ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОЧ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (с русским языком обучения» 8 КЛАСС СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ...

СОЧ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (с русским языком обучения» 8 КЛАСС СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ ПО ПРЕДМЕТУ

7057
0

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  

_____________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА ЧЕТВЕРТЬ
ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(с русским языком обучения»
8 КЛАСС
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ …………………………………………………4
2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА ЧЕТВЕРТЬ ………………………………………………………………………………………………………………………..4
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………………………………………………4
4. УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ………………………………………………………………………..4
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ ……………………………………………………………………………………..5
6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ……………………………………….5
7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ ……………………………………………………………………..5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………………..6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………………13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………………20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………………29
3
ПРОЕКТ
1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9
классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по
обновленному содержанию.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — понимает термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический
образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм,
афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; — понимает содержание произведения в деталях; — различает открытую и скрытую информации; — уместно и правильно приводит цитаты; — дает развернутые, аргументированные ответы на вопросы; — анализирует эпизоды, определяет роль эпизода в произведении, находит элементы его
композиции, характеризует персонажей этого эпизода — анализирует особенности жанра, тему и идею текста, систему образов, хронотоп, структуру,
авторскую позицию, литературные приёмы; — выражает собственное мнение о героях и событиях, приводит аргументы; — сопоставляет художественные произведения с произведениями других видов искусства, с
другими художественными произведениями.
4. УРОВЕНЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Навык Описание
Знание Знать и воспроизводить термины, конкретные факты, основные понятия,
правила, согласно описанию в учебной программе.
Понимание Демонстрировать понимание через правильное воспроизведение,
прогнозирование или объяснение информации, согласно описанию в
учебной программе.
Применение Использовать и применять информацию и предшествующие знания в новых
или незнакомых контекстах и ситуациях, согласно описанию в учебной
программе.
Критическое
мышление
Использовать систему суждений для анализа информации и событий с
формулированием обоснованных выводов, интерпретировать полученные
результаты в соответствии с конкретной ситуацией.
Анализ Демонстрировать умение вычленять части целого, выявлять взаимосвязи
между ними, определять принципы организации целого, видеть ошибки в
логике рассуждения, определять различие между фактами и следствиями,
оценивать значимость данных согласно описанию в учебной программе.
Синтез Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое,
обладающее новизной согласно описанию в учебной программе.
Оценка Принимать решения о ценности идей или материалов в рамках
определенного критерия согласно описанию в учебной программе.
4
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ В РАЗРЕЗЕ ЧЕТВЕРТЕЙ
Четверть Понимание и ответы
по тексту
Анализ и
интерпретация
текста
Оценка и
сравнительный анализ
I 20% 40% 40%
II 20% 40% 40%
III 20% 40% 40%
IV 20% 40% 40%
6. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
7. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 2 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 5 вопросов. Им необходимо
дать краткие ответы для проверки понимания текста (1 вопрос)
и навыков анализа и интерпретации текста (4 вопроса).
Необходимо будет проанализировать жанр, тему, образы
персонажей, языковые средства.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 8 заданий, требующих выбора из множества ответов,
развернутого и краткого ответов. С 1-го по 7-е задания направлены на проверку понимания
художественного произведения, на формирование аналитических способностей, 8-е задание
способствует развитию критического и творческого подхода к прочитанному.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задани
я*
Тип
задания*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Общий
балл
Дети и взрослые
1. Н.А. Некрасов.
«Школьник»,
«Крестьянские
дети»
2. В. Распутин.
«Уроки
французского»
3. Ч. Айтматов.
«Белый пароход»
Понимани
е и ответы
по тексту
8.1.1.1 Понимать термины: романтизм и
реализм как литературные направления,
исторический образ (персонаж), трагедия,
комедия, поэма, символ, психологический
параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип,
автобиографизм
Знание,
понимание,
применение,
критическое
мышление,
анализ
3 №1-3 Вопросы
с
множеств
енным
выбором
ответа
Краткий
ответ
8 мин 1 6
8.1.2.1 Понимать художественное
произведение, критически осмысливая;
различать открытую и скрытую (подтекст)
информацию
1
8.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и
выразительно читать наизусть цитаты,
фрагменты, отражающие тематику
произведения
4
8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на
проблемный вопрос, используя цитаты
Анализ и
интерпрета
ция
8.2.2.1 Определять тему и идею
произведения, выражая свое мнение о
проблематике
применение,
анализ, оценка,
синтез
4 №4-7 Краткий
ответ
12 мин 3 12
3
8.2.3.1 Выделять в тексте произведения
элементы композиции, объяснять значение
вставных эпизодов 3
8.2.5.1 Характеризовать героев
произведения, их поступки, мотивы
поведения, значение имен и фамилий
3
Оценка и
сравнитель
ный
анализ
8.4.1.1 Участвовать в обсуждении
произведения, отстаивая свою точку
зрения, оценивая поведение, поступки
героев, позицию автора
Применение,
оценка,
синтез
1 №8 Разверну
-тый
ответ
20 мин 12 12
ПРОЕКТ
ИТОГО 8 40
30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
8
ПРОЕКТ
Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы по тексту
Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. 1. Направление, к которому относятся произведения Н.А. Некрасова «Школьник»,
«Крестьянские дети»
А) реализм
Б) классицизм
В) романтизм
Г) сентиментализм [1] 2. Определите последовательность описания персонажей в произведении
«Крестьянские дети»
1) та в лужу забилась
2) кто нянчит сестренку
3) у каждого полно лукошко
4) кто ловит пиявок [1]
А) 1, 2, 3, 4 В) 2, 4, 1, 3 С) 1, 2, 4, 3 D) 3, 4, 2, 1
Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение. 3. Почему произведение Ч. Айтматова называется «Белый пароход»? Аргументируйте
свой ответ при помощи двух цитат. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________[4]
[6]
Анализ и интерпретация
Задание: аргументированно ответьте на вопросы. 4. Определите тему и основную мысль стихотворения Некрасова «Школьник».
Докажите идею при помощи 2 аргументов. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________[3] 5. В чем смысл названия произведения В. Распутина «Уроки французского»? Связан ли
он с основной мыслью?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9
ПРОЕКТ
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3] 6. Каким образом герои из произведения Айтматова «Белый пароход» делятся на
положительных и отрицательных? Каков принцип такого разделения?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________[3] 7. Объясните, с какой целью вставлена сказка о рогатой матери-оленихе в произведение
Айтматова? Какую идею она несет? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________[3]
[12]
Оценка и сравнительный анализ
Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы
– 120 — 150 слов. 1. Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении
Распутина «Уроки французского». 2. Вот за что тебя глубоко/ Я люблю, родная Русь! За что автор так любит свой край?
(По мотивам произведений Некрасова.) 3. «Детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не
прорастает». Каким образом автор пытается пробудить совесть в читателе?
Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту

вопроса
Ответы Дополнительная
информация для учителя
Балл 1 А 1 2 D 1 3 Заглавие повести отражает его основную
тему «Человек и природа», «Природа и
цивилизация»…
Слово «белый» не случайно используется
в заглавии повести. Белый, т.е. чистый,
светлый. Под словом «пароход»
понимается «чистая, светлая мечта».
Вывод: Белый пароход – это мечта
мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход
подплыл к нему поближе, хочет
достигнуть своей мечты. Он решил и
верит, что там его отец, иссык-кульский
матрос, которого он ни разу не видел.
2 балла –аргументы;
2 балла – цитаты.
Баллы присуждаются за
приближенный к
правильному ответ 4
10
ПРОЕКТ
Цитаты: «Была бы на то его воля, он
упросил бы белый пароход подплыть
поближе, чтобы можно было видеть
людей, которые на нем плыли».
«Было долго видно, как плывет пароход, и
мальчик долго думал о том, как он
превратится в рыбу и поплывет по реке к
нему, к белому пароходу…»
Общий балл 6
Анализ и интерпретация

вопроса
Ответы Дополнительная
информация для учителя
Балл 4 Тема стихотворения – роль
образования в становлении личности и в
судьбе родины.
Основная мысль: благодаря
образованию из русского народа выходят
славные люди — добрые, благородные,
сильные любящей душой.
По баллу за определение,
основной мысли и
аргументы. 3 5 Произведение об уроках французского
языка, которые индивидуально проводит
учительница с учеником. Смысл этих
уроков не только в преподавании
предмета, но и во внимательном
отношении к ребёнку, его проблемам,
стремление ему помочь даже ценой
самопожертвования. Название связано с
идеей произведения: самоотверженная и
бескорыстная доброта – вечная
человеческая ценность.
1 балл – за объяснение
смысла названия, 2 балла –
за проведение логической
связи между названием
рассказа и его идеей. 3 6 Один из принципов деления героев на
положительных и отрицательных —
отношение к природе, к маралам.
Положительные: мальчик, Момун.
Отрицательные: Оразкул, Сейдахмет.
Мальчик…маралы скрылись в лесу.
Мальчику не хотелось с ними
расставаться, и он стал придумывать то,
что ему хотелось видеть.
Момун … Если не трогать их, они и будут
жить. Хоть тысячу маралов держи. Кормов
у нас вдоволь…
Оразкул … Запрещена охота там, где они
водятся. А у нас они не водятся. —
Красотой сыт не будешь.
– Эх, ружье бы сейчас!
– Что ты, Сейдахмет. Охота на них
запрещена.
Приводит один из
принципов деления
персонажей на
положительных и
отрицательных,
обосновывает свой ответ. 3 7 Правда пребудет вовеки, пока рождаются
и умирают люди, пока живут в нашем
Определяет основную
мысль сказки, ее роль для 3
11
ПРОЕКТ
сознании сказки, легенды и мифы, что учат
нас добру и справедливости, где испокон
веков добро побеждает зло. Ребенок –
человек, еще не до конца вышедший из
мифа, из пристальной чистоты и мудрости
отношений с людьми, которые для него
все родные и близкие, чья детская совесть
– опора, надежда и утешение для
взрослых, один противостоит злу
бездуховности. Идея легенды о материоленихе – люди и природа – едины.
героев и автора.
Общий балл 12
Оценка и сравнительный анализ
Баллы Описание 11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую
заданию, эффективное развитие идей в логической
последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую
заданию, с ясно выраженными идеями в логической
последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас
12
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 2 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы
будут представлены в виде тестов закрытого типа
(с множественным выбором). К каждому вопросу будут
предложены 4 варианта ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 5 вопросов. Им
необходимо дать краткие ответы для проверки понимания
текста (1 вопрос) и навыков анализа и интерпретации текста
(4 вопроса). Необходимо будет проанализировать жанр,
тему, образы персонажей, языковые средства.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну
из предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 8 заданий, требующих выбора из множества ответов,
развернутого и краткого ответов. С 1 по 7 задание направлено на проверку понимания
художественного произведения, на формирование аналитических способностей и 8 задание
способствует развитию критического подхода к прочитанному.
13
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип задания* Время
на
выпол
нение,
мин*
Балл Общий
балл*
Любовь и честь
1.У. Шекспир.
«Ромео и
Джульетта»
2. А.С. Пушкин.
«Капитанская
дочка»
3. Лирика поэтов
19 века
4. О. Сулейменов.
«Последнее слово
акына Смета»
Понимание и
ответы на
вопросы
8.1.2.1 Понимать художественное
произведение, критически
осмысливая; различать открытую
и скрытую (подтекст)
информацию
Знание,
понимание,
применение,
критическое
мышление,
анализ
3 1-3 Вопросы с
множественным
выбором
Ответа
Краткий ответ
8 мин 1 6
1
8.1.3.1 Самостоятельно находить
в тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты,
отражающие тематику
произведения
4
Анализ и
интерпретация
8.2.1.1. Определять жанр и его
признаки (трагедия, комедия,
поэма)
Знание,
понимание,
применение,
оценка, синтез
4 4-7 Краткий ответ 12 мин 3 12
8.2.2.1 Определять тему и идею
произведения, выражая свое
мнение о проблематике
3
8.2.3.1 Выделять в тексте
произведения элементы
композиции, объяснять значение
вставных эпизодов
3
8.2.6.1 Анализировать систему
образов, хронотоп, структуру
произведения и оформлять свое
представление с помощью
различных способов свертывания
информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные
карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)
3
8.2.7.1 Определять способы
выражения авторского
ПРОЕКТ
отношения к героям
8.2.8.1 Анализировать способы
авторской характеристики
героев, изобразительные
средства, в том числе звукопись
и цветопись, фигуры
поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и
др.)
8.2.9.1 Писать творческие работы
(письмо литературному герою,
сценарии и др.), выражая
отношение к герою, его
поступкам, используя
изобразительные средства
Оценка и
сравнительный
анализ
8.3.2.1 Сравнивать
художественное произведение с
произведениями других видов
искусства, характеризуя
специфические средства
создания образов в разных видах
искусства
Применение,
оценка,
синтез
1 8 Развернутый
ответ
20 мин 12 12
8.3.3.1 Сопоставлять
произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой
литературы, близкие по
тематике/проблематике/жанру,
учитывая особенности
национальной культуры
ИТОГО 8 40
минут
30
баллов
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
15
Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы по тексту
Задание: Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. 1. Определите основную мысль произведения Шекспира «Ромео и Джульетта»
А) вражда семей бессмысленна;
Б) Ромео и Джульетта любят друг друга;
В) Верона – олицетворение порока и ненависти;
Г) для настоящей любви не существует никаких преград. [1] 2. Соотнесите персонажей и слова, им принадлежащие 1) Ромео А) Трусливая, презренная покорность!
Я кровью должен смыть ее позор.
Как, крысолов Тибальт, ты прочь уходишь? 2) Джульетта Б) Стань у окна. Убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною 3) Тибальт В) Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет. 4) Меркуцио Г) Ромео, сущность чувств моих к тебе
Вся выразима в слове: ты мерзавец.
А) 1Б 2А 3Г 4В 2) 1Б 2Г 3А 4В 3) 1Б 2В 3Г 4А 4) 1Б 2Б 3В 4Г [1]
Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение. 3. Охарактеризуйте Петра Гринева (основные черты образа и цитаты),
прокомментируйте.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [4]
[6]
Анализ и интерпретация
Задание: аргументированно ответьте на вопросы. 4. Укажите два признака жанра произведения «Ромео и Джульетта».
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [3] 5. Определите основную мысль произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
аргументируйте ее при помощи 2 цитат. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
ПРОЕКТ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________[3] 6. Объясните роль кульминации в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта». ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ [3] 7. Объясните роль антитезы в произведении О. Сулейменова «Последнее слово акына
Смета». ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ [3]
[12]
Оценка и сравнительный анализ
Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы –
120 — 150 слов. Выразите свое отношение к прочитанному, воспользуйтесь
изобразительными средствами языка. 1. Каким образом раскрывается автором мотив чести в произведениях А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» и О. Сулейменова «Последнее слово акына Смета»? 2. Сопоставьте трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» с ее экранизацией или
постановкой. 3. «Невольник чести» в лирике поэтов 19 века и казахской поэзии.
[12]
Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту
№ вопроса Ответы Дополнительная
информация для
учителя
Балл
1 Г 1
2 В) 1Б 2В 3Г 4А 1
3 1) Петр Гринев — молодой человек, дворянин, сын
состоятельного помещика, владеющего 300
крепостными крестьянами: «…у батюшки триста душ
крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на
свете богатые люди!..»: «..Я природный дворянин…»
2) Петр Гринев получил домашнее воспитание и
учился кое-как: «…В то время воспитывались мы не
по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на
руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение
пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на
двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог
очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.
Два балла ставится
за любые две
характеристики
персонажа, два
балла за
подтверждение с
цитатами.
4
17
ПРОЕКТ
3) Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев
еще до рождения был записан в престижный
Семеновский полк в Петербурге «…Матушка была
еще мною брюхата, как уже я был записан в
Семеновский полк сержантом, по милости майора
гвардии князя Б., близкого нашего родственника…»
4) Петр Гринев — добрый, отзывчивый человек:
«…вы всегда желали мне добра и что вы всякому
человеку готовы помочь…» (Маша Миронова о
Гриневе) «…Я слишком был счастлив, чтоб хранить в
сердце чувство неприязненное. Я стал просить за
Швабрина…».
Общий балл 6
Анализ и интерпретация
№ вопроса Ответы Дополнительная
информация для
учителя
Балл
4 «Ромео и Джульетта» – трагедия, так как
1) действительность изображена наиболее
заостренно, как сгусток внутренних противоречий
между враждой семей Монтекки и Капулетти и
любовью их детей;
2) конфликты реальности даны в предельно
напряженной и насыщенной форме, обретающей
значение художественного символа – символа
большой и страстной любви Ромео и Джульетты;
3) сильнейший внутренний конфликт вражды
семей разрешается через смерть Ромео и Джульетты,
катарсис – семьи приходят к согласию.
Определяет жанр
произведения.
Приводит 2 признака
трагедии как жанра.
3
5 Основная мысль – береги честь смолоду. Тема чести
солдатского мундира неразрывным образом связана с
любовью к отечеству, долгом перед императрицей.
Доказательством могут служить слова отца Петра
Гринева: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся
начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не
напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: береги платье снову, а честь смолоду», – с
помощью которых он наставляет своего сына.
Доказательством может служить поступок Гринева,
который не мог изменить присяге: «Меня снова
привели к самозванцу и поставили перед ним на
колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку.
«Целуй руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но
я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому
унижению».
Правильно
сформулирована
основная мысль – 1
балл, приведены и
прокомментированы
цитаты — 2 балла
3
6 Кульминацией в стихотворении является обращение к
надменным потомкам, при помощи которого автор
показывает, что убийство поэта не останется
безнаказанным, так как есть божий суд. Кульминация
расположена в конце, что соответствует цели автора –
показать, что смерть поэта — это убийство его не
одним человеком, а всем обществом. Усиливает
эффект отсутствие развязки.
Определяет
кульминацию
стихотворения – 1
балл, объясняет роль
кульминации – 2
балла
3
18
ПРОЕКТ
7 Роль антитезы велика. Во-первых, антитеза в словах
Смета: жалею и не жалею, которая подчеркивает
важность чувства любви в жизни персонажа, даже
если она сопровождается грустью и тоской.
Во-вторых, антитеза в образах: начинающий поэт и
опытный, мудрый поэт, который смог оценить по
достоинству творчество юного, – показывает
читателю ценность искусства.
В-третьих, антитеза в ситуациях – предполагаемая
смерть за позорящий поступок – великодушный
поступок обиженного мужа, подчёркивает трудность
решения Азербая.
Возможно, контраст в идее: поэт в Азербае побеждает
в нем опозоренного мужа.
Находит антитезу – 1
балл, объясняет ее
роль – 2 балла
3
Общий балл 12
Оценка и сравнительный анализ
Баллы Описание 11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно
выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас
19
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа
Обучающиеся будут отвечать на 4 обязательных вопроса. За каждый
правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут представлены в
виде тестов закрытого типа (с множественным выбором). К каждому
вопросу будут предложены 4 варианта ответа, из которых обучающийся
выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа
Обучающиеся будут отвечать на 4 вопроса. Им необходимо дать краткие
ответы для проверки понимания текста.
Вопросы,
требующие
развернутого
ответа
Обучающиеся будут выполнять анализ эпизода, в котором необходимо
будет проанализировать жанр, тему, образы персонажей, языковые
средства.
Второе задание, выполняемое в виде развернутого ответа, – творческое
задание на одну из предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 10 заданий, требующих выбора из множества ответов, краткого и
развернутого ответов. С 1 по 8 задание направлено на проверку понимания художественного
произведения, 9 задание — на формирование аналитических способностей и анализа
произведения. 10 задание способствует развитию критического и творческого подхода к
прочитанному.
20
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время
на
выполне
ние, мин
Балл Общий
балл*
Сатира и юмор
1. Н.В. Гоголь.
«Ревизор»
2. А.П. Чехов.
Рассказы (по
выбору учителя)
3. В. Шукшин
Рассказы (по
выбору учителя)
Понимание и
ответы по
тексту
8.1.1.1 Понимать термины:
романтизм и реализм как
литературные направления,
исторический образ (персонаж),
трагедия, комедия, поэма, символ,
психологический параллелизм,
афоризм, эпиграф, прототип,
автобиографизм
Знание,
понимание,
применение,
критическое
мышление,
анализ
8 1-8 Вопросы с
множестве
нным
выбором
Ответа
Краткий
ответ
8 мин 4 9
8.1.5.1 Пересказывать содержание
произведения или отрывка,
используя разные приемы
цитирования
5
8.1.6.1 Давать аргументированный
ответ на проблемный вопрос,
используя цитаты
Анализ и
интерпретация
8.2.4.1 Анализировать эпизоды
произведений, объяснять их связь с
проблематикой и роль в развитии
сюжета
Знание,
понимание,
применение,
оценка,
синтез
1 9 Развернут
ый ответ
12 мин 1 9
8.2.5.1 Характеризовать героев
произведения, их поступки, мотивы
поведения, значение имен и
фамилий
1
8.2.6.1 Анализировать систему
образов, хронотоп, структуру
произведения и оформлять своё
представление с помощью
различных способов свёртывания
информации (схемы, таблицы,
1 1
ПРОЕКТ
интеллект-карты, ментальные
карты, ПОПС-формулы, диаграммы
и пр.)1
1
8.2.7.1 Определять способы
выражения авторского отношения к
героям
1
8.2.8.1 Анализировать способы
авторской характеристики героев,
изобразительные средства, в том
числе звукопись и цветопись,
фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и др.)
1 2
Оценка и
сравнительный
анализ
8.3.2.1 Сравнивать художественное
произведение с произведениями
других видов искусства,
характеризуя специфические
средства создания образов в разных
видах искусства
Применение,
оценка,
синтез
1 10 Развернут
ый ответ
20 мин. 12 12
8.3.3.1 Сопоставлять произведения
(или фрагменты) русской, казахской
и мировой литературы, близкие по
тематике/ проблематике/жанру,
учитывая особенности
национальной культуры
ИТОГО 10 40 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
22
Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы по тексту
Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех
предложенных. 1. Укажите жанр произведения Гоголь «Ревизор»
А) эпос
Б) рассказ
В) комедия
Г) трагедия [1] 2. Определите литературное направление произведения Гоголя «Ревизор» A) реализм
Б) романтизм
В) классицизм
Г) сентиментализм [1] 3. Какой литературный прием используется в названии рассказа Чехова «Толстый и тонкий»?
А) эпитет
Б) антитеза
В) метафора
Г) олицетворение [1]
4. Какие средства создания комической ситуации использованы автором в рассказе
«Хамелеон»? ]
А) сатира, монолог
Б) гипербола, рифма
В) речь героев, экспозиция
Г) «говорящие» фамилии, деталь [1]
[4]
Задание: аргументированно ответьте на вопросы, приведите цитаты, объясните их
выбор. 5. В чем смысл названия произведения А.П. Чехова «Хамелеон»? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________[1] 6. Приведите цитату из произведения «Ревизор», показывающую комичность образа
Хлестакова. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________[1] 7. Сформулируйте основную мысль произведения В. Шукшина «Сапожки». ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
ПРОЕКТ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [1] 8. Назовите черты характера Чудика. Приведите в качестве доказательств цитаты из
текста. ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [2]
[5]
Анализ и интерпретация
9. Задание: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического
эссе. 1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения
элементов композиции. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ [3] 2. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения
других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ [3] 3. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью
их использует автор. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ [3]
[9]
Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
Так ты кусаться, окаянный? слышит вдруг Очумелов. Ребята, не пущай ее! Нынче
не велено кусаться! Держи! А… а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца
Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в
ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись
туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично
собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро
около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
Никак беспорядок, ваше благородие!.. говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада,
видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую
руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано:
«Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом
человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив
24
ПРОЕКТ
передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала белый борзой
щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение
тоски и ужаса.
По какому это случаю тут? спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. Почему
тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!
Оценка и сравнительный анализ
10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной
работы – 120 — 150 слов. 1. Каким образом литературные приемы позволяют Чехову раскрыть идею
рассказа «Толстый и тонкий»? Используйте 2-3 цитаты. 2. Каким образом и с какой целью В. Шукшин использует в рассказе способы и
приемы комического (на примере одного рассказа по выбору)? Используйте 2-3 цитаты. 3. Проанализируйте черты образа Хлестакова из произведения «Ревизор» в
разных видах искусства, прокомментируйте свою точку зрения. Сопоставьте средства
создания образа в тексте, на картине художника А. Константиновского и в экранизации 1996
года (режиссер С. Газаров, в роли Хлестакова Евгений Миронов).
Художник А. Константиновский
Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту

вопроса
Ответы Дополнительная
информация для учителя
Балл
1 В 1
2 А 1
3 Б 1
4 Г 1
5 Название произведения указывает на главного героя
рассказа надзирателя Очумелова, который в
соответствии с ситуацией и собственной выгодой
меняет свое мнение и убеждения.
Объясняет название,
связывая его с идеей.
1
6 1) «…Хлестаков, молодой человек лет двадцати
трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и,
как говорят, без царя в голове, – один из тех людей,
которых в канцеляриях называют пустейшими»;
2) «…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное,
а то ведь елистратишка простой!..» (в народе
«елистратором» называли регистратора, чиновника
самого низшего класса в «Табели о рангах»);
3)»…делом не занимается: вместо того чтобы в
должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки
Приводит любую из цитат
о Хлестакове, доказывает,
что Хлестаков смешон.
Возможны другие цитаты.
1
25
ПРОЕКТ
играет…»;
4)»…Батюшка пришлет денежки, чем бы их
попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на
извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а
там через неделю, глядь – и посылает на толкучий
продавать новый фрак…»
5)»…С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто
говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат,
– отвечает, бывало, – так как-то все…» Большой
оригинал…»
6)»…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много
есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «РобертДьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»
7 Доброе отношение друг к другу лежит в основе любви,
и человек имеет возможность, даря приятные минуты
близким, создавать мгновения счастья.
Ответы могут содержать
близкие по смыслу и
перефразированные
предложения.
1
8 «Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал,
что делать. Опять ему стало больно. Когда его
ненавидели, ему было очень больно. И страшно.
Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось
куда-нибудь уйти подальше от людей, которые
ненавидят его или смеются».
Основные черты Чудика – честность и искренность,
простодушие и наивность. Герой поступает всегда так,
как подсказывает ему сердце, ибо именно такое
решение единственно правильное и искреннее.
Называет черты характера
Чудика.
Приводит цитату и
объясняет особенности
образа.
2
Общий балл 9
Анализ и интерпретация
Балл Описание
8-9 Демонстрирует отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее
характерные особенности. Представляет подробный анализ использованных
автором языковых средств, комментирует их с использованием цитат.
6-7 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, жанра, выделяет основные
особенности.
Хороший анализ используемых языковых средств, комментирует их.
4-5 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ используемых
языковых средств.
2-3 Демонстрирует ограниченное понимание темы, идеи и жанра, выделяет
незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых
языковых средств.
0-1 Демонстрирует полное непонимание признаков текстов, предложенных для
анализа.
26
ПРОЕКТ
Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная
информация для
учителя
Общий
балл
Роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Эпизод является завязкой, так как здесь представлено
начало конфликта — скандал, в который вовлечены золотых
дел мастер и собака. Очумелов подходит, чтобы разобраться.
В эпизоде можно выделить завязку (-Так ты кусаться,
окаянный?), развитие действия (Слышен собачий визг),
кульминацию (Ужо я сорву с тебя, шельма!»), развязку (По
какому это случаю тут?). С помощью данной композиции
эпизода автор хочет донести мысль о странном положении
дел, когда в роли обиженного оказывается человек, который
гордится своим окровавленным пальцем и хочет иметь
выгоду от этого обстоятельства. Поэтому в кульминации
слова: самый палец имеет вид знамения победы.
Идею эпизода автор доносит через следующие приёмы в
создании образов героев, в анализе которых просматривается
авторская позиция.
Хрюкин – говорящая фамилия, указывающая на
непорядочность человека, он золотых дел мастер, стало быть,
обеспечен. Это подтверждает его внешность: «гонится человек
в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке» —
он хорошо одет.
Его характеризует и его поведение: гонится за собакой,
ловит её, подавшись туловищем вперёд, — он не выглядит как
пострадавший, скорее, в этой ситуации он агрессор.
Поведение демонстративное: подняв вверх правую руку,
показывает толпе окровавленный палец – указывает на его
намерения, которые подтверждает и выражение его
полупьяного лица о будущей выгоде для пострадавшей
стороны, то есть, него: Ужо я сорву с тебя, шельма!»
Автор характеризует Хрюкина как отрицательного
персонажа, не останавливающегося ни перед чем ради
получения выгоды.
Второй персонаж – щенок. В данной ситуации он должен
быть агрессивным и нападающим. И автор называет его
«виновник скандала», но это является авторской иронией,
потому что через описание его внешности («в слезящихся
глазах его выражение тоски и ужаса») становится понятно, что
в этой ситуации он – пострадавший.
Автор формирует жалостливое отношение к персонажу
со стороны читателя и потому, что это не взрослая собака,
а щенок, и потому что персонаж постоянно через поведение
показывает крайний испуг: «слышен собачий визг», «прыгая
на трех ногах и оглядываясь», «растопырив передние ноги и
дрожа всем телом», «в слезящихся глазах».
Следующий персонаж – Очумелов, полицейский
надзиратель, который сначала слышит, потом наблюдает
происходящую ситуацию, а в конце эпизода собирается
разобраться в ней. В этом эпизоде он является пассивным
участником, и только в развязке можно его
охарактеризовать через речь: он задает короткие
проблемные вопросы, которые являются типичными для
полицейского, выясняющего обстоятельства дела.
Балл присуждается
за приближенный к
правильному ответ.
Количество баллов
за ответ
определяется по
общей схеме
выставления баллов.
Для объективного
оценивания
рекомендуется
провести модерацию
и стандартизацию
подходов к
оцениванию.
9
27
ПРОЕКТ
И последним персонажем является толпа: сначала это
«сонные физиономии», олицетворение некой безликой и
ленивой массы, толпа собирается, ей показывают палец, в нее
врезывается Очумелов, у нее есть центр. Далее у толпы будет и
мнение, выражаемое разными персонажами. Синоним толпы –
сборище, указывающее на случайный принцип собравшихся и
разношерстность публики. Автор при помощи этого
персонажа заранее показывает равнодушие зевак к
происходящему и из-за того, что Очумелов сначала тоже
оказывается сторонним наблюдателем, прогнозируется
равнодушие и со стороны полицейского.
Таким образом, автор уже в завязке показывает
неоднозначность ситуации, которая заметна любому
стороннему наблюдателю. В данном случае единственным
заинтересованным наблюдателем является автор.
Оценка и сравнительный анализ
Баллы Описание
11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.
8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с
ясно выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.
4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас
28
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Типы заданий
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа
Обучающиеся будут отвечать на 4 обязательных вопроса и выполнять
одно задание. За каждый правильный ответ получат по 1 баллу, за
задание, требующее краткого ответа – 2 балла. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта, из
которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа
Обучающиеся будут выполнять 4 задания для проверки аналитических
и интерпретационных навыков. Они должны будут дать краткий ответ.
Вопросы,
требующие
развернутого
ответа
Обучающиеся будут выполнять задание, выполняемое в виде
развернутого ответа, — творческое задание на одну из предложенных
тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 10 заданий, требующих выбора из множества ответов, краткого и
развернутого ответов. С 1 по 9 задание направлено на проверку понимания художественного
произведения, 10 задание способствует развитию критического и творческого подхода к
прочитанному.
29
ПРОЕКТ
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Навыки Проверяемая цель Уровень
мыслитель
ных навыков
Кол.
заданий
*

задания
*
Тип
задания*
Время
на
выполн
ение,
мин*
Балл
*
Общий
балл
Мечты и
реальность
1. М.Ю.
Лермонтов.
«Мцыри»
2. А. Грин.
«Алые паруса»
3. А. де СентЭкзюпери.
«Маленький
принц»
4.М.Цветаева
Лирика.
5.А. Ахматова
«У самого моря»
Понимание и
ответы на
вопросы
8.1.3.1 Самостоятельно находить в
тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты,
отражающие тематику
произведения
Знание
понимание
применение,
критическое
мышление
анализ 5 1-5 Вопросы
с
множеств
енным
выбором
ответа
Краткий
ответ 8 мин 1 6 1 1
8.3.4.1 Составлять сложный
цитатный план 1 2
Анализ и
интерпретация
8.2.1.1 Определять жанр и его
признаки (трагедия, комедия,
поэма)
Знание
понимание
применение
оценка
синтез 4 6-9 Краткий
ответ
Развернут
ый ответ 12 мин 3 12
8.2.4.1 Анализировать эпизоды
произведений, объяснять их связь
с проблематикой и роль в
развитии сюжета 3
8.2.6.1 Анализировать систему
образов, хронотоп, структуру
произведения и оформлять свое
представление с помощью
различных способов свертывания
информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные
карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.) 3 3
30
ПРОЕКТ
8.2.7.1 Определять способы
выражения авторского отношения
к героям
8.2.8.1 Анализировать способы
авторской характеристики героев,
изобразительные средства, в том
числе звукопись и цветопись,
фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы,
перифразы, инверсии, анафоры,
градация), литературные приемы
(символ, психологический
параллелизм, автобиографизм и
др.)
8.2.9.1 Писать творческие работы
(письмо литературному герою,
сценарии и др.), выражая
отношение к герою, его
поступкам, используя
изобразительные средства
Оценка и
сравнительный
анализ
8.4.1.1 Участвовать в обсуждении
произведения, отстаивая свою
точку зрения, оценивая поведение,
поступки героев, позицию автора
Применение
оценка
синтез 1 11 Развернут
ый ответ
20 мин. 12 12
8.4.4.1 Оценивать устные и
письменные высказывания (свои,
одноклассников и другие) с точки
зрения полноты и глубины
раскрытия темы,
композиционного единства и
фактологической точности
ИТОГО 10 40 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
31
ПРОЕКТ
Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы по тексту
Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех
предложенных. 1. Укажите тему произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» A) мечта B) дружба C) ненависть D) жестокость [1] 2. Что символизирует название «Алые паруса» в произведении Грина? A) мечта B) радость C) симпатия D) одиночество [1] 3. Какая из цитат содержит тему произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) А душу можно ль рассказать?
В) Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?
С) Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах. D) Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты? [1] 4. Какая из цитат содержит в себе тему поэмы А. Ахматовой «У самого моря»?
А) Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
32
ПРОЕКТ B) К самому уху ее склонившись,
Я прошептала: «Знаешь, Лена,
Ведь я сама придумала песню,
Лучше которой нет на свете». C) Вынес моряк того, кто правил
Самой веселой, крылатой яхтой,
И положил на черные камни. D) «Он никогда не придет за мною,
Он никогда не вернется, Лена.
Умер сегодня мой царевич». [1] 5. Составьте цитатный план к стихотворению М. Цветаевой «Ошибка».
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________[2]
[6]
Анализ и интерпретация
Задание: аргументированно ответьте на вопросы.
6. При помощи каких образов автор описывает лирическую героиню в стихотворении
М. Цветаевой «Ошибка»? Назовите основные черты этих образов. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ [3]
7. Определите жанр произведения А. Грина «Алые паруса». Назовите не менее двух
признаков жанра. __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ [3]
8. Назовите 2 признака философской сказки на примере произведения А. СентЭкзюпери «Маленький принц». Подтвердите свой ответ примером из текста. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ [3]
33
ПРОЕКТ 9. Проанализируйте способы авторской характеристики одного из героев: Грэя
или Ассоль. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ [3]
[12]
Оценка и сравнительный анализ
10. Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной
работы – 120 — 150 слов. 1. Докажите, что Мцыри – романтический герой, характеризуя романтическую
ситуацию, пейзаж, черты личности, судьбу, поступки. Используйте цитаты. 2. Опишите встречу Эгля и Ассоль глазами Эгля. Включите описание мыслей,
чувств и настроения героев. Используйте цитаты. 3. «Нельзя мечту свою хватать руками,/ Нельзя мечту свою держать в руках!»
Каким образом литературные приемы и художественные средства позволяют Цветаевой
раскрыть идею?
[12]
Схемы выставления баллов
Понимание и ответы по тексту

вопроса
Ответы Дополнительная
информация для
учителя
Балл 1 В 1 2 А 1 3 C 1 4 А 1 5 1. «И возвратить воздушность ей нельзя». 2. «Вдруг побледнеет и погибнет вдруг». 3. «Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!» 4. «Нельзя мечту свою держать в руках!» 5. «Твоя любовь была такой ошибкой».
Возможно
использование
других цитат,
выражающих
основную мысль
четверостиший. 2
Общий балл 6
Анализ и интерпретация

вопроса
Ответы Дополнительная
информация для
учителя
Балл
34
ПРОЕКТ 6 Автор описывает лирическую героиню
опосредованно: через образы снежинки, медузы,
мотыльков-скитальцев. Образ снежинки
подчеркивает легкость, воздушность лирической
героини, в то же время яркость – через сравнение
«как звездочка упавшая скользя».
Образ медузы привносит прозрачность и
чувствительность в образ лирической героини.
Образ мотылька-скитальца привносит символику
мечты в образ лирической героини. Итак,
лирическая героиня, как объект мечтаний
лирического героя, необыкновенна: нежная,
чувствительная, яркая – воплощенная мечта.
Возможны другая
интерпретация
стихотворения, но
ответ на вопрос
должен быть со
ссылками на текст. 3 7 Феерия (от слова «фея») — это драматическое
произведение, в котором
противоборствуют волшебные силы и, как
в сказках, побеждают добро и красота.
1) Грин назвал свое произведение феерией,
потому что в жизнь Ассоль, главной героини,
приходит сказка по воле сказителя и
преображает ее.
2) Побеждают добро и красота (доброта и
красота главной героини позволяют воспринимать
концовку истории как справедливый финал);
3) Сама мечта похожа на сказку, которую
воплощает Грэй в виде корабля с алыми парусами.
Алый цвет – апогей красоты.
Определение
жанра
обязательно.
Возможны другие
ссылки на текст.
Называет не менее
двух жанровых
особенностей. 3 8 Философская сказка – сказка-притча,
которая в иносказательной форме содержит нраво
учение.
Признаки сказки: наличие сказочного мира планет,
по которым путешествует сказочный принц;
Наличие волшебных перемещений: умер и
очутился на своей планете
Признаки притчи: учит быть ответственным за тех,
с кем дружишь и кого любишь;
человек, которого любишь, всегда особенный для
тебя.
В ответе должен
быть 1 признак
сказки и 1 признак
притчи.
В ответе должна
быть ссылка на
текст
произведения. 3 9 Ассоль – главная героиня повести А.С.
Грина «Алые паруса», девушка, чья мечта стала
явью. 1) Автор характеризует Ассоль через
жизненную ситуацию: Ассоль рано лишилась
матери, и ее воспитал отец – суровый и
замкнутый Лонгрен. Поэтому Ассоль была
привязана к отцу и дичилась окружающих. 2) Через ее характеристику жителями городка:
корабельная, полоумная Ассоль. 3) Ассоль добра и наивна, это можно увидеть
через ее поведение: она могла заговаривать с
деревьями и кустарниками, как с живыми,
заботиться о братьях меньших.
В ответе должны
быть два
литературных
приема
характеристики
персонажа: Ассоль
или Грэя. 3
35
ПРОЕКТ 4) Через черты портрета видна чистота души
Ассоль: «Каждая черта Ассоль была выразительно
легка и чиста, как полет ласточки». 5) Через путь к воплотившейся мечте Ассоль
автор показывает ее умение самозабвенно
мечтать и игнорировать злые насмешки.
Общий балл 12
Оценка и сравнительный анализ
Баллы Описание 11-12 Эффективно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
эффективное развитие идей в логической последовательности.
Эффективное применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 8-10 Хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
с ясно выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций. 4-7 Удовлетворительно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Удовлетворительное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Ограниченное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций. 0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Отсутствует структура, соответствующая заданию.
Слабый словарный запас
36

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь