ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русский язык 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

ФО Русский язык 6 класс Сборник заданий формативного оценивания

12
0

ПРОЕКТ
Сборник заданий формативного оценивания
Русский язык
6 класс
1
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
Содержание
Четверть 1…………………………………………………………………………………………………………………………4
Раздел «Путешествия и достопримечательности»…………………………………………………………….4
Раздел «Образ жизни и культура: древние цивилизации»……………………………………………….11
Четверть 2……………………………………………………………………………………………………………………..133
Раздел «Структура семьи и семейные ценности»………………………………………………………….133
Раздел «Традиции празднования Нового года в Казахстане и за рубежом» 135
Четверть 3……………………………………………………………………………………………………………………….19
Раздел «Выдающиеся личности народа Казахстана»………………………………………………………19
Раздел «Спорт и диета» 23
Раздел «Живые организмы: животные» 32
Четверть 4……………………………………………………………………………………………………………………….35
Раздел «Жара и холод: экстремальная погода»……………………………………………………………..355
Раздел «Казахстан в будущем: изобретения и энергия» 40
. 3
ПРОЕКТ
Четверть 1
Раздел «Путешествия и достопримечательности»
Раздел/Тема Путешествия и достопримечательности
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать основное содержание текста, извлекая
главную и второстепенную информацию
Критерий оценивания • Демонстрирует понимание прослушанного
материала, определяя тип и стиль прослушанного
текста, соответствие/несоответствие информации
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание
Прослушайте текст
1. Определите стиль прослушанного текста
А) научный
Б) официально-деловой
В) художественный
2. Определите тип речи текста
А) описание с элементами рассуждения
Б) повествование с элементами описания
В) рассуждение с элементами описания 3. Ответьте на вопросы по содержанию текста
Содержанию текста более всего соответствует название
А) «Удивительное озеро»
Б) «Животный и растительный мир Байкала»
В) «Легенда о Байкале»
4. Отметьте утверждение, соответствующее тексту: Байкал необычное озеро,
потому что оно самое … .
А) широкое
Б) большое
В) глубокое
5. Отметьте утверждение, НЕ соответствующее тексту:
Загадка озера Байкал заключается в том, что
А) ничего неизвестно о его происхождении
Б) в нем сохранились исчезнувшие виды рыб и растений
В) его вода целебная
Дескриптор − определяет стиль речи;
− определяет тип речи;
− выбрать правильный ответ на основе услышанного;
− находить соответствие информации согласно прослушанному
тексту;
− находить несоответствие информации согласно
прослушанному тексту.
Текст
Байкал — древнейшее озеро на Земле: ему 20 — 25 миллионов лет. Глубина Байкала — 1620 метров. Таких глубоких озер в мире больше нет. Когда Байкал спокоен, на
глубине 40 метров видны разноцветные камни…
4
ПРОЕКТ
В народных песнях Байкал называют «славным морем». И это неудивительно. Его
длину можно сравнить с расстоянием от Москвы до Петербурга (636 километров). 336
рек несут свои воды в Байкал, и только одна Ангара берет свое начало в озере и несет
свои воды в Енисей, крупнейшую реку Сибири.
Байкал — удивительное создание природы. Известно, что в озере и на берегу
имеется большое количество различных видов животных и растений, которые можно
встретить только здесь, на озере Байкал.
Байкал — озеро-загадка. До сих пор ученые не могут понять, как появилась в
Байкале рыба из северных морей. Непонятно, как и почему в Байкале сохранились рыбы и
растения, которые исчезли в других озерах и морях.
Но Байкал не только загадочное озеро. Это одно из самых красивых озер нашей
планеты. И неудивительно, что об этом прекрасном и загадочном озере рассказывают
легенды. Вот одна из них. Много дочерей было у старого Байкала. Особенно он любил
красавицу Ангару. И решил Байкал никому не отдавать в жены свою любимую дочь. Но
услышала Ангара о прекрасном и сильном Енисее и захотела уйти к нему. Рассердился
отец и поставил на ее пути высокие горы. Тогда все 336 сестер Ангары помогли ей
убежать к Енисею. Увидел это Байкал и бросил громадный камень, чтобы остановить ее.
Но Ангара убежала и нашла с Енисеем свое счастье. С того времени несет она свои воды
в Енисей. А камень, который бросил Байкал, и сейчас стоит на том же месте.

5
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Путешествия и достопримечательности
Цель обучения 6.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов, извлекая известную и неизвестную
информацию
Критерий оценивания • Демонстрирует понимание основной информации
текста, выписывая в таблицу новые понятия,
известную и неизвестную информацию
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Найдите в тексте новые
понятия и запишите их в
алфавитном порядке
Выпишите ранее
известную информацию
Выпишите новую
информацию
Дескриптор — выписывает новые слова и термины; — определяет и записывает известную и неизвестную информацию.
Текст
Современный ритм жизни оказывает плохое воздействие на состояние здоровья человека.
Решить эту проблему можно с помощью путешествий. Ведь они укрепляют иммунитет,
развивают творческие способности и делают человека моложе.
Жизнь современного взрослого человека происходит в вихре событий. Жители мегаполисов
страдают от вечного круговорота – работа, встречи, спорт, пробки, очереди. Как следствие,
возникают многочисленные заболевания, вызванные нервным напряжением. Это депрессии,
тревожные расстройства. Также под угрозой находится сердечно-сосудистая система.
Что с этим делать?
Ученые из Всемирной Организации Здравоохранения тщательно изучили данную проблему.
Они пришли к выводу, что лучше всего справиться с этими недугами помогут путешествия.
Особенно полезны для вечных трудоголиков турне за границу.
Как воздействуют путешествия на человека?
1) Омолаживающий эффект
Люди, регулярно выезжающие отдыхать за границу, выглядят намного красивее, моложе,
эффектнее, чем их ровесники, проводящие свой отпуск дома. Это происходит благодаря
тому, что смена климата благотворно влияет на иммунитет. Морской воздух и солнце
6
ПРОЕКТ
чудесным образом изменяют состояние кожи. Она становится гладкой, упругой, загорелой. А
ежедневные прогулки, купания помогают сбросить лишние килограммы.
Помимо этого, вояж по неизвестным местам — это стимулирование таких психических
процессов, как восприятие, мышление, воображение. Оказавшись в незнакомом городе,
человек испытывает эмоции ребенка, впервые познающего мир.
2) Расширение кругозора
У взрослых людей формируется определенная картина мира со своими представлениями и
предрассудками. Посещение других государств, городов, поселков способствует тому, что
кругозор расширяется. Узнавая новых людей, их быт, культуру, язык, путешественники
бессознательно изменяют собственную картину мира. Они становятся более толерантными,
открытыми, коммуникабельными.
3) Развитие творческих способностей.
Писатели всегда отправлялись путешествовать, чтобы их посетила муза. Учеными доказано,
что новые яркие впечатления отлично развивают творческие способности. Художники
пишут лучшие полотна, композиторы создают шедевры музыки, находясь вне дома, покинув
привычную обстановку.
Таким образом, чтобы оставаться вечно молодым и здоровым, не мучиться от депрессии и
стресса, надо тщательно планировать отдых. Например, разбивать отпуск на части и каждый
год несколько раз ездить отдыхать к морю, посещать другие города, а также просто
путешествовать по родине.
7
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Путешествия и достопримечательности
Цель обучения 6.2.6.1 Использовать виды чтения: ознакомительное,
комментированное чтение
Критерий оценивания • Демонстрирует понимание прочитанной
информации текста, выписывая известные и
неизвестные сведения
• Делает выводы на основе прочитанного текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание 1
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Что мне известно по
данной теме?
Что нового я узнал
из этого текста?
Вывод на основе
прочитанного
Дескриптор — определяет и записывает известную и неизвестную информацию; — делает вывод по прочитанному.
Текст
Находясь за границей, казахстанцы нередко попадают в ситуации, результаты которых
могут оказаться плачевными. Мы по-прежнему не удосуживаемся узнать, как нужно вести
себя в чужой стране.
Помните! В арабских государствах работает, как прозвали ее в народе, “полиция нравов”.
Кроме претензий к внешнему виду, не приветствуется распитие спиртных напитков. В
других странах к разряду запрещенного может относиться многое: фотографирование
полицейских, местных жителей, особенно детей, езда на мопеде без водительских прав,
переход дороги в неположенном месте, вход в храмы с непокрытой головой, в открытой
одежде. И даже дружеские объятия. — В Австралии меня оштрафовали на 200 долларов, потому что на мне не было
велошлема, — рассказывает опытный путешественник, велотурист Магжан Сагимбаев. — Там
по закону велосипедист должен быть со шлемом, даже если выехал на 3 минуты в магазин.
Ни в коем случае никогда не берите с собой на борт передачи от малознакомых (и даже
знакомых) людей. Знайте, что наивность и неосторожность в подобных случаях приводят к
проблемам на таможне, а то и к тюремному заключению.
Другая страна больших возможностей – США. Каждое лето казахстанцы едут туда на
заработки по специальной программе или для получения образования. Но и здесь не
обходится без печальных случаев. Вся страна наблюдала за делом казахстанских студентов,
чей след неожиданно всплыл в деле о бостонском теракте. А до этого целую группу
казахстанцев обвинили в мошеннических схемах с кредитными картами. – Рекомендуем всем зайти на сайт консульства США, где все расписано о правилах
поведения, – говорит Ажар Айткожа, координатор американской программы WorkandTravel
в Алматы.
8
ПРОЕКТ
Сейчас в европейских странах хотят ввести запрет на селфи на фоне
достопримечательностей. А учитывая размах «селфимании» в Казахстане, страшно
предположить, сколько будет нарушителей закона. Придется запрашивать разрешение на
съемку памятников. Таким образом в Европе хотят защитить авторские права – ведь селфи
уходят, как правило, в соцсети. Нарушителям будет грозить штраф или тюремное
заключение.
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Путешествия и достопримечательности
Цель обучения 6.1.3.1 Пересказывать подробно, кратко, выборочно
содержание текстов (повествование, описание) от 3-го
лица 6.3.1.1 Составлять простой и сложный план
Критерий оценивания • Выборочно передает содержание текста от 3-го
лица, сохраняя стиль изложения
• Составляет простой план в соответствии со
структурой: вступление, основная часть,
заключение
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прослушайте текст 2 раза, запишите ключевые слова и выражения.
Составьте простой план, подготовьте выборочный пересказ от 3-го лица, указывая 2-3
причины популярности отдыха россиян в Казахстане. Сохраняйте стиль изложения.
Дескриптор − выборочно пересказывает содержание прослушанного текста в 3-м лице, указывая 2-3 причины популярности отдыха россиян
в Казахстане;
− соблюдает логику и последовательность изложения при
пересказе;
− сохраняет стиль исходного текста;
− использует разнообразные грамматические структуры;
− составляет план, включающий структуру: вступление,
основная часть, заключение;
− озаглавливает параграфы, демонстрируя логическую
последовательность;
− составляет план в соответствии с правилами оформления.
Ссылка на видео : https://www.youtube.com/watch?v=wclDockvkBg
Российские туристы открывают для себя Казахстан.mp4
10
ПРОЕКТ
Раздел «Образ жизни и культура: древние цивилизации»
Раздел/Тема Образ жизни и культура: древние цивилизации
Цель обучения 6.2.5.1 Формулировать вопросы, оценивающие текст с
точки зрения актуальности, ценности, качества и
полезности
Критерий оценивания • Формулирует оценочные вопросы по тексту
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и сформулируйте 2-3 оценочных вопроса по нему, используя
вспомогательные фразы:
чем … отличается от …?
как вы относитесь к …?
актуально(а) ли…?
Дескриптор − формулирует не менее двух оценочных вопросов по тексту;
− использует вспомогательные фразы;
− представляет хороший уровень грамотности.
Текст
Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении
веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и
государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад.
Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории
страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса
(саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в
соответствии каждому временному периоду называлась по-разному: Туран, Степь огузов,
Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего
независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев,
историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого
государства.
Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное
философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым
оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в
мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Для казахов нормой жизни было философское отношение к миру.
11
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Образ жизни и культура: древние цивилизации
Цель обучения 6.3.2.1 Излагать подробно, кратко, выборочно содержание
текстов-повествований, текстов-описаний от 3-го лица
Критерий оценивания • Подробно передает содержание текста от 3-го
лица, сохраняя стиль изложения
Уровень мыслительных
навыков
Знание, понимание
Задание
Прослушайте текст 2 раза, подготовьте подробный пересказ от 3-го лица. Сохраняйте
стиль изложения.
Текст
Цивилизация Древнего Египта возникла очень давно, около 8 тыс.лет назад. Через
несколько тысяч лет Египет превратился в одно из самых могущественных государств
Древнего мира. Большую часть территории Египта занимает пустыня. Древние египтяне
селились на берегах Нила — ближе к воде, необходимой для жизни и земледелия.
Древние египтяне были умелыми земледельцами и со временем стали очень
богатыми. Они строили красивейшие храмы своим богам и величественные пирамиды.
Государство имело армию, флот и суд.
Царя в Древнем Египте называли фараоном. Поэтому фараон имел неограниченную
власть и его особа считалась священной. Фараоны никогда не позволяли окружающим
видеть свои волосы. Они постоянно носили корону или головной платок «немез» (это
полосатая накидка на всемирно известной маске фараона Тутанхамона).
Богатые египтяне носили парики, волосы египтян низших сословий были длинными
и иногда заплетенными в косы. Детям до 12 лет головы брили, из волос на голове
оставалась одна единственная коса. С детьми так поступали с одной единственной целью —
чтобы вши и блохи не заводились.
Египтяне распахивали поля прямо во влажной грязи на берегах реки Нил. Речным
транспортом в Древнем Египте были лодки. Их делали из камыша или дерева. Спали
египтяне, как и мы, на кроватях. В Египте всегда жарко, особенно летом, и люди
старались одевать меньше одежды, чтобы не мучиться от жары. Они любили музыку и
танцы. Им нравилось отдыхать и веселиться. Бумаги в Древнем Египте не было, но был
папирус. Его изготавливали из тростника, растущего на берегах Нила. На папирусе писали
кисточкой из тростниковой палочки.
История Древнего Египта очень интересна.
Дескриптор − подробно пересказывает содержание прослушанного текста в 3-м лице;
− соблюдает логику и последовательность изложения при
пересказе;
− сохраняет стиль исходного текста;
− использует разнообразные грамматические структуры.
12
ПРОЕКТ
Четверть 2
Раздел «Структура семьи и семейные ценности»
Раздел/Тема Структура семьи и семейные ценности
Цель обучения 6.1.2.1 Определять основную мысль, опираясь на
ключевые слова, словосочетания и др.
Критерий оценивания • Определяет основную мысль, опираясь на
ключевые слова, словосочетания и др.
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание 1
Посмотрите видеоролик, запишите ключевые слова и выражения. Сформулируйте
основную мысль данного видео, используя ключевые слова/выражения.
Дескриптор − записывает ключевые слова и словосочетания (не менее 5-6);
− записывает основную мысль, опираясь на ключевые слова, с
соблюдением орфографических, пунктуационных и речевых
норм.
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=M6BPxLYqM2g
Цените родителей! (Притча ‘Воробей’ рус.,англ.+субтитры(HD).mp4
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Структура семьи и семейные ценности
Цель обучения 6.3.6.1 Писать творческие работы (150-200 слов), представляя
себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные
ощущения;
6.4.2.1 Использовать фразеологические обороты; метафоры,
олицетворения, риторические фигуры, антитезу, перифраз,
использовать слова в свойственном им значении;
6.4.3.1 Образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой.
Критерии оценивания • Пишет творческую работу от 1-го лица, передавая
собственные ощущения;
• Использует средства художественной
выразительности;
• Правильно образует степени сравнения у имен
прилагательных.
Уровень
мыслительных
навыков
Понимание
Навык высокого порядка
Задание
Посмотрите видеоролик и выполните задания. 1) Представьте, что вы — член «ладной» семьи, описываемой в видеоролике. 2) Напишите творческую работу, в которой опишете уклад вашей семьи и передадите
свои ощущения. 3) Соблюдайте грамотность письма и последовательность изложения. 4) Используйте средства художественной выразительности и прилагательные в
превосходной и сравнительной степени.
Дескриптор − пишет творческую работу от 1-го лица;
− описывает уклад семьи и передает свои ощущения;
− соблюдает структуру и логическую последовательность;
− демонстрирует хорошую грамотность;
− использует средства художественной выразительности,
прилагательные превосходной и сравнительной степени;
− не допускает ошибок при образовании степеней сравнения
прилагательных.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=c1BP6s_sydM
Китайская притча Ладная семья.mp4
14
ПРОЕКТ
Раздел «Традиции празднования Нового года в Казахстане и за рубежом»
Четверть: Раздел/Тема Традиции празднования Нового года в Казахстане и за
рубежом
Цель обучения 6.2.3.1 Понимать применение фразеологизмов,
обращений, однородных членов предложений,
вопросительных и восклицательных, побудительных
предложений
6.4.3.1 Образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой
Критерий оценивания • Понимает применение фразеологических оборотов
• Находит степени сравнения наречий и
прилагательных
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте текст.
1) Выпишите из текста фразеологические обороты (не менее 7).
2) Выберите два любых фразеологизма и письменно объясните их значение.
3) Выпишите из текста прилагательные и наречия в превосходной или
сравнительной степени (не менее двух).
Текст
Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь
завтра в школе должен состояться самый долгожданный бал-маскарад. Дома ее ждала
мама, она не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери,
но, несмотря на это, работы еще хватало.
В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за
который получила первое место. Поэтому сейчас ей не хотелось ударить в грязь лицом и
снова быть на высоте.
Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где ее ждал сюрприз.
«Вот, посмотри, что я тебе приготовила», — сказала мама. Анюта увидела замечательный
ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась в
том, что у её мамы золотые руки.
«Спасибо, мамочка!» — не помня себя от счастья, вскрикнула Анюта. Ей не
терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что ее костюм будет одним из самых
лучших, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону.
Анюта прошла в свою комнату и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось,
что на маскараде она завоевала главный приз. Проснувшись ни свет ни заря, Анюта
быстрее побежала в комнату мамы. На кровати, переливаясь блёстками, лежал
маскарадный костюм.
На маскарад Анюту собирали всей семьей.
И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом
рассматривали замечательно украшенный зал и друг друга.
Анюта в своем наряде выглядела ярче всех, а в конце праздника под аплодисменты
присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный
приз ‒ интереснейшую энциклопедию о животных. «Спасибо, мамочка! Как я тебя
люблю! Даже еще сильнее, чем раньше!» — прошептала девочка.
Дескриптор − выписывает из текста все фразеологические обороты;
− дает правильное толкование выбранных фразеологизмов;
− выписывает прилагательные и наречия в превосходной или
сравнительной степени (не менее двух).
15
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Традиции празднования Нового года в Казахстане и за
рубежом
Цель обучения 6.1.2.1 Определять основную мысль, опираясь на
ключевые слова, словосочетания и др.
6.3.6.1 Писать творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая
собственные ощущения
6.4.3.1 Использовать правильно падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений;
образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой
Критерий оценивания • Определяет основную мысль, опираясь на
ключевые слова и словосочетания
• Пишет творческую работу
• Правильно использует падежные формы имен
прилагательных и наречий
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка.
Задание
Посмотрите видео, запишите ключевые слова и выражения (не менее 8-10).
Сформулируйте основную мысль текста, опираясь на выписанные ключевые слова и
выражения.
Напишите творческую работу по данному началу «Однажды на Новый год…». Опиши
собственные ощущения, используя прилагательные и наречия (не менее 5 каждой части
речи).
Дескриптор — записывает ключевые слова и выражения (не менее 8-10); — правильно формулирует основную мысль, опираясь на ключевые
слова и выражения; — продолжает рассказ по данному началу; — описывает собственные ощущения; — соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения; -демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи; — соблюдает орфографические нормы; — соблюдает пунктуационные нормы; — соблюдает речевые нормы; — использует прилагательные и наречия (не менее 5 каждой части
речи).
Ссылка для скачивания видео:https://www.youtube.com/watch?v=4UYxtpU_WMo
Иностранцы предвкушают празднование Нового года в столице Казахстана.mp4
16
ПРОЕКТ
Четверть: Раздел/Тема Традиции празднования Нового года в Казахстане и за
рубежом
Цель обучения 6.2.2.1 Определять основную мысль, выявляя структурные
части и объясняя смысл построения текста
Критерий оценивания • Определяет основную мысль, выявляя структурные
части и объясняя смысл построения текста
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание 1 1. Прочитайте текст. Подберите подходящий по смыслу заголовок:
А. Празднование Нового года в разных странах.
В. Японский Новый год.
С. Изменившиеся традиции празднования Нового года.
2. Разделите текст на абзацы, выделите в них ключевые слова (предложения), кратко
сформулируйте основную мысль каждого абзаца.
Текст
В России и большинстве стран бывшего СССР есть традиция встречать Новый год в
семейном кругу за пышным столом. Сегодня люди изменяют этому правилу, отправляясь
31 декабря к друзьям или в развлекательные заведения. Но богатый стол всегда
присутствует : он выступает символом достатка в будущем году. Основные блюда –
салаты «Оливье» и «Сельдь под шубой», холодец, мандарины и конфеты. А как
празднуют Новый год в других странах? Японские дети обязательно встречают Новый
год в новом наряде, чтобы грядущий год принес удачу. Символ Нового года в Японии –
грабли. Ими удобно загребать счастье в наступающем году. Небольшие грабли из
бамбука расписывают и украшают подобно русской новогодней елке. Украшать дом
веточками сосны тоже в традициях японцев. Вместо курантов в Японии звонит колокол
108 раз, символизируя уничтожение человеческих пороков. Традиции праздника Новый
год в Японии веселые: в первые секунды после наступления нового года необходимо
рассмеяться, чтобы не грустить до конца года. Каждое традиционное блюдо на
новогоднем столе является символичным. Долголетие символизируют макароны,
богатство – рис, силу – карп, здоровье – фасоль. Обязательно на новогоднем столе
японцев присутствуют лепешки из рисовой муки. Новогодние традиции Афганистана
связаны с началом сельскохозяйственных работ, которые приходятся на время
новогодних праздников. На поле в Новый год проводят первую борозду, после чего народ
гуляет на ярмарках, наслаждаясь выступлением канатоходцев, фокусников и прочих
артистов. Новогодние традиции разных стран не похожи друг на друга, но представители
любой национальности стремятся провести этот праздник как можно радостнее в
надежде, что в таком случае весь год пройдет хорошо и весело.
Дескриптор — подбирает заголовок в соответствии с темой; — правильно делит текст на абзацы, кратко формулируя основную
мысль каждого.
17
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Традиции празднования Нового года в Казахстане и за
рубежом
Цель обучения 6.3.7.1 Извлекать информацию из различных источников,
сравнивая полученные сведения, определяя разные точки
зрения
Критерий оценивания • Извлекает информацию из различных источников,
сравнивая полученные сведения, определяя разные
точки зрения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию они содержат?
Дескриптор — извлекает информацию из иллюстраций для построения устного
рассказа.
18
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел «Выдающиеся личности народа Казахстана»
Раздел/Тема Выдающиеся личности народа Казахстана
Цель обучения 6.2.2.1 Определять основную мысль, выявляя структурные
части и объясняя смысл построения текста
Критерий оценивания • Определяет основную мысль, выявляя структурные
части и объясняя смысл построения текста
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Подберите подходящий заголовок.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на части.
4. Прочитайте предложенный план к тексту. Правильно ли он составлен? Внесите
изменения, если нужно.
План
I Вступление.
II Увлечения Президента.
1. Музыкальный талант Нурсултана Назарбаева.
2. Спорт – увлечение с детства.
III Патриотизм нашего Президента.
Текст
Быть политиком – тяжелая ноша. Быть первым политиком в стране и мире – еще более
тяжкий труд. Простым гражданам это понять сложно. Как и то, что каким бы
величайшим политиком ни был человек, он остается прежде всего таким же, как все мы –
со своими физическими, моральными запросами, чаяниями, любовью и
увлечениями…Не исключение и наш Президент – Нурсултан Абишевич Назарбаев. За те
годы, что он управляет страной, народ привык видеть главу государства в основном в
строгих деловых костюмах, в окружении государственных чинов и лидеров других стран,
решающего важные вопросы государственного и международного толка. А вот очень
редко удается увидеть Нурсултана Назарбаева в неформальной обстановке,
прочувствовать, что же близко первому лицу страны в повседневной жизни. В такие
минуты он перестает быть главой государства, но остается главой семьи –
внимательным, требовательным, любящим и добрым, как говорят о нем родные.
Музыкальный талант Нурсултан Назарбаев унаследовал от матери, лучше которой, по
свидетельству родственников и односельчан, «никто в селе не пел и не
импровизировал». Играть на домбре он научился, почти не прилагая усилий. Кроме того,
по воспоминаниям друзей его молодости, будущий Президент Казахстана хорошо умел
играть на гитаре и аккордеоне. И сегодня, в редкие часы досуга Нурсултан Назарбаев
берет в руки домбру, а в кругу семьи напевает любимые свои песни…Мало кто знает, что
в возрасте 6 лет он перенес корь, тяжелую болезнь, которая чуть не стоила ему жизни.
Но, победив ее, он стал физически очень крепким и спортивным. Спорт – увлечение
Президента с детства. Как он вспоминал, в юности в Темиртау он заслужил славу
хорошего борца, чему способствовала уличная борьба в детстве, из которой он всегда
выходил победителем. Сегодня глава государства увлекается не одним видом спорта –
прежде всего потому, что это помогает поддерживать прекрасную физическую форму.
По словам вице-президента Национального олимпийского комитета РК, генерал-майора
19
ПРОЕКТ
Павла Новикова, глава государства катается на коньках, горных и равнинных лыжах, в
юности неплохо боролся, прекрасно стреляет стендовые упражнения и пулевые,
увлекается конным спортом, волейболом, футболом, альпинизмом, а в последние годы –
еще и гольфом…Мало того, Нурсултан Абишевич в 1995-м поднялся на пик Абая. В уже
достаточно зрелом возрасте Президент увлёкся такими респектабельными и наиболее
подходящими для большого политика видами спорта, как гольф и большой теннис.
Кроме того наш Президент очень любит читать. По его собственному признанию, в
детстве какая-либо система в этом отсутствовала, читал все, что под руку попадет:
Пушкина, Лермонтова, Толстого, Горького. Из казахских классиков — Мусрепова,
Мустафина, Ауэзова, Муканова. Но особым спросом у него и его сверстников
пользовались фантастика и приключения. А еще одну страсть имеет наш президент –
любовь к Родине. И к той, что взрастила его в небольшом ауле Чемолган у подножья
Алатау, и к той, что вверила ему свою судьбу и историю. В ней одной он черпает силы и
вдохновение на том большом и нелегком пути, что предназначила ему судьба. И как бы
ни был занят Президент государственными делами, но он признается всегда: поездку в
родные горы и привольную степь предпочтет лучшим заграничным курортам и мировым
достопримечательностям.
Дескриптор — подбирает заголовок в соответствии с темой; — определяет тему текста; — формулирует основную мысль текста; — делит текст на абзацы — корректирует план.
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Выдающиеся личности народа Казахстана
Цель обучения 6.1.1.1 Понимать основное содержание текста, извлекая
главную и второстепенную информацию 6.3.4.1 Создавать тексты повествование, рассуждение,
описание в публицистическом и художественном стилях
(стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж,
интервью) с учетом целевой аудитории
Критерий оценивания • Оценивает прослушанный материал с точки
содержания, структуры и логики изложения
материала
• Пишет эссе-рассуждение
• Использует знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями, прямой и косвенной
речью
Уровень мыслительных
навыков
Понимание, анализ
Задание
Посмотрите видео. 1. Выпишите ключевые слова и выражения (не менее 5-8).
2. Заполните таблицу, подбирая к главной информации второстепенную.
Главное 1. Второстепенное
2. Второстепенное
Главное 1. Второстепенное
2. Второстепенное
2. Напишите интервью с Хиуаз Доспановой (не менее трех вопросов и ответов).
Используйте в работе высказывание: «Женщина и война… Оба эти слова женского рода.
Но они не совместимы».
Используйте в письме вводные слова и конструкции, прямую и косвенную речь.
Дескриптор − выписывает ключевые слова и выражения (не менее 5-8);
− заполняет таблицу, подбирая к главной информации
второстепенную;
− соблюдает структуру интервью, составляя не менее трех
вопросов и ответов;
− использует высказывание в интервью;
− оформляет интервью в соответствии с нормами.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=MDdzx4Fdv6k
Страна героев. Хиуаз Доспанова
Страна героев. Хиуаз Доспанова.mp4
21
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Выдающиеся личности народа Казахстана
Цель обучения 6.4.2.1 Использовать фразеологические обороты;
метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезу,
перифраз, использовать слова в свойственном им значении
Критерий оценивания • Использует слова в свойственном им значении
Уровень мыслительных
навыков
Понимание и применение
Задание
Восстановите высказывание Альберта Эйнштейна в первоначальном виде.
Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания.
Дескриптор — восстанавливает высказывание в первоначальном виде; — объясняет смысл данного высказывания.
22
ПРОЕКТ
Раздел «Спорт и диета»
Раздел/Тема Спорт и диета
Цель обучения 6.2.3.1 Понимать применение фразеологизмов, обращений,
однородных членов предложений, вопросительных и
восклицательных, побудительных предложений
6.4.2.1 Использовать фразеологические обороты,
метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезу,
перифраз, использовать слова в свойственном им значении
Критерий оценивания • Понимает значение фразеологизмов
• Использует фразеологические обороты в
свойственном им значении
Уровень мыслительных
навыков
Понимание и применение
Задание 1 1. Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какие фразеологизмы
зашифрованы под этими рисунками? Запишите их.
Не нравилось Васе иногда ходить на тренировки. На тренировках Вася
Так и продолжал бы он , но однажды тренер сказал ему строго:
«Если , то можешь вылететь из спортшколы !».
У Васи от страха . Перестал он и . 2. Прочитайте фразеологизмы. Устно объясните, как вы их понимаете? Составьте и
запишите три предложения с любыми из них: зачехлить ракетку, передать/принять
эстафету, выйти на финишную прямую, сделать ставку (на), открылось второе дыхание.
Дескриптор — распознает и записывает большую часть фразеологизмов;
23
ПРОЕКТ — формулирует и записывает три предложения, используя
фразеологизмы; — формулирует и записывает предложения с соблюдением
орфографических, пунктуационных, речевых норм.
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и диета
Цель обучения 6.2.5.1 Формулировать вопросы, оценивающие текст с
точки зрения актуальности, ценности, качества и
полезности
6.3.5.1 Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение, эссеописание
Критерий оценивания • Формулирует вопросы, оценивающие текст с точки
зрения актуальности, ценности, качества и
полезности
• Пишет эссе-рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Понимание и анализ.
Задание
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте несколько вопросов по прочитанному материалу,
используйте следующие начала формулировок «что вы думаете о … ? как вы лично
относитесь к…? правильно ли..? что лучше…? 2. Напишите мини-эссе на тему «Плюсы и минусы физических нагрузок»
Текст
Физическая активность в подростковом периоде очень важна. Именно в это время
в сердечно-сосудистой системе происходят изменения, от которых зависит готовность
организма выдерживать нагрузки уже во взрослом возрасте.
В подростковом возрасте важна полноценная физическая активность. Сердечнососудистая система организма подвергается изменениям, она развивается и тренируется в
этом возрасте наиболее активно.
Особенно физические упражнения необходимы для подростков, которые вынуждены
много времени проводить в сидячем положении – в школе на уроках, дома при
выполнении домашних заданий и за компьютерными играми. Подросток должен активно
двигаться не менее 60 минут в день!
Однако нагрузки для подростков необходимо дозировать, учитывая особенности
незрелого организма. И нужно учитывать, что у детей есть свойственные возрасту
особенности движений и энергетического обеспечения работы организма: на каждое
движение ребенок расходует больше энергии; дети и подростки менее выносливы, чем
взрослые, и гораздо хуже переносят продолжительные по времени тренировки. Однако
восстановление после нагрузок, даже при нагрузках высокой интенсивности, у детей
происходит быстрее, чем у взрослых.
Подросткам лучше обратить внимание на виды физической активности, которые
действуют на организм общеукрепляюще, чтобы в более старшем возрасте можно было
переносить самые разнообразные нагрузки.
Одним из лучших видов спорта для подростков считается плавание. Движение
в воде хорошо влияет на состояние опорно-двигательного аппарата и развитие сердечнососудистой системы.
Общеукрепляющий бег также будет хорош. Если добавить катание на велосипеде, то
из комплекса плавание-бег-велосипед впоследствии вырастет хороший триатлонистлюбитель или даже профессионал, при должном старании.
Здесь есть и еще один плюс, в отличие от акробатики или фигурного катания, войти
в плавание, бег, велосипедный спорт или борьбу можно в любом возрасте: и в 8 и 15 лет.
Но при занятиях любым другим спортом плавание и бег существенно улучшат
результаты.
25
ПРОЕКТ
Дескриптор − формулирует и записывает вопросы по данным
формулировкам, оценивая текст с разных точек зрения;
− формулирует вопросы с соблюдением орфографических,
пунктуационных, речевых норм языка;
− соблюдает структуру эссе;
− приводит убедительные аргументы;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы.
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и диета
Цель обучения 6.4.3.1 Использовать правильно падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений;
образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой
6.3.5.1 Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение, эссеописание
Критерий оценивания • Использует прилагательные в степенях сравнения
• Пишет эссе-рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Восстановите высказывание Сократа в первоначальном виде.
Выразите свое мнение, используя ПОПС-формулу.
Используйте не менее двух прилагательных в сравнительной и превосходной степенях.
Дескриптор − восстанавливает высказывание в первоначальном виде;
− соблюдает структуру эссе;
− приводит убедительные аргументы (не менее двух);
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи;
− использует не менее двух прилагательных в сравнительной и
превосходной степенях;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы;
− соблюдает речевые нормы.
27
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и диета
Цель обучения 6.3.7.1 Корректировать текст, исправляя орфографические
и пунктуационные ошибки с помощью словаря, редактируя
текст с учетом типа
6.4.3.1 Использовать правильно падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений
Критерий оценивания • Корректирует текст, исправляя орфографические
ошибки
• Правильно использует падежные формы
числительных
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте текст. В выделенных словах исправьте ошибки, запишите в тетрадь правильный
вариант написания этих слов.
Текст
Перечислим несколько полезных свойств фитнеса, которые заставят вас тренироваться с
еще большим энтузиазмом.
Фитнес борется с пародонтозом, снижая уровень С-реактивного белка в крови.
Активный образ жизни и профессиональная обработка полости рта поможет
поддерживать зубы в идеальном состоянии.
Активный образ жизни на семьдисят процентов снижает риск развития возрастной
дистрофии сетчатки. Дистрофия сетчатки — неизлечимая болезнь, которая препятствует
нормальному чтению, вождению машины и не дает возможности различать маленькие
детали предметов. Это самая популярная причина потери зрения у людей в возрасте
старше шестьдисятлет.
Будьте активны, совершайте прогулки по крайней мере по полтара-два километра в день.
Люди, ведущие малоактивный образ жизни, плохо засыпают, просыпаются среди ночи,
страдают бессонницей. Тренируйтесь даже когда вы очень заняты! Практика показывает,
что умеренные нагрузки не перебьют сон. Здесь возможны варианты, но методом проб и
ошибок вы определите, какой режим оптимален для вас.
Полный покой — не лучшее средство для устранения болей в спине, плечах, коленях или
шее! Британские врачи выявили: здоровые участники эксперимента, регулярно
занимавшиеся аэробикой, страдали от мышечных и костных болей меньше на двацать
пять процентов чем те, кто лежал на диване. Упражнения способствовали выработке
гормонов счастья – натурального обезболивающего.
Эти же вещества также укрепляют мышцы и связки, делая их более устойчивыми к
микротравмам. Движение облегчает жизнь и хронических больных, например,
страдающих артритом.
Польза фитнеса заключается еще и в том, что, занимаясь, вы успешно справляетесь со
своими трудовыми обязанностями. Английские ученые доказали этот факт. Участники
опроса, занимавшиеся фитнесом на работе во время обеденного перерыва, отмечали: в дни
занятий они мыслили более ясно и выполняли больше дел.
К тому же, занимаясь фитнесом, вы уменьшаете вероятность того, что пропустите работу
из-за болезни.
Прогулка — отличное лекарство от усталости. Движение заряжает тело энергией и
понижает утомляемость. Регулярные тренировки подстегивают выработку определенных
28
ПРОЕКТ
веществ (норэпинефрин, допамин, серотонин), не дающих нам почувствовать усталость.
Прогуляйтесь в течение двадцать минут в быстром темпе — это непременно взбодрит вас.
А соракаминутные ежедневные занятия позволят регулярно пополнять запас энергии, и
тогда он никогда не иссякнет.
Дескриптор — исправляет все орфографические ошибки; — образует падежные формы числительных.
29
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Спорт и диета
Цель обучения 6.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки зрения
содержания, структуры высказывания и логики изложения
материала
Критерий оценивания • Оценивает прослушанный материал с точки зрения
содержания, структуры высказывания и логики
изложения материала
• Извлекает информацию из различных источников,
сравнивая полученные сведения, определяя разные
точки зрения
• Выражает собственную позицию по обсуждаемому
вопросу
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст.
Заполните таблицу.
Аргументы «за» Аргументы «против»
Выскажите свое мнение по обсуждаемому вопросу, приводя не менее трех аргументов.
Дескриптор − приводит убедительные аргументы «за» (не менее трех);
− приводит убедительные аргументы «против» (не менее трех);
− высказывает свое мнение по обсуждаемому вопросу;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы.
Транскрипт
Для начала давайте уточним, что существует два основных направлення спорта —
любительский и профессиональный.
Профессиональный спорт подразумевает собой длительную работу, работу очень
тяжелую, местами изнуряющую. Если говорить о пользе или вреде профессионального
спорта для здоровья спортсмена, то вреда не избежать, так как для достижения намеченных
результатов спортсмен испытывает огромные физические и психологические нагрузки,
особенно это касается тренировок перед соревнованиями. С другой стороны,
профессиональные спортсмены более чем другие устойчивы ко всяким простудным
заболеваниям, так как имеют большой запас иммунной защиты.
Совсем другое дело, спорт любительский. Занимаются им для собственного
удовольствия, для поддержания хорошей формы, из-за того, что это модно. Но не
зарабатывают им деньги, напротив, тратят свои, иногда очень большие. Увидеть своего
30
ПРОЕКТ
ребенка олимпийским чемпионом – мечта многих родителей. Однако цена спортивных
побед зачастую оказывается слишком высокой.
Думаю, что если у ребенка есть соответствующие данные, профессиональные занятия
спортом пойдут ему только на пользу. Во-первых, ребенок, который с раннего возраста
посещает какую-нибудь секцию, скорее всего, вырастет более здоровым и физически
развитым, чем его сверстники, чьи родители стараются оградить свого малыша от
физических нагрузок, опасаясь, что их чадо простудится во время лыжной прогулки или
пробежки в сырую погоду. К тому же, если ваш ребенок вместе с другими детьми выезжает
на сборы, посещает спортивные лагеря, это еще и дает ему уникальный шанс научиться
самостоятельности и общению. Все эти навыки обязательно пригодятся вашему ребенку в
дальнейшей жизни, независимо от того, получится из него великий спортсмен или нет.
Но иногда многие родители просто пытаются реализовать свои абмиции, пытаясь
сделать из ребенка чемпиона. При этом не обращают внимания на то, есть ли у их сына или
дочери талант к тому или иному виду спорта. Часто весьма средние способности пытаются
развивать до предела, и в итоге ребенок так и не становится чемпионом и гробит свое
детство для того, чтобы добиться весьма средних результатов. Вместо того, чтобы играть со
сверстниками, он проводит все свое время на бесконечных тренировках. А ведь вполне
вероятно, что он мог бы добиться успеха в чем-то другом, если бы не упрямство родителей,
которые хотят растить будущего олимпийца. А потом, когда становится ясно, что, несмотря
на все усилия, из ребенка не вырастет победитель, начинается череда разочарований. И ведь
такие случаи не редкость. Посмотрите, сколько существует спортивных кружков и секций и
сколько детей в них занимается. Понятно, что успеха добиваются лишь единицы. И хорошо,
если платой за родительские амбиции будет лишь потраченное время и некоторое
разочарование, а не загубленное здоровье, восстановить которое порой невозможно.
Противники большого спорта считают, что профессиональные спортсмены настолько
много времени тратят на тренировки, что им порой элементарно не хватает образования. В
спортивных школах детей едва учат читать, а все остальное время занятий посвящено
спорту.
31
ПРОЕКТ
Раздел «Живые организмы: животные»
Раздел/Тема Живые организмы: животные
Цель обучения 6.2.3.1 Понимать применение фразеологизмов,
обращений, однородных членов предложений,
вопросительных и восклицательных, побудительных
предложений
Критерий оценивания • Понимает применение фразеологизмов,
обращений, однородных членов предложений,
вопросительных и восклицательных,
побудительных предложений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1.Восстановите фразеологизмы, вписав в них названия животных.
Сказка про белого …, … на смех, делить шкуру неубитого …, как с … вода, пишет как
… лапой, … носа не подточит, надуться как … на крупу.
Слова для справок: медведь, курица, комар, гусь, куры, бычок, мышь.
2. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих фразеологизмов.
Дескриптор − правильно вписывает большинство пропущенных слов;
− уместно использует фразеологизмы при составлении
предложений.
32
ПРОЕКТ
Четверть: Раздел/Тема Живые организмы: животные
Цель обучения 6.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки
зрения содержания, структуры высказывания и логики
изложения материала
Критерий оценивания • Оценивает прослушанный материал с точки
содержания, структуры и логики изложения
материала
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Посмотрите видео. 1. Выпишите по 3-8 ключевых слова из структурных элементов прослушанного текста
(вступление, основная часть, заключение).
2. В паре с одноклассником поделитесь своим впечатлением о просмотренном видео.
При построении монологической речи используйте выписанные ключевые слова.
Дескриптор − выписывает ключевые слова и выражения, распределяя их
по структурным элементам;
− выражает свое отношение по проблеме, поднимаемой в
тексте, используя ключевые слова.
Ссылка для видео: https://www.youtube.com/watch?v=wKdsywfvL0Y
Все большее количество видов животных оказывается на грани исчезновения.mp4
33
ПРОЕКТ
Четверть: Раздел/Тема Живые организмы: животные
Цель обучения 6.3.7.1 Корректировать текст, исправляя
орфографические и пунктуационные ошибки с помощью
словаря, редактируя текст с учетом типа
6.4.3.1 Использовать правильно падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений;
образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой
Критерий оценивания • Корректирует текст, исправляя орфографические
ошибки
• Правильно использует падежные формы слов
Уровень мыслительных
навыков
Понимание, применение
Задание
Прочитайте текст.
1. Исправьте орфографические ошибки. Объясните правописание.
2. Поставьте прилагательные в нужном роде, числе и падеже.
Дескриптор — исправляет большинство орфографических ошибок; — объясняет правописание исправленных слов; — ставит прилагательные в нужном роде, числе и падеже.
Текст
Морские глубины
Вд…ли от побережья на большой глубине (не)растут водоросли, которым необходим
солнеч(?)ный свет; здесь есть только фитопланктон, образованный микроскопическими
водорослями, свободно плавающими в воде. По этой причине на большой глубине водятся в
основном хищ(?)ники; другие рыбы довольствуются фито и зоопланктоном, состоящим из
мел(?)чайших беспозвоночных.
На (открытый) (водный) просторах, где нет н…каких укрытий, лишь большие размеры
способны внушить страх хищ(?)нику и предотвратить нап…дение. Поэтому только далеко от
побережья и встречают(?)ся крупные морские обитатели: от китообразных, таких как касатки
и киты, до (большой) рыб, таких как акула, тунец или рыба-меч.
(Не)большие рыбы прим…няют другие способы защиты: л…тучие рыбы высоко
выпрыгивают из воды, а сардины и скумбрия находят спасение в том, что собирают(?)ся в (многочисленный) стаи.
Землю омывают четыре океана: Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и
Тихий. Самый большой — Тихий океан, его площадь 180 миллионов квадратных километров.
Средняя глубина океанов около 4 000 метров. Огромная прот…женность и глубина
(не)позволяют разведать дно океанов; в самом деле, крайне трудно и дорого создавать
машины, способные выдержать (высочайший) давление, существующее в морских безднах.
34
ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел «Жара и холод: экстремальная погода»
Раздел/Тема Жара и холод: экстремальная погода
Цель обучения 6.1.5.1 Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по
предложенной теме
Критерий оценивания • Участвует в диалоге, обмениваясь мнением по
предложенной теме
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка
Задание 1
Посмотрите видеоролик. В паре с одноклассником обсудите видео и составьте диалог для
обмена мнением.
Дескриптор — ясно и точно выражает в диалоге мысль на заданную тему; — соблюдает очередность в обмене репликами; — отсутствуют речевые и грамматические ошибки.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=zfavNi2L_2M
Раздел/Тема Жара и холод: экстремальная погода
Цель обучения 6.2.7.1 Извлекать информацию из различных источников,
сравнивая полученные сведения, определяя разные точки
зрения
Критерий оценивания • Извлекает информацию из различных источников,
сравнивая полученные сведения
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Навыки высокого порядка.
Задание
Прочитайте текст.
1. Сравните два текста (сплошной и несплошной). Какая информация объединяет эти
тексты?
Дескриптор — сравнивает два текста (сплошной и несплошной); — находит сходства.
Текст 1
В настоящее время наша планета переживает одно из крупнейших изменений климата с
тех времен, как вымерли динозавры. Но наиболее важным и тревожным для людей, растений
и животных является скорость этих изменений. Ученые предупреждают: предполагаемая
скорость изменения климата в следующем веке будет в 10 раз выше, чем в прошлые 65
миллионов лет. Если тенденция сохранится, то это станет огромным стрессом для земной
экосистемы и человека в том числе. Многим видам растений и животных потребуются
поведенческие и эволюционные изменения, чтобы выжить. А люди вынуждены будут
привыкать к экстремальным погодным условиям и, вероятно, менять существующую модель
экономики. Некоторые важные изменения можно будет наблюдать уже в ближайшие
десятилетия, однако, как считают исследователи, то, что случится с климатом в конце 21
века, будет зависеть от действий человека в настоящем. Такие выводы о состоянии климата
35
ПРОЕКТ
на Земле сделали НоаДиффенбо (NoahDiffenbaugh) из Школы наук о Земле при
Стэнфордском университете и Крис Филд (ChrisField) из факультета глобальной экологии
Института Карнеги. Ученые провели анализ изменений климата в течение истории Земли, и
сделали прогноз на ближайшее столетие. Исследователи напоминают, что температура на
планете повысилась на 5 градусов Цельсия около 20 000 лет назад, когда Земля вышла из
последнего ледникового периода. Это изменение сопоставимо с теми изменениями, которые
происходят сейчас и, по прогнозам, продолжат происходить в 21 веке. Геологические
находки свидетельствуют, что 20 000 лет назад, когда ледниковый щит, покрывавший
значительную часть Северной Америки, отступил на север, растения и животные заселили
области, которые были подо льдом. И так как потепление продолжалось, растения и
животные продвигались на север, в более холодные регионы. В том случае изменения
происходили достаточно медленно для того, чтобы растения и животные успевали к ним
приспособиться. В последние десятилетия климат меняется гораздо быстрее, и уже сейчас
некоторые виды флоры и фауны сталкиваются с серьезными проблемами – они не успевают
адаптироваться. По словам исследователей, некоторые изменения климата – выброс
парниковых газов и нагревание океана — неизбежны из-за деятельности человека. И даже
если сейчас вдруг остановить электростанции и заводы, эффект от прошлых выбросов все
еще сохранится и продолжит влиять на климат. Тем не менее, ученые полагают, что есть
немало факторов, которые зависят от человека. И как человек поведет себя в ближайшие
десятилетия, повлияет на то, замедлится или ускорится изменение климата.
Текст 2
36
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Жара и холод: экстремальная погода
Цель обучения 6.2.8.1 Сравнивать стилистические особенности различных
текстов с учетом композиционных особенностей различных
текстов (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж,
интервью) с учетом цели и целевой аудитории
Критерий оценивания • Сравнивает стилистические особенности различных
текстов с учетом композиционных особенностей
различных текстов (стихотворение, сказка, рассказ,
заметка, репортаж, интервью) сучетом цели и целевой
аудитории
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание 1
Прочитайте тексты и выполните задания.
Определите стиль и тип текстов, аргументируйте свой ответ.
Найдите тему, объединяющую тексты. Сформулируйте ее и запишите в тетрадь.
Определите целевую аудиторию для каждого текста, запишите в тетрадь.
Дескриптор — определяет стиль каждого текста, аргументирует свой ответ; — определяет тип каждого текста, аргументирует свой ответ; — определяет общую тему для 2-х текстов; — определяет целевую аудиторию для каждого из текстов.
Текст 1
Климат Казахстана резко континентальный. На севере — умеренно холодный, на
крайнем юге — умеренно жаркий. Континентальность климата проявляется в резких
колебаниях температуры, сухости воздуха и незначительном количестве атмосферных
осадков на большей части республики. Такой климат обусловлен тем, что Казахстан
находится очень далеко от океанов и их морей и имеет обширную территорию, вытянутую с
запада на восток и с севера на юг. На климате сказывается также характер рельефа, как самой
республики, так и соседних областей. Большое значение в формировании климата, имеет
солнечная радиация. Величина притока солнечной радиации зависит от широты места,
прозрачности атмосферы и продолжительности солнечного сияния.
Для всей республики характерно большое колебание температуры воздуха как в
течение суток, так и года. Причем в равнинно-низкогорной части среднегодовые и
среднемесячные температуры изменяются по направлению с севера на юг, а в высокогорных
областях — с поднятием местности над уровнем моря.
Текст 2
Погода меняться может ежечасно, порой мы так и даем: грозу, метель, ветер, гололед,
солнце, снегопад в одни сутки. Все чаще мы видим, что нормативные показатели
превышаются. Вот в апреле среднесуточная температура 8°С, но в этом году она 15°С в
Алматы. – Погода действительно меняется, – рассказывает начальник метеостанции Алматы
АйгульКокынбаева, – В этом году я просто была шокирована тем, что в январе гремела
гроза. Такого явления мне не доводилось наблюдать еще никогда. Очень теплой была зима,
37
ПРОЕКТ
она больше весну напоминала. А вот в марте выпал снег высотой в 30 сантиметров, что тоже
не типично для Алматы. Так что, если снег выпадет вдруг в июле, я уже не удивлюсь, потому
что могу допустить все что угодно. – За столько лет работы в гидрометеослужбе вы с небесной канцелярией стали на
«ты»?– Нет, конечно! Она такая непредсказуемая, как бы мы ни старались. – Тогда согласны, что «у природы нет плохой погоды»? – «Всякая погода благодать», но я все-таки жару не люблю, а, судя по всему,
количество жарких дней будет только нарастать, к сожалению. – А многие люди, живущие в Казахстане говорят, что климат в Казахстане такой
холодный и уникальный. – Климат у нас не уникальный, такой же, как в Китае, Канаде.
38
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Жара и холод: экстремальная погода
Цель обучения 6.3.5.1 Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение,
эссе- описание 6.4.3.1 Использовать правильно падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений;
образовывать степени сравнения прилагательных и
наречий в соответствии с нормой.
Критерий оценивания • Пишет эссе-описание
• Правильно пишет падежные формы числительных,
прилагательных, местоимений
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Рассмотри иллюстрации. Выбери одну из них, напиши эссе- описание ( около 150 слов)
по данному началу « Раннее утро, рассвет…». Правильно пиши падежные формы
числительных, прилагательных, местоимений.
Дескриптор — пишет эссе-описание по данному началу; — соблюдает структуру эссе-описания; — демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи; — соблюдает орфографические нормы (падежные окончания
числительных, прилагательных, местоимений); — соблюдает пунктуационные нормы; — соблюдает речевые нормы.
39
ПРОЕКТ
Раздел: «Казахстан в будущем: изобретения и энергия»
Раздел/Тема Казахстан в будущем: изобретения и энергия
Цель обучения 6.1.5.1 Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по
предложенной теме
Критерий оценивания • Участвует в диалоге, обмениваясь мнением по
предложенной теме
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Посмотрите видеоролик. В паре с одноклассником обсудите видео и составьте диалог
по содержанию текста. Обменяйтесь мнениями по теме (актуальна ли тема, поднятая в
ролике, и почему?).
Дескриптор — ясно и точно излагает содержание ролика; — соблюдает очередность в обмене репликами; — отсутствуют речевые и грамматические ошибки.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=12AtlBZCn4I
Раздел/Тема Казахстан в будущем: изобретения и энергия
Цель обучения 6.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки
зрения содержания, структуры высказывания и логики
изложения материала.
Критерий оценивания • Оценивает прослушанный материал с точки
зрения содержания, выражает собственное мнение
по содержанию, соблюдает речевые нормы
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка.
Задание
Просмотрите видео «Ученые Казахстана осваивают новые источники альтернативной
энергии» и выскажите свое мнение по содержанию просмотренного материала: какова
практическая польза от исследования, описываемого в ролике. Приведите не менее двух
аргументов.
Дескриптор − выражает собственное мнение по содержанию
просмотренного видео;
− приводит убедительные аргументы (не менее двух);
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли,
− соблюдает речевые нормы.
Ссылка для скачивания видео: https://www.youtube.com/watch?v=T_AIGkTmBcs
40
ПРОЕКТ
Четверть: Раздел/Тема 4
Казахстан в будущем: изобретения и энергия
Цель обучения 6.2.4.1 Определять и различать типы текстов: описание,
повествование, рассуждение; распознавать характерные
черты, языковые и жанровые особенности текстов
публицистического и художественного стилей (стихотворение, сказка, рассказ, заметка, репортаж,
интервью и др.)
Критерий оценивания • Определяет и различает типы текстов, распознает
характерные черты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Определите тип речи, аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Дескриптор − подбирает заголовок в соответствии с темой;
− определяет тему текста;
− правильно определяет тип речи;
− аргументирует свой ответ, приводя примеры из текста.
Текст
В то время, как в мире иссякают различные источники энергии, многие
исследовательские группы занимаются поисками методов ее получения фактически «из
ниоткуда». Наиболее известные способы – генерировать электричество из энергии солнца и
ветра. И если этими методами в последнее время активно пользуются, то к способу
получения света из растений – пока в научном сообществе относятся скептически. А всего
лишь из-за того, что не удавалось обеспечить бесперебойной подачи энергии. Гульден
Альдибекова из Талдыкоргана предлагает получать электричество из растений
инновационным способом. Изобретатель уверяет, квартиры и даже небольшие города можно
в буквально смысле «подключить» к полям и огородам.«Я могу с уверенностью сказать,
что аналогов нет. Подобные разработки получают энергию из растений. Они используют
процесс хлорофилла, и их возможности ограничены. Мы разработали получение энергии из
биоплазмы. И этот процесс более стабильный и беспеременный. Мы из непостоянного тока
получаем постоянный в этом главная особенность». Понадобилось несколько лет
исследований, чтобы выяснить, как обеспечить бесперебойное получение света. Растения
исследовали на клеточном уровне, изучали биологический состав. На экспериментальной
модели ученая демонстрирует, как зажечь небольшую лампу, подключив её к контейнеру, в
котором растёт обычная трава. Специальные датчики считывают энергию, передают её в
аккумулятор по проводам, и приводят в действие индикатор. Провода устанавливаются
прямо на корнях растений. Мы можем видеть, что выработано 0,71 милливольт энергии.
Если растений будет больше, то и энергии можно получить в значительных объёмах.»
Использовать растения для получения света можно как весной и летом, во время бурного
цветения, так и осенью, и зимой, когда процессы во всем растительном замедляются. В
зимний период Гульден Альдибекова предлагает получать энергию из останков растений,
так называемой биомассы. Необходимо наполнить ею контейнер – и подача света
обеспечена.
41
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Казахстан в будущем: изобретения и энергия
Цель обучения 6.2.8.1 Сравнивать стилистические особенности
различных текстов с учетом композиционных
особенностей различных текстов (стихотворение, сказка,
рассказ, заметка, репортаж, интервью) с учетом цели и
целевой аудитории
Критерий оценивания • Сравнивает стилистические особенности
различных текстов с учетом композиционных
особенностей различных текстов (стихотворение,
сказка, рассказ, заметка, репортаж, интервью) с
учетом цели и целевой аудитории
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте тексты и выполните задания.
1. Определите стиль и тип текстов, аргументируйте свой ответ.
2. Найдите тему, объединяющую тексты. Сформулируйте ее и запишите в тетрадь.
3. Определите целевую аудиторию для каждого текста, запишите в тетрадь.
Дескриптор — определяет стиль каждого текста, аргументирует свой ответ; — определяет тип каждого текста, аргументирует свой ответ; — определяет общую тему для 2-х текстов; — определяет целевую аудиторию для каждого из текстов.
Текст 1
Казахстанский павильон «Нур Алем» находится прямо в центре комплекса
ЭКСПО. Это сфера диаметром 80 метров, высотой 100 метров. Объект является самым
большим сферическим зданием в мире. Посетители выставки могут познакомиться с
историей, культурой, традициями, самыми красивыми местами, а также с достижениями
Казахстана на одном из этажей здания.
Национальный павильон Казахстана также самый большой на выставке и один из
самых посещаемых. Чтобы обойти все 8 этажей, нужно как минимум два часа.
Экскурсия по самой большой сфере в мире начинается с самого верха. Первый уровень
расположен в основании «Нур-Алема» на площади 5000 кв м и разделен на две зоны:
знакомство с Казахстаном и «Созидательная энергия».
Спускаясь, гости попадают в загадочный, окутанный тайной космический мир. Глубокая
черная бездна, полная звезд, галактик и спутников, также может приносить пользу
человечеству. Современная наука, изучая альтернативные источники энергии, шагнула
далеко вперед. Солнечные панели сегодня можно увидеть даже на стеклянных банках и
верхней одежде.
После выставки «Нур Алем» центр должен превратиться в своеобразный
инновационный хаб и в исследовательский и культурный центр.
Текст 2
Мы отправляемся на экскурсию на ЭКСПО. На современном скоростном лифте
сразу поднялись на 8 этаж, и здесь перед нами предстала Астана будущего.
Мультимедийный пол, из-за которого теряешься в пространстве, рассказывает о
будущих объектах в Астане, таких, как ботанический сад. Отсюда открывается
потрясающий вид на всю выставку. Изумленные лица детей отражали неподдельное
42
ПРОЕКТ
удивление. Спустившись на этаж ниже, называемый энергией космоса, ребята сразу
почувствовали себя словно на другой планете. 4 этаж – это энергия воды. Высочайшие
водопады поражали своей масштабностью. Большой интерес вызвал этаж, посвященный
энергии биомассы. Семена, различные виды древесины можно было рассматривать,
просто прогуливаясь по стеклянному прозрачному полу. На втором этаже перед детьми
предстала кинетическая энергия. И вот, оказавшись на первом этаже, ребята могли
узнать все о нашей стране.
К сожалению, одного дня не хватило, чтобы в полной мере посетить все
павильоны представленных стран, но в каждом представленном павильоне старались
создать такую атмосферу, чтобы заглянувший гость хоть на мгновение ощутил себя в
этой стране и прочувствовал культуру, традиции и национальный колорит.
Детей невозможно обмануть, их радость настоящая, а удивление неподдельно.
Новая, современная Астана и уникальная выставка «ЭКСПО-2017» оставили в сердцах
девчонок и мальчишек неизгладимый след. Мы возвращались домой хоть и уставшими,
но с положительными впечатлениями, хорошим настроением и новыми знаниями.
43
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Казахстан в будущем: изобретения и энергия
Цель обучения 6.3.6.1 Писать творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая
собственные ощущения
6.4.4.1 Использовать знаки препинания в предложениях
с вводными конструкциями, при прямой и косвенной
речи
Критерий оценивания • Пишет творческие работы (150-200 слов),
представляя себя в предлагаемой ситуации и
описывая собственные ощущения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1
Рассмотри иллюстрации. Выбрав одну из них, сочините рассказ по теме «Казахстан в
будущем» от имени героя выбранной иллюстрации (объем 150-200 слов). Опишите
собственные ощущения. Используйте вводные конструкции, прямую речь.
Дескриптор − пишет рассказ от первого лица;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− использует вводные конструкции;
− использует прямую речь;
− соблюдает орфографические нормы;
− соблюдает пунктуационные нормы.
44

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь