ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОЧ История Казахстана 6 классСпецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

СОЧ История Казахстана 6 классСпецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

36
0

ПРОЕКТ
Спецификация суммативного оценивания
за четверть
по предмету
«История Казахстана»
6 класс ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть ……………………………………………………………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть…………………………. 3
3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс ……………………………………… 3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс …………………………. 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей……. 5
6. Правила проведения суммативного оценивания …………………………………………………………………….. 5
7. Модерация и выставление баллов………………………………………………………………………………………….. 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………… 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 23
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти. Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс
Знает: — периодизацию отечественной истории; — основные события, явления, процессы истории Казахстана; — исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории; — важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития; — базовые понятия исторической науки; — виды исторических источников.
Понимает: — сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития отечественной истории; — характерные черты общественно-политического, экономического и социальнокультурного развития Казахстана; — историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного разнообразия человечества; — особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории; — роль и место выдающихся личностей в отечественной истории.
Применяет: — навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем; — навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте; — навыки при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов; — навыки при характеристике политического, социально-экономического и культурного развития Казахстана; — навыки при работе с историческими материалами.
Анализирует: — исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных связей; — историческое развитие Казахстана, определяя общие черты и особенности; — мотивы и результаты деятельности исторических личностей; — общественные, экономические, политические и культурные процессы, тенденции развития Казахстана путем проведения исторических параллелей; — различные виды исторических источников для ответа на проблемные вопросы; — различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы; — информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Синтезирует: — информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей; — исторические сведения для ориентации в современных политических, социальноэкономических и культурных процессах, происходящих в обществе.
Оценивает: — исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на отечественную историю, их различные интерпретации; — достоверность различных видов исторических источников; — перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и культуре.
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый
тип заданий Знание и понимание Казахстан в VI – IX веках. Периодизация средневековой истории Казахстана. Образование Великого Тюркского каганата. Раннесредневековые государства на территории Казахстана: Западно-Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат. Историческое значение Атлахской битвы. Общественно-политическое устройство тюркских государств. Военное искусство тюрков. Хозяйство. Торговля и развитие городской культуры. Казахстан в X – нач. XІІІ вв. Казахстан в XIII веке – первой половине XV века. Завоевательные походы Чингис хана. Формирование казахского народа. Казахи – наследники Великой степи: историческая и этническая преемственность. Этноним «казах». Окончательное становление казахского народа; Образование единого Казахского государства. Предпосылки образования национального государства казахов. Образование казахского ханства (территория, этнический ) Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО) Применение Определить историческую важность образования Тюркского каганата с помощью нахождения связей между событиями; определять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлыми; объяснение особенностей памятников архитектурного искусства средневековья; определять этносоциальную структуру государств XIII-XV вв; объяснять политические процессы в государствах XIIIXV вв. используя карту; объяснять значение этнонима «казах»; определять историческое значение образования Казахского ханства; характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественнополитической жизни государства; характеризовать достижения кочевников в военном искусстве. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО)
4 Навыки высокого порядка анализировать историческую важность Атлахской битвы; определение роли Великого Шелкового пути в развитии международных связей; определение основных и второстепенных причин распада государств средневековья; анализировать внешнюю политику казахских ханов. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или развернотого ответа (РО)
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня I 0 75% 25% II 25% 75% 0 III 0 80% 20% IV 0 75% 25%
Итого 7% 76% 17%
6. Правила проведения суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слов или короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся дает аргументированный ответ, приводит примеры, делает вывод.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Количество
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Балл за
раздел Казахстан в VI – IX веках 6.3.1.1 Определить историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями Применение 3 1-3 КО 15 10 25 6.4.1.1 Выявлять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлыми Применение 1 4 КО 10 6 6.3.2.3 Анализировать историческое значение Атлахской битвы Навыки высокого порядка 1 5 РО 15 9
Всего:
5 — — 40 25
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Установите причинно-следственную связь 1.Образование Тюркского государства 2. Победа над жужанами 3.Объединение тюркских племен под руководством Бумына [3]
2. Приведите два аргумента, подтверждающие историческую важность образования Тюркского каганата [2]
3. Определите, какие утверждения являются «верными», и какие «неверными».
№ Содержание информации Верно Неверно 1 Основу Тюркского каганата составляли тюркоязычные народы 2 Истеми, младший брат Бумын — кагана, управлял милионным войском 3 Первым правителем Западного Тюркского каганата был Сулу каган 4 Тюргеши делились на две группы: желтые и красные 5 Согдийцы-это монголоязычный народ, проживавший в Средней Азии [5]
4. Определите признаки городской и кочевой культуры.
Городская культура Кочевая культура [6]
5. Прочитайте текст и проанализируйте изменения, которые произошли после Атлахской битвы. Победа в Атлахской битве имеет, по крайней мере два глубоких исторических смысла:
1. Главнокомандующий Танской империи Генерал Гау Шиянжи едва спасся живым
в этом сражении, и с тех пор нога китайского солдата не ступала на священную казахскую
землю. Средняя Азия и Казахстан отстояли свою независимость. Избавившись
от китайских завоевателей, наши земли сохранили свою свободу до сегодняшних дней.
В противном случае, даже неизвестно какой путь могла бы избрать мировая история.
2. Может быть множество толкований, но в любом случае даже при
распространении в казахской степи ислама и исчезновении древнетюркской письменной
11
культуры, на смену которой пришло арабское письмо и грамматика, наши народы
приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став составной ее частью.
[9]
Сферы Изменения Политическое развитие 1 2 Экономическое развитие 1 2 Социальное развитие 1 2 Культурное развитие 1 2 Вывод
11
Схема выставления баллов

задания
Ответ Балл Дополнительная
информация 1 1.Объединение тюркских племен под руководством Бумына 1 2.Победа над жужжанами 1 3.Образование Тюркского государства 1 2 Объединение племен, обретение независимости 1 Принимаются и
другие верные Образование первого феодального государства на ответы территории Казахстана 1
3 1-верно 2-неверно 3-неверно 4-неверно 5-неверно 5 4
Городская культура Кочевая культура отделение ремесла от земледелия мясо-молочная продукция наличие ремесленных мастерских продукции из шерсти, кожи и меха развитие денежной торговли натуральные продукты 6 Принимаются и
другие верные
ответы 5
Политические изменения 1) Остановилось продвижение арабов и китайцев на территорию Казахстана 2) К власти пришли карлуки
2
Принимаются и
другие верные
ответы
Экономические изменения. 1) Установились торговые отношения с арабами в Средней Азии 2) Усиление роли Великого Шелкового Пути
2
Социальные изменения 1) Появление миссионеров 2) Усиление карлукских племен 2
Культурные изменения 1) Получили распространение философские учения таких личностей, как Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни, Аль-Фараби 2) Распространение ислама, в результате усиления арабов на Юге. 2
Вывод карлуки, тюргеши проявили героизм, поддержав арабское войско. Атлахская битва спасла тюркские народы от завоевания китайских войск. Арабы не смогли удержаться в Казахстане и отступили в Среднюю Азию.
1
Всего баллов 25
11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания: В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы, требующие краткого и развернутого ответа. Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами, работа с картой. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает определения понятий, приводит аргументы, делает выводы.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Разделы Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Колво
заданий*

задания*
Тип задания* Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел Казахстан в X — начале XІІІ веков
6.2.2.2 Объяснять особенности
средневековых архитектурных
памятников Знание и понимание
1 1 КО 12 7
25
6.4.2.2 Определять роль
Великого Шелкового пути в
развитии международных
отношений
Применение
2 2-3 КО 20 12
6.3.1.7 Определять главные и
второстепенные причины
распада средневековых
государств
Применение
1 4 КО 8 6
Итого:
4 — — 40 25
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Дайте определение следующим понятиям. Коржын үй
Сардоба
Кесене
Ташнау Рабад Шахристан Мечеть [7]
2. Прочитайте текст и приведите примеры, раскрывающие роль Великого Шелкового пути в развитии международных связей:
Великий Шелковый путь создал основу для взаимообогащения Востока и Запада, объединил
народы. Эта дорога, соединившая далекую Европу с Азией, продвинуло человечество к
удивительным достижениям, оказав положительное влияние на взаимную торговлю
развитых стран, на развитие отраслей наук, культурного взаимообмена. [6]
3. Изучите карту и выполните задания. Определите южную и северную ветви Великого Шелкового пути [2] Назовите два государства, которые являются восточной и западной точками на Великом Шелковом пути [2] Дипломатические отношения • 1 • 2 Культурные отношения • 1 • 2 Торговые отношения • 1 • 2
13 Назовите торговые центры Жетысу и Южного Казахстана на Великом Шелковом пути. [2]
4. Определите основные и второстепенные причины распада средневековых государств.
Главные причины Второстепенные причины [6]
14
Схема выставления баллов

Задание
Ответ Балл Дополнительная
информация 1 Қоржын үй— дом, в котором комнаты расположены в ряд 1 Принимаются ответы, формирующие конкретные понятия, хотя конструкции и используемые слова в предложениях могут быть разнообразным и
Сардоба— полуподземное круглое помещение с куполом, служащее для накопления и хранения воды. 1
Кесене — надгробная мавзолейная постройка, воздвигаемая на месте захоронения знатного, уважаемого в тюркском обществе человека 1
Ташнау— санитарно-очистительные устройства,
предназначенные для слива грязной воды после мытья рук
и посуды средневекового дома 1
Рабад – торгово-ремесленное предместье, внешняя часть города 1
Шахристан – центральная часть города, обнесенная стенами 1
Мечеть— мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. 1 2 Дипломатические отношения. 1.Посольство У-Ди, Земарха 2.Политический союз Тюркского каганата с Византией
Культура 1.Распространение религий 2.Обмен достижениями материальной и духовной культуры между странами
Торговые отношения 1. Распространение торгово-денежных отношений 2. Из Центральной Азии вывозились кони, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фруктыарбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. 6 3 1-ветка: Южная 2-ветка:Северная 23 Если указана 1- ветвь, не указана 2-ветвь или, наоборот, ответ считается неполным Если указаны обе ветви, оценивается 1 баллом Восточная точка: Китай Западная точка: Византия 2 Талгар Испиджаб 2
15 4
Главные причины Второстепенные
причины Ослабление верховной власти Междоусобные войны между феодалами Борьба за власть Правители уделов,
владевшие
огромными
территориями,
стремились к
самостоятельности Набеги соседних племен
погодные условия 6 принимаются и другие верные ответы
Всего баллов
25
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания по 3 четверти
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Разделы Проверяемая цель Уровень
мыслительн ых
навыков
Кол.
заданий
*

задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение
, мин*
Балл* Балл за
раздел Казахстан в XIII — первой половине XV веках 6.3.1.8 Определять особенности системы управления государств на территории Казахстана Применение 1 1 КО 10 5 6.1.1.2 Определять этносоциальную 15 структуру государств XIII-XV веках Применение 1 2 МВО 5 5 6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах XIII-XV веках, используя карту Применение 1 3 КО 8 5 Формирование казахского народа 6.1.1.4 Объяснять значение этнонима «казах» Применение 1 4 КО 8 4 4 Образование единого Казахского 6.3.1.9 Определять историческое значение образования Казахского ханства Навыки высокого порядка 1 5 РО 9 6 6
Итого: 5 — — 40 5 25
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
18
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Дайте определение следующим понятиям. Хан———————————————————————————————————— Визири——————————————————————————————————- Малик—————————————— ————————————————————— Даруги——————————————————————————————————- Баскаки——————————————————————————————————- [5]
2. Определите, какие утверждения являются «верными» и какие «неверными».
№ Содержание информации Верно Неверно 1 Ак Орда была населена тюркоязычными племенами: кипчаки, найманы, уйсуни, аргыны, кереиты
2 В ханстве Абулхаира самое многочисленное племя было мангыты 3 В составе населения Могулистана были только монгольские племена 4 Ханство Абулхаира называли кыпчакским ханством, так как его население состояло преимущественно из кипчаков 5 Этническая основа государств Ак Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира привело к сложению трех жузов [5]
3. Изучите карту, заполните сравнительную таблицу, выявляя сходства и различия.
Ак Орда
Различия
Сходства Ханство Абулхаира
Различия
[5]
19
4. Опишите версии появления этнонима «Казах».
Вывод__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________ [4]
5. Запишите историческую значимость образования Казахского ханства. 1 2 3 4 5 6 [6]
Гиотеза_________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
Гипотеза________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
Гипотеза_________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
20
Схема выставления баллов

задания
Ответы
Балл
Дополнительная
информация 1
Хан — верховный правитель, проводит внутреннюю, внешнюю политику 1
Визири — советники верховного правителя. 1
Малик — гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами 1 Контроль над покоренными городами и улусами (сбор дани, перепись населения, набор людей для военной службы) осуществляли даруги 1 В системе государственного управления важную роль играли баскаки. Они, кроме управления населением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов. 1 2 1. верно 2. неверно 3. неверно 4. верно 5. верно 5 3
Сходства: Территория или столица 1 Принимаются различные вариации правильного ответа
Ак Орда Образовалась в результате распада Золотой Орды Просуществовало более двухсот лет 2
Ханство Абулхаира Правление одного хана, переход власти к другой ветви чингизидов Ожесточенные войны с ойратами 2 4
Гипотеза 1. Этноним «казак», по мнению абсолютного большинства ученых, — тюрко-монгольского происхождения. Еще в древних памятниках Центральной Азии слово «казаклык» (казачество) применялось как эквивалентное обозначение понятия «вольность, вольный образ жизни»
Гипотеза 2. Именование восточных тюрков (Восточнотюркский кагант), как «кок тюрк», следовательно, слово
«казак» должно быть связано со словом «кас», далее выходило
слово «кас-ак» («кас» – настоящий, «ак» – запад) –
«настоящий (выходец) из запада».
Гипотеза 3. А. Шахматов и В. Ушков предположили, что
«казак» – воин-дружинник тюрко-язычных племён Южного
Казахстана.
Вывод: этноним «казах» определяет свободных людей. 4 5 1. Казахское государство образовалось в результате объединения родственных по происхождению, по образу жизни и культуре тюркоязычных племен. 2. Важным этапом в развитии государственности казахского народа было образование Ак Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды. 6
21 3. В этих государствах было много общего: это улусная организация населения, ханская власть, принцип формирования вооруженных сил, налоговая система и др. 4. Эти государства создавали племенам возможности выживания и развития. 5. Дали возможность организованно бороться с внешней агрессией и подготовили условия для объединения. 6. В тоже время вхождение казахских родов в несколько государств, а также усобицы тормозили процесс формирования Казахского государства.
Всего баллов 25
22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность: 40 минут
Количество баллов: 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Разделы Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания
*
Время на
выполнение
, мин*
Балл* Балл за
раздел Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках 6.3.1.11 Характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественнополитической жизни государства Применение 1 1 КО 10 7 6.3.2.6 Анализировать внешнюю 21 политику казахских ханов Навыки высокого порядка 1 2 КО 12 6 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве Применение 1 3 КО 12 8 Экономика и культура XVI – XVII веков 6.4.1.2 Определять особенности хозяйственной жизни кочевников Применение 1 4 КО 6 4 4
Итого: — — 40 25 25
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
24
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «История Казахстана»
1. Охарактеризуйте деятельность представителей социальных слоев, сделайте вывод.
Социальные слои общества Деятельность в обществе Хан Султан Би Батыр Қожа Вывод: 12 [7]
2. Выделите особенности внутренней и внешней политики казахских ханов. [6]
3. Восполните пробелы в тексте. Одним из первых крупных и наиболее знаменательных сражений между казахами и джунгарами была (1_______) битва. Казахско-джунгарская война началась в (2_______) году. Для битвы (3_______) выбирает горное место недалеко от реки Ор. Зная о превосходящих силах противника, тактикой ведения боевых действий (4_______) избирают окопный метод. Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край (5_______) был высотой с человеческий рост. Жангир хан рассредоточил воинов с трех сторон горного ущелья, разделив их на три мобильные группы. (6_______), не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивление. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество (7_______) (около 10 тысяч человек) и были вынуждены отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска (8_______) с подкреплением в 20 тысяч человек.
Ключевые слова: окоп, Орбулак, 1643 г, Жалантос батыр, Жангир хан, казахи, джунгары, воинов 1 2 3 4 5 6 7 8 [8]
Касым хан
•Внутренная политика
•____________________
•Внешняя политика

____________________
Хакназар хан
•Внутренная политика
•____________________
•Внешняя политика
•____________________
Тауке хан
•Внутренная политика
•____________________
•Внешняя политика
•_____________________
25
4. Опишите пользу разведения лошадей казахским народом в предложенных аспектах. Определите особенности хозяйственной жизни кочевников. [4]
в хозяйстве
в торговле
в военном деле
в традициях и обычаях
26
Схема выставления баллов

задания
Ответ Балл
Дополнительная
информация 1
Хантитул верховного правителя в казахском ханстве 1 Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.
Султан – чингизиды, замкнутая привилегированная каста хана, имели право выдвигать из своей среды ханов, право владением и управлением больших уделов 1
Би— выполняли функции народного судьи 1
Қожа – считались потомками Пророка Мухаммеда, относились к белой кости 1
Батыр – военное сословие, приближенные хана или султана, позже управляли родами 1
Вывод Социальное положение определялось имущественным положением. Феодальная верхушка состояла из двух привилегированных каст – белая кость и черная кость. 2 2 Особенности внутренней политики Касым хана: его называют собирателем казахских земель. При нем
Казахское ханство достигает наибольшего могущества.
Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а
численность войска в 300 тысяч. В 1511г принял первый
свод законов «Каска жолы» («Светлая дорога»)
Внешняя политика: Касым-хан успешно боролся против
шайбанидов. Прикочевали группы племен из Ногайской
Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика,
Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш 2 Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.
Внешняя политика
Хакназар хан боролся против ойратов (в Семиречье) и
могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом
против сибирского хана Кучума.
Внутреняя политика Он объединил Казахское ханство, которое в это время было раздроблено и управлялось отдельными султанами. Хакназар не ограничился тем, что объединил казахов, но и ввел в состав своего ханства часть ногайцев, калмыков, башкир, узбеков, моголов, киргизов. Присоединив левый берег Яика, Хакназар правил одной из частей улуса ногайцев.
2
Внешняя политика Тауке хана: укрепление при нем
Казахского ханства, союз казахов с киргизами и
каракалпаками ослабил натиск джунгар
Внутренняя политика: Тауке хан старался сплотить
страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан.
Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь
установлений») 2 3 1-Орбулакская 2-1643 3-Казахи 4-Жангир хана 5-Окопа 6-Джунгары 7-Воин 8-Жалантос батыра 8 4
В хозяйстве: казахи разводили главным образом лошадей, использовали в пастьбе скота и т.д. 1 Принимаются все возможные ответы, имеющие разные структуры предложений и несущие ясный смысл.
В торговле: использовали лошадь как транспорт. Основным ценным товаром является лошадь 1
В военном деле: конная армия обладала значительно большей подвижностью 1
В традициях и обычаях: традиция ашамай, ат тарту, согым, байга, кокпар.и т.д. 1
Всего баллов 25

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь