ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО История Казахстана 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО История Казахстана 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

13
0

Сборник заданий формативного оценивания
История Казахстана
6 класс
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернетсайтах. Сборник разработан в не коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………4
Раздел «Казахстан в VI – IX веках» ……………………………………………………………………………………………….4
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………….13
Раздел: Казахстан в X – начале XІІІ веков ……………………………………………………………………………………13
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………………….21
Раздел: Казахстан в XIII – первой половине XV вв……………………………………………………………………….21
Раздел: Формирование казахского народа ……………………………………………………………………………………30
Раздел: Образование единого Казахского государства………………………………………………………………….31
4-четверть………………………………………………………………………………………………………………………………….34
Раздел: Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках……………………………………………………………..34
Раздел: Экономика и культура XVI – XVII веков………………………………………………………………………….42
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел «Казахстан в VI – IX веках»
Тема Раннесредневековые государства на территории
Казахстана
Цель обучения 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Сравнивает особенности развития тюркских государств
в VI-IX веках
Уровень мыслительных
навыков 1. Заполните таблицу.
Название каганата Хронология Территория Столица
Этнический
состав
Тюркский
ЗападноТюркский
ВосточноТюркский
Тюргешский
Определите взаимосвязь между этими государствами
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся — называет хронологию существования государств; — называет территории расположения государств; — называет столицы государств; — называет этнический состав государств.
4
ПРОЕКТ
Тема Раннесредневековые государства на территории
Казахстана
Цель обучения 6.2.1.3 Использовать понятие «Страна Великой степи» при
описании преемственности исторических событий и
процессов
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает преемственности исторических событий и
процессов на территории Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Раскройте значение понятия «Страна Великой степи».
Сравните карты Древнего Казахстана и Казахстана в Средние века. Опишите изменения. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− объясняет значение понятия «Страна Великой степи»;
− определяет изменения в территории;
− определяет объединение племен в единое государство в
средние века.
5
ПРОЕКТ
Тема Письменность древних тюрков
Цель обучения 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет политическиепроцессы ВосточноТюркского каганата
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Обозначьте на контурной карте тюркских государств в VI-IX века, указывая названия
соседних государств
Назовите современные государства, на территории которых располагался ВосточноТюркский каганат.
Определите и назовите государство с которым вел непосредственные взаимоотношения
Восточно-Тюркский каганат.
Дескрипторы Обучающийся — обозначает на контурной карте границы Восточно-Тюркского
каганата, указывая названия соседних государств; — называет современные государства, на территории которых
располагался Восточно-Тюркский каганат; — определяет государство, с которым вел тесные
взаимоотношения Восточно-Тюркский каганат.
6
ПРОЕКТ
Тема Письменность древних тюрков
Цель обучения 6.2.3.1 Объяснять значение древнетюркской
письменности
Критерии оценивания Обучающийся
• Выделяет историческое значение древнетюркской
письменности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок перевода текста памятника древнетюркской письменности
(Памятник Культегина. Малая надпись) и ответьте на вопросы.
Тенгри рожденный
Я, тюркский каган,
В Тенгрии существующий
Я, мудрый каган,
В мире изменчивом,
Возвышен Судьбой,
Воссел по Закону
На Трон кочевой!
Когда наверху НебоТенгри,
А внизу бурая Земля возникли
в Вечности
Сотворены были меж ними
Сыны человеческие…
Предки мои Бумын, Истеми
По милости Тенгри
каганами стали,
Тюрков народ и Закон тюркский
Они сохраняли,
Они возвышали!
Со всех сторон были враги,
В походах великих мы их покорили,
Народам простым
Мир подарили!
Головы имеющих
Заставили склониться,
Колени имеющих
Заставили преклониться!
Вперед до Хингана,
Назад до Железных Ворот,
Мы расселили
Могучий народ!
И пределов величья не зная,
Свободный народ Тюрков Небесных
Царственно кочевал
В кочевьях беспечных!
Эти каганы были мудры,
Эти каганы были велики,
И Вечное Небо хранит
Их светлые лики!
Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте?
Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?
Дескрипторы Обучающийся
− выделяет сведения об истории тюркского каганата из отрывка
памятника древнетюркской письменности;
− выделяет сведения о религии тюрков из отрывка памятника
древнетюркской письменности.
7
ПРОЕКТ
Тема Атлахская битва
Цель обучения 6.3.2.3 Анализировать историческое значение Атлахской
битвы
Критерии оценивания Обучающийся
• Выявляет историческое значение Атлахской
битвы
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу. Какое историческое значение Атлахской битвы в судьбе арабов и
китайцев?
Для арабов Для китайцев
Дескрипторы Обучающийся
− анализирует историческое значение Атлахской битвы для
арабов;
− анализирует историческое значение Атлахской битвы для
китайцев.
8
ПРОЕКТ
Тема Атлахская битва
Цель обучения 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном
искусстве
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает достижения военного искусства
кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя иллюстрации опишите вооружение воинов-кочевников.
Дескрипторы Обучающийся
− описывает использования конницы на войне у тюрков;
− описывает использование лука и стрел на войне у тюрков;
− описывает общее военное снаряжение у тюрков (доспехи,
холодное оружие).
9
ПРОЕКТ
Тема Огузское государство
Цель обучения 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет политическое положение Огузского
государства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя карту, опишите геополитическое положение государства огузов. Назовите
современные государства, на территории которых располагалось государство огузов.
Дескрипторы Обучающийся — называет территории, входившие в состав государство Огузов; — называет современные государства, на территории которых
располагалось государство Огузов.
10
ПРОЕКТ
Тема Кимакский каганат
Цель обучения 6.4.2.1 Определять влияние Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет влияние Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Раскрасьте на карте районы развития городской культуры.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает на карте территорию южного Казахстана как один
из районов развития городской культуры;
− указывает на карте территорию юго-западного Семиречья как
один из районов развития городской культуры;
− указывает на карте территорию юго-восточного Семиречья как
один из районов развития городской культуры.
11
ПРОЕКТ
Тема Начало формирование тюркского мира
Цель обучения 6.3.2.1 Объяснять миграционные процессы тюркоязычных
племен, определяя взаимосвязь между историческими
событиями
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет миграционные процессы тюркоязычных
племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя карту, опишите процесс миграции тюркских племен.
Дескрипторы Обучающийся
− описывает процесс переселения тюркоязычных племен.
12
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел: Казахстан в X – начале XІІІ веков
Тема Политические процессы на территории Казахстана в X
– начале XІІІ веков
Цель обучения 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских
государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и
различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает по карте государства раннего
средневековья
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Обозначьте на контурной карте границы тюркских государств на территории Казахстана в
период X–XIII вв. с указанием их названий.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает на карте государства карлуков и огузов;
− указывает на карте государства караханидов и каракитаев;
− обозначает на карте границы государств карлуков и огузов;
− обозначает на карте границы государств караханидов и
каракитаев.
13
ПРОЕКТ
Тема Государство Караханидов
Цель обучения 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских
государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и
различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет политического положение
Караханидского государства
• Показывает по карте местоположение
Караханидского государства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя карту, назовите на территории каких современных государств располагалось
государство Караханидов? Какие регионы входили в состав государства?
Дескрипторы Обучающийся
− определяет регионы, входившие в состав государства
караханидов;
− указывает территории современных государств, на территории
которых существовало государство караханидов.
14
ПРОЕКТ
Тема Найманы, кереиты и жалаиры
Цель обучения 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских
государств в X– начале XIII веков, выявляя их сходства и
различия
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет социально-политическую жизнь
найманов, кереитов и жалаиров
• Использует карту для определения места найманов,
кереитов и жалаиров
Уровень мыслительных
Навыков
Применение
Задания
1. Соотнесите название племени с его описанием.
1.Найманы А. Ставкой государства была местность Битобе на востоке от горы
Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор.
Государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во
времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана.
2.Кереиты В. Обитали по рекам Хилок и Селенга, а точнее, в верховьях Орхона,
впадающего в Селенгу. О существовании этого племени как
самостоятельного государственного образования скупо упоминается
лишь в монгольских летописях.
3.Жалаиры С. Этот союз состоял из восьми племён населял земли между рекой
Орхон и Алтайскими горами. Столицей был город Балыкты на берегу
реки Орхон. Государство достигло своего расцвета при хане Наркеше
Даяне (1160-1203 гг.). В период его правления население стали
заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская
жизнь.
2. Используя карту, опишите территорию проживания найманов, кереитов и жалаиров.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает название регионов проживания найманов, кереитов и
жалаиров;
− демонстрирует знание общих сведений о жалаирах;
− демонстрирует знание общих сведений о кереитах;
− демонстрирует знание общих сведений о найманах.
15
ПРОЕКТ
Тема Кыпчакское ханство
Цель обучения 6.2.1.3 Использовать понятие «Великая степь» для
описании преемственности исторических событий и
процессов
Критерии оценивания Обучающийся
• Применяет понятие «Великая степь» при описании
преемственности исторических событий и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Объясните значение понятий.
Тюркизированные племена __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Тарханы ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Беки ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Великая степь ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− объясняет значение понятия «тюркизированные племена»;
− объясняет значение понятия «тарханы»;
− объясняет значение понятия «беки»;
− объясняет значение понятий «Великая степь».
16
ПРОЕКТ
Тема Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана
Цель обучения 6.4.2.1 Определять влияние Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает влияние Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Покажите составные части средневекового города на рисунке и дайте им названия.
1. наиболее укрепленная центральная часть города, где размещалась
резиденция влиятельной особы
2. окруженная стеной территория города, в которой размещалось богатое
население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители
3. торгово-ремесленные предместья
Какова роль городов в развитии Великого шелкового пути?
_____________________________________________________________________________________
_
Дескрипторы Обучающийся
− демонстрирует знание понятия «цитадель» как составного
элемента структуры средневекового города на территории
Казахстана;
− демонстрирует знание понятия «шахристан» как составного
элемента структуры средневекового города на территории
Казахстана;
− демонстрирует знание понятия «рабад» как составного элемента
структуры средневекового города на территории Казахстана;
− делает вывод, показывая значение городов для развития Великого
шелкового пути
17
ПРОЕКТ
Тема Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана
Цель обучения 6.4.1.1 Выявлять экономическую взаимосвязь между
кочевниками и оседлым населением
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает экономическую взаимосвязь между
кочевниками и земледельцами
Уровень мыслительных
Навыков
Применение
Задание
Распределите товары Великого шелкового пути по регионам в таблице и на карте.
Используя карту, объясните, как происходил торговый обмен между странами.
Ковры, арбузы, дыни, персики, рис, мед, фарфор, хлопчатобумажные ткани, кожа и
меха, кони.
Китай Центральная Азия Европа
Дескрипторы Обучающийся
− объясняет процесс торговли, используя карту Великого
шелкового пути;
− называет регионы производства соответствующих товаров; −
показывает на карте регионы производства соответствующих
товаров.
18
ПРОЕКТ
Тема Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана
Цель обучения 6.2.2.2 Объяснять особенности средневековых
архитектурных памятников
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает достижения средневековых
архитектурных памятников
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Соотнесите название памятников архитектуры с их изображениями.
Мавзолей Карахана, Мавзолей ИбрагимАта, Мавзолей Айшабиби, Мавзолей АрыстанБаб.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет мавзолей Карахана по иллюстрации;
− определяет мавзолей Айша-биби по иллюстрации;
− определяет мавзолей Ибрагим-Ата по иллюстрации;
− определяет мавзолей Арыстан-Баб по иллюстрации.
19
ПРОЕКТ
Тема Материальная и духовная культура тюрков
Цель обучения 6.2.2.2 Объяснять особенности средневековых
архитектурных памятников
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает особенности средневековых
архитектурных памятников
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Дайте определения следующим терминам.
Мавзолей ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Мечеть ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Суфа ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Тандыр ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Ташнау ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− объясняет значение понятия «мавзолей»; − объясняет значение
понятия «мечеть»;
− объясняет значение понятия «Cуфа»;
− объясняет значение понятия «Тандыр»;
− объясняет значение понятия «Ташнау».
20
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел: Казахстан в XIII – первой половине XV веках.
Тема Образование монгольской империи
Цель обучения 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в
военном искусстве
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет достижения военного искусства
кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя иллюстрации, опишите вооружение монголов.
Заполните содержание схем.
Главные силы
Тумен
(десять тысяч)
Дескрипторы Обучающийся
− описывает вооружение и военную технику монголов;
− описывает военную структуру монгольского войска,
используя схему;
− описывает организацию монгольского войска, используя
схему.
21
ПРОЕКТ
Тема Образование монгольской империи
Цель обучения 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII–XV веках, используя карту
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет социально-политическую историю
возникновения монгольского государства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя карту, укажите исконную территорию монгольских племен, направления
походов, также завоеванные ими территории.
Дескрипторы Обучающийся
− описывает географическое положение монголов к 1206 году;
− называет территории, завоеванные монголами в годы правления
Чингисхана;
− указывает направления походов монгольских войск после
смерти Чингисхана.
22
ПРОЕКТ
Тема Монгольские завоевания в Казахстане
Цель обучения 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в
государствах
ХІІІ –ХY веках, используя карты
Критерии оценивания Обучающийся
• Отмечает на карте улусы сыновей Чингиз хана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Отметьте на карте улусы Джучи, Чагатая, Угедея и Тулуей
Дескрипторы Обучающийся
− отмечает на карте улус Джучи;
− отмечает на карте улус Чагатая; − отмечает на карте
улус Угедея;
− отмечает на карте улус Тулуей
23
ПРОЕКТ
Тема Последствия монгольского завоевания
Цель обучения 6.3.1.8 Определять особенности системы управления
государств на территории Казахстана
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает особенности системы управления
государств на территории Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните пропуски в схеме «система управления в Золотой Орде», используя слова для
справок.
Слова для справок: визиры, беки, даруги, баскаки, малики, командующие
туменами, тысячами, сотнями, десятками.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает основные элементы военной власти в
системе управления в Золотой Орде;
−указывает основные элементы гражданской власти
24
ПРОЕКТ
Тема Образование улусов на территории Казахстана
Цель обучения 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту
Критерии оценивания Обучающийся
• Называет политическое положение государств
возникших на территории Евразии при распаде
Монгольских государств
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Укажите на контурной карте границы территорий следующих государств: Ак Орда,
Ногайская Орда, Могулистан.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает на карте границы Ак-Орды;
− указывает на карте границы Ногайской орды;
− указывает на карте границы Могулистана.
25
ПРОЕКТ
Тема Ак Орда
Цель обучения 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV вв. используя карту
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет государства XIII-XV вв., используя
карту, объяснять политические процессы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Отметьте на контурной карте границы государства Ак Орды.
Дескрипторы Обучающийся
− отмечает Ак Орду на контурной карте;
− показывает границы Ак Орды на контурной карте.
26
ПРОЕКТ
Тема Ак Орда
Цель обучения 6.1.1.2 Определять этносоциальную структуру государств XIII-XV вв
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет этносоциальную структуру государства
Ак Орды на территории Казахстана в XIII-XV вв
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните схему «Этнический состав Ак Орды».
Дескрипторы Обучающийся — называет народы, входившие в состав населения Ак Орды.
27
ПРОЕКТ
Тема Ак Орда
Цель обучения 6.3.2.5 Объяснять внешнюю политику государств,
образованных в XIII – XV вв. на территории Казахстана,
определяя взаимосвязи между историческими событиями
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет внешнеполитическое положение Ак
Орды, определяя взаимосвязь исторических
событий
Уровень мыслительных
навыков
Задание
Составьте схему «Внешняя политика Ак Орды». 1. В рамках напишите названия государств, с которыми взаимодействовали (воевали)
правители Ак Орды; 2. Над стрелками напишите даты и результаты военных столкновений; 3. Определите главное, на ваш взгляд, направление внешней политики Ак Орды.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает направление внешней политики Ак Орды;
− указывает хронологию и результаты военных столкновений;
− анализирует внешнюю политику Ак Орды, определяя главное
направление.
28
ПРОЕКТ
Тема Культура Казахстана в XIII–XV веках
Цель обучения 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников
Критерии оценивания Обучающийся
• Показывает значимость средневековых
• Исторических произведений как исторических
источников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Заполните таблицу, указав соответствующие названия произведений различных
направлений фольклора.
Легенды и мифы Сказки Поэмы и сказания Кюи
«Камбар-батыр», «Сказание о Солнце» («Күннің баяны »), «Ескендир», «Ер Саин»,
«Полярная звезда и Большая медведица» («Темірқазық пен Жетіқарақшы»), «Ер Тостик»,
«Куламерген- Жоямерген», «Едиге»
Дескрипторы Обучающийся
− указывает примеры названий легенд и мифов;
− указывает примеры названий сказок;
− указывает примеры названий поэм и сказаний;
− указывает примеры названий кюев.
29
ПРОЕКТ
Раздел: Формирование казахского народа
Тема Завершение процесса формирования казахского народа
Цель обучения 6.1.1.3 Определять основные периоды формирования
казахского народа, устанавливая связи между
историческими событиями древности и средневековья
Критерии оценивания Обучающийся
• Выявляет взаимосвязь древних и средневековых
племен в процессе возникновения казахского народа
как этноса
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Расставьте в правильной хронологической последовательности периоды развития
(эволюции) различных этнических групп на территории Казахстана и Средней Азии.
А) наблюдается новая перегруппировка народов, выделяются ногайцы, переселившиеся
на Северный Кавказ, узбеки, ушедшие в Туркестан и казахи, оставшиеся в степях
Казахстана
В) народы в степях Азии, в том числе и на территории нынешнего Казахстана,
объединены на определенной, еще низкой ступени общественного развития. Для этого
периода характерна крайняя неустойчивость и неопределенность национальных границ,
их постоянное смешивание и исчезновение.
С) происходит разобщение западных и восточных степей. Появляются новые различия в
территории, экономике и языке, а отсюда — новая группировка народов
Дескрипторы Обучающийся
− расставляет в хронологической последовательности периоды
развития (эволюции) различных этнических групп на
территории Казахстана и Средней Азии.
30
ПРОЕКТ
Раздел: Образование единого Казахского государства
Тема Образование Казахского ханства
Цель обучения 6.2.3.4 Объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи
Рашиди»
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет значение труда М.Х. Дулати «Тарихи
Рашиди» о возникновении Казахского ханства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответ на вопросы:
В это время около 870 г. хиджры Абулхайр хан владычествовал в Дешти Кипчаке.
Султанам джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них Жанибек и Керейхан бежали в Могулистан. ИсаБугахан принял беглецов хорошо и отвел им край Чу и
Козибаши который составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили
спокойно. После смерти Абулхайр хана улус узбекский пришел в расстройство: начались в
нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Керей хану и Жанибекхану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч:
звать их стали узбекамиказахами. 1. Укажите название исторического источника, отрывок которого представлен
выше____________________ 2. Назовите автора исторического источника___________________
Дескрипторы Обучающийся
− указывает название исторического источника об образовании
казахского ханства;
− называет автора «Тарихи Рашиди».
31
ПРОЕКТ
Тема Образование Казахского ханства
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерии оценивания Обучающийся
• Указывает роль Керея и Жанибек в укреплении
государства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Заполните таблицу
Исторические личности События и факты, связанные с личностью
Керей
Жанибек
Дескрипторы Обучающийся — описывает деятельность Керея; — описывает деятельность Жанибека.
32
ПРОЕКТ
Тема Образование Казахского ханства
Цель обучения 6.2.1.3 Использовать понятие «Великая степь» для
описании преемственности исторических событий и
процессов
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет понятие «Страна Великой степи» при
описании преемственности исторических событий
и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните схему, показав значение образования Казахского ханства.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет политическое значение образования
Казахского ханства;
− определяет социально-экономическое значение
образования Казахского ханства;
− определяет культурное значение образования Казахского
ханства.
33
ПРОЕКТ
4-четверть
Раздел: Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках
Тема Усиление Казахского ханства при Касым хане
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет внутреннюю и внешнюю политику хана
Касыма
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Определите события, относящиеся к внутренней и внешней политики хана Касыма.
Внутренняя
политика
хана Касыма
Исторические события
Внешняя
политика
хана Касыма
1. Создание свода законов, известных как
«Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая
дорога хана Касыма»)
2. Борьба хана Касыма за присоединение
присырдарьинских городов к казахскому
ханству 3. Укрепление армии, создание 300
тысячного конного войска 4. Включение в состав казахского ханства
части территории Семиречья
5. Победа султана Касыма над Бурундукханом
6. Переход под покровительство хана
Касыма части племен, населявших
Ногайскую Орду
Дескрипторы Обучающийся
− указывает исторические события и факты внешней политики хана
Касыма;
− указывает исторические события и факты внутренней политики
хана Касыма.
34
ПРОЕКТ
Тема Укрепление южных границ Казахского ханства при
Тауекель хане
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерии оценивания Обучающийся
• Указывает внутреннюю и внешнюю политику
Тауекель хана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Приведите соответствие между событиями и датами. 1. Приход к власти Таукель хана 2. Казахские войска во главе с султаном Тауекелем разбили войска Баба – султана и
казнили его. 3. Народное восстание в Ташкенте против произвола наместника хана Абдаллаха. 4. Мятеж крупных феодалов в ханстве Абдаллаха. 5. Смерть хана Абдаллаха и его сына, гибель казахского хана Тауекеля. 6. Поход Ермака в Сибирь и разгром сибирского хана Кучума. 7. Восьмидесятилетний Шигай занял трон Казахского ханства. 8. Хан Тауекел разорвал союзнические отношения с узбекским ханом Абдаллахом. 9. Между представителем династии Аштарханидов и казахскими ханами заключён
договор о присоединении земель, завоеванных ими, к Казахскому ханству. 10. Бегство хана Кучума в Среднюю Азию, после чего Сибирское ханство попало под
власть Российского государства. 11. Захват ханом Тауекелем городов Акши, Искандер, Мунши, Ташкент и Самарканд, 20- дневная осада Бухары.
1582 г 1598 г. 1597 – 1598 гг 1588 г. 1583 г.
Дескрипторы Обучающийся
− определяет исторические события 1582 года;
− определяет исторические события 1598 года;
− определяет исторические события 1597-1598 гг;
− определяет исторические события 1588 года;
− определяет исторические события 1583 года.
35
ПРОЕКТ
Тема Укрепление южных границ Казахского ханства при
Тауекель хане
Цель обучения 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских
ханов
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует политическое положение Казахского
ханства при Тауекель хана
• Объясняет роль внутренней и внешней политики
Тауекель хана в деле укрепления Казахского
ханства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните схему «Внешняя политика хана Такеля». Укажите значение каждого
направления внешнеполитической деятельности хана Таукеля.
Дескрипторы Обучающийся
− показывает процесс борьбы хана Таукеля с Баба султаном;
− показывает отношения с хана Таукеля узбеками − оценивает
итог борьбы хана Таукеля с Баба султаном;
− показывает отношения с хана Таукеля с русским
государством;
− показывает роль взаимоотношений хана Таукеля с узбеками;
− показывает роль взаимоотношений хана Таукеля с русским.
36
ПРОЕКТ
Тема Укрепление единства Казахского ханства при Есим
хане
Цель обучения 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских ханов
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует политическое положение Казахского
ханства при Есим хане
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу «Отношения Казахского ханства при хане Есиме с соседними
государствами».
Отношения с Бухарой Отношения с Восточным
Туркестаном
Как Вы считаете, какое направление играло главную роль во внешнеполитической
деятельности хана Есима? Ответ аргументируйте. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Дескрипторы Обучающийся
− показывает отношение хана Есима с Бухарой;
− показывает отношение хана Есима с Восточным Туркестаном;
− определяет главное направление внешнеполитической
деятельности хана Есима.
37
ПРОЕКТ
Тема Казахско-джунгарское противостояние при Жангир
хане
Цель обучения 6.2.2.3. Характеризовать достижения кочевников в
военном искусстве
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает лучшие достижения военного искусства
кочевников при битве за Орбулак
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Определите верные и неверные утверждения.
Утверждение «Верно» или
«неверно»
1. Орбулакская битва состоялась в 1643 году
2. В Орбулакской битве сражались казахское
войска и войско китайского императора
3. Командующим казахским войском в Орбулаксой
битве был Джангир хан
4. Орбулакское сражение закончилось
поражением для казахов
5. В орбулакском сражении казахами было
впервые массово применено огнестрельное
оружие
Дескрипторы Обучающийся
− определяет верные утверждения;
− определяет неверные утверждения.
38
ПРОЕКТ
Тема Общественно-правовая система казахов при Тауке хане
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает внутреннюю и внешнюю политику
Тауке хана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Дополните предложения… 1. В целях укрепления центральной власти и ослабления роли султанов хан Тауке в
управлении государством стал опираться на____________ 2. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный
труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди», сочинение_______________. 3. Первый курултай трех казахских жузов с целью организации борьбы с джунгарами
состоялся близ Каракумов в___________г. 4. В годы правления хана Тауке, при активном участии Толе би, Казыбек би, Айтеке
би был разработан________________ 5. В целях укрепления центральной власти хан Тауке особое значение придавал
укреплению ханского совета и совета____________ 6. При хане Тауке в казахском государстве исполнительную власть
представляли_________________ 7. При хане Тауке все спорные вопросы между родами и племенами решались на
совете_______________ 8. «Жеты-Жаргы» определивший основные принципы правопорядка и
государственного устройства в Казахском ханстве был составлен при
хане______________ 9. Хан Тауке создает военный союз с кыргызами и каракалпаками перед угрозой
нашествия___________.
Дескрипторы Обучающийся
− указывает исторические события и факты внутренней политики
Тауке хана|;
− указывает исторические события и факты внешней политики
Тауке хана.
39
ПРОЕКТ
Тема Общественно-правовая система казахов при Тауке хане
Цель обучения 6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских
ханов
Критерии оценивания Обучающийся
• Объясняет роль внутренней и внешней политики
Тауке хана в деле укрепления Казахского ханства
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните Таблицу «Анализ достижений хана Тауке».
Было Стало Изменилось
Раздробленность
Казахского ханства
Войны за пастбищные
угодья
Сбор налогов в пользу
удельных ханов, а не
великого хана
Война ханов за власть.
Опустошительные
набеги джунгар.
Власть ханов без опоры
на биев.
Вражда с Бухарой
Дескрипторы Обучающийся
− показывает изменение положения казахского ханства при хане
Тауке;
− анализирует изменения во внутренней политике казахского
ханства при хане Тауке;
− определяет изменения во внешней политике казахского ханства
при хане Тауке.
40
ПРОЕКТ
Тема Социальная структура Казахского ханства
Цель обучения 6.1.2.1 Определять роль социальных групп в Казахском
ханстве
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет роль социальных групп в Казахском
ханстве
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Укажите верное соответствие в системе управления Казахского ханства. 1. Аул А) Рубасы 2. Ата – аймак В) Би 3. Род С) Аксакал 4. Арыс D) Аулбасы 5. Улус Е) Хан 6. Жуз F) Великий хан 7. Ханство G) Султан
2. Используя примерный шаблон, составьте схему «Функции казахского хана».
Дескрипторы Обучающийся
− описывает систему управления Казахского ханства;
− описывает функции казахского хана.
41
ПРОЕКТ
Раздел: Экономика и культура XVI – XVII веков
Тема Духовная культура казахов в XVI – XVII веках
Цель обучения 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя шаблон, составьте и заполните схему «Жанры фольклора казахского народа».
Под каждым примером покажите его значение.
Дескрипторы Обучающийся
− показывает значение кюев как исторических источников;
− показывает значение эпосов, поэм как исторических
источников;
− показывает значение сказок, пословиц и поговорок как
исторических источников;
− называет жанры фольклора казахского народа.
Тема Материальная культура казахов в XVI – XVII веках
42
ПРОЕКТ
Цель обучения 6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном
искусстве
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет достижения прикладного искусства
• кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Используя рисунок, укажите составные части казахской юрты и опишите ее внутреннее
убранство ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2. Используя шаблон, составьте схему «Казахская национальная одежда».
Дескрипторы Обучающийся
− называет составные части казахской юрты;
− описывает внутреннее убранство казахской юрты;
− называет примеры казахской национальной одежды,
головных уборов, обуви и описывает их.
43
ПРОЕКТ
Тема Традиционное хозяйство казахов
Цель обучения 6.4.1.2 Определять особенности традиционного хозяйства
кочевников
Критерии оценивания Обучающийся
• Описывает особенности традиционного хозяйства
кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните схему, показывая значение каждого из пастбищ для кочевого скотоводства
казахов.
Дескрипторы Обучающийся
− показывает особенности и значение весеннего пастбища;
− показывает особенности и значение летнего пастбища;
− показывает особенности и значение осеннего пастбища;
− показывает особенности и значение зимнего пастбища.
44

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь