ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ История Казахстана 9 класс

СОР И СОЧ История Казахстана 9 класс

238
0

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «История Казахстана»
9 класс
Нур-Султан 2019

 ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СКАЧАТЬ 

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть …………………………………………………………………… 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ………………… 3
3. Ожидаемые результаты по предмету история Казахстана ……………………………………………….. 3
4. Уровни мыслительных навыков …………………………………………………………………………………….. 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей …………………………………………………………………………………………………………………………… 5
6. Правила проведения суммативного оценивания ……………………………………………………………… 6
7. Модерация и выставление баллов ………………………………………………………………………………….. 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ …………………….. 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ …………………… 30
3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9
классов уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты по предмету история Казахстана
Знает:
 основные события, явления, процессы истории Казахстана с начала ХХ века до наших
дней; исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории;
 важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития.
Понимает:
 сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и
непрерывность развития отечественной истории на протяжении всех периодов
истории; характерные черты общественно-политического, экономического и
социально-культурного развития Казахстана;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 культурное разнообразие человечества;
 особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории;
 роль и место выдающихся личностей в отечественной истории;
 свою гражданскую и национальную идентичность в форме осознания себя как
гражданина Республики Казахстан;
 необходимость уважительного отношения к отечественной истории, культуре,
традициям, правам и свободам людей, демократическим принципам общественной
жизни.
Применяет:
 навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем;
 при определении местоположения различных объектов;
 при выявлении изменений на исторической карте;
 при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов;
 при характеристике политического, социально-экономического и культурного
развития Казахстана;
 при определении собственной позиции по отношению к явлениям современной
жизни, исходя из их исторической обусловленности;
 при работе с историческими материалами.
Анализирует:
 исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-
следственных связей;
 историческое развитие Казахстана, определяя общие черты и особенности;
 мотивы и результаты деятельности исторических личностей;
 общественные, экономические, политические и культурные процессы, тенденции
развития Казахстана;
 различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы;
4
 различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы,
информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд).
Синтезирует:
 информацию из различных источников для классификации, систематизации,
обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов;
 определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих
закономерностей;
 исторические сведения для ориентации в современных политических, социально-
экономических и культур.
Оценивает:
 исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на
отечественную и мировую историю, их различные интерпретации;
 достоверность различных видов исторических источников;
 перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль
современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и культурных
процессах, происходящих в обществе.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый тип
заданий
Знание и
понимание
Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания с множественным
выбором ответов (МВО)
и/или задания, требующие
краткого ответа (КО).
Применение Использует исторические источники при
определении причин и последствий
демографических изменений
Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО) и/или
задания, требующие
развернутого ответа (РО).
Навыки высокого
порядка
Использует навыки высокого порядка
при анализе деятельности
представителей казахской
интеллигенции в Государственной Думе
Российской империи;
общественно-политических процессов в
Казахстане в начале XX века;
определении исторической значимости
национально-освободительного
восстания 1916 года и оценке роли
личностей;
оценке политики партии «Алаш» в
возрождении национальной
государственности;
Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО) и/или
задания, требующие
развернутого ответа (РО).
5
оценке деятельности А. Букейханова как
политического лидера;
оценке значения образованных в
Казахстане национальных автономий;
анализе последствий политики
командно-административной системы в
20–30 гг. ХХ века;
анализе изменений, произошедших в
результате новой экономической
политики, сравнивая источники и
аргументы;
оценке роли К. Сатпаева в развитии
казахстанской промышленности и науки;
анализе творческого наследия казахской
интеллигенции, оценивая его влияние на
общественное сознание;
оценке вклада казахстанцев в победу во
Второй мировой войне;
объяснении особенностей общественно-
политической жизни;
давать собственную интерпретацию в
сравнении и анализе проявления
народного недовольства против
командно-административной политики;
оценке исторического значения
декабрьских событий 1986 года;
анализе влияния рыночной экономики на
производственные отношения;
анализе взаимоотношений Казахстана с
региональными и международными
организациями;
оценке значимости общенациональной
идеи «Мәңгілік Ел»;
оценке роли Ассамблеи народа
Казахстана в укреплении
межконфессионального, межэтнического
согласия и внутренней стабильности.
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
I 0 % 0% 100%
II 0 % 20 % 80 %
III 0 % 0 % 100 %
IV 0 % 0 % 100 %
Итого 0% 5% 95 %
6
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещено
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право
задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачеркивать карандашом неправильные ответы вместо
того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся
должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
8
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Количество
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл за
раздел
Казахстан
в начале
ХХ века
8.3.1.1 Оценивать деятельность
представителей казахской
интеллигенции в Государственной
Думе Российской империи
Навыки
высокого
порядка
1 1 КО 5 4
23
8.3.1.3 Определять историческую
значимость национально-
освободительного восстания 1916
года и оценивать роль личностей
Навыки
высокого
порядка
2 2 — 3 РО 6 5
8.3.1.5 Оценивать деятельность
А. Букейханова как политического
лидера
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 7 4
8.3.1.4 Анализировать политику
партии «Алаш» в возрождении
национальной государственности
Навыки
высокого
порядка
2 5-6 РО 13 10
Установление
советской власти
в Казахстане
8.3.1.6 Оценивать значение
образованных в Казахстане
национальных автономий
Навыки
высокого
порядка
1 7 РО 9 7 7
ИТОГО 7 — — 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
9
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Опираясь на текст и имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы.
В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль
сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба
политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных областях
края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-
демократы и трудовики, а среди казахского населения — представители либерально-
демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана
было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского
населения. Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от
казахского населения — пять. Во II Государственной думе депутаты от казахского населения
примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совместно с другими
«националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины.
a) Какие права казахского народа защищали депутаты в Государственной Думе?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
b) Какова значимость деятельности представителей казахской интеллигенции в
Государственной Думе?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
2. Используя предложенный текст и имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы.
Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству,
казачьему войску и крестьянам-переселенцам из России и с Украины. К середине 1916 г.
общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. десятин. Война
поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных
ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы:
обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с
кибиток, увеличены земские сборы, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное
население с началом войны возросли в 3-4, а в отдельных случаях — в 15 раз.
a) О чем идет речь в источнике? _______________________________________________
[1]
b) Какие факторы (не менее 2-х) способствовали развитию дальнейших событий в
Казахстане?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
3. Объясните историческую значимость национально-освободительного восстания 1916 года
и оцените роль его руководителей.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
10
4. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
a). Какой политический лидер изображен на иллюстрации?
___________________________________________________________________________
[1]
b). Почему празднование его юбилея проходило под эгидой ЮНЕСКО?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
c). Напишите вывод об общественно — политической деятельности данного лидера
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[1]
5. Заполните таблицу о деятельности партии «Алаш».
Лидеры: 1.
2.
3.
Достижения 1.
2.
3.
Какие меры предпринимали
для защиты национальных
интересов
Основная политическая цель:
[8]
6. Объясните значение деятельности партии «Алаш».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
11
7. Проанализируйте значимость созданных в Казахстане национальных автономий.
Вопросы для
сравнения
Автономия Алаш Туркестанская
(Кокандская)
автономия
Киргизская
(Казахская)
Автономная
Советская
Республика
Временные рамки
создания
Особенности
политического
устройства
автономий
Вывод:
[7]
12
Схема выставления баллов

Ответ Балл Дополнительная
информация
1
a) Выступали за справедливое решение аграрного вопроса
в крае.
Выступали за свободу вероисповедания, развитие
национальной культуры, распространение казахского
языка наравне с другими языками в Казахстане.
1
1 балл за каждый
правильный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
1
b) Политическая активность интеллигенции, несмотря на
их слабость и разрозненность, сформировала
политическое самосознание казахского народа в
дальнейшей борьбе за национальное и социальное
освобождение.
1
Были созданы национальные автономии (Автономия
Алаш и Туркестанская (Кокандская) автономия)
1
2
a Вовлечение казахского края в Первую мировую войну 1 1 балл за каждый
верный ответ
b) Российской империи были необходимы материальные
ресурсы.
Использовать нерусское население России на тыловых
работах.
1
1
3
Восстание 1916 г. занимает особое место в истории
многовекового национально-освободительного движения
казахского народа. Впервые после национально-
освободительного движения под руководством Кенесары
Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер,
охватив все регионы обширного края.
В условиях империализма и первой мировой войны,
Амангельды Иманов и другие руководители восстания
подняли народ на борьбу за независимость, которую
начали в свое время Сырым Датов, Исатай Тайманов,
Махамбет Утемисов, Кенесары и Наурызбай Касымовы
Пример: Амангельды Иманов смог объединить
повстанцев организованностью и дисциплиной. Сарбазы
(солдаты) разделялись на десятки, сотни и тысячи.
Управление осуществлялось через Военный Совет,
выполнявший функции штаба. При Совете работал
секретариат, решавший все административные вопросы,
здесь же размещалась почта. Восстание продолжалось до
1917 года и слилось с событиями Февральской
революции.
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
13
4
a) Алихан Букейханов
b) Алихан Нурмухамедович Букейханов – выдающийся
государственный и общественный деятель,
основоположник, идеолог и лидер национально-
освободительного движения Алаш начала ХХ века,
основатель, глава и премьер-министр Казахского
автономного государства Алаш. Выдающийся учёный –
историк, этнограф, литературовед, юрист, экономист,
агроном, публицист.
Считается, что именно Букейханову и деятелям Алаш
удалось привить своему народу новые ценности и идеалы,
новые цели и задачи, адекватные новым требованиям и
вызовам новейшего времени, разбудить в нем
национальное самосознание и отстоять территориальную
целостность Казахстана.
1
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
c) Вывод: Алихан Букейханов посвятил свою жизнь
борьбе за свободу народа и независимость страны. Его
бесценное научно-публицистическое наследие на сегодня
составляет сборник из более 16 томов.
1
5
Лидеры:
1.А. Букейханов
8
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
2.А.Байтурсынов
3.М.Дулатов
Достижения
1.Издание национальной
газеты «Казах»
2.Создание автономии Алаш
3.Формирование армии и
правительства
Какие меры предпринимали
для защиты национальных
интересов
Проведение Всеказахских
съездов
Разработка программы партии
Переговоры с Советской
властью и с
самопровозглашенными
всероссийскими
правительствами (Сибирская
автономия, Комуч, Уфимская
директория, Омское
правительство адмирала
Колчака)
Основная политическая цель: Отстоять право казахов на
национальное
самоопределение
6
Партия «Алаш», созданная в условиях политического
хаоса вследствие революций и гражданской войны,
опираясь на всенародную поддержку, направила свою
политическую деятельность на защиту национальных
интересов и возрождение государственности, путем
создания автономии. Партия объединила либеральную
интеллигенцию Казахстана, многие, из которых
подверглись репрессиям.
2
14
7
Временные рамки создания
Автономия Алаш
5-13 декабря 1917- 5 марта 1920 года;
Туркестанская (Кокандская) автономия
28 ноября 1917- 22 февраля 1918 года;
Киргизская (Казахская) Автономная Советская
Республика
26 августа 1920- 5 декабря 1936.
Особенности политического устройства автономий
Автономия Алаш
Был образован временный народный совет «Алаш-Орда»
из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись
русским и представителям других народов края. Местом
пребывания Алаш-Орды был определён Семипалатинск;
Туркестанская (Кокандская) автономия
Был учрежден парламент путем всеобщего, прямого,
равного и тайного голосования. Две трети мандатов
должны были принадлежать депутатам мусульманского
вероисповедания, одна треть принадлежала
представителям других конфессий.
Киргизская (Казахская) Автономная Советская
Республика
Социалистическое государство рабочих и крестьян,
автономия в составе России. Органы власти:
Центральный Исполнительный и Совет Народных
Комиссаров.
Вывод: образование автономии Алаш и Туркестанской
автономии в значительной мере предопределило создание
Казахской АССР, преобразованной затем в союзную
республику, которая, в будущем получила независимость,
т.е создание национальных автономий стало основой
создания Республики Казахстан, которая сегодня является
полноценным участником мировой политики.
7
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
вариации верного
ответа
Всего баллов 30
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол-во
заданий*

задания*
Тип
задани
я*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Казахстан
в период
тоталитаризма
8.3.1.7 Анализировать последствия
политики командно-
административной системы в 20–30
гг. ХХ века
Навыки
высокого
порядка
1 1 КО 6 4
15
8.4.1.1 Анализировать изменения,
произошедшие в результате новой
экономической политики, сравнивая
источники и аргументы
Навыки
высокого
порядка
2 2-3 РО 8 6
8.1.1.1 Определять причины и
последствия демографических
изменений
Применение 1 4 КО 7 5
Культура
Советского
Казахстана: наука
и образование
8.2.3.4 Оценивать роль К. Сатпаева в
развитии казахстанской
промышленности и науки
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 9 6 6
Культура
Советского
Казахстана:
литература и
искусство
8.2.2.1 Анализировать творческое
наследие казахской интеллигенции,
оценивать его влияние на
общественное сознание
Навыки
высокого
порядка
2 6-7 КО 10 9 9
ИТОГО 7 — — 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
17
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Опираясь на текст и имеющиеся у вас знания, выполните задания.
В 20-х годы ХХ века в Казахстане активно обсуждали методы осуществления
социалистического строительства в крае. Представители казахской интеллигенции
рассматривали вопрос с позиции защиты интересов казахского народа, тогда как
представители советской власти – только с классовой позиции. Представители Советской
власти при осуществлении экономических преобразований не учитывали особенности края.
a). Назовите последствия (не менее 3-х) политики командно-административной системы
в 20–30 гг. ХХ века.
В экономике_________________________________________________________________
В политике __________________________________________________________________
В социальной сфере__________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[3]
b). Вывод
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1]
2. Проанализируйте особенности НЭП в Казахстане.
Достижения НЭП Недостатки
1
Цель реформы:
восстановление
разрушенного революцией и
гражданской войной
хозяйства, создание
материально-технической и
социокультурной основы
для построения социализма,
обещанного большевиками
народу
1
2
2
[4]
3. Объясните причины свертывания НЭП.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[2]
4. Прочитайте текст о демографической ситуации в Казахстане в 1930-х гг. и ответьте на
вопросы.
Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России,
Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928-1939 годах механический прирост
населения городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн. человек. К 1939 году доля
казахов в общей массе населения Казахстана сократилась до 38%.
a). Почему доля казахов среди населения так резко сократилась?
[1]
b). Каковы причины большого миграционного потока в 1930-х гг. Казахстан?
____________________________________________________________________________
18
[2]
c). Опишите последствия демографических изменений в 1930-х гг. в Казахстане?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[2]
5. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
Академик АН КазССР А. Х. Маргулан написал о нем: «Рано оборвалась жизнь этого
замечательного человека, светоча науки и разума, друга и товарища многих. Он был
гордостью своего народа, жил и трудился во имя его процветания. Служение народу он
считал высшим идеалом своей жизни…»
a). Кто изображен на иллюстрации?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1]
b). Какими достижениями (назовите не менее 3-х) известен данный общественный
деятель?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[3]
c). Вывод о его вкладе в развитие Казахстана
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[2]
19
6. Проанализируйте развитие культуры Казахстана в 20–30 гг. ХХ века.
Представители
казахской
интеллигенции
1 2
Творческое
наследие
В литературе
В искусстве
Способы влияния
на общественное
сознание
1
2
3
[7]
7. Объясните значение творческой деятельности казахской интеллигенции в формировании
общественного сознания
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
[2]
20
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная
информация
1
a) В экономике – ликвидация традиционного хозяйства
казахов кочевого скотоводства, складывание командной
плановой экономики.
В политике — доминирование культа И. В. Сталина,
применение против инакомыслящих массовых
репрессий.
В социальной сфере – ликвидация класса степных
феодалов, байства.
1
1
1
1 балл за каждый
правильный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
b) В результате сложился тоталитарный режим.
Сформировалась вертикальная (иерархическая)
социальная структура, при которой людям оставалось
выполнять только те решения, которые принимались в
центральных органах.
1
2
Достижения:
1.В 1924/1925 хозяйственном году был полностью
ликвидирован дефицит государственного бюджета, а
советский рубль превратился в одну из самых твердых
валют в мире.
2. Общий выпуск промышленной продукции за 5 лет
НЭПа вырос более, чем в 5 раз и в 1925 достиг 75 % от
уровня 1913 года, в 1926 году по объему валовой
промышленной продукции этот уровень оказался
превышенным.
Недостатки:
1 Дисбаланс промышленности и сельского хозяйства
2 Низкое качество поставляемой промышленной
продукции.
4
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
3
Концепцию НЭПа разрабатывали либералы, что
противоречило политическим идеям большевиков.
Коммунисты опасались возврата к капитализму.
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
4
a) Кампания по раскулачиванию баев ходе
коллективизации вылилась в массовые
антикрестьянские репрессии. Начался массовый голод и
отток населения за пределы края.
1
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
b) В ходе индустриализации была необходима
квалифицированная рабочая сила, советское
руководство проводило мероприятия по привлечению
трудовых ресурсов извне.
Насильственная депортация народов.
1
1
c) Динамично продолжались процессы
интернационализации и урбанизации населения.
Большая часть коренного населения была представлена
сельскими жителями, их удельный вес в составе горожан
был незначителен.
1
21
Напротив, представители других национальностей были
преимущественно горожанами.
Сократилась численность казахского населения и его
доля в составе населения Казахстана, и впервые на своей
исторической родине казахи стали меньшинством.
Весь рассмотренный период характеризовался
снижением рождаемости, ростом смертности и
уменьшением воспроизводства населения.
1
5
a) К. Сатпаев.
В 1934 году на сессии Академии наук СССР К. И.
Сатпаев обосновал богатые перспективы
Жезказганского месторождения и всего района. Ученые
Москвы во главе с В. А. Обручевым убедились в
безусловной победе молодого ученого. В 1947 г. он в
составе делегации Верховного Совета СССР посетил
Англию, где достойно представлял ученых страны. Как
член советской парламентской группы был принят
Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии
Эттли.
b) Главная заслуга Сатпаева перед народом Казахстана
— это его огромный вклад в развитие геологических
исследований. С его подачи начались разработки
крупнейших медных и марганцевых залежей. Также
ученый оказал значительное влияние на развитие
культуры и изучение истории. Так, в 1935-м во время
исследования залежей марганцевых руд группа
геологов, возглавляемая им, обнаружила камень
Тамерлана с записью, датированной 1391 годом.
Сатпаев — автор первого учебника по алгебре для
казахских школьников. Он написал более 640 научных
работ.
В 1944-м Каныш Имантаевич стал воплощать свою идею
о создании национальной Академии наук, а не филиала.
В 1946-м КазАН была официально открыта, а 03.06.1946
ее основатель стал первым президентом Академии наук
Казахской ССР.
c) Сатпаев был большим знатоком казахской истории,
литературы, культуры, этнографии, музыки и
фольклора, общеизвестны его археологические
изыскания на территории Центрального Казахстана,
труды по педагогике и литературе. Он первым оценил
значение романа М. О. Ауэзова «Путь Абая», передал 25
народных песен собирателю фольклора А. Затаевичу,
оставил множество работ о театре, искусстве, культуре,
о воспитании молодежи. Именем академика К. И.
Сатпаева названы города в Карагандинской области,
Институт геологических наук Академии наук РК,
Жезказганский горно-металлургический комбинат,
малая планета в созвездии Тельца, минерал, ледник и
горная вершина Джунгарского Алатау, сорт цветов,
1
1
1
1
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
22
улицы и школы в городах и поселках Республики
Казахстан. В настоящее время установлена премия АН
РК его имени за выдающиеся достижения в области
естественных наук, создан Международный Фонд К.И.
Сатпаева.
6
Представители
казахской
интеллигенции
1 С.Сейфуллин 2 А.Кастеев 7
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
Могут называть
других деятелей
культуры.
Творческое
наследие
В литературе…
«Тернистый путь»
Роман проникнут
сочувствием
автора к
угнетённому
народу, ведущему
борьбу за своё
освобождение,
революционным
энтузиазмом,
верой в победу
революции.
В искусстве…..
картина
«Турксиб»,
отражено
строительство
важнейшего
объекта
индустриализации
в Казахстане.
Способы влияния
на общественное
сознание
1. Публикация статей в газетах «Казах»,
«Айкап», «Еңбекші қазақ».
2. Организация Всеказахских съездов
3. Обращение к народу через
художественные произведения
7
Советской властью осуществлялась масштабная
политика искоренения традиционной культуры и
духовного наследия казахского народа, глубокой
переделки его сознания, навязывания идеологических
моделей системы. Казахские интеллектуалы оказывали
сопротивление такой линии, и многое сделали в
изучении и пропаганде национальной истории, культуры
и традиций народа.
Казахские интеллигенты того поколения были людьми
высокого духа и самопожертвования и, осознавая свою
миссию и предназначение, добросовестно исполняли
свой гражданский, человеческий долг.
2
Один балл за
каждый аргумент.
Всего баллов 30
23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
24
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задани
я*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Казахстан
в годы Великой
Отечественной
войны
8.3.2.1 Оценивать вклад казахстанцев
в победу во Второй мировой войне
Навыки
высокого
порядка
1 1 РО 7 5 5
Казахстан
в послевоенные
годы (1946-1953
годы)
9.3.2.1 Анализировать последствия
создания военно-промышленного
комплекса Казахстана во второй
половине XX века
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 8 6 6
Казахстан
в годы
«хрущевской
оттепели» (1954-
1964 годы)
9.3.1.1 Объяснять особенности
общественно-политической жизни,
давать собственную интерпретацию
Навыки
высокого
порядка
2 3 — 4 КО 8 6 6
Казахстан
в годы «застоя»
(1965-1985 годы)
9.3.1.4 Сравнивать и анализировать
проявления народного недовольства
против командно-административной
политики
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 8 6 6
Культура
Советского
Казахстана (1946-
1985 годы)
9.2.3.2 Оценивать политику
государства в сфере образования и
науки
Навыки
высокого
порядка
2 6-7 РО 9 7 7
ИТОГО 7 — — 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
25
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Заполните таблицу о вкладе казахстанцев в победу во Второй мировой войне.
На фронтах ВОВ
Вклад казахстанцев в победу
во Второй мировой войне
Труд в тылу
1.
2.
1.
2.
Вывод:
[5]
2. Опираясь на текст и имеющиеся у вас знания, ответьте на вопросы.
В августе 1947 года решением совета Министров СССР принято постановление о
создании атомного полигона, который условно назывался «учебный полигон №2».
Управление полигоном возложили на И. Курчатова. Со стороны государства проект
возглавлял министр внутренних дел СССР Л.П. Берия. Испытания на полигоне длились 40
лет. Полигон использовался для различных испытаний ядерного оружия СССР — как в земле
(в штольнях и скважинах), так и в атмосфере. 12 августа 1953 года здесь было прошло
испытание термоядерного оружия, в атмосфере — на высоте 30 метров над землей (заряд
располагался в специальной башне).
a). Какое событие описано в тексте?
___________________________________________________________________________
[1]
b). Назовите предпосылки данного события?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
c). Каковы были последствия данного события для Казахстана?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
d). Вывод
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[1]
3. Приведите к выделенным буквам термина особенности общественно-политической жизни
в 1954-1964 годы.
О__________________________________________________________________________
Т
Т__________________________________________________________________________
Е
П__________________________________________________________________________
Е
Л__________________________________________________________________________
Ь
[4]
26
4. Приведите ряд ассоциаций (не менее 2-х) к понятию «хрущевская оттепель».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
5. Проанализируйте проявления народного недовольства в годы «застоя» (1965-1985 годы) и
сделайте вывод.
Дата и место
Причины протеста
Основные события
Итоги:
[6]
6. Проанализируйте политику государства в сфере образования и науки
Реформы в области образования 1946-1985 годы
+

Вывод:
[3]
7. Согласны ли вы, что в 1946-1985 годы отечественная наука переживала период подъема?
Приведите не менее трех аргументов и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[4]
27
Схема выставления баллов

Ответ Балл Дополнительная
информация
1
На фронтах ВОВ:
1.На фронт ушел каждый 5 казахстанец.
2. В битве за Москву отличилась легендарная 8-я
Гвардейская Панфиловская дивизия, сформированная в
Алма-Ате.
Труд в тылу:
1. 9 из 10 пуль были отлиты в Казахстане.
2 Казахстанцы собрали 4 млрд.700 млн. рублей на
нужды фронта
Вывод: Во время Великой Отечественной войны
Казахстан внес достойный вклад в победу над
фашистской Германией.
За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были
награждены медалями и орденами, около 500 (по
некоторым уточненным данным — 497) человек стали
Героями Советского Союза, среди которых две
женщины — Алия Молдагулова и Маншук Маметова.
Четыре казахстанца стали дважды Героями — Т.
Бегельдинов, С. Луганский, И. Павлов и Л. Беда.
1
1
1
1
1
2
a) Создание Семипалатинского атомного полигона 1 1 балл за каждый
верный ответ
b).Противостояние двух супердержав – СССР и США.
Наращивание ВПК СССР.
1
1
c) Под воздействием взрывов радиоактивные отложения
распространились по близлежащей территории через
тучи и ветер. Уровень радиации, где проводились
испытания, доходил до 448 Бэр.
В 1989 г. в Казахстане возникло мощное антиядерное
движение, Невада-Семипалатинск участники которого
выступали за немедленное прекращение ядерных
испытаний и закрытие Семипалатинского полигона.
d) Делает аргументированный вывод
1
1
1
3
О – Ослабление тоталитаризма.
Т – Творческие свободы.
П – Прекращение репрессий.
Л –Ликвидация ГУЛАГа.
1
1
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
4
Десталинизация.
Либерализация.
1
1
5
Дата и место событий
1.1966, Алма-Ата
2. 1979 г. Целиноград
1
28
Причины протеста
1. Политика русификации республики, недовольство
состоянием казахского языка.
2. Решение ЦК КПСС о создании на территории
Казахстана немецкой автономии с центром в г.
Ерейментау. Отсутствие реальных суверенных прав у
союзных республик.
Основные события
1. 8-9 февраля 1966, в день съезда «Жас тулпар» в Алма-
Ате, около ста студентов Алма-атинского медицинского
института не вышли на занятия в знак протеста против
преподавания на русском языке. Молодежь
организовывала лекции, концерты, экспедиции в аулы и
села Джамбульской, Карагандинской, Омской,
Уральской, Кзыл-ординской, Чимкентской, Алма-
атинской, Акмолинской областей, выступала с
предложениями в вышестоящие инстанции по
устранению имеющихся недостатков.
2.Организация демонстраций с обращением к властям.
Утром 13 июня 1979 года группы казахской молодежи
стали массами собираться в центре Целинограда, у
площади им. В. Ленина. Молодежь несла в руках
транспаранты «Казахстан неделим» и «Нет немецкой
автономии». Вскоре демонстранты заполнили центр
города. Между тем пришедшие на площадь открыли
митинг. Выступления митингующих, по свидетельствам
очевидцев, были взвешенными. Волнения перекинулись
на другие населенные пункты и области.
Итоги, последствия:
1.Руководители «Жас тулпара» подвергались гонениям,
угрозам, как всегда, их называли националистами. К
концу 1966 г. деятельность «Жас тулпара» пошла на
убыль, хотя она и продолжалась до конца 60-х годов.
2.Власти согласились с требованиями демонстрантов и
объявили, что вопрос о немецкой автономии в
Казахстане полностью снят с повестки дня.
1
1
1
1
1
6
Оснащение материально-технической базы школ.
В редконаселенных районах была создана сеть
интернатных учреждений.
Русификация, отсутствие понятия «национальная
культура» и замена его понятием «интернациональная
культура»
Вывод: К 80 гг. население Казахстана было полностью
обеспечено качественным и обязательным общим
средним образованием, но в Казахстане преобладали
школы с русским языком обучения. Значительно
уменьшилось количество казахских школ. В маленьких
деревнях и селах школы стали закрываться или
объединяться.
Задачи культурного строительства, принятые
руководством СССР, исключали любые проявления
1
1
1
29
научного свободомыслия.
7
Да. Казахстан стал крупным научным центром страны.
В 1985 году в республике работало свыше 40 тысяч
научных работников. Среди них было 864 доктора наук,
650 академиков, членов-корреспондентов Академии
наук, профессоров. Интенсивное развитие
промышленности, целевое финансирование науки
обусловило ее значительный подъем.
4 Один балл за
каждый аргумент
в поддержку
своей позиции и
один балл за
вывод.
Всего баллов 30
30
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
31
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол-во
заданий*

задания*
Тип
задани
я*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Казахстан
в годы перестройки
(1986-1991 годы)
9.3.1.5 Оценивать историческое
значение декабрьских событий 1986
года;
Навыки
высокого
порядка
2 1-2 КО 8 6 6
Возрождение
государственности
Казахстана (1991-
1996 годы)
9.4.2.2 Анализировать влияние
рыночной экономики на
производственные отношения;
Навыки
высокого
порядка
2 3-4 РО 8 6 6
Развитие
Независимого
Казахстана
(с 1997 года до
настоящего
времени)
9.3.2.3 Анализировать
взаимоотношения Казахстана с
региональными и международными
организациями;
Навыки
высокого
порядка
1 5 КО 8 6 6
Культура
современного
Казахстана
(с 1991 года до
настоящего
времени)
9.2.1.3 Оценивать значимость
общенациональной идеи «Мәңгілік
Ел»;
Навыки
высокого
порядка
1 6 РО 8 6
12
9.2.1.2 Оценивать роль Ассамблеи
народа Казахстана в укреплении
межконфессионального,
межэтнического согласия и
внутренней стабильности
Навыки
высокого
порядка
1 7 РО 8 6
ИТОГО 7 — — 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
32
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «История Казахстана»
1.Используя иллюстрацию и имеющиеся у вас знания, определите причины и последствия данных
событий.
Декабрьские события 1986 года.
a) Причины события
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
b) Последствия события
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
[4]
2. Приведите доказательства демократизации общественной жизни в Казахстане в конце 80 гг.XX
века и объясните значение данного процесса.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[2]
3. Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы
Переход к рыночной экономике предполагал активное участие государства в формировании
экономических и политических условий, стимулирующих создание частных предприятий,
способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.
a). Главными нововведениями в проведении рыночных реформ в период 1991-1996 гг.
являются:
1.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
b). Основными направлениями в стабилизации экономики при переходе к рыночным
отношениям были:
1.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
33
4. Объясните значение изменений в производственных отношениях под влиянием рыночной
экономики
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[2]
5. Заполните сравнительную таблицу.
Региональные
организации
Внешняя политика
Казахстана с 1997 года
Международные организации
Название организаций
Цель интеграции
Какие национальные
интересы реализовывались в
ходе сотрудничества
Вывод:
[6]
6. Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы.
Древняя символика казахов сохранилась в тотемах, тамгах, в орнаменте и украшениях.
Прошли века, прежде чем кочевое общество осознало себя народом, носителем
государственности. Через легенды, шежире передавалась уникальная, самобытная устная
информация, — которая тоже является кодом памяти! — отражающая осознание духа народа, его
целостность, единство. Один из древних орнаментов «кошкар муйыз» занял свое место на
государственном флаге Республики Казахстан. Орнамент позволяет идентифицировать
Казахстан, не путая ни с каким другим государством.
a) Как вы понимаете понятие культурный код памяти
____________________________________________________________________________
[1]
b) Какие задачи ставит национальная идея «Мәңгілік Ел».
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[2]
c) Какие меры предпринимает государство для реализации данной идеи?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[2]
d) Вывод
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1]
34
7. Заполните таблицу о роли Ассамблеи народа Казахстана.
Уникальность Ассамблеи народа Казахстана заключается в
Цели и задачи Ассамблеи народа Казахстана Достижения
1
2
1
2
Вывод:
[6]
35
Схема выставления баллов

Ответ Балл Дополнительная
информация
1
a) Причины:
1. Низкий жизненный уровень населения.
2. Противоречие между традиционно командными
действиями Центра и провозглашаемыми
демократическими принципами перестройки
1
1
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
b) Последствия:
1. Ужесточение тоталитарного режима, преследование
«казахских националистов».
2. Подъем национального самосознания, аналогичные
демонстрации прошли в Жезказгане, Павлодаре,
Караганде и др.городах
2
События декабря 1986 года стали первым в СССР
массовым митингом за конституционные права.
Молодежь Казахстана открыто бросила вызов командно
– административной системе, что положило начало
становлению независимости Казахстана.
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
3
a
1.Приватизация собственности, насыщение
потребительского рынка товарами.
1
1 балл за каждый
верный ответ
2.Активная антимонопольная политика. 1
b
1.Разрешение продажи права пользования
земельными участками, находившимися в
собственности предприятий
1
1 2.Проведение пенсионной, жилищно-коммунальной
реформы.
4
Рыночная экономика способствовала укреплению
частного сектора, также начался процесс преодоления
разобщенности предприятий.
Развитие технологического потенциала республики.
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
5
Региональная организация: Евразийский
экономический союз
Международная организация: Шанхайская организация
сотрудничества
Цель интеграции региональной организаций:
Всесторонняя модернизация, кооперация и повышение
конкурентоспособности национальной экономики.
Международной организаций:
Укрепление стабильности и безопасности в азиатском
регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом,
экстремизмом, наркотрафиком, развитие
экономического сотрудничества, энергетического
партнерства, научного и культурного взаимодействия
со странами участниками организации.
Реализованные интересы в ходе сотрудничества:
Создание условий для стабильного развития в
интересах повышения жизненного уровня населения.
Национальная безопасность
1
1
1
1
1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
варианты верного
ответа
36
Вывод: Казахстан признан 120 государствами. В стране
зарегистрировано 68 посольств и представительств
международных организаций. Казахстан имеет
дипломатические представительства более чем в 100
странах мира и является членом многих
международных организаций.
1
1
6
a) Особое отношение к родной земле, ее культуре,
обычаям, традициям.
1 1 балл за каждый
верный ответ
Принимаются
различные
вариации верного
ответа
b) Национальное единство и мир, укрепление
экономики, социальная защита народа, национальная
безопасность, культура, язык.
1
1
c) Уделяется внимание гражданам с ограниченными
возможностями, одно из главных направлений – это их
трудоустройство.
Переход к латинице.
1
1
d) Реализация национальной идеи «Мәңгілік Ел» не
только задача государства, граждане должны быть
активными в развитии экономики, в сохранении языка и
религии, единства народа, должны строить
добрососедские отношения с сопредельными странами,
воспитывать молодое поколение на примерах предков,
дать детям достойное образование, развивать науку и
при этом добросовестно трудиться.
1
7
Уникальность: Ассамблеи народа Казахстана
заключается в том, что она объединяет представителей
порядка 130 этнических групп, населяющих регионы
Казахстана. Являясь уникальным в своем роде
общественно-политическим институтом, АНК на
регулярной основе подтверждает свою значимость и
востребованность, представляя собой принципиально
новый институт гражданского общества. Ассамблея и
сегодня не имеет аналогов в мире.
Цели и задачи Ассамблеи народа Казахстана:
1.Укрепление общественного согласия и стабильности.
2. Повышение эффективности взаимодействия
государственных и гражданских институтов общества в
сфере межэтнических отношений.
Достижения:
1. Во всех регионах функционируют Дома дружбы,
которые расположены в регионах с полиэтничным
составом населения.
2 Активно работают более 35 этнических газет и
журналов.
Вывод: Деятельность Ассамблеи способствует росту
международного авторитета Республики Казахстан как
страны эффективно решающей проблемы
межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по
достоинству оценён на самом высоком уровне.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан,
совершивший визит в Казахстан, назвал его примером
1
1
1
1
1
1
37
межнационального согласия, стабильного, устойчивого
развития для других государств мира. Высоко отозвался
о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел
II, посетивший Казахстан.
Всего баллов 30

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь