ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР Русская литература 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

СОР Русская литература 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

33032
0

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русская литература
6 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для
обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Русская литература» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………… 4
Суммативное оценивание за раздел «Мифы народов мира» ……………………………………………………………. 4
Суммативное оценивание за раздел «Мифы народов мира» ……………………………………………………………. 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………. 10
Суммативное оценивание за раздел «Тема Рождества в литературе» …………………………………………….. 10
Суммативное оценивание за раздел «Тема Рождества в литературе» …………………………………………….. 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………. 16
Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека» …………………………………………… 19
Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека» …………………………………………… 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………. 22
Суммативное оценивание за раздел «Сказочные и мифологические элементы в литературных
произведениях»……………………………………………………………………………………………………………………………. 22
Суммативное оценивание за раздел «Сказочные и мифологические элементы в литературных
произведениях»……………………………………………………………………………………………………………………………. 26
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Мифы народов мира»
Подраздел Мифы Древней Греции
Цель обучения 6.1.2.1 Иметь общее представление о художественном
произведении, понимать главную и второстепенную
информацию
6.1.5.1 Пересказывать (кратко, подробно) содержание
произведения небольшой эпической или драматической
формы, выражая свое мнение о героях и событиях
Критерии оценивания Обучающийся
• Понимает главную и второстепенную информацию
• Пересказывает содержание мифа
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Время выполнения 20 мин
Задания
1. Прочитайте миф «Актеон» и выполните задания к тесту.
Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий
полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный
Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на
зеленую цветущую долину Гаргафию, посвященную богине Артемиде. В крутом склоне
горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к нему, не зная,
что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде, и что она только что вошла
туда. Богиня отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанию. Нимфы сняли с
богини сандалии, волосы завязали узлом и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной
воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего
Актеона. Они окружили Артемиду, желая скрыть ее от взора смертного. Подобно тому,
как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева
лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то
Артемида, что Актеон нарушил ее покой, и превратила несчастного Актеона в стройного
оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя.
Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый
олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет
воскликнуть: «О, горе!» — но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз. Лишь
разум человека сохранила ему богиня. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем
бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и
поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним
мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы
впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь
это я, Актеон, ваш хозяин!» — но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в
4
ПРОЕКТ
этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба
видны в его глазах. Неизбежна гибель, рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове.
Затравили собаки дивного оленя, и не знали друзья Актеона, кем был этот олень. Так
погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных,
видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.
Выпишите главную информацию из текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выпишите второстепенную информацию из текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Подробно перескажите миф «Актеон», выражая свое мнение о героях, сохраняя стиль
изложения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Критерии оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает главную и
второстепенную
информацию
1 определяет главную информацию мифа; 1
определяет второстепенную
информацию;
1
Пересказывает содержание
мифа
2 пересказывает подробно содержание; 1
соблюдает последовательность; 1
выражает свое мнение о героях и
событиях;
2
сохраняет стиль изложения. 1
Всего баллов 7
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мифы народов мира»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Понимает главную и
второстепенную информацию.
Затрудняется определить
главную и второстепенную
информации.
Допускает ошибки в
определении главной или
второстепенной информации.
Безошибочно определяет
главную информацию, выявляет
второстепенную информацию.
Пересказывает (кратко,
подробно) содержание,
соблюдая последовательность,
выражая свое мнение о героях и
событиях.
Затрудняется пересказать
содержание мифа и выразить
свое мнение, не соблюдает
последовательность и стиль
изложения.
Пересказывает содержание
мифа, нарушая его
последовательность и допуская
ошибки в стиле изложения.
Подробно и последовательно
пересказывает содержание
мифа, выражая свое мнение,
сохраняя стиль изложения.
6
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Мифы народов мира»
Подраздел Библейская мифология
Цель обучения 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять их роль в сюжете произведения
6.3.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, оценивая
поступки главных героев
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет элементы композиции
• Выражает собственное мнение о поступке героев

Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
Прочитайте библейский миф «Вавилонская башня».
Вначале населяющие землю люди говорили на одном языке, и все друг друга
понимали. И захотелось людям оставить память о себе навеки веков: они решили
построить такую высокую башню, чтобы верхушка ее доставала до самого неба. Вместо
камней они использовали обожженный кирпич, а вместо извести – глину. Вокруг башни
постепенно возникал город, который был назван Вавилоном. Башня росла все выше и
выше, пока Бог не встревожился и не решил посмотреть, что она собой представляет. Не
понравилась ему затея, не захотел он, чтобы люди добрались до неба. И наслал Бог на
землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли
говорить друг другу. Во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
Среди строителей башни возникло по этой причине такое замешательство, что они
вынуждены были отказаться от своего дерзкого замысла, и рассеялись по всему свету,
побросав груды материала и орудия, которыми они пользовались. А башня стала малопомалу разваливаться. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки
кирпичей от вавилонской башни, потому что многие уносили их с собой на память о тех
временах, когда на земле существовал один народ и все люди понимали друг друга.
1. Соотнесите элементы композиции с цитатами из текста.
1. Экспозиция
2. Завязка
3. Развитие действия
4. Кульминация
5. Развязка
А) И наслал Бог на землю великую бурю.
В) Они решили построить такую высокую башню, чтобы верхушка ее доставала до самого
неба.
С) Вокруг башни постепенно возникал город, который был назван Вавилоном.
D) Люди говорили на одном языке, и все друг друга понимали.
Е) Во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
7
ПРОЕКТ
1 2 3 4 5
2. Как вы оцениваете действия вавилонских жителей? Правы ли они в своем желании?
Докажите свое мнение, приведите цитаты из текста.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет элементы
композиции
1 1 – D 1
2 – В 1
3 – С 1
4 – А 1
5 – Е 1
Выражает собственное
мнение о поступках героев
2 оценивает действия героев; 1
аргументирует свой ответ; 1
приводит цитаты. 1
Всего баллов 8
8
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мифы народов мира»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет элементы
композиции.
Затрудняется соотнести
композиционные элементы с
цитатами из текста, не знает их
порядка.
Допускает ошибки в
соотнесении композиционных
элементов с цитатами из текста.
Правильно сопоставляет
композиционные элементы мифа
с цитатами из текста.
Выражает собственное мнение о
поступках героев.
Неясно выражает свое мнение,
затрудняется аргументировать
примерами из текста.
Выражает свое мнение, допуская
ошибки при аргументировании
своего мнения.
Достаточно полно и
аргументированно выражает
свое мнение о поступках героев,
приводит цитаты из текста.
9
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Тема Рождества в литературе»
Подраздел Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Цель обучения 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть,
пьеса-сказка)
6.2.2.1 Определять основную мысль произведения, опираясь на
его структурные элементы
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет жанр
• Определяет основную мысль произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 мин
Задания
1. Определите жанр произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Аргументируйте свой ответ (назовите не менее 3-х признаков жанра).
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Какова основная мысль произведения?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод, чему учит читателей данное произведение.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Критерии оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет жанр
произведения
1 определяет жанр произведения; 1
называет 1-й признак жанра; 1
называет 2-й признак жанра; 1
называет 3-й признак жанра; 1
аргументирует свой ответ; 1
Определяет основную
мысль произведения
2 определяет основную мысль
произведения;
1
Делает вывод 3 делает вывод о том, чему учит
читателей данное произведение.
1
Всего баллов 7
10
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Тема Рождества в литературе»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет жанр произведения. Неправильно определяет жанр
произведения.
Определяет жанр произведения,
но не приводит аргументы.
Верно определяет жанр
произведения, приводит
аргументы.
Определяет основную мысль
произведения.
Неправильно определяет
основную мысль произведения.
Допускает ошибки в определении
основной мысли.
Верно понимает основную мысль
произведения.
11
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Тема Рождества в литературе»
Подраздел Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Цель обучения 6.2.7.1 Определять отношение автора к главным и
второстепенным героям
6.3.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой литературы, близкие по
тематике и проблематике
Критерии оценивания Обучающийся
• Выявляет отношение автора к персонажам
• Сопоставляет произведения по теме,
проблематике, отмечая сходства и различия
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
Прочитайте отрывок из произведения Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется»,
ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то
случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и
в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже
менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то
халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от
скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень
хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин,
подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она
здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг
захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело
праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не
дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то
восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая
одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу
близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый
уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже
начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не
двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он,
постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на
свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку,
ощупью, пошел из подвала.
1. Как вы думаете, как автор относится к мальчику, его матери и другим жильцам подвала?
Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
12
ПРОЕКТ
2. Сравните предложенный выше отрывок с отрывком из рассказа Л. Андреева
«Ангелочек» по теме, проблематике. Найдите сходства и различия. Подтвердите
примерами из текстов.
Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил
ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с
ребятами и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и
только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил
существование возможным.
В пятницу, накануне рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по
домам и не проскрипела ржавым, морозным скрипом калитка за последним из них. Уже
темнело, и с поля, куда выходил одним концом глухой переулок, надвигалась серая снежная
мгла; в низеньком черном строении, стоявшем поперек улицы, на выезде, зажегся
красноватый, немигающий огонек. Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом
круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе
маленькие сухие снежинки. Приходилось идти домой.
— Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила.
Рукава у нее были засучены, обнажая белые, толстые руки, и на безбровом, плоском лице
выступали капли пота. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах
водки. Мать почесала в голове толстым указательным пальцем с коротким и грязным ногтем
и, так как браниться было некогда, только плюнула и крикнула:
— Статистики, одно слово!
…Сашка презрительно шморгнул носом и прошел за перегородку, где слышалось
тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться,
сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу. Отец сидел
молча и ежился. Слабый свет проникал через широкую щель вверху, где перегородка на
четверть не доходила до потолка, и светлым пятном ложился на его высокий лоб, под
которым чернели глубокие глазные впадины. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и
тогда жена боялась и ненавидела его. Но когда он начал харкать кровью и не мог больше
пить, стала пить она, постепенно привыкая к водке. И тогда она выместила все, что ей
пришлось выстрадать от высокого узкогрудого человека, который говорил непонятные
слова, выгонялся за строптивость и пьянство со службы и наводил к себе таких же
длинноволосых безобразников и гордецов, как и он сам. В противоположность мужу она
здоровела по мере того, как пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела,
теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые
песни. А он лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и
думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни. И всем, с кем ни приходилось
говорить жене Ивана Саввича, она жаловалась, что нет у нее на свете таких врагов, как муж
и сын: оба гордецы и статистики.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
13
ПРОЕКТ
Критерии оценивания №
задан
ия
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Выявляет отношение автора к
персонажам
1 выявляет отношение автора к
персонажам рассказа;
1
называет приемы и средства,
используемые автором для
характеристики персонажа;
1
приводит 1-ю цитату из текстов 1
приводит 2-ю цитату из текстов 1
Сопоставляет произведения по
теме, проблематике, отмечая
сходства и различия
2 сопоставляет произведения по
теме, проблематике;
1
находит сходства; 1
отмечает различия; 1
приводит 1-й пример из текста; 1
приводит 2-й пример из текста. 1
Всего баллов 9
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Тема Рождества в литературе»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выявляет отношение автора
к персонажам.
Затрудняется формулировать
выводы об авторской позиции.
Допускает ошибки в
определении авторского
отношения к героям,
приводит несоответствующие
примеры из текста.
Верно понимает авторскую
позицию, обобщает информацию
из отрывка произведения,
приводит четкие,
последовательные аргументы.
Сопоставляет произведения
по теме, проблематике,
отмечая сходства и
различия.
Затрудняется сопоставлять
произведения по тематике,
проблематике, не находит сходств
и различий.
Допускает ошибки в
сопоставлении произведения по
тематике и проблематике, в
определении их сходств и
различий.
Сопоставляет произведения и
успешно находит сходства и
различия по тематике,
проблематике, используя цитаты
из текстов.
15
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека»
Подраздел И.С. Тургенев «Муму»
Цель обучения 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть,
пьеса-сказка)
6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и
прозаических произведений, важные для характеристики
главных героев
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет жанр и его основные признаки
• Анализирует эпизод произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Жанр произведения И.С. Тургенева «Муму»
A) сказка
B) повесть
C) рассказ
D) басня
E) роман
2. Укажите признаки, соответствующие произведению И.С. Тургенева «Муму»
A) широкое изображение жизни, ряд событий, большое количество героев
B) средняя эпическая форма, малое количество героев, короткий промежуток времени
C) небольшой объем, небольшое количество героев, кратковременные события
D) стихотворная форма, нравоучительный характер, содержит мораль
E) волшебный или бытовой характер, связан с устным народным творчеством
Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Сделайте письменный
анализ эпизода, опираясь на вопросы.
1. Какие черты характера Герасима раскрываются в данном эпизоде?
2. Что хочет сказать автор, описывая его внешность и поведение?
3. Каково, по вашему мнению, отношение автора к Герасиму?
4. Какую роль играет этот эпизод в рассказе?
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина
двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла
его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва
ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за
четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо
пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки,
взрезывал упругую грудь земли. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность
16
ПРОЕКТ
его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастья, всякая девка охотно
пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили
кафтан на лето, на зиму — тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его
дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым
работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он
вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он
не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой,
здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, —
взяли, поставили на вагон железной дороги… Занятия Герасима по новой его должности
казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и
он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы
желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь
в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на
груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим
привык, наконец, к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его
состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой,
натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И
надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Критерии оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет жанр и его
основные признаки
1 определяет жанр произведения; 1
определяет основные признаки
жанра;
1
Анализирует эпизод
произведения
2 называет черты характера Герасима; 1
анализирует поведение героя; 1
определяет авторское отношение к
герою;
1
определяет роль эпизода в
произведении.
2
Всего баллов 7
17
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Нравственный выбор человека»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет жанр и его
основные признаки.
Затрудняется определить жанр
произведения, не может выделить
жанровые признаки.
Допускает ошибки в
определении жанра, жанровых
признаков.
Верно определяет жанр
произведения и его жанровые
признаки.
Анализирует эпизод
произведения.
Демонстрирует слабый уровень
анализа поведения героя,
затрудняется в выявлении отношения
автора к герою, в определении роли
эпизода в произведении.
Допускает ошибки в
определении роли эпизода в
произведении, при анализе
поступков героя или в
выявлении авторской позиции.
Верно определяет роль эпизода в
произведении, анализируя
поведение, выявляет авторское
отношение к персонажу.
18
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека»
Подраздел Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Цель обучения 6.2.9.1 Писать творческие работы (мифы, рассказы, минисочинения на литературные темы, сравнительные
характеристики и др.), выражая свое понимание
прочитанного, используя изобразительные средства языка
6.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, объясняя
сходства и различия при поддержке учителя (план
сравнительной характеристики)
Критерии оценивания Обучающийся
• Пишет творческую работу в соответствии с жанром
• Определяет сходства и различия произведения с
произведением другого вида искусства
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
Просмотрите иллюстрации к произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»,
прочитайте отрывки из рассказа.
1. Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.
Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»
Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного
похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху
длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах
оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими
каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в
косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.
Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала
воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза
раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет — как на зверя какого.
Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец
19
ПРОЕКТ
засмеялся. Послал ее еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на
дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит.
2. Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине. Принесла раз Дина
кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин.
«Чего она радуется?» — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает, вода, а там молоко.
Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!
— Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и убежала.
И с тех пор стала она ему каждый день, крадучись, молока носить. А то делают татары
из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему
тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла
в рукаве. Бросит и убежит…
1. Выберите один отрывок из двух и соответствующую ему иллюстрацию. Сравните
выбранный отрывок из текста с иллюстрацией. Напишите, какие сходства и различия вы
заметили.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. О чем бы вы написали в письме к Дине? Как вы относитесь к ее поступкам? Составьте
текст письма к Дине, используя изобразительные средства.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Критерии оценивания №
задания
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет сходства и
различия художественной
литературы с другим видом
искусства
1 приводит 1-й пример 1
приводит 2-й пример 1
приводит 3-й пример 1
Пишет творческую работу
в соответствии с жанром
2 пишет письмо в соответствии с
особенностями жанра;
2
соблюдает структуру; 1
соблюдает последовательность; 1
выражает свое понимание
прочитанного;
1
использует в работе
изобразительные средства.
1
Всего баллов 9
20
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Нравственный выбор человека»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет сходства и различия
произведения с другим видом
искусства.
Не владеет навыком сравнения,
не видит сходства и различия
текста и иллюстрации, старается
сделать сравнительный анализ.
Владеет навыками сравнения,
хорошо анализирует сходства, но
не видит различия или хорошо
анализирует различия, но не
видит сходства в произведениях
разных видов искусства.
Владеет навыками сравнения,
находит сходства и различия в
художественном произведении и
произведении живописи, умеет
выстраивать их в логическую
цепь.
Пишет творческую работу в
соответствии с жанром.
Не учитывает структуру письма,
жанровые особенности, нарушает
последовательность изложения,
не использует изобразительновыразительные средства.
Допускает ошибки в соблюдении
структуры письма, особенностей
жанра, допускает нарушения
последовательности изложения,
использует ограниченное
количество изобразительновыразительных средств.
Пишет творческую работу в
соответствии с жанровыми
особенностями, соблюдает
структуру письма,
последовательность изложения,
использует эффективно
изобразительно-выразительные
средства.
21
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Сказочные и мифологические элементы
в литературных произведениях»
Подраздел А.Н. Островский. «Снегурочка»
Цель обучения 6.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов
(поэтических, прозаических, драматических)
6.2.8.1 Анализировать изобразительные средства
(метафоры, олицетворения) и фигуры поэтического
синтаксиса (риторические вопросы, обращения,
восклицания, антитезы, перифразы и др.)
Критерии оценивания • Анализирует художественные средства
• Читает выразительно стихотворение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
Прочитайте отрывок из сказки А.Н. Островского «Снегурочка»
Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц
Весна-Красна
В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, — в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
22
ПРОЕКТ
Да вот беда, у нас со старым дочка —
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах возвращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому — знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согрейтесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.
1. Какие художественные средства использует автор в данном отрывке? Выпишите
примеры. Как помогают художественные средства понять идею произведения? Докажите
примерами из отрывка.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Прочитайте выразительно отрывок из сказки, соблюдая нормы орфоэпии.
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует
художественные
средства
1 находит в отрывке метафору,
олицетворение;
1
находит в отрывке антитезу,
риторические вопросы, восклицания
и др. фигуры
1
приводит 1-ю цитату из эпизода; 1
приводит 2-ю цитату из эпизода; 1
приводит 3-ю цитату из эпизода; 1
определяет роль изобразительновыразительных средств в раскрытии
идеи произведения;
1
Читает выразительно 2 читает выразительно отрывок из 1
23
ПРОЕКТ
стихотворение произведения;
соблюдает орфоэпические нормы при
чтении.
1
Всего баллов 8
24
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»
Критерии
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует
художественные
средства.
Затрудняется в
определении
художественных
средств, их роли в
раскрытии идеи
произведения.
Допускает ошибки в
определении
художественных
средств, их роли в
раскрытии идеи
произведения.
Демонстрирует глубокое знание и понимание художественных средств,
определяет роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии
идеи произведения.
Читает
выразительно
стихотворение.
Не соблюдает
орфоэпические
нормы,
затрудняется в
выразительном
чтении.
Читает
выразительно,
допускает
нарушения
орфоэпических
норм.
Выразительно читает отрывок произведения, соблюдая орфоэпические
нормы.
25
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Сказочные и мифологические элементы в
литературных произведениях»
Подраздел М.Ю. Лермонтов «Русалка»
Цель обучения 6.7.6.1 Давать развернутый ответ на вопрос
6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и
цитаты из текста
Критерии оценивания • Дает развернутый ответ на вопрос
• Характеризует героя, опираясь на цитаты

Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задания
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Русалка».
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!»
Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
26
ПРОЕКТ
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
1. Какою предстает перед нами русалка? Охарактеризуйте русалку, используя цитаты из
стихотворения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопросы
1. Как вы думаете, кто виновен в смерти витязя-красавца? ___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Почему русалка грустит?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии оценивания № задания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Характеризует героя,
используя цитаты
1 характеризует героя; 2
приводит 1-ю цитату для
характеристики героя;
1
приводит 2-ю цитату для
характеристики героя;
1
приводит 3-ю цитату для
характеристики героя;
1
Отвечает на вопросы 2 дает развернутый ответ на 1-й вопрос 1
дает развернутый ответ на 2-й вопрос 1
Всего баллов 7
27
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует
персонажей, используя
цитаты.
Затрудняется при характеристике
героя, при выборе цитат для
характеристики героя.
Допускает ошибки в характеристике
героя, допускает ошибки в выборе
примеров из текста.
Характеризует героя, анализирует
поведение героя, подтверждает свои
наблюдения цитатами из текста.
Отвечает на вопросы. Затрудняется дать развернутый
ответ на вопросы, демонстрирует
непонимание содержания текста.
Дает развернутый ответ на 1 из 2-х
вопросов или допускает ошибки при
ответах, демонстрирует понимание
содержания текста.
Дает развернутые правильные ответы
на вопросы, демонстрирует глубокое
понимание содержания текста.
28

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь