ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР И СОЧ История Казахстана 9 класс

СОР И СОЧ История Казахстана 9 класс

160
0

Методические рекомендации по формативному оцениванию
по предмету «История Казахстана»
9 класс
Нур-Султан, 2019

 ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СКАЧАТЬ 

Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет Вам возможность адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел 1 Казахстан в начале ХХ века ……………………………………………………………………………………………… 4
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 12
Раздел 3. Казахстан в период тоталитаризма …………………………………………………………………………………. 12
Раздел 4. Культура Советского Казахстана: наука и образование …………………………………………………… 16
Раздел 5. Культура Советского Казахстана: литература и искусство ……………………………………………… 20
3 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 21
Раздел 6. Казахстан в годы Великой Отечественной войны …………………………………………………………… 21
Раздел 7. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 годы) ………………………………………………………….. 25
Раздел 8. Казахстан в годы «хрущевской оттепели» (1954-1964 годы) …………………………………………… 29
Раздел 8. Казахстан в годы «застоя» (1965-1985 годы) ………………………………………………………………….. 33
Раздел 9. Культура Советского Казахстана (1946-1985 годы) ………………………………………………………… 35
4 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 36
Раздел 10. Казахстан в годы перестройки (1986-1991 годы) …………………………………………………………… 36
Раздел 11. Возрождение государственности Казахстана (1991 — 1996 годы) …………………………………… 38
Раздел 12. Развитие Независимого Казахстана (с 1997 года до настоящего времени) ……………………… 42
4
1 четверть
Раздел 1 Казахстан в начале ХХ века
Тема Социально-экономическая ситуация в Казахстане
в начале ХХ века
Цель обучения 8.3.1.2 Оценивать общественно-политические процессы
в Казахстане в начале XX века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и оценивает влияние российской
политики на Казахстан в начале ХХ века
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1) Проанализируйте влияние политической ситуации в России на Казахстан в
начале ХХ века.
2) Какая сфера жизни общества подверглась наибольшим изменениям и почему?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет политические изменения под влиянием
российской политики (не менее 2-х);
− определяет экономические изменения под влиянием
российской политики (не менее 2-х);
− определяет социальные изменения под влиянием
российской политики (не менее 2-х);
− определяет технологические изменения под влиянием
российской политики (не менее 2-х);
− определяет сферу общественной жизни, подвергшуюся
наибольшим изменениям;
− анализирует причины (не менее 2-х) изменений данной
сферы.
5
Тема Национально-освободительное движение 1916 года в
Казахстане
Цель обучения 8.3.1.3 Определять историческую значимость
национально-освободительного восстания 1916
года и оценивать роль личностей
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает ход восстания 1916 года
 Анализирует причины и последствия поражения
восстания 1916 года
 Определяет историческую значимость
восстания 1916 года
 Оценивает роль руководителей восстания 1916
года
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу и напишите вывод об исторической значимости национально-
освободительного восстания 1916 года.
Краткое описание
причин восстания
Очаги восстания
Основные события
Роль руководителей
Причины поражения
Вывод о исторической
значимости
Дескрипторы Обучающийся
− определяет не менее 2-х причин национально-
освободительного восстания 1916 года;
− определяет очаги восстания;
− определяет не менее 3-х основных событий восстания
1916 года;
− анализирует деятельность не менее 3-х руководителей
национально-освободительного восстания 1916 года;
− анализирует причины поражения восстания 1916 года;
− обосновывает вывод об исторической значимости
национально-освободительного восстания 1916 года.
6
Тема Февральская буржуазно-демократическая революция
1917 года в России и ее влияние на Казахстан
Цель обучения 8.3.1.2 Оценивать общественно-политические
процессы в Казахстане в начале XX века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует причины и последствия
Февральской революции
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте причины и последствия Февральской революции, используя
стратегию «Фишбоун».
Дескрипторы
Обучающийся
− анализирует причины (не менее 3-х причин)
Февральской революции;
− описывает ход (3 факта) Февральской революции;
− определяет изменения (не менее 3-х изменений) в
Казахстане после Февральской революции.
7
Тема Движение «Алаш» и казахская национальная идея
Цель обучения 8.3.1.4 Анализировать политику партии «Алаш» в
возрождении национальной государственности
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует политическую программу партии
«Алаш»
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте извлечение из проекта программы партии «Алаш» и ответьте на вопросы.
Проект программы партии «Алаш»
I. Форма государства
Подобно России стать демократической, федеративной республикой.
Демократия означает объединение равных государств. В федеративной республике
каждое государство самостоятельно, но вместе они едины. Каждое само управляет
собой. Во главе правительства стоит Учредительное собрание и по желанию
Государственной Думы избираемый на определенный срок президент. Президент
управляет народом через министров, которые отвечают перед Государственной
Думой и Учредительным собранием.
II. Автономия
Все казахские области должны быть включены в одну автономную единицу, и
последняя должна входить на правах федеративной единицы в Российскую Федерацию.
Причем Казахстан в случае возможности объединяется с соседними областями
(краями) России, а в случае невозможности только сам Казахстан составляет одну
автономную единицу с введением земства в отдельных казахских губерниях.
III. Основные права гражданина
Все народности без различия религии и без различия пола уравниваются в своих
правах (свобода собраний, свобода выбора, объединений и открытия их, свобода слова,
печати, неприкосновенность личности). Во внесудебном порядке не производить
ареста. К арестованным в тех местах, где имеются судебные органы, обвинение
предъявляется в течение 24 ч. Кроме того, устанавливается неприкосновенность
частных корреспонденций.
Авторы проекта: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Елдес
Гумаров, Есенгали Турмагамбетов, Газымбек Биримжанов.
Казах. 1917, 21 ноября.
Нурпеисов К. Алаш и Алаш-Орда. Алматы, 1995. С. 200—222.
1. Какая основная идея заложена в проекте программы партии «Алаш»? Приведите два
аргумента в поддержку своего мнения.
___________________________________________________________________________
2. На реализацию, какой политической цели направлена деятельность партии «Алаш»?
___________________________________________________________________________
3. Какой вывод можно сделать о роли партии «Алаш» в возрождении национальной
государственности?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет основную идею программы партии «Алаш»;
− приводит первый аргумент в поддержку своего мнения;
− приводит второй аргумент в поддержку своего мнения;
− называет политическую цель партии «Алаш»;
− делает обоснованный вывод.
8
Тема Выдающиеся представители казахской интеллигенции
начала ХХ века
Цель обучения 8.3.1.5 Оценивать деятельность А. Букейханова как
политического лидера
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и оценивает достижения А.
Букейханова как политического лидера
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте по предложенной схеме характеристику А. Букейханова как политического
лидера
1. Сведения о жизненном пути. Условия,
повлиявшие на формирование личности,
взглядов, убеждений.
2. Личные качества, степень их соответствия
задачам, которые решал исторический
деятель.
3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы
поведения.
4.Способы действия; средства достижения
цели.
5. Соотнесенность целей исторического
деятеля и интересов какой либо социальной
группы. Круг друзей, единомышленников и
круг врагов.
6. Художественная, публицистическая и
научная литература, содержащая сведения о
данном человеке.
7. Роль личности в истории, результаты и
значение деятельности.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет факторы, повлиявшие на выбор
политической деятельности А. Букейханова;
− описывает не менее 3-х личных качеств А. Букейханова;
− описывает жизненные принципы А. Букейханова;
− приводит не менее 2-х примеров достижения
политических целей А. Букейханова;
− определяет интересы, каких социальных слоев защищал
А. Букейханов;
− называет не менее 2- х единомышленников и не менее 2-
х противников А. Букейханова;
− приводит доказательства о своей позиции по оценке
достижений политика.
9
Раздел Установление советской власти в Казахстане
Тема Казахстан в годы гражданского противостояния
(1917-1920 гг.)
Цель обучения 8.3.1.2 Оценивать общественно-политические процессы
в Казахстане начала XX века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует причины и последствия
февральской и октябрьской революций
 Оценивает влияние февральской и октябрьской
революций на политическую ситуацию в
Казахстане начала XX века
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните сравнительную таблицу
Февральская революция Линии сравнения Октябрьская революция
Причины
Общие причины:
Основные события
Особенности
Последствия
Вывод: Насколько Февральская и Октябрьская революции повлияли на изменение
политической ситуации в Казахстане начала XX века.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет не менее 2-х причин Февральской
революции;
− определяет не менее 2-х причин Октябрьской
революции;
− описывает не менее 3-х общих причин революций;
− описывает не менее 2-х событий Февральской
революции;
− описывает не менее 2-х событий Октябрьской
революции;
− определяет не менее 2-х особенностей Февральской
революции;
− определяет не менее 2-х особенностей Октябрьской
революции;
− определяет не менее 2-х последствий Февральской
революции;
− определяет не менее 2-х последствий Октябрьской
революции;
− пишет обоснованный вывод об изменениях
политической ситуации в Казахстане начала XX века
под влиянием революций.
10
Тема Национальные автономии в Казахстане
Цель обучения 8.3.1.6 Оценивать значение образованных в Казахстане
национальных автономий
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает политическую деятельность
национальных автономий (Алашорда и
Туркестанская автономия)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Определите особенности политики правительства Алашорды и Туркестанской
автономии и общую идею национальных автономий. Заполните таблицу.
Алашорда Общие черты Туркестанская
(Кокандская)
автономия
Особенности:
1.
2.
Идеи:
Цели:
Особенности:
1.
2.
Вывод:
В чем историческая значимость политических идей образованных в Казахстане
национальных автономий?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет первую особенность политики правительства
Алашорды;
− определяет вторую особенность политики правительства
Алашорды;
− определяет первую особенность политики правительства
Туркестанской автономии;
− определяет вторую особенность политики правительства
Туркестанской автономии;
− определяет общую идею национальных автономий;
− определяет две общие цели национальных автономий;
− обосновывает вывод об исторической значимости
политических идей образованных в Казахстане
национальных автономий.
11
Тема Образование Киргизской (Казахской) Автономной
Советской Республики
Цель обучения 8.3.1.6 Оценивать значение образованных в Казахстане
национальных автономий
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает значимость образования Киргизской
(Казахской) Автономной Советской Республики
в возрождении национальной государственности
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию
казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена
первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов
Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам
национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и
ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и
Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа
проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной
социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа
этот декрет был утвержден и вступил в действие.
4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительный Съезд Советов
Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С.
Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В. Радус-3еньковичем.
Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург.
В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для
более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано
областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.
Источник: Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
1.О каком историческом событии идёт речь в тексте?
___________________________________________________________________________
2.Какова была политическая обстановка в Казахстане накануне данного события?
___________________________________________________________________________
3. Какие изменения принесло данное событие для общества и государства?
____________________________________________________________________________
4. В чем историческая значимость данного события?
____________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− определяет историческое событие, описанное в
тексте;
− описывает политическую ситуацию в Казахстане
накануне данного события;
− называет не менее 3-х общественно-политических
изменений под влиянием данного события;
− оценивает значимость данного события для
Казахстана.
12
2 четверть
Раздел 3. Казахстан в период тоталитаризма
Тема Переход от политики «военного коммунизма»
к НЭПу
Цель обучения 8.4.1.1 Анализировать изменения, произошедшие в
результате новой экономической политики,
сравнивая источники и аргументы
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры изменений в ходе НЭП
 Анализирует последствия НЭП
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте SWOT-анализ НЭП.
S-Сильные стороны 1.
2.
W-Слабые стороны 1.
2.
O-Возможности 1.
2.
T-Угрозы 1.
2.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет не менее 2-х сильных сторон НЭП;
− прогнозирует возможности развития экономики исходя из
сильных сторон НЭП;
− определяет не менее 2-х слабых сторон НЭП;
− анализирует угрозы (опасности) НЭП для развития
экономики Казахстана, исходя из слабых сторон НЭП.
13
Тема Индустриализация в Казахстане в 1920-1930-е годы
Цель обучения 8.4.2.1 Анализировать достижения и недостатки
индустриализации в Казахстане
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры достижений и недостатков
индустриализации в Казахстане
 Анализирует влияние индустриализации на
экономику Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу Индустриализация в Казахстане.
Достижения Цели индустриализации в
Казахстане
Недостатки
Участники
Противники
Вывод: Способствовала ли индустриализация благоприятному развитию экономики
Казахстана?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет цели индустриализации в Казахстане;
− приводит не менее 2-х примеров достижений
индустриализации в Казахстане;
− приводит не менее 2-х примеров недостатков
индустриализации в Казахстане;
− называет не менее 2-х участников проведения
индустриализации в Казахстане;
− называет не менее 2-х противников проведения
индустриализации в Казахстане;
− делает вывод о влиянии индустриализации на экономику
Казахстана.
14
Тема Коллективизация в Казахстане
Цель обучения 8.1.1.1 Определять причины и последствия
демографических изменений
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет демографические изменения в ходе
коллективизации в Казахстане
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя предложенный текст и собственные знания, составьте статистическую
таблицу о причинах и последствиях демографических изменений вследствие сплошной
коллективизации в Казахстане.
По сведениям отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ-НКВД, в республику была
выселена 46091 семья, или свыше 180 тысяч человек. 7 августа 1932 г. был принят
Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и
укреплении общественной (социалистической) собственности». Только за первый год
действия антиконституционной нормы в Казахстане было осуждено 33345 человек.
Материалы переписи 1937 г. фиксируют снижение численности и других этносов
Казахстана.
Об этом дают представление следующие данные.
Украинцы – уменьшение состава на 100 тыс. человек (11%)
Русские – уменьшение на 85 тыс. человек (6%)
Узбеки – уменьшение на 20 тыс. человек (8%)
Уйгуры – уменьшение на 10 тыс. человек (13%)
Татары – на 9 тысяч человек (10%)
Немцы – уменьшение на 6 тыс. человек (11%)
Мордва – уменьшение на 4 тыс. чел (12%)
Белорусы – уменьшение на 3 тыс. чел (10%)
Киргизы – уменьшение на 3 тыс. чел (25%)
Дунгане – уменьшение на 1 тыс. чел (10%)
Другие национальности – уменьшение на 9 тыс. чел (10%)
По подсчетам демографа М. Татимова казахи во время коллективизации потеряли
2100 тысяч человек, что составило 42% казахского населения. Созданная по
советскому образцу казахская государственность 1920 года нисколько не
защитила своих граждан от катастрофы в мирное время. Примерные масштабы
невосполнимой убыли коренного населения Казахстана в годы трагедии определяются
в пределах около 2 млн. человек или 49% от первоначальной численности.
Демографические изменения в ходе коллективизации в Казахстане
Местное население Причины коллективизации
в Казахстане
Представители других
этносов
Дескрипторы
Обучающийся
− приводит не менее 3-х изменений в жизни местного
населения в ходе коллективизации в Казахстане;
− приводит не менее 3-х демографических изменений среди
переселенцев в ходе коллективизации в Казахстане;
− называет не менее 3-х причин проведения
коллективизации в Казахстане.
15
Тема Политические репрессии 1920-30-х годов
Цель обучения 8.3.1.7 Анализировать последствия политики командно-
административной системы в 20–30 гг. ХХ века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует причины и последствия репрессий
в Казахстане в 30 гг. ХХ века
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте PESTLE-анализ для выявление причин и последствий репрессий 1937-1938
годов.
P — политический
E — экономический
S — социальный
T – технологический
L — правовой
E — этнический
Дескрипторы Обучающийся
− определяет политические изменения в жизни местного
населения Казахстана в 30 гг.;
− определяет экономические изменения в жизни местного
населения Казахстана в 30 гг.;
− определяет социальные изменения в жизни местного
населения Казахстана в 30 гг.;
− определяет технологические изменения в Казахстане в 30
гг.;
− определяет изменения в правом положении местного
населения Казахстана в 30 гг.;
− определяет демографические изменения населения
Казахстана в 30 гг.
16
Раздел 4. Культура Советского Казахстана: наука и образование
Тема А. Байтурсынов – «учитель нации»
Цель обучения 8.2.2.2 Оценивать деятельность А. Байтурсынова как
основоположника казахской лингвистики,
общественного деятеля
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и оценивает деятельность А.
Байтурсынова как основоположника казахской
лингвистики, общественного деятеля
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте по предложенной схеме характеристику А. Байтурсынова как общественного
деятеля
1. Сведения о жизненном пути. Условия,
повлиявшие на формирование личности,
взглядов, убеждений.
2. Личные качества, степень их соответствия
задачам, которые решил исторический
деятель.
3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы
поведения.
4. Способы действия; средства достижения
цели.
5. Соотнесенность целей исторического
деятеля и интересов какой либо социальной
группы. Круг друзей, единомышленников и
круг врагов.
6. Художественная, публицистическая и
научная литература, содержащая сведения о
данном человеке.
7. Роль личности в истории, результаты и
значение деятельности.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет факторы, повлиявшие на выбор
политической деятельности А. Байтурсынова;
− описывает не менее 3-х личных качеств А.
Байтурсынова;
− описывает жизненные принципы А. Байтурсынова;
− приводит не менее 2-х примеров достижения
политических целей А. Байтурсынова;
− определяет интересы, каких социальных слоев защищал
А. Байтурсынов;
− называет не менее 2-ух единомышленников и не менее
2-ух противников А. Байтурсынова;
− приводит доказательства о своей позиции по оценке
достижений политика.
17
Тема Наука и система образования в 20-30 годы XX века
Цель обучения 8.2.3.2 Определять положение казахского языка в
советский период
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет факторы, повлиявшие на
снижение статуса казахского языка в
советский период
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте кластер на тему: «Положение казахского языка в советский период», отразите
проблемы языковой политики, используя информацию с нижеприведенного текста.
В принятой в 1937 г. Конституции КазССР уже не было статьи о государственном
языке. А 13 марта 1938 г. принимается Постановление «Об обязательном изучении
русского языка в школах национальных республик и областей». Согласно
постановлению изучение русского языка начиналось со 2 класса (с 1948 г. русский язык
изучается со второго полугодия 1 класса), большое внимание уделялось изучению
русской литературы, обычно на русском языке. Все это способствовало лучшему
овладению учащимися русским языком.
Так была подготовлена основа к следующей языковой операции – к
принудительному переходу к русскому алфавиту. Переход на кириллицу в 1940 г.
«ознаменовался» тем, что за основу взяли русский алфавит целиком со специфическими
русскими буквами (ь, ъ, ё, ц, ч, щ, э, ю, я, которые отсутствуют в казахском языке) для
написания т.н. заимствований из русского языка. А на деле иноязычных, т.е. русских
слов. Ранние естественные заимствования, вроде бөрене, жәрменке, жәшік, кәмпит,
кереует, самауыр и т.д., вошли в лексический состав языка. В советское же время в
нарастающем темпе в казахском языке образовался целый пласт русских слов. Он не
только обеднил язык и превратил его в «казахско-русский диалект», но и вызвал
«эрозию» языка.
Кроме нарушения фонетики, орфоэпии и синтаксиса, эти слова снижают
функциональные возможности языка и препятствуют естественным заимствованиям из
других языков.
13 апреля 1938 правительство Казахстана приняло постановление N 353 «О
Основные
проблемы
национальной
языковой
политики
18
реорганизации национальных школ», которое стало руководством в деятельности
Наркомпроса. Так называемая «реорганизация» заключалась, по сути, в ликвидации
всей построенной в годы советской власти системы образования на национальных
языках, прежде всего, школьного образования.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет первый фактор, повлиявший на снижение
статуса казахского языка в советский период;
− определяет второй фактор, повлиявший на снижение
статуса казахского языка в советский период;
− определяет третий фактор, повлиявший на снижение
статуса казахского языка в советский период;
− определяет четвертый фактор, повлиявший на снижение
статуса казахского языка в советский период.
19
Тема К. Сатпаев — универсальный ученый
Цель обучения 8.2.3.4 Оценивать роль К. Сатпаева в развитии
казахстанской промышленности и науки
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и оценивает вклад К. Сатпаева в
развитие казахстанской промышленности и
науки
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте по предложенному шаблону характеристику К. Сатпаева как ученого и дайте
оценку его общественной деятельности.
Профиль исторического деятеля
ИМЯ________________________________________
Характеристика_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Достижения Трудности
Вывод: вклад К. Сатпаева в развитие казахстанской промышленности и науки
Дескрипторы Обучающийся
− описывает не менее 3-х личных качеств К. Сатпаева;
− приводит не менее 2-х примеров успешной научной и
хозяйственной деятельности К. Сатпаева;
− приводит не менее 2-х примеров трудностей в научной и
хозяйственной деятельности К. Сатпаева;
− приводит доказательства о своей позиции по оценке
достижений ученого.
Фото
20
Раздел 5. Культура Советского Казахстана: литература и искусство
Тема Развитие казахской литературы и искусства
в 20-30-е годы XX века
Цель обучения 8.2.2.3 Определять изменения в искусстве и литературе
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Определяет изменения в искусстве и литературе в 20-30-е
годы XX века
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Выберите три задания, совмещающие все жанры искусства из таблицы, расположенные
через центр по прямой линии или диагонали и опишите изменения в данных сферах.
Изменения в искусстве и литературе
Кинематограф Художественный стиль
Искусство и власть
Примеры произведений
Известные авторы
Жанры литературы
Деятели искусства Театральные постановки
Основная тематика
произведений
Дескрипторы Обучающийся
− описывает не менее 3-х изменений по выбранной линии;
− приводит факты в каждой категории.
21
3 четверть
Раздел 6. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
Тема Участие казахстанцев в сражениях Великой Отечественной войны
Цель обучения 8.3.2.2 Определять героические и личностные качества Б.
Момышулы
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Определяет героические и личностные качества Б.
Момышулы
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу о героических и личностных качествах Б. Момышулы
Личные качества героя
ВОВ.
Сведения о жизненном
пути. Условия,
повлиявшие на
формирование личности,
взглядов, убеждений.
Жизненные принципы,
идеалы, мотивы
поведения.
Б. Момышулы(1910—1982) — участник Великой Отечественной войны, Герой
Советского Союза, панфиловец, участник битвы за Москву, писатель.
Достижения на военной службе
Художественная, публицистическая
литература, кинофильмы, содержащие
сведения о данном человеке.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет факторы, повлиявшие на выбор военной
службы Б. Момышулы;
− описывает не менее 3-х личных качеств Б. Момышулы;
− описывает жизненные принципы Б. Момышулы;
− приводит не менее 2-х примеров героизма в военной
службе Б. Момышулы;
− приводит примеры (не менее 2-х) литературных
произведений или кинофильмов.
22
Тема Казахстан — арсенал фронта
Цель обучения 8.1.2.2 Определять социальное положение народа в
военные годы
Критерий оценивания Обучающийся
Объясняет факторы, повлиявшие на социальное
положение народа в военные годы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Укажите факторы оказавшие влияние на социальное положение народа в военные годы
Дескрипторы Обучающийся
− приводит первый пример экономических изменений в
жизни казахстанцев в военные годы;
− приводит второй пример экономических изменений в
жизни казахстанцев в военные годы;
− приводит первый пример политических изменений в
жизни казахстанцев в военные годы;
− приводит второй пример политических изменений в
жизни казахстанцев в военные годы;
− приводит первый пример социальных изменений в жизни
казахстанцев в военные годы;
− приводит второй пример социальных изменений в жизни
казахстанцев в военные годы.
Экономические факторы
Политические факторы
Социальные факторы
• 1
• 2
• 1
• 2
• 1
• 2
23
Тема Культура Казахской ССР
в период Великой Отечественной войны
Цель обучения 8.2.2.5 Оценивать значение искусства и литературы в
поднятии духа народа во время войны
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует и оценивает значение искусства и
литературы в поднятии духа народа во время
войны
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните сравнительную таблицу об особенностях развития искусства и литературы в
годы Великой Отечественной войны.
Напишите вывод о значимости данных произведений в поднятии духа народа.
Музыкальное искусство Литература Кинематограф
Приведите примеры произведений, краткое описание содержания.
1. 1. 1.
Какое воздействие оказали на людей?
Вывод о значимости данных произведений в поднятии духа народа.
Дескрипторы Обучающийся
− называет 1 музыкальное произведение и анализирует его
содержание;
− объясняет воздействие данного музыкального
произведения на победный настрой людей;
− называет 1 литературное произведение и анализирует его
содержание;
− объясняет воздействие данного литературного
произведения на победный настрой людей;
− называет 1 кинофильм и анализирует его содержание;
− объясняет воздействие данного кинофильма на победный
настрой людей;
− оценивает значимость данных произведений в поднятии
духа народа.
24
Дескрипторы Обучающийся
− распределяет первый пункт;
− распределяет второй пункт;
− распределяет третий пункт;
− распределяет четвертый пункт;
− распределяет пятый пункт;
− распределяет шестой пункт.
Тема Депортация народов СССР в Казахстан
Цель обучения 8.1.1.1 Определять причины и последствия
демографических изменений
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет причины и последствия депортации
народов СССР в Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Распределите нижеприведенные данные о депортации народов СССР на причины и
последствия.
1.Возможная борьба кавказских народов за национальную независимость.
2. Всего депортации подверглось 1 млн 209 тыс. человек.
3.Безопасность южных границ государства.
4. Все мобилизуемые немцы направлялись для работы при лагерях НКВД СССР и
организовывались в рабочие колонны.
5. Высокая смертность ввиду голода и болезней, а также нехватки воды.
6. Подозрение в японском или немецком шпионаже против советской власти.
Причины Последствия
25
Раздел 7. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 годы)
Тема Социально-экономическое развитие Казахской ССР
в послевоенные годы
Цель обучения 9.4.2.1 Определять состояние промышленности и делать
выводы
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет состояние промышленности
 Анализирует развитие промышленности
Казахской ССР в послевоенные годы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Работа с таблицей. Определите верное суждение.
Утверждение Истина Ложь
Выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина.
Основной задачей четвертой пятилетки было развитие легкой
промышленности республики.
Опережающими темпами развивались отрасли, производящие
сырье и топливо.
В 1955 г. завершилось строительство железной дороги Моинты —
Чу.
Казахстан стал крупнейшим звеном военно-промышленного
комплекса (ВПК).
Попроизводству промышленной продукции к концу четвертой
пятилетки Казахстан должен был превысить уровень 1940 года в
2,2 раза.
2. Напишите статью (80-100 слов) о состояние промышленности Казахской ССР
в послевоенные годы.
Критерии к статье:
− Указаны основные экономические проблемы (не менее 3-х) Казахской ССР
− в послевоенные годы;
− Перечислены достижения в сфере промышленности (не менее 3-х) в 1946-
1953;
− Дан аргументированный вывод о развитии промышленности Казахской ССР
− в послевоенные годы.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет верно ли 1 утверждение;
− определяет верно ли 2 утверждение;
− определяет верно ли 3 утверждение;
26
− определяет верно ли 4 утверждение;
− определяет верно ли 5 утверждение;
− определяет верно ли 6 утверждение;
− определяет первую экономическую проблему Казахской
ССР в послевоенные годы;
− определяет вторую экономическую проблему Казахской
ССР в послевоенные годы;
− определяет третью экономическую проблему Казахской
ССР в послевоенные годы;
− приводит пример 1 достижения в развитии
промышленности Казахской ССР в послевоенные годы;
− приводит пример 2 достижения в развитии
промышленности Казахской ССР в послевоенные годы;
− приводит пример 3 достижения в развитии
промышленности Казахской ССР в послевоенные годы;
− пишет аргументированный вывод о развитии
промышленности Казахской ССР в послевоенные годы.
27
Тема Военно-промышленный комплекс в Казахстане
Цель обучения 9.3.2.1 Анализировать последствия создания военно-
промышленного комплекса Казахстана во
второй половине XX века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует последствия создания военно-
промышленного комплекса Казахстана во второй
половине
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Ответьте на вопросы к документу.
Выдержка из Закона Республики Казахстан от 18 декабpя 1992 года N 1787-XII.
Статья 6. Зона максимального радиационного риска
Зона максимального радиационного риска — часть территории, подвергшейся
радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 35 до 100 бэр за весь
период испытаний.
К зоне максимального радиационного риска относятся населенные пункты Абайского,
Бескарагайского и упраздненного Жанасемейского районов, Акбулакского,
Абралинского, Алгабасского, Айнабулакского, Караоленского и Танатского сельских
округов города Семей Восточно-Казахстанской области, Акжарского и Малдарского
сельских округов Майского района Павлодарской области.
Статья 7. Зона повышенного радиационного риска
Зона повышенного радиационного риска – часть территории, подвергшейся
радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь
период испытаний.
К этой зоне относятся населенные пункты Бородулихинского, Жарминского,
Аягузского, Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского районов, города Семей,
Курчатов, Усть-Каменогорск и Риддер Восточно-Казахстанской области;
Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного
Казыбекбийского района, Майский район Павлодарской области.
1. О чем идет речь в документе?
______________________________________________________________________
2. Какое событие способствовало созданию данного документа?
______________________________________________________________________
3. Каковы были последствия указанного в документе события?
______________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− определяет характер документа;
− называет событие, из-за которого создали данный закон;
− анализирует первое последствие события;
− анализирует второе последствие события;
− анализирует третье последствие события.
28
Тема Влияние сталинской идеологии на общественно-
политическую жизнь в Казахстане
Цель обучения 9.3.1.1 Объяснять особенности общественно-
политической жизни, давать собственную
интерпретацию
Критерий оценивания Обучающийся
 Раскрывает особенности общественно-
политической жизни через написание поста в
интернет
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Напишите пост на тему: «Влияние сталинской идеологии на общественно-
политическую жизнь в Казахстане»для публикации в социальной сети в роли блогера.
Для написания поста:
− Определите структуру статьи — перечень основных пунктов (целевая
аудитория, актуальность темы, основная часть, вывод);
− раскройте каждый из пунктов;
− приведите недостатки и преимущества сталинской идеологии;
− в заключении приведите собственную оценку влияния сталинской идеологии
на общественно-политическую жизнь в Казахстане.
«Влияние сталинской идеологии на общественно-
политическую жизнь в Казахстане»
Дескрипторы Обучающийся
− определена целевая аудитория;
− раскрывается актуальность темы;
− приводит не менее 3-х недостатков сталинской идеологии;
− приводит не менее 3-х преимуществ сталинской
идеологии;
− обосновывает вывод об оценке влияния сталинской
идеологии на общественно-политическую жизнь в
Казахстане.
29
Раздел 8. Казахстан в годы «хрущевской оттепели» (1954-1964 годы)
Тема Общественно-политическое развитие Казахстана в
период «хрущевской оттепели»
Цель обучения 9.3.1.1 Объяснять особенности общественно-
политической жизни, давать собственную
интерпретацию
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет особенности общественно-
политической жизни посредством создания
постера
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Опираясь на предложенную таблицу, шаблон и собственные знания, создайте постер
на тему Общественно-политическое развитие Казахстана в период «хрущевской
оттепели»
Экономика Что не изменилось в
обществе
Новые тенденции
процессы демократизации;
«хрущевская оттепель»;
ускоренные темпы
развития промышленности;
освоение целинных и
залежных земель;
милитаризация экономики,
гонка вооружений.
не закончен процесс
реабилитации;
не все репрессированные
народы восстановлены в
правах;
действовал авторитарный
стиль управления;
подавление инакомыслия и
инакодействия.
осуждение культа личности
Сталина;
1945-56гг.- расширение
прав союзных республик;
начало процесса
реабилитации
репрессированных граждан.
Дескрипторы Обучающийся
− приводит не менее 3-х особенностей общественно-
политической жизни в период «хрущевской оттепели»;
− определяет не менее 3-х последствий «хрущевской
оттепели».
Тема Казахстан в эпоху освоения целины
30
Цель обучения 9.4.1.1 Оценивать изменения, имевшие место в сельском
хозяйстве в советское время
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует изменения, имевшие место в
сельском хозяйстве
 Оценивает последствия освоения целины в
Казахстане
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните информационный органайзер Изменения в сельском хозяйстве в годы
освоения целины.
Основные даты
1
2
3
Основные термины Деятели
1
2
Последствия освоения целины в Казахстане были …
Дескрипторы Обучающийся
− называет не менее 3-х значимых дат;
− анализирует не менее 3-х положительных изменений в
сельском хозяйстве в годы освоения целины;
− анализирует не менее 3-х отрицательных изменений в
сельском хозяйстве в годы освоения целины;
− называет не менее 3-х терминов связанных с освоением
целины;
− называет не менее 2-х исторических деятелей и кратко
описывает роль в освоении целины.
31
Тема Сырьевая направленность экономики Казахской ССР
Цель обучения 9.3.2.1 Анализировать последствия создания военно-
промышленного комплекса Казахстана во
второй половине XX века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует последствия создания военно-
промышленного комплекса Казахстана через
STEЕPLE–анализ
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя текст и собственные знания, проанализируете последствия создания военно-
промышленного комплекса Казахстана, используя STEЕPLE–анализ.
На территории Казахстана во времена союза существовало более 50 предприятий
оборонной промышленности. Большинство заводов, выпускающих военную продукцию
в советском Казахстане, появились в период эвакуации промышленных предприятий из
оккупированных территорий и прифронтовой зоны во время Великой Отечественной
войны. Пик их развития пришелся на период гонки вооружения во время холодной
войны. На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения выпускали
баллистические ракеты средней дальности. На острове Возрождение в Аральском
море был сооружен испытательный полигон бактериологического оружия.
В Северном Казахстане и Семипалатинской области были размещены самые
тяжелые в мире межконтинентальные баллистические ракеты (каждая из них была
оснащена 10 ядерными боеголовками мощностью по 550 килотонн), на боевом
дежурстве стояли 104 ракеты «РС-20» (по натовской классификации -«88-18»). На
военных аэродромах размещались 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 МС с
240 крылатыми ядерными ракетами.
12 февраля 1955 г. принято постановление Совета Министров СССР № 292–181 о
строительстве полигона. Космодром занимает территорию площадью 6717 км². К
ноябрю 1956 года были завершены строительно-монтажные работы на большинстве
объектов и сооружений, обеспечивающих готовность к началу летных испытаний МБР.
Были построены: стартовый комплекс, пункт управления запуском, монтажно-
испытательный корпус, часть измерительных пунктов, здания вычислительного центра,
введены в действие водовод, водонасосная станция и электростанция. Строились
автомобильные и железные дороги.
P – политический
E — экономический
S — социальный
T – технологический
L — правовой
32
E — этнический
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует экономические последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана;
− анализирует социальные последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана;
− анализирует политические последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана;
− анализирует экологические последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана;
− анализирует технологические последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана;
− анализирует этнические последствия (не менее 2-х)
создания военно-промышленного комплекса Казахстана.
33
Раздел 8. Казахстан в годы «застоя» (1965-1985 годы)
Тема Социально-экономическое развитие Казахстана в 1965-
1985 гг.
Цель обучения 9.4.2.1 Определять состояние промышленности и делать
выводы
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует развитие промышленности
Казахстана в 1965-1985 гг.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
За 1965-1985 гг. Республика превратилась в один из крупнейших, промышленных
регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место
в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее
удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных
производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято
1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики.
В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала
республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и
цехов. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в
СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально- производственные
комплексы—Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский. Если
рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно
заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное
развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и черная металлургия,
химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился относительно высокий
удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики
сырьевые ресурсы и ‘получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении
которых находилось около половины промышленности республики, почти не
вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной
инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей
среды.
1. Каково было состояние промышленности Казахстана в годы «застоя»?
______________________________________________________________________
2. Какая сфера промышленности преобладала и почему?
______________________________________________________________________
3. Вывод о развитии промышленности Казахстана в 1965-1985 гг.
______________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует не менее 3-х достижений в промышленности;
− анализирует не менее 3-х минусов в развитии
промышленности;
− определяет доминирующую сферу промышленности и
объясняет причины данного явления;
− делает аргументированный вывод о развитии
промышленности Казахстана в 1965-1985 гг.
34
Тема Противоречия в общественно-политическом развитии Казахстана в
60-80-е годы ХХ века
Цель обучения 9.3.1.2 Оценивать роль общественно-политических деятелей по
отстаиванию национальных интересов
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Оценивает роль общественно-политических деятелей по
отстаиванию национальных интересов
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте по предложенному шаблону характеристику Ж. Ташенову как защитнику
национальных интересов и дайте оценку его общественной деятельности.
Профиль исторического деятеля
ИМЯ________________________________________
Характеристика_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Достижения Трудности
Вывод: вклад Ж. Ташенова в деле защиты национальных интересов.
Дескрипторы Обучающийся
− описывает не менее 3-х личных качеств Ж. Ташенова;
− приводит не менее 2-х примеров успешной общественно —
политической деятельности К. Сатпаева;
− приводит не менее 2-х примеров трудностей в
общественно — политической деятельности Ж. Ташенова;
− приводит доказательства о своей позиции по оценке
достижений деятеля.
Фото
35
Раздел 9. Культура Советского Казахстана (1946-1985 годы)
Тема Развитие системы образования и науки во второй
половине XX века
Цель обучения 9.2.3.2 Оценивать политику государства в сфере
образования и науки
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает политику государства в сфере
образования и науки через SWOT-анализ
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Составьте SWOT-анализ развития системы образования и науки Казахстана в 1946-
1985 годы.
S – Сильные стороны 1.
2.
W – Слабые стороны 1.
2.
O — Возможности 1.
2.
T — Угрозы 1.
2.
2. Напишите письменное заключение на тему: Противоречия системы образования и
науки Казахстана в советский период.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет не менее 2-х сильных сторон системы
образования и науки Казахстана;
− прогнозирует возможности развития экономики исходя из
сильных сторон системы образования и науки Казахстана;
− определяет не менее 2-х слабых сторон системы
образования и науки Казахстана;
− анализирует сценарий угроз для развития экономики
исходя из слабых сторон системы образования и науки
Казахстана;
− определяет не менее 3-х противоречий в системе
образования и науки Казахстана в указанный период;
− анализирует причины данных противоречий;
− делает обоснованный вывод.
36
4 четверть
Раздел 10. Казахстан в годы перестройки (1986-1991 годы)
Тема Казахстан на начальном этапе «перестройки»
Цель обучения 9.4.1.2 Анализировать социально-экономические
проблемы, имевшие место в советское время
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует социально-экономические
проблемы, имевшие место в советское время
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу «Казахстан в эпоху перестройки» и напишите обоснованный вывод
Общественная жизнь в годы
перестройки
Достижения Трудности
Роль М.Горбачева в демократизации
общества
1.
2.
1.
2.
Вывод:
Дескрипторы
Обучающийся
− приводит примеры (не менее 3-х) социально-
экономических достижений;
− приводит примеры (не менее 3-х) социально-
экономических трудностей;
− анализирует роль М.Горбачева;
− обосновывает собственный вывод о последствиях
«перестройки».
37
Тема Декабрьские события 1986 года в Казахстане
Цель обучения 9.3.1.4 Сравнивать и анализировать проявления
народного недовольства против командно-
административной политики
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет и анализирует проявления
народного недовольства против командно-
административной политики
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу о политических явлениях в годы перестройки.
События Название Обозначенные
проблемы
Особенности
1.
2.
Вывод: Какое из данных событий наиболее значимое в деле защиты интересов
народа?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет первое событие и его особенности;
− определяет второе событие и его особенности;
− определяет третье событие и его особенности;
− определяет четвертое событие и его особенности;
− анализирует первую общую проблему явившуюся
причиной народного недовольства;
− анализирует вторую общую проблему явившуюся
причиной народного недовольства;
− пишет обоснованный вывод.
38
Раздел 11. Возрождение государственности Казахстана (1991 — 1996 годы)
Тема Провозглашение Независимости Республики Казахстан
Цель обучения 9.3.1.6 Определять первые шаги Казахстана после
обретения Независимости и делать обобщения
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует развитие Казахстана после
обретения Независимости и делает обобщения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте развитие Казахстана на начальном этапе (1991 — 1996 годы) после
обретения независимости.
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует изменения в политике Казахстана на
начальном этапе независимости;
− анализирует изменения в социальной сфере Казахстана на
начальном этапе независимости;
− анализирует изменения в экономике Казахстана на
начальном этапе независимости;
− анализирует изменения в культуре Казахстана на
начальном этапе независимости;
− обосновывает собственный вывод.
В этот период произошло провозглашение государственной независимости
Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение
самостоятельной экономической системы, финасово-кредитной, налоговой и
таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республики
Казахстан.
Политика Культура Экономика
Социальная
сфера
Вывод:
39
Тема Казахстан – субъект международного права
Цель обучения 9.3.2.3 Анализировать взаимоотношения Казахстана с
региональными и международными
организациями
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует взаимоотношения Казахстана с
региональными и международными
организациями
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте взаимоотношения Казахстана с региональными и международными
организациями.
Взаимосвязи с
региональными
организациями.
РК
Взаимосвязи с
международными
организациями.
Название и значимость
интеграции с данными
организациями.
Цель направленная на
реализацию национальных
интересов.
Вывод о дипломатических достижениях Казахстана:
Дескрипторы Обучающийся
− приводит 1 пример интеграции с региональными
организациями и анализирует значимость данных
взаимоотношений;
− объясняет цель интеграции РК с интеграции с
региональными организациями;
− приводит 1 пример интеграции с международными
организациями и анализирует значимость данных
взаимоотношений;
− объясняет цель интеграции РК с интеграции с
международными организациями;
− обосновывает собственный вывод.
40
Тема Экономическое развитие Казахстана в первые годы
Независимости
Цель обучения 9.4.1.3 Анализировать влияние процесса приватизации на
экономику Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует влияние процесса приватизации на
экономику Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте влияние процесса приватизации на экономику Республики
Казахстана.
Приватизация в РК
Основные этапы:
1.
2.
1
2
1
2
Вывод:
Дескрипторы Обучающийся
− объясняет особенности первого этапа приватизации;
− объясняет особенности второго этапа приватизации;
− анализирует положительное влияние приватизации на
экономику Казахстана;
− анализирует недостатки приватизации;
− делает обоснованный вывод.
41
Тема Социально-демографические процессы в первые годы
Независимости
Цель обучения 9.3.2.4 Определять важность установления казахской
диаспорой связей с исторической Родиной
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует важность установления казахской
диаспорой связей с исторической Родиной
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Используя текст и собственные знания, ответьте на вопросы.
Данное событие положило начало новой вехе развития нашего общества и государства.
Это было событие, которого ждали многие годы политических запретов и ограничений
наши соотечественники, которые эмигрировали за рубеж в разные годы и по разным
причинам. Огромная мечта казахов разбросанных по всему миру, побывать на
исторической Родине и отдать дань уважения праху своих предков сбылась осенью 1992
года, проведение форума такого масштаба и идеологической значимости на тот период
Отечественной истории было крайне важно и значимо в последующем этнокультурном
становлении нашего государства.
Мероприятие дало толчок консолидации диаспоры за рубежом, способствовало началу
создания казахских культурных центров в странах их проживания в соответствие с
законодательством и международным межгосударственным дипломатическим
соглашениям. Стали проводиться малые курултаи в государствах, где проживают
этнические казахи: Российской Федерации, Монгольской Республике, Кыргызской
Республике, и др.
Всемирная Ассоциация казахов: 20 лет активной работы по объединению народа и
сохранению его культуры и традиций
Автор статьи: А.С. Уалтаева
a) Какое событие описано в статье?
b) Почему данное событие явилось одним из важнейших после обретения
независимости?
2. Напишите письменное заключение о важности установления казахской диаспорой
связей с исторической Родиной
Дескрипторы Обучающийся
− определяет название события описанного в статье;
− объясняет значимость данного события для казахского
народа;
− приводит аргументы о важности установления казахской
диаспорой связей с исторической Родиной;
− обосновывает собственный вывод.
42
Раздел 12. Развитие Независимого Казахстана (с 1997 года до настоящего времени)
Тема Социально-экономическое развитие Казахстана с 1997
года
Цель обучения 9.4.1.4 Анализировать направления модернизации в
аграрном секторе
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует направления модернизации в
аграрном секторе
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте направления модернизации в аграрном секторе.
Причины кризиса
в сельском
хозяйстве
Социально-экономическое развитие
Казахстана с 1997 года
Принятые меры
(реформы)
1
2
3
После обретения Казахстаном
государственной независимости перед
республикой встала задача
осуществления перехода к рыночной,
социально-ориентированной
экономике. Однако в начале 90-х
годов «политика шла впереди
экономики», и это способствовало
разрыву экономических связей, во
многом искусственных.
Разорились субъекты сельского
хозяйства, поскольку они перестали
получать дотации и субсидии, в итоге
колхозы и совхозы оказались
банкротами.
1
2
3
Последствия
модернизации
1
2
Вывод:
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует причины кризиса (не менее 3-х) в сельском
хозяйстве;
− объясняет принятые меры (не менее 3-х);
− анализирует последствия (не менее 2-х) модернизации
экономики;
− обосновывает собственный вывод.
43
Тема Казахстан в системе международных отношений
Цель обучения 9.3.2.2 Оценивать признание Республики Казахстан на
международной арене
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает признание Республики Казахстан на
международной арене
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Опираясь на примеры, составьте инфографику достижений Республики Казахстан на
международной арене с 1997 года до настоящего времени.
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует внешнюю политику РК с 1997 года;
− приводит не менее 5-ти достижений РК во внешней
политике;
− обосновывает собственный вывод.
44
Тема Стратегии «Казахстан-2030, 2050»
Цель обучения 9.3.1.9 Анализировать долгосрочные государственные
стратегии
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует содержание государственных
стратегий и программ, прогнозируя перспективы
развития Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Сравните особенности государственных стратегий и программ
Государственные стратегии и
программы
Ход реализации
Достижения Трудности
Стратегия «Казахстан — 2030» 1.
2.
1.
2.
Стратегия «Казахстан-2050»
1.
2.
1.
2.
Вывод:перспективы развития Республики Казахстан
Дескрипторы Обучающийся
− приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития плана «Стратегия «Казахстан-2030»;
− анализирует трудности (не менее 2-х) в развитии
плана «Стратегия «Казахстан-2030»;
− приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития плана «Стратегия «Казахстан-2050»;
− анализирует трудности (не менее 2-х) в развитии
плана «Стратегия «Казахстан-2050»;
− обосновывает собственный вывод о перспективах развития
Республики Казахстан.
45
Раздел 12 Культура современного Казахстана (с 1991 года до настоящего времени)
Тема Роль религии в современном казахстанском обществе
Цель обучения 9.2.1.1 Анализировать деятельность традиционных и
деструктивных религиозных течений и
организаций
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует деятельность традиционных и
деструктивных религиозных течений и
организаций
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Проанализируйте деятельность деструктивных религиозных течений и организаций,
оказавших влияние на население Казахстана по следующему алгоритму.
Истоки проблемы
-период существования
-ключевые фигуры
-современное положение
-Насколько государство смогло
воспрепятствовать процессу
распространения деструктивных
религиозных течений и организаций?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет истоки проблемы;
− определяет временную шкалу активизации деятельности
деструктивных религиозных течений и организаций;
− называет ключевые личности;
− анализирует современное положение деструктивных
религиозных течений и организаций в РК;
− обосновывает собственный вывод.
46
Тема Национальная идея «Мәңгілік Ел»
Цель обучения 9.2.1.3 Оценивать значимость общенациональной идеи
«Мәңгілік Ел»
Критерий оценивания Обучающийся
 Оценивает значимость общенациональной идеи
«Мәңгілік Ел»
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Ознакомьтесь с цитатой первого президента Н. Назарбаева и напишите эссе на тему
Национальная идея «Мәңгілік Ел», опираясь на предложенные критерии.
Наша общенациональная идея «Мәңгілік Ел» — новая матрица патриотического
сознания казахстанцев. По-моему, это понятно и всем другим странам. Все хотят этого.
Она создала способ общения, в котором формируется и укрепляется наша уникальная
казахстанская идентичность. Патриотический акт «Мәңгілік Ел» — это документальная
форма общенациональной идеи. Это емкая, уникальная программа идентичности
единства казахстанцев», – глава государства Нурсултан Назарбаев.
Критерии:
— Использованы термины,
— Обозначены основные ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»,
— Вывод с оценкой значимости общенациональной идеи «Мәңгілік Ел».
Дескрипторы Обучающийся
− использует не менее 3-х терминов в описании зарождения
общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»;
− анализирует не менее 3-х ценностей заложенных в
общенациональной идее «Мәңгілік Ел»;
− обосновывает собственный вывод.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь