ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОЧ География 8 класс Спецификация суммативного оценивания по предмету

СОЧ География 8 класс Спецификация суммативного оценивания по предмету

6670
0

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  

_____________________________________________

Спецификация суммативного оценивания
по предмету «География »
8 класс
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть ……………………………………………………………………………….. 4
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть …………………………….. 4
3. Ожидаемые результаты по предмету…………………………………………………………………………………………… 4
4. Уровни мыслительных навыков………………………………………………………………………………………………….. 5
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ……….. 6
6. Правила проведения суммативного оценивания ………………………………………………………………………… 6
7. Модерация и выставление баллов……………………………………………………………………………………………….. 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………. 8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 24
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………………….. 32
3
ПРОЕКТ
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «География» для 7-9 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету
Знает:
правила техники безопасности при проведении экспериментальных и практических
работ; методы географических исследований; территориальные комплексы; сущность,
классификацию; особенности распространения и размещения географических объектов,
процессов и явлений; особенности функционирования и сферу применения; основные этапы
развития географической оболочки и географической среды, геосфер; виды, классификацию
и элементы карт; особенности природы материков и океанов, отдельных территорий, стран и
Республики Казахстан; территориальную и отраслевую структуру, условия и факторы
развития современного мирового хозяйства, отдельных регионов, стран и Республики
Казахстан; природно-ресурсный потенциал регионов Казахстана; типологию стран; модели
экономических систем; виды международных связей; меры по сохранению природы и
устойчивому развитию.
Понимает:
сущность природных и социально-экономических закономерностей, процессов и
явлений; особенности современного географического пространства, территориальных
комплексов; взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; причины,
этапы, последствия; значение процессов в географической оболочке и географической
среде; геополитические процессы, роль и сферы влияния, характер взаимодействия
субъектов геополитики.
Применяет:
основные, географические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе; методы безопасного проведения опытноэкспериментальных и исследовательских работ; формулы географии при решении
учебных и прикладных задач, выполнении практических и лабораторных работ;
графические методы представления результатов; методы определения количественных
и качественных характеристик компонентов географической оболочки и
географической среды; приемы картометрии, навыки ориентирования и навигации.
Анализирует:
анализирует данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
информацию, представленную в графической и табличной форме; причинноследственные связи между процессами и явлениями, происходящими в географической
оболочке и географической среде; достижения в области естественных наук и сферы
использования научных открытий; факторы размещения географических объектов;
естественно-научные, социально-экономические основы общественного производства;
географическое и геополитическое положение, особенности и факторы политического,
экономического и социального развития Казахстана, его роль и место в мире.
4
ПРОЕКТ
Синтезирует:
синтезирует собранные и обработанные данные, информацию для представления в
виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации; научные модели и
доказательства для выдвижения гипотез, аргументов и объяснений; план проведения
эксперимента и исследования; знания о процессах, протекающих в живой и неживой
природе, для систематизации, классификации и выявления эмпирических правил,
принципов и закономерностей.
Оценивает:
оценивает результаты проведенного эксперимента , влияние различных физических и
химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую среду;
производства на сохранение равновесия между компонентами живой природы;
значение правильного использования полезных ископаемых и природных ресурсов;
степень пригодности и использования географических объектов, процессов и явлений
для различных целей и видов деятельности.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый
тип заданий
Знание и
понимание
Группирует формы рельефа, группирует горные
породы и минералы по признакам, описывает
формы организации сельскохозяйственного и
промышленного производства, сферы услуг.
МВО — задания с
множественным
выбором ответов
КО – задания,
требующие
краткого ответа
Применение Отображает деление географической науки в
графической форме, обосновывает деление
географии на отрасли, определяет метод
исследования, объясняет важность исследования в
отраслях географической науки, читает
тематические карты, определяет элемент
дополнительной характеристики тематической
карты, заполняет тематическую карту элементом
дополнительной характеристики, обозначает на
контурной карте объекты географической
номенклатуры,описывает и обосновывает
глобальную циркуляцию атмосферы, выявляет
сходства и различия климатического пояса,
расположенные на разных материках, описывает
виды и формирование вод суши, обосновывает
гидрологический режим рек, обосновывает
формирование природных зон, высотных поясов,
описывает природные зоны по плану, характеризует
и представляет в графической форме состав и
строение географической оболочки, описывает
методы определения численности населения,
обосновывает и представляет в графической форме
демографические показатели стран, ранжирует
страны мира по демографическим проблемам,
группирует отрасли хозяйства, описывает по плану
КО – задания,
требующие
краткого ответа
РО — задания,
требующие
развернутого
ответа
5
ПРОЕКТ
отрасли мирового хозяйства, определяет основные
объекты политической карты, ранжирует страны
мира по форме правления и государственного
устройства.
Навыки
высокого
порядка
Определяет влияние рельефа на жизнь и
хозяйственную деятельность человечества,
обрабатывает и анализирует количественные
географические данные, обрабатывает и
анализирует качественные географические данные,
определяет и описывает климатообразующие
факторы, определяет влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность человечества,
ранжирует негативное влияние человеческой
деятельности на атмосферу и климат и объясняет
пути их решения, обосновывает пути решения
экологических проблем вод суши на основе их
классификации, обосновывает пути
предупреждения водных стихийных бедствий,
обосновывает необходимость охраны
растительного и животного мира и предлагает
пути их охраны, вычисляет основные
демографические показатели обосновывает
собственную модель демографической политики
для отдельных стран, группирует элементы
экономической инфраструктуры,
делает вывод о важности элементов
экономической инфраструктуры, определяет
факторы размещения сельскохозяйственного и
промышленного производства, сферы услуг,
определяет количественные и качественные
изменения на политической карте, анализирует
политико-географическое положение страны.
РО — задания,
требующие
развернутого
ответа
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знания и понимания Применение Навыки высокого
порядка
I 22 % 55 % 23%
II 0% 45% 55%
III 11% 55% 34%
IV 11% 44% 45%
Итого 11 % 49 % 40%
6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
6
ПРОЕКТ
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающийся поняли, и
спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающийся работают самостоятельно, во время оценивания и у
них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
обучающийся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь
им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по
спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающимся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен
заполнить , пустые места на схемах, картосхемах словами, элементами дополнительной
характеристики тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа,
обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе
обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
ПРОЕКТ
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания
*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Методы
географических
исследований —
Исследования и
исследователи 8.1.1.1 В графической форме отображает
и объясняет деление географической
науки на отрасли
Применение 1 3 КО 4 4
8.1.1.2 Определяет важные исследования 13
в отраслях географической науки
Применение 1 4 КО 3 3 8.1.1.4 Обрабатывает и анализирует
количественные и качественные
географические данные
Навыки
высокого
порядка 1 8 РО 10 6
Картография и
географические
базы данныхГеографические
карты 8.2.1.1 Составляет элементы
дополнительной характеристики
тематических карт: профиль, диаграммы,
графики, таблицы
Применение 1 5 КО 4 3 8.2.1.2 На основе применения условных 9
знаков и элементов дополнительной
характеристики карт читает
тематические карты
Применение 1 6 КО 4 3 8.2.1.3 Показывает на контурной карте
объекты географической номенклатуры
Применение 1 7 КО 3 3
Физическая
география —
Литосфера 8.3.1.2 Классифицирует формы рельефа Знание и
понимание 1 1 МВО 1 1 8 8.3.1.5 Классифицирует горные породы
и минералы по различным признакам
Знание и
понимание 1 2 МВО 1 1 8.3.1.10 С дополнительным охватом
местного компонента оценивает влияние
рельефа на жизнь и хозяйственную
деятельность человечества
Навыки
высокого
порядка 1 9 РО 10 6
Итого 9 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
9
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «География»
1. Укажите абсолютную высоту Западно-Сибирской равнины. A) ниже 200 м B) от 200 до 500 м C) свыше 500 м D) 800 м E) 1000
[1]
2. Гранит по происхождению относится к: A) магматическим горным породам B) метаморфическим горным породам
C) органическим горным породам D) обломочным горным породам E) химическим горным породам
[1]
3. Распределите географические науки по отраслям:
климатология, картография, рекреационная география, география сферы услуг.
Отрасли географических наук
физикогеографическая
социальноэкономикогеографическая
интегральная прикладная [4]
4. По рисункам определите методы географических исследований.
Название метода
Рисунок 1
Рисунок 2
10
ПРОЕКТ
Рисунок 3 [3]
5. На карте «Угольная промышленность Казахстана» дополните элемент «Добыча угля» в
виде столбчатой диаграммы.
Одним из показателей изменений в угольной промышленности является ее добыча.
Объем добычи в 2000 году составило 75 млн. т, в 2012 году 121 млн. т., а в 2016 году— 100
млн. т. [3]
6. Используя тектоническую и сейсмическую карты Казахстана:
(а) Определите, в какой части страны расположена Восточно — Европейская
платформа._________________________________________________________________[1] (b) Определите, в какой части страны расположена Западно- Сибирская
плита.______________________________________________________________________[1] (c) Определите, в какой части страны происходят землетрясения силой 9 баллов. ______________________________________________________________________[1]
7. На контурную карту мира нанесите крупнейшие равнины мира.
Амазонскую низменность, Восточно Европейскую равнину, Среднесибирское плоскогорье.
11
ПРОЕКТ [3]
8. Основным потребителем пресных вод является сельское хозяйство. Оно потребляет
примерно 70% от всего объема пресных вод. Это в основном безвозвратная вода, которая
используется на орошение земли. 20% пресных вод потребляет промышленность, а 10%
коммунальное хозяйство. Однако, ежегодно доля используемых в коммунальном хозяйстве
пресных вод растет. Например, среднестатистический житель экономически развитой
страны мира ежедневно использует 300400 литров воды.
(а) Используя количественные показатели, постройте круговую диаграмму «Потребители
пресной воды».
[3]
(b) Определите главного потребителя пресной воды. __________________________ [1]
(c) Объясните, к какой проблеме в будущем может привести увеличение потребления
пресной воды.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ [2]
12
ПРОЕКТ
9. Влияние характера рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека велико.
Рисунок 4
(a) По рисунку 4 определите тип рельефа.____________________________________ [1]
(b) Укажите, какой вид хозяйственной деятельности можно развивать.
___________________________________________________________________________ [1]
(c) Объясните, какие трудности могут возникнуть при развитии хозяйственной деятельности
человека.
________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ [2]
(d) Объясните, какие изменения в рельефе могут возникнуть в связи с хозяйственной
деятельностью человека.
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [2]
13
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответы Бал
л
Дополнительная
информация 1 А) ниже 200 м 1 2 А) магматическим горным породам 1 3
Отрасли географических
наук
Науки
Физико-географическая климатология
Социально-экономикогеографическая
география сферы
услуг
Интегральная картография
Прикладная рекреационная
география 4 за каждый верный ответ
дается по 1 баллу 4
№ Название метода 1 Аэрокосмический 2 Сравнительный 3 Статистический 3 за каждый верный ответ
дается по 1 баллу 5
Дополняет карту элементом дополнительной
характеристики круговой диаграммой
2000 г.- 75 млн.т
2012 г. -121 млн.т
2017 г- 100 млн.т 111
должны быть соблюдены
математические принципы
построения столбчатой
диаграммы 6 (а) На востоке страны (b) На севере страны (c) На юге страны 111 7
Верно нанесет на контурную карту:
Амазонскую низменность,
Восточно — Европейскую равнину,
Среднесибирское плоскогорье 111 8
(а) Верно построит круговую диаграмму
«Потребители пресной воды»:
70% — сельское хозяйство
20% — промышленность
10% -коммунальное хозяйство. (b) Сельское хозяйство (c) Дефицит пресной воды, т.к. в сельском
хозяйстве используются безвозвратная вода для
орошения земли/увеличение потребления пресной
воды в коммунальном хозяйстве. 3 1 2
должны быть соблюдены
математические принципы
построения круговой
диаграммы, 1 балл за определение
проблемы, 1 балл за объяснение одной
из причин проблемы.
Основной
Основной
Основной
2000
г.
2012г. 2016
г.
Добыча угля
млн .т
14
ПРОЕКТ 9
(а) Горный 1 (b) Земледелие 1 (c) Сели, оползни, землетрясения с объяснением
причин и др. 2
1 балл за трудность,
1 балл за объяснение
причины.
Принимается один из
вариантов ответа, а также
ответы, раскрывающие
содержание вопроса (d) Изменения: появление оврагов, рытвин из-за
орошения или вспахивания и др. 11
1 балл за вид изменения, 1 балл за объяснение
причины изменения
а также ответы,
раскрывающие содержание
вопроса
Всего баллов 30
15
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество заданий — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания.
16
ПРОЕКТ
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел/подр
аздел
Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий
*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнение
, мин*
Балл* Балл за
раздел
Физическая
география —
Атмосфера 8.3.2.1 Анализирует климатообразующие
факторы
Навыки
высокого
порядка 1 5 РО 6 4 18 8.3.2.2 На основе анализа объясняет
глобальную циркуляцию атмосферы Применение 1 1 КО 3 3 8.3.2.4 Сравнивает сходные климатические
пояса, расположенные на разных материках
Применение 1 2 КО 3 3 8.3.2.5 C дополнительным охватом местного
компонента оценивает влияние климата на
жизнь и хозяйственную деятельность
человечества
Навыки
высокого
порядка 1 6 РО 5 4 8.3.2.6 Группирует негативное влияние
человеческой деятельности на атмосферу и
климат и предлагает пути их решения
Навыки
высокого
порядка 1 7 РО 6 4
Физическая
географияГидросфера
8.3.3.1 Определяет формирование вод суши Применение 1 3 КО 3 2 12 8.3.3.4 С дополнительным охватом
казахстанского компонента объясняет
гидрологический режим рек
Применение 1 4 КО 4 2 8.3.3.6 С дополнительным охватом местного
компонента предлагает пути решения
экологических проблем вод суши на основе
их классификации
Навыки
высокого
порядка 1 8 РО 5 4 8.3.3.7 На основе местного компонента
предлагает пути предупреждения водных
стихийных бедствий
Навыки
высокого
порядка 1 9 РО 5 4
Итого 9 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
17
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету « География»
1. В схему-рисунок впишите типы воздушных масс, влияющие на формирование погоды
в Европе. [3]
2. Сравните тропические климатические пояса Северной Америки и Африки. (a) Используя климатическую карту, определите годовое количество осадков
тропического климатического пояса Северной Америки и Африки.
Тропический пояс
Северная Америка Африка (северное
полушарие)
Годовое количество осадков, мм [2] (b) Сравните годовое количество осадков тропического пояса двух материков. _____________________________________________________________________ [1]
3. Используя рисунок 1, дайте ответы на предложенные вопросы.
Рисунок 1 (a) Определите, какой вид воды обозначен на карте. ___________________________ [1] (b) Определите происхождение данного водного объекта. _____________________________________________________________________ [1]
18
ПРОЕКТ
4. Используя гидрограф реки Нура (рисунок 2): (a) Определите самый высокий расход воды за год. _________________________________________________________________ [1] (b) Определите самый низкий расход воды за год. __________________________________________________________________ [1]
Рисунок 2
5. Используя рисунок 3, охарактеризуйте климат Европы. (a) Определите климатообразующий фактор. ______________________________ [1] (b) Формированию к какого типа климата способствует данный фактор. __________________________________________________________________ [1] (c) Объясните, как данный фактор, изменяет количество осадков и температуру воздуха. _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________[2]
Рисунок 3
19
ПРОЕКТ
6. Гололедица относится к одним из неблагоприятных климатических явлений.
(a) Объясните, почему гололедица является опасностью для водителя автотранспорта.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]
(b) Объясните, почему гололедица опасна для развития животноводства.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]
7. Загрязнение атмосферы является одним из последствий хозяйственной деятельности
человека.
Рисунок 4
(a) Объясните причину загрязнения воздуха, используя рисунок 4.
__________________________________________________________________ [1]
(b) Объясните, к каким последствиям приводит загрязнение атмосферы.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________ [2]
(c) Предложите путь решения данной проблемы.
______________________________________________________________
_________________________________________________________________ [1]
8. Загрязнение бытовым мусором является одним из источников загрязнения рек.
20
ПРОЕКТ
(a) Приведите 2 причины загрязнения рек бытовым мусором.
1 причина ____________________________________________________ [1]
2 причина ____________________________________________________ [1]
(b) Предложите путь решения данной проблемы и обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ [2]
9. Наводнения происходят практически ежегодно в различных регионах земли, которые
вызваны обильным выпадением ливневых дождей, таянием снега, льда, ураганами и
штормами. (a) К каким последствиям, приводят наводнения. Приведите 2 примера. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ [2] (b) Предложите, один путь предупреждения водного стихийного бедствия.
Обоснуйте ответ. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ [2]
21
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответы Балл Дополнительная
информация 1
1. Арктические ВМ
2. Умеренные ВМ
3. Тропические ВМ 111 2 (a)
Тропический пояс
Северная
Аме
рика
Африка
годовое
количество
осадков (мм) 500- 1000 — 2000 0-100 (b) Осадков выпадает больше в тропическом
поясе Северной Америки 11 1
по 1 баллу за
определение по карте
годового количества
осадков 3 (a) Озеро Байкал 1 ответ озеро
принимается (b)Тектоническое 1
данный вариант
ответа также
принимается: в
результате сдвигов
земной коры 4 (a) Самый высокий расход воды за год 71 м³/c 1 (b) Самый низкий расход воды за год 1 м³/c 1 5 (a) Теплое океаническое течение 1 (b) Теплый, влажный климат 1 (c) Теплое океаническое движение приносит
большое количество осадков и потепление 2 6 (a) Т.к. дорога покрывается плотным слоем льда
(до 5 мм), что и приводит к транспортным
авариям 2 (b) Плотный слой льда, препятсвует питанию
животных, что приводит к гибели животных
от голода 2 7 (a) Промышленные выбросы в атмосферу 1 (b) Заболевание дыхательной системы человека/
разрушение стен зданий/ уменьшение
численности /исчезновение
растений/животных и др. 2
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса (c) Применение очистных сооружений /установка
воздушных фильтров/ применение новых
технологий 1
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса 8 (a) 1 причина увеличение численности
населения/увеличение потребностей населения
2 причина сброс бытового мусора коммунальными
хозяйствами 1 1
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса (b) Предлагает путь решения обосновывает, 1 1 балл за
22
ПРОЕКТ
предлагаемое решение 1 предлагаемое
решение, 1 балл за обоснование
предлагаемого
решения;
например, постройка
очистительных
сооружений на реках,
что приведет к
контролю за
выбросами и сократит
загрязнение вод рек;
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса 9 (a) Материальный ущерб/гибель людей/ гибель
животных/ затопление больших территорий/
размыв берегов рек/ разрушение
водохранилищ, железных и шоссейных дорог 2
за каждый
приведенный пример
дается по 1 баллу;
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса (b) Предлагает путь предупреждения от водного
стихийного бедствия (c) Обосновывает предлагаемый путь 11 1 балл за
предлагаемый путь
предупреждения от
водного стихийного
бедствия, 1 балл за обоснование
предлагаемого пути
Например, ведение
контроля и
наблюдения за
данными о речном
стоке, о размывании
грунта в пределах
водосборного
бассейна, это дает
возможность/
укрепление или
строительство
защитных плотин и
дамб, которые
способствуют
уменьшению затрат
по материальному
ущербу
Всего баллов 30
23
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами.
При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный
ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается его
умение излагать свою точку зрения, географические знания.
24
ПРОЕКТ
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Физическая
географияБиосфера 8.3.4.1 Объясняет формирование природных зон
и высотных поясов
Знание и
понимание 1 1 МВО 2 1 8.3.4.2 Характеризует по плану природные зоны Применение 1 2 КО 4 2 7
8.3.4.5 Доказывает необходимость охраны
растительного и животного мира и предлагает
пути их охраны
Навыки
высокого
порядка 1 7 РО 6 4
Физическая
географияПрироднотерриториальные
комплексы 8.3.5.1 Объясняет и представляет в графической
форме состав и строение географической
оболочки Применение 1 3 КО 4 4 4
Социальая
географияГеография
населения 8.4.1.2 Классифицирует страны мира по типу
воспроизводства населения
Применение 1 4 КО 3 2 7
8.4.1.3 На основе анализа демографической
ситуации рассчитывает основные
демографические показатели: чиленность
населения, коэффициенты рождаемости и
смертности, естественный и механический
прирост, общий прирост, поло-возрастные
показатели, национальный и религиозный
состав
Навыки
высокого
порядка 1 8 РО 7 5 8.4.1.4 Объясняет и представляет в графической
форме демографические показатели стран Применение 1 5 КО 4 4 12 8.4.1.5 Классифицирует страны мира по
демографическим проблемам Применение 1 6 КО 4 3 8.5.1.1 Производит экономическую и
экологическую оценку природных ресурсов
Навыки
высокого
порядка 1 9 РО 6 5
Итого 9 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
25
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету « География»
1. Основной причиной формирования природных зон на Земле является: A) неоднородность рельефа B) неравномерное распределение солнечного тепла по поверхности Земли C) распространение растений и животных D) экспозиция склонов гор [1]
2. Дополните таблицу, характеризующую природную зону степей Евразии.
№ Характеристика Описание 1 Особенности климата средняя зимняя температура воздуха от -2°С на
западе до -20°С градусов в восточных частях,
летом температура превышает +25° С градусов 2 Типы почвы 3 Типичная
растительность
ковыль мятлик, пырей, бобовые и луковичные
растения 4 Типичные
представители
животного мира [2]
3. Географическая оболочка – это комплексная оболочка Земли, где взаимно проникают и
взаимодействуют друг с другом сферы земного шара. (a) Дополните схему «Строение географической оболочки». [3] (b) Перечислите причину взаимодействия геосфер в географической оболочке. _____________________________________________________________________ [1]
26
ПРОЕКТ
4. К какому типу воспроизводства населения относится: (a) Бразилия с естественным приростом населения 37 человек на 1000 человек. _________________________________________________________________ [1] (b) Австралийский Союз с естественным приростом населения 12 человек на 1000
человек. _____________________________________________________________ [1]
5. Используя данные об естественном приросте населения: (a) Постройте столбчатую диаграмму.
Естественный прирост
(человек на 1 000 человек)
Весь мир 18
Развивающиеся страны 21
Развитые страны 6
По данным сайта http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=190 [3] (b) Назовите причину различия естественного прироста населения между
развивающимися и развитыми странами мира. _________________________________________________________________ [1]
6. Используя карту «Естественный прирост населения»: (a) Определите по 1 стране мира с демографическим взрывом и демографическим
кризисом.
Страна демографического взрыва: ______________________________________ [1]
Страна демографического кризиса: _____________________________________ [1]
27
ПРОЕКТ
(b) Укажите, по какому показателю воспроизводства населения разделяют страны мира
по демографическим проблемам. ____________________________________________________________________ [1]
7. Каспийский тюлень единственное морское млекопитающее на Каспии, уникальный
эндемичный вид, который занесен в Красную книгу Международного Союза охраны
природы как вид, находящийся под угрозой исчезновения.
1.Учитывая предложенный контекст, дайте ответы на вопросы. (a) Назовите факторы, влияющие на исчезновение каспийского тюленя. _______________________________________________________________________ [1] (b) Объясните, к каким последствиям может привести исчезновение каспийского тюленя
для экосистемы Каспийского моря. _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ [2] (c) Предложите путь по спасению каспийского тюленя. __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ [1]
8. (a) Используя данные численности населения Великобритании за 2016 год (http://countrymeters.info/ru/United_Kingdom_(UK)) рассчитайте общий прирост населения
страны
Число родившихся,
человек 819 401 Число прибывших,
человек 600 000
Число умерших,
человек 595 397 Число убывших, человек 270 000
Естественный
прирост населения,
человек
Миграционный прирост
населения, человек
Общий прирост населения за 2016 год, человек [3] (b) Определите, за счет какого показателя увеличивается численность населения
Великобритании. Объясните причину.
28
ПРОЕКТ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ [2]
9. Используя данные таблицы, рассчитайте ресурсообеспеченность (Р) России нефтью и
каменным углем. (a)
Данные по запасам и добыче ресурсов (на начало 2016 г.) Р
Запасы нефти, млрд. т 14
Добыча нефти, млн. т 560
Запасы угля, млрд. т 272,1
Добыча угля млн. т 385,7 [2]
По данным сайтов http://ogjrussia.com/news/view/news-3284, www.statdata.ru/russia
https://minenergo.gov.ru/node/435
, https://www.gazeta.ru/business/2016/03/17/8128217.shtml (b) Сравните полученные показатели ресурсообеспеченности нефти и каменного угля.
Сделайте вывод. __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ [2] (c) Предложите путь решения проблемы сохранения природных ресурсов с учетом
сделанного вывода. __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ [1]
29
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответы
Балл Дополнительная
информация 1 A) Неравномерное распределение солнечного тепла
по поверхности Земли 1 2 2. Тип почвы – чернозем, каштановые
4.Типичные представители животного мира- мелкие
грызуны , корсак, дикий волк, сайгак 1 1
по 1 баллу за
полный ответ 3 (a) 1. Атмосфера, 2.Литосфера, 3 Биосфера 3 за каждый ответ по 1 баллу (b) Причины взаимодействия геосфер в
географической оболочке — это воздействие
энергии Солнца и внутренней энергии Земли 1 4 (a) Бразилия — II тип воспроизводства населения 1 (b) Австралийский Союз — I тип воспроизводства
населения 1 5 3 по 1 баллу за
каждый верно
построенный
столбик;
должны быть
учтены
математические
принципы
построения
столбчатой
диаграммы (b) социально-экономические условия жизни
людей/взаимоотношения в обществе и в семье/
положение женщины в обществе и др 1 принимается один
из вариантов
ответа, а также
принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса 6 (a) Определяет страну демографического взрыва
Определяет страну демографического
кризиса 11
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
естественный
прирост
30
ПРОЕКТ (b) С отрицательным или с положительным
значением естественного прироста 1 7 (a) Загрязнение нефтью, промышленными
отходами/ преднамеренная охота и случайная
поимка в рыбацкие сети 1 принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса (b) Нарушение пищевой цепи экосистемы, которое
может привести и к исчезновению и
вымиранию других предствителей
экосистемы Каспийского моря 2 (c) Запрет на охоту на этих млекопитающих
/ограничение промысла тюленей 1 8 (a) Естественный прирост населения –224 004
человек
Миграционный прирост населения — 330 000 человек
Общий прирост населения — 600 556 человек 1 11 (b) Увеличение численности населения за счет
миграционного потока,
привлекательная страна для мигрантов в
экономическом плане развития 1 1
принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса 9 (a) Расчитает по формуле ресурсообеспеченность
нефтью
расчитает по формуле ресурсообеспеченность
углем 1 1 (b) Сравнит полученные показатели
ресурсообеспеченности нефти и каменного
угля.
Делает вывод по показателям
ресурсообеспеченности нефти и каменного
угля. 1 1
какой показатель
ресурсообеспечнно
сти больше,а какой
меньше (c) снижение темпов добычи природного реурса,
развитие/применение альтернативных
источников энергии 1 принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса
Всего баллов 30
31
ПРОЕКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут
Количество баллов 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами. Обучающийся при ответе на задания,
требующие краткого ответа должен заполнить пустые места словами или предложениями.
При ответе на вопросы требующие развернутого ответа обучающийся дает полный
ответ и показывают логический порядок действии. В работе обучающегося оценивается его
умение излагать свою точку зрения, географические знания.
32
ПРОЕКТ
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел/подраздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Экономическая
географияСоциальноэкономические
ресурсы
8.5.2.1 С дополнительным охватом
казахстанского компонента оценивает важность
элементов экономической инфраструктуры на
основе их характеристики
Навыки
высокого
порядка
1 6 РО 5 4
7
Экономическая
географияОтраслевая и
территориальная
структура мирового
хозяйства
8.5.3.1 Классифицирует отрасли хозяйства:
добывающая и перерабатывающая отрасли,
сфера услуг
Применение 1 2 РО 4 3
8.5.3.2 С дополнительным охватом
казахстанского компонента характеризует
формы организации сельскохозяйственного и
промышленного производства, сферы услуг
Знание и
понимание
1 1 МВО 4 1
8.5.3.3 C дополнительным охватом 8
казахстанского компонента анализирует
факторы размещения сельскохозяйственного и
промышленного производства, сферы услуг
Навыки
высокого
порядка
1 7 РО 5 4
8.5.3.4 Характеризует по плану отрасли
мирового хозяйства Применение 1 3 КО 3 3
Страноведение с
основами
политической
географии- Страны
мира
8.6.1.1 Характеризует основные объекты
политической карты Применение 1 4 КО 3 3
15
8.6.1.2 Классифицирует страны мира по форме
правления и государственного устройства Применение 1 5 КО 4 4
8.6.1.3 Анализирует количественные и
качественние изменения на политической карте
Навыки
высокого
порядка
1 1
8 РО 6 4
8.6.1.4 Дает оценку политико — географического
положения стран
Навыки
высокого
порядка
1 9 РО 6 4
Итого 9 40 30 30
Примечание: * разделы, в которые можно вносить изменения
33
ПРОЕКТ
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «География»
1. Определите отрасль обрабатывающей промышленности. A) добыча нефти B) животноводство C) земледеление D) машиностроение E) транспорт [1]
2. Установите соответствие. 1 Добывающая А 2 Перерабатывающая В 3 Сфера услуг С [3]
3. Используя карту «Черная металлургия мира»: (a) Определите крупнейший центр черной металлургии Южной Америки. ___________________________________________________________________ [1] (b) Определите, в какие регионы мира экспортируется железная руда из Латинской Америки. ___________________________________________________________________ [2]
34
ПРОЕКТ
Карта «Черная металлургия мира»
http://sumkeshop.ru/konturnaya-karta-mira.html
4. Определите, каким объектом современной политической карты являются: (a) Французская Полинезия- ____________________________________________ [1] (b) Австралийский Союз- ______________________________________________ [1] (c) Польша-__________________________________________________________ [1]
5. Заполните таблицу.
Казахстан Великобритания
Форма правления
Государственное устройство [4]
6. Используя рисунок, охарактеризуйте элемент экономической непроизводственной
инфраструктуры.
35
ПРОЕКТ (a) Определите элемент экономической непроизводственной инфраструктуры. __________________________________________________________________ [1] (b) Опишите основную задачу данной экономической непроизводственной
инфраструктуры. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ [1] (c) Определите, как уровень развития данной инфраструктуры будет влиять на развитие
экономики. Приведите два аргумента.
1 аргумент _________________________________________________________ [1]
2 аргумент _________________________________________________________ [1]
7. Используя карту «Нефтяная промышленность Казахстана»: (a) Определите, в какой части страны состредоточена добыча нефти. __________________________________________________________________ [1] (b) Определите фактор размещения. ______________________________________ [1] (c) Определите, как данный фактор может способствовать развитию
нефтеперерабатывающей промышленности. Приведите два аргумента.
1 аргумент ________________________________________________________ [1]
2 аргумент ________________________________________________________ [1]
8. В 1991 году произошел распад Советского Союза. (a) Укажите количественное изменение на политической карте. __________________________________________________________________ [1] (b) Укажите качественное изменение на политической карте мира. _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ [1] (c) Объясните, к образованию какой региональной международной организации,
способстовали данные изменения на карте. Почему? _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ [2]
9. Используя тематические карты, охарактеризуйте политико – географическое положение
страны по вашему выбору.
Страна ___________________________ (a) Определите, как расположена страна по отношению к морям/океанам. ____________________________________________________________________ [1] (b) Определите соседствующие государства по отношению к стране. __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ [1] (c) Определите, положение страны по отношению к «горячим точкам» планеты. _____________________________________________________________________ [1] (d) Cделайте вывод о политико – географическом положении страны. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ [1]
36
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответы
Балл Дополнительная
информация 1 D) Машиностроение 1 2 1 – С 2 — В 3 — А 111 3 (a) город Волта – Редонда 1 ответ Бразилия
принимается (b) Западная Европа и Азия 2 по 1 баллу за
каждый ответ 4 (a) Французская Полинезия — заморский департамент
Франции, т. е. современная колония Франции 1 (b) Австралийский Союз – доминион Британского
Содружества 1 (c) Польша – независимое суверенное государство 1 5 Казахстан Великобритания
Форма
правления
Республика Монархия
Государственное
устройство
Унитарное Унитарное 4 по 1 баллу за
каждый ответ 6 (a) Здравоохранение 1 (b) Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья человека, поддержание
здоровой жизни и предоставление медицинской
помощи при ухудшении здоровья населению 1 (c) 1-аргумент здоровое население страны всех
возрастов 2-аргумент наличие здоровых качественных
трудовых ресурсов 11
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса 7 (a) На западе Казахстана 1 (b) Сырьевой фактор 1 (c) 1- аргумент: исключает перевозку больших объемов и
снижает расходы предприятий 2- аргумент: готовая продукция предприятий будет
более дешевой за счет снижения расходов на
доставку сырья. 1 1
принимаются другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса 8 (a) Вместо одного Советского Союза образовалось 15
государств 1 (b) Страны Советского Союза приобрели независимость 1 (с) Образовалось СНГ, призвано регулировать
международные отношения сотрудничества между
странами, ранее входившими в состав СССР. 1 1 9 (a) Определяет расположение страны по отношению к
морям/ океанам 1 имеет или не имеет
выхода в море/океан (b) Определяет соседствующие государства по
отношению к стране 1 (c) Определяет положение страны по отношению к
«горячим точкам» планеты 1 далеко или близко
расположено
37
ПРОЕКТ (d) Делает вывод о политико – географическом
положении страны 1 выгодное или не
выгодное
положение с учетом
ответов на вопросы (a), (b), (c).
Всего баллов 30
38

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь