ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Русская литература (с русским языком обучения) 8 класс Сборник заданий формативного...

ФО Русская литература (с русским языком обучения) 8 класс Сборник заданий формативного оценивания

505
0

Сборник заданий
формативного оценивания
Русская литература
(с русским языком обучения)
8 класс
ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел «Дети и взрослые»………………………………………………………………………………………………………………. 4
2 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………… 8
Раздел «Любовь и честь» ……………………………………………………………………………………………………………….. 8
3 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 20
Раздел «Сатира и юмор»………………………………………………………………………………………………………………. 20
4 четверть ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 27
Раздел «Мечты и реальность» ………………………………………………………………………………………………………. 27
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел «Дети и взрослые»
Раздел/Тема Дети и взрослые Н.А. Некрасов «Школьник»
Цель обучения 8.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая
свое мнение о проблематике
Критерий оценивания Обучающийся:
• Определяет тему и идею произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитай стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник». Выдели ключевые слова и
словосочетания и определи тему и идею стихотворения.
Школьник
Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый,
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Николай Некрасов
Дескриптор Обучающийся: — выписывает ключевые слова; — определяет тему стихотворения — аргументирует свой выбор; — формулирует идею стихотворения, аргументирует свой выбор; — определяет проблему стихотворения; — приводит аргументы в доказательство своего мнения; — приводит примеры, подтверждающие аргументацию.
4
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Дети и взрослые
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
Цель обучения 8.1.1.1 Понимать термины: романтизм и реализм как
литературные направления, исторический образ
(персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ,
психологический параллелизм, афоризм, эпиграф,
прототип, автобиографизм
Критерий оценивания Обучающийся:
• Соотносит термин с содержанием текста
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание
Запишите в таблицу примеры из текста стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети», сделайте вывод о его принадлежности к определенному литературному
направлению (реализм).
Дайте определение термину:____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Признаки литературного направления Примеры из текста
Влияние социальной среды на духовный
мир героя, формирование его характера.
Отражение социальной несправедливости
Общественно-историческая обстановка
Открытая авторская оценка
Вывод: литературное направление
Дескриптор Обучающийся: — отмечает признаки реализма в тексте; — находит в тексте соответствующие примеры; — заполняет таблицу в соответствии с требованиями; — дает определение термину; литературного; направления.
Раздел/Тема Дети и взрослые
В. Распутин. «Уроки французского»
Цель обучения 8.1.4.1 Составлять сложный цитатный план
Критерий оценивания Обучающийся:
Составляет сложный план
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте сложный цитатный план к рассказу В. Распутина «Уроки французского».
Дескриптор Обучающийся: — делит текст рассказа на смысловые части; — выделяет и называет отдельные этапы в повествовании о герое
рассказа; — определяет микротемы отрывков и называет части текста; — оформляет план в соответствии с нормами языка.
5
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Дети и взрослые
Ч. Айтматов. «Белый пароход»
Цель обучения 8.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять значение вставных эпизодов
Критерий оценивания Обучающийся:
• Выделяет в тексте элементы композиции
• Объясняет значение вставных элементов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Определите, как соотносятся реальный, сказочный и мифологический миры в композиции
повести «Белый пароход» Ч. Айтматова. Отразите в схеме, какие эпизоды повести
описывают их и что их объединяет.
Дескриптор Обучающийся: — делит текст повести на композиционные отрывки; — выделяет и называет отдельные этапы в повествовании; — определяет роль каждого композиционного отрывка; — составляет схему, отражающую соотношение сказочного, реального
и мифологического мира в произведении.
Сказочный мир
Мифологический Реальный мир
мир
6
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Дети и взрослые
Ч. Айтматов. «Белый пароход»
Цель обучения 8.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая
свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев,
позицию автора
Критерий оценивания Обучающийся:
• Участвует в обсуждении произведения, отстаивает
свою точку зрения, оценивает поведение, поступки
героев, позицию автора
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Дайте аргументированные, развернутые ответы на вопросы:
Что же победило в повести, добро или зло?
Кто из героев является воплощением зла и добра? Почему вы так считаете?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Дайте оценку поступкам героев произведения.
Выразите свое отношение к героям, приведите аргументы в доказательство.
Дескриптор Обучающийся: — определяет основных героев произведения; — дает оценку поступкам героев; — выражает свое отношение к поведению героя и его системе
ценностей; — использует факты для доказательства своего мнения; — делает выводы о характере персонажей и позиции автора
произведения; — определяет позицию автора.
7
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел «Любовь и честь»
Раздел/Тема Любовь и честь
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Цель обучения 8.1.2.1 Понимать художественное произведение,
критически осмысливая; различать открытую и скрытую
(подтекст) информацию
Критерий оценивания Обучающийся:
• Выделяет в тексте открытую и скрытую (подтекст)
информацию, критически осмысливает ее
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание — Прочитайте сказку об орле и вороне. Объясните, как ее содержание связано со всей
повестью. — Докажите свою позицию, используя цитаты из текста.
Орел и ворон
Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом
свете 300 лет, а я всего-на-все только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай
попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую
лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул
другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью,
лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», Сказка об орле и вороне.
Дескриптор Обучающийся: — читает сказку об орле и вороне, соблюдая интонацию и темп речи; — выделяет в тексте открытую информацию; — выделяет в тексте фразы, содержащие недосказанность и скрытый
смысл; — проводит параллели между героями сказки и героями повести; — приводит цитаты из текста в доказательство своей позиции.
8
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Любовь и честь
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Цель обучения 8.2.1.1 Определять жанр и его признаки (трагедия,
комедия, поэма)
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет жанр и его признаки
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Определите, какие из отличительных признаков трагедии представлены в этом отрывке
пьесы. Приведите примеры и прокомментируйте.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Верона и Мантуя
ACT I — АКТ II ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРОЛОГ
Входит ХОР
Хор. Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле,
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
Помилостивей к слабостям пера —
Их сгладить постарается игра.
(Уходит.)
СЦЕНА II
Улица
Входят КАПУЛЕТТИ, ПАРИС и СЛУГА
Капулетти. Монтекки и меня оштрафовали.
А разве трудно было б жить в ладу?
Парис. Да, это странно. Два почтенных старца —
И почему-то вечно на ножах.
Однако вы мне не дали ответа.
Капулетти. Я повторю, что я уже сказал:
Ведь дочь моя совсем еще ребенок,
Ей нет еще четырнадцати лет.(11*)
Еще повремените два годочка,
И мы невестою объявим дочку.
Парис. Вступают в брак моложе, чем она.
Капулетти. Но эта зрелость ранняя вредна.
9
ПРОЕКТ
Мои надежды пожрала могила,
И небо только дочь мне сохранило.
Столкуйтесь с нею, дорогой Парис, —
Вот все, что надо, чтобы мы сошлись.
Узнайте наперед ее желанья,
А я благословляю вас заране.
Сегодня вечером у нас прием —
Мы ежегодный праздник задаем.
Тут соберется множество народа.
Мы будем рады вашему приходу.
Вы попадете на богатый съезд,
Как звезды ночи, блещущих невест
И будете свидетелем веселья,
Подобного разливу вод в апреле,
Когда вас окружит их хоровод
И вы очутитесь среди красот,
Решите вы, какая с большей силой
Воображенье ваше поразила.
Без права на такую похвалу
Дочь будет тоже ночью на балу.
Пойдемте, граф.
(СЛУГЕ, отдавая ему записку.)
А ты, мошенник низкий,
Всех приглашенных обойди по списку.
Скажи гостям, чье имя здесь стоит,
Что вход для них широко к нам открыт.
КАПУЛЕТТИ и ПАРИС уходят.
Слуга. «Обойди по списку, обойди по списку»! А кто поймет этот список?
А может, тут написано, что дело сапожника — аршин, а дело портного — колодка.
«Обойди по списку»! А может, тут написано, что рыбу ловят кистью, а крыши красят
неводами.
«Скажи гостям, чье имя здесь стоит»! А ты мне скажи, чье здесь стоит имя?
Для этого есть которые умеющие. Да вот они! Легки на помине.
Входят БЕНВОЛИО и РОМЕО
Дескриптор Обучающийся — называет признаки трагедии; — комментирует признаки, подтверждает цитатами из текста; — делает вывод о жанре произведения на основе указанных признаков.
10
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Любовь и честь
Лирика поэтов 19 века. М.Ю. Лермонтов. «Из-под
таинственной холодной полумаски»
Цель обучения 8.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая
свое мнение о проблематике
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Критерий оценивания Обучающийся:
• Формулирует тему и идею произведения;
• Комментирует проблематику произведения.
Задание
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной
полумаски», определите тему и идею произведения. Назовите проблемы, являющиеся
сквозными для лирики поэта.
ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Читать полностью: http://www.foreverlove.ru/stihi_lermontova_o_ljubvi.html
Дескриптор Обучающийся — читает текст стихотворения, соблюдая интонацию и темп речи; — формулирует тему произведения; — формулирует идею произведения; — соотносит название произведения с темой или идеей; — формулирует проблематику произведения; — приводит аргументы в доказательство своего мнения; — приводит примеры, подтверждающие аргументацию.
11
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Любовь и честь
О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»
Цель обучения 8.2.9.1 Писать творческие работы (письмо литературному
герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его
поступкам, используя изобразительные средства
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает творческие работы различных жанров
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Напишите сценарий ключевой сцены фильма об акыне Смете или напишите письмо
старцу Азербаю, в котором выразите свое отношение к его решению.
Последнее слово акына Смета
Олжас Сулейменов
(19 век)
Смет украл красивую молодую жену акына Азербая. Говорят, что до этого между ними
была любовь. Их догнали. Азербай должен был решить их судьбу.
Спеленатого арканом Смета сбросили у двери юрты. Он с трудом поднялся на ноги.
Ухмыляющийся Алибек в двух местах рванул ножом, и аркан кольцами упал на землю.
Смет поглядел вниз на аркан и отшвырнул ногой.
Мокрые от пота кони, всхрапывая, выискивали остатки травы возле юрты.
Смет, потирая затекшие руки, глядел на черный прямоугольник двери. И тихо пел
последние слова:
«…Что гляделся в озеро рябое
от ветров холодных, —
не жалею.
Что не избегал любой работы,
засыпал голодным, —
не жалею.
Что делился с добрым
полной чашей,
а с недобрым —
чаще,
не жалею.
Что утрами умывался сажей,
а ночами — снегом,
не жалею.
Масла мне в дорогу не сбивала
тихая подруга,
не жалею.
Что мечта о друге не сбывалась
долгими ночами,
не жалею.
Не качал я сына на колене,
не ласкал ладонью,
не жалею.
Говорят, что счастье мчит оленем,
не догнать на чалом,
не жалею.
У любой скалы меня встречала
смерть кривым кинжалом,
12
ПРОЕКТ
не жалею.
Об одном я только пожалею,
что судьбу не повторить сначала.
Об одном я только пожалею,
что уйду, как ветерок по лицам,
что уже ничем не заболею,
что уже тоске не повториться.
Об одном я только пожалею,
сном последним в травах засыпая,
что не знал я никого милее
женщины поэта Азербая».
Он пропел это одним дыханием, не напрягаясь и не торопясь. Его плечи и голова еще
отчетливо печатались на мрачном небе.
Днем он был некрасив, его образу не хватало голоса.
И я вспомнил, что во всех встречах с ним мы видели, но ни разу не слышали его. Резко
отошел полог, вышел маленький седой Азербай. — Алибек! — позвал он сына. — Я здесь, отец. — Дай двух коней, пусть уходят. — Отец!.. — Пусть уходят с миром.
Из-за спины Азербая выскользнула, закрыв лицо шалью, Баян. Смет схватил узду своего
чалого, подсадил Баян. Поймал коня Алибека, вскочил и, ударив каблуками, они ушли в
черную степь. — Отец! — Алибек яростно плакал, опустившись на корточки. — Тогда слушай, сын. И вы слушайте. Мужчина Смет опозорил меня. Но поэт Смет
продолжит славу Азербая. Мясо готово? — Уже поспело, ата! — звонко откликнулась молодка в белом жаулыке. — Кто голоден, пусть войдет, — и великий старик скрылся в юрте…
Дескриптор Обучающийся — определяет ключевую сцену; — пишет сценарий или письмо в соответствии с их признаками; — соблюдает структуру сценария или письма; — раскрывает тему, идею произведения; — формулирует проблематику произведения; — приводит аргументы в доказательство своего мнения.
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Любовь и честь
Цель обучения 8.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства
Критерий оценивания Обучающийся:
• Сравнивает художественное произведение с
произведениями других видов искусства
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте сцену объяснения в любви из трагедии «Ромео и Джульетта» и сопоставьте ее
со сценой из фильма Франко Дзеффирелли. Сделайте вывод – смог ли режиссер сохранить
в фильме идею пьесы, написанной Шекспиром?
Ромео и Джульетта (Сцена на балконе)
Sophie Hope 31 июля 2012 г. 18:57:57
Входит Ромео.
Ромео:
Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною.
На балконе показывается Джульетта.
Оставь служить богине чистоты.
Плат девственницы жалок
и невзрачен.
Он не к лицу тебе. Сними его.
О, милая! О, жизнь моя! О, радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Губами шевелит, но слов не слышно.
Пустое, существует взглядов речь!
О, как я глуп! С ней говорят другие.
Две самых ярких звездочки, спеша
По делу с неба отлучиться, просят
Ее глаза покамест посверкать.
Ах, если бы глаза ее на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянье птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на ее руке перчаткой,
Перчаткой на руке!
Джульетта:
О горе мне!
Ромео:
Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
14
ПРОЕКТ
Ты реешь, как крылатый вестник неба
Вверху, на недоступной высоте,
Над изумленною толпой народа,
Которая следит за ним с земли.
Джульетта:
Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.
Ромео:
Прислушиваться дальше иль ответить?
Джульетта:
Лишь это имя мне желает зла.
Ты б был собой, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен!
Ромео:
О, по рукам! Теперь я твой избранник!
Я новое крещение приму,
Чтоб только называться по-другому.
Джульетта:
Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
Ромео:
Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.
Джульетта:
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ты не Ромео? Не Монтекки ты?
Ромео:
Ни тот, ни этот: имена запретны.
Джульетта:
Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда б тебя нашли мои родные.
Ромео:
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все,
И потому — что мне твои родные!
15
ПРОЕКТ
Джульетта:
Они тебя увидят и убьют.
Ромео:
Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.
Взгляни с балкона дружелюбней вниз,
И это будет мне от них кольчугой.
Джульетта:
Не попадись им только на глаза!
Ромео:
Меня плащом укроет ночь. Была бы
Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,
Предпочитаю смерть от их ударов,
Чем долгий век без нежности твоей.
Джульетта:
Кто показал тебе сюда дорогу?
Ромео:
Ее нашла любовь. Я не моряк,
Но если б ты была на крае света,
Не медля мига, я бы, не страшась,
Пустился в море за таким товаром.
Джульетта:
Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь «да». Но ты не торопись.
Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер
Пренебрегает клятвами любви.
Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.
Я легковерной, может быть, кажусь?
Ну ладно, я исправлю впечатленье
И откажу тебе в своей руке,
Чего не сделала бы добровольно.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться,
Но я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц,
Мне б следовало сдержаннее быть,
Но я не знала, что меня услышат.
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность.
Ромео:
Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев…
Джульетта:
О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, — это путь к изменам.
Ромео:
Так чем мне клясться?
Джульетта:
16
ПРОЕКТ
Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв.
Ромео:
Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…
Джульетта:
Не надо, верю. Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
Все слишком второпях и сгоряча,
Как блеск зарниц, который потухает,
Едва сказать успеешь «блеск зарниц».
Спокойной ночи! Эта почка счастья
Готова к цвету в следующий раз.
Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.
Ромео:
Но как оставить мне тебя так скоро?
Джульетта:
А что прибавить к нашему сговору?
Ромео:
Я клятву дал. Теперь клянись и ты.
Джульетта:
Я первая клялась и сожалею,
Что дело в прошлом, а не впереди.
Ромео:
Ты б эту клятву взять назад хотела?
Джульетта:
Да, для того, чтоб дать ее опять.
Мне не подвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта —
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Голос кормилицы за сценой.
Меня зовут. Я ухожу. Прощай. — Иду, иду! — Прости, не забывай.
Я, может быть, вернусь еще. Постой-ка.
(Уходит)
Ромео:
Святая ночь, святая ночь! А вдруг
Все это сон? Так непомерно счастье,
Так сказочно и чудно это все!
На балкон возвращается Джульетта.
Джульетта:
Еще два слова. Если ты, Ромео,
Решил на мне жениться не шутя,
Дай завтра знать, когда и где венчанье.
С утра к тебе придет мой человек
Узнать на этот счет твое решенье.
Я все добро сложу к твоим ногам
И за тобой последую повсюду.
Кормилица:
17
ПРОЕКТ
(за сценой) Голубушка!
Джульетта:
Иду! Сию минуту! —
А если у тебя в уме обман,
Тогда, тогда…
Кормилица:
(за сценой) Голубушка!
Джульетта:
Немедля
Оставь меня и больше не ходи.
Я завтра справлюсь.
Ромео:
Я клянусь спасеньем.
Джульетта:
Сто тысяч раз прощай.
(Уходит.)
Ромео:
Сто тысяч раз
Вздохну с тоской вдали от милых глаз.
К подругам мы — как школьники домой,
А от подруг — как с сумкой в класс зимой.
(Направляется к выходу.)
На балкон возвращается Джульетта.
Джульетта:
Ромео, где ты? Дудочку бы мне,
Чтоб эту птичку приманить обратно!
Но я в неволе, мне кричать нельзя,
А то б я эхо довела до хрипа
Немолчным повтореньем этих слов:
Ромео, где ты? Где же ты, Ромео?
Ромео:
Моя душа зовет меня опять.
Как звонки ночью голоса влюбленных!
Джульетта:
Ромео!
Ромео
Милая!
Джульетта:
В каком часу
Послать мне завтра за ответом?
Ромео:
В девять.
Джульетта:
До этого ведь целых двадцать лет!
Мученье ждать… Что я сказать хотела?
Ромео:
Припомни, я покамест постою.
Джульетта:
Постой, покамест я опять забуду,
Чтоб только удержать тебя опять.
Ромео:
Припоминай и забывай, покуда,
18
ПРОЕКТ
Себя не помня, буду я стоять.
Джульетта:
Почти светает. Шел бы ты подальше.
А как, скажи, расстаться мне с тобой?
Ты как ручная птичка щеголихи,
Привязанная ниткою к руке.
Ей то дают взлететь на весь подвесок,
То тащат вниз на шелковом шнурке.
Вот так и мы с тобой.
Ромео:
Мне б так хотелось
Той птицей быть!
Джульетта:
О, этого и я
Хотела бы, но я бы умертвила
Тебя своими ласками. Прощай!
Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!
Так и твердить бы век: «Спокойной ночи».
(Уходит.)
Ромео:
Прощай! Спокойный сон к тебе приди
И сладкий мир разлей в твоей груди!
А я к духовнику отправлюсь в келью
Поговорить о радости и деле.
(Уходит.)
Ссылка на сцену из фильма https://www.youtube.com/watch?v=6m8lmxJv82U
Дескриптор Обучающийся: — находит общее и различное при сопоставлении произведения с
экранизацией; — сравнивает произведение и экранизацию по проблематике; — сравнивает жанровые особенности произведения и экранизации; — объясняет разницу в изобразительной манере писателя и
режиссера; — делает вывод о способах изображения персонажа в кино и в
литературе; — делает вывод о том, как автор экранизации воплотил замысел
писателя.
19
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел «Сатира и юмор»
Раздел/Тема Сатира и юмор
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
Цель обучения 8.1.5.1 Пересказывать содержание произведения или
отрывка, используя разные приемы цитирования
Критерий оценивания Обучающийся:
Пересказывает эпизод произведения, используя различные
приемы цитирования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Расположите иллюстрации в сюжетном порядке. Перескажите одну из изображенных сцен
(по своему выбору). При пересказе используйте цитаты из произведения.
Дескриптор Обучающийся: — располагает иллюстрации в сюжетном порядке; — выбирает сцену, соответствующую иллюстрации; — пересказывает отрывок из произведения, сохраняя особенности
авторского стиля; — при пересказе использует различные приемы цитирования (прямая
речь, косвенная).
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Сатира и юмор
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Цель обучения 8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на проблемный
вопрос, используя цитаты
Критерий оценивания Обучающийся.
• Дает аргументированный ответ на проблемный
вопрос, используя цитаты
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Дайте ответ на вопрос: «Как вы понимаете название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем
смеется писатель?» Для аргументации используйте цитаты.
Дескриптор Обучающийся — определяет смысл названия рассказа; — находит в тексте признаки юмористического рассказа; — подбирает аргументацию для доказательства своего мнения; — дает развернутый ответ на вопрос.
21
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Сатира и юмор
А.П. Чехов. «Хамелеон»
Цель обучения 8.2.5.1 Характеризовать героев произведения, их поступки,
мотивы поведения, значение имен и фамилий
Критерий оценивания Обучающийся:
• Характеризует героев на основе их поступков, мотивов
поведения;
• объясняет значение художественного приема
«говорящая фамилия» в раскрытии характера героя.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Дайте развернутый ответ на вопрос.
Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»?
Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)
Дескриптор Обучающийся: — выделяет важные для характеристики героя поступки; — объясняет мотивы поступков героев рассказа; — делает выводы о характере героя; — эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его
системе ценностей. — называет «говорящие» фамилии героев рассказа; — объясняет связь между фамилией героя и его поведением; — характеризует героев, используя расшифровку фамилии.
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Сатира и юмор
В. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)
Цель обучения 8.2.4.1 Анализировать эпизоды произведений, объяснять
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета
Критерий оценивания Обучающийся:
• Объясняет связь эпизода с проблематикой
произведения;
• Объясняет роль эпизода в развитии сюжета.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте финальный эпизод рассказа В. Шукшина «Чудик» и ответьте на вопросы.
Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? Какую роль играет пейзаж в
этом эпизоде?
Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял
новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле в одной руке чемодан, в другой
ботинки. Подпрыгивал и громко пел:
Тополяа, тополяа…
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко гдето было солнышко. И дождик
редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.
…………………………………………………………………………………………
Ря́сный — прил. местн. Крупный, частый, обильный.
Дескриптор Обучающийся: — определяет место эпизода в композиции рассказа; — называет проблемы рассказа, раскрываемые в эпизоде; — определяет роль пейзажа в эпизоде; — объясняет роль эпизода в рассказе.
23
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Сатира и юмор
В. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)
Цель обучения 8.2.7.1 Определять способы выражения авторского
отношения к героям
Критерий оценивания Обучающийся:
• Определяет способы выражения авторского
отношения к герою
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Внимательно прочитайте памятку и сделайте выводы о способах выражения авторской
позиции в рассказе В. Шукшина «Чудик».
Памятка
Как определить авторское отношение к герою
Отношение автора к герою – это проявление авторской позиции в художественном
произведении. Она помогает читателю понять систему ценностей, которую писатель
утверждает или отрицает в литературном произведении.
Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо
сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков,
отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою, как автор
называет героя.
Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую
характеристику поведения героя.
Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко.
Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь
косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась
читателю.
Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи.
Определи отношение этих персонажей к герою.
Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если
есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует
самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.
Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими
персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания
авторского отношения к герою произведения.
Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности
автор выражает свое отношение к герою.
Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать
вывод об авторском отношении к нему.
Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся
вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское
отношение к герою.
Дескриптор Обучающийся: — находит в тексте прямые авторские оценки поведения героя и его
поступков; — находит в тексте авторскую характеристику героя; — находит в тексте характеристику героя другими персонажами; — выделяет в тексте речевые особенности персонажа; — находит характерные детали внешности героя; — делает вывод об авторском отношении к герою.
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Сатира и юмор
Цель обучения 8.3.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой литературы, близкие по
тематике/
проблематике/жанру, учитывая особенности национальной
культуры
Критерий оценивания Обучающийся:
• Сопоставляет особенности тематики, жанра
произведений
• Указывает на воплощение в произведении
особенностей национальной культуры
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте отрывки из предложенных произведений. Сопоставьте эти отрывки по
тематике, жанру произведений, укажите на воплощение в отрывках национальных
особенностей уклада жизни в отрывках.
Василий Шукшин
Чудик
Быстро стали снижаться. Вот уж земля –
рукой подать, стремительно летит назад. А
толчка все нет. Как потом объясняли
знающие люди, летчик «промазал». Наконец
толчок, и всех начинает так швырять, что
послышался зубовный стук и скрежет.
читатель с газетой сорвался с места, боднул
Чудика головой, потом приложился к
иллюминатору, потом очутился на полу. При
этом он не издал ни звука. Все вокруг тоже
молчали – это поразило Чудика. Стали.
Первые, кто опомнился, глянули в
иллюминаторы и обнаружили, что самолет –
на картофельном поле. Из пилотской кабины
вышел мрачноватый летчик. Кто-то
осторожно спросил его: – Мы что, кажется, в картошку сели? – А сами не видите? – сказал летчик.
Лысый читатель искал свою искусственную
челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал
искать. – Эта?! – радостно воскликнул он и подал
читателю.
У того даже лысина побагровела. – Ну, зачем руками хватать! – закричал он. –
Где я ее кипятить буду? Где?!
Этого Чудик не знал. – Поедемте со мной? – предложил он. – У
меня тут брат живет, там вскипятим… Вы
опасаетесь, что я туда микробов занес?
Читатель удивленно посмотрел на Чудика и
перестал кричать.
Дария Джумагельдинова
Еркегали по прозвищу Кошмарик
Почему-то взрослые считают, что только
детей надо воспитывать. И не замечают,
как сами плохо воспитаны. На мамин
юбилей пришло много гостей, ее подруги
и знакомые. Нам накрыли стол в детской,
мы играли и смотрели телевизор. Когда я
пошел в кладовку за новыми игрушками,
из туалета вышла подружка моей мамы
Айман. Не помыв руки, она вернулась в
гостиную.
Я догнал и спросил ее: «Почему вы не
вымыли руки? Вы ведь заходили в
туалет!» Она прошипела: «Замолчи,
глупец!»
Но я не успокоился, пошел за ней и в
присутствии гостей громко сказал: «Эта
тетя вышла из туалета и не вымыла руки!»
Папа за шкирку затолкал меня в детскую,
а тетя Айман заплакала от обиды и ушла
домой.
Мои родители потом сказали мне, что я
неправильно поступил и не имел права
позорить мамину подругу. Гости
спрашивали меня: может, ты не заметил,
как она вымыла руки?
После этого случая мамины подруги стали
называть меня Кошмариком. Это
прозвище навсегда приклеилось ко мне.
При мне они демонстративно шли мыть
руки в ванную. А родители после ухода
гостей спорили между собой, кто прав.
Лица у них были веселые. Потом они
25
ПРОЕКТ
В аэропорту Чудик написал телеграмму
жене:
«Приземлились. Ветка сирени упала на
грудь, милая Груша меня не забудь. Тчк.
Васятка».
Телеграфистка предложила: – Составьте иначе. Вы – взрослый человек,
не в детсаде. – Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так
пишу в письмах. Это же моя жена!.. – В письмах можете писать что угодно, а
телеграмма – это открытый текст.
Чудик переписал:
«Приземлились. Все в порядке. Васятка».
Телеграфистка сама исправила два слова:
«Приземлились» и «Васятка». Стало:
«Долетели. Василий». – «Приземлились»… Вы что, космонавт, что
ли?
признались, что я был прав, а тетя Айман
была расстроена и просто забыла помыть
руки. Но я хорошо помню, как наши гости
постоянно веселились, а она больше всех
смеялась, но никто не хотел меня слушать.
Взрослые всегда считают себя правыми!
Некоторые взрослые люди говорят в
присутствии детей плохие слова и при
этом даже не извиняются. Значит, они
плохо воспитаны. Взрослые – страшные
лгуны, даже мои родители. Я это заметил
давно, но молчу и никому не рассказываю.
Даже воспитательницы в садике,
переговариваясь между собой, говорили:
«Ерке – умный ребенок, отец у него
профессор, а мать — умная женщина, она
родила его поздно, а поздние дети
рождаются умными и талантливыми».
Дескриптор Обучающийся: — находит общие черты в характерах героев; — находит общее и различное в сопоставляемых произведениях; — сравнивает произведения по проблематике; — сравнивает жанровые особенности произведений; — сравнивает произведения по тематике; — указывает нацинальные мотивы в произведениях.
26
ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел «Мечты и реальность»
Раздел/Тема Мечты и реальность
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Цель обучения 8.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно
читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику
произведения
Критерий оценивания Обучающийся:
• Находит отрывок из текста, отражающий тематику
произведения
• Выразительно читает отрывок из произведения,
соблюдая соответствующую интонацию
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задание
Найдите в тексте отрывок, раскрывающий тему любви в произведении М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Выразительно прочитайте отрывок в классе.
Дескриптор Обучающийся: — находит отрывок в соответствии с темой; — объявляет автора и название произведения; — читает текст наизусть; — соблюдает логические паузы и ударения; — передает тематику отрывка, используя интонационные средства; — соблюдает орфоэпические нормы.
27
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мечты и реальность
А. Грин. «Алые паруса»
Цель обучения 8.2.6.1 Анализировать систему образов, хронотоп,
структуру произведения и оформлять свое представление с
помощью различных способов свертывания информации
(схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты,
ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
Критерий оценивания Обучающийся:
• Анализирует систему образов произведения;
• Представляет систему образов произведения при
помощи различных способов свертывания
информации.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Представьте в виде схемы или диаграммы контрастность «миров» в произведении А.
Грина: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков.
Дескриптор Обучающийся: — представляет систему образов в виде схемы или диаграммы; — отражает в схеме контрастность миров произведения.
28
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мечты и реальность
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Цель обучения 8.2.8.1 Анализировать способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,
анафоры, градация), литературные приемы (символ,
психологический параллелизм, автобиографизм и др.)
Критерий оценивания Обучающийся:
• Комментирует символику сказки
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.
Философско-символическое обобщение получают также многие другие образы: колодец,
родник, змея, баобаб, фонарь, гусеницы и бабочки и т.д.
Прокомментируйте символическое значение одного из образов-символов сказки.
Дескриптор Обучающийся: — дает определение термину «символ»; — называет образы-символы сказки; — комментирует смысл образов-символов сказки; — комментирует связь символики с идеей сказки.
29
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мечты и реальность
М. Цветаева. Лирика
Цель обучения 8.2.8.1 Анализировать способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и
цветопись, фигуры поэтического синтаксиса
(риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,
анафоры, градация), литературные приемы (символ,
психологический параллелизм, автобиографизм и др.)
Критерий оценивания Обучающийся:
• Анализирует изобразительные средства в тексте
лирического произведения.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст стихотворения Марины Цветаевой. Заполните таблицу примерами из
текста стихотворения и сделайте выводы о цели их использования.
Книги в красном переплете
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало, — Уж поздно! — Мама, десять строк!… —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы… — О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! Марина Цветаева
В стихотворении М.
Цветаевой использованы:
Изобразительные средства Цель использования
Гипербола: Светлее солнца тронный зал Передает торжественность
30
ПРОЕКТ
и напряженность эпизода
из произведения Марка
Твена.
Метафора: дрожат на люстрах огоньки Нарисована теплая
домашняя атмосфера.
Метонимия: Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Подчеркивает широту
интересов семьи и героини
стихотворения.
Олицетворение: вы мне привет прощальный
шлете (о книгах)
Книги – лучшие друзья
детства.
Перифразы: из рая детского житья
(вместо из детства) ;
неизменившие друзья
в потертом, красном
переплете (вместо книги)
приёмыш чопорной вдовы
(вместо Гекльберри Финн)
чопорной вдовы (вместо
вдовы Дуглас)
о золотые времена,
где взор смелей и сердце
чище! (вместо детство)
Создают поэтическую
картину детства и детских
воспоминаний.
Риторический вопрос: – О, почему средь красных
книг
Опять за лампой не уснуть
бы?
Создает диалог с
читателем.
Риторические
восклицания:
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце
чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер,
Принц и Нищий!
Выделяет ключевые образы
в стихотворении:
«детство», «книги»
Сравнение: как Диоген, живущий в
бочке.
Подчеркивает кругозор
лирического героя.
Эпитеты: детского житья;
привет прощальный;
потертом, красном
переплете;
легкий урок;
вещий крик;
чопорной вдовы;
стройным мальчиком;
золотые времена;
взор смелей и сердце чище;
золотые имена.
Создают поэтическую
картину детства и детских
воспоминаний. * Таблица заполнена для примера, если давать задание учащимся, таблицу не заполнять.
Дескрипторы Обучающийся: — находит в тексте стихотворения примеры изобразительных средств и
записывает их в таблицу (не менее 50% таблицы); — объясняет цель использования изобразительно-выразительных
средств (не менее 50% таблицы);
31
ПРОЕКТ
Раздел/Тема Мечты и реальность
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Цель обучения 8.4.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания
(свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и
глубины раскрытия темы, композиционного единства и
фактологической точности
Критерий оценивания Обучающийся:
• Оценивает работы одноклассников с точки зрения
полноты и глубины раскрытия темы,
композиционного единства и фактологической
точности
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте сочинение вашего одноклассника и предоставьте ему обратную связь:
назовите положительные стороны работы, скажите, что можно улучшить в сочинении.
В оценивании руководствуйтесь критериями оценивания и дескрипторами.
Критерий оценивания Писать творческие работы.
Дескриптор — пишет творческие работы (сочинение, объем 150 — 200
слов); — соблюдает форму текста: рассуждение; — использует цитирование для доказательства своих
мыслей; — дает этическую оценку поведению и поступкам героя — использует изобразительные средства.
32
ПРОЕКТ
Сочинение
Философский смысл сказки «Маленький принц»
Сказка «Маленький принц», написанная Антуаном де Сент-Экзюпери, имеет глубокий
философский смысл. Она призвана показать людям, что на самом деле имеет важность в
нашей жизни.
Ребенок в этой сказке иногда оказывается более мудрым, чем большинство взрослых. Он
напоминает людям о тех вещах, которые необходимо взращивать в своей душе: любовь,
гармония, способность радоваться сиянию звезд, солнечному свету, цветочному аромату.
Все это невозможно купить за деньги, но без таких простых вещей жизнь не станет
полноценной.
При помощи Маленького принца, восприятие которого не отягощено земными
условностями, а разум не замутнен мелочными проблемами и заботами, автор пытается
показать, чего не хватает современному обществу – простоты, непосредственности,
душевной чистоты. Люди, смотрящие только глазами, не замечают всеобщей
испорченности и бессмыслицы. А мальчик смотрит сердцем, он видит и настоящую
красоту, и недостатки мира взрослых.
Человек должен стремиться к тому, чтобы его душа стала чище и светлее, он не должен
бояться взять ответственность за кого-то другого, это будет означать его духовную
зрелость. Лис, символизирующий в этой истории дружбу, сказал: «Ты навсегда в ответе за
всех, кого приручил». И эта фраза является абсолютной истиной.
Конец у сказки печальный: мальчик скучает по утерянной гармонии, но детство уже не
вернуть. История, созданная Экзюпери, очень трогательна по своей сути. Она имеет
глубочайший смысл и при этом в простой форме доносит до читателя важные,
необходимые вещи.
Эта сказка мне очень понравилась. Поначалу не все было понятно, но постепенно я понял,
что автор пытался сказать. Доброта и человечность – вот что имеет первостепенную
важность. Без этих простых ценностей никогда не откроется истина. А сохранение в себе
частички детского восприятия поможет человеку не раствориться во взрослом мире.
Дескриптор Обучающийся: — оценивает работы одноклассников с точки зрения полноты и
глубины раскрытия темы; — оценивает композиционное единство
сочинения; — оценивает фактологическую точность сочинения; — делает вывод о соответствии работы критериям оценивания; — дает обратную связь автору работы.
33

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь