рабы? (не менее 3-х)
Дескрипторы Обучающийся
− определяет страны (не менее 5-ти), участвовавшие в
работорговле и особенности трансатлантической
работорговли;
− поясняет название маршрута «Черный треугольник»;
− определяет последствия (не менее 3-х) закона о запрете
работорговли;
− определяет причины (не менее 3-х) отмены рабства в США;
− описывает права и возможности (не менее 3-х примеров)
освобожденных рабов.
30
ПРОЕКТ
Раздел Усиление Соединенных Штатов Америки
Тема Почему США отправили военные корабли в Японию?
Цель обучения 7.3.2.6. Характеризовать влияние европейской
колониальной экспансии на традиционные общества
Востока
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает влияния захватнических войн на
традиционные общества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Прочитайте текст.
Весной 1854 года Перри прибыл в Японию большой военной эскадрой, чтобы убедить
японцев к заключению торговых договоров. Американцы использовали дипломатию
канонерок. Японцы были вынуждены подписать 31 марта 1854 года договор Канагава,
согласно которому: — были открыты два порта для заправки американских кораблей (Симода и Хакодате); — США получали право торговать с Японией; — США получали право открытия консульств в Японии.
Вскоре европейские страны также заключили торговые договоры с США и начали
торговать в Японии.
Вследствие проникновения иностранных товаров, приходит в упадок традиционная
экономика (ремесло, мануфактура), вследствие обострившегося кризиса, вспыхнуло
продолжительное крестьянское восстание, обострилась борьба между сегуном и феодалами,
начался процесс разложения феодального общества.
Япония получила доступ к западным технологиям, впоследствии чего она стала в один ряд с
мировыми державами того времени.
Заполните таблицу, определяя положительные и отрицательные последствия «открытия
Японии».
Положительные последствия Отрицательные последствия
Вывод:
Дескрипторы Обучающийся
− определяет положительные последствия «открытия Японии»
− определяет отрицательные последствия «открытия Японии»
− делает обоснованный вывод
31
ПРОЕКТ
Раздел: Глазами художников и писателей: обзор перемен XIX века
Тема Как искусство и литература XIX века отображали
социальную несправедливость?
Цель обучения 7.2.2.2. Определять признаки основных стилей и течений
в искусстве (неоклассицизм, романтизм, импрессионизм,
реализм)
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает особенности течений искусства ХІХ
века
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1.Заполните таблицу «Особенности стилей искусства XIX века».
Наименования Неоклассицизм Романтизм Реализм Импрессионизм
Особенности
течений
искусства XIX
века
Общие черты
Дескрипторы Обучающийся
− описывает особенности и характерные черты «неоклассицизма»;
− описывает особенности и характерные черты «романтизма»;
− описывает особенности и характерные черты «реализма»;
− описывает особенности и характерные черты «импрессионизма»;
− приводит общие черты стилей.
32
ПРОЕКТ
Раздел Глазами художников и писателей: обзор перемен XIX
века
Тема Как статья Эмиля Золя «Я обвиняю!»
показывает силу слова?
Цель обучения 7.2.2.1. Использовать произведения искусства для
интерпретации исторических событий
Критерии оценивания Обучающийся
• Освещает исторические события на основе
произведений искусства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок из статьи Эмиля Золя «Я обвиняю», опубликованном 13 января 1898
года в газете «L’Aurore», адресованная президенту Франции Феликсу Фору и заполните
таблицу.
«… Я обвиняю подполковника Дюпати де Клама в том, что он совершил тяжкий проступок,
допустив хочется верить, по неведению судебную ошибку, и в течение трех лет
упорствовал в сем пагубном заблуждении, пускаясь на самые нелепые и преступные
ухищрения. Я обвиняю генерала Мерсье в том, что он явился, в лучшем случае по слабости
рассудка, пособником одного из величайших беззаконий нашего столетия. Я обвиняю
генерала Бийо в том, что он, располагая бесспорными доказательствами невиновности
Дрейфуса, сокрыл их и нанес тем самым злостный ущерб обществу и правосудию,
побуждаемый к тому политическими соображениями и помышляя спасти
скомпрометировавшее себя верховное командование. Я обвиняю генерала де Буадефра и
генерала Гонза в том, что они стали соумышленниками того же преступления, один,
несомненно, в силу своей приверженности церкви, другой подчиняясь закону круговой
поруки, благодаря которому Военное ведомство превратилось в непорочную, неприкасаемую
святыню. Я обвиняю генерала де Пелье и майора Равари в том, что они произвели
злонамеренное расследование, т. е. расследование, проникнутое духом возмутительного
пристрастия, непревзойдённым по бесхитростной дерзости шедевром коего является
заключение упомянутого майора Равари.
Я обвиняю трех экспертовграфологов, сьёров Бельома, Варикара и Куара в том, что оные
составили лживое и мошенническое заключение, если только врачебным
освидетельствованием не будет установлено, что они страдают изъяном зрения и
умственной неполноценностью. Я обвиняю Военное ведомство в том, что оно вело на
страницах газет, особенно таких, как «Эклер» и «Эко де Пари», грязную кампанию,
направленную на то, чтобы ввести в заблуждение общественность и отвлечь внимание от
преступной деятельности упомянутого ведомства. Я обвиняю, наконец, военный суд
первого созыва в том, что он нарушил закон, осудив обвиняемого на основании утаенной
улики, и военный суд второго созыва в том, что он по приказу сверху покрыл оное
беззаконие и умышленно оправдал заведомо виновного человека, нарушив, в свою очередь,
правовые установления. Выдвигая перечисленные обвинения, я отлично понимаю, что мне
грозит применение статей 30 и 31 Уложения о печати от 29 июля 1881 года,
предусматривающего судебное преследование за распространение лжи и клеветы. Я
сознательно отдаю себя в руки правосудия. Что же касается людей, против коих
направлены мои обвинения, я не знаком с ними, никогда их не видел и не питаю лично к ним
никакого недоброго чувства либо ненависти. Для меня они всего лишь обобщенные понятия,
33
ПРОЕКТ
воплощения общественного зла. И шаг, который я предпринял, поместив в газете это
письмо, есть просто крайняя мера, долженствующая ускорить торжество истины и
правосудия. Правды вот все, чего я жажду страстно ради человечества, столько
страдавшего и заслужившего право на счастье. Негодующие строки моего послания
вопль души моей. Пусть же дерзнут вызвать меня в суд присяжных, и пусть
разбирательство состоится при широко открытых дверях! Я жду.»
Кого обвинял? За что? (суть обвинения)
1234
Вывод: Что изменилось после выхода статьи?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет список лиц/организаций (не менее 4-х), которых
обвинял Э.Золя;
− определяет суть обвинения по данным лицам/организациям;
− делает вывод об изменениях в «Деле Дрейфуса» после
публикации статьи.
34
ПРОЕКТ
Раздел: Развитие научной мысли
Тема Какое из научных открытий XIX века оказало
наибольшее влияние на жизнь людей?
Цель обучения 7.2.4.1. Анализировать значение научных открытий в
жизни человека и общества, отмечая изменения и
преемственность
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализируют значение научных открытий в
жизни человека и общества
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания 1. Заполните таблицу «Научные открытия XIX века».
Отрасль науки Научные
открытия
Ученые Примеры практического
применения открытий
Медицина
Физика
Биология
Химия
Вывод: Общий вклад в развитие науки XIX века 2. Назовите изобретения и их авторов.
1. _______________________ 2. ______________________________
35
ПРОЕКТ
3._____
______
____________
4.
______________________________ 3. Определите положительное и отрицательное влияние изобретений и научных открытий на
жизнь людей.
Положительное влияние Отрицательное влияние 4.Насколько вы согласны или не согласны с нижеприведенным утверждением. Приведите
доказательства в пользу своего мнения:
«Появление паровозов и создание железнодорожных сетей привело к взрывному росту
промышленности с середины XIX века, особенно металлургической»
Дескрипторы Обучающийся
− определяет научные открытия (не менее 4-х), их авторов,
пратическую значимость данных открытий;
− определяет изобретения и их авторов по иллюстрациям;
− определяет положительных и отрицательных последствий
изобретений и научных открытий;
− приводит доказательства в пользу своего мнения .
36

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь