ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР История Казахстана 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

СОР История Казахстана 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

36909
0

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
История Казахстана
6 класс
ЖОБА
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана»
для обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить
уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для
проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в
сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания
с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных
школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
ЖОБА
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………… 4
Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX веках»…………………………………………….. 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………… 8
Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков»………………………………… 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в XIII — первой половине XV
веках»………………………………………………………………………………………………………………………………….. 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа» ………….. 16
Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства»…………….. 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 23
Суммативное оценивание за раздел «Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»………… 23
Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков» ……………………. 27
3
ЖОБА
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX веках»
Тема Раннесредневековые государства на территории
Казахстана
Письменность древних тюрков
Цель обучения 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
6.2.3.1 Объяснять историческую важность древнетюркской
письменности
Критерий оценивания Обучающийся:
• Устанавливает соответствие государств с
правителями
• Определяет историческую важность
древнетюркской письменности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Установите соответствие государств с правителями.
Государства Правители 1 Тюргешский каганат А. Бумын 2 Западно-Тюркский каганат В. Шегу 3 Тюркский каганат С. Сулу
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами 1- 2- 3-
Объясните особенности развития тюркских государств
123
2. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Самым крупным образцом тюркского рунического письма являются памятники в
бассейнах рек Орхон и Енисей. По месту находки памятников это письмо стали называть
«орхоноенисейским». Наиболее известны из них стелы в честь Бильгекагана и его брата,
полководца Культегина, а также стела советника каганов Тоньюкока.
В документах подчеркивается, что все, написанное на «вечном камне», высечено для
того, чтобы тюркский народ знал, чего ему следует опасаться, а чему следовать. Хвала и
упрек прежним и нынешним поколениям, постоянные призывы к слушателям делают
повествование эмоциональным. «Начертавшим на вечном камне» «слово и речь» своего
кагана, был историограф царствующей династии Йоллыгтегин. Йоллыгтегин первый
4
ЖОБА
названный по имени автор в истории тюркоязычной литературы.
Какие памятники древнетюркской письменности вы знаете?
Какую информацию о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства
предоставляют «Орхонские письмена»?
Почему памятник Культегина имеет важность в современный период? Привидите 2
аргумента.
5
ЖОБА
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Устанавливает соответствие
государств с правителями 1 определяет правителя Тюргешского
каганата; 1
определяет правителя Западно-Тюркского
каганата; 1
определяет правителя Тюрского каганата; 1
объясняет 1-ую особенность развития
тюркских государств; 1
объясняет 2-ую особенность развития
тюркских государств; 1
объясняет 3-ью особенность развития
тюркских государств; 1
Определяет историческую
важность древнетюркской
письменности 2 называет памятники древнетюркской
письменности; 1
описывает политику Бильге кагана и
Культегина по укреплению тюрского
государства; 1
приводит 1 аргумент, раскрывающий
важность тюркской письменности в
современный период; 1
приводит 2 аргумент, раскрывающий
важность тюркской письменности в
современный период. 1
Всего баллов 10
6
ЖОБА
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в VI – IX веках»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Устанавливает
соответствие государств с
правителями
Затрудняется при установлении
соответствия государств с
правителям
Допускает ошибки при
осуществлении соответствия (Тюргеш/Западно-тюркский/Тюрк)
государств с правителями
Устанавливает соответствие между
государствами и правителями
Определяет историческую
важность древнетюркской
письменности
Затрудняется при определении
исторической важности
древнетюркской письменности
Допускает ошибки при
определении исторической
важности древнетюркской
письменности, отвечая на 1/2/3
вопрос
Определяет историческую важность
древнетюркской письменности
7
ЖОБА
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков»
Тема Политические процессы на территории Казахстана в X –
начале XІІІ веков.
Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана
Материальная и духовная культура тюрков
Цель обучения 6.2.2.4 Объяснять историческую значимость трудов М.
Кашгари, Ю. Баласагуни и А. Яссауи для описания
общества тюркского периода 6.3.1.3 Объяснять особенности развития тюркских
государств в Х – начале ХІІІ веков, выявляя их сходства
и различия 6.4.2.1. Определять роль Великого Шелкового пути в
развитии международных отношений
Критерий оценивания Обучающийся
• Раскрывает историческую ценность работ
М.Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании
тюркского общества
• Выявляет сходства и различия тюркских государств
Х – начале ХІІІ веков
• Определяет влияние Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Заполните таблицу.
Ученые Труды Ценность трудов
М.Кашгари
Ж.Баласагуни
А.Яссауи
2. Заполните диаграмму Венна. Найдите сходства и различия государства Огузов и
Кимакского каганата.
Огузское государство Кимакский каганат
8
ЖОБА 3. Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие ремесел?
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие торговли?
Как Великий шелковый путь повлиял на развитие строительства?
9
ЖОБА
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор
Обучающийся Балл
Раскрывает историческую
ценность работ М. Кашгари,
Ж. Баласагуни и А.Яссауи в
описании тюркского
общества 1 называет произведение М. Кашгари; 1
приводит аргумент, раскрывающий ценность
труда М. Кашгари; 1
называет произведение Ж. Баласагуни; 1
приводит аргумент, раскрывающий ценность
труда Ж. Баласагуни; 1
называет произведение А.Яссауи; 1
приводит аргумент, раскрывающий ценность
труда А.Яссауи; 1
Выявляет сходства и
различия тюркских
государств Х – начале ХІІІ
веков 2 называет различия и сходства Огузского и
Кимакского государств; 1
Определяет влияние
Великого Шелкового пути
на развитие средневековых
городов на территории
Казахстана 3 приводит пример влияния Великого Шелкового
пути на развитие ремесел; 1
приводит пример влияния Великого Шелкового
пути на развитие торговли; 1
приводит пример влияния Великого Шелкового
пути на развитие строительства. 1
Всего баллов 10
10
ЖОБА
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Казахстан в X – начале XІІІ веков»
ФИО Обучающийся ________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает историческую
ценность работ М. Кашгари,
Ж. Баласагуни и А.Яссауи в
описании тюркского
общества
Затрудняется описывать
историческую ценность работ М.
Кашгари, Ю. Баласагуни и
А.Яссауи в описании тюркского
общества
Допускает ошибки при описании
исторической ценности работ М.
Кашгари, Ю. Баласагуни и А.Яссауи в
описании тюркского общества
Описывает историческую ценность
работ М. Кашгари, Ю. Баласагуни и
А.Яссауи в описании тюркского
общества
Выявляет сходства и
различия тюркских
государств в Х – начале ХІІІ
веков
Затрудняется в определении
сходства и различия тюркских
государств в Х – начале ХІІІ веков
Допускает ошибки при выявлении
сходства и различия тюркских
государств в Х – начале ХІІІ веков
Выявляет сходства и различия
развития тюркских государств в Х –
начале ХІІІ веков
Определяет влияние
Великого Шелкового пути на
развитие средневековых
городов на территории
Казахстана
Затрудняется определить влияние
Великого Шелкового пути на
развитие городской культуры
Допускает ошибки при определении 1/2/3 влияния Великого Шелкового
пути на развитие городской культуры
Определяет влияние Великого
Шелкового пути на развитие
средневековых городов на
территории Казахстана
11
ЖОБА
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в XIII — первой половине XV веках»
Тема Образование монгольской империи
Последствия монгольского завоевания
Могулистан. Ханство Абулхаир хана
Цель обучения
6.2.2.3Характеризовать достижения кочевников в военном
искусстве
6.4.1.2 Определять особенности хозяйственной жизни
кочевников
6.3.2.5 Объяснять внешнюю политику государств,
образованных в XIII – XV веках на территории Казахстана,
определяя взаимосвязи между историческими событиями
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает достижения кочевников в военном
искусстве
• Используя источники, выявляет особенности
хозяйственной жизни кочевников
• Описывает внешнюю политику Могулистана.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Ответьте на вопросы.
Опишите личные качества монгольского воина
Охарактеризуйте особенности структуры монгольской армии
Назовите преимущества монгольской армии
2. Используя сведения из исторических источников, назовите не менее трех особенностей
хозяйственной жизни кочевников.
Г. Рубрук.
«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса. И они делают подобные жилища
настолько большими, что те имеют, иногда 30 футов в ширину…Я насчитал у одной
повозки 22 быка, тянувших дом… Ось повозки была величиной с мачту корабля»
12
ЖОБА
П. Карпини.
«Они (кипчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми… Кочевники
Казахстана не были чистыми кочевниками, в основном сеяли просо, а также пшеницу и
ячмень» 123
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В 70-80-е гг. XIV в. против Могулистана эмир Тимур совершил около десятка грабительских
набегов. К концу 80-х гг. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды
против Тимура. В ответ на объединение сил против него Тимур предпринял два наиболее
тяжелых для коренного населения Казахстана по своим последствиям грабительских похода: в
1389 г. — в Могулистан и в 1390-1391 гг. — в Ак Орду и Золотую Орду. В результате
изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хан
Могулистана Кызыр-кожа (1380-1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой
половине XV в. усилилась раздробленность, и тимуриды продолжали притязать на Семиречье и
Кашгарию. Положение упрочилось при сыне Кызыр-кожи Мухаммед хане (1408-1416). При нем
Могулистан стал независимым от Тимуридов, удалось вернуть земли в долинах р. Чу и Таласа. В
первой половине XV в. на восточные рубежи Могулистана начались набеги ойратов — западной
части монголов (в среднеазиатских источниках они назывались — калмаками). Борьбу с ними
организовал Уаис-хан (1418-1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в г.
Илибалык в Семиречье.
Какими были взаимоотношения Могулистана с соседними государствами и племенами? 12
Опишите характер взаимоотношений с соседними государствами и племенами. 12
13
ЖОБА
Критерий оценивания №
Задания
Дескриптор
Обучающийся
Балл
Описывает достижения
кочевников в военном
искусстве
1 приводит примеры физической
выносливости монгольского воина; 1
называет структуру монгольской армии; 1
называет особенности монгольской
армии; 1
Используя источники выявляет
особенности хозяйственной
жизни кочевников
2 называет 1-ую особенность
хозяйственной жизни кочевников; 1
называет 2-ую особенность
хозяйственной жизни кочевников; 1
называет 3-ью особенность
хозяйственной жизни кочевников; 1
Описывает внешнюю политику
Могулистана
3 называет 1-ое соседнее государство, с
которым взаимодействует Могулистан; 1
называет 2-ое соседнее государство, с
которым взаимодействует Могулистан; 1
описывает характер взаимодействия с 1
государством; 1
описывает характер взаимодействия с 2
государством. 1
Всего баллов 10
14
ЖОБА
Рубрика для предоставления родителям информации о результате
суммативного оценивания по теме «Казахстан в XIII — первой половине XV веков»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает достижения
кочевников в военном
Искусстве
Затрудняется в описании достижений
кочевников в военном искусстве
Допускает ошибки в описании достижений
кочевников в военном искусстве, отвечая
на 1/2/3 вопросы
Описывает достижения кочевников в
военном искусстве
Используя источники, выявляет
особенности хозяйственной
жизни кочевников
Затрудняется использовать источники
при выявлении особенностей
хозяйственной жизни
кочевников
Допускает ошибки при использовании
источников для выявления 1/2/3
особенность хозяйственной жизни
кочевников
Используя источники, выявляет
особенности хозяйственной жизни
кочевников
Описывает внешнюю политику
Могулистана
Затрудняется при описании внешней
политики Могулистана
Допускает ошибки при описании внешней
политики Могулистана, отвечая на 1 / 2
вопросы
Описывает внешнюю политику
Могулистана
15
ЖОБА
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа»
Тема Завершение процесса формирования казахского народа
Цели обучения 6.1.1.3 Определять основные периоды формирования
Казахского народа, устанавливая связи между
историческими событиями древности и средневековья
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет связь между историческими событиями
древности и средневековья в ходе формирования
казахского народа
• Обозначает на контурной карте территории
расселения племен жузов
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Охарактеризуйте основные этапы формирования казахской народности. Сделайте вывод.
2.
Обозначьте на контурной карте территории расселения племен Старшего, Среднего,
Младшего жузов.
Период
образования
племенных
союзов
Тюркский
период
Период
монгольских
завоеваний
Вывод:
16
ЖОБА
3. Какие роды входили в состав:
Старшего жуза_________________________________________________________________
Среднего жуза_________________________________________________________________
Младшего жуза________________________________________________________________
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор
Обучающийся Балл
Объясняет связь между
историческими
событиями древности и
средневековья в ходе
формирования казахского
народа 1 называет племена, которые легли в основу
формирования казахского народа; 1
называет тюркские племена, которые легли в
основу формирования казахского народа; 1
описывает влияние монгольского нашествия на
формирование казахского народа; 1
делает вывод; 1
Обозначает на контурной
карте территории
расселения племен жузов 2 отмечает на карте территорию Старшего жуза; 1
отмечает на карте территорию Среднего жуза; 1
отмечает на карте территорию Младшего жуза; 1 3 называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза; 1
называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза; 1
называет племена, вошедшие в состав Старшего
жуза. 1
Всего баллов 10
17
ЖОБА
Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания
по разделу «Формирование казахского народа»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет связь между
историческими событиями
древности и средневековья в
ходе формирования
казахского народа
Затрудняется при объяснении связи
между историческими событиями
древности и средневековья в ходе
формирования
Допускает ошибки при
объяснении связи между
историческими событиями
древности и средневековья в
ходе формирования
Объясняет связь между
историческими событиями
древности и средневековья в
ходе формирования
Обозначает на контурной
карте территории расселения
племен жузов
Затрудняется в определении
территории жузов на контурной карте
Допускает ошибки при
определении территории
старшего/среднего/младшего
жузов на контурной карте
Определяет на контурной карте
территории жузов
18
ЖОБА
Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства»
Тема Образование Казахского ханства
Цель обучения 6.2.3.4 Объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи
Рашиди»
6.3.1.9 Определять историческое значение образования
Казахского ханства
6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерий оценивания Обучающийся
• На основе источника делает вывод о значении труда
М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»
• Определяет влияние образования Казахского ханства
на все сферы жизни общества
• Раскрывает роль Керея и Жанибек в укреплении
государства
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте отрывок из труда «Тарих-и рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати и
ответьте на вопросы.
Когда Абулхайр хан полностью подчинил себе Дешти Кипчак, некоторые султаны
джучидской династии предусмотрительности почуяли надвигающейся беды с его стороны
и решили предотвратить ее. И [с этой целью] несколько султанов — Керей хан, Джанибек
султан и им подобные с немногочисленным количеством людей, бежав от Абулхайр хана,
прибыли в Могулистан.
«Тарихи рашиди». Мирза Мухаммад Хайдар.
Определите не менее трех фактов из источника. 1._____________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________
2. Раскройте историческое значение образования Казахского ханства, определив
влияние этого процесса на все сферы жизни общества.
19
ЖОБА
3. Приведите не менее двух фактов, связанных с историческими личностями Керей и
Жанибек. Сделайте вывод о роли казахских ханов в укреплении государства
Факты 1._____________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________
События ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Культура
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Экономика
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Социальная сфера
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Политика
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Образование
Казахского
ханства
20
ЖОБА
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор
Обучающийся Балл
На основе источника
делает вывод о значении
труда М.Х. Дулати
«Тарихи Рашиди» 1 приводит 1 факт из источника; 1
приводит 2 факт из источника; 1
приводит 3 факт из источника; 1
Определяет влияние
образования Казахского
ханства на все сферы
жизни общества 2 приводит пример влияния образования
Казахского ханства на политическое
положение; 1
приводит пример влияния образования
Казахского ханства на экономическое
развитие; 1
приводит пример влияния образования
Казахского ханства на социальное
положение; 1
приводит пример влияния образования
Казахского ханства на культурное развитие; 1
Раскрывает роль Керея и
Жанибека в укреплении
государства 3 приводит 1 факт, связанный с
деятельностью Жанибека и Керея; 1
приводит 2 факт, связанный с
деятельностью Жанибека и Керея; 1
называет событие, связанное с
деятельностью Жанибека и Керея; 1
Всего баллов 10
21
ЖОБА
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Образование единого Казахского государства»
ФИО обучающегося________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает исторические
события образования Казахского
ханства
Затрудняется описать
исторические события
образования Казахского ханства
Допускает ошибки в описании 1/2/3 исторических событий
образования Казахского ханства
Описывает исторические
события образования
Казахского ханства
Определяет влияние образования
Казахского ханства на все сферы
жизни общества
Затрудняется определить
влияние образования Казахского
ханства на все сферы жизни
общества
Допускает ошибки при
определении влияния
образования Казахского ханства
на все сферы жизни общества
Определяет влияние
образования Казахского
ханства на все сферы жизни
общества
Определяет роль Керея и
Жанибек в укреплении
ггосударства
Затрудняется определить
историческую ценность
деятельности Керея и Жанибека
Допускает ошибки в
определении исторической
ценности деятельности Керея и
Жанибека
Определяет роль Керея и
Жанибека в укреплении
государства
22
ЖОБА
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»
Тема Укрепление единства Казахского ханства при Есим хане
Общественно-правовая система казахов при Тауке хане
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
6.3.1.11 Характеризовать деятельность султанов, биев,
батыров, жырау в общественно-политической жизни
государства
Критерий оценивания Обучающийся:
• Определяет роль социальных групп в Казахском
ханстве
• Определяет роль Тауке хана в укреплении
государства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Соотнесите названия с определениями. 1 Султан A это звание присваивалось своему
национальному герою только народом. В знак
особенного предпочтения, некоторые
казахские роды называются именами своих
предков 2 Батыр B представитель определенного жанра
казахского исторического поэтического
творчества 3
Би C это звание знати в Казахском ханстве, чаще
всего были правителями отдельного рода или
племени 4
Жырау D они обладали знаниями истории народа, его
быта, обычаев и традиций, отличались
мудростью и красноречием
Ответы: 1 2 3 4
2. Прочитайте текст. Определите роль Тауке хана в укреплении внутренней и внешней
политики Казахского ханства.
Казахское ханство сумело окрепнуть при хане Тауке, который на исходе XYII и в начале
XYIII веков, удачно объединив свои силы с силами кыргыз и каракалпаков, поставил
23
ЖОБА
довольно надежный заслон злобному натиску калмаков. Известен факт: когда в 1680 году
джунгары бесчинствовали на юге Казахстана, лишь один Туркестан, защищаемый Таукеханом, остался нетронутым. Но целиком пресечь агрессию ойратов он был не в силах. Это и
явилось причиной опустошения южных районов Казахстана, подпавших под джунгарское иго.
Остановить вражеское нашествие в условиях непрекращающихся междоусобиц чингизидов в
самом Казахстане, сложных отношений со среднеазиатскими государствами было и
невозможно. И Тауке хан железной рукой принялся наводить порядок в собственном
владении. При Тауке увидел свет свод норм обычного права «Жеты Жаргы», который заложил
основы наиболее целесообразного в ту пору государственного устройства и правопорядка.
Тауке сумел преодолеть распри аристократов, объединить народ, значительно подняв
удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму политическую и экономическую
обстановку в своем государстве, наладил добрососедские отношения — с соседними
государствами.
Какой вклад внес Тауке хан в стабилизацию внутреннего положения Казахского ханства?
Приведите не менее трех фактов. ____________________________________________________________________________
Какова роль Тауке хана в укреплении внешних границ Казахского ханства?
Приведите не менее трех фактов.
24
ЖОБА
Критерий ощценивания Дескриптор
Обучающийся
Балл

задания
Определяет роль социальных
групп в Казахском ханстве
1
определяет роль батыров в казахском
обществе; 1
определяет роль биев в казахском
обществе; 1
определяет роль султанов в казахском
обществе; 1
определяет роль жырау в казахском
обществе; 1
Определяет роль Тауке хана в
укреплении государства
2
приводит 1 факт, подтвержающий роль
Тауке хана в укреплении внутренней
политики; 1
приводит 2 факт, подтвержающий роль
Тауке хана в укреплении внутренней
политики; 1
приводит 3 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внутренней
политики; 1
приводит 1 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики; 1
приводит 2 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики; 1
приводит 3 факт, подтверждающий роль
Тауке хана в укреплении внешней
политики. 1
Всего баллов 10
25
ЖОБА
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Соотносит роль
социальных групп в
Казахском ханстве
Затрудняется соотносить роль
социальных групп в Казахском
ханстве
Допускает ошибки в соотнесении
ролей социальных групп в
Казахском ханстве
Соотносит роль социальных
групп в Казахском ханстве
Определяет роль
казахских ханов в
укреплении государства
Затрудняется определить роль
казахских ханов в укреплении
государства
Допускает ошибки при
определении роли казахских
ханов в укреплении государства
Определяет роль казахских
ханов в укреплении государства
26
ЖОБА
Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков»
Тема Духовная культура казахов в XVI – XVII веках
Материальная культура казахов в XVI – XVII веках
Традиционное хозяйство казахов
Цель обучения 6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников 6.2.2.5 Описывать достижения кочевников в прикладном
искусстве 6.4.1.2 Определять особенности хозяйственной жизни
кочевников
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет значимость произведений литературы как
исторических источников
• Описывает предметы материальной культуры
кочевников
• Определяет особенности традиционного хозяйства
кочевников
Уровень мыслительных
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
1. Какую историческую информацию мы можем извлечь из данных произведений
Куй «Аксак кулан» _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Жыр «Кобланды батыр» _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Труд «Тарих-и-Рашиди» _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
2. Опишите предметы материальной культуры казахов XVI – XVII вв.
27
ЖОБА
3. Заполните таблицу.
Суть обычаев
«Тасаттык» «Сүйінші» «Асар»
28
ЖОБА
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Определяет значимость
произведений литературы
как исторических
источников 1 Обучающийся
определяет историческую информацию из куй
«Аксак кулан»; 1
определяет историческую информацию из жыр
«Кобланды батыр»; 1
определяет историческую информацию из труда
«Тарихи-и-Рашиди»; 1
Описывает предметы
материальной культуры
кочевников 2 описывает национальные одежды казахов; 1
описывает жилища казахов; 1
описывает предметы домашнего обихода
кочевников; 1
описывает оружия казахских батыров. 1
Определяет особенности
традиционного хозяйства
кочевников 3 объясняет суть обычая «тасаттык»; 1
объясняет обычая «сүйінші»; 1
объясняет обычая «асар». 1
Всего баллов 10
29
ЖОБА
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел «Экономика и культура XVI – XVII веков»
ФИО обучающегося ____________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижентй
Низкий Средний Высокий
Определяет значимость
произведений литературы
как исторических
источников
Затрудняется определить
значимость произведений
литературы как исторических
источников
Допускает ошибки при определении
значимости произведений
литературы (Аксак кулан/
Кобыланды батыр/Тарихи Рашиди)
как исторических источников
Определяет значимость
произведений литературы
как исторических
источников
Описывает предметы
материальной культуры
кочевников
Затрудняется описать предметы
материальной культуры
кочевников
Допускает ошибки при описании
предметов материальной культуры (одежды/жилища/ предметы
домашнего обихода/оружия)
кочевников
Описывает предметы
материальной культуры
кочевников
Определяет особенности
традиционного хозяйства
кочевников
Затрудняется определить виды
хозяйственной деятельности
кочевников
Допускает ошибки при определении
видов хозяйственной деятельности
кочевников
Определяет виды
хозяйственной деятельности
кочевников
30
ЖОБА
31

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь