ГЛАВНАЯ Образцы планов CОР и СОЧ | ЖБ ҚБ ФО Химия 8 класс Сборник заданий для формативного оценивания

ФО Химия 8 класс Сборник заданий для формативного оценивания

605
0

ПРОЕКТ
Сборник заданий для формативного оценивания
Химия
8 класс
1
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 4
Раздел 8.1 «Движение электронов в атомах» …………………………………………………………………….. 4
Раздел 8.1 «Формулы веществ и уравнения химических реакций»…………………………………… 10
Раздел 8.1 «Сравнение активностей металлов» ……………………………………………………………….. 16
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 19
Раздел 8.2 «Количество вещества»………………………………………………………………………………….. 19
Раздел 8.2 Стехиометрические расчеты»…………………………………………………………………………. 20
Раздел 8.2 «Знакомство с энергией в химических реакциях» …..…………………………….. 22
Раздел 8.2 «Водород. Кислород и озон» ………………………………………………………………………….. 25
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 31
Раздел 8.3 «Периодическая система химических элементов»…………………………………………… 31
Раздел 8.3 «Виды химических связей»…………………………………………………………………………….. 33
Раздел 8.3 «Растворы и растворимость» ………………………………………………………………………….. 37
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………….. 41
Раздел 8.4А «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь» ………….. 41
Раздел 8.4В «Углерод и его соединения» ………………………………………………………………………… 45
Раздел 8.4С «Вода» ………………………………………………………………………………………………………… 50
3
ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел/Тема 8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения 8.1.3.1 Понимать, что электроны в атомах распределяются
последовательно по энергетическим уровням на
возрастающем расстоянии от ядра
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет распределение электронов по
энергетическим уровням
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания 1. На каждом энергетическом уровне в атоме может находиться максимальное число
электронов. a) Запишите формулу для вычисления количества электронов__________________. b) Назовите, электронное строение, какого элемента изображено на рисунке.
с) Используя формулу (задание 1(а)), заполните таблицу по образцу:
Энергетический уровень Максимальное число
электронов
Пример атома, у которого
заполнен этот уровень 1 Ne 2* 32=18
Дескриптор Обучающийся
− записывает формулу расчёта количества электронов;
− определяет элемент по электронному строению;
− определяет энергетический уровень;
− определяет максимальное число электронов на энергетическом
уровне;
− приводит примеры.
4
ПРОЕКТ
2. На рисунке изображено размещение электронов на энергетических орбиталях.
Используя данный рисунок, заполните пустые клетки таблицы:
Название
элемента
Символ
элемента
Поряд
ковый
номер
Общее
число
электронов
Энергетически
е уровни
Электронное
строение
Число
валентных
1 2 3 4 электронов
кислород
S
17
11
2 8 5
2, 8, 8, 2
0 4
Дескриптор Обучающийся
− вычисляет максимальное количество электронов на
энергетическом уровне;
− определяет элемент по числу электронов.
3.
Электронное строение A 2 8 18 7 — — B 2 8 7 — — — C 2 8 8 18 7 — D 2 7 — — — — E 2 8 18 32 18 7 1. Электронное строение соответствует элементу, с наибольшим радиусом
атома___. 2. Электронное строение соответствует элементу, с наименьшим радиусом
атома___. 3. Электронное строение соответствует элементу третьего периода ____. 4. Определите элементы, которые имеют соответствующее электронное строение: A — B — C — D — E — 5. Элементы какой группы приведены в данной таблице?
Дескриптор Обучающийся
− определяет элемент по числу электронов;
− определяет элемент по электронному строению в
периодической системе.
5
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения 8.1.3.4 Уметь писать электронные конфигурации и
электронно-графические формулы первых 20
химических элементов
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет электронные конфигурации и
электронно-графические формулы первых 20
химических элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Используя приведённые примеры, заполните данную ниже таблицу:
Символ элемента Электронная
конфигурация
Электронно-графическая
формула H 1s2 1s2 Li 1s22s2 B 1s22s22p3
Дескриптор Обучающийся
− определяет элементы по электронным и электроннографическим формулам;
− составляет электронные конфигурации;
− составляет электронно-графические формулы;
6
ПРОЕКТ
2. Заполните и допишите электронную и электронно-графическую формулу
элемента с атомной массой 20.
Дескриптор Обучающийся
− дописывает электронную конфигурацию элемента с атомной
массой 20;
− заполняет электронно-графическую формулу элемента с
атомной массой 20.
7
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1А Движение электронов в атомах
Цель обучения 8.1.3.5 Понимать, что атомы могут принимать или терять
электроны, что приводит к образованию ионов
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет образование ионов путём принятия или
отдачи электронов атомами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Заполните таблицу, характеризующую ионы.
Ион
лития
Ион
бериллия
Ион
кислорода
Ион
фтора
Ион
натрия
Число
протонов 8
Общее
число
электронов 10
Общий
заряд иона -2
Электронное
строение
иона 2,8 1. Напишите определение понятия ион. _____________________________________________________________________ 2. Объясните, как образуются ионы. _____________________________________________________________________ 3. Объясните, какие из атомов отдают, какие принимают электроны, при
образовании ионов из металов и неметаллов. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− заполняет таблицу, характеризующую ионы;
− формулирует определение иона;
− объясняет образование ионов;
− объясняет, какие атомы отдают, а какие принимают
электроны.
8
ПРОЕКТ
2. Фосфор образует ионы путем отдачи и приема электронов.
Закрасьте соответствующее количество электронов для атома и ионов фосфора на данных
схемах электронного строения.
Дескриптор Обучающийся
− обозначает электроны для атома фосфора;
− обозначает электроны для иона Р+5;
− обозначает электроны для иона Р-3.
9
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1В Формулы веществ и уравнения химических
реакций
Цель обучения 8.2.3.1 Вычислять массовые доли элементов в составе
вещества, выводить формулы веществ по
массовым долям элементов
Критерий оценивания Обучающийся
• Вычисляет массовые доли элементов в составе
вещества, выводит формулы веществ по массовым
долям элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. На рисунке цифрами обозначены массовые
доли элементов, входящих в состав хлорида
аммония (NH4Cl).
Найдите соответствие между этими цифрами и
массовой долей каждого элемента (на основе
расчета). 1._______ 2. ________ 3. _________
Дескриптор Обучающийся
− рассчитывает массовые доли элементов в составе хлорида
аммония;
− соотносит массовые доли элементов с диаграммой. 2. a) Рассчитайте и определите, на какой диаграмме распределение массовых
долей элементов соответствует количественному составу карбоната лития.
Ответ _____________ b) Определите, на какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NH4NO3.
10
ПРОЕКТ
Ответ ________________ c) Рассчитайте, в каком соединении массовые доли кислорода и серы отличаются в
2 раза. SO2 H2SO4 SO3 K2SO3
Дескриптор Обучающийся
− определяет массовые доли элементов карбоната лития;
− определяет массовые доли элементов нитрата аммония;
− определяет соединение с соотношением кислорода и серы в 2
раза. 3. Определите простейшую формулу соли, которая состоит из массовых долей:
калий — 26,53 % , хром — 35,37 % , кислород — 38,10 %
Дескриптор Обучающийся
− определяет формулу соли по массовым долям элементов.
11
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 81В Формулы веществ и уравнения химических реакций
Цель обучения 8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет уравнение реакции согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. a) Рассчитайте число атомов в реагентах и продуктах реакции.
Реагенты Продукты
С — O — H — С — O — H — b) Внимательно рассмотрев рисунок, запишите обобщённое уравнение реакции.
Расставьте коэффициенты. ______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− рассчитывает число атомов реагентов и продуктов реакции;
− записывает уравнение реакции;
− составляет формулы согласно валентности;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов. 2. Допишите уравнение реакции, вставив вместо знаков “?” необходимые символы
элементов или формулы веществ. Ca + 2HCl → Ca”?” + H2 __________________________________________________ 2Mg + “?” → 2MgO __________________________________________________
12
ПРОЕКТ 2H2”?” + 3O2 → 2H2O + 2SO2 __________________________________________________ Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3”?”O __________________________________________________ CaCl2 + 2NaOH → Ca(OH)2 + 2Na”?” __________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнения реакций, заполняя пропуски.
13
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 81В Формулы веществ и уравнения химических реакций
Цель обучения 8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет уравнение реакции согласно
классификации: по числу и составу исходных и
образующихся веществ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Заполните пропуски в предложениях, используя рисунки.
• Взаимодействие одного или нескольких простых и сложных веществ называется
реакцией _____________.
А + B → AB
Пример:
водород + кислород → пероксид водорода
• Разложение сложного вещества на несколько простых называется реакцией _____________ .
AB → А + B
Пример:
вода → водород + кислород
• Взаимодействие двух сложных веществ, приводящее к образованию новых двух
сложных веществ называется реакцией _____________.
AB + СD → АD + CB соединение 1 + соединение 2 → соединение 3 + соединение 4
Пример:
соляная кислота + гидроксид натрия → хлорид натрия + вода
• Взаимодействие простого вещества со сложным, при котором образуется новое
простое и новое сложное вещество называется реакцией_____________.
14
ПРОЕКТ
A + CB → АB + C элемент 1 + соединение 1 → соединение 2 + элемент 2
Пример:
цинк + сероводород → сульфид цинка + водород
Дескриптор Обучающийся
− классифицирует химические реакции по числу и составу
исходных и образующихся веществ.
2. На рисунке приведены реагенты и продукты протекающей реакции.
Определите тип реакции и напишите уравнение реакции.
Тип реакции ______________
Уравнение реакции:
______ + _______ → ______ + _______
Тип реакции ______________
Уравнение реакции: ___ _______ → _______ + ________
Дескриптор Обучающийся
− определяет тип реакции;
− записывает уравнение реакции;
− уравнивает реакцию, с помощью коэффициентов.
15
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения 8.2.4.3 Исследовать факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет факторы, влияющие на коррозию
металлов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание a) Объясните термин «коррозия». _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ b) Внимательно рассмотрите данный рисунок и запишите факторы,
• способствующие коррозии ___________________________________
• препятствующие коррозии ___________________________________.
Дескриптор Обучающийся
− описывает термин «коррозия»;
− выделяет факторы, способствующие коррозии;
− выделяет факторы, препятствующие коррозии.
16
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения 8.2.4.8 Прогнозировать возможность протекания
незнакомых реакций замещения металлов,
используя ряд активности металлов
Критерий оценивания Обучающийся
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
водой, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
кислотами, используя ряд активности металлов
• Записывает реакцию взаимодействия металлов с
солями, используя ряд активности металлов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Допишите уравнения возможных реакций. Расставьте коэффициенты. A) Al + HCl = B) Na + H2O = C) Zn + H2 SO4 = D) Ag + H2O = E) Mg + CuSO4 = F) Hg + AgNO3 =
Дескриптор Обучающийся
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций активных
металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций не
активных металлов с водой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
кислотой;
− используя ряд активности металлов, составляет уравнения реакций металлов с
солями.
17
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.1С Сравнение активностей металлов
Цель обучения 8.2.2.5 Составлять уравнения реакций металлов с кислотами
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет уравнения реакций металлов с кислотами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Напишите реакции трёх металлов различной активности с раствором серной кислоты,
используя ряд активности металлов.
Расставьте коэффициенты. 1. 2. 3.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнения химических реакций, используя ряд активности
металлов;
− расставляет коэффициенты.
18
ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел/Тема 8.2А Количество вещества
Цель обучения 8.1.1.2 Уметь вычислять молярные массы соединений
Критерий оценивания Обучающийся
• Вычисляет молярные массы соединений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите численное значение молярной массы. 1. водорода М ( ) = 2. воды М ( ) = 3. оксида азота (IV) М ( ) = 4. нитрата железа (III) М ( ) = 5. кристаллогидрата медного купороса М(CuSO4•5H2O) =
Дескриптор Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− указывает единицы измерения.
19
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2.В Стехиометрические расчеты
Цель обучения 8.2.3.5 Вычислять массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций
Критерий оценивания Обучающийся
• Вычисляет массу, количество вещества по уравнениям
химических реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Вычислите массу и количество вещества серы, необходимую для получения оксида серы
(IV) количеством вещества 8 моль (S + O2 = SO2).
2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством
вещества 1,2 моль (2Li+ Cl2 = 2LiCl).
3. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера
массой 12,8 г (2Na + S = Na2S).
4. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 3,1г
Дескриптор Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет массу по уравнениям химических реакций;
− вычисляет количество вещества по уравнениям химических реакций.
20
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2.В Стехиометрические расчеты
Цель обучения 8.2.3.7 Вычислять относительную плотность газов и
молярную массу вещества по относительной
плотности
Критерий оценивания Обучающийся
• Вычисляет относительную плотность газов и
молярную массу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания 1. Вычислите относительную плотность аммиака (NH3) по водороду.
Дано: Решение:
Ответ:
2. Определите молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18, 2%
водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57. Рассчитайте
молярную массу полученного соединения.
3. Вычислите молярную массу двухатомного газа, относительная плотность которого по
воздуху 1,103. Назовите этот газ.
Дескриптор Обучающийся
− вычисляет молярные массы соединений;
− правильно использует значения, данные по условию задачи;
− вычисляет относительную плотность газов.
21
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
Цель обучения 8.3.1.2 Объяснять причины парникового эффекта и
предлагать пути решения
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает причины парникового эффекта и
предлагает пути решения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя данную схему, опишите причины парникового эффекта.
Предложите пути решения.
Причины: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Пути решения: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает причины парникового эффекта;
− предлагает пути решения проблемы.
22
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
Цель обучения 8.3.1.3 Знать, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Составьте определения химических реакций, используя данные рисунки.
Определение: ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Определение: ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение экзотермической реакции;
− записывает определение эндотермической реакции.
2. Классифицируйте химические реакции по тепловому эффекту:
а) 2HBr →H2 + Br2 — 70 КДж b) 2NO + O2 →2NO2 + 117,2 КДж c) CaCO3 → CaO + CO2 -158,2 КДж d) 2CO + O2 → 2CO2 + 569,4 КДж e) 2H2 + O2 → 2H2O + 572,8 КДж
Дескриптор Обучающийся
− определяет уравнения экзотермической реакции;
− определяет уравнения эндотермической реакции.
23
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2С Знакомство с энергией в химических реакциях
Цель обучения 8.3.1.5 Объяснять изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет изменение энергии с точки зрения
кинетической теории частиц
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На графиках изображены реакции (а и б), протекающие с изменением теплового
эффекта.
Объясните изменение теплового эффекта с точки зрения кинетической теории частиц.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для экзотермической реакции;
− описывает изменение теплового эффекта с точки зрения
кинетической теории частиц для эндотермической реакции.
24
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения 8.4.2.1 Уметь получать водород и изучать его свойства и
применение
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает способ получения водорода, его
свойства и называет области применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Какие вещества используются для получения водорода?
Напишите уравнение соответствующей реакции. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− записывает вещества, необходимые для получения водорода;
− записывает уравнение реакции.
2. Объясните, какими способами можно собрать водород и почему. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает 1 способ собирания водорода;
− описывает 2 способ собирания водорода.
25
ПРОЕКТ 3. Напишите уравнения реакций, показывающие химические свойства водорода.
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия водорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия водорода со сложными
веществами.
4. Составьте схему «Области применения водорода».
Дескриптор Обучающийся
− перечисляет области применения водорода;
− изображает перечисленные области применения в виде схемы.
26
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения 8.4.2.3 Уметь получать кислород и изучать его свойства
и применение
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает способ получения кислорода, его
свойства и называет области применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Опишите процесс получения кислорода, используя рисунок.
Что изображено под цифрой 1, и с какой целью это вещество используется?
Напишите уравнение реакции. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает способ получения кислорода из перманганата
калия;
− указывает вещество под цифрой 1 и называет его функцию;
− записывает уравнение реакции. 1
27
ПРОЕКТ
2. Напишите уравнения реакций между данными веществами.
Расставьте коэффициенты.
Уравнение реакции
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнение взаимодействия кислорода с простыми
веществами;
− записывает уравнения взаимодействия кислорода со сложными
веществами.
3. Перечислите области применения кислорода.
Дескриптор Обучающийся
− перечисляет области применения кислорода;
− заполняет схему — области применения.
28
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.2D Водород. Кислород и озон
Цель обучения 8.4.2.4 Сравнивать состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните данную таблицу свойств кислорода и озона.
№ Свойства вещества Кислород Озон 1 Химическая формула 2 Молекулярная масса 3 Агрегатное состояние 4 Цвет 5 Запах 6 Растворимость в воде 7 Окислительные свойства 8 Значение в природе
Дескриптор Обучающийся
− записывает свойства кислорода;
− записывает свойства озона.
29
ПРОЕКТ
3 четверть
Раздел/Тема 8.3А Периодическая система химических элементов
Цель обучения 8.2.1.2 Понимать, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет, что элементы одной группы содержат на
внешнем уровне одинаковое количество электронов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания 1. Химическому элементу VIA-группы соответствует схема распределения
электронов:
1) Рис. 1, 3
2) Рис. 2, 4
3) Рис. 3, 4 4) Рис. 1, 4 2. Среди данных ниже билетов, выберите билеты из одного купе. (a) (b) (c)
Дескриптор Обучающийся
− определяет положение элемента по электронному строению
последнего уровня;
− выбирает билеты из одного купе.
30
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3А Периодическая система химических элементов
Цель обучения 8.2.1.4 Характеризовать химический элемент по положению
в периодической системе
Критерий оценивания Обучающийся
• Даёт характеристику химического элемента по
положению в периодической системе.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Следующие группы элементов ZRD, PSIF, JXBE, LHT, QKA, WOV, GUN, YMC являются
совокупностью элементов одной группы. (Данный набор букв не соответствует знакам химических элементов)
Определите группу этих элементов и разместите их по порядку.
U имеет всего 6 электронов элемент F — газ
I2A формула простейшего оксида Атомная масса элемента Х больше
атомной массы F на одну единицу
у элемента Р по сравнению с элементом
S больше плотность
L щелочно-земельный элемент с атомной
массой равной 40
S щелочной металл Y амфотерный элемент
Е инертный газ O галоген
W жидкий элемент атомная масса Т больше атомной массы H
Z имеет самую меньшую атомную массу
в группе
атомная масса Q в 2 раза больше атомной
массы А
В имеет 10 протонов атомная масса І больше атомной массы S
О имеет большую атомную массу по
сравнению с V
атомная масса M меньше атомной массы А
на одну единицу
D самая большая атомная масса в группе электроны элемента N расположены на 3
энергетических уровнях
C имеет 5 электронов на последнем слое атомный радиус элемета K самый большой
в группе
Дескриптор Обучающийся
− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы одной группы.
31
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3А Периодическая система химических элементов
Цель обучения 8.2.1.6 Знать естественные семейства химических элементов
и приводить примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет элементы одного естественного семейства
и приводит примеры щелочных металлов, галогенов,
инертных газов.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя приведенную ниже диаграмму, определите:
(а) букву и группу, указывающую на щелочной металл, и напишите электронную
конфигурацию его внешнего слоя; _____________________________________________________________________________ (b) букву и группу, указывающую на щелочноземельный металл, и напишите
электронную конфигурацию его внешнего слоя; _____________________________________________________________________________ (c) букву и группу, указывающую на благородный газ, и напишите его электронную
конфигурацию внешнего слоя; _____________________________________________________________________________ (d) букву и группу, указывающую на галоген, и напишите его электронную конфигурацию
внешнего слоя; _____________________________________________________________________________ (e) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p3; _____________________________________________________________________________ (f) букву и группу элемента, если электронная конфигурация его внешнего слоя s2p1. _____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− дает характеристику химического элемента по положению в
периодической системе;
− определяет группу химического элемента;
− определяет элементы естественного семейства.
32
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3В Виды химических связей
Цель обучения 8.1.4.1 Объяснять образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет образование ковалентной связи между
атомами на основе электроотрицательности.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя справочный материал, заполните таблицу.
№ Молекула X
значение
электроот
рицательн
ости X
значение
электроот
рицательн
ости
ΔΧ
разность
значений
электроотри
цательности
Тип связи Обозначение 1. PCl3 P= 2.1 Cl=3.0 0.9 Ков.
полярная
Рσ+-Сl σ- 2. CH4 C= H= 3. NaCl Na= Cl= 4. PH3 P= H= 5. NO2 N= O= 6. CaO Ca= O= 7. H2O H= O= 8. KF K= F= 9. Cl2 Cl= Cl
Дескриптор Обучающийся
− определяет значение электроотрацательности по таблице;
− определяет значение ΔΧ (разность электроотрицательностей);
− определяет тип связи каждого соединения;
− использует правильные обозначения;
− заполняет таблицу.
33
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3В Виды химических связей
Цель обучения 8.1.4.2 Описывать механизм образования ионной связи и
предсказывать свойства ионных соединений
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает механизм образования ионной связи и
предсказывает свойства ионных соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1) Изобразите распределение электронов для MgO, LiCl, Na2O, MgF2.
2) Покажите с помощью стрелочки процесс передачи электронов.
3) Изобразите распределение электронов для образовавшихся ионов, поставьте их заряд за
квадратными скобками.
Дескриптор Обучающийся
− изображает распределение электронов для данных атомов;
− показывает с помощью стрелочки процесс передачи
электронов;
− изображает распределение электронов для образовавшихся
ионов;
− записывает заряд ионов за квадратными скобками.
34
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3В Виды химических связей
Цель обучения 8.1.4.3 Объяснять зависимость свойств веществ от типа
решётки
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет зависимость свойств веществ от типа
решётки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания 1. Внимательно изучите данную таблицу.
Выберите типы кристаллических решёток, для которых характерны высокая и низкая
температуры плавления.
Проводят ли соединения с такой кристаллической решёткой электрический ток?
Ответ обоснуйте.
Тип
кристалли
ческой решётки
Примеры
(формулы)
Температура
плавления (°C)
Температура
кипения (°C)
ионная
NaCl
CaF2
801
1418
1413
2533
мeталлическая
Hg
Na
Au
W
-39
371
1064
3410
630
883
2856
5660
атомная
BC
(алмаз)
SiO2
2076
3500
1600
3927
3930
2230
молекулярная
H2
I2
NH3
H2O
-259
114
-78
0
-253
184
-33
100
Ответ: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− выбирает тип кристаллической решётки с высокой
температурой плавления;
− выбирает тип кристаллической решётки с низкой
температурой плавления;
− объясняет электропроводность данных веществ.
35
ПРОЕКТ 2. На приведенных схемах изобразите типы кристаллических решеток- ионная,
атомная, металлическая и молекулярная.
Дескриптор Обучающийся
− изображает схему ионной кристаллической решётки;
− изображает схему атомной кристаллической решётки;
− изображает схему металлической кристаллической решётки;
− изображает схему молекулярной кристаллической решётки.
36
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3С Растворы и растворимость
Цель обучения 8.3.4.1 Классифицировать вещества по растворимости в воде
Критерий оценивания Обучающийся
• Разделяет вещества по растворимости в воде
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
А В 1. Как влияет температура на растворимость веществ?
Используя рисунок А, поясните свой ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Определите по рисунку B, где может образоваться насыщенный и ненасыщенный
раствор. Обоснуйте свой ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.
37
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3С Растворы и растворимость
Цель обучения 8.3.4.4 Рассчитывать растворимость вещества на 100 г воды,
используя технику выпаривания, сравнивать
полученные результаты со справочными данными
Критерий оценивания Обучающийся
• Рассчитывает растворимость вещества на 100г воды
• Использует технику выпаривания
• Сравнивает полученные результаты со справочными
данными
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На рисунке (слева) показан раствор соли в воде, справа сухая соль после выпаривания.
Рассчитайте растворимость этой соли в 100 г воды. Полученное значение соответствует
растворимости данной соли при 30oC.
Определите по графику, какая эта соль.
Определите к какому типу (по насыщенности) относится исходный раствор.
38
ПРОЕКТ
Дескриптор Обучающийся
− объясняет, как влияет температура на растворимость веществ;
− различает насыщенный и ненасыщенный растворы.
39
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.3С Растворы и растворимость
Цель обучения 8.3.4.5 Вычислять массу растворенного вещества по известной
массе раствора с определённой массовой долей
растворенного вещества
8.3.4.6 Рассчитывать молярную концентрацию вещества в
растворе
Критерий оценивания Обучающийся
• Вычисляет массу растворенного вещества по известной
массе раствора с определённой массовой долей
растворенного вещества
• Рассчитывает молярную концентрацию вещества в
растворе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя данную схему, выполните следующие задания: A – определите составные части раствора; В – рассчитайте
С, D – составьте задачи на растворы; E, F – рассчитайте
Дескриптор Обучающийся
− определяет составные части раствора;
− вычисляет массу растворенного вещества по известной массе
раствора с определённой массовой долей растворенного вещества;
− рассчитывает молярную концентрацию вещества в растворе;
− составляет задачи.
40
ПРОЕКТ
4 четверть
Раздел/Тема 8.4А Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь
Цель обучения 8.3.4.7 Знать классификацию и свойства оксидов и
составлять уравнения реакций, характеризующие их
химические свойства
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет классификацию и свойства оксидов и
составляет уравнения реакций, характеризующие их
химические свойства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Даны вещества: CaO, Н2SO4, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Na2O, Ca(OH)2, CO2, N2O,
МgO, SO3, Na2SO4, ВаO, CaCO3, Mn2O7, KOH, CO, Fe(OH)3, Al2O3,
Выберите из перечня формулы оксидов и распределите их на группы, согласно
классификации.
Дескриптор Обучающийся
− определяет формулы всех оксидов;
− распределяет оксиды на группы.
2. Впишите в пустые ячейки уравнения реакций, характеризующие химические свойства
оксидов, согласно данному ниже шаблону.
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнения, характерные для основных оксидов;
− записывает уравнения, характерные для кислотных оксидов.
оксиды
аааа аааа аааа
41
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4А Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь
Цель обучения 8.3.4.8 Знать и понимать классификацию, свойства кислот и
составлять уравнения реакций характеризующие их
химические свойства
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет классификацию и свойства кислот и
составляет уравнения реакций, характеризующие их
химические свойства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Составьте формулы кислот, пользуясь карточками.
Классифицируйте кислоты и напишите названия кислот.
Дескриптор Обучающийся
− составляет формулы кислот;
− распределяет кислоты на группы;
− называет кислоты.
2. «Оживите схему». Напишите реакции, соответствующие схеме.
Расставьте коэффициенты и назовите полученные соли. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− записывает уравнение реакции кислоты с металлом;
− записывает уравнение реакции кислоты с основным оксидом;
− записывает уравнение реакции кислоты с основанием;
− записывает уравнение реакции кислоты с солью.
Н Н2 Н3 S Cl NO3 SO4 PO4
42
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4А Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь
Цель обучения 8.3.4.10 Знать различные методы получения солей и
составлять соответствующие уравнения реакций
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует различные методы получения солей и
составляет соответствующие уравнения реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На схеме представлено 10 способов получения солей.
Напишите уравнения соответствующих реакций и расставьте коэффициенты.
Дескриптор Обучающийся
− составляет формулы соединений, согласно схеме;
− записывает 10 уравнений реакций;
− расставляет коэффициенты.
43
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4А Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь
Цель обучения 8.3.4.12 Исследовать генетическую связь между основными
классами неорганических соединений
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет уравнения реакций, демонстрируя
генетическую связь между основными классами
неорганических соединений
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Осуществите следующие превращения:
Дескриптор Обучающийся
− составляет формулы необходимых соединений;
− записывает уравнения реакций;
− расставляет коэффициенты.
44
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4В Углерод и его соединения
Цель обучения 8.4.3.1 Объяснять, почему в большинстве соединений
углерод образует четыре связи
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет, почему в большинстве соединений
углерод образует четыре связи
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание a) Укажите валентность углерода в следующих соединениях: H2CO3, CH4, CO, CO2. b) Изобразите схему распределения электронов атома углерода по орбиталям. c) Напишите электронную и графическую формулу атома углерода в спокойном и
возбуждённом состоянии. d) Объясните, какое из этих состояний наиболее энергетически выгодное. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет валентность углерода в соединениях;
− составляет схему распределения электронов атома углерода по
орбиталям;
− записывает электронную и графическую формулу атома углерода
в спокойном и возбуждённом состоянии;
− объясняет валентность с точки зрения строения атомов.
45
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4В Углерод и его соединения
Цель обучения 8.4.3.3 Сравнивать строение и свойства аллотропных
видоизменений углерода
Критерий оценивания Обучающийся
• Сравнивает строение и свойства аллотропных
видоизменений углерода
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Используя рисунок, заполните схему «Аллотропные видоизменения углерода».
Дескриптор Обучающийся
− заполняет предложенную схему;
2. Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений
углерода».
Признаки сравнения Алмаз Графит
Сходство
Качественный состав
Агрегатное строение
Различия
Кристаллическая решётка
Цвет
Электропроводность
Применение
Дескриптор Обучающийся
− описывает сходства аллотропных видоизменений;
− описывает различия аллотропных видоизменений.
46
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4В Углерод и его соединения
Цель обучения 8.4.3.7 Уметь получать углекислый газ, доказывать его
наличие и изучать свойства
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает получение углекислого газа, доказывает
его наличие и исследует его свойства.
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Опишите способ получения углекислого газа, напишите уравнение реакции.
Расставьте коэффициенты. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает процесс получения углекислого газа;
− записывает уравнение реакции;
− расставляет коэффициенты.
2. Предложите, как можно доказать, что в данном процессе образуется именно
углекислый газ.
(Приведите уравнение реакции, опишите признаки реакции/видимые изменения) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− доказывает наличие углекислого газа;
− записывает уравнение реакции;
− описывает признаки реакции;
− расставляет коэффициенты.
47
ПРОЕКТ
3. Укажите свойства, характерные для углекислого газа. a) Газ без цвета, запаха, вкуса. b) Ядовитый газ. c) Тяжелее воздуха. d) Горит. e) Немного легче воздуха. f) Проявляет свойства кислотного оксида. g) Не горит, не поддерживает горение. h) Взаимодействует со щелочами. i) Не вызывает отравления человека. j) Образует соли. k) В окислительно-восстановительных реакциях является восстановителем.
l) В воде растворяется плохо.
Дескриптор Обучающийся
− выбирает свойства, характерные для углекислого газа.
48
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4В Углерод и его соединения
Цель обучения 8.4.3.8 Составлять и объяснять круговорот углерода в
природе
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет и объясняет круговорот углерода в
природе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните данную схему (подпишите все стрелочки).
Объясните все этапы данного круговорота.
Дескриптор Обучающийся
− заполняет представленную схему;
− объясняет все этапы круговорота;
49
ПРОЕКТ
Раздел/Тема 8.4С Вода
Цель обучения 8.4.2.7 Объяснять круговорот воды в природе
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет круговорот воды в природе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Подпишите основные этапы круговорота воды в природе.
«Круговорот воды в природе»
2. Ответьте на следующие вопросы.
а) Каковы особенности данного круговорота? _____________________________________________________________________________ b) Как происходит круговорот воды в природе? _____________________________________________________________________________ c) За сколько времени происходит круговорот? _____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− подписывает основные этапы круговорота;
− выделяет особенности данного круговорота;
− объясняет, как происходит круговорот воды в природе;
− приводит точное время, за которое происходит круговорот воды.
50

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь