ПЕРЕЙТИ ПО ССЫЛКЕ 11 кл биология
Среднесрочное планирование
по биологии в 11 классах
дата | Тема урока | Основные цели обучения | Результаты обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Вид оценивания, включая оценивание для обучения | Включение всех детей в обучение | Основные ресурсы | |||
1 | Введение Уровни и свойства живого. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; определения цели и проблемы урока | Все – ознакомятся с курсом биологии, Большинство – проведут сравнение с предыдущими курсами общей биологии.
Некоторые – самостоятельно определят задачи изучения данного курса |
Коллективная, работа в парах, индивидуальная | Само оценивание | Составить правила работы в группе. Распределить роли, выполняемые в группе. | Конспект – распечатка; доска, мел (схема развития общества); тетрадь | |||
2 | Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. | обобщить знания учащихся о признаках живых организмов; дать определение понятия «жизнь»; рассмотреть первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, опыты Ф. Реди, взгляды Гарвея, эксперементы Л.Пастера;
|
Ознакомятся с первыми научными попытками объяснения сущности возникновения жизни. | Индивидуальная, коллективная, групповая | Взаимооценивание, оценивание на основе критериев таблицы опытов различных ученых | Индивидуальная работа в своей тетради.Диаграмма Венна«. Составление схемы «рыбная кость» о причинах и последствиях | Тетрадь, листы А4, маркеры, ИКТ – презентация учителя. | |||
3 | Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. | сформировать представление о теории вечности жизни, материалистических представлениях о возникновении жизни на Земле;
|
способствовать формированию научного мировоззрения, научить находить биологические закономерности, анализировать единичные факты в определенной логической последовательности.
|
Индивидуальное заполнение талиц
Схема «рыбная кость», Диаграмма Вена |
Взаимооценивание по критериям оценивания схем. Самооценивание. | Индивидуальная работа по таблице, групповая по «рыбной кости» и по «диаграмме вена».совместное обсуждение правильности схем. | Ватманы, ИКТ(
маркеры, тетради) |
|||
4 | Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки | развивать представление о гипотезах зарождения жизни на Земле, об ученых, проводивших опыты, об условиях и результатах этих опытов, различиях теорий биогенеза и абиогенеза; особенностях условий жизни на Земле в эпоху зарождения жизни; | развивать умение работать в группе, анализировать факты и делать выводы, работать с учебником, выделяя главное; формировать естественно-научное мировоззрение на основе полученных знаний о естественном происхождении жизни.
|
Индивидуальная при составлении таблицы. Парная – при анализе двух текстов учебников. | взаимооценивание | Вовлечение каждого ученика при заполнении таблицы. Коллективная работа при парном анализе текстов: работа со стикерами. | Тетрадь, шаблон с пустыми графами таблицы, стикеры, учебники. | |||
5 | Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. | Развивать представление о гипотезах зарождения жизни на Земле, об ученых, проводивших опыты, об условиях и результатах этих опытов, различиях теорий биогенеза и абиогенеза; особенностях условий жизни на Земле в эпоху зарождения жизни | развивать умение работать в группе, анализировать факты и делать выводы, работать с учебником, выделяя главное; формировать естественно-научное мировоззрение на основе полученных знаний о естественном происхождении жизни | Парная, индивидуальная, коллективная и групповая | Самооценивание, Взаимооценивание, саморефлексия | Вовлечение всех во время игры – разминки «Угадай-ка»;Вовлечение каждого ученика при Взаимооценивание теста на этапе контроля знаний; при определении цели, проблемы урока и выборе стратегии; обучение критическому мышлению на этапе анализа и сравнения двух текстов. | Ватманы, учебники двух авторов, маркеры, тетради и листы с заданиями, критериями оценивания постера, саморефлексией. | |||
6 | Современные представления о возникновении жизни; теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. | формирование материалистических представлений о возникновении жизни на планете Земля, установление причинно – следственных связей в процессе познания, решение вопросов проблемного характера.
|
понимание значимости эволюционной теории о происхождении жизни на Земле, умение оценивать теорию С. Миллера и А. И. Опарина о разрешении проблемы происхождения жизни, понимание необходимости уважительного отношения к работам отечественных биологов о происхождении жизни | Индивидуальная при выполнении уровнего задания и парная при проверке этой работы; групповая по уровням; коллективная | Взаимооцениваниекритериальное, групповое оценивание при взаимообъяснении внутри группы. | Вовлечены все , так как работа представлена по уровневым группам: две группы А, две группы уровня В, две группы уровня С. Задание гр. ур. А : сравнить с помощью диаграммы Вена и сделать выводы по итогам; задание гр. ур. В: составить схему «рыбная кость» Задание гр.ур. С: составить таблицу по сделать вывод о значении темы. | Карточки с уровневыми вопросами и ключи к ним; тетради для контрольных работ; постеры, маркеры, стикеры.
|
|||
7 | Тема урока. Диагностическая контрольная работа. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы и презентуют ее.
Большинство: Научатся работать в группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.
|
Индивидуальная и групповая | Самооцениваниеивзаимооценивание | Вовлечение всех учащихся при выполнении своей роли в группе | Таблицы – шаблоны с пустыми ячейками, постеры, маркеры, презентация на интерактивной доске | |||
8 | Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. | Продолжить формирование навыка определения проблемы урока; отработать стратегию работы с презентационным текстом и построением кластера; выявить самонаправленность учеников А,В,С.; углубить знания учащихся | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная и групповая | Критериальное, взаимооценивание | Вовлечение всех при групповой работе: у каждого своя часть работы. Задание разделено порционно для каждого. | Презентация, распечатка слайдов, шаблоны
( ключевые слова), постер, маркеры, клей, листы с заданиями, критерии оценивания |
|||
9 | Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности | иметь представление о начальных этапах биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности | способствовать формированию научного мировоззрения, научить находить биологические закономерности, анализировать единичные факты в определенной логической последовательности.
|
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная | Сам ооценивание, оценка учителя | Вовлечены все в зависимости от уровня знаний такое же и задание выполняют | Листы с заданиями, презентация, шаблоны диаграмм Вена | |||
10 | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | Показать ошибочность представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Познакомить обучающихся с трудами К.Линнея.
|
развивать умение работать в группе, анализировать факты и делать выводы, работать с учебником, выделяя главное; формировать естественно-научное мировоззрение на основе полученных знаний о естественном происхождении жизни.
|
Индивидуальная, парная | Самооценивание, оценка учителя, взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении заданий по составлению таблицы в тетради и при парной работе | Тетради, презентационный материал, таблица с пустыми ячейками | |||
11 | Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера. | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал каждый на своем уровне; определят цель урока; большинство – определят проблему урока и выберут стратегию изучения материала, обратят внимание на особенности этого движения; некоторые – сделают подробный анализ движения и выполнят творческие задания | индивидуальная | Самооценивангие и оценка учителя | Вовлечение всех через выполнение уровневых заданий и при составлении таблицы | Листы с заданиями, шаблон таблицы, тетрадь, таблица на интерактивнй доске для самопроверки | |||
12 | Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты. | сформировать понятие об эволюционной теории Ж.Б.Ламарка: учение о градации и учение об изменчивости; раскрыть роль Ламарка в развитии биологической науки;
|
способствовать развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, целостному восприятию окружающего мира, умения выделять главное, анализировать фактическую информацию и делать выводы;
|
Индивидуальная
групповая |
Самооценивание и взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении уровневых заданий | листы с заданиями, тетрадь | |||
13-14 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. | Дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина; уметь оценивать достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал | по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, формулируют их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки | индивидуальная | Самооценивание и оценка учителя | Вовлечены все при помощи выполнения уровневых заданий | Листы с заданиями, тетрадь, шаблоны «фишбоуна» | |||
15 | Вид – эволюционная единица. | Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. | использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения наблюдений за биологическими объектами;
развивать умения навыки интерактивного способа получения знаний;
|
Индивидуальная при заполнении таблицы по направлениям групповая при изучении каждого одного направления и взаимообъяснении. | Самооценивание, взаимооценивание. | Все включены в работу при изучении материала в групповой форме и при заполнении таблицы по направлениям культуры | Тетрадь рабочая, таблица, презентация и эл. пособие. | |||
16 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах многообразия сортов растений и пород животных, их совершенствование в результате практической деятельности человека. Показать значимость учения об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе | формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формирование умений использовать знания и личный практический опыт в новой ситуации, работать с раздаточным материалом, моделировать процесс, обосновывать свою точку зрения | Индивидуальная, парная | Самооценивание и оценивание учителя | Выполнение заданий по таксономии Блума вовлекут в работу всех учащихся, но на индивидуальной основе. | Карточки с заданиями, тетрадь для контрольных работ, кроссворд, эл учебник. | |||
17 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
|
выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений
|
формирование умения сотрудничать в коллективе, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником | Индивидуальная, групповая | Взаимооценивание, самооценивание, оценка учителя | Вовлечение всех во время групповой работы | Распечатки, листы А, стикеры, тетрадь | |||
18 | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | изучить и классифицировать понятие «изменчивость», научиться определять различные формы изменчивости | умение работать в группе, продолжать формировать у обучающихся адекватную оценку собственной работы как индивидуальной, так и в группе. | Коллективная, индивидуальная и групповая | Взаомооценивание в парах при построении «рыбной кости»;
Групповое оценивание при построении «кластера»; самооценивание и оценивание учителя. |
Вовлечение всех при работе
|
Шаблоны с пустыми ячейками схем: «рыбная кость», «кластер», «диаграмма Вена» на ватманах, маркеры,
|
|||
19-20 | Борьба за существование и естественный отбор | Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование и естественного отбора познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора | Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.
Научаться сравнивать биологические процессы |
Индивидуальная и парная при выполнении заданий по таксономии Блума; коллективная | Самооценивание и взаимооценивание | Включение всех в работу при выполнении заданий по таксономии Блума | Готовые таблицы, карточки с заданиями и тетради | |||
дата | Тема урока | Основные цели обучения | Результаты обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Вид оценивания, включая оценивание для обучения | Включение всех детей в обучение | Основные ресурсы | |||
21 | Приспособленность организмов и её относительность.
Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания |
продолжить формирование навыков определения цели, проблемы урока и выбора стратегии. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Коллективная, работа в парах, индивидуальная | самооценивание | Составить правила работы в группе. Распределить роли, выполняемые в группе. Обсудить схему развития общества и истории. | Конспект – распечатка; доска, мел (схема развития общества); тетрадь | |||
22 | Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конвергенция, параллелизм». | Завершить формирование у учащихся понятий о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции; познакомить с типами эволюционных изменений, с понятиями биологический прогресс и биологический регресс | Узнают о двух направлениях эволюции и их особенностях.Научаться сравнивать организмы, претерпевающие биологический прогресс или регресс, приводить примеры.
|
Индивидуальная, коллективная, групповая | Взаимооценивание, оценивание на основе критериев таблицы «Внутренняя и внешняя политика» | Индивидуальная работа в своей тетради.Диаграмма Вена«. Составление схемы «рыбная кость» о причинах и последствиях | Тетрадь, листы А4, маркеры, ИКТ – презентация учителя. | |||
23 | Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях, закон Харди-Вайнберга | продолжить формирование знаний о генетической стабильности и генетических процессах в популяциях;
|
закрепить умения решать задачи разной сложности с применением уравнения Харди-Вайнберга; | Индивидуальное заполнение талиц
Схема «рыбная кость», Диаграмма Вена |
Взаимооценивание по критериям оценивания схем. Самооценивание. | Индивидуальная работа по таблице, групповая по «рыбной кости» и по «диаграмме вена».совместное обсуждение правильности схем. | Ватманы, ИКТмаркеры, тетради | |||
24 | Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора | создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса, продолжить подготовку к ЕНТ. | сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести | Индивидуальная при составлении таблицы. Парная – при анализе двух текстов учебников. | взаимооценивание | Вовлечение каждого ученика при заполнении таблицы. Коллективная работа при парном анализе текстов: работа со стикерами. | Тетрадь, шаблон с пустыми графами таблицы, стикеры, учебники. | |||
25 | Микроэволюция, современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен) | сформировать умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по характеристикам
|
Все: Изучат материал (каждый на своем уровне), определят цели и задачи урока
Большинство: научатся анализировать текст (сравнивать, высказывать свою точку зрения) и представлять информацию в виде кластера, работать в группе, выберут стратегию.
|
Парная, индивидуальная, коллективная и групповая | Самооценивание, взаимооценивание, рефлексия | Вовлечение всех во время игры – разминки «Угадайка»;Вовлечение каждого ученика при взаимооценивании теста на этапе контроля знаний; при определении цели, проблемы урока и выборе стратеги | Ватманы, учебники двух авторов, маркеры, тетради и листы с заданиями, критериями оценивания постера, саморефлексией. | |||
26 | Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование | Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании. Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
. |
Знают понятие вид, умеют различать понятия вид, популяция; умеют устанавливать соответствие между организмами и способом видообразования; знают формы образования видов в природе | Индивидуальная при выполнении уровнего задания и парная при проверке этой работы; групповая по уровням; коллективная | Взаимооцениваниекритериальное, групповое оценивание при взаимообъяснении внутри группы. | Вовлечены все , так как работа представлена по уровневым группам: две группы А, две группы уровня В, две группы уровня С. Задание гр. ур. А : сравнить с помощью диаграммы Вена и сделать выводы по итогам; задание гр. ур. В: составить схему «рыбная кость» Задание гр.ур. С: составить таблицу по сделать вывод о значении темы. | Карточки с уровневыми вопросами и ключи к ним; тетради для контрольных работ; постеры, маркеры, стикеры.
|
|||
27 | Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. | раскрыть и обобщить эволюционную роль естественного отбора через творческие проекты и решение проблемных задач | Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.
Формирование и становление мировоззрения
|
Индивидуальная и групповая | Самооцениваниеивзаимооценивание | Вовлечение всех учащихся при выполнении своей роли в группе | Таблицы – шаблоны с пустыми ячейками, постеры, маркеры, презентация на интерактивной доске | |||
28 | Контрольная работа
|
Продолжить формирование навыка определения проблемы урока; отработать стратегию работы с презентационным текстом и построением кластера; выявить самонаправленность учеников А,В,С.; углубить знания учащихся | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная и групповая | Критериальное, взаимооценивание | Вовлечение всех при групповой работе: у каждого своя часть работы. Задание разделено порционно для каждого. | Презентация, распечатка слайдов, шаблоны
( ключевые слова), постер, маркеры, клей, листы с заданиями, критерии оценивания |
|||
29 | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).
Демонстрация схемы соотношения путей прогрессивной органической эволюции;
|
формировать навык анализа и синтеза знаний, продолжить работу по формированию навыка определения цели, проблемы и стратегии . | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная | Сам ооценивание, оценка учителя | Вовлечены все в зависимости от уровня знаний такое же и задание выполняют | Листы с заданиями, презентация, шаблоны диаграмм Вена | |||
30 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов Главные направления эволюционного процесса, биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов)Пути достижения биологического прогресса | Способствовать формированию знаний, продолжить формирование навыка выбора стратегии при изучении материала | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, парная | Самооценивание, оценка учителя, взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении заданий по составлению таблицы в тетради и при парной работе | Тетради, презентационный материал, таблица с пустыми ячейками | |||
31 | Результаты эволюции: постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относительная приспособленность (органическая целесообразность). | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал каждый на своем уровне; определят цель урока; большинство – определят проблему урока и выберут стратегию изучения материала, обратят внимание на особенности результатов усложнения уровней организации, некоторые | индивидуальная | Самооценивангие и оценка учителя | Вовлечение всех через выполнение уровневых заданий и при составлении таблицы | Листы с заданиями, шаблон таблицы, тетрадь, таблица на интерактивнй доске для самопроверки | |||
32 | Тестовая работа | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга;
|
индивидуальная | Самооценивание и взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении уровневых заданий | листы с заданиями, тетрадь | |||
33 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
индивидуальная | Самооценивание и оценка учителя | Вовлечены все при помощи выполнения уровневых заданий | Листы с заданиями, тетрадь, шаблоны «фишбоуна» | |||
34 | Появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений Первые хордовые. Развитие водных растений. | Обобщить и систематизировать знания по разделу; продолжить развитие навыков определения цели, проблемы и выбора стратегии. | Все — повторят материал и проверят свои знания по разделу, определят цель, проблему и стратегию; большинство – смогут обобщить свои знания по разделу, выполняя определенные задания по анализу и синтезу; некоторые – определят свои пробелы в знаниях по разделу и определят пути решения этих проблем | Индивидуальная, парная | Самооценивание и оценивание учителя | Выполнение заданий по таксономии Блума вовлекут в работу всех учащихся, но на индивидуальной основе. | Карточки с заданиями, тетрадь для контрольных работ, кроссворд, эл учебник. | |||
35 | Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения | Способствовать формированию знаний по теме | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга |
Индивидуальная, групповая | Взаимооценивание, самооценивание, оценка учителя | Вовлечение всех во время групповой работы | Распечатки, листы А, стикеры, тетрадь | |||
36 | Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). | продолжить формирование навыков определения цели, проблемы урока и выбора стратегии. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга.Ученики– организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Коллективная, индивидуальная и групповая | Взаомооценивание в парах при построении «рыбной кости»;
Групповое оценивание при построении «кластера»; самооценивание и оценивание учителя. |
Вовлечение всех при работе по станциям: «причины введения реформ», «содержание реформ»,
« сравнительный анализ двух реформ»
|
Шаблоны с пустыми ячейками схем: «рыбная кость», «кластер», «диаграмма Вена» на ватманах, маркеры, распечатанные ключевые слова, «кластер»)стикеры, тетрадь, | |||
37 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная и парная при выполнении заданий по таксономии Блума; коллективная | Самооценивание и взаимооценивание | Включение всех в работу при выполнении заданий по таксономии Блума | Готовые таблицы, карточки с заданиями и тетради | |||
дата | Тема урока | Основные цели обучения | Результаты обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Вид оценивания, включая оценивание для обучения | Включение всех детей в обучение | Основные ресурсы |
38 | Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Коллективная, работа в парах, индивидуальная | самооценивание | Составить правила работы в группе. Распределить роли, выполняемые в группе. Обсудить схему развития общества и истории. | Конспект – распечатка; доска, мел (схема развития общества); тетрадь |
39 | Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, коллективная, групповая | Взаимооценивание, оценивание на основе критериев таблицы «Внутренняя и внешняя политика» | Индивидуальная работа в своей тетради.Диаграмма Вена«. Составление схемы «рыбная кость» о причинах и последствиях | Тетрадь, листы А4, маркеры, ИКТ – презентация учителя. |
40 | Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. | Систематизировать знания по теме, способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальное заполнение талиц
Схема «рыбная кость», Диаграмма Вена |
Взаимооценивание по критериям оценивания схем. Самооценивание. | Индивидуальная работа по таблице, групповая по «рыбной кости» и по «диаграмме вена».совместное обсуждение правильности схем. | Ватманы, ИКТ(отрывок из к/ф»кочевник»), маркеры, тетради |
41 | Четвертичный период: эволюция млекопитающих. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная при составлении таблицы. Парная – при анализе двух текстов учебников. | взаимооценивание | Вовлечение каждого ученика при заполнении таблицы. Коллективная работа при парном анализе текстов: работа со стикерами. | Тетрадь, шаблон с пустыми графами таблицы, стикеры, учебники. |
42 | Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все: Изучат материал (каждый на своем уровне), определят цели и задачи урока
Большинство: научатся анализировать текст (сравнивать, высказывать свою точку зрения) и представлять информацию в виде кластера, работать в группе, выберут стратегию.
|
Парная, индивидуальная, коллективная и групповая | Самооценивание, взаимооценивание, сарефлексия | Вовлечение всех во время игры – разминки «Угадайка»;Вовлечение каждого ученика при взаимооценивании теста на этапе контроля знаний; Самоанализ при саморефлексии по вопросам. | Ватманы, учебники двух авторов, маркеры, тетради и листы с заданиями, критериями оценивания постера, саморефлексией. |
43 | Место человека в живой природе. Систематическое положение Homosapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | Обобщить знания по теме и проанализировать последствия принятия подданства. Продолжить работу по формированию навыка определения цели, проблемы урока и выбора стратегии. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная при выполнении уровнего задания и парная при проверке этой работы; групповая по уровням; коллективная | Взаимооцениваниекритериальное, групповое оценивание при взаимообъяснении внутри группы. | Вовлечены все , так как работа представлена по уровневым группам: две группы А, две группы уровня В, две группы уровня С. Задание гр. ур. А : сравнить с помощью диаграммы Вена и сделать выводы по итогам; задание гр. ур. В: составить схему «рыбная кость» Задание гр.ур. С: составить таблицу по сделать вывод о значении темы. | Карточки с уровневыми вопросами и ключи к ним; тетради для контрольных работ; постеры, маркеры, стикеры.
|
44 | Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы и презентуют ее.
Большинство: Научатся работать в группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока.
|
Индивидуальная и групповая | Самооцениваниеивзаимооценивание | Вовлечение всех учащихся при выполнении своей роли в группе | Таблицы – шаблоны с пустыми ячейками, постеры, маркеры, презентация на интерактивной доске |
45 | Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического направлений в эволюции человека. | Продолжить формирование навыка определения проблемы урока; отработать стратегию работы с презентационным текстом и построением кластера; выявить самонаправленность учеников А,В,С.; углубить знания учащихся | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы для государства и для своего развития |
Индивидуальная и групповая | Критериальное, взаимооценивание | Вовлечение всех при групповой работе: у каждого своя часть работы. Задание разделено порционно для каждого. | Презентация, распечатка слайдов, шаблоны
( ключевые слова), постер, маркеры, клей, листы с заданиями, критерии оценивания |
46 | Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни | формировать навык анализа и синтеза знаний, продолжить работу по формированию навыка определения цели, проблемы и стратегии . | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; |
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная | Сам ооценивание, оценка учителя | Вовлечены все в зависимости от уровня знаний такое же и задание выполняют | Листы с заданиями, презентация, шаблоны диаграмм Вена |
47 | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. | Способствовать формированию знаний, продолжить формирование навыка выбора стратегии при изучении материала | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, парная | Самооценивание, оценка учителя, взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении заданий по составлению таблицы в тетради и при парной работе | Тетради, презентационный материал, таблица с пустыми ячейками |
48 | Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский). | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал каждый на своем уровне; определят цель урока; большинство – определят проблему урока и выберут стратегию изучения материала, обратят внимание на особенности этого движения; некоторые – сделают подробный анализ движения и выполнят творческие задания | индивидуальная | Самооценивангие и оценка учителя | Вовлечение всех через выполнение уровневых заданий и при составлении таблицы | Листы с заданиями, шаблон таблицы, тетрадь, таблица на интерактивнй доске для самопроверки |
49 | Круговорот веществ в природе | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
индивидуальная | Самооценивание и взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении уровневых заданий | листы с заданиями, тетрадь |
50 | История формирования сообществ живых организмов, геологическая история материков. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
индивидуальная | Самооценивание и оценка учителя | Вовлечены все при помощи выполнения уровневых заданий | Листы с заданиями, тетрадь, шаблоны «фишбоуна» |
51 | Изоляция, климатические условия, биогеография, основные биомассы суши и Мирового океана, биогеографические области. | Расширить и систематизировать знания,продолжить формирование навыков определения цели, постановки проблемы и выбора стратегии; развивать культуру общения в группе. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная при заполнении таблицы по направлениям культуры; групповая при изучении каждого одного направления культуры и при взаимообъяснении. | Самооценивание, взаимооценивание. | Все включены в работу при изучении материала в групповой форме и при заполнении таблицы по направлениям культуры | Тетрадь рабочая, таблица, презентация и эл. пособие. |
52 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. | Обобщить и систематизировать знания по разделу; продолжить развитие навыков определения цели, проблемы и выбора стратегии. | Все — повторят материал и проверят свои знания по разделу, определят цель, проблему и стратегию; большинство – смогут обобщить свои знания по разделу, выполняя определенные задания по анализу и синтезу; некоторые – определят свои пробелы в знаниях по разделу и определят пути решения этих проблем, а также сумеют определить значимость этого раздела по всему курсу | Индивидуальная, парная | Самооценивание и оценивание учителя | Выполнение заданий по таксономии Блума вовлекут в работу всех учащихся, но на индивидуальной основе. | Карточки с заданиями, тетрадь для контрольных работ, кроссворд, эл учебник. |
53 | Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | Способствовать формированию знаний по теме | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; |
Индивидуальная, групповая | Взаимооценивание, самооценивание, оценка учителя | Вовлечение всех во время групповой работы | Распечатки, листы А, стикеры, тетрадь |
54 | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. | продолжить формирование навыков определения цели, проблемы урока и выбора стратегии. | Все – изучат предпосылки и причины реформ (рыбная кость), определят цели, проблему урока и выберут стратегию. Большинство – определят особенности реформ, самостоятельно составят схему (кластер). Некоторые — проведут сравнительный анализ
( диаграмма Вена) |
Коллективная, индивидуальная и групповая | Взаомооценивание в парах при построении «рыбной кости»;
Групповое оценивание при построении «кластера»; самооценивание и оценивание учителя. |
Вовлечение всех при работе по станциям: «причины введения реформ», «содержание реформ»,
« сравнительный анализ двух реформ»
|
Шаблоны с пустыми ячейками схем: «рыбная кость», «кластер», «диаграмма Вена» распечатка с заданиями, листы саморефлексии. |
дата | Тема урока | Основные цели обучения | Результаты обучения | Формы работы, используемые при активном обучении | Вид оценивания, включая оценивание для обучения | Включение всех детей в обучение | Основные ресурсы |
55 | Интенсивность действия факторов среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Коллективная, работа в парах, индивидуальная | самооценивание | Составить правила работы в группе. Распределить роли, выполняемые в группе. Обсудить схему развития общества и истории. | Конспект – распечатка; доска, мел (схема развития общества); тетрадь |
56 | Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, коллективная, групповая | Взаимооценивание, оценивание на основе критериев таблицы «Внутренняя и внешняя политика» | Индивидуальная работа в своей тетради.Диаграмма Вена«. Составление схемы «рыбная кость» о причинах и последствиях | Тетрадь, листы А4, маркеры, ИКТ – презентация учителя. |
57 | Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – определят цель урока, изучат тему, определят причины и последствия войн;
Большинство – смогут выбрать правильную стратегию изучения темы из предложенных, работают в группе, выполняя свои роли; Некоторые – выведут проблему урока |
Индивидуальное заполнение талиц
Схема «рыбная кость», Диаграмма Вена |
Взаимооценивание по критериям оценивания схем. Самооценивание. | Индивидуальная работа по таблице, групповая по «рыбной кости» и по «диаграмме вена».совместное обсуждение правильности схем. | Ватманы, ИКТ(отрывок из к/ф»кочевник»), маркеры, тетради |
58 | Смена биогеоценозов. Причины смены биогеоценозов; формирование новых сообществ. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная при составлении таблицы. Парная – при анализе двух текстов учебников. | взаимооценивание | Вовлечение каждого ученика при заполнении таблицы. Коллективная работа при парном анализе текстов: работа со стикерами. | Тетрадь, шаблон с пустыми графами таблицы, стикеры, учебники. |
59 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все: Изучат материал (каждый на своем уровне), определят цели и задачи урока
Большинство: научатся анализировать текст (сравнивать, высказывать свою точку зрения) и представлять информацию в виде кластера, работать в группе, выберут стратегию. |
Парная, индивидуальная, коллективная и групповая | Самооценивание, взаимооценивание, сарефлексия | выборе стратегии; обучение критическому мышлению на этапе анализа и сравнения двух текстов. Самоанализ при саморефлексии по вопросам. | Ватманы, учебники двух авторов, маркеры, тетради и листы с заданиями, критериями оценивания постера, саморефлексией. |
60 | Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами население планеты, меры по образованию природных комплексов | Обобщить знания по теме и проанализировать последствия принятия подданства. Продолжить работу по формированию навыка определения цели, проблемы урока и выбора стратегии. | .Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная при выполнении уровнего задания и парная при проверке этой работы; групповая по уровням; коллективная | Взаимооцениваниекритериальное, групповое оценивание при взаимообъяснении внутри группы. | Вовлечены все , так как работа представлена по уровневым группам: две группы А, две группы уровня В, две группы уровня С. Задание гр. ур. А : сравнить с помощью диаграммы Вена и сделать выводы по итогам; задание гр. ур. В: составить схему «рыбная кость» | Карточки с уровневыми вопросами и ключи к ним; тетради для контрольных работ; постеры, маркеры, стикеры.
|
61 | Экологические бедствия планеты Земля. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал (каждый на своем уровне), представят информацию в виде схемы и презентуют ее.
Большинство: Научатся работать в группе, правильно распределять время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме, смогут провести подробную саморефлексию и выведут проблему урока. |
Индивидуальная и групповая | Самооцениваниеивзаимооценивание | Вовлечение всех учащихся при выполнении своей роли в группе | Таблицы – шаблоны с пустыми ячейками, постеры, маркеры, презентация на интерактивной доске |
62 | Контрольная работа за 2-полугодие | Продолжить формирование навыка определения проблемы урока; отработать стратегию работы с презентационным текстом и построением кластера; выявить самонаправленность учеников А,В,С.; углубить знания учащихся | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; рганизуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная и групповая | Критериальное, взаимооценивание | Вовлечение всех при групповой работе: у каждого своя часть работы. Задание разделено порционно для каждого. | Презентация, распечатка слайдов, шаблоны
( ключевые слова), постер, маркеры, клей, листы с заданиями |
63 | Зоны экологических бедствий Казахстана. | формировать навык анализа и синтеза знаний, продолжить работу по формированию навыка определения цели, проблемы и стратегии . | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная | Сам ооценивание, оценка учителя | Вовлечены все в зависимости от уровня знаний такое же и задание выполняют | Листы с заданиями, презентация, шаблоны диаграмм Вена |
64 | Формы взаимоотношений между организмами. | Способствовать формированию знаний, продолжить формирование навыка выбора стратегии при изучении материала | Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга;
Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
Индивидуальная, парная | Самооценивание, оценка учителя, взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении заданий по составлению таблицы в тетради и при парной работе | Тетради, презентационный материал, таблица с пустыми ячейками |
65 | Позитивные отношения – симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал каждый на своем уровне; определят цель урока; большинство – определят проблему урока и выберут стратегию изучения материала, обратят внимание на особенности этого движения; некоторые – сделают подробный анализ движения и выполнят творческие задания | индивидуальная | Самооценивангие и оценка учителя | Вовлечение всех через выполнение уровневых заданий и при составлении таблицы | Листы с заданиями, шаблон таблицы, тетрадь, таблица на интерактивнй доске для самопроверки |
66 | Антибиотические отношения:хищничество,паразитизм,конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм | продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; |
индивидуальная | Самооценивание и взаимооценивание | Вовлечение всех при выполнении уровневых заданий | листы с заданиями, тетрадь |
67 | Использования человеком в хозяйской деятельности принципов организации растений и животных. | Систематизировать знания по теме, повторить и закрепить знания по теме; способствовать формированию аналитического и критического мышления; продолжить формирование навыков выбора стратегии, определения цели и проблемы урока | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этой темы |
индивидуальная | Самооценивание и оценка учителя | Вовлечены все при помощи выполнения уровневых заданий | Листы с заданиями, тетрадь, шаблоны «фишбоуна» |
68 | Формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы). | Расширить и систематизировать знания,продолжить формирование навыков определения цели, постановки проблемы и выбора стратегии; развивать культуру общения в группе. | Все – изучат материал и ответят на вопрос проблемы, определят цель урока;
Большинство – научатся определять проблему, выбирать правильную стратегию и самостоятельно строить кластер, оценивать работу друг друга; Некоторые – организуют работу группы, определят значимость изучения этойтемы |
Индивидуальная при заполнении таблицы по направлениям культуры; | Самооценивание, взаимооценивание. | Все включены в работу при изучении материала в групповой форме и при заполнении таблицы по направлениям культуры | Тетрадь рабочая, таблица, презентация и эл. пособие. |