ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ СОР Информатика 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

СОР Информатика 6 класс Методические рекомендации по суммативному оцениванию

18
0

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Информатика
6 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Информатика» для
обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего
образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети»……………………………. 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………………………..8
Суммативное оценивание за раздел «Представление информации»………………………………. 8
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика»…………………………………….. 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………………………15
Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры»………………………15
Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры»…………………………………………18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ………………… 21
Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом»……………………………………………………….21
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети»
Цель обучения 6.4.1.1 Формулировать и решать задачи эргономики (для
максимального комфорта и эффективности)
6.1.1.1 Рассказывать об истории и перспективах развития
вычислительной техники
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует понятие «Эргономика»
• Решает задачи эргономики
• Описывает перспективы развития вычислительной
техники
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания 1. Дополните предложение.
а) Эргономика — это наука, изучающая взаимодействие … для благополучия на рабочем
месте. b) По правилам техники безопасности монитор располагают на такой высоте, чтобы
центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз. Укажите угол наклона монитора: _____0.
2. Рассмотрите изображение, представленное ниже.
Опишите, какие нарушения допустил пользователь при работе за компьютером. 1)_________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________
1
3
2
4
ПРОЕКТ 3. Укажите соответствия.
Компьютеры Характеристики
1 поколение Миникомпьютеры на интегральных схемах.
2 поколение Полупроводниковые машины на транзисторах.
3 поколение Искусственный интеллект.
4 поколение
Вычислительные системы на большой интегральной схеме.
Ламповые машины. 4. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.
цифровой компьютер, аналоговый компьютер, абак, принтер, джойстик
Одним из первых устройств, облегчающих вычисления, можно считать (1)_______________________________. Следующим этапом люди изобрели (2)___________________________________. А впоследствии и до сих пор мы пользуемся (3)____________________________________________________________. 5. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.
Робот является одним из признаков развития вычислительной техники (1)__________
поколения, потому что в основе его лежит(2)________________________ интеллект.
первого, третьего, пятого, эмоциональный, искусственный,
множественный
5
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Формулирует понятие
«эргономика» 1 определяет понятие «Эргономика»; 1
определяет угол наклона монитора; 1
Решает задачи
эргономики 2 указывает расстояние от глаз до
монитора; 1
определяет положение спины; 1
определяет положение ног; 1
Определяет
перспективы развития
вычислительной
техники 3 указывает характеристики для первого
поколения; 1
указывает характеристики для второго
поколения; 1
указывает характеристики для третьего
поколения; 1
указывает характеристики для четвертого
поколения; 1 4 указывает первое устройство; 1
указывает второе устройство; 1
указывает третье устройство; 1 5 правильно указывает поколение ЭВМ; 1
определяет признак поколения. 1
Всего баллов 14
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Компьютерные системы и сети»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет понятие
«эргономика».
Затрудняется определять понятие
«эргономика».
Допускает ошибки при определении
понятие «эргономика» / угла наклона
монитора.
Верно называет понятие
«эргономика» и угол наклона
монитора.
Решает задачи
эргономики.
Затрудняется при решении задач
эргономики.
Допускает ошибки при определении
расстояния от глаз до
монитора/положения
спины/положения ног.
Верно решает задачи
эргономики.
Определяет перспективы
развития вычислительной
техники.
Затрудняется при определении
перспективы развития
вычислительной техники.
Допускает ошибки при определении
характеристик первого/второго/
третьего/четвертого поколения; при
определении первого/второго/третьего
устройства; при определении
поколения ЭВМ/ признака поколения.
Верно определяет
перспективы развития
вычислительной техники.
7
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Представление информации»
Цель обучения 6.2.1.3 Приводить примеры каналов связи, источников
и приемников информации 6.2.1.1 Кодировать и декодировать текстовую
информацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет канал связи, источник и приемник
информации
• Представляет информацию в кодированном
виде
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания 1. Рассмотрите изображение. a) Укажите канал связи. b) Укажите количество источников и приемников информации в ситуации: Трое детей
смотрят мультфильм по телевизору. A. Один приемник и один источник B. Три приемника и три источника C. Три источника и один приемник D. Три приемника и один источник 2. Рассмотрите и заполните таблицу. Прочитайте примеры, определите источник и
приемник информации.
Пример Источник Приемник
Ученик изучает картины в музее
Ученик получил sms-сообщение
от одноклассника
8
ПРОЕКТ 3. Закодируйте слово Байт, если известно, что в таблице ASCII А=128, Б=129, В=130,
…. Т=146.
Б А Й Т 4. Раскодируйте слово, состоящее из набора чисел 66 73 84, известно, что в таблице ASCII значение A=65, B=66, C=67,… Z= 90 __________________________________________________________________________ 5. Определите, с помощью каких комбинаций клавиш закодированы символы.
☺♥♠ ALT + 3 ( на допонительной цифровой клавиатуре) ALT + 6 ( на допонительной цифровой клавиатуре) ALT + 1 ( на допонительной цифровой клавиатуре) ALT + 2 ( на допонительной цифровой клавиатуре)
Критерий
оценивания

задан
ия
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет канал
связи, источник и
приемник
информации 1 указывает канал связи; 1
указывает источник и приемник информации; 1 2 указывает приемник информации; 1
указывает источник информации; 1
Представляет
информацию в
кодированном виде 3 кодирует слово БАЙТ; 1 4 декодирует число 66 73 84 по таблице ASCII; 1 5 определяет комбинацию клавиш для
кодирования графического символа ☺; 1
определяет комбинацию клавиш для
кодирования графического символа ♥; 1
определяет комбинацию клавиш для
кодирования графического символа ♠.
1
Всего баллов: 9
9
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Представление информации»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет канал связи,
источник и приемник
информации.
Затрудняется при
определении канала связи,
источника и приемника
информации.
Допускает ошибки при указании
канала связи /при указании источника
и приемника информации.
Верно указывает канал
связи, источник и
приемник информации.
Представляет информацию в
кодированном виде.
Затрудняется представлять
информацию в кодированном
виде.
Допускает ошибки при кодировании
буквы БАЙТ/при декодировании
чисел 66 73 84/при определении
комбинаций клавиш в кодирование
графических символов ☺/ ♥ / ♠.
Верно представляет
информацию в
кодированном виде.
10
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика»
Цель обучения 6.2.2.2 Создавать и редактировать векторные
изображения
6.2.2.3 Оценивать преимущества и недостатки
растровой и векторной графики
Критерий оценивания Обучающийся
• Создает векторные изображения
• Определяет преимущества и недостатки
растровой и векторной графики
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания 1. Запустите графический редактор. Нарисуйте смайлик, используя графические
примитивы. 2. Рассмотрите изображение. Определите эффекты, использованные к изображению 1
и изображению 2.
Эффекты к изображению 1_______________________________________________
Эффекты к изображению 2_______________________________________________
1
2
11
ПРОЕКТ 3. Сравните изображения и запишите одно преимущество и один недостаток:
Вид
компьютерной
графики
Преимущество Недостаток
Растровое
изображение
Векторное
изображение 4. Рассмотрите изображение.
а) Определите вид графики. _________________________________________________________________________ b) Определите различия между распечатанным рисунком и изображенным на
мониторе. _________________________________________________________________________
12
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания

задан
ия
Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует
графические
примитивы и эффекты
при создании
векторного рисунка 1 рисует векторное изображение, используя
графический примитив «круг»; 1
рисует векторное изображение, используя
графический примитив «дуга»; 1 2 определяет эффекты первого изображения; 1
определяет эффекты второго изображения; 1
Определяет
преимущества и
недостатки растровой
и векторной графики 3 определяет преимущество растровой
графики; 1
определяет преимущество векторной
графики; 1
определяет недостаток растровой графики; 1
определяет недостаток векторной графики; 1 4 определяет вид графики; 1
определяет различия в изображении, как
недостаток. 1
Всего баллов 10
13
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Компьютерная графика»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует графические
примитивы и эффекты при
создании векторного рисунка.
Затрудняется в применении
графических примитивов и
эффектов при создании
векторного рисунка.
Допускает ошибки при
использовании графического
примитива «круг» / «дуга»; при
определении эффектов первого/
второго изображения.
Верно примененяет
графические примитивы и
эффекты при создании
векторного рисунка.
Определяет преимущества и
недостатки растровой и
векторной графики.
Затрудняется в определении
преимущества и недостатков
растровой и векторной
графики.
Допускает ошибки при определении
преимуществ/недостатков растровой
и векторной графики; при
определении вида графики и
различии в изображении.
Верно определяет
преимущества и недостатки
растровой и векторной
графики.
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры»
Цель обучения 6.3.2.1 Поэтапно разбирать решение задачи
6.3.2.2 Представлять алгоритм в виде блок-схем
Критерий оценивания: Обучающийся
• Определяет этапы решения задачи
• Создает блок-схему, используя алгоритм и код
программы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения: 20 минут
Задания
1. Определите этапы решения задачи. Укажите этапы решения задачи в порядке
следования.
Ученик строит блок-схему для своей задачи 2
Ученик будет решать задачу по нахождению периметра треугольника со
сторонами a, b, c, Данные вводятся с клавиатуры 1
Делает вывод по созданию своей программы
Вводит данные и исправляет ошибки
Реализует блок-схему в среде программирования 2. Прочитайте условие задачи и составьте блок-схему.
Дан радиус круга: r=2. Определите диаметр окружности. 3. Запустите интегрированную среду программирования. Составьте программный код для
задачи: «Дан радиус круга r=2, определите диаметр окружности». 4. Запустите программу. Проверьте код и исправьте ошибки. Заполните таблицу.
Укажите ошибку Введите правильный фрагмент кода
ПРОЕКТ 5. Запустите программный код в среде программирования. Заполните данные таблицы
«Выходные данные d».
Входные данные r Выходные данные d
2 4 679
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет этапы
решения задачи
1 определяет третий этап решения задачи; 1
определяет четвертый этап решения
задачи; 1
определяет пятый этап решения задачи; 1
Создает блок-схему,
используя алгоритм и код
программы
2 создает блок ввода и вывода; 1
создает блок действия; 1
создает блок начала и конца; 1
3 создает скрипт «событие»; 1
создает скрипт «управление»; 1
создает скрипт «операторы»; 1
создает скрипт «движение»/«внешность»/«сенсоры»; 1
4 указывает ошибки скрипта; 1
исправляет ошибки в скрипте; 1
5 определяет выходные данные. 1
Всего баллов 13
16
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел – Как разрабатываются компьютерные игры
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет этапы решения
задачи.
Затрудняется в определении
этапов решения задачи.
Допускает ошибки в определении
третьего/четвертого/пятого этапа при
решении задачи.
Верно определяет этапы
решения задачи.
Создает блок-схему, используя
алгоритм и код программы.
Затрудняется в создании блоксхемы.
Допускает ошибки при создании
блоков начало и конец/ввод и
вывод/действия в создании скриптов
событие/ управление/ операторы/
движение/внешность/сенсоры,
указывает ошибки скрипта/
исправляет ошибки в скрипте/
определяет выходные данные.
Верно создает блок-схему,
используя алгоритм и код
программы.
17
Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры»
Цель обучения 6.3.1.1 Разрабатывать и реализовывать сценарии в игровой
среде программирования
6.3.3.1 Находить и исправлять ошибки в программе
Критерий оценивания: Обучающийся
• Разрабатывает сценарий по заданной ситуации;
• Определяет и исправляет ошибки в коде программы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения: 20 минут
Задания
1. Даны два персонажа в сценарии: Алдар-Косе и бай. Составьте программу, используя
среду программирования.
Алдар-Косе и бай знают друг друга. Когда они встречаются, то обязательно
приветствуют друг друга словом «Салем!».
Известно следующее условие: «Когда нажат пробел, Алдар –Косе и бай идут
всегда навстречу, если касаются друг друга выдается сообщение «Салем!»
Скрипт для Алдар-Косе Скрипт для бая
а) Добавьте в скрипт звук.
Место для скрипта 2. Рассмотрите сцену и скриншоты. Укажите правильную последовательность скриптов для
создания данной сцены.
ПРОЕКТ 3. Рассмотрите скрипт. Найдите и исправьте ошибки в скрипте.
Примечание*: Спрайт рисует квадрат. 4. Рассмотрите скрипт и найдите ошибки в условии:
«Если спрайт касается серого цвета, то он должен сказать «Идёт дождь!», иначе «Светит
солнце!»
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Разрабатывает сценарий по
заданной ситуации
1 создает блок «движение»; 1
создает блок контроля «условие»; 1
создает блок внешности для перехода
костюмов;
1
создает блок внешности для приветствия; 1
организовывает звуковое сопровождение; 1
Определяет ошибки и
исправляет в коде
программы
2 указывает последовательность команд; 1
3 находит ошибки в программном коде в
блоке «перо»;
1
находит ошибки в программном коде в
блоке «контроль»; 1
исправляет ошибки в программном коде; 1
4 находит ошибки в условии для блока
«контроль» и «внешность»; 1
исправляет ошибки в программном коде. 1
Всего баллов: 11
19
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Создание компьютерной игры»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Разрабатывает сценарий по
заданной ситуации.
Затрудняется в разработке
сценария по заданной ситуации.
Допускает ошибки в создании
блоков контроля «пробел» \ «движения» \ контроля для «условия» \ внешности для перехода
костюмов\внешности для
приветствия\в организации
звукового сопровождения.
Верно разрабатывает
сценарий по заданной
ситуации.
Определяет и исправляет
ошибки в коде программы
Затрудняется в определении
ошибок и исправлении в коде
программы.
Допускает ошибки при определении
последовательности команд; при
поиске ошибок в программном коде
в блоках «перо»\«контроль»\
«внешность».
Верно определяет и
исправляет ошибки в коде
программы.
20
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом»
Цель обучения 6.2.2.1 Организовывать ссылки (гиперссылки, оглавления,
названия, сноски)
6.4.2.1 Объяснять понятия «авторское право», «плагиат»
Критерий оценивания: Обучающийся
• Применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и
название
• Формулирует понятие «авторское право» и «плагиат»
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения: 20 минут
Задания
1. Запустите текстовый редактор. Наберите текст
«…Казахстан расположен в центре континента Евразия и занимает девятое место в мире по
площади. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией, на юге — с
Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном, а на юго-востоке — с Китаем».
Сделайте гиперссылку в новый файл «Казахстан.ppt» и запишите гиперссылку. ____________________________________________________________________________ 2. Определите ссылку и гиперссылку.
https://www.nur.kz/ https://ru.wikipedia.org 3. Определите назначение цифр 1 и 2 в тексте:
_____________________________________________________________________________________
4. Расположите по порядку оформление автооглавления.
1) Ссылки — Добавить текст, выбираем уровень
Оглавление — Автособираемое оглавление,
Выделяете текст который необходимо внести в содержание
Файл – Ссылки- Автооглавление
21
ПРОЕКТ
5. Рассмотрите изображение. Напишите алгоритм действий для того, чтобы под
изображением можно было вставить текст, например рис.1.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Учащийся готовит проект по искусству и сохраняет документ «© Алматы-2018». Ему
необходимо снять видео в краеведческом музее.
а) Опишите назначение данного знака «© Алматы-2018»
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
b) Объясните, нужно ли ему разрешение администрации музея для проведения
фото\видеосъемки.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Применяет гиперссылки,
ссылки, сноски,
оглавление и название 1 использует гиперссылку; 1 2 различает ссылку от гиперссылки; 1 3 использует сноски; 1 4 определяет порядок под номером 2 в
автооглавлении; 1
определяет порядок под номером 3 в
автооглавлении; 1 5 правильно устанавливает название; 1
Формулирует понятия
«авторское право» и
«плагиат»; 6 определяет авторское право; 1
определяет плагиат. 1
Всего баллов: 8
22
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Работа с документом»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Применяет гиперссылки,
ссылки, сноски, оглавление и
название
Затрудняется в применении
гиперссылок, ссылок, сносок,
оглавления и названия.
Допускает ошибки в применении
гиперссылок\ссыллк\сносок\оглавлен
ия\названия.
Верно применяет
гиперссылки, ссылки,
сноски, оглавление и
название.
Формулирует понятия
«авторское право» и
«плагиат»
Затрудняется в формулировании
понятий «авторское право» и
«плагиат».
Допускает ошибки в
формулировании понятия «авторское
право»\«плагиат».
Верно формулирует понятия
«авторское право» и
«плагиат».
23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь