ГЛАВНАЯ Образцы планов История 5 класс всемирный история краткосрочный план по обновленной программе КСП

5 класс всемирный история краткосрочный план по обновленной программе КСП

116
0

Краткосрочный план урока   № 1

Школа:
Дата:«____»____________20___г. ФИО учителя:
Класс:5 «____» класс. Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока: Как появился первый человек
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе  различных теорий;

5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цели урока: объяснять происхождение человека на основе  различных теорий

объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цели обучения

учащихся

Все учащиеся смогут:

учащиеся смогут объяснять, как произошел человек

учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей Большинство учащихся будут уметь:

Знает виды исторических источников

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений,

самостоятельно выполнять наблюдение за информациями

Критерии успеха  Умеют находить и использовать нужную информацию.

Знает как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Будут уметь работать над идей произведений

решения проблемных ситуаций

-потребности в творческой деятельности

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные

знания

Можно ссылаться на любые предварительные знания по другим дисциплинам, например, предмет  познание мира – знания о возникновении первых  людей, в науке — знания, связанные с объяснением происхождения видов и теорией эволюции, в географии — знания о формировании континентов и изменениях в климате, и знания, связанные с изучением создания мифов в рамках религиозных традиций.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
 

Начало урока

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Ребята, вам нравится   история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?

Ассоциация к слову                          

История

 

 

 

3

Работа с кластерами

История

 

Первыми использовали греки и арабы

Геродот и СымаЦянь

 

 

Запад                              Восток

Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения.

Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся  определить наиболее вероятную теорию.

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошёл…,так как…»

Иллюстрации, видео показывающие разные теории о происхождении человека. Рисунок, показывающий эволюцию человека от гоминид до современного человека.

http://www.mhealth.ru/health/healthnews/evolyucziya-cheloveka-prodolzhaetsya/

 

Ссылка на видео о происхождении человека: https://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM

 

Критерии успеха Используя учебники, заполняют таблицу в группе.

Презентуют работы, отвечают на вопросы

 

 

Середина урока

 

По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

:

 

 

Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.

Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.

Древнейшие люди — к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.

Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.

Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его..

Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.

У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.

Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки.

К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.

В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем).

Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам.

Анализ и обсуждение.

Защита мини-проектов (постеров)

Ответы на проблемные вопросы.

Критерии оценивания:

·         Учащиеся  объясняют происхождение человека на основе  различных теорий

Дескрипторы:

1.      Группа изучила одну теорию.

2.      Использовали различные ресурсы.

3.      Подготовили мини-проект.

4.      Провели защиту мини проекта.

Ответили на проблемные вопросы

 

Работа в группах. Метод «карусель»

Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита».

Презентация выполненной работы.

— если я вас правильно понял то…?

— по вашему выступлению я пришел к выводу что..

— так вы утверждаете что…?

1.      Составление кластеров

Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке

Какой теории вы доверяете и почему?

работа с учебным пособием

школьная лекция

Работа с учебником – запись в тетради

Составление антропологической карты

Австралопитек –

Питекантроп

Синантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Человек разумный

составление кластера (коллажа)

Напишите рассказ как человек заселили территорию Казахстана

Учащиеся выступают в группах, они отвечают на предложенные вопросы, при этом учащиеся должны не просто передать информацию по увиденному, но объединить информацию в систему, анализируя всё увиденное. Цель предполагает прогнозирование, поэтому учащиеся должны предположить,как появился первый человек

, исходя из личных наблюдений.

Ответы одной группы оцениваются другой, чьи ответы, в свою очередь, оценивает следующая группа и так по кругу.

Ф  взаимооценивание (по дескрипторам)

 Для цели обучения 7.СГ4.

Критерии оценивания Дескриптор
Демонстрирует понимание   основной информации увиденного.

 

Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного.

 

-определяет главную и второстепенную ин

Информацию материала;

 

 

 

 

-делает вывод о  появлениях первого человека на земле, приводя аргументы.

Учебник:

Слайд

Карточки

 

Критерии успеха отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме
Конец урока

 

Работа учащихся в группах с использованием различных источников

Составляют схему

Теперь давайте обобщим изученное и составим схему родословного древа современного человека «древо человека»)

 

 

Историческое эссе

Вопросы для закрепление урока;

  1. что означает слово история
  2. Кого мы называет отцами истории
  3. Кого называют шежиреши, а кого летописцами
  4. Зачем нужно изучать историю

 

Г) Приготовьте заранее и раздайте группам по 4 карточки с названиями форм общественной организации (стадо, род, община, племя). Предложите учащимся разложить карточки в  хронологическом порядке. Возможно, не все учащиеся выполнят данное задание верно. После этого раздайте учащимся карточки с определениями предложенных ранее терминов и снова попросите разложить карточки с терминами в соответствующей последовательности.

(Г) Учащимся  предлагается в группах (можно провести жеребьёвку) изобразить одну из форм объединения людей в виде пантомимы: человеческое стадо, род, община, племя, используя их краткое описание.

После показа пантомим, учитель предлагает учащимся сделать аргументированный вывод об изменениях в жизни первобытных людей.

Критерии оценивания:

·         учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей

Дескрипторы:

1.      Артистичность учащихся.

2.      Отражение различий  форм объединения людей в пантомиме.

3.      Делают выводы.

(ИС) В результате исследования учащиеся смогут  анализировать различные теории о происхождении человека и делать аргументированные выводы.

Рефлексия урока. Учитель предлагает начать заполнение таблицы «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ) по проблеме урока.

 

Критерии успеха умение составлять характеристику географического положения.
Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

Целое и части  презентация задания

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

№1:

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 

 

 

 

Краткосрочный план урока   №2

 

 

 

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1A: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: 5 Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми?
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.2.1 – использовать понятие «первобытное искусство» для описания образа жизни древнейших людей;

5.2.1.2 – знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия

Цель обучения учащихся знать понятие «первобытное искусство» для описания образа жизни древнейших людей

знать  древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия

Цели урока учащиеся, используя образцы первобытно искусства, описывают жизнь первых людей

учащиеся знают и различают древние религиозные верования.

Языковые цели

 

Учащиеся смогут:

участвовать в дискуссиях о теориях и гипотезах, изложенных в исторических источниках

Привитие ценностей

 

 

Свобода, равенство, национальное самосознание, патриотизм
Межпредметные связи Возможна межпредметная связь с географией, историей Казахстана и экономикой
Предварительные знания

 

Можно ссылаться на любые предварительные знания по другим дисциплинам, например, предмет  познание мира – знания о возникновении первых  людей, в науке — знания, связанные с объяснением происхождения видов и теорией эволюции, в географии — знания о формировании континентов и изменениях в климате, и знания, связанные с изучением создания мифов в рамках религиозных традиций.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
Начало урока

7 минут

 

(ПСМ) Приглушите освещение в классной комнате, попросите учащихся закрыть глаза и в тишине предложить представить воображаемое путешествие, изложенное в заметках по методике преподавания. Попросите учащихся открыть глаза и перемещайте луч электрического фонарика по комнате, как это сделали бы исследователи новой пещеры. Продолжайте рассказ, объясняя учащимся, что теперь они будут приспосабливаться к искусственному свету после пребывания в темноте.

(К) Затем покажите фотографии наскальных рисунков в пещере Ласко или проведите виртуальный тур.  Объясните, что эти рисунки были обнаружены детьми во Франции в 1940 году. Попросите учащихся в парах  записать

·          что они видят

·          что чувствовали первооткрыватели, когда они впервые увидели эти  рисунки.

Запишите на доске (флипчарте) и покажите предположения пар учащихся для обсуждения со всем классом.

 

Составление хронологической карты (кластера) каменного века

Значение орудий труда

Какие изменения произошли в каменном веке с природными условиями

Работа со словарем

Запишите новые термины

Палеолит

Мезолит

Неолит

Чоппер

Чоппенг

Запись в тетради

Составление схем и таблиц

 

 

Картинки пещера Ласко

https://yandex.kz/images/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B5%20%D0%9B%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE&stype=image&lr=163&noreask=1&source=wiz

Середина урока

3 минуты

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

15 минут

 

(К) Раздайте учащимся современные фотографии, показывающие, охоту животных. Попросите пары сравнить фотографии и наскальные рисунки, изображающие охоту и подумать, можно ли определить каких-либо животных на этих рисунках.

(К) Скажите, что, по мнению ученых, рисунки были сделаны примерно 25 000 лет назад в древнем каменном веке (эпоха палеолита), и они являются первыми известными образцами первобытного искусства.

(П) Попросите пары обсудить, что, по их мнению, эти рисунки могут сказать нам о людях, живших в тот исторический период. Обсудите предположения  всем классом.

Критерии оценивания:

·         учащиеся, используя образцы первобытно искусства, описывает жизнь первых людей

Дескрипторы:

1.      Отвечает на поставленные вопросы.

2.      Приводит примеры.

3.      Делает вывод.

Видео о пещере Ласко https://www.youtube.com/watch?v=UnSq0c7jM-A&list=PLmw4e5DUo0L3F7JPskvC3gKYrLEN7MwGH

 

Конец урока

5 минут

 

 

8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

(К) Рассмотрите причины (из колонки ресурсов) возникновения этих рисунков по версии историков. Обсудите, какие причины, по мнению большинства учащихся, являются наиболее  убедительными.

(П) Раздайте карточки с определениями (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия) и попросите учащихся соотнести определение с соответствующим рисунком.

(К)Обсудите с классом причины возникновения первых религиозных представлений людей.

Критерии оценивания:

·         учащиеся знает и различает древние религиозные верования.

Дескрипторы:

1.      Правильно соотносит карточки.

2.      Приводит примеры.

3.      Делает вывод.

Рефлексия урока.

Светофор. Зеленые карточки сдают учащиеся, которым все понятно. В желтых карточках пишут вопрос по теме урока,  сдают учителю, в красных пишут замечания по уроку.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь