ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР и СОЧ Химия 10 класс. Сборник заданий формативного оценивания по предмету...

СОР и СОЧ Химия 10 класс. Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Химия» 10 класс

6770
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Химия»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан, 2019

 

 ПЕРЕЙТИ ПО ССЫЛКЕ, СКАЧАТЬ 

 

Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации
и проведении формативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся в 10
классах. Сборник подготовлен на основе учебной программы и учебного плана.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые
помогут учителю предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по
достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания.
Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить
изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей средней школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения
со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть……………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел 10.1A Строение атома…………………………………………………………………………………….. 4
Раздел 10.1B Периодичность изменения свойств элементов и их соединений ……………… 7
Раздел 10.1C Химическая связь ………………………………………………………………………………… 11
Раздел 10.1D Стехиометрия ……………………………………………………………………………………… 14
2 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 18
Раздел 10.2А Введение в термодинамику………………………………………………………………….. 18
Раздел 10.2В Кинетика……………………………………………………………………………………………… 22
Раздел 10.2С Химическое равновесие……………………………………………………………………….. 26
3 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 30
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции………………………………………….. 30
Раздел 10.3BАналитические методы…………………………………………………………………………. 34
Раздел 10.3C Элементы 17 группы……………………………………………………………………………. 36
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы ………………………………………………………………………… 40
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию…………………………………………………………. 44
4 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 48
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды……………………………………………………………….. 48
Раздел 10.4В Галогеноалканы…………………………………………………………………………………… 52
Раздел 10.4С Спирты………………………………………………………………………………………………… 56
4
1 четверть
Раздел 10.1A Строение атома. Атом – сложная частица
Цель обучения 10.1.2.1 Объяснять физический смысл понятий «нуклиды»
и «нуклоны»
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает термины «нуклиды» и «нуклоны»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Используя периодическую таблицу, заполните пустые ячейки:
Элемент Нуклид Атомный
номер
Массово
е число
Число
протоно
в
Число
нейтрон
ов
Число
электроно
в
Число
нуклоно
в
Натрий 11 23 12 11
Магний 24 12
Магний 12 12 25
Хлор 17 17 18
Хлор 17 37
Железо 30 26 56
Медь 63 29
Медь 29 29 65
2. Напишите определение термина нуклиды.
3. Атомы содержат электроны, нейтроны и протоны. Нуклоны – это …..
А количество нейтронов в ядре атома
В число протонов в ядре атома
С общее число нейтронов и протонов в ядре атома
D общее число частиц в атоме
Дескриптор Обучающийся
 заполняет пустые ячейки;
 записывает определение термина нуклиды;
 выбирает определение нуклонов.
5
Раздел 10.1A Строение атома. Решение задач на тему:
«Вычисление средней относительной атомной
массы»
Цель обучения 10.1.2.2 Вычислять среднюю относительную атомную
массу смеси природных изотопов элемента
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет среднюю относительную атомную массу
стронция по данным распространённости природных
изотопов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Стронций содержит четыре изотопа с массами 84 (рапространенность 0.50%), 86
(рапространенность 9.9%), 87 (рапространенность 7.0%), и 88 (рапространенность
82.6%). Рассчитайте среднюю относительную атомую массу стронция.
2. Напишите определение термина изотопы.
Дескриптор Обучающийся
 записывает формулу для расчета средней атомной массы
по данным распространенности природных изотопов;
 рассчитывает среднюю относительную атомую массу
стронция;
 записывает определение термина изотопы.
6
Раздел 10.1A Строение атома. Радиоактивность
Цель обучения 10.1.2.5 Составлять уравнения ядерных реакций
10.1.2.3 Объяснять природу радиоактивности и применение
радиоактивных изотопов
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения ядерных реакций
 Описывает области применения радиоактивных
изотопов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:
1
2
3
4
1
2
3
4
2. Назовите области применения радиоактивных изотопов.
Дескриптор Обучающийся
 определяет недостающие обозначения в ядерных реакциях;
 перечисляет области применения радиоактивных изотопов.
7
Раздел 10.1B Периодичность изменения свойств элементов и их соединений
Цель обучения 10.2.1.1 Описывать закономерности изменения свойств
атомов химических элементов: радиуса, энергии
ионизации, сродства к электрону,
электроотрицательности и степени окисления
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает закономерности изменения свойств
химических элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В приведенной ниже таблице показаны элементы третьего периода периодической
системы, количество электронов на их внешнем энергетическом уровне, степени их
окисления в их общих соединениях и температуры плавления:
(a) Опишите и объясните изменение степени окисления элементов в периоде слева
направо.
(b) Три элемента, Na, Mg и Al, являются металлами.
Назовите элемент с наиболее выраженными металлическими свойствами.
Объясните свой выбор.
(с) Кремний имеет сходную структуру с алмазом.
Объясните, почему в этом периоде кремний имеет самую высокую температуру
плавления
Дескриптор Обучающийся
 описывает изменение степени окисления элементов;
 объясняет изменение степени окисления;
 называет химический элемент;
 объясняет свой выбор;
 объясняет высокую температуру плавления кремния.
8
Раздел 10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их
соединений
Цель обучения 10.2.1.2 Объяснять закономерности изменений кислотно —
основных свойств оксидов, гидроксидов и
водородных соединений химических элементов по
периодам и группам
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает закономерности изменения кислотно —
основных свойств оксидов и гидроксидов элементов
третьего периода
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Опишите закономерности изменения кислотно — основных свойств оксидов и гидроксидов
элементов третьего периода.
Приведите пример реакции, иллюстрирующей основные свойства оксида магния.
Дескриптор Обучающийся
 описывает закономерности изменения кислотно — основных
свойств;
 приводит пример, описывающий свойство основных оксидов.
9
Раздел 10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их
соединений
Цель обучения 10.2.1.3 Прогнозировать закономерности изменений
свойств соединений химических элементов по
периодам и группам
Критерий оценивания Обучающийся
 Прогнозирует закономерности изменений свойств
соединений химических элементов по периодам и
группам.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Напишите в таблице, как изменяются свойства атомов химических элементов в
периоде, на примере элементов 3-го периода.
Li Be B C O F
Радиус атома
Энергия ионизации
Сродство к электрону
Электроотрицательность
Степень окисления
2. Напишите в таблице, как изменяются свойства атомов химических элементов в группе,
на примере элементов 2-й группы.
Li Na K Rb Cs
Радиус атома
Энергия ионизации
Сродство к электрону
Электроотрицательность
Степень окисления
Дескриптор Обучающийся
 описывает закономерности изменения свойств в периоде;
 описывает закономерности изменения в группе.
10
Раздел 10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их
соединений
Цель обучения 10.2.1.4 Прогнозировать свойства химических элементов и
их соединений по положению в периодической
системе.
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает свойства химических элементов и их
соединений по положению в периодической системе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(a) В периодической таблице найдите химический элемент №19.
(i) Предложите, будет ли элемент металлом или неметаллом?
(ii) Кислотные или основные свойства будут характерны для его оксида?
(iii) Приведите формулу соответствующего гидроксида.
(iv) Напишите уравнения двух реакций, доказывающих характер данного оксида.
(b) В периодической таблице найдите химический элемент №16.
(i) Предложите, будет ли элемент металлом или неметаллом?
(ii) Кислотные или основные свойства будут характерны для его оксида?
(iii) Приведите формулу соответствующего гидроксида.
(iv) Напишите уравнения двух реакций, доказывающих характер данного оксида.
Дескриптор Обучающийся
− описывает свойства элемента и его соединений;
− указывает характер его соединений;
− записывает уравнения реакций.
11
Раздел 10.1C Химическая связь
Цель обучения 10.1.4.3 Описывать свойства ковалентной связи
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает характерные свойства ковалентной связи
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Характерные свойства ковалентной связи определяют химические и физические
свойства соединений.
Перечислите эти свойства и объясните их.

Дескриптор Обучающийся
 перечисляет свойства ковалентной связи;
 объясняет свойства ковалентной связи.
12
Раздел 10.1C Химическая связь
Цель обучения 10.1.4.7 Составлять диаграмму «точек и крестов» для
соединений с ковалентной связью
10.1.4.9 Составлять диаграмму «точек и крестов» для
соединений с ионной связью
Критерий оценивания Обучающийся
 Изображает электронную формулу соединений с
ковалентной и ионной связью с помощью диаграммы
«точек и крестов»
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Изобразите электронную формулу:
(а) водорода,
(b) хлороводорода,
(с) хлорида натрия с помощью диаграммы «точек и крестов».
Покажите только внешние электроны.
водород хлороводород хлорид натрия
Дескриптор Обучающийся
 составляет диаграмму «точек и крестов» для соединений с
ковалентной связью;
 составляет диаграмму «точек и крестов» для соединений с
ионной связью.
13
Раздел 10.1C Химическая связь
Цель обучения 10.1.4.13 Прогнозировать свойства соединений с
различными видами связи и типами
кристаллических решеток
Критерий оценивания Обучающийся
 Прогнозирует свойства соединений с различными
видами связи и типами кристаллических решеток
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу:
Тип
кристаллической решетки
Вид
химической
связи
Природа
частиц в узлах
решетки
Примеры Свойства
ионная ионная ионы оксид магния,
хлорид натрия
нелетучие,
твердые,
тугоплавкие,
их растворы и
расплавы
проводят
электрический
ток
отдельные
атомы,
связанные
ковалентными
связями
молекулярная
железо, медь
Дескриптор Обучающийся
 заполняет таблицу, прогнозируя свойства для каждого типа
кристаллической решетки.
14
Раздел 10.1D Стехиометрия
Цель обучения 10.1.1.1 Называть формулировки и границы применимости
основных стехиометрических законов химии:
закона сохранения массы, закона объемных
отношений, закона Авогадро
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет название законов, имена ученых и год
открытия с формулировкой стехиометрических
законов химии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Используя приведенные ниже названия законов, имена ученых и даты открытия
законов, заполните таблицу:
Название закона Ученый, год
открытия
Формулировка закона
В равных объёмах различных газов при
одинаковых условиях (температуре и давлении)
содержится одинаковое число молекул.
При неизменных температуре и давлении
объёмы вступающих в реакцию газов относятся
друг к другу, а также к объёмам образующихся
газообразных продуктов, как небольшие целые
числа.
Масса веществ, вступивших в химическую
реакцию, равна массе веществ, образовавшихся
в результате реакции
Закон Авогадро Закон сохранения массы веществ Закон объёмных отношений
М.В.Ломоносов, 1748 г А.Авогадро, 1811 г Ж.Гей-Люссак, 1805 г
2. Дана схема производства железа из железного колчедана:
2. Опираясь на закон сохранения массы веществ, рассчитайте массу пирита, содержащего
70% дисульфида железа, необходимого для получения 5.6 тонн чистого железа.
Дескриптор Обучающийся
 заполняет таблицу;
 вычисляет массу дисульфида железа;
 составляет пропорцию для расчета массы железа;
 вычисляет массу железа.
15
Раздел 10.1D Стехиометрия
Цель обучения 10.2.2.2 Вычислять количества вещества (массу, объем и
количество частиц) продуктов реакций по
известным количествам (массам, объемам и
количеству частиц) исходных веществ, если одно из
них взято в избытке и содержит определенную
долю примесей
Критерий оценивания Обучающийся
 Производит расчеты по химическим уравнениям, если
одно из них взято в избытке и содержит определенную
долю примесей
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
При взаимодействии цинка с избытком раствора соляной кислоты выделилось 1,12 л
водорода (н.у.). Вычислите массу образовавшейся соли и массу данного образца цинка,
содержащего 10% примесей.
Дескриптор Обучающийся
 составляет уравнение реакции;
 рассчитывает количество вещества;
 составляет пропорцию;
 вычисляет массу «чистого» цинка;
 вычисляет массу технического цинка;
 вычисляет массу соли.
16
Раздел 10.1D Стехиометрия
Цель обучения 10.2.2.1 Производить расчеты с применением понятий
«молярная концентрация», «молярный объем» при
нормальных и стандарных условиях
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет объем продукта реакции при нормальных и
стандарных условиях по объему раствора реагента с
определенной молярной концентрацией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Рассчитайте:
(а) Какой объем при нормальных условиях (н.у.) занимают 56 г газообразного азота?
(b) Сколько литров это составит при стандарных условиях?
(с) Какой объем диоксида углерода образуется при действии на избыток карбоната
кальция 200 мл 0,5 молярного раствора соляной кислоты?
Дескриптор Обучающийся
− записывает формулу для расчета количества вещества;
− вычисляет объем азота;
− переводит объем при нормальных условиях на объем при
стандарных условиях;
− составляет уравнение реакции;
− рассчитывает количество вещества;
− составляет пропорцию;
− вычисляет объем диоксида углерода.
17
Раздел 10.1D Стехиометрия
Цель обучения 10.2.2.3 Вычислять выход продукта в процентах от
теоретически возможного
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет выход продукта реакции в процентах от
теоретически возможного
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород
объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход продукта реакции в (%) от
теоретического.
Дескриптор Обучающийся
 составляет уравнение реакции;
 рассчитывает количество вещества;
 вычисляет теоретический объем;
 вычисляет выход газа.
18
2 четверть
Раздел 10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения 10.3.1.1 Понимать, что изменения внутренней энергии и
энтальпии являются тепловыми эффектами
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует реакцию с точки зрения изменения
внутренней энергии и энтальпии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ниже приведена энергетическая диаграмма реакции лимонной кислоты с гидрокарбонатом
натрия.
Определите, является ли данная реакция экзотермической или эндотермической.
Объясните свой выбор.
Дескриптор Обучающийся
− определяет тип реакции;
− объясняет свой выбор.
19
Раздел 10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения 10.3.1.2 Понимать, что химические реакции включают в
себя процессы разрыва связей и образования новых
химических связей
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет тип реакции по значениям энергий при
процессах разрыва и образования химических связей
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1 (а) Найдите строку, которая описывает эндотермическую реакцию:
(b) Найдите строку, которая описывает экзотермическую реакцию.
Дескриптор Обучающийся
− определяет эндотермическую реакцию;
− определяет экзотермическую реакцию.
20
Раздел 10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения 10.3.1.5 Объяснять энтропию как меру беспорядка в
системе и вычислять ее по справочным данным
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает энтропию как меру беспорядка в системе и
вычисляет ее по справочным данным.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (а) Напишите определение энтропии.
(b) Ниже приведена таблица термодинамических справочных данных.
(i) Вычислитe изменение энтропии при 298,15 К в реакции:
4NH3(г) + 5O2(г) → 4NО(г) + 6H2O(ж)
(ii) Объяснитe знак и величину Sо.
Дескриптор Обучающийся
− дает определение энтропии;
− вычисляет изменение энтропии в реакции;
− объяснитe знак и величину энтропии.
21
Раздел 10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения 10.3.1.7 Прогнозировать самопроизвольное протекание
реакции по термодинамическим данным
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет возможность самопроизвольного
протекания реакции по термодинамическим данным
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В таблице ниже приведены значения стандартных энергий Гиббса для веществ,
участвующих в реакции С4Н10(г) → 2С2Н4(г) + Н2(г)

Используя справочные термодинамические данные, определите, может ли при 298 К
самопроизвольно протекать данная реакция.
Дескриптор Обучающийся
− рассчитывает изменение энергии Гиббса;
− прогнозирует самопроизвольное протекание реакции.
22
Раздел 10.2В Кинетика
Цель обучения 10.3.2.7 Экспериментально изучить влияние концентрации
на скорость химических реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает влияние концентрации на скорость
химических реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Скорость реакции между магнием и избытком разбавленной соляной кислоты
определялась измерением массы магния, присутствующего в реакционной смеси в
регулярные промежутки времени. Было проведено два эксперимента. В обоих
экспериментах использовалось 0.1г магниевой ленты. Кислота в эксперименте 1 была
менее концентрирована, чем в эксперименте 2.
(а) Какой график показывает результаты экспериментов?
(b) Объясните свой выбор
Дескриптор Обучающийся
− выбирает график, соответствующий результатам
экспериментов;
− объясняет свой выбор.
23
Раздел 10.2В Кинетика
Цель обучения 10.3.2.6 Экспериментально изучить влияние температуры
на скорость химических реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает влияние температуры на скорость
химических реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Студент исследовал скорость реакции цинка с разбавленной соляной кислотой.
(а) Завершите маркировку устройства, заполнив две ячейки:
(b) Ученица проводила
реакцию при 20°C с
использованием
небольших кусочков
цинка.
Она измеряла объем
выделяемого в ходе
реакции водорода.
(i) Опишите, как
изменяется объем
выделяемого водорода
со временем.
(ii) В какое время реакция прекратилась?
(iii) Какой объем газа был получен в течение первых двух минут реакции?
(iv) На графике нарисуйте линию, показывающую изменение объема водорода при
проведении реакции при 30°C. Все остальные условия остаются прежними.
Дескриптор Обучающийся
− вставляет в ячейки названия оборудования;
− описывает изменение объема выделяемого водорода;
− определяет объем водорода в течение первых двух минут;
− рисует линию изменения объема водорода при проведении реакции
при 30°C.
24
Раздел 10.2В Кинетика
Цель обучения 10.3.2.11 Объяснять сущность процесса катализа
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает влияние катализатора на скорость
химических реакций
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Перекись водорода, H2O2, разлагается на воду и кислород в присутствии катализатора,
оксида марганца (IV) согласно уравнению: 2Н2О2(р-р) → 2Н2О(ж) + О2(г)
(a) Объясните, что понимают под термином катализатор.
Учащийся изучает скорость разложения перекиси водорода с помощью показанного
устройства:
Он измеряет объем выделяемого кислорода через регулярные промежутки времени, пока
реакция не закончится. Показан график результатов.
(b) определите, наибольшую скорость реакции.
Дескриптор Обучающийся
− дает определение термину катализатор;
− определяет по графику наиболее высокую скорость реакции.
25
Раздел 10.2В Кинетика
Цель обучения 10.3.2.4 Производить расчеты, используя закон
действующих масс
Критерий оценивания Обучающийся
 Производит расчеты, используя закон действующих
масс
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Напишите математическое выражение закона действующих масс для реакции:
2NO(г) +2H2(г) → N2O(г)+H2O(г)
(b) Охарактеризуйте, при каких условиях скорость реакции и константа скорости
реакции становятся эквивалентными.
(с) Во сколько раз изменится скорость прямой и обратной реакции в системе
2SO2(г) + O2(г)↔2SO3(г), если объем газовой смеси уменьшить в три раза?
В какую сторону сместится равновесие системы?
Дескриптор Обучающийся
− пишет формулу закона действующих масс;
− приводит необходимые условия;
− рассчитывает изменение скорости прямой и обратной реакции.
26
Раздел 10.2С Химическое равновесие
Цель обучения 10.3.3.2 Прогнозировать влияние изменения температуры,
концентрации и давления на химическое равновесие
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает влияние изменения температуры,
концентрации и давления на химическое равновесие
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Показана обратимая реакция: 2NO2(г) ↔ N2O4(г) ∆н = — 58 кДж/моль
Выберите верное утверждение о равновесной смеси NO2 и N2O4
A при повышении давления увеличивается количество N2O4
B при повышении температуры количество N2O4 увеличивается
C скорости образования и разложения N2O4 неодинаковы
D разложение N2O4 является экзотермической реакцией
(b) Азот, водород и газообразный аммиак помещены внутри контейнера. Контейнер
запечатывается. Через некоторое время наступает равновесие:
N2(г) + 3H2 (г) ↔ 2NH3(г) ∆н = — 92 кДж/моль
Какое утверждение описывает равновесие в этом контейнере?
A при понижении давления увеличивается количество аммиака
B при повышении температуры количество аммиака уменьшается
C скорости образования и разложения аммиака неодинаковы
D разложение аммиака является экзотермической реакцией
Дескриптор Обучающийся
− выбирает утверждение о равновесной смеси;
− описывает равновесие.
27
Раздел 10.2С Химическое равновесие
Цель обучения 10.3.3.7 Производить расчеты, связанные с константой
равновесия
Критерий оценивания Обучающийся
 Проводит вычисления, связанные с константой
равновесия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) При некоторой температуре равновесные концентрации в системе:
2SО2(г) + О2(г) ↔ 2SO3(г)
составляли: [SО2] = 0,10 моль/л, [О2] = 0,16 моль/л, [SО3] = 0,08 моль/л.
Вычислите константу равновесия и исходные концентрации SО2 и О2.
(b) Определите равновесную концентрацию HI в системе:
H2(г) + I2(г) ↔ 2HI(г),
если при некоторой температуре константа равновесия равна 4, а исходные
концентрации H2, I2 и HI равны, соответственно, 1 моль/л, 2 моль/л и 0 моль/л.
Дескриптор Обучающийся
− рассчитывает константу равновесия и исходные концентрации
SО2 и О2;
− рассчитывает равновесную концентрацию HI
28
Раздел 10.2С Химическое равновесие
Цель обучения 10.3.3.1 Объяснять динамический характер химического
равновесия
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует динамический характер химического
равновесия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Аммиак может быть получен при разложении карбоната аммония:
Реакция обратима и может достичь состояния равновесия.
График показывает, как выход аммиака при равновесии изменяется с температурой и
давлением
1. (a) Что понимается под термином химическое равновесие? Почему его называют
динамическим?
(b) Используя информацию из графика, объясните, является ли реакция
эндотермической или экзотермической.
(c) Установите и объясните влияние увеличения давления на выход аммиака в этой
реакции.
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение химического равновесия;
− определяет тип реакции по тепловому эффекту;
− объясняет влияние увеличения давления.
29
Раздел 10.2С Химическое равновесие
Цель обучения 10.3.3.8 Объяснять роль смещения химического равновесия
для увеличения выхода продукта в химической
промышленности на примере процесса Габера и
окисления оксида серы и азота
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает процесс Габера как равновесный
процесс
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Большая часть получаемого в промышленности аммиака производится в процессе
Габера.
(а) Напишите уравнение реакции процесса Габера.
(b) Заполните таблицу: Влияние изменения температуры и давления на выход аммиака.
Изменение условий Выход (увеличивается /уменьшается)
Повышение температуры
Понижение температуры
Повышение давления
Понижение давления
(с) Объясните роль смещения химического равновесия для увеличения выхода аммиака.
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнение реакции процесса Габера;
− заполняет таблицу;
− объясняет роль смещения химического равновесия
30
3 четверть
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 10.2.3.1 Составлять уравнения окислительновосстановительных реакций методом электронного
баланса
Критерий оценивания Обучающийся
 Балансирует уравнения окислительновосстановительных реакций методом электронного
баланса
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
методом электронного баланса, сбалансируйте превращения:
1) Li + О2 → Li2O;
2) MnO2 + Al → A12O3 + Mn;
3) KOH + Cl2 → KC1O + KC1 + H2O;
4) HNO3 → NO2 + O2 + H2O
5) Fe2O3 + CO → Fe + CO2
6) CO + I2O5 → CO2 + I2
Укажите процессы окисления, восстановления, окислитель и восстановитель для каждой
реакции.
Дескриптор Обучающийся
− расставляет коэффициенты;
− определяет процессы окисления, восстановления;
− указывает окислитель и восстановитель.
31
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 10.2.3.2 Составлять уравнения окислительновосстановительных реакций методом электронноионного баланса (полуреакций)
Критерий оценивания Обучающийся
 Балансирует уравнения окислительновосстановительных реакций методом полуреакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
В школьном эксперименте к раствору дихромата калия, имеющему оранжевую окраску
(подкисленному серной кислотой), прилили раствор сульфата железа (II) до изменения
окраски
Молекулярное уравнение:
K2Cr2O7 + …FeSO4 + …H2SO4 → Cr2(SO4)3 + …Fe2(SO4)3 + K2SO4 +….H2O
(а) Составьте электронно-ионные полуреакции.
(b) Определите окислитель.
(с) Определите восстановитель.
(d) Расставьте коэффициенты.
Дескриптор Обучающийся
− составляет электронно-ионные полуреакции;
− определяет окислитель;
− определяет восстановитель;
− расставляет коэффициенты.
32
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 10.2.3.8 Описывать сущность процесса электролиза
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает сущность процесса электролиза
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Расплав бромида свинца (II) подвергается электролизу с помощью устройства,
изображенного ниже:
Отрицательный электрод называется катодом.
Укажите название положительного электрода.
(b) Опишите процессы, происходящие на электродах:
на отрицательном электроде:
на положительном электроде:
(с) Спрогнозируйте продукты электролиза расплавленного бромида свинца (II)
на отрицательном электроде:
на положительном электроде:
(d) Составьте уравнение электролиза расплавленного бромида свинца (II).
Дескриптор Обучающийся
− записывает название положительного электрода;
− описывает процессы, происходящие на электродах;
− прогнозирует продукты электролиза;
− составляет уравнение электролиза.
33
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 10.2.3.9 Применять эмпирические правила для
прогнозирования продуктов электролиза на
электродах
Критерий оценивания Обучающийся
 Прогнозирует продукты электролиза раствора
электролита
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Диаграмма представляет электролиз раствора хлорида натрия:
NaCl(aq) X Cl2
катод пористая
перегородка
анод
Определите продукты X и Y:
Напишите суммарное уравнение электролиза раствора хлорида натрия.
X Y
А водород раствор гидроксида натрия
Б водород соляная кислота
С кислород раствор гидроксида натрия
Д кислород соляная кислота
Дескриптор Обучающийся
− определяет продукты электролиза;
− записывает суммарное уравнение электролиза.
34
Раздел 10.3BАналитические методы
Цель обучения 10.1.4.16 Описывать принцип разделения веществ методом
бумажной хроматографии и рассчитывать
коэффициент удерживания для выделяемого
компонента
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает способ расчёта коэффициента удерживания
компонента смеси
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Бумажная хроматография выполняется тремя различными смесями красителей. Каждая
смесь содержит по крайней мере один из красителей W, X, Y и Z.
В таблице ниже приведены радиочастотные значения красителей в трех смесях.
Какой вывод правильный? Объясните ваш выбор.
1) Краситель находится ближе всего к фронту растворителя и присутствует только в
смеси 1 и смеси 3.
2) Краситель X продвинулся дальше по хроматографической бумаге.
3) Краситель Y является единственным красителем, присутствующим во всех трех
смесях. D.
4) Краситель Z находится ближе всего к фронту растворителя и встречается только в
двух смесях.
Дескриптор Обучающийся
− находит правильный вывод;
− объясняет свой выбор.
35
Раздел 10.3BАналитические методы
Цель обучения 10.1.4.16 Описывать принцип разделения веществ методом
бумажной хроматографии и рассчитывать
коэффициент удерживания для выделяемого
компонента
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает разделение веществ методом бумажной
хроматографии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Хроматография — метод, используемый для того, чтобы отделить окрашенные в различные
цвета компоненты смеси.
(а) На чем основан принцип разделения веществ методом бумажной хроматографии?
(b) Положение хроматографических зон в бумажной хроматографии характеризуют
величиной Rf, представляющей собой отношение пути, пройденного центром
хроматографической зоны, к пути, пройденному фронтом растворителя.
В стандартизованных условиях эта величина постоянна для каждого вещества и
используется для его идентификации.
Какой краситель имеет значение Rf 0,7?
Дескриптор Обучающийся
− описывает принцип разделения веществ методом бумажной
хроматографии;
− рассчитывает коэффициент удерживания компонента.
36
Раздел 10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения 10.2.1.5 Объяснять закономерности изменения физических
и химических свойств галогенов в группе
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет закономерности изменения физических и
химических свойств галогенов в VII группе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Бром — галоген VII группы. Свойства некоторых галогенов приведены в таблице
ниже:
Используя информацию в таблице:
(i) Выведите агрегатное состояние фтора при -200 °C.
(ii) Опишите, как изменяется температура плавления элементов в VII группе.
(iii) Предположите плотность брома.
(iv) Запишите число полностью заполненных электронных оболочек в атоме хлора.
(b) Бромная вода вступает в реакцию с раствором йодида калия с образованием йода и
бромида калия.
(i) Завершите уравнение реакции: Br2 + 2KI → ……….. + 2KBr
(ii) Объясните, почему бромная вода не вступает в реакцию с водным раствором
хлорида калия.
(с) Бром вступает в реакцию с фтором и образует трифторид брома BrF3.
Напишите уравнение реакции образования трифторида брома.
Дескриптор Обучающийся
− определяет агрегатное состояние фтора;
− описывает изменение температуры плавления галогенов;
− предлагает плотность брома;
− записывает число заполненных электронных слоев в атоме
хлора;
− дописывает уравнение реакции;
− объясняет невозможность протекания реакции;
− пишет уравнение реакции образования трифторида брома.
37
Раздел 10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения 10.2.1.6 Составлять уравнения окислительновосстановительных реакций галогенов
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет окислительно-восстановительные
свойства галогенов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (а) Галогены являются сильными окислителями и реагируют со многими простыми и
сложными веществами.
(i) Завершите уравнение реакции хлора с водородом: Cl2 + ………. → ……HCl

(ii) Составьте уравнения полуреакций окисления-восстановления с помощью
электронного баланса:
(b) Галогены представляют собой группу элементов с двухатомными молекулами.
(i) Хлор вступает в реакцию с водным раствором йодида натрия.
Cl2 + 2NaI → I2 + 2NaCl
Какое изменение цвета будет наблюдаться в растворе?
от______________________________ к ______________________________
(ii) Объясните, почему возможна данная реакция.
(с) Опишите реакцию галогенов со щелочами.
Щелочь Продукты реакции
А) холодная горячая Cl2 + KOH → KClO + KCl
3Cl2 + 6KOH → KClO3 + 5KCl + 3Н2О
Б) холодная горячая 3Cl2 + 6KOH → KClO3 + 5KCl + 3Н2О
Cl2 + KOH → KClO + KCl
Выберите правильный ряд ______________________
Дескриптор Обучающийся
− дописывает уравнение реакции;
− составляет уравнения полуреакций;
− пишет изменение цвета;
− объясняет возможность протекания реакции;
− выбирает соответствующий ряд.
38
Раздел 10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения 10.2.1.7 Планировать и проводить работу по
экспериментальному распознаванию галогенид ионов
Критерий оценивания Обучающийся
Характеризует качественные реакции на галогенид
ионы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Водный раствор Z содержит смесь хлорида натрия и йодида натрия.
1. (a) К Z в пробирке добавляется избыточный водный раствор нитрата серебра, образуется
желтый осадок.
Объясните цвет этого осадка.
(b) Затем в пробирку в подпункте (i) добавляется водный раствор аммиака. Масса
осадка уменьшается.
Объясните это наблюдение.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет цвет осадка галогенидов;
− объясняет уменьшение массы осадка.
39
Раздел 10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения 10.2.1.8 Объяснять использование хлора для
обеззараживания воды и оценивать преимущества и
недостатки данного процесса
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает преимущества и недостатки использования
хлора для очистки воды
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Хлор используют для обеззараживания воды.
(а) Объясните преимущества использования хлора для очистки воды.
(b) Сформулируйте недостатки использования хлора для очистки воды.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет преимущества использования хлора для очистки
воды;
− объясняет недостатки использования хлора для очистки воды.
40
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения 10.2.1.10 Объяснять закономерности изменения
физических свойств элементов 2 (II) группы
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет закономерности изменения физических
свойств элементов 2 (II) группы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
В таблице приведены значения плотностей элементов 2 (II) группы.
Металл Плотность, г/см3
Be 1,86
Mg 1,74
Ca 1,54
Sr 2,60
Ba 3,50
Ra 5,00
Объясните, почему плотность элементов 2 (II) группы сверху вниз в группе увеличивается.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет закономерность изменения плотности элементов 2
(II) группы.
41
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения 10.2.1.11 Объяснять закономерности изменения
химических свойств элементов 2 (II) группы
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет закономерности изменения химических
свойств элементов 2 (II) группы.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Закончите предложения:
В ряду щелочноземельных металлов …
Восстановительные свойства элементов сверху вниз …
Объясняется это тем, что радиусы атомов ….… и способность отдавать
электроны……..
Основные свойства оксидов и гидроксидов ……
(b) Закончите уравнения химических реакций:
CaO + H2O →
BaO + HNO3→
Ca (OH)2 + CO2 →
Sr(OH)2 + HCl →
Ba(OH)2 + FeCl3 →
Дескриптор Обучающийся
− дописывает предложения;
− дописывает уравнения химических реакций
42
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения 10.2.1.13 Планировать и проводить эксперимент по
качественному определению катионов металлов 2 (II)
группы
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает качественные реакции на катионы металлов
2 (II) группы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Заполните таблицу:
Катион Цвет пламени
Кирпично-красный
Sr2+
Ва2+
(b) Заполните таблицу:
Катион Реактив-анион Результат –цвет осадка
Са2+
Ва2+
Sr2+
Дескриптор Обучающийся
− заполняет таблицу качественных реакций цвета пламени;
− записывает качественные реакции металлов 2 (II) группы.
43
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения 10.2.1.14 Составлять схему круговорота карбонатов в
природе и называть области их применения
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает схему круговорота карбонатов в природе и
называет области их применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) На диаграмме показан цикл карбоната кальция. Пронумеруйте стрелки и напишите
уравнения реакций, соответствующие данным превращениям. Назовите
превращения.
№ Уравнения реакций Названия превращений
(b) Известняк используется в сельском хозяйстве для снижения кислотности почвы и
для обессеривания дымовых газов на электростанциях. Большинство культур
произрастает на почвах, рН которых близок к 7. Карбонат кальция, который
нерастворим в воде, и оксид кальция, который немного растворим в воде, оба
используются для уменьшения кислотности почв.
(i) Предложите два преимущества использования карбоната кальция для этой цели
(ii) Объясните химию десульфурации дымовых газов.
(c) Назовите еще одну область использования карбоната кальция
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнения реакций и называет превращения;
− предлагает два преимущества использования известняка;
− объясняет десульфурацию дымовых газов;
− называет другую область использования известняка.
44
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения 10.4.2.2 Различать эмпирическую, молекулярную,
структурную и пространственную формулы
углеводородов
Критерий оценивания Обучающийся
 Изображает эмпирическую, молекулярную,
структурную и пространственную формулы
углеводородов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните таблицу:
Названия
углеводородов
Эмпирическая
формула
Молекулярная
формула
Структурная
формула
Пространственная
формула
этен
Дескриптор Обучающийся
− изображает эмпирическую, молекулярную, структурную и
пространственную формулы углеводородов;
− вписывает названия соответствующих углеводородов
45
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения 10.4.2.4 Объяснять формирование гомологических рядов и
сходство свойств их гомологов
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет образование гомологических рядов и
сходство свойств их гомологов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Алканы представляют собой гомологический ряд насыщенных углеводородов.
(а) Укажите, что подразумевается под термином «гомологический ряд».
(b) Заполните таблицу.
Название алкана Молекулярная формула Агрегатное состояние
метан СН4
этан
пропан
С4Н10
пентан
С6Н14
гептан

(с) Сформулируйте закономерность изменения агрегатного состояния от молекулярной
массы.
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение гомологов;
− заполняет пропуски в таблице;
− формулирует закономерность.
46
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения 10.4.2.6 Называть виды изомерии и составлять формулы
изомеров: структурных, положения связи,
функциональных групп и межклассовых
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает виды изомерии и составляет формулы
изомеров: структурных, положения связи,
функциональных групп и межклассовых.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Показана структурная формула двух алканов.
2-метилпентан 2,3-диметилбутан
(i) Укажите термин, используемый для описания пары алканов, таких как 2-
метилпентан и 2,3-диметилбутан.
(ii) Дайте определение данному термину.
(b) Составьте формулы 2-х изомеров, имеющих молекулярную формулу С5Н10:
(i) по положению связи;
(ii) межклассовые изомеры.
Дескриптор Обучающийся
− называет термин;
− записывает определение термина;
− составляет формулы изомеров по положению связи;
− составляет формулы межклассовых изомеров.
47
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения 10.4.2.11 Составлять уравнения реакций галогенирования
алканов
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает реакцию хлорирования этана.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Этан подвергается реакции замещения хлором:
(a) Что означает термин «реакция замещения»?
(b) Укажите условие, необходимое для возникновения такой реакции.
(c) По какому механизму протекает данная реакция?
(d) Назовите стадии процесса галогенирования алканов:
1 стадия -____________________
2 стадия — ___________________
3стадия -____________________
(e) Напишите по 1 уравнению для каждой стадии этой реакции.
Дескриптор Обучающийся
− дает определение термину «реакция замещения»;
− указывает условия;
− называет механизм;
− называет стадии процесса галогенирования;
− записывает по 1 уравнению для каждой стадии.
48
4 четверть
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения 10.4.2.15 Различать молекулы цис- и транс-изомеров и
понимать это как разновидность стереоизомерии
Критерий оценивания Обучающийся
 Изображает структурные формулы геометрических
изомеров и прогнозирует возможность существования
цис- транс-изомеров
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Соединения A, B, C имеют молекулярную формулу C4H8.
Они все обесцвечивают бромную воду и являются структурными изомерами друг друга.
(а) Нарисуйте структуры этих трех структурных изомеров.
(b) Только один из них показывает геометрическую изомерию.
(i) Разъясните значение термина геометрическая изомерия.
(ii) Изобразите структурные формулы цис- и транс-изомеров данного соединения.
(iii) Объясните, почему другие соединения не имеют цис- транс-изомеров.
Дескриптор Обучающийся
− рисует структуры трех структурных изомеров;
− пишет определение термина геометрическая изомерия;
− изображает структурные формулы цис- и транс-изомеров;
− объясняет возможность существования цис- транс-изомеров.
49
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения 10.4.2.16 Различать электрофильные и нуклеофильные
частицы
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает электрофильные и нуклеофильные частицы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ниже приведены примеры нуклеофильных частиц:
(а) Напишите определение термина нуклеофил.
(b) Дайте определение термину электрофил:
(с) Приведите свои два примера:
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение термина нуклеофил;
− записывает определение термина электрофил;
− приводит примеры.
50
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения 10.4.2.17 Объяснять механизм электрофильного
присоединения для алкенов
10.4.2.18 Прогнозировать продукты реакций
присоединения к асимметричным алкенам
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает механизм электрофильного присоединения
для алкенов и прогнозирует продукты реакции
присоединения к асимметричным алкенам
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Метилпропен реагирует с HBr с образованием смеси двух структурных изомеров.
(а) Нарисуйте дисплей — формулу метилпропена и с ее помощью покажите механизм
реакции с HBr.
Включите все необходимые заряды, диполи, неподеленные пары и фигурные
стрелки.
(b) Объясните, почему X производится с более высоким выходом, чем Y.
Метилпропен
Дескриптор Обучающийся
− показывает механизм реакции с включением всех необходимых
зарядов, диполей, неподеленных пар и фигурных стрелок;
− объясняет более высокий выход одного продукта реакции.
51
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения 10.4.2.22 Составлять схему процесса производства
полиэтилена
Критерий оценивания Обучающийся
 Иллюстрирует процесс производства полиэтилена
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Полиэтилен получают из этена.
(а) Этен это …………1………… углеводород, потому что он содержит углерод-углеродную
………….2………….. связь.
Общее название, данное малым молекулам, которые подвергаются полимеризации
………..3………….. .
Вставьте пропущенные слова 1, 2 и 3 (используя таблицу).
(b) На схеме показана часть молекулы полимера:
(i) Выделите структурное звено.
(ii) Определите, из какого мономера этот полимер может быть изготовлен.
Дескриптор Обучающийся
− заполняет пробелы 1, 2 и 3 соответствующими словами;
− выделяет структурное звено;
− отмечает формулу мономера.
52
Раздел 10.4В Галогеноалканы
Цель обучения 10.4.2.36 Объяснять радикальный механизм реакций
получения галогеноалканов
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает радикальный механизм реакции получения
галогеноалканов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Реакция галогенирования алканов протекает по радикальному цепному механизму, т.е. как
цепь последовательных превращений с участием свободно-радикальных частиц.
Механизм радикального замещения приведен в таблице ниже:
Стадии радикального
замещения
Названия стадий Уравнения реакций
1 стадия зарождение цепи
2 стадия рост (развитие) цепи
3 стадия обрыв цепи
(а) К каким стадиям следует отнести следующие процессы:
1)
2)
(b) Объясните свой выбор.
Дескриптор Обучающийся
− определяет стадии радикального замещения;
− объясняет свой выбор.
53
Раздел 10.4В Галогеноалканы
Цель обучения 10.4.2.38 Составлять уравнения реакций галогеноалканов с
нуклеофильными реагентами
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций нуклеофильного
замещения галогеналканов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (а) 1-бромпропан, CH3CH2CH2Br, нагревают при кипячении с раствором гидроксида
натрия в 50/50 смеси этанола и воды.
(i) Напишите уравнение реакции, показывающее структуру органического продукта.
(ii) Назовите продукт реакции.
(b) Нарисуйте структуру продукта, если вы сделали аналогичную реакцию с
(i) 2-бромпропан;
(ii) 1-бромбутан.
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнение реакции;
− называет продукт реакции;
− изображает структуры продуктов реакции.
54
Раздел 10.4В Галогеноалканы
Цель обучения 10.4.2.39 Объяснять механизм реакций нуклеофильного
замещения галогеноалканов
Критерий оценивания Обучающийся
 Иллюстрирует механизм реакции нуклеофильного
замещения галогеналканов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Предложите механизм реакции 2-хлорбутана с иодид- ионами.
Нарисуйте стадии, используя все соответствующие
неподеленные пары и диполи;
фигурные стрелки, чтобы показать движение электронных пар;
структуру любого переходного состояния.

Дескриптор Обучающийся
− показывает механизм реакции нуклеофильного замещения
галогеналканов.
55
Раздел 10.4В Галогеноалканы
Цель обучения 10.4.2.40 Объяснять механизм реакции элиминирования
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет механизм реакции элиминирования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Реакции элиминирования — отщепление от молекулы органических соединений частиц
(атомов или атомных групп) без замены их другими.
2-бромбутан реагирует с раствором гидроксида натрия, при соответствующих условиях
давая смесь бут-1-ен и бут-2-ена.
(а) Напишите механизм образования бут-1-ена.
(b) Напишите механизм образования бут-2-ена.
(с) На самом деле, реакция получения бут-2-ена дает смесь двух разных бут-2-енов.
Объясните, с помощью диаграммы, как можно получить два разных бутена.
Дескриптор Обучающийся
− показывает механизм образования бут-1-ена;
− показывает механизм образования бут-2-ена;
− показывает механизм образования бут-2-енов.
56
Раздел 10.4С Спирты
Цель обучения 10.4.2.30 Классифицировать спирты по расположению
функциональной группы и по количеству
гидроксильных групп
Критерий оценивания Обучающийся
 Ранжирует спирты по расположению
функциональной группы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Существуют три вида спиртов – первичный, вторичный и третичный.
(а) Определите, к какому из названных типов относятся предложенные спирты.
A
B
C
D
(b) Назовите каждый из этих спиртов.
A
B
C
D
(c) Нарисуйте структуру вторичного спирта.
(d) Нарисуйте структуру третичного спирта.
Дескриптор Обучающийся
− идентифицирует спирты;
− называет спирты по систематической номенклатуре;
− изображает структуру структуру спиртов.
57
Раздел 10.4С Спирты
Цель обучения 10.4.2.32 Проводить качественные реакции на
одноатомные и многоатомные спирты
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает качественные реакции на одноатомные и
многоатомные спирты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
При окисления этанола можно получить два разных продукта: этаналь, CH3CHO и
этановую кислоту, CH3COOH.
Чтобы получить этаналь, избыток этанола нагревают с раствором дихромата калия (VI),
подкисленным разбавленной серной кислотой, и отгоняют этаналь по мере его
образования.
Для получения этановой кислоты этанол нагревают с обратным холодильником с
избытком раствора дихромата калия (VI), подкисленного разбавленной серной кислотой.
Когда реакция закончится, этановая кислота дистиллируется.
(а) Напишите уравнения для двух реакций.
Вы можете упростить их, написав окислитель как [O].
(i) ____________________________________________________________________
(ii) ____________________________________________________________________
(b) Нарисуйте структуру продукта, если бы вы окисляли бутан-2-ол, используя
подкисленный раствор дихромата калия (VI).
(с) Предложите реагент, используемой для идентификации многоатомного спирта.
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнения реакций;
− изображает структуру продукта реакции;
− предлагает реагент.
58
Раздел 10.4С Спирты
Цель обучения 10.4.2.33 Составлять уравнения реакций получения этанола
гидратацией этилена и брожением глюкозы
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает получение этанола гидратацией этилена и
брожением глюкозы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Одним из способов производства этанола является гидратация этилена паром. Смесь
пропускают через катализатор при повышенной температуре и давлении. Только около
5% смеси реагирует при каждом проходе через катализатор, так что этанол отделяется и
непрореагировавшие газы проходят через него снова.
(а) Напишите уравнение реакции гидратации.
(b) Объясните, как этанол отделяется от реакционной смеси.
(с) Укажите условия для реакции:
(i) катализатор __________________________________________________
(ii) давление _____________________________________________________
(iii) температура __________________________________________________
(d) Что было бы основным продуктом, если бы подействовали паром на следующие
алкены?
(i) пропен: CH3CH=CH2
(ii) бут-1-ен: CH3CH2CH=CH2
2. Этанол может также быть получен брожением. Крахмал в сырье обрабатывают таким
образом, чтобы получился раствор, содержащий более простые углеводы. Добавляют
дрожжи и оставляют смесь в тепле при отсутствии воздуха, пока не завершится
брожение.
(а) Назовите возможное сырье для этого процесса
(b) Напишите общее уравнение, показывающее образование этанола из глюкозы.
(c) Дрожжи погибают, когда содержание алкоголя достигает около 15%.
Как очищается спирт?
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение реакции гидратации;
− описывает процесс отделения этанола от реакционной смеси;
− описывает условия для реакции;
− называет сырье;
− составляет уравнение реакции брожения.
59
Раздел 10.4С Спирты
Цель обучения 10.4.2.34 Оценивать преимущества и недостатки способов
получения этанола
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает преимущества и недостатки двух способов
получения этанола
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Существует два способа получения этанола:
 способ 1 каталитическое взаимодействие этена с водяным паром
 способ 2 ферментация
(а) Выберите неверное утверждение:
A метод 1 производит углекислый газ
B метод 1 требует высокой температуры и давления
C метод 2 производит диоксид углерода
D метод 2 требует источника сахара
(b) Приведите по одному “+” и “-” способов получения этанола:
Способы получения
этанола
Преимущества Недостатки
гидратация этена
ферментация глюкозы
Дескриптор Обучающийся
− выбирает неверное утверждение;
− приводит по одному примеру преимущества и недостатка
способов получения этанола.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь