ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОЧ Биология 8 класс Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

СОЧ Биология 8 класс Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

1146
0

Спецификация суммативного оценивания
за четверть по предмету
«Биология»
8 класс
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть………………………………………………………………………. 4
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть…………………. 4
3. Ожидаемые результаты по предмету «Биология», 8 класс ……………………………………………………… 4
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Биология», 8 класс ………………………………………… 4
5. Анализ учебной программы …………………………………………………………………………………………………… 5
6. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей …… 9
7. Правила проведения суммативного оценивания…………………………………………………………………….. 9
8. Модерация и выставление баллов………………………………………………………………………………………… 10
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 30
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 40
3
ПРОЕКТ
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Биология» (в рамках обновления содержания
среднего образования) основного среднего образования (7-9 класс) (с русским языком
обучения).
3. Ожидаемые результаты по предмету «Биология», 8 класс
Знает: — первоначальные биологические понятия; — суть основных биологических законов и теорий; — влияние факторов окружающей среды на живые организмы; — влияние человеческой деятельности на окружающую среду.
Понимает: — принципы классификации основных групп растений и животных; — роль Красной книги в сохранении биоразнообразия на Земле.
Применяет: — основные биологические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе.
Анализирует: — закономерности биологических процессов и явлений; — строение и функции систем органов живых организмов.
Синтезирует: — собранные и обработанные данные, информацию для представления в виде таблицы,
графика, сообщения, доклада, презентации; — план проведения эксперимента и исследования; — знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе.
Оценивает: — результаты проведенного эксперимента.
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Биология», 8 класс
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый тип
заданий
Знание и
понимание
— овладение системой знаний о структурнофункциональных и генетических основах жизни,
размножении и развитии организмов основных
царств живой природы, экосистемах,
биоразнообразии, эволюции для осознания
ценности всего живого на Земле;
— понимание многообразия органического мира,
закономерностей и процессов, протекающих в нем,
а также того, что человек является его
неотъемлемой частью.
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать задания
с множественным
выбором ответов
(МВО) и/или задания,
требующие краткого
ответа (КО).
Применение — объяснение, описание, прогнозирование
природных явлений и процессов, наблюдаемых в
повседневной жизни, роли человека в сохранении
природного мира;
местные и глобальные экологические проблемы.
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать задания,
требующие краткого
ответа (КО) и/или
4
ПРОЕКТ
задания, требующие
развернутого ответа
(РО).
Навыки высокого
порядка
— пользование лабораторным оборудованием для
проведения экспериментов;
— проведение исследовательской работы для
понимания сущности природных биологических
явлений, процессов, законов и закономерностей;
— пользование информационно-коммуникативными
технологиями.
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать задания,
требующие краткого
ответа (КО) и/или
задания, требующие
развернутого ответа
(РО).
5. Анализ учебной программы
четверть Раздел
долгосрочного
плана
Цели обучения СО Уровни
мыслительных
Р О
навыков
1 Клеточная
биология
8.4.2.2 — сравнить строение клеток
эукариот и прокариот
+
Применение
8.4.2.1 — классифицировать ткани
растений и животных
+ Знание и
понимание
Молекулярная
биология
8.4.1.1 — описывать различия
между мономерами и полимерами,
используя биологические примеры
+
Применение
8.4.1.2 — описывать свойства и
биологические функции
углеводов и липидов
+
Применение
8.4.1.3 — описывать свойства и
биологические функции белков
+ Знание и
понимание
Разнообразие
живых
организмов
8.1.1.1 — описывать отличительные признаки растений на
примере водорослей, моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных
растений
+
Применение
8.1.1.2 — описывать отличительные
признаки грибов
+
Применение
8.1.1.3 — распознавать по
отличительным признакам классы
однодольных и двудольных
растений
+
Применение
8.1.1.4 — распознавать по
отличительным признакам классы
членистоногих и хордовых
животных
+
Знание и
понимание
Питание 8.1.2.1 — сравнивать строение
пищеварительной системы
беспозвоночных , жвачных
животных и человека
+
Применение
8.1.2.2 — описывать взаимосвязь
строения различных типов зубов с
их функциями, правила ухода за
зубами
+
Применение
8.1.2.3 — объяснять взаимосвязь
структуры пищеварительной
+ Знание и
понимание
5
ПРОЕКТ
системы человека с ее функциями
8.1.2.4 — выявлять причины
болезней пищеварительного
тракта и пищевых отравлений
+
Применение
8.1.2.5 — описывать значение
витаминов в организме человека
+
Применение
8.1.2.6 — составлять список
продуктов питания со
значительным содержанием
витаминов
+
Применение
8.1.2.7 — определять наличие
витамина С в продуктах питания
+ Знание и
понимание
2 Транспорт
веществ
8.1.3.5 — описывать
лимфатическую систему и
взаимосвязь между кровью,
тканевой жидкостью и лимфой
+
Применение
8.1.3.1 — описывать состав и
функции крови
+
Применение
8.1.3.2 — исследовать особенности
строения форменных элементов
крови различных организмов по
готовым микропрепаратам
+
Навыки высокого
порядка
8.1.3.3 — охарактеризовывать
функции различных типов
лейкоцитов
+
Применение
8.1.3.4 — сравнивать гуморальный
и клеточный иммунитет
+
Применение
8.4.3.1 — описывать особенности
заболеваний, вызванных
простейшими, грибами,
бактериями, вирусами и меры их
профилактики
+
Применение
8.1.3.6 — оценивать роль
вакцинации в профилактике
заболеваний
+
Навыки высокого
порядка
8.1.3.7 — объяснять механизм
агглютинации и резус-конфликта
+
Применение
8.1.3.8 — описывать строение
сердца и кровеносных сосудов у
животных
+
Применение
8.1.3.9 — устанавливать
взаимосвязь между структурами
стенок сосудов и их функциями
+
Применение
8.1.3.10 — описывать типы
кровеносной системы животных
+
Применение
8.1.3.11 — исследовать влияние
физических упражнений на работу
сердца
+
Навыки высокого
порядка
8.1.3.12 — описывать причины и
симптомы заболеваний органов
кровеносной системы
+
Применение
Дыхание 8.1.4.1 — описывать механизмы
газообмена в легких и тканях
+
Применение
8.1.4.2 — объяснять механизм вдоха
и выдоха
+
Применение
8.1.4.3 — определять жизненный + Знание и
6
ПРОЕКТ
объем легких и минутный объем
дыхания в состоянии покоя и при
физической нагрузке
понимание
3 Выделение 8.1.5.1 — описывать строение и
функции органов
мочевыделительной системы
человека
+ Применение
8.1.5.2 — распознавать структурные
компоненты почек
+ Знание и
понимание
8.1.5.3 — описывать структуру
кожи и роль в процессе выделения
+ Применение
8.1.5.4 — объяснять меры
профилактики кожных
заболеваний
+ Применение
Движение.
Биофизика
8.1.6.1 — описывать функцию
опорно-двигательной системы + Применение
8.1.6.2 — изучать химический
состав, макро- и
микроскопическое строение кости
+ Навыки высокого
порядка
8.1.6.3 — сравнивать типы
соединений костей + Применение
8.1.6.4 — устанавливать связь
строения различных типов
суставов с их функциями
+ Применение
8.1.6.5 — описывать виды
мышечной + Применение
ткани и их функции;
8.1.6.6 — изучать группы мышц
человека и строение мышечного
волокна
+ Знание и
понимание
8.1.6.7 — называть последствия
гиподинамии;
+ Знание и
понимание
8.1.6.8 — выявлять причины
нарушения осанки и развития
плоскостопия
+ Знание и
понимание
8.4.4.1 — исследовать
биомеханические особенности
движения человека в связи с
прямохождением
+ Навыки высокого
порядка
Координация и
регуляция
8.1.7.1 — исследовать особенности
зрительного восприятия и
описывать правила гигены зрения
+ Применение
8.1.7.2 — исследовать особенности
слухового восприятия и описывать
правила гигиены слуха
+ Применение
8.1.7.3 — соотнести структуру
зрительного и слухового
рецепторов с их функциями
+ Применение
8.1.7.4 — определять расположение
эндокринных, экзокринных и
смешанных желез;
+ Знание и
понимание
8.1.7.5- объяснять основные
функции желез + Применение
8.1.76 — описывать заболевания,
вызванные нарушением функции
поджелудочной или щитовидной
+ Знание и
понимание
7
ПРОЕКТ
железы
8.1.7.7 — исследовать кожную
чувствительность
+ Навыки высокого
порядка
8.1.7.8 — описывать роль кожи в
поддержании постоянной
температуры теплокровных
животных
+ Применение
4 Размножение 8.2.2.1 — объяснять значение
митоза и мейоза в
жизнедеятельности живых
организмов
+ Применение
8.2.1.1 — сравнивать способы
размножения животных
+ Применение
8.2.1.2 — объяснять особенности
полового и бесполого поколения
на примере мхов и папоротников
+ Применение
8.2.1.3 — объяснять особенности
жизненного цикла голосеменных и
покрытосеменных растений
+ Применение
Рост и развитие 8.2.3.1 — объяснять этапы
эмбрионального развития + Применение
8.2.3.2 — описывать
дифференциацию тканей и
органов, формирующихся из
разных зародышевых листков
+ Применение
Наследственност
ь и изменчивость
8.2.4.1 — аргументировать роль
наследственности и изменчивости
в эволюции
+ Навыки высокого
порядка
8.2.4.2 — описывать значение
искусственного отбора для
селекции организмов
+ Применение
8.2.4.3 — изучать центры
происхождения культурных
растений и домашних животных
+ Знание и
понимание
8.2.4.4 — описывать сорта
значимых культурных растений и
пород домашних животных
+ Применение
Биосфера,
экосистема,
популяция
8.3.1.1 — составлять схему общей
структуры экосистем
+ Применение
8.3.1.2 — сравнивать водные и
наземные экосистемы
+ Применение
8.3.1.3 — описывать основные
характеристики и особенности
структуры популяции
+ Применение
8.3.1.4 — исследовать различные
стратегии выживания организмов;
+ Навыки высокого
порядка
8.3.1.5 — устанавливать причины
изменений численности
популяций на примере
взаимоотношений хищникжертва
+ Знание и
понимание
8.3.1.6 — описывать типы
взаимоотношений между
организмами;
+ Применение
8
ПРОЕКТ
6. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть
Знание и понимание Применение Навыки высокого
уровня
Рекоменд
уемые
Отобран
ные
Рекомен
дуемые
Отобранн
ые
Рекоменду
емые
Отобранн
ые I 30% 70% 0% II 5% 75% 20% III 30% 55% 15% IV 10% 70% 20%
Итого 19% 68% 14%
7. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
8.3.1.7 — объяснять механизм
адаптации живых организмов к
изменяющимся условиям
окружающей среды
+ Применение
Влияние
человеческой
деятельности на
окружающую
среду
8.3.2.1 — обосновывать
необходимость сохранения и
поддержания биологического
разнообразия
+ Навыки высокого
порядка
8.3.2.2 — оценивать значение
Всемирного банка семян + Навыки высокого порядка
8.3.2.3 — объяснять причины
возникновения и пути решения
экологических проблем на
территории Казахстана
+ Применение
9
ПРОЕКТ
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
8. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
10
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.
11
Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть
Раздел
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Общее
балл кол-во
заданий
тип
заданий балл заданий кол-во заданий тип балл заданий кол-во заданий тип
балл
за
раздел
кол-во
заданий
Клеточная
биология 1 1 МВО/КО 3 1 КО/РО 4 2
Молекулярная
биология 4 2 МВО/КО 2 1 КО 6 3
Разнообразие
живых
организмов 2 2 МВО/КО 5 2 КО/РО 7 4
Питание 2 1 МВО/КО 4 2 КО/РО 7 3 КО/РО 13 6
ИТОГО 30 15
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительны
х навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время
на
выполн
ение,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Клеточная
биология 8.4.2.2 — сравнить строение клеток
эукариот и прокариот
Применение 2 1 РО 4 3 4 8.4.2.1 — классифицировать ткани растений
и животных
Знание и
понимание 2 МВО 1 1
Молекулярна
я биология 8.4.1.2 — описывать свойства и
биологические функции углеводов и
липидов
Знание и
понимание 3 3 КО 4 3 6 4 МВО 1 1
ПРОЕКТ 8.4.1.3 — описывать свойства и
биологические функции белков Применение 5 КО 3 2
Разнообразие
живых
организмов 8.1.1.1 — описывать отличительные
признаки растений на примере водорослей,
моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных
растений.
Применение 4 6 КО 4 3 7 7 КО 2 1 8.1.1.4 — распознавать по отличительным
признакам классы членистоногих и
хордовых животных
Знание и
понимание 8 КО 2 2 9 КО 1 1
Питание 8.1.2.1 — сравнивать строение
пищеварительной системы
беспозвоночных, жвачных животных и
человека
Применение 6 10 КО 2 2 13 11 КО 3 2 8.1.2.2 — описывать взаимосвязь строения
различных типов зубов с их функциями,
правила ухода за зубами;
Применение 12 РО 4 3 8.1.2.3 — объяснять взаимосвязь структуры
пищеварительной системы человека с ее
функциями
Навыки
высокого
порядка 13 РО 4 3 8.1.2.5 — описывать значение витаминов в
организме человека;
Знание и
понимание 14 КО 2 1 8.1.2.6 — составлять список продуктов
питания со значительным содержанием
витаминов
Знание и
понимание
Применение 15 КО 3 2
Всего: 15 15 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
13
ПРОЕКТ
Образцы заданий и схема выставления баллов
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
за 1 четверть по предмету «Биология»
1. На рисунке изображены клетки прокариот и эукариот. (а) На рисунке отметьте клетку эукариот. [1] (b) Укажите два отличия эукариотических клеток от прокариотических. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
2. Укажите типы животной ткани. A) эпителиальная, нервная, мышечная и соединительная B) эпителиальная, нервная, мышечная и покровная C) эпителиальная, нервная, мышечная и основная D) эпителиальная, нервная, мышечная и опорная [1]
3. Назовите три общие функции, выполняемые липидами и углеводами в организме. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………… [3]
4. Углеводы в организме выполняют различные функции. Из предложенного списка
выберите углевод, который является источником энергии. A) глюкоза B) целлюлоза C) хитин D) муреин [1]
14
ПРОЕКТ
5. Белки — это органические вещества, которые являются очень сложными молекулами. Они
выполняют различные функции в организме. (а) Назовите белок, расщепляющий сложные компоненты пищи до более простых веществ. …………………………………………………………………………………………………………… [1] (b) Назовите белок, транспортирующий кислород. ………………………………………………………………………………………………………… [1]
6. На рисунке изображены представители водорослей, моховидных, папоротниковидных,
голосеменных и покрытосеменных растений.
a b c d e (a) Укажите на рисунке голосеменное растение. [1] (b) Опишите сходство голосеменных растений с водорослями, моховидными,
папоротниковидными и покрытосеменными растениями. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
7. Установите соответствия между признаками растений и систематической группой, для
которой они характерны.
ПРИЗНАК СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ
ГРУППА A) в цикле развития преобладает гаметофит B) взрослое растение — спорофит C) споры образуются в коробочках D) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев E) из споры развивается заросток F) из споры развивается предросток (протонема)
1) Моховидные 2) Папоротниковидные 1) Моховидные……………………………………………………………………………………………………………… 2) Папоротниковидные………………………………………………………………………………………………….. [2]
15
ПРОЕКТ
8. На рисунке изображены жук и паук.
Определите принадлежность данных животных к членистоногим или хордовым. Ответ
поясните. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
9. Назовите особенности хордовых животных. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
10. На рисунке изображены органы пищеварения беспозвоночных, жвачных животных и
человека. (a) Назовите отличительные особенности в строении пищеварительной системы
беспозвоночных, жвачных животных и человека указанных на рисунке. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2] (b) В пищеварительной системе многих животных присутствуют микроорганизмы. Какую
функцию выполняют микроорганизмы в пищеварении? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………….
16
ПРОЕКТ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
11. Объясните, почему строение пищеварительной системы коровы намного сложнее
пищеварительной системы человека. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
12. На рисунке ниже представлены различные типы зубов. (а) На рисунке отметьте резцы. [1] (b) Посмотрите внимательно на рисунок. Опишите, как форма коренных зубов связана с
выполняемой ими функцией. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
13. Почему у человека кишечник длиннее, чем у хищных животных, но короче, чем у
травоядных животных? Ответ обоснуйте. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [3]
14. Какую роль играют витамины в организме человека? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
15. Какой витамин следует включить в рацион человека, больного цингой? Приведите
пример продукта, который содержит данный витамин. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………….
17
ПРОЕКТ ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
Схема вставления баллов
№ Ответы Балл Дополнительная
информация 1(a) B 1 1 (b) -eсть ядро -хромосомы в ядре 2 2 А 1 3 энергетическая
строительная
запас питательных веществ 111
[3] 4 A 1 5(a) фермент 1 5(b) гемоглобин 1
6(а) d 1 6(b) фотосинтез/ гаметофит-спорофит/пластиды/
автотрофы/царство растений 1 7 1) Моховидные A, C, F
2) Папоротниковидные B, D, E 11 8 -членистоногие -каждая конечность состоит из
коротких члеников
2 9 внутренний скелет/ позвоночный столб/
эндоскелет
1 10(a) дождевой черв — Зоб
жвачных животных- 4х камерный желудок
человека- длинный тонкий кишечник 2 10(b) -являются симбионтами — способствуют перевариванию пищи
растительного происхождения 1 11 любые два из следующих: -питается пищей растительного
происхождения -способствует перевариванию целлюлозы —
питательные вещества/состав пищи -время переваривания
2 12(a) 1
за правильное
обозначение резца 1
балл 12(b) -имеют бугристую жевательную поверхность/
помогают дальнейшему измельчению пищи/
подготовка пищевого комка к продвижению в
пищевод 1 13 -зависит от рациона питания: -у хищников короче, так как мясо 3
18
ПРОЕКТ
переваривается быстрее и легче усваивается; -растительная пища гораздо труднее
усваивается и требует больше времени для
извлечения максимального количества
питательных веществ. -у всеядных кишечник длиннее, чем у хищных
(плотоядных), но короче, чем у травоядных 14 -в поддержании иммунных реакций
организма/в поддержании обмен веществ/
могут участвовать в гуморальной регуляции 1
Любые ответы по
смыслу и примеры 15 -вызываемая острым недостатком витамина C -цитрусовые/ лук/ чеснок/ смородина/капуста/
шиповник/ говяжья печень/ перец 1 1
[2]
19
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
20
ПРОЕКТ
Матрица спецификации суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Общее
балл кол-во
заданий
тип
заданий балл заданий кол-во заданий тип балл заданий кол-во заданий тип
балл
за
раздел
кол-во
заданий
Транспорт
веществ 3 3 МВО/КО 15 6 6 2 КО/РО 24 11
Дыхание 2 2 МВО/КО 1 1 КО 3 1 КО/РО 6 4
ИТОГО 30 15
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Транспорт
веществ
8.1.3.5 — описывать лимфатическую
систему и взаимосвязь между
кровью, тканевой жидкостью и
лимфой
Применение
11
1 КО/РО 4 3
24
8.1.3.1 — описывать состав и функции
крови
Знание и
понимание
2 МВО 2 1
8.1.3.2 — исследовать особенности
строения форменных элементов
крови различных организмов по
готовым микропрепаратам
Навыки
высокого
порядка
3 КО/РО 5 3
8.1.3.3 — охарактеризовывать функции
различных типов лейкоцитов; Применение 4 МВО/КО 2 1
8.1.3.4 — сравнивать гуморальный и
клеточный иммунитет Применение 5 КО/РО 5 3
8.4.3.1 — описывать особенности
заболеваний, вызванных
простейшими, грибами, бактериями,
вирусами и меры их профилактики
Знание и
понимание
6 МВО 2 1
8.1.3.6 — оценивать роль вакцинации в Навыки 7 КО/РО 5 3
21
ПРОЕКТ
профилактике заболеваний высокого
порядка
4
6
8.1.3.7 — объяснять механизм
агглютинации и резус-конфликта
Знание и
понимание
8 КО 2 1
8.1.3.8 — описывать строение сердца и
кровеносных сосудов у животных
Применение 9 КО/РО 5 3
8.1.3.9 — устанавливать взаимосвязь
между структурами стенок сосудов и
их функциями
Применение 10 КО/РО 5 3
8.1.3.11 — исследовать влияние
физических упражнений на работу
сердца
Применение 11 КО/РО 5 3
Дыхание 8.1.4.1 — описывать механизмы
газообмена в легких и тканях Применение 12 МВО/КО 2 1
8.1.4.2 — объяснять механизм вдоха и
выдоха
Применение 13 МВО/КО 2 1
8.1.4.3 — определять жизненный объем
легких и минутный объем дыхания в
состоянии покоя и при физической
нагрузке
Применение
Навыки
высокого
порядка
14 КО/РО 2 1
15 КО/РО 5 3
ИТОГО: 15 15 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
22
ПРОЕКТ
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Биология»
1. Установите соответствия между особенностями компонентов внутренней среды организма
человека и компонентами.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ КОМПОНЕНТЫ A) образуется из плазмы крови B) омывает клетки организма C) повышено содержание антител и фагоцитов D) возвращает в кровь белки, воду, соли E) состоит из плазмы и форменных элементов F) способна образовывать тромбы
1) кровь
2) лимфа
3) межклеточная жидкость 1……………………………… 2……………………………… 3…………………………….. [3]
2. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека?
1) выполняет транспортную функцию
2) выполняет защитную функцию
3) выполняет опорную функцию 4) участвует в гуморальной регуляции A) 1, 2, 3 B) 1, 3, 4 C) 1, 2, 4 D) 2, 3, 4 [1]
3. На рисунке изображены клетки крови человека и лягушки под микроскопом. (a) В чем разница в строении клеток крови человека и лягушки? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………….. ……………. [1] (b) Чья кровь переносит больше кислорода? Объясните. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………… [1]
4. На рисунке ниже представлены типы зернистых лейкоцитов.
23
ПРОЕКТ
Укажите на рисунке лейкоцит, способный к фагоцитозу. [1]
5. Заполните таблицу. Укажите сходство и различие гуморального и клеточного иммунитета.
Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет
Сходство
Различия [3]
6. Укажите специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний,
вызываемых грибами, простейшими, бактериями и вирусами. A) мыть руки с мылом B) надевать маску больному C) вакцинация D) ограничение отношений с больным человеком [1]
7. Вакцины — это препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов
их жизнедеятельности.
Почему организм человека после введения вакцины может противостоять инфекционным
заболеваниям? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [3]
8. Дайте определение термину Резусконфликт. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
9. На рисунке показано строение сердца млекопитающего животного.
24
ПРОЕКТ (a) Определите структуру сердца, обозначенную знаком Х. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1] (b) Опишите функцию этой структуры. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
10. На рисунке изображены кровеносные сосуды. (а) Укажите на рисунке венозный кровеносный сосуд. [1] (b) Опишите особенности строения и функции артериального кровеносного сосуда. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
11. Перед началом физической нагрузки частота сердечных сокращений увеличивается,
превышая нормальные показатели в состоянии покоя.
Опишите и объясните работу сердца во время физических нагрузок. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [3]
Х
25
ПРОЕКТ
12. Укажите одно отличие легочного дыхания от тканевого дыхания. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
13. Установите правильную последовательность процессов нормальных вдоха и выдоха у
человека, начиная с повышения концентрации СО2 в крови.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение диафрагмы
2) повышение концентрации кислорода
3) повышение концентрации СО2
4) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга
5) выдох
6) расслабление диафрагмы ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
14. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – максимальный объём воздуха, выдыхаемого после
самого глубокого вдоха.
С какой целью у здорового человека определяют ЖЁЛ? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
15. Минутный объем дыхания измеряется произведением частоты дыхания на дыхательный
объем. У здоровых людей частота дыхания — 16-18 раз в минуту, а дыхательный объем
колеблется в пределах 350-750 мл, у спортсменов частота дыхания — 8-12 мл, а дыхательный
объем –900- 1300 мл. (a) Объясните, почему у спортсменов частота дыхания меньше, а дыхательный объем больше
чем у здоровых людей. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
26
ПРОЕКТ (b) Учащийся проводит исследование частоты дыхания атлета в состоянии покоя. Учащийся
измеряет объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха по времени. Результаты показаны на
графике.
Используя график, вычислите частоту дыхания атлета.
Дайте свой ответ с указанием количества вдохов в минуту. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
27
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
Вопрос Ответ Балл Дополнительная
информация 1 1-Д, Е 2- В, Г 3- А, Б
3 2 С 1
3а Лягушка- есть ядро, человек- нет ядра 1 3b Человека- много, двояковогнутые, мелкие 1 4 1 5 Сходство – защитная функция
Различия:
Гуморальный иммунитет- антитела
Клеточный иммунитет- фагоцитоз
3 6 С 1 7 для активной иммунизации людей/ повышение
иммунитета
в вакцине содержится инактивированные
клетки болезнетворных микроорганизмов
активируются лейкоциты
3 8 Резусконфликт может развиться только у
резус — отрицательной матери с резус —
положительным плодом. 1 9a Полулунный/аортальный клапан 1 9b любые два из следующих: — препятствуют обратному (ретроградному)
движению крови -пропускает кровь с левого желудочка к аорте — пропускает кровь в одном направлении
2
10а 1
[1] 10b любые два из следующих:
несущие кровь от сердца к органам, в отличие
от вен, в которых кровь движется к сердцу
Стенки артерий состоят из трёх слоев,
отличаются значительной толщиной и
эластичностью, так как им приходится
выдерживать большое давление крови.
2
28
ПРОЕКТ
Благодаря упругим и мышечным элементам
артерии способны удерживать стенки в
состоянии напряжения, могут сильно
сокращаться и затем расслабляться,
обеспечивая равномерный приток крови. 11 При физической нагрузке возрастают
потребности организма, в кислороде.
Наблюдается условнорефлекторное усиление
работы сердца
возрастает кровоснабжение мышц.
3 12 Легочное дыхание обеспечивает газообмен
между воздухом и кровью. Тканевое
дыхание осуществляет газообмен между
кровью и клетками тканей. 1 13 3 4 6 2 1 5 1 за правильную
последовательность 1 балл 14 С целью определения готовности органов
дыхания (внешнего дыхания) выполнять
физическую нагрузку разной интенсивности 1
15а любые два из следующих: -показатель, отражающий функциональные
возможности системы дыхания -превышение фактической величины ЖЕЛ
относительно должной указывает на высокое
функциональное состояние легких. -величина ЖЕЛ зависит от общего состояния
здоровья, длительности и направленности
занятий. -тренированность дыхательных мышц — ЖЕЛ больше
2 15b 6 раз за 30 сек/ 12 раз за 60 сек
6 раз*2= 12 раз
5/1*60= 12 раз за минуту
2
1 балл за расчет
1 балл за
правильный ответ
29
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – вопросы с множественным выбором ответов;
КО – вопросы, требующие краткого ответа;
РО – вопросы, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, Обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
30
ПРОЕКТ
Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть
Раздел
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Общее
балл кол-во
заданий
тип
заданий балл заданий кол-во заданий тип балл заданий кол-во заданий тип
балл
за
раздел
кол-во
заданий
Выделение 1 1 МВО/КО 1 1 КО 3 1 КО/РО 5 3
Движение.
Биофизика 4 3 МВО/КО 7 3 КО 2 1 КО/РО 13 7
Координация и регуляция 2 2 МВО/КО 4 1 КО/РО 2 1 КО/РО 12 5
ИТОГО 30 15
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл
за
раздел
Выделение 8.1.5.1 — описывать строение и функции
органов мочевыделительной системы
человека
Знание и
понимание
3 1
МВО/КО 1 1 5
8.1.5.2 — распознавать структурные
компоненты почек
Применение 2 КО 1 1
8.1.5.3 — описывать структуру кожи и роль в
процессе выделения
Применение
3
КО 3 3
8.1.5.4 — объяснять меры профилактики
кожных заболеваний
Применение
Движение.
Биофизика
8.1.6.1 — описывать функцию опорнодвигательной системы
Знание и
понимание
4 КО 1 1 13
8.1.6.2 — изучать химический состав, макро- и
микроскопическое строение кости
Применение 7 5 КО/РО 3 4
8.1.6.3 — сравнивать типы соединений костей
Применение
6
КО/РО 2 2
8.1.6.4 — устанавливать связь строения
различных типов суставов с их функциями Применение
31
ПРОЕКТ
8.1.6.5 — описывать виды мышечной ткани и
их функции; Применение
7
КО 2 2
8.1.6.6 — изучать группы мышц человека и
строение мышечного волокна
Знание и
понимание
8.1.6.7 — называть последствия гиподинамии; Знание и
понимание
8 МВО 1 1
8.1.6.8 — выявлять причины нарушения осанки
и развития плоскостопия
Знание и
понимание
9 МВО 1 1
8.4.4.1 — исследовать биомеханические
особенности движения человека в связи с
прямохождением
Навыки
высокого
порядка
10
РО 3 2
Координация
и регуляция
8.1.7.1 — исследовать особенности
зрительного восприятия и описывать правила
гигены зрения
Применение 5
11
КО/РО
4 4 12
8.1.7.2 — исследовать особенности слухового
восприятия и описывать правила гигиены
слуха
Применение
8.1.7.3 — соотнести структуру зрительного и
слухового рецепторов с их функциями
Применение
8.1.7.4 — определять расположение
эндокринных, экзокринных и смешанных
желез;
Знание и
понимание 12
МВО 1 1
8.1.7.5- объяснять основные функции желез Применение
13
КО 1 1
8.1.76 — описывать заболевания, вызванные
нарушением функции поджелудочной или
щитовидной железы
Знание и
понимание
РО 2 2
8.1.7.7 — исследовать кожную
чувствительность
Навыки
высокого
порядка
14
КО/РО 2 2
8.1.7.8 — описывать роль кожи в поддержании
постоянной температуры теплокровных
животных
Применение 15
КО/РО 2 2
Итого: 15 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
32
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Биология»
1. Укажите орган мочевыделительной системы человека, в котором происходит фильтрация
крови. [1]
2. Укажите стрелкой корковый слой почки. [1]
3. На рисунке показано строение кожи человека. (a) Укажите структуры кожи, участвующие в выделении продуктов обмена веществ из
организма. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
33
ПРОЕКТ (b) Назовите заболевание кожи вызванное паразитическими грибами. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
4. Выберите утверждение, которое НЕ относится к функции опорно-двигательного аппарата.
А) является опорой для организма
В) участвует при движений
С) транспортирует кислород D) защищает органы от повреждений [1]
5. На рисунке представлены две кости, которые были помещены в различные растворы.
(а) Перечислите группы веществ, входящие в состав костей. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1] (b) Почему кость, помещенная в соляную кислоту можно свернуть в кольцо? ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
(с) Назовите структуру костей, которые обеспечивают их рост в толщину ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
6. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. (a) Какие функции выполняют неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения
костей? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
34
ПРОЕКТ (b) Что является примером шарового и блоковидного суставов? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
7. Существуют три различных типа мышечной ткани: сердечная, гладкая и скелетная. (a) Выберите ткань, которая встречается в трицепсе руки. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1] (b) Назовите мышечную ткань, кроме сердечной, которая может сокращаться произвольно ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
8. Назовите способы профилактики гиподинамии.
А) поднять иммунитет
В) носить удобную обувь
С) изменить рацион питания D) вести подвижный образ жизни [1]
9. Назовите последствия сколиоза.
А) нарушение работы внутренних органов
В) нарушение функции головного мозга
С) увеличение размера почек D) нарушение выделения гормонов железами [1]
10. На рисунке представлен скелет человека и шимпанзе.
35
ПРОЕКТ
Объясните как скелет человека приспособлен к прямохождению. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
11. Рецептор — специализированные клетки, приспособленные к восприятию из внешней или
внутренней среды определенного раздражителя. (а) Где расположены рецепторы слуха и зрения? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2] (b) Приведите причины нарушения работы слухового и зрительного анализаторов. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
12. Выберите смешанные железы. [1]
13. (a) Почему нам необходимы гормоны? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………… [2] (b) Что произойдет, если мы выработаем слишком много или слишком мало гормонов? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [1]
36
ПРОЕКТ
14. Кожа обладает чувствительностью температуре благодаря рецепторам к различным
ощущениям, которые располагаются в различных слоях кожи.
Почему тыльная сторона руки более чувствительна, чем ладонь? Ответ обоснуйте. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
15. Как кожа теплокровных животных способствует выживанию в пустыне? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………. [2]
37
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов

зада
ния
Ответ Балл Дополнительная
информация 1 D 1 2 1 3 (a) 1-потовая железа 2- поры 2 (b) лишай 1 4 С 1 5 (а) Органические, неорганические/ минеральные 1 (b) Под воздействием соляной кислоты происходит
декальцинирование, т.е растворение солей кальция. 1
(с) Надкостница
Хрящевая ткань покрывающей головки костей 2 6 (а) Неподвижные — защитная функция;
полуподвижные — опорную, защитную и двигательную;
подвижные — двигательную. 1 (b) Тазобедренный/ плечевой сустав — это шаровой сустав.
Коленный/ локтевой сустав — это блоковидный сустав 1 7 (a) Поперечно-полосатая мышечная ткань/ а 1 (b) Поперечно-полосатая мышечная ткань/ а 1 8 D 1 9 А 1 10 любые два из следующих: — позвоночник, имеющий четыре изгиба — грудная клетка, расширенная в стороны — пояс нижних конечностей в виде чаши, — кости нижних
конечностей более толстые и прочные, чем кости рук, — свод стопы.
2 11 (a) -волосковые клетки в внутреннем ухе/улитка -палочки и колбочки в сетчатке
2 (b) любые два из следующих:
Зрительный анализатор: — чтение лежа и и в транспорте — длительная работа на компьютере — недостаточное освещение
2 Возможны и
другие варианты
ответов
38
ПРОЕКТ — дефицит витамина А — не соблюдение гигиенических требований
Слуховой анализатор: — осложнения инфекционных заболеваний — чрезмерно высокий уровень шума — не соблюдение гигиенических требований 12 А 1 13 (a) любые два из следующих: -помогают нам реагировать на окружающую среду -координировать многие функции организма -некоторые помогают организму подготовиться и
реагировать на стрессовые ситуации -контролируют развитие организма
2 (b) -образование недостаточного или излишнего количества
гормона может резко повлиять на функции организма и в
некоторых случаях привести к смерти 1 14 любые два из следующих:
на тыльной стороне рецепторы расположены очень
близко
количество рецепторов много -тыльная сторона отвечает за чувствительность , ею мы
познаем мир через прикосновения, -ладонная сторона имеет волосы для тепла, ногти для
защиты, поэтому, можно сказать, что она несет больше
защитный характер.
2
Возможны и
другие варианты
ответов 15 любые два из следующих: -чтобы выжить в пустыне, организмам нужно сохранять
прохладу и воду как можно дольше. -выходят только ночью, когда становится прохладнее -теряют очень мало воды при мочеиспускании -большие уши увеличивают площадь поверхности тела
животного
2
Возможны и
другие варианты
ответов
39
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативной работы
Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
40
ПРОЕКТ
Матрица спецификации суммативного оценивания за четверть
Раздел
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Общее
балл кол-во
заданий
тип
заданий балл заданий кол-во заданий тип балл заданий кол-во заданий тип
балл
за
раздел
кол-во
заданий
Размножение 2 2 МВО/КО 4 2 КО/РО 6 4
Рост и развитие 3 1 МВО/КО 3 1
Наследственность и
изменчивость 2 1 МВО/КО 4 1 КО/РО 6 2
Биосфера,
экосистема,
популяция 8 3 КО/РО 2 2 КО/РО 10 5
Влияние
человеческой
деятельности на
окружающую среду 2 1 КО/РО 3 2 КО/РО 5 3
ИТОГО 30 15
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл
за
раздел
Размножение 8.2.2.1 — объяснять значение
митоза и мейоза в
жизнедеятельности живых
организмов
Применение 4 1
КО 1 1 8.2.1.1 — сравнивать 6
способы размножения
животных
Применение 2
КО 1 1 8.2.1.2 — объяснять
особенности полового и
Применение 3 КО 3 2
41
ПРОЕКТ
бесполого поколения на
примере мхов и
папоротников 8.2.1.3 — объяснять
особенности жизненного
цикла голосеменных и
покрытосеменных растений
Применение 4
КО 3 2
Рост и развитие 8.2.3.1 — объяснять этапы
эмбрионального развития; Применение 1 5
КО 5 3 3 8.2.3.2 — описывать
дифференциацию тканей и
органов, формирующихся
из разных зародышевых
листков
Применение
Наследственность
и изменчивость 8.2.4.1 — аргументировать
роль наследственности и
изменчивости в эволюции
Навыки
высокого
порядка 2 6
КО/РО 5 4 6 8.2.4.2 — описывать
значение искусственного
отбора для селекции
организмов
Применение 8.2.4.4 — описывать сорта
значимых культурных
растений и пород
домашних животных
Применение 7 КО 2 2
Биосфера,
экосистема,
популяция 8.3.1.1 — составлять схему
общей структуры
экосистем;
Применение 5 8
КО 5 3 10 8.3.1.2 — сравнивать водные
и наземные экосистемы
Применение 8.3.1.3 — описывать
основные характеристики и
особенности структуры
популяции;
Применение 9
РО 1 1
42
ПРОЕКТ 8.3.1.4 — исследовать
различные стратегии
выживания организмов;
Навыки
высокого
порядка 10
РО 3 2 8.3.1.6 — описывать типы
взаимоотношений между
организмами;
Применение 11
КО/РО 2 2 8.3.1.7 — объяснять
механизм адаптации живых
организмов к
изменяющимся условиям
окружающей среды
Применение 12
РО 3 2
Влияние
человеческой
деятельности на
окружающую
среду 8.3.2.1 — обосновывать
необходимость сохранения
и поддержания
биологического
разнообразия;
Навыки
высокого
порядка 3 13 РО 3 2 8.3.2.2 — оценивать значение 5
Всемирного банка семян Применение 14 КО 2 1 8.3.2.3 — объяснять причины
возникновения и пути
решения экологических
проблем на территории
Казахстана
Применение 15 РО 1 2
Итого: 15 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
43
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Биология»
1. Напишите основное отличие митоза от мейоза. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
2. Назовите одно преимущество полового размножения. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
3. На рисунке изображен жизненный цикл мха. (і) Определите, какой процесс происходит в структуре под номером 2. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1] (іі) Назовите поколение, обозначенное цифрами 5 и 6. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
4. Опишите особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений.
Голосеменные ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
44
ПРОЕКТ
Покрытосеменные ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
5. (і) Назовите этап эмбрионального развития, отмеченный буквой А. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
(іі) Как можно объяснить существование разных типов тканей у животных ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
6. На рисунке изображены вьюрки, обитающие на Галапагосских островах и имеющие
различную форму клювов.
(а) (i) С чем связана различная форма клювов вьюрков? ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1] (ii) Приведите предположение того, что должно произойти, чтобы со временем у всех
вьюрков образовался острый клюв (как у вьюрка 4). ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
45
ПРОЕКТ (b) Объясните отличие искусственного отбора от естественного. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
7. Почему картофель был выведен в качестве нового сорта? Обьясните свой ответ. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
8. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы ниже. (a) Назовите компоненты наземной экосистемы, обозначенные цифрой 2. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1] (b) Приведите два примера этого компонента в водной экосистеме. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
46
ПРОЕКТ
9 На рисунке показан график изменения численности зимующих личинок сибирского
шелкопряда.
Предположите причины изменения численности зимующих личинок за период с 1880 по
1885 год. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
10. На рисунке показана белка. Какая особенность показывает, что она приспособлена к
восхождению на вертикальные стволы деревьев? Обоснуйте свой ответ. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
11. На графике ниже представлена численность популяции зайцев.
47
ПРОЕКТ
(а) Нарисуйте на графике изменение численности лис, учитывая численность зайцев. [1] (b) Обясните причины изменения численности популяции особей. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
12. Опишите способы адаптации черепахи к условиям внешней среды. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
13. Обьясните причину важности сохранения биоразнообразия на Земле. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
14. За счет каких факторов процесс старения семян во Всемирном банке замедляется? ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [1]
15. На рисунке показана одна из причин возникновения кислотных дождей.
48
ПРОЕКТ
Предложите способ уменьшения кислотных дождей. ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………… [2]
49
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная
информация
1 Митоз-способ размножения соматических клеток, в
отличие от мейоза при котором образуются гаметы
1 Принимается
любой 1
правильный
вариант ответов
2 Основным преимуществом полового размножения
является рекомбинация родительских генов. Различное
сочетание генов особей одного вида лежит в основе
наследственной изменчивости
1
3 (і) Созревание спор 1
(іі) гаметофит 1
4 (і) Любой один из следующих:
оплодотворение происходит при помощи ветра
внутри семяпочки начинает развиваться зародыш
семя даёт новый спорофит
1
(іі) Любой один из следующих:
есть цветок
двойное оплодотворение
семена скрыты внутри плода
1
5 (і) Гаструла 1
(іі) Любые два из следующих:
Дифференциация из разных зародышевых листков и
специализация тканей по строению и функциям
Дифференциация – развитие органов из разных слоев
зародыша
Из эктодермы – нейрон, кожа
Из мезодермы- сердце, кровь, гладкая мышечная ткань
Из энтодермы- железы, легкие
2
6 (а) і) Любой один из следующих:
-в результате приспособления к разным источникам
пищи, вьюрки стали сильно отличаться друг от друга
строением клюва.
-земляные вьюрки, насекомоядные древесные вьюрки
и славковые вьюрки, которые тоже питаются мелкими
насекомыми.
1
(а)
іі)
дефицит пищи/изменение типов пищи/недоступность
пищи на поверхности земли/необходимость доставать
пищу из глубины вод/ из-под камней
1 Принимается
любой 1
правильный
вариант ответов
(b) -по желанию человека/ под управлением человека/с
участием человека
в целях поставленных человеком, а не из-за изменений
в природе
2
50
ПРОЕКТ
7 Любые два из следующих:
— содержит запасные вещества, являющихся
источником питания
— размножение вегетативноыми органами
-размер
-сопротивляемость к болезням
-урожайность
2
8 (а) консументы 1
(b) рыбы/ тюлени/ киты/дельфины
живые организмы, которые являются хищниками
2
9 -в морозный год было меньше насекомых,
откладывающих яйца в личинки шелкопряда
1
10 D
передние ноги с острыми длинными когтями
помогают взбираться по стволу дерева
2
11 (а) 1
(b) -конкуренция: хищник-жертва 1
12 Любые два из следующих:
— наличие твердого панциря/защита от потери влаги
— отсутствие потовых желез и наличие сухой
кожи/защита от потери влаги
-мощная мускулатура челюстей/ передние ноги с
сильными когтями помогают питаться
2
13 Любые два из следующих:
— сохранение экосистем
— сохранение источников питания
— сохранение жизни на земле
2
14 низкой температуры и ограниченного доступа
кислорода/
1 Принимается и
другие
правильные
варианты ответов
15 -применение биотоплива
-фильтры на промышленных объектах
[ Принимается и
другие
правильные
варианты ответов
51

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь