ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР Русская литература (с русским языком обучения) 8 класс Методические рекомендации по...

СОР Русская литература (с русским языком обучения) 8 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

14849
0

ПРОЕКТ
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русская литература
(с русским языком обучения)
8 класс
1
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для
учащихся 8 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе типовой учебной
программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего
образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
Суммативное оценивание в 8 классе проводится в 1, 2, 3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………… 4
Раздел «Дети и взрослые»……………………………………………………………………………………………………….4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 9
Раздел «Любовь и честь»…………………………………………………………………………………………………………9
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 14
Раздел «Сатира и юмор»………………………………………………………………………………………………………..14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 21
Раздел «Мечты и реальность»………………………………………………………………………………………………..21
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Дети и взрослые»
Тема Н.А. Некрасов «Школьник», «Крестьянские дети»
Цель обучения 8.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая свое
мнение о проблематике 8.1.5.1 Пересказывать содержание произведения или отрывка,
используя разные приемы цитирования
Критерий оценивания Обучающийся:
• Определяет тему и идею произведения
• Выражает свое мнение о поднимаемой проблеме
• Пересказывает содержание произведения от лица
персонажа, используя приемы цитирования
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите тему и основную мысль стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети».
2. Прочитайте отрывок стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какая
проблема поднимается автором? Ваше отношение к данной проблеме.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок! — Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!» — Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) — А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…» — Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом». — А кой тебе годик? — «Шестой миновал…»
3. Перескажите содержание стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» от лица
персонажа, используя цитаты из текста.
4
ПРОЕКТ
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тему и идею
произведения 1 находит в тексте ключевые слова и
словосочетания; 1
определяет тему стихотворения; 1
определяет основную мысль
стихотворения; 1
выражает свое мнение о
поднимаемой проблеме 2 Определяет проблему по
предложенному отрывку; 1
Выражает свое отношение к
проблеме; 1
Пересказывает
содержание произведения
от лица персонажа,
используя приемы
цитирования 3 передает содержание стихотворения
от лица персонажа; 1
использует цитаты из текста. 1
Всего баллов 7
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дети и взрослые»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тему и идею
произведения.
Затрудняется в определении темы
и идеи текста.
Определяет тему и идею текста,
близкую по смыслу к
правильному ответу.
Определяет тему и идею текста,
точно отражающую смысл
стихотворения.
Выражает свое мнение о
поднимаемой проблеме.
Затрудняется в определении
проблемы по предложенному
отрывку, не выражает свое
мнение.
Определяет проблему по
предложенному отрывку, слабо
выражает свое мнение.
Точно определяет проблему по
предложенному отрывку,
выражает свое мнение.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа,
используя приемы цитирования.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа,
не используя при этом цитаты из
текста.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа,
испытывая некоторые
затруднения при цитировании.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа
близко к тексту, свободно
используя приемы цитирования.
6
ПРОЕКТ
Раздел «Дети и взрослые»
Тема В. Распутин «Уроки фрацузского», Ч. Айтматов «Белый
пароход»
Цель обучения 8.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как
литературные направления, исторический образ
(персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ,
психологический параллелизм, афоризм, эпиграф,
прототип, автобиографизм 8.1.4.1 Составлять сложный цитатный план 8.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять значение вставных эпизодов
Критерий оценивания Обучающийся:
• Понимает значение термина
• Составляет сложный план сочинения
• Определяет вставные эпизоды в произведении
• Объясняет значение эпизода произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Объясните значение термина «прототип». Кто стал прототипом учителя
французского языка в рассказе «Уроки французского»?
2. Составьте сложный план сочинения «Что такое доброта?» (по произведению В.
Распутина «Уроки французского», в плане по возможности используйте цитаты)
3. Какие две сказки использовал Ч. Айтматов в повести «Белый пароход»?
Первая ____________________________________
Вторая ____________________________________
Какую роль играют вставные эпизоды в раскрытии идеи произведения?
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает значение
литературного термина 1 объясняет значение термина
«прототип»; 1
определяет прототипа героини рассказа; 1
Составляет сложный план
сочинения 2 составляет сложный план сочинения 1
оформляет план в соответствии с
грамматическими правилами; 1
Определяет вставные
эпизоды в произведении 3 называет сказки, использованные
автором; 1
Объясняет значение
эпизода произведения
определяет роль эпизодов в
произведении; 1
связывает вставные эпизоды с идеей
произведения. 1
Всего баллов 7
7
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дети и взрослые»
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Понимает значение
литературного
термина
Демонстрирует удовлетворительный
уровень понимания значения
литературного термина
Демонстрирует достаточный
уровень понимания значения
литературного термина
Демонстрирует высокий уровень
понимания значения литературного
термина
Составляет сложный
план сочинения
Демонстрирует низкий уровень
навыков составления сложного
плана; нарушает трехчастную
структуру текста; допускает грубые
ошибки в формулировании пунктов
плана.
Демонстрирует средний уровень
навыков составления сложного
плана; соблюдает трехчастную
структуру текста; допускает
негрубые ошибки в
формулировании пунктов плана.
Демонстрирует высокий уровень навыков
составления сложного плана; соблюдает
трехчастную структуру текста; точно и
грамотно формулирует пункты плана.
Определяет вставные
эпизоды в
произведении
Не определяет элементы
композиции произведения
Частично определяет элементы
композиции произведения
Точно определяет элементы композиции
произведения
Объясняет значение
эпизода произведения
Пытается объяснить значение
эпизода произведения
Достаточно хорошо выражает свои
мысли при объяснении значения
эпизода произведения
Уверенно выражает свои мысли при
объяснении значения эпизода
произведения
8
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Любовь и честь»
Тема У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Цель обучения 8.2.2.1 Определять жанр и его признаки (трагедия, комедия,
поэма) 8.2.7.1 Определять способы выражения авторского
отношения к героям 8.2.9.1 Писать творческие работы (письмо литературному
герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его
поступкам, используя изобразительные средства
Критерий оценивания Обучающийся:
• Определяет жанр и его признаки
• Определяет отношение автора к поднимаемой
проблеме
• Пишет письмо литературному герою, выражая личное
отношение к его поступкам
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определение термину «трагедия» и назовите основные признаки этого жанра
на примере произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
2. Напишите от имени автора трагедии, почему решением конфликта между семьями
стала гибель двух любящих сердец.
3. Напишите письмо одному из героев стихотворения О. Сулейменова «Последнее
слово акына Смета» (акын Смет, акын Азербай, Баян) и выразите свое мнение о его
поступке.
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет жанр и
его признаки 1 дает определение термину «трагедия»; 1
называет жанровые особенности трагедии
на примере произведения «Ромео и
Джульетта»; 1
Определяет
отношение автора к
поднимаемой
проблеме 2 определяет проблему произведения; 1
объясняет причины конфликта между
семьями; 1
аргументирует свои ответы, опираясь на
содержание произведения 1
выражает отношение автора к поднимаемой
проблеме; 1
Пишет письмо
литературному герою,
выражая личное
отношение к его
поступкам 3 пишет письмо одному из героев
стихотворения в соответствии с жанровыми
особенностями; 1
выражает свое отношение к поступкам
героя. 1
Всего баллов 8
9
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Любовь и честь»
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет жанр и
его признаки.
Пытается определить жанр и
жанровые особенности
произведения.
Определяет жанр и некоторые
жанровые особенности
произведения.
Определяет жанр и жанровые
особенности произведения.
Определяет
отношение автора к
поднимаемой
проблеме.
Пытается определить проблему,
объяснить причины конфликта и
сформулировать отношение автора
к поднимаемой проблеме.
Хорошо определяет проблему,
объясняет причины конфликта и
формулирует отношение автора к
поднимаемой проблеме.
Демонстрирует высокий уровень
понимания проблемы и конфликта,
формулирует отношение автора к
поднимаемой проблеме.
Пишет письмо
литературному
герою, выражая
личное отношение к
его поступкам.
Частично соблюдает жанровые
особенности письма, не выражает
личное отношение к поступкам
героя.
Соблюдает жанровые особенности
письма, частично выражает
личное отношение к поступкам
героя.
Соблюдает жанровые особенности
письма, выражает личное
отношение к поступкам героя.
10
ПРОЕКТ
Раздел «Любовь и честь»
Тема А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Цель обучения 8.1.2.1 Понимать художественное произведение,
критически осмысливая; различать открытую и скрытую
(подтекст) информацию 8.2.6.1 Анализировать систему образов, хронотоп,
структуру произведения и оформлять свое представление
с помощью различных способов свертывания информации
(схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты,
ПОПС-формулы, диаграммы и пр.) 8.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства
Критерий оценивания Обучающийся:
• Критически осмысливает содержание
художественного произведения
• Анализирует образ героя художественного
произведения
• Представляет результаты анализа в виде схемы или
ментальной карты
• Сопоставляет эпизод художественного
произведения с иллюстрацией
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
выделите в нем слова и словосочетания, указывающие на скрытый смысл сказки.
Объясните значение сказки в раскрытии проблемы повести.
«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у
ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-все
только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь,
а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же».
Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон
стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал
ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой
кровью, а там что Бог даст!» – Какова калмыцкая сказка? – Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать
мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал».
2. Проанализируйте образ Савельича и представьте свою работу в виде схемы или
ментальной карты, опираясь на следующие пункты:
11
ПРОЕКТ
• черты характера Савельича;
• чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность
Гриневу?
• как ведет себя Савельич, когда Пугачев хочет повесить Гринева?
3. Рассмотрите иллюстрацию и определите, какой эпизод изображен на ней. Как
представлены образы Гринева и Пугачева? Какие качества Пугачева проявляются
в этом эпизоде? Удалось ли художнику передать идею автора?
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся:
Критически осмысливает
содержание
художественного
произведения
1 выделяет в тексте слова, содержащие
подтекст; 1
объясняет роль эпизода в развитии
сюжета произведения; 1
объясняет связь эпизода с проблемой
произведения; 1
Анализирует образ героя
художественного
произведения
2 выделяет черты характера героя
произведения; 1
объясняет причины поступков героя; 1
Представляет результаты
анализа в виде схемы или
ментальной карты
составляет схему или ментальную
карту, раскрывающую образ героя
произведения; 1
Сопоставляет эпизод
художественного
произведения с
иллюстрацией
3 определяет соответствующий
иллюстрации эпизод; 1
называет качества героев
произведения, представленные в
данном эпизоде; 1
объясняет, как иллюстрация передает
идею автора. 1
Всего баллов 9
12
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Любовь и честь»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Критически осмысливает
содержание художественного
произведения
Слабо различает открытую и
скрытую информацию. Испытывает
затруднения при объяснении
значения фрагмента в содержании
произведения.
Различает открытую и скрытую
информацию. Недостаточно полно
объясняет значение фрагмента в
содержании произведения.
Различает открытую и скрытую
информацию. Объясняет значение
фрагмента в содержании
произведения.
Анализирует образ героя
художественного произведения
Демонстрирует низкий уровень
анализа образа героя, затрудняется
выделить черты характера героя
произведения, дать объяснение
поступкам героя
Демонстрирует средний уровень
анализа образа героя, выделяет
некоторые черты характера героя
произведения, дает объяснение
поступкам героя
Демонстрирует высокий уровень
анализа образа героя, выделяет
черты характера героя
произведения, дает
аргументированное объяснение
поступкам героя
Представляет результаты
анализа в виде схемы или
ментальной карты
Составляет схему или ментальную
карту, слабо раскрывающую черты
характера героя произведения
Составляет схему или ментальную
карту, частично отражающую
черты характера героя
произведения
Составляет схему или ментальную
карту, полностью отражающую
черты характера героя
произведения
Сопоставляет эпизод
художественного произведения
с иллюстрацией
Затрудняется определить эпизод,
соответствующий иллюстрации,
называет некоторые качества героев
произведения, представленные в
данном эпизоде, затрудняется
объяснить, как иллюстрация
передает идею автора
Определяет эпизод,
соответствующий иллюстрации,
называет качества героев
произведения, представленные в
данном эпизоде, но не объясняет,
как иллюстрация передает идею
автора
Определяет эпизод,
соответствующий иллюстрации,
называет качества героев
произведения, представленные в
данном эпизоде, объясняет, как
иллюстрация передает идею
автора
13
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Сатира и юмор»
Тема Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Цель обучения 8.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства 8.2.4.1 Анализировать эпизоды произведений, объяснять
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета
8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на вопрос
Критерий оценивания Обучающийся:
• Дает аргументированные ответы на вопросы;
• Анализирует эпизод произведения, объясняя его
связь с проблематикой произведения;
• Сопоставляет произведения художественной
литературы и живописи;
• Характеризует специфические средства создания
образов в разных видах искусства;
• Определяет сходства и различия в образах героев.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Рассмотрите иллюстрацию. Проанализируйте, как художник передает характеры
персонажей и действие пьесы.
2. Проанализируйте эпизод «Вранье Хлестакова» (действие первое, явление VI-VII).
3. Ответьте на вопрос: в чем сходство и различие комедии и иллюстрации к ней? Для
аргументации пользуйтесь цитатами из текста пьесы.
14
ПРОЕКТ
http://ilibrary.ru/text/473/p.3/index.html
ссылка на текст произведения
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Характеризует
специфические средства
создания образов в
разных видах искусства 1 называет средства изображения
персонажей на иллюстрации; 1
объясняет связь иллюстрации с
текстом пьесы; 1
Определяет сходства и
различия в образах героев
определяет сходства героев в
иллюстрации и пьесе; 1
определяет различия героев в
иллюстрации и пьесе; 1
Сопоставляет
произведения
художественной
литературы и живописи
сопоставляет иллюстрацию с текстом
пьесы; 1
Анализирует эпизод
произведения, объясняя
его связь с проблематикой
произведения 2 определяет границы эпизода; 1
объясняет связь эпизода с
проблематикой произведения; 1
объясняет роль эпизода в развитии
сюжета; 1
Дает аргументированные
ответы на вопросы 3 дает развернутый ответ на вопрос; 1
приводит не менее 3 аргументов. 1
Всего баллов 10
15
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сатира и юмор»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает аргументированные ответы
на вопросы.
Демонстрирует элементарный
уровень навыка составления
аргументированного ответа на
вопрос.
Демонстрирует достаточный
уровень навыка составления
аргументированного ответа на
вопрос.
Приводит четкие, логически
последовательные аргументы
при формулировании ответа на
вопрос.
Анализирует эпизод
произведения, объясняя его связь
с проблематикой произведения.
Демонстрирует низкий уровень
навыка анализа эпизода
произведения, слабо объясняя его
связь с проблематикой
произведения.
Демонстрирует достаточный
уровень навыка анализа эпизода
произведения, объясняя его связь с
проблематикой произведения.
Демонстрирует высокий
уровень навыка анализа
эпизода произведения,
объясняя его связь с
проблематикой произведения.
Сопоставляет произведения
художественной литературы и
живописи.
Сопоставляет произведения
художественной литературы и
живописи на низком уровне.
Сопоставляет произведения
художественной литературы и
живописи на достаточном уровне.
Сопоставляет произведения
художественной литературы и
живописи на высоком уровне.
16
ПРОЕКТ
Характеризует специфические
средства создания образов в
разных видах искусства.
Неполно и поверхностно
характеризует средства создания
образов в живописи и в
литературе.
На достаточном уровне
характеризует средства создания
образов в разных видах искусства.
На высоком уровне
характеризует средства
создания образов в разных
видах искусства.
Определяет сходства и различия в
образах героев.
На низком уровне сравнивает
образы героев эпизода и
иллюстрации, не находит сходства
и различия.
Неполно и недостаточно
последовательно сравнивает
образы героев эпизода и
иллюстрации, находит сходства и
различия.
Полно и последовательно
сравнивает образы героев
эпизода и иллюстрации,
находит сходства и различия.
17
ПРОЕКТ
Раздел «Сатира и юмор»
Тема А.П. Чехов «Хамелеон»
Цель обучения 8.1.5.1 Пересказывать содержание произведения или отрывка,
используя разные приемы цитирования 8.2.8.1 Анализировать способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические
фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы (символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и др.)
Критерий оценивания Обучающийся:
• Пересказывает содержание произведения от лица
персонажа, используя приемы цитирования
• Выявляет детали, используемые автором для
характеристики героев произведения
• Объясняет роль «говорящих» фамилий для раскрытия
образа героя произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание, применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Перескажите кратко содержание рассказа от имени Очумелова, используя цитаты
из текста.
2. Какие художественные детали использует автор для характеристики героев
рассказа «Хамелеон»? Приведите примеры из текста для подтверждения своих
ответов.
3. С какой целью А. Чехов использует прием «говорящих» фамилий? Какой смысл
вкладывает автор в значение фамилии Очумелова? Как значение фамилии героя
помогает раскрыть его образ?
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Пересказывает
содержание произведения
от лица персонажа,
используя приемы
цитирования 1 кратко передает содержание
произведения от лица персонажа; 1
использует 1-ю цитату из текста; 1
использует 2-ю цитату из текста; 1
использует 3-ю цитату из текста; 1
Выявляет детали,
используемые автором
для характеристики
героев произведения 2 определяет 1-ю деталь,
характеризующую героев произведения; 1
определяет 2-ю деталь,
характеризующую героев произведения; 1
определяет 3-ю деталь,
характеризующую героев произведения; 1
подтверждает свои ответы примерами
из текста; 1
Объясняет роль
«говорящих» фамилий 3 объясняет роль «говорящих» фамилий
для характеристики героя; 1
18
ПРОЕКТ
для раскрытия образа
героя произведения
раскрывает значение фамилии главного
героя произведения. 1
Всего баллов 10
19
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сатира и юмор»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Пересказывает
содержание
произведения от лица
персонажа, используя
приемы цитирования.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа, не
используя при этом цитаты из
текста.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа,
испытывая некоторые
затруднения при цитировании.
Пересказывает содержание
произведения от лица персонажа
близко к тексту, свободно используя
приемы цитирования.
Выявляет детали,
используемые автором
для характеристики
героев произведения.
Пытается определить детали,
характеризующие героев
произведения, не подтверждает
свои ответы примерами из текста.
Определяет 1-2 детали,
характеризующие героев
произведения, подтверждает
свои ответы примерами из
текста.
Определяет не менее 3-х деталей,
характеризующих героев
произведения, подтверждает свои
ответы примерами из текста.
Объясняет роль
«говорящих» фамилий
для раскрытия образа
героя произведения.
Пытается объяснить роль
«говорящих» фамилий для
характеристики героя, неверно
объясняет значение фамилии героя
произведения.
Объясняет роль «говорящих»
фамилий для характеристики
героя, недостаточно точно
раскрывает значение фамилии
главного героя произведения.
Объясняет роль «говорящих»
фамилий для характеристики героя,
точно раскрывает значение фамилии
главного героя произведения.
20
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Мечты и реальность»
Тема М. Лермонтов «Мцыри», А. Грин «Алые паруса»
Цель обучения 8.2.4.1 Анализировать эпизоды произведений, объяснять
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета 8.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая
свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев,
позицию автора
Критерий оценивания Обучающийся:
• Анализирует эпизоды, важные для характеристики
главного героя и раскрытия идеи произведения;
• Дает оценку поведению и поступкам героев
произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Проанализируйте эпизод из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» по своему выбору.
Для анализа используйте данный план, для характеристики героев используйте
цитаты из текста произведения.
1. Место и роль эпизода в произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и после).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли произведения (через обстоятельства,
конфликт, описания, монолог, диалог, поступки и психологию героев). 6. Средства художественной выразительности.
2. Выразите свое отношение к жителям Каперны – героям произведения А. Грина
«Алые паруса». Для подтверждения своих слов приведите примеры из текста
произведения. В своем ответе опирайтесь на следующие пункты:
• мнение сказочника о жителях;
• отношение жителей Каперны к Лонгрену и Ассоль;
• черты Ассоль и ее отца Лонгрена, отличающие их от жителей Каперны.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды,
важные для
характеристики главного
героя и раскрытия идеи
1 анализирует эпизод, важный для
раскрытия образа героя; 1
использует соответствующие цитаты из
текста произведения; 1
определяет роль эпизода для передачи
основной мысли; 1
Дает оценку поведению и
поступкам героев
2 оценивает поведение и поступки героев
произведения; 1
21
ПРОЕКТ
произведения выражает свое отношение к героям
произведения; 1
подтверждает свои утверждения 1-м
примером из текста 1
подтверждает свои утверждения 2-м
примером из текста 1
подтверждает свои утверждения 3-м
примером из текста 1
Всего баллов 8
22
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мечты и реальность»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует эпизоды,
важные для
характеристики главного
героя и раскрытия идеи.
Демонстрирует элементарное
знание содержания и фрагментов
произведения, связанных с
характеристикой героя, не
использует цитаты из текста
произведения.
Демонстрирует достаточное знание
содержания и фрагментов
произведения, связанных с
характеристикой героя, использует
цитаты из текста произведения.
Демонстрирует глубокое знание
и понимание содержания и
фрагментов произведения,
связанных с характеристикой
героя, использует
соответствующие цитаты из
текста произведения.
Дает оценку поведению
и поступкам героев
произведения.
Пытается выразить свое
отношение к поведению и
поступкам героя, не подтверждает
свои утверждения примерами из
текста.
На среднем уровне оценивает
поведение и поступки героев
произведения, подтверждает свои
утверждения примерами из текста.
На высоком уровне оценивает
поведение и поступки героев
произведения, подтверждает свои
утверждения примерами из
текста.
23
ПРОЕКТ
Раздел «Мечты и реальность»
Тема Мечты и реальность
Цель обучения 8.3.4.1 Составлять сложный цитатный план 8.2.9.1 Писать творческие работы (сочинение, эссе,
лирическое произведение о литературных героях,
сравнительная характеристика и др.), давая этическую
оценку поведения и поступков героя, используя
изобразительные средства
Критерий оценивания Обучающийся:
• Составляет сложный цитатный план
• Пишет творческую работу (сочинение), давая
этическую оценку поведения и поступков героя,
используя изобразительные средства

Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания 1. Составьте сложный цитатный план к сочинению на тему «Чаще всего человек ищет
свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека» (С. Мизеров). 2. Напишите сочинение на тему «Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и
так, что мечта находит человека» (С. Мизеров). В своем сочинении дайте оценку
поведения героев и используйте изобразительные средства и примеры из текста.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет сложный
цитатный план 1 составляет сложный план; 1
для составления плана использует
цитаты; 1
оформляет план в соответствии с
грамматическими нормами; 1
Пишет творческую работу
(сочинение), давая
этическую оценку
поведению и поступкам
героя, используя
изобразительные средства 2 пишет творческую работу; 1
дает этическую оценку поведения и
поступков героев произведения; 1
использует изобразительные средства; 1
использует 1-й пример из текста 1
24
ПРОЕКТ
использует 2-й пример из текста 1
использует 3-й пример из текста 1
Всего баллов 9
25
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мечты и реальность»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет сложный
цитатный план.
Демонстрирует
элементарный
уровень навыка
составления
сложного цитатного
плана.
Демонстрирует достаточный
уровень навыка составления
сложного цитатного плана.
Демонстрирует высокий уровень навыка
составления сложного цитатного плана.
Пишет творческую работу
(сочинение), давая этическую
оценку поведению и
поступкам героя, используя
изобразительные средства.
Удовлетворительно
выражает мысли и
идеи в творческой
работе; пытается
дать этическую
оценку поступку
героя и использовать
изобразительные
средства.
Хорошо выражает мысли и
идеи в творческой работе;
дает этическую оценку
поступку героя, использует
изобразительные средства.
Эффективно выражает мысли и идеи в
творческой работе; дает этическую
оценку поступку героя, использует
изобразительные средства.
26

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь