ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОЧ Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 7 класс Спецификация...

СОЧ Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 7 класс Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

17324
1

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  

_____________________________________________

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Русский язык и литература»
(с нерусским языком обучения)
7 класс
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть(СОЧ) ………………………………………………………….. 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ………………… 3
3. Ожидаемые результаты ………………………………………………………………………………………………….. 3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Русский язык и литература», 7 класс ……… 4
5. Правила проведения суммативного оценивания …………………………………………………………….. 5
6. Модерация и выставление баллов………………………………………………………………………………….. 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………….. 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 14
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 32
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть(СОЧ)
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-
9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) по
обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты
Слушание:
обучающийся понимает основное содержание текста, а также функционально
значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего; извлекает
специальную информацию из текста; понимает значение терминов и ключевых единиц
текста по социально-бытовой, социально-культурной и учебно-познавательной сферам;;
определяет основные проблемы в текстах разных стилей и жанров; анализирует текст,
раскрывая связи и отношения между фактами и явлениями, событиями, о которых идет
речь в тексте; прогнозирует содержание высказывания по иллюстрациям/ключевым
словам/заголовкам/началу;
Говорение:
обучающийся поддерживает диалог в рамках изучаемых тем, рассуждая, выражая
собственное мнение и оценивая события, мнения и проблемы; строит монолог, используя
приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; анализирует и синтезирует
информацию по предложенной теме; оценивает высказывания по определенной тематике;
употребляет лексические и грамматические средства языка, соблюдая речевые нормы;
Чтение:
обучающийся понимает содержание сплошных и несплошных текстов определенной
сложности в рамках изучаемых тем; выявляет особенности текстов разных типов, стилей и
жанров; распознает явное и скрытое значение слов, значение средств художественной
изобразительности; извлекает необходимую информацию из различных источников,
определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность; анализирует и
синтезирует содержание текста, формулируя обоснованные выводы и критическую оценку
прочитанного; сравнивает тексты, определяя тему, идею, проблематику художественного
произведения, позицию автора; использует определенные стратегии чтения;
Письмо:
обучающийся пишет тексты разных типов, жанров и стилей речи на основе
услышанного и прочитанного, используя разнообразные языковые средства; пишет тексты
проблемного характера, извлекая информацию из различных источников; создает графики,
таблицы, диаграммы на основе сплошных текстов; составляет простой, сложный и
развернутый план по определенной теме; сравнивает, анализирует и оценивает содержание
текстов разных типов и стилей; соблюдает орфографические и грамматические нормы;
3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Русский язык и литература», 7 класс
Виды
речевой
деятельности
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый
тип заданий
Слушание Знание и
понимание
Применение
Навыки
высокого
порядка
Понимание устного сообщения
аудио-видео материалов МВО
Понимание лексического значения РО
слов
Понимание содержания
художественных произведений
Определение основной мысли
Прогнозирование содержания
текста
Говорение Разнообразие словарного запаса РО
Пересказ прослушанного,
прочитанного текста
Соблюдение речевых норм
Создание монологического
высказывания
Участие в диалоге
Оценивание устного высказывания
Чтение Понимание содержания текста МВО
КО
РО
Определение стилей и типов речи
Формулирование вопросов и
ответов
Владение разными видами чтения
Составление плана
Анализ художественных
произведений
Письмо Создание текстов разных жанров и
стилей речи
РО
Синтез прослушанного,
прочитанного и аудиовизуального
материала
Представление информации в
различных формах
Творческое письмо
Написание эссе
Соблюдение орфографических
норм
Соблюдение пунктуационных норм
Соблюдение
речевых
норм
Использование грамматических
форм
Использование синтаксических
конструкций
4
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут
Слушание – 10 минут
Чтение – 10 минут
Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно (2-3 минуты).
Количество баллов — 35
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 4 заданий, требующих развернутого и краткого ответов
Первое задание направлено на проверку слушания, второе – на чтение, третье – на письмо,
четвёртое- на говорение.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема Виды речевой
деятельности
Кол.
заданий
*

задания
*
Проверяемая цель Тип
задания
*
Описание
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Общий
балл
Путешествия и
достопримечат
ельности
Жара и холод:
страна и образ
жизни
Слушание 5 1 7.С1.Понимать сообщение
продолжительностью 3-5
минут, извлекая необходимую
информацию и/или определяя
последовательность событий
МВО
Отвечает на
вопросы c МВО,
показывает
понимание текста,
определяя
основную мысль.
10 5
Чтение 5 2 Ч1.Понимать главную и
второстепенную информацию
сплошных и несплошных
текстов, связывая информацию
с общеизвестными,
повседневными знаниями
Ч5. Составлять сложный план
РО
Понимает текст,
объясняет
выражение и
дописывает
заключение. Даёт
развёрнутый ответ
на вопрос, связывая
информацию с
общеизвестными,
повседневными
знаниями.
Составляет
сложный план
текста.
10 10
Письмо 1 3 П1.Создавать тексты
публицистического стиля
(репортаж о событии, заметка,
отзыв) и официально-делового
стиля (доверенность, заявление,
официальное поздравление,
деловое письмо)
РО
Пишет заметку в
публицистическом
стиле на основе
услышанного и
прочитанного,
используя
20 20
Использование
языковых
единиц
ИЯЕ 1.2.Выбирать и
использовать соответствующий
ситуации общения глагол
совершенного и
несовершенного вида в
условном, изъявительном и
повелительном наклонении
соответствующий
глагол
совершенного и
несовершенного
вида.
Говорение
1 4
7.Г3.Соблюдать
морфологические нормы
использования форм разных
частей речи
7.Г5.Участвовать в диалоге,
обмениваясь мнениями по
предложенной теме
РО
Поддерживает
диалог в рамках
изучаемых тем,
рассуждая,
выражая
собственное
мнение и оценивая
события.
Говоре-
ние
проверяется
отдельно (2-3
минуты).
10
ИТОГО: 12 4 40минут 35
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
8
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание
Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Транскрипт
Мавзолей Айша-Биби
Недалеко от современного Тараза — города с более чем двухтысячелетней историей
сохранилось множество шедевров средневековой архитектуры. Среди них есть памятник
особой исторической ценности, включённый ЮНЕСКО в список объектов всемирно-
исторического значения. Это мавзолей Айша-Биби. Он был сооружён в 12 столетии. Легенда
гласит, что его построил один из царей караханидов в качестве усыпальницы для любимой
безвременно погибшей невесты по имени Айша-Биби. Согласно преданию девушка погибла
от укуса коварной змеи, когда находилась на пути к возлюбленному.
Вся конструкция мавзолея выглядит необычайно лёгкой и изящной. Она включает капители
и колонны, изготовленные из терракотовых блоков. Это единственное на территории
Казахстана древнее сооружение, облицованное резными терракотовыми плитками. На
плитках имеется до 60 образцов различных геометрических и растительных орнаментов. Уже
более восьми столетий этот свидетель прошлого стоит вопреки всем ветрам и непогодам, как
доказательство непревзойдённого искусства древних мастеров.
1. Сколько лет городу Таразу?
А) 500 лет
В) 1000 лет
С) 2000 лет
D) 3000 лет
2. Какой памятник средневековой архитектуры внесен в список ЮНЕСКО?
А) город Тараз
В) мавзолей Айша-Биби.
С) усыпальница царя караханидов
D) растительные орнаменты
3. О ком гласит легенда?
А) об Айша-Биби
В) о коварной змее
С) о возлюбленном Айша-Биби
D) о древних мастерах
4. В каком веке был построен памятник Айша-Биби?
А) в 10 веке
В) в 5 веке
С) в 12 веке
D) в 6 веке
5. В чем историческая ценность памятника Айша-Биби?
А) является искусством древних мастеров
В) находится недалеко от Тараза
С) является усыпальницей Айша-Биби
D) имеются орнаменты на плитках
Схема выставления баллов
Слушание
№ вопроса Ответ Балл
1 С 1
2 В 1
3 А 1
4 С 1
5 А 1
Итого 5
Чтение
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. Это светили
осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными
грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались
загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не
замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней
еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных
вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.
Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом,
полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели
вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист,
клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо:
беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то
отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь
шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала
видна синяя даль сжатых полей.
1.Объясните выражение «Осень пришла врасплох».
________________________________________________________________________
2. Допишите заключение одним предложением.
________________________________________________________________________
3.Сформулируйте по прочитанному тексту 2 вопроса высокого порядка
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10
4.Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Какое время года нравится мне и почему? Приведите
три примера.
…. — ……
Во- первых,___________________________________________________________
Во- вторых,___________________________________________________________
В- третьих,____________________________________________________________
5.Составьте сложный план
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Схема выставления баллов
Чтение
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная
информация
для учителя
1 Осень пришла неожиданно. 1
2 Осень окончательно завладела землей. 1 Возможны
другие варианты
ответа.
3 Почему в саду свет казался странным?
Почему автор утверждает, что осень застала его
врасплох?
2 Возможны
другие варианты
ответа.
4 Осень — моё любимое время года
Во- первых, люди начинают собирать урожай
фруктов и овощей
Во- вторых, улетают птицы в тёплые края
В- третьих, мне нравятся краски осени.
3 Возможны
другие варианты
ответа.
5 I Странный свет
II. Началась осень
1. Пришла внезапно
2. Завладела землей
3. Забеспокоились птицы
III. Начался листопад
3 Возможны
другие варианты
ответа.
Всего баллов 10
Письмо и использование языковых единиц
Задание 3
Напишите заметку в детский журнал «Балдырган» на одну из предложенных тем.
1.«Почему надо охранять исторические памятники?»
2.«Влияет ли климат на организм человека?»
11
Схема выставления баллов
Письмо и использование языковых единиц
Балл Содержание и моделирование
письменной речи- 5б
Грамотность языка-5б
5 Понимает и раскрывает тему задания.
Выдерживает четкую структуру
жанра-заметки.
Использует обширный спектр
лексики для воздействия на читателя
Использует обширный словарный запас,
ярко выраженный стиль письма.
Показывает очень хороший уровень
соблюдения речевых норм языка
4 Достаточно излагает основное
содержание текста;
понимает структуру текста, выделяя
вступительную и заключительную
части текста.
Использует достаточный словарный
запас, хороший стиль письма.
Показывает хороший уровень
соблюдения речевых норм языка;
ошибки не препятствуют передаче
информации.
3 Показывает достаточное понимание
темы.
Выбирает подходящую структуру
жанра- заметки
Использует разнообразную лексику
для воздействия на читателя.
Использует недостаточный словарный
запас, стиль письма выдержан.
Показывает удовлетворительный уровень
соблюдения речевых норм языка;
ошибки заметны, но не препятствуют
передаче информации.
2 Недостаточно понимает и раскрывает
тему задания.
Использует приемлемую структуру
жанра — заметки
Использует незначительный спектр
лексики для воздействия на читателя
Использует малый словарный запас,
стиль письма.
Показывает слабый уровень соблюдения
речевых норм языка;
ошибки заметны, препятствуют передаче
информации.
1 Незначительно понимает и
раскрывает тему задания. Структура в
основном не соответствует заданию.
Есть попытки использования языка
для воздействия на читателя.
Малый спектр лексики и языковых
конструкций.
Использует незначительный словарный
запас, стиль письма нарушен.
Показывает очень слабый уровень
соблюдения речевых норм языка;
ошибки заметны, затрудняют понимание.
Говорение
[10]
Задание 4
Составьте диалог на одну из тем.
Устный ответ
Время для подготовки – 2 мин., время для выступления — 1-1,5 минуты
1. Какими качествами, по-вашему, должны обладать хорошие туристы? Назовите не менее
трёх качеств. В каких ситуациях эти качества из хороших «превращаются» в плохие?
Аргументируйте. Докажите, что хорошие люди – хорошие туристы.
2. У природы нет плохой погоды.
12
Схема выставления баллов
Говорение
Балл Раскрытие идеи (5 баллов) Грамотность речи (5 баллов)
5 Четко раскрывает и объясняет
сложные идеи и понятия.
Выражает мнение последовательно и
обоснованно.
Ясно обозначает проблематику и
авторскую позицию.
Широко использует эмоционально
окрашенную лексику, термины.
4 Достаточно раскрывает и объясняет
сложные идеи и понятия.
Выражает мнение обоснованно.
Хорошо обозначает проблематику и
авторскую позицию.
Достаточно хорошо использует
эмоционально окрашенную лексику,
термины
3 Недостаточно раскрывает и объясняет
сложные идеи и понятия.
Сбивчиво выражает мнение.
Обозначает проблематику и авторскую
позицию.
Недостаточно использует эмоционально
окрашенную лексику, термины.
В целом, ошибки не затрудняют
понимания.
2 Незначительно раскрывает и
объясняет сложные идеи и понятия.
Выражает мнение нечетко.
Нечетко обозначает проблематику и
авторскую позицию.
Незначительно использует эмоционально
окрашенную лексику, термины
Допускает очевидные ошибки даже при
использовании простого языка.
Ошибки несколько затрудняют
понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не
объяснены или не раскрыты.
Дает только основную информацию.
Чаще всего информация неуместна.
Не использует эмоционально
окрашенную лексику, термины.
Часто допускает ошибки.
Неточности затрудняют понимание.
13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Слушание – 10 минут
Чтение – 10 минут
Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно (2-3 минуты).
Количество баллов — 35
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 4 заданий, требующих развернутого и краткого ответов.
Первое задание направлено на проверку слушания , второе – на чтение, третье – на письмо,
четвёртое- на говорение.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема Виды
речевой
деятельности
Кол.
заданий
*

задания
*
Проверяемая цель Тип
задания
*
Описание задания* Время на
выполнение,
мин*
Общий
балл
Культура:
характер и
личность.
Здоровый
образ жизни:
спорт и еда.
Слушание 5 1 С1.Понимать сообщение
продолжительностью 3-5
минут, извлекая
необходимую информацию
и/или определяя
последовательность событий.
С3.Понимать содержание
небольших прозаических и
поэтических произведений/
фрагментов, определяя
сюжетную линию или
настроение стихотворения
МВО
КО
РО
Понимает
содержание
небольших
поэтических
фрагментов,
определяя его
основную мысль.
Отвечает на 3
вопроса с МВО и на
2 вопроса
развёрнутого типа
на размышление.
10 7
Чтение 6 2 Ч2.Определять
стилистические особенности
текстов публицистического
стиля (репортаж о событии,
заметка, отзыв), официально-
делового стиля
(доверенность, заявление,
договор, официальное
поздравление, деловое
письмо); определять
принадлежность текста к
типу рассуждение на основе
характерных признаков
Ч4.Использовать виды
чтения, включая поисковое
МВО
РО
Определяет
стилистические
особенности
текста,отвечает на 4
вопроса с МВО и 2
вопроса
развёрнутого
характера, находя
аргумент из текста.
Использует вид
поискового чтения
для ответа на
вопросы.
10 8
Письмо
Использовани
е языковых
единиц
2 3 П2.Излагать сжато
содержание текста на основе
прослушанного,
прочитанного и/или
аудиовизуального материала
РО
Пишет сжатое
изложение по
предложенному
отрывку, используя
глаголы
20 20
совершенного и
несовершенного
вида в условном,
изъявительном и
повелительном
наклонении и
простые
осложнённые
вводными
конструкциями,
однородными
членами
предложения.
П6.Правильно писать
гласные и согласные в
разных частях слова, слова
через дефис
7.ИЯЕ 1.2.Выбирать и
использовать
соответствующий ситуации
общения глагол
совершенного и
несовершенного вида в
условном, изъявительном и
повелительном наклонении
ИЯЕ 2.1.Использовать
простые осложнённые
вводными конструкциями,
однородными членами
предложения
Говорение 1 4 7.Г2.Пересказывать
содержание, используя
различные приемы сжатия
текста
Г4.Создавать
аргументированное
высказывание (рассуждение с
элементами описания и/или
повествования) на основе
личных впечатлений и
наблюдений
РО
Выбирает один из
данных ниже
текстов и
пересказывает его,
используя ключевые
слова и выражения.
Строит
высказывание,
выявляя
проблематику и
авторскую позицию.
Говоре-
ние
проверяется
отдельно (2-3
минуты).
10
ИТОГО: 14 4 40 минут 35
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
16
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание
Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
Ссылка на источник www.staroeradio.ru/audio/23069

Транскрипт1
Николай Заболоцкий
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1. В чем видит автор истинную красоту человеческого лица?
А) в духовном богатстве
В) в материальном богатстве
С) в окружающем мире
D) в замкнутом пространстве
2. Во второй части стихотворения поэт описывает выражения:
А) неприятных лиц
В) лица любимых и близких
С) детские лица
D)лица стариков
3. Какое настроение вызывает стихотворение?
А) грусть, печаль
В) радость, любовь
С) ненависть, любовь
D) смех, веселье
4. Объясните значение слова неказистый.
_________________________________________________________
5.Определите основную мысль стихотворения
_________________________________________________________
Схема выставления баллов
Слушание и говорение

вопроса
Ответ Балл Дополнительная
информация для
учителя
1 А 1
2 В 1
3 С 1
4 Некрасивый, невзрачный 2 Возможны другие
варианты ответов
5 Душевная красота каждого человека всегда
непременно отражается на лице
2 Возможны другие
варианты ответов
Итого 7
Чтение
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Что значит здоровый образ жизни
Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести активный, а не
пассивный образ жизни. Одним из способов укрепления здоровья является физкультура.
Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Но не для всех еще
они стали постоянными спутниками жизни. Систематическое и рациональное использование
средств физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению общей
работоспособности, приспособляемости организма человека к воздействию неблагоприятных
факторов внешней среды.
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда,
которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш
организм должен получать как можно больше витаминов и других необходимых веществ.
При правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных
дел.
Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение,
алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни». Человек,
который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных
привычек. Люди должны заботиться об окружающей среде, о природе, потому что они
являются частью ее. Все неблагоприятные условия влияют на самого человека.
Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми,
то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого.
18
Задания к тексту.
1. О чем говорится в тексте?
А) о духовном и физическом здоровье
В) о правильном питании
С) о вредных привычках
D)об окружающей среде
2. Определите количество микротем в тексте.
А) 5
В) 4
С) 6
D) 8
3. Определите стиль текста.
А) официально-деловой
В) публицистический
С) художественный
D) научный
4. Определите тип текста.
А) повествование
В) описание
С) рассуждение
D) повествование с элементами рассуждения
5. Найдите предложение, в котором содержится аргумент в пользу физической культуры.
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Объясните значение слов «несовместимы», «благотворную».
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Чтение
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная
информация для
учителя
1234
АВВС
1111
5 Систематическое и рациональное
использование средств физической
культуры способствует укреплению
здоровья, повышению общей
работоспособности, приспособляемости
организма человека к воздействию
неблагоприятных факторов внешней
среды.
2 Возможны другие
варианты ответов
6 несовместимы–взаимоисключаемы, не
совпадают;
2 Возможны другие
варианты ответов
19
благотворную-оказывать хорошее
воздействие, приносящий благо, пользу
Итого 8
Письмо и использование языковых единиц
Задание 3
Прочитайте отрывок из рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник»
Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел
по дороге,— ногу волочит, а сам все на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он
узнал. Прямиком идти верст восемь. Только б ы д о л есу д ойти п режде, ч ем м есяц с овсем
выйдет. Перешел он речку,— побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам
поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины все
светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, все к нему приближается.
Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и
направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор,— бело,
светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло
все. Только слышно — внизу речка журчит.
Дошел до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.
Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки
избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге. Прошел с версту, выбился из сил, — ноги
ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться,
пока сила есть».
1.Напишите сжатое изложение.
2.Заполните «дорожную карту» побега Жилина, используя соответствующие глаголы из
текста.
Жилин ___________ по дороге, затем ____________ речку, ________ лощиной, стал
___________ к лесу, ___________ до лесу, потом опять __________ по дороге.
Схемы выставления баллов
Письмо и использование языковых единиц
Балл Содержание и моделирование
письменной речи- 5б
Грамотность языка-5б
5 Ясно и последовательно излагает
основное содержание текста;
Правильно структурирует текст,
четко выделяя вступительную и
заключительную части текста.
Использует обширный словарный запас,
ярко выраженный стиль письма.
Соблюдает речевые нормы языка.
4 Достаточно ясно излагает основное
содержание текста;понимает
структуру текста, выделяя
вступительную и заключительную
части текста.
Использует достаточный словарный запас,
хороший стиль письма. Соблюдает
речевые нормы языка.
Ошибки не препятствуют передаче
информации.
3 Недостаточно излагает основное Использует недостаточный словарный
20
содержание текста;понимает
структуру текста не полностью..
запас, хороший стиль письма.
Показывает удовлетворительный уровень
соблюдения речевых норм языка;
ошибки заметны, но не препятствуют
передаче информации.
2 Незначительно излагает основное
содержание текста;
показывает малое понимание
структуры текста, беспорядочно
выделяя части текста.
Использует незначительный словарный
запас, стиль письма выдержан.
Показывает слабый уровень соблюдения
речевых норм языка;
ошибки заметны, препятствуют передаче
информации.
1 Неполно, излагает основное
содержание текста;
расплывчато выделяет
части текста.
Использует малый словарный запас, стиль
письма нарушен.
Показывает очень слабый уровень
соблюдения речевых норм языка;
ошибки заметны, затрудняют понимание.
Говорение
Задание 4
Выберите один из данных ниже текстов и перескажите прочитанный текст, используя
ключевые слова и выражения. Постройте аргументированное высказывание на основе
личных впечатлений и наблюдений, выявляя проблему и авторскую позицию.
Время на подготовку пересказа: 5 мин.
Время для пересказа: 2 мин.
(По В. Белову)
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено,
переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу
его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже
моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего
не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему. Надо
быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. В общем, не надо глядеть на
родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо. Но однажды я комкаю в кулаке свою
писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. Как во сне подхожу к нашей берёзе.
Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи
бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы.
Вершина стала выше трубы. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая.
Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала
ты тогда была. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли
через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили,
вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие,
бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу
под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома. Надо быть
современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.
(по Г. Белову)
21
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских
чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса,
сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? —строго спросил отец.
– Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю… Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на
нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане.
Впрочем, может, всё-таки не она виновата? —испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из
дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл,
наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен… Тогда я
был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать
родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И
всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор…
(по Г. Андрееву).
Раскрытие идеи (5 баллов) Грамотность речи (5 баллов)
5 Глубоко раскрывает и объясняет сложные
идеи и понятия.
Точно обозначает проблематику и авторскую
позицию.
Хорошо оценивает соответствующую
информацию.
Точно и последовательно
пересказывает основное содержание
текста.
Показывает высокий уровень
соблюдения речевых норм и приемов
сжатия текста.
4 Достаточно точно раскрывает и объясняет
сложные идеи и концепты.
Хорошо обозначает проблематику и
авторскую позицию.
В целом, соответствующим образом
анализирует и оценивает соответствующую
информацию.
Достаточно хорошо пересказывает
основное содержание текста.
Соблюдает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
3 Недостаточно раскрывает задание.
Старается обозначить проблематику и
авторскую позицию.
Выражает мнение с некоторым
обоснованием.
Анализирует и оценивает соответствующую
информацию удовлетворительно
Недостаточно пересказывает
основное содержание текста.
Показывает низкий уровень
соблюдения речевых норм и приемов
сжатия текста.
2 Незначительно объясняет простые идеи; мало
раскрыта идея.
Выражает мнение с небольшим количеством
обоснования или без него.
Пытается анализировать и оценивать
соответствующую информацию, но не всегда
удачно.
Частично пересказывает содержание
текста.
Допускает очевидные ошибки даже
при использовании простого языка.
Ошибки несколько затрудняют
понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не
объяснены или не раскрыты.
Дает только основную информацию.
Чаще всего информация неуместна.
Часто допускает ошибки.
Неточности затрудняют понимание.
22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 40 минут
Слушание – 10 минут
Чтение – 10 минут
Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно (2-3 минуты).
Количество баллов -35
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 4 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое
задание направлено на проверку слушания , второе – на чтение, третье – на письмо, четвёртое
– на говорение
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Виды речевой
деятельности
Кол.
зада-
ний*

задания
*
Проверяемая цель Тип
задания*
Описание задания* Время на
выполне-
ние, мин*
Общий
балл
Традиции
празднования
Нового года,
Наурыза и
Рождества.
Хобби и
свободное
время.
Музыка в
нашей жизни.
Слушание 5 1 7.С1.Понимать сообщение
продолжительностью 3-5
минут, извлекая
необходимую информацию
и/или определяя
последовательность событий
С5. прогнозировать
содержание по заголовку или
началу текста
РО
МВО
Предполагает
возможное начало и
отвечает на вопросы с
МВО. 10 5
Чтение 4 2 Ч7.Извлекать необходимую
информацию, сопоставляя и
определяя противоречивую
информацию
РО
Определяет основную
мысль текстов,
объясняет
выражение,формули-
рует противоречивую
информацию текста. 10 10
Ч8.Сравнивать содержание
текстов, цель и целевую
аудиторию
Сравнивает
содержание текстов и
определяет цель и
целевую аудиторию.
Письмо
Использование
языковых
единиц
1 3 П5.Писать эссе (объем 100-
120 слов) на основе цитат,
пословиц, поговорок,
крылатых выражений,
соблюдая особенности текста
рассуждения, рассуждения с
элементами повествования/
описания
РО
Пишет эссе, выбрав
одно из приведённых
высказываний
Использует составные
числительные.
20 10
ИЯЕ 1.3.Использовать
составные числительные в
соответствующих формах
Говорение 1 4 Г4.Создавать
аргументированное
высказывание (рассуждение
с элементами описания и/или
повествования) на основе
личных впечатлений и
наблюдений
Г6.Оценивать высказывание
(монолог/диалог),
основанное на личных
впечатлениях/ наблюдениях
РО Создаёт устное
высказывание на
основе личных
впечатлений
Даёт оценку
высказыванию.
Говоре
-ние
проверяется
отдельно (2-
3 минуты).
10
ИТОГО: 11 4 40 35
Примечание: *-разделы, в которые можно вносить изменения
25
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание
Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Ссылка на источник http://www.gotur.kz/blogs/45-traditsii-i-obychai-kazakhov.html
Национальная черта казахского народа
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.
Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность
национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует
неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит — встречай гостя как
посланника Бога.
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все
времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник,
отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Задания к тексту.
1.Прочитайте заголовок, сформулируйте возможное начало текста
______________________________________________________________________
2. Что означает слово чтит?
А) читает
В) соблюдает
С) рассказывает
D) угощает
3. Какое слово соответствует данному определению «универсальная традиция повседневно-
бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте».
А) вежливость
В) доброжелательность
С) гостеприимство
D) благосклонность
4. Определите информацию, которая не соответствует тексту?
А) Казахский народ свято чтит традиции предков.
В) Основной традицией казахов — гостеприимство.
С) Почитают старших с маленьких лет.
D) Гостеприимство — священная обязанность.
5. Определите тему текста
А) о традициях казахского народа
В) о гостеприимстве казахского народа
С) о предках казахов
D) о путниках
Схема выставления баллов
Слушание
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная
информация для
учителя
1 Национальной чертой казахского народа
является гостеприимство.
/Гостеприимство является характерной
чертой казахского народа.
1 Возможны и другие
варианты ответов
2 В) соблюдает 1
3 С) гостеприимство 1
4 С) Почтительное отношение к старшему
поколению прививается малышу еще с
пеленок.
1
5 В) о гостеприимстве казахского
народа
1
Итого 5
Чтение
Задание 2.
Прочитайте тексты и выполните задания, следующие за текстом.
У каждого из нас есть свое хобби – увлечение, которому мы посвящаем свое
свободное время. Будь то рисование, чтение литературы или коллекционирование различных
предметов. Хобби помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром
природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
В мире существует множество всевозможных увлечений, которые никак не назовешь
простыми и обычными. Увлечения некоторых людей сделали их знаменитыми.
Кари Хансер – совсем непримечательная жительница Норвегии собирает мусор! Но
заметьте собирает то, что выбрасывают на берег морские волны. Этим совсем необычным
хобби Кари занимается уже более 20 лет, а однажды ей посчастливилось найти бронзовое
украшение, которому, как полагают ученые, около 2500 лет.
Коллекционер
Хобби — это своеобразный способ отдохнуть от работы и заняться тем, что нравится,
а не тем, что приносит деньги. Иногда страстное увлечение перерастает в дело всей жизни и
начинает приносить доход. Особенно часто это происходит с теми людьми, чьи хобби очень
необычны, креативны и зрелищны.
Немецкий фотограф Хайнц Майер начал заниматься фотографией в конце 2010 года, и
сразу же удивил мир своими превосходными фотографиями капель. Примеры его
макросъемки поражают и вдохновляют. Хайнц Майер фотографирует не только капли, его
интересуют животные и растения, но именно снимки падающих капель сделали его
знаменитым.
Задания к тексту.
1. Запишите предложение, передающее основную мысль текста №1
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
27
2. Объясните, что означает выражение «скрасить трудные минуты жизни»?
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[2]
3.Сформулируйте противоречивую информацию текста №2
________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
4.Сравните содержание текстов, цель и целевую аудиторию. Приведите два аргумента из
текста.__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Схема выставления баллов
Чтение

вопроса
Ответ Балл Дополнительная
информация
для учителя
1 Хобби помогает скрасить трудные минуты жизни,
сближает человека с миром природы, науки,
искусства, с миром людей, помогает найти смысл
жизни
2 Возможны
другие варианты
ответов
2 Ободрить в трудные минуты. / Сделать жизнь более
приятным, когда тяжело.
2 Возможны
другие варианты
ответов
3. Хобби — способ отдохнуть от работы. Заниматься
тем, что нравится, а не тем, что приносит деньги.
Хобби перерастает в работу и начинает приносить
доход
3 Возможны
другие варианты
ответов
4. Сравните содержание текстов, цель и целевую
аудиторию. Аргументируйте свой ответ примерами
из текста
Содержание
Текст №1 общее Текст №2
В 1 тексте говорится
о значении хобби, о
том, что увлечения
некоторых людей
сделали их,
знаменитыми, о
необычном хобби
Карри Хансер
Необычные
увлечения
Во 2 тексте – о
немецком фотографе
Хайнц Майер, который
удивил мир своими
превосходными
фотографиями капель
Цель
Увлечения
некоторых людей
сделали их
знаменитыми
информативная Креативные и
зрелищные увлечения
могут приносить доход
Целевая аудитория
Широкий круг
читателей,
люди, которые
хотят выбрать
себе хобби
3
Итого 10 баллов
28
Письмо
Задание 3
Напишите эссе, выбрав одно из приведённых высказываний. Объем 100-120 слов.
Используйте в эссе составные числительные, простые предложения, осложнённые вводными
конструкциями, сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка.
Традиции празднования Нового года, Наурыза и Рождества
1. Моё отношение к обычаям и традициям своего народа.
2. Традиции моей семьи.
Хобби и свободное время
1. Хобби делает нашу жизнь интереснее, увлекательнее, полнее.
2. Хобби знаменитых людей.
Схема выставления баллов
Письмо и использование языковых единиц
Балл Содержание и моделирование
письменной речи- 5б
Грамотность языка-5б
5 Достаточно понимает тему.
Выдерживает четкую структуру
типа — рассуждение
Использует обширный спектр
лексики для воздействия на
читателя.
Использует обширный словарный запас,
показывает выраженный стиль письма.
Верно расставляет знаки препинания в
простых предложениях, осложнённых
вводными конструкциями, однородными
членами предложения.
Соблюдает речевые нормы языка.
4 Показывает достаточное понимание
темы.
Выбирает подходящую структуру
типа- рассуждение
Использует разнообразную лексику
для воздействия на читателя.
Употребляет достаточный словарный запас,
хороший стиль письма.
Использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения.
Достаточно хороший уровень соблюдения
речевых норм языка;
ошибки не препятствуют передаче
информации.
3 Показывает недостаточное
понимание темы.
Использует приемлемую структуру
типа- рассуждение.
Использует слабый спектр лексики
для воздействия на читателя.
Использует недостаточный словарный
запас, хороший стиль письма.
Мало использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения
Показывает слабый уровень соблюдения
речевых норм языка; ошибки заметны, но не
препятствуют передаче информации.
2 Показывает незначительное
понимание темы.
Структура в основном не
соответствует заданию. Слабый
спектр лексики и языковых
конструкций
Использует незначительный словарный
запас.
Показывает низкий уровень умений при
использовании простых предложений,
осложнённых вводными конструкциями,
однородными членами предложения
нарушает речевые нормы языка ;ошибки
заметны, препятствуют передаче
информации.
1 Слабо излагает основное
содержание текста; расплывчато
выделяет части текста.
Использует малый словарный запас, стиль
письма не выдержан.
Не использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения.
Не соблюдает речевые нормы языка;
ошибки заметны, затрудняют понимание.
Говорение
Задание 4
Подготовьте устное высказывание (монолог)на основе личных впечатлений и наблюдений на
одну из предложенных тем.
Время на подготовку — 2 минуты. Время для выступления — 1 минута
1. «Каждый народ гордится своими традициями» (Геродот).
2. Крепок тот народ, который помнит и чтит свои национальные традиции, культуру,
обычаи и язык.
3. Время не любит, когда его тратят впустую (Генри Форд).
4. Экстремальные хобби опасны.
Схема выставления баллов
Говорение
Раскрытие идеи (5 баллов) Грамотность речи (5 баллов)
5 Глубоко раскрывает и объясняет сложные
идеи и понятия.
Результативно оценивает
соответствующую информацию.
Точно и последовательно
пересказывает основное содержание
текста.
Соблюдает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
4 Достаточно точно раскрывает и
объясняет сложные идеи и концепты.
В целом, соответствующим образом
анализирует и оценивает информацию.
Достаточно хорошо пересказывает
основное содержание текста.
Соблюдает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
3 Недостаточно раскрывает и объясняет
сложные идеи и концепты.
Выражает мнение с некоторым
обоснованием.
Анализирует и оценивает
соответствующую информацию не
полностью.
Недостаточно пересказывает основное
содержание текста.
Нарушает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
2 Незначительно раскрывает простые
идеи.
Выражает мнение с небольшим
количеством обоснования или без него.
Пытается анализировать и оценивать
соответствующую информацию, но не
всегда успешно.
Частично пересказывает содержание
текста.
Допускает очевидные ошибки даже при
использовании простого языка. Ошибки
несколько затрудняют понимание.
30
1 Выражает очень мало идей; идеи не
объяснены или не раскрыты.
Дает только основную информацию.
Чаще всего информация неуместна.
Часто допускает ошибки.
Ошибки затрудняют понимание.
31
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность – 40 минут
Слушание – 10 минут
Чтение – 10 минут
Письмо – 20 минут
Говорение проверяется отдельно (2-3 минуты).
Количество баллов — 35
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 4 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое
задание направлено на проверку слушания , второе – на чтение , третье – на письмо,
четвёртое – на говорение.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема Виды речевой
деятельности
Кол.
заданий
*

задания*
Проверяемая цель Тип
задания*
Описание
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Общий
балл
День победы:
почему мы
должны
помнить.
Молодежная
культура:
Интернет и
социальные
сети.
Слушание 3 1 С4.Определять основную
мысль текста, опираясь на
содержание текста.
С2.Понимать значение слов
учебно-образовательной
тематики
МВО
Понимает
сообщение,
определяя идею
текста.
Объясняет
значение
выражений.
10 5
Чтение 5 2 Ч1.Понимать главную и
второстепенную
информацию сплошных и
несплошных текстов,
связывая информацию с
общеизвестными,
повседневны-ми знаниями
Ч6.Анализировать
содержание
художественных
произведений
(поэтических,
прозаических), определяя
жанровые особенности и
художественно-
изобразительные средства
РО
Понимает главную
и второстепенную
информацию,
определяя
основную мысль
текстов, делит
текст на
микротемы.
Понимает
содержание текста,
определяя жанр и
языковые средства
языка.
10 10
Письмо 1 3 П5.Писать эссе (объем 100-
120 слов) на основе цитат,
пословиц, поговорок,
крылатых выражений,
соблюдая особенности
текста рассуждения,
рассуждения с элементами
повествования/ описания
РО
Пишет эссе
используя цитаты,
пословицы и
поговорки. 20 10
Использование
языковых
единиц
ИЯЕ 2.1.Использовать
простые осложнённые
вводными конструкциями,
однородными членами
предложения.
ИЯЕ 2.2.Использовать
сложные предложения,
выражающие условные,
уступительные,
сравнительные,
сопоставительные
отношения
Использует
простые
осложнённые
вводными
конструкциями,
однородными
членами
предложения,
сложные
предложения,
выражающие
сопоставитель
ные отношения.
Говорение 1 4 Г5.Участвовать в диалоге,
обмениваясь мнениями по
предложенной теме
Г6.Оценивать
высказывание
(монолог/диалог),
основанное на личных
впечатлениях/
наблюдениях
КО
Задает вопросы и
отвечает на них,
обмениваясь
мнением.
Дает оценку
высказыванию,
основываясь на
личные
впечатления.
Говоре-
ние
проверяется
отдельно (2-3
минуты).
10
ИТОГО: 10 4 40 35
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
34
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание
Задание 1
Ознакомьтесь с заданиями теста. Прослушайте текст один раз и ответьте на вопросы.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого человека. Теперь люди не могут
прожить и дня без проверки почты и посещения любимых сайтов. Интернет — это не только
помощник в повседневной работе, Интернет — это иной мир, в котором есть свои почтовые
ящики, библиотеки, фотогалереи, игры, магазины. С помощью Интернета люди могут
путешествовать по разным городам, посещать туристические места, общаться с людьми.
Но если все время проводить в Интернете, могут возникнуть большие проблемы.
Люди теряют связь с реальным миром, попадают в полную зависимость от Интернета
Задания к тексту.
1.Как вы понимаете выражение: попадают в полную зависимость от Интернета?
А) общаются с другими с помощью социальных сетей
В) не могут прожить и дня без Интернета
С) с помощью Интернета люди могут путешествовать
D) посещать любимые сайты, чаты, блоги
2. Найдите информацию, соответствующую прослушанному тексту
А) Каждый второй подросток зависим от компьютера
В) Люди теряют связь с реальным миром.
С) Онлайн-игры влияют на развитие детей.
D) Избавиться от интернет-зависимости нетрудно.
3. Определите идею текста
А) Интернет может привести к зависимости
В) С помощью Интернета можно путешествовать
С) Интернет – незаменимый помощник.
D) Онлайн библиотеки помогают развиваться
Схема выставления баллов
Слушание
№ вопроса Ключи ответов Балл
1 В) Не могут прожить и дня без Интернета 1
2 В) Люди теряют связь с реальным миром. 1
3 А) ) Интернет может привести к
зависимости
1
Итого 3
35
Чтение
Задание 2.
Прочитайте отрывок из рассказа «Победа будет за нами!» С. П. Алексеева и выполните
задания.
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры,
словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей
либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война.
Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков
и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие
битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу
героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.
Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков
грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и
на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна)
делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили:
«Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии
погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских
войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до
границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела
весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим
великим праздником — Днём Победы.
Задания к тексту.
1. Найдите предложение, передающее основную мысль текста
________________________________________________________________________________
2. Поясните главную мысль текста своими словами. Приведите один аргумент из
текста.____________________________________________________________________
3.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их (простой план)
4. Определите жанр текста. Укажите его признаки.
5. Выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (2-3)
Схема выставления баллов
Чтение

вопроса
Ключи ответов Балл Приемчание
1 Нелёгким был путь к победе 2
2 Победа досталась нелегкой ценой…
Путь к победе был тяжелым и долгим…
2 Возможны и другие
варианты ответов
3 1.Фашисты напали словно разбойники.
2. Отважно сражались советские люди
3. Погнали захватчиков с родной земли.
4. Наступил самый долгожданный день
2 Возможны и другие
варианты ответов
4 Жанр – рассказ.
Небольшой объем
Повествование ведется от одного лица
3 Возможны и другие
варианты ответов
36
Название отражает идею произведения
5 Напали словно воры, словно разбойники –
сравнение
Великая Отечественная война, великие
битвы, страшной блокаде, грозные партизаны
– эпитеты.
3
0 12баллов
Письмо — [10 баллов]
Задание 3
Напишите эссе, выбрав одно из приведённых высказываний. Объем 100-120 слов.
Используйте в эссе простые предложения, осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения. Пишите в соответствии с нормами языка.
День Победы: почему мы должны помнить
1. Весна 45-го принесла победу, победа принесла весну.
2. Помните! Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Молодежная культура: Интернет и социальные сети
1. Время не любит, когда его тратят впустую.
Генри Форд
2. Интернет: абсолютная коммуникация, абсолютная изоляция.
Поль Карвель
Письмо и использование языковых единиц
Схема выставления баллов
Балл Содержание и моделирование
письменной речи- 5б
Грамотность языка-5б
5 Глубоко понимает тему.
Выдерживает четкую структуру типа
— рассуждение
Использует обширный спектр
лексики для воздействия на читателя.
Использует обширный словарный запас,
ярко выраженный стиль письма.
Использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения.
Соблюдает речевые нормы языка.
4 Достаточно понимает тему.
Выбирает подходящую структуру
типа- рассуждение
Использует разнообразную лексику
для воздействия на читателя.
Использует достаточный словарный запас,
хороший стиль письма.
Использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения
Достаточно хороший уровень соблюдения
речевых норм языка; ошибки не
препятствуют передаче информации.
37
3 Представляет недостаточное
понимание темы.
Использует приемлемую структуру
типа- рассуждение.
Использует малый спектр лексики
для воздействия на читателя.
Использует недостаточный словарный
запас, хороший стиль письма.
Мало использует простых предложений,
осложнённых вводными конструкциями,
однородными членами предложения
Нарушает речевые нормы языка; ошибки
заметны, но не препятствуют передаче
информации.
2 Представляет незначительное
понимание темы.
Структура в основном не
соответствует заданию.
Слабое использование языка для
воздействия на читателя.
Узкий спектр лексики и языковых
конструкций.
Использует незначительный словарный
запас.
Не использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения
Слабый уровень соблюдения речевых
норм языка; ошибки заметны,
препятствуют передаче информации.
1 Мало излагает основное содержание
текста. Расплывчато выделяет части
текста.
Использует слабый словарный запас. Не
использует простые предложения,
осложнённые вводными конструкциями,
однородными членами предложения.
Не соблюдает речевые нормы языка;
ошибки заметны, затрудняют понимание.
Говорение [10]
Задание 4
Подготовьте устное высказывание (монолог)на основе личных впечатлений и наблюдений на
одну из предложенных тем.
1. Герои Великой Отечественной войны нашей области.
2. Вред и польза интернета.
Время на подготовку — 2 минуты. Время для выступления — 1 – минута
Оцените высказывание (монолог) одноклассника по следующему плану:
1. Раскрытие темы и идеи
2. Аргументация
3. Грамотность речи
38
Схема выставления баллов
Говорение
Раскрытие идеи (5 баллов) Грамотность речи (5 баллов)
5 Глубоко раскрывает и объясняет
сложные идеи и понятия.
Анализирует и оценивает высказывание
одноклассника по предложенному плану
Точно и последовательно пересказывает
основное содержание текста.
Соблюдает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
4 Достаточно раскрывает и объясняет
сложные идеи и концепты.
В целом, соответствующим образом
анализирует и оценивает высказывание
одноклассника по предложенному
плану.
Достаточно хорошо пересказывает
основное содержание текста и
Соблюдает речевые нормы и приемы
сжатия текста.
3 Недостаточно раскрывает и объясняет
сложные идеи и понятия.
Выражает мнение с некоторым
обоснованием.
Анализирует и оценивает монолог
одноклассника слабо.
Недостаточно пересказывает основное
содержание текста и нарушает речевые
нормы и приемы сжатия текста.
2 Незначительно объясняет простые идеи.
Выражает мнение с небольшим
количеством обоснования или без него.
Пытается анализировать и оценивать
монолог одноклассника.
Частично пересказывает содержание
текста.
Допускает очевидные ошибки даже при
использовании простого языка.
Неточности несколько затрудняют
понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не
объяснены или не раскрыты.
Дает только основную информацию.
Чаще всего информация неуместна.
Часто допускает ошибки.
Неточности затрудняют понимание.
39
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат
60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.4,2. Тираж 19 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь